ВЫ
OG

т №
В»

пы
H Go
Mil ti
Keen,
BI
(и
ти
m fe

) Che
НО, №
Му
о
ЖЗ,
ПОТЕ
ОВСА
ВЫ,
b Coit

у
Мес
ОХ»
ты
te

ря
$ Mill
Tail
HON
aii Te
умей:
Де
ёль-
[110
Ibs
ВЫ-
вИ-
ora
вра-
ы

Mell
po
pit
pel
Че
aa
Hoi
epae
all
fell

saat
В
ве
nal
pre
Kg
y Hi
ape

ou!
ps
gti

rep
it
в

i

er

м
И

м
fe

j

Леонид ЛЕОНОВ

Есть такая заштатная провинция в

Северо-Западной Германии. близ Гамбурга,
под названьем Люнебург. Война не тоонула
никак этого тихого городишки, составлен-
ного по старонемецкому рецепту— из тройки
кирок, городекого кегельбана и десятка
крохотных отелей. Громить здесь нечего,
и «летающие крепости», прямым ходом неся
свой груз на’Берлин, не оставилн здесь
по себе дурных воспоминаний. Сюда бежали
со своими семьями гамбургские негоцианты,
чтоб отсидеться от первой волны в0змез-
дия. Это они чинно гуляют здесь со`свонхи
фрау, это их кроткие детки бесшумно ша-
лят.на. улицах, и даже мухи злесь летают
особые, мелкие благовоспитанные мухи, не
оставляющие . следов иа домапнтих предме-
тах. Зато и скука в Люнебурге настоящая.
немецкая, цохожая на газовое удушье. Из
таких уютных нор и вышла германская
крыса в поход нз житницы Европы.

В Люнебурге отравился Гиммлер. В Лю-
небурге была резиденция Риббентропа...
Соунительная слава! Так бы и тлеть Люне-
бурггу в его тысячелетней безвестности,
естт бы дополнительные обстоятельства не
привлекли к нему теперь вниманья мировой
прессы. Как бы застылый ‘крик чудится
в томительной люнебургской тишине. ко-
торой не могут расшевелить даже визг и
стремительный ‘бег английских военных
трузовиков, а ‘цветы в палиеадниках, как
и лица здешних детей, подернуты одной я
той же’ темчой трупной нленкой, которой
долго еще не смоют чистоплотные немен-
кие мамы и осенние дожди. Не один rot
стлался над Германией черный скзерный
Ib из больших продолговатых печек, по-
строенных здесь для сожженья человече-
‚ ского тела’ Как при многих германских
городах, при Люнебурге имелся свой кун-
центрационный лагерь, один из тех, через
которые Термания сбиралась профильтро-
вать человечество. Бельзенская фабрика
для переработки живого людского племени
в ВОНЮЧИЙ и лянкий тлен является почти
зеркальным отражением — лишь в умень-
шенных размерах — других, более знамени-
ты лагерей. Только здесь действовали не
специальными аппаратами пыток и гази-
рованья, хотя имелись они и в Бельзене,
a главным образом — голодом. Бельзен —
гигантская морилка. Пормежка была тут
не средством поддержания жизни, а сади-
стическим продленьем смертной муки; в ус-
ловиях Бельзена пуля эсэсовца могла счи-
таться даром милосердия!.. Сейчас в этом
самом городке военный суд английской
оккупационной зоны разбирает деятель-
пость ружной и сплоченной банды уни-
чтожившей свыше ста тысяч жизней.

Цифра эта, конечно, почти ничтожна
в бравненьи с миллионными гекатомбами
Майданека и Освенцима. Еще десятки таких
тайников раскопают со временем на прост-
ранствах Германии. Ничто уже не может
умножить греха Германии перед миром,
равно как ничем нельзя увеличить и пре-
зренья мысляшего мира к гитлеровской
Германии... Е тому же бельзенская система
морального и физического истребления
давно знакома советскому читателю по
прежним описаньям. Ализариновые. черни-
ла и человеческая речь бессильны передать
длительное ощущенье душевной отравлен-
ности, полученное нами при посешения
этого гиблого места. Сам Дант не рассказал
бы больше, если б его послали сюда кор-
респондентом... Нет, кровь и пепел — пло-
хая палитра для художника, который хочет
глядеть в будущее; в таких случаях лучше
его слово предоставлять «катюшам». Но
никогда не следует нам выметать из па-
MATH, как сор, воспоминания 0б этих не-
частных, — как лежали они вповалку в
воих промерзлых бараках, без стона, без
надежды, без жалобы, одичавшие, высу-
шенные голодом так, что почти не пахли
10сде смерти. — и как подымали AX B
тлухую ночь на «проверку», и они стояли
10 команду «смирно» от трех до девяти, —
и как текло длинное зимнее время, доста-
точное для сумаспествня,—и как упавших
хобивали кольями или рубили им головы
заступами, как тыквы, и так было, пока
холодное зимнее солнышко ие прерывало
этой утренней зарядки палачей...

]агерем заведывал Иозеф Врамер, гаупт-
пиуруфюрер бычьего веса и внепности,
яыне сидящий в десяти шагах от нас. Вос-
точная Европа и моя Родина также имеют
право на жизнь этого эрзац-человека.
Вели даже при огромной норме смертностя
в Бельзенском ‘лагере всё же осталось че-
те тысячи русских, сколько же всего за-
копано их в белых сыпучих бельзенских
Иесках!.. Ироме того, свою тренировку 8
этой области Крамер начинал в Освенциме,
п имя его 0с0бо упоминается в актах нашей
Трезвычайной Комисвии. В Бельзене оп
проработал всего полгода, и только потому
уеханизация смерти и производство повой-
пиков не были поставлаены на освенцим-
скую высоту. Конечно, к трем его орденам
Гиммлер подкинул бы и четвертый, если
бы Красная Армия. своевременно, взятием
Герлина, не обрубила головы фатшистокой
Германии, а шестьдесят третья противотан-
ковая английская батарея не ворвалась за
юмлючую проволоку Бельзена.

Пресса всего мира называет Крамера чу-
ховищем: это неверно. Такое слово заклю-
Yaet B себх понятие исключительности, 10-
(тойной удивленья. Крамер был не один в
Германии, ‘их’ было не сто. даже не тыся-
ча. В Германии было налажено серийное
их производство. Этому теперь не. нале
удивляться, это надо изучать, чтобы прел-
отвратить их вторжение в мир в будущем.
Her, Вельзенский лагерь есть обыкновен-
10е в Германии явление. как и сам Крамер
есть просто екотина в чистом ее встестве,
бившая сапогом в живот русеких женщин,
скотина безжалостная и хитрая. Писать о
чей вполне противно, и полагается скорее
давить ее в двойной, для надежности, пет-
16, но прежде следует назвать ту страшную
яму, откула атот зверь вылез на белый
свет.

В опустошительных прогулках по лате-
рю его обычно сопровождала постоянче
убнявшаяся Часть ero гнусной оравы, КУ-
43 входили мужчины и женщины, убийпы
учеными дипломами европейских универ-
‘итетов и просто даровитые в данной 0б-
а1ети самоучки. Мы достаточно читали в
НИХ и от многих из этой нечисти велико-
тушно избавили планету. Неро советского
журналиста имеет более почетные и сроч-
ные темы в руЯзоренной и пошатнувшейся
Европе, чем создание портретной галлереи
даже выдающихся некрофилово и громил.
Шо эти экземпляры нордической расы яв-

——

` LTucemo. ма родину

ляютея образцами социального вещества.
из которого была построена фашистская
Германия, и потому полезно хотя бы не-
скольких из них рассмотреть в присталь-
ную лупу художника.

По желщине, по её облику и морали, по
ее месту в обществе можно судить, наравно
с другими признаками, о физическом и
нравственном здоровье государства. Это ей
поручила природа величайшее дело рожде-
нья и первичного воспитанья своих зав-
трашних граждан. И вот перед нами девят-
надцать женщин, застигнутых на преетуп-
леньях, на которые не способно и животное.
..Мтак, возьмем лишь трех этих современ-
ных германских «героинь», из которых са-
мой старшей — Жозне Борман — пятьде-
сят два, а самой молодой, Ирме Грезе, толь-
Бо двадцать один год.

Первая из них — проворная, без единого
седого волоса, обезьянка, решившая на
склоне лет послужить своему фюреру. Род-
ства с ‘нею устыдился бы сам паскудный
немецкий чорт. С ее темного лица, кажется,
еще не сошел загар от крематорной печки, у
которой любила постоять эта скромная домо-
хозяйка, слушая, как скворчит и пузыритея
там человеческое жарево. Она не убивала
сама, она лишь сортировала одежду бель-
зенских жертв, еще теплую от владельцев,
пока те бились в корчах и синели под ду-
шевыми кранами газовой камеры.. Она так-
же сортировала женщин, отбирая слабых
на газовую смерть, а привлекательных — в
публичные дома для немецких солдат. Ее
единственной слабостью было потравить
волкодавами какое-нибудь занумерованное
человеческое существо, уже неснособное к
бегству, уже непригодное в лагерном хозяй-
стве. 0, стоит только представить себе, как
пошлепывала детишек эта тихая немецкая
бабушьа, отправляя их в крематорий... Вот
гаснет свет в зале суда, и на крохотный эк-
ран ложится вещественное доказательство
обвиненья, двадцатиминутный фильм, rie
запечатлен, так сказать, в поученье потом-
кам, апофеоз древней германской культуры.
Незабываемые картины подемотрел армей-
ский киноглаз тотчас по оеп^бождении Бель-
зенекого лагеря. Происходят торопливые по-
хороны тринадцати тысяч трупов, уже ут-
ративших человеческое подобие и < черны-
ми впадинами, — это ножами из консервных
банок выкраивали себе пишу одичалые
бельзенские людоеды. Мордатые эсэсовцы и
‚их грудастые марухи таскают на себе, ух-
ватясь за шею или ногу, раскорякие мерт-
вые тела своих жертв,— с одуревшими гла-
зами, в изнурительном поту они таскают их
без конца в длинный, неописуемый овраг, и
кажется, что трупным запахом наполняется
зал суда. Могучий английский буллдозер,
снегоочиститель, сгребает распадающееся
людское месиво, и похоже — мертвые шеве-
лятся всяко и привстают, чтобы их навеки
запомнили живые... Потом опять — внезап-
ный электрический свет, п видно всем. как
украдкой зевает старушка Борман, темной
тренной своею ланочкой прикрывая рот.
Бабушка скучает. Какова выдержка этой
старушки даже на очной ставке с мертве-
цами!

Почти рядом с нею сидит под номером
девятым такая молоденькая и уже такая
годлая Ирма Грезе. Это крестьянская дочь
из Тюрингии, прошедшая нацистскую школ-
ку. ‘Иностранные журналисты, богато
представленные на процессе, наперебой
раскричали ее как «хорошенькую.  белоку-
рую бестию». Мягко говоря, такое опре-
деление страдает легкомыеслием и даже по-
просту плохо в професснональном отноше-
нии. Маску зверя они приняли за человече-
ское лицо. Благообразность Ириы еще
ужаенее явного уродетва всех этих косо-
глазых дегенератов и человеко-рысей с
подпаленной шерстью. Это Горгона, загри-
мированная под Гретхен, самая лютая в ла-
герях Бельзена и Освенцима, где она дол-
[oe время заведывала одним из емертных
цехов. Недовольная старинными способами
уничтожения, имея вкуе к делам такого
рада, она изобретала новые виды казней.
Ее брови сведены, намертво стиснуты губы:
ee водянистые, воспаленные и навыкат
глаза, как бы набухшие ужасными виденья-
ми, смотрят подолгу и не мигая, как наве-
денный пистолет. Наверно, дети падали за-
мертво под этим взглядом. Она брезгливо
улыбается, когда слишком уж добросовест-
ная защита вступает в длинное препира-
тельство с судьями о приглашении каких-
то ученых знатоков международного пра-
ва, словно совести сидящих здесь почтен-
пых английских генералов недостаточно
для. изобличения злодейства.

Когда ее уводят из здания суда в тюрем-
ный грузовик, кто-то из этих приличных,
лакированных пемнев, шпалерами стоящих
вдоль улицы, кричит ей:

— Боишься, Ирма?

И она роняет сквозь зубы:

Нет. т ;

Нашим юристам было бы гадко высту-
пать защитниками в процессе такого рода.
Защите было бы более к лицу лишь по-
мочь судьям разобраться в обстоятельствах
преступленья и прежде всего — начертать
перед миром родословную великого злодей-
ства, искалечившего души этих. когда-то
человекоподобных существ. ° В Люнебурге
зашита действует иначе и, надо признать,
без особого блеска. Она находит в себе
решимость расспрашивать свидетельницу,
еле стоящую на ногах, о приметах собаки,
всторая рвала ей тело, или о длине и весе
дубины, которою ей почта перерубили
руку.

— Не могу сказать... я ее только чув-
ствовала, — еле слышно отвечает жертва.

Нет, видимо, есть над чем улыбаться
Ирме Грезе в Люнебургском процессе!

Между этими двумя сидит Герта Элерт.
Едва взглянув в глаза суду, вся помертвев,
‘сна валится с ног, полагая, что с ней сей-
час станут делать то самое, что делала она
сама, когда K ней вводили очередного
бельзенского узника. Вот улика!.. Кроме
Бельзена, опа хорошо потрудилась в Равен-
сбруке, в Майдане и Освенциме.
[е отеклое лицо бледно, словно она наелась
трупятины; в нем 060бо запоминается длин-
ный, от уха ло уха, рот, который изредка
сводит судорога зевоты. Жаба показалась
бы творением Фидия в сравненьи с этой
тварью... Словом, матери мира, благодарно
улыбнитесь солдатам 0б’единенных наций,
что охранили ваших малюток от этих бело-
курых зверей!

мездия. Пора нам приниматься за лечение

чатленье, что на раковую опухоль сыплют
что. в Нюрнберге научно поставят диагноз

ного целиком. История не простит людям,

драгоценные права ‘человека.

зет в темную нору, вроде Люнебурга, чтоб:
зализывать грозные, но не смертельные ра-
ны. И верно, ев нё повисли палачи, а уже

повалились на колени, казалось бы, «нет-

почему и улыбается красотка

лицо руками от сознания национального

нами глаза, хотя и видно было по всему.
что мы ездили в гости к M@DTBEIM.
обошли также все эти Катцен-штрассы и
улицы. Святого Духа в Люнебурге и обрели
украшенную свежими цветами могилу н5-
известного германского
ливавшего таких же неизвестных детей на
дорогах Англии и Белоруссии.

товарищи мой!

Когда заплачет Ирма

Вот что сделал фашизм из германской
женщины. Не для сравненья; которое оскор-
било бы вас, а лишь соекучась по вас на
чужбине, я вспоминаю вас, милые женщи-
ны и девушки Советского Союза, ровесин-
цы Зои, работницы и героини, вынесшие
наравне с мужчинами всю тяжесть победы
над этой адской нежитью!

Все подеудимые очень разные и вместе с
тем все они-— родня друг другу. Одинаковая
эсэсовская рубашка у всей этой колоды,
которою Германия ‘решилась сыграть ва-
банк на овладение планетой. В колоде недо-
стает лишь тузов. Они сидят сейчае в оди-
ночках нюрнбергской городской тюрьмы
в ожидании такого же ‘процесса. Судя по
сообщениям иностранных агентств, они
или судорожно ‘рыдают, как Геринг, кото-
рого, несмотря на похуденье, американская
охрана зовет попрежнему — пузо, — либо
благочестиво беседуют co священниками,
как Ганс Франк, гзулейтер Польши, либо
усиленно лечатся от несуществующих не-
дугов, как рыжая дубина Риббентроп. Для
исторического благополучия народов и для
морального оздоровления мира необходимо,
чтобы  намечающиеся упущения Люнебург-
ского процесса не были повторены изв
Нюрнберге.

Речь идет не о том, чтобы просто. пове-
сить этих бывших продавщиц, домохозяек и
свихнувшихся немецких пейзанок. Если бы
вопрос стоял-лишь о возмездии или мести,
стоило бы еще раньше законать эту петану.
Нс человечеству слишком мало только в0з-

самого недуга, настолько омрачившего свет-
лый лик добра. При борьбе с болезнью не
полагается ловить за хвост и истреблять
каждого микроба в отдельности: надо стре-
миться понять самое существо болезни. Так
вот: в Люнебурге ни разу не было названо
слово фашизм, не были прослежены при-
чины заболеванья, и потому остается впа-

не очень чудодейственный в таких случаях.
пенициллин. Будем надеяться, товарищи,

и вслух назовут имя зла, хотя и повержен-
ного, но, мне кажется, еще не обезврежен-

эсли и там станут судить лишь бывших
коммивояжеров, незадачливых вояк и ожи-
певших летчиков, покусившихся на самые

- При всем этом, однако, Люнебургский
процессе имеет неоспоримое значение хля
европейской культуры и мировой безопас-
ности. Он — первый в ряду такого рода.
Некоторая часть общественного мировом
мнения не вполне доверяла сообщениям и
актам нашей Чрезвычайной Комиссии. Они
думали, что мы их пугаем!.. Одна журна-
листка призналась мне в этом. Тем более
не могла, значит, вонь Освенцима и Май-
данека пересечь пространства не только Ат-
лантики, но и Ламанша. Теперь мировая
печать по локоть запускает руку в почер-
нелую смертную рану бельзенских стра-
дальцев. Ничего, гляди, щупай, удостоверь-

ся, неверный и беззаботный Фома!
А есть опаеноеть, что полбитое зло упол-

сообщения о процессе в мировой прессе’ нё-
оеехали на второстепенное место, да и те,
скажем честно, ‘состояли в большинстве
своем из описаний красотки Ирмы и усме-
шек Крамера. их тюремных камер и днэт п
даже количества киловатт в прожекторах,
светом которых залит зал суда. Уже приез-
жие фотографы снимают у гимнастического
зала, где идет суд, каких-то ласковых прус-
ских генералов в отставке и берут ‘ин-
тервью о том, как Германия, убившал 26
миллионов, ни сном, ни духом не’ подозре-
зала 0б’этом. А ведь один лишь Предемерт-
лый вздох этих жертв, слитый воедино, с0-
рвал бы крыши со всей Германии!.. Но ни-
чего, пусть старый английский бог рассу-
дит всех этих фотографов, репортеров и ад-
зокатов: капля упала, капля оставила свой
след на камне.

Мы ходили по Бельзенскому лагерю, ви-
дели и трогали. Мы постояли у оплывшей
от недавних сожжений крематорной печки,
возле которой еще лежат по-братски ско-
робленные детские туфельки европейского
повроя и маленькие обгорелые русские ва-
ленки. Тихо сейчас на этом ceDdom Bepe-
сковом поле. Где-то и что-то догнивает. Ве-
тер покачивает истлевающие на высокой
виселице веревки с блоками. Кошунствен-
ный смрад человеческих костров давно
впитался в листву и хвою обширных здеш-
них лесов. Скоро их сорвет осенний ветер
и затопчет в небытие. Сенсация кончается.

А жаль, что так рано начал лействовать
равнодушный плуг людского забвенья. Я не
0б’ехал всей Германии, но думается мне,
что Люнебург находится всего лишь в с0-
стоянии остолбенения, как от улара доской:
по харе; он всё еше не понимает. почему

бедимые» германские легионы. Поражение
еще не дошло до сердца Люнебурга,— вот
Ирма. Гроза
прошла стороной и даже не везде потрясла
материальное благополучие  Германич.
Электричество действует, вода течет, по-
лиантовые розы и герани; щедро удобрен-
ные бельзенским пеплом, доцветают на ука-
занных для того местах. Мимо катятся вы-
сокие, запряженные сытыми лошальми Ко-
ляскя с параличными стерильной чисто-
ты старцами, свершают праздничные про-
гулки офицеры в полной форме, только без
погон, бюргеры в шляпах с перышками.
Они без волненья внимают с верхнего яру-
са свирепым подробностям Фельзенских
убийств, от которых я пощажу тебя. мой
читатель, — и хоть бы один из них закрыл

позора. Мы возвращалиеь из Бельзена. н
хоть бы один из встречных опустил перед

Мы

летчика, расстре-

Нет, миру недостаточно капитуляции

бывших парикмахеров и фотографов. пей-
занок и кондитерских продавщиц. Нам нуж-
но моральное разорутзение
идей.
лишь тогда, когда сбежит краска с багрово-
то, точно обожралея перца с порохом, лица
Врамера и когда горько заплачет Ирма 0
своих злодействах.

гнуснейшей из
гросс-капут Германии настанет

Грустно кне нынче на чужбине, милые

В Московском центральном художе-
ственно-промышленном училище нача-
лись занятия. На снимке—в классе
лепки.

Фото А. Устинова.

Герой Советского Союза—

председатель колхоза

УФА, 3. (Корр. «Правды»). В Куюрга-
зинский район в свой родной колхоз вер-
нулся Герой Советского Союза тов. Кужа-
ков. Члены сельхозартели имени Чкалова
избрали своего земляка председателем кол-
хоза. Тов. Кужаков по-фронтовому взялся
за хозяйственную работу. Под его руко-
водством артель успешно завершила убор-
Ky Урожая и первой в районе выполнила
государственный план хлебозаготовок.

о

39 килограммов мёда
с одного улья

ЯРОСЛАВЛЬ, 3. (ТАСС). Большой попу-
лярностью пользуется в области пасека
колхоза «Новый путь», Ярославского рай-
она. Около 15 лет работает на ней пчело-
вод И. Я. Кононов. За последние два года
он увеличил количество ульев в артели в
2,5 раза. В прошлом году с каждого улья
здесь получили по 31 килограмму мёда, а в
нынешнем — по 39 килограммов.

Зе

Турбина для Одесской
электростанции
ОДЕССА, 3. (Корр. «Правды»). Город-
ской энергокомбинат получил новую турби-
ну, с пуском которой мощность энергети-
ческой базы Одессы достигнет 60 процен-
тов довоенной.

взялся за установку турбины. Круглые сут-
ки ведутся бетонные работы. Рабочие обяза-
лись закончить монтаж к   января. — на три
месяца раньше срока.

—о—

Музыкальное образование
в Литовской ССР
ВИЛЬНЮС, 3. (Корр. .«Правды»). В _Со-
ветской Литве работают две государствен-
ные консерватории и несколько средних
музыкальных учебных заведений.
Вильнюсская государственная консерва-
тория готовит музыкальные кадры на пягн
факультетах:  фортепианно-органном, ‘вэ-
кальном, оркестровом, теоретико-кКомпози-
торском и дирижерско-хоровом. Обучается
в консерватории 180 студентов. При коч-
серватории имеются музыкальное училище
и музыкальная школа-десятилетка,

О

Экономия от рационализаторских
предложений

НИКОЛАЕВ, 3. (Корр. «Правды»). Под-
ведены итоги социалистического соревнова-
ния инициаторов и изобретателей Николаев-
ского кораблестроительного завода имени
61 коммунара. За первые шесть месяцев
текущего года экономия от рационализатор-
ских предложений составила 267 тыс. руб-
лей. В августе экономия добтигла 62 тыс.
рублей, в сентябре она возросла до 70 тыс.
рублей.

~

fai ali el кения
По следам материалов «Правды»

О бюрократическом отношении
в ЦК профсоюза рабочих тяжелого
машиностроения к заявлению члена
профсоюза т. Стасенко

Заслушав сообщение комиссии, проверяв-
шей факты, изложенные в фельетоне т. За-
славского «Красоты стиля» («Правда» от
21 сентября с. г.), секретариат ВЦОПС
считает, что обвинение председателя ЦЕ
профсоюза рабочих тяжелого машинострое-
ния т. Грачкина в бюрократическом отно-
шении к просьбе больного члена профсоюза
т, Отасенко полностью подтвердилось.

Президиум ЦК профсоюза прошел мимо
этого возмутительного факта и неправиль-
ного поведения т. Гранкина и своевременно
не исправил допущенную опгибку.

Секретариат ВЦСПС постановил:

1. За бюрократическое и бездупеное от-
ношение к заявлению члена профсоюза
т. Стасенко, за притупление чувства ответ-
ственности за работу по удовлетворению
неотложных нужд рабочих председателю
ЦЕ профсоюза рабочих тяжелого машино-
строения т. Гранкину Р. М. об`явить стро-
гий выговор.

2. Указать Президнуму ЦЕ профсоюза на
отсутствие контроля с его стороны за свое-
временным и чутким разрешением в
профсоюза заявлений и жалоб рабочих и
служащих.

$. Предложить Президнуму ЦЕ созвать
в октябре с. г. пленум ЦЕ профсоюза, на
котором обсудить доклад Презихиума о рз-
боте по рассмотрению в ЦК профсоюза заяв-
лений и жалоб рабочих и служащих и во-
прос о бюрократическом отношении т. Гран-
кина к заявлению т. Стасенко.

4. Предложить председателям ЦК проф-
союзов и заведующим отделами ВЦСПС лич-
но рассматривать поступающие залвления
и жалобы трудящихся не более чем в
3-дневный срок, принимать по ним. кон-
вретные меры и о принятых мерах б6з за-
держки сообщать рабочих и служащим, по-
хавитим заявления.

Коллектив энергетиков с воодушевлением”

.  Тбилисский

Московский угольный бассейн

перед

За время Великой Отечественной Войны
Московский угольный бассейн увеличил
добычу угля больше чем в два с половиной
раза по сравнению с довоенным уровнем.
В настоящее время ‘бассейн дает стране
более 30 тысяч тонн угля в`сутки. 14 но-
вых шахт вступило в строй за годы войны.

Повседневно помогая Мосбассу, Москов-
ский комитет партии, хозяйственные и об-
щественные организации столицы оснастя-
ли его новейшей техникой и создали все
возможности для его дальнейшего развития.

Бассейн в годы Отечественной войны
оказывал огромную помошь фронту, . Ро-
дине. И сейчас, с переходом на мирное
строительство, бассейн призван удовлетво-
рять все возрастающие потребности в угле
Московской области и центральных районов
страны. Е

— (Сейчас, — заявил корреспонденту
«Правды» начальник комбината «Москво-
уголь» тов. Лебедков, — шахты бассейна
деятельно готовятся к тому, чтобы беспере-
бейно работать в зимних условиях.

Основным в подготовке к зиме является
приведение в порядок всей поверхности —
утепление копров, зданий, под’емных ме-
ханизмов, бункерного хозяйства и, что
всобенно важно, — механизация топлявных
складов, которая обеспечит нормальную
приемку добытого утля при любых усло-
BUAX.

B suMuee RpeMa peltalomee 3HavdeHHe Hve-
ет состояние электросети. Поэтому вея она
приводятся в порядок — капитально ремон-
тируется более -20 километров электросети.

полную готовность приводится также
котельное хозяйство: ремонтируется 53 и
заново монтируется 12 новых котлов.

В Мосбассе широко развита сеть желез-
нолорожных под’ездных путей к шахтам.
Состояние этой сети будет решать успех
своевременной отгрузки и доставки угля
потребителям. Под’езхные пути на случай
снежных заносов ограждаются шитами, соз-
даются специальные..бригады по очистке
путей. от снега.

Наиболее успешно идет подготовка к зи-

зимой

ме на шахтах №№ 1 и 4 треста «Молотов-
уголь», №№ 13 и 20 треста «Красноар-
мейскуголь», № 27 треста «Сталиногорек-
уголь». Здесь хозяйственные руководители
отлично понимают все значение работы в
условиях зимы и показывают образцы п д-
готовки к этому ответственному периоду.

0 подготовке к зиме.на шахте № 1 тре-
ста «Молотовуголь» начали заботиться еще
с лета. Прежде всего хорошо утеплен
вентиляционный ствол, он обшит тесом.
Двойная обшивка произведена в надшахт-
ном строении главного ствола. На очереди—
ремонт бункеров и котельной. ;

Угольщики не только готовят в зиме
шахты, но и оказывают в этом действен-
ную помощь железнодорожному транспорту
НЕПС, обслуживающему бассейн. Так, нз-
пример, многие шахты и тресты Moc6acca
взяли шефство над паровозами Узловскога
и_ Сталиногорского отделений Московско-
Донбасской. железной дороги. Паровозные
бригады обеспечиваются всем необходимым
для нормальной работы; утепляются депо,
паровозы и т. д.

Не меньшее значение мы придаем под-
TOTOBKe к зиме жилищного фонда и обще-
ственно-бытовых учреждений (общежитня,
столовые, клубы, красные уголки, наряд-
ные).

— К предстоящей зиме Московский
угольный бассейн подходит подготовлен-
ным для того, чтобы обеспечить выполне-
ние государственных заданий по добыче и
отгрузке угля при всех условиях, — гово-
рит в заключение тов. Лебедков.

Эта уверенность основана на серьезной
работе, проделанной комбинатом в послед-
ние месяцы. Но надо помнить, что не всё
начатое уже доведено до конца. В ближай-
шие недели необходимо закончить все ре-
монтные работы на шахтах и особое внима-
ние обратить на состояние жилищ: шахте-

ров. Тут. никакие недоделки прощены
не будут!
Л. МИТНИЦКИЙ.
у (Спец. корр. «Правды»).
Сталиногорск.

Гражданская продукция

Завод истребительных самолетов получил
задание приступить к выпуску некоторых
видов гражданской продукции. В одном из
цехов происходит сборка металлических
ннкелированных кроватей. В другом цехе
‘изготовляются катеры_для речного флота.
Штамповочный цех из отходов производства
выпускает чайные и стсловые ложки, топо-
ры, бельевые баки. В столярнсм цехе изго-
товляются детские игрушки. Ряд цехов вы:
полняет большие заказы на запасные части
к. тракторам и сельскохозяйственным маши-
нам и оборудование для Метростроя и га-
зопровода Саратов —- Москва,

В беседе с корреспондентом «Правды»
директор завода тов. Журавлев сообщил:-

— Учитывая потребность страны, наш
завод, наряду с выполнением своих заданий
в сбласти авиационного произвсдетва гри-
ступил к выпуску гражданской продукции
предметов широкого потребления. По утвер-
жденному Наркоматом авиапромышленно-
сти плану в четвертом квартале этого года
наш завоцд выпустит 120 катеров; 400’ бай-
дарок, 3.500 кроватей. Кроме того, мы из-
готовим 5.000 комплектов детских игрушек
п 200.000 ложек.

на авиационном заводе

Выпуск ‘гражданской продукции потребо-
вал перестрсйки отдельных цехсв и созда-
ния ряда новых мастерских {по никелнров-
ке, декоративной окраске и т. д.), соответ-
ственно их оборудовать, наладить производ-
ственные процессы и научить рабочих ‘да-
вать продукцию грочную и ‘красиво отде-
ланную.

Наш катер «КС-1» («Крылья Советов»)
представляет собой шестиместный полу-
глиссер с обычным автомобильным мотором
Гсрьковсксго авгозавода. Он развивает ско-
рость до 40 километров В час. Управление
катером простое. Мы уже получили заказы
на такие катеры от Моссовета, Наркомреч-
флота и других организаций для перевозки
пассажиров.

Завод выпускает два тина металлических
кроватей с деревянной спинкой — краше-
ные и никелирозанные.

Руковсдство ИЗ производством
возложено на специально выделенных ве-
дущих инженеров ‘и конструкторов, ‘кото-
рые разрабатывают технологию, чертежи
и технические условия. На заводе сейчас
проводится’ конкурс на создание новых об-
разцов ширпотреба из отходов.

В столичных театрах

союзных

ТБИЛИСИ

К двадцатипятилегию установления со-
ветской власти в Грузии, которое испол-
няется в феврале 1946 года, Тбилисский го-
сударственный театр оперы и ‘балета имени
Палнашвили приурочивает постановку двух
новых произведений грузинских композито-
рев: опзры. Мшвелидзе, написанной, на тему
псэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой
шкуре», и балета Киладзе «Синатле» (по
сказке-фесрии Иосифа Гедеванишвили). Бу-
дут также поставлены театром классиче-
ские оперы «Борис Годунов» Мусоргского
и «Отелло» Верди. \ ;

Из шести новых пьес, которые покажет
драматический театр имени
Марджанишвили, две написаны на темы
Отечественной войны; драма «Сила жизни»
Гогуа — о героической борьбе за Родину
подводников-черноморцев и комедия Келба-
кнани «Достойная награда» — о возвраще-
нии с фронта на родину бойца-грузина.

Тбилисский драматический театр имени
Руставели открыл сезон историко-героиче-
ской пьесой Шаншиашвили. «Арсен». Идут
репетиции пьесы Соловьева «Великий ro-
сударь», которую ставит народный артист
СССР Васадзе. В роли Ивана Грозного вы-
ступят народный артист СССР Хорава.

Пять новых спектаклей покажет Тбилис-
ский русский драматический театр имени
Грибоедова: «Плоды просвещения» Толстого,
«Гсрячее сердце» Островского, «Самолет

республик

] опаздывает на сутки» Рыбака и Савченко,

«Лисички» Хелман и «Почему молчал» Бен-

нета.
БАКУ

Азербайджанский государственный опер-
ный театр имени Ахундова откроется опе-
рой народного артиста СССР Узеира Гаджи-
бекова «Кёр Оглы». Театр подготовил
к постановке оперу советского композитора
Б. Зейдмана «Маскарад», новую оперу
молодых композиторов Караева и Гаджиева
«Вэтэн» на тему Великой Отечественной
войны, а также оперы «Снегурочка», «Фауст»,
балеты «Гыз Галасы» и «Лебединое озеро».

Театр русской драмы открывает  сезоя
пьесой Горького «Варвары». В репертуаре—
«Последняя жертва» Островского, «Он при-
шел» Пристли и другие. пьесы.

Азербайджанский государственный дра-
матический театр ставит новую пьесу Самед
Вургуна. «Инсан», которая отображает
патриотизм и мужество советского чело-
века. Театр покажет пьесы: Сабит Рахмана
«Ашнавар», «Нушабе» Абдулла Шаига,
«Бесприданницу» Островского.

РИГА

Государственный русский драматический
театр на открытии сезона показал рижанам
премьеру В. Лациса «Невестка».

Пьеса отображает жизнь Латвии в годы
немецкой оккупации и борьбу партизан с
гитлеровцами и их пособниками.

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Руководящий районный товарищ вызвал
Е себе в кабинет председателя колхоза
«Маяк». }

— Вот что, товарищ Гайдук... Примите
в сведению и руководству... Короче говоря,
чтоб через два дня у меня на квартире
стояла бочка.

— Вочка? — удивился Гайдук.

— Да. Бочка. Сами знаете, осень... Чу-
десная пора. Как это там у поэтов сказано:

Осень золотая,
Ты нам принесла
Полны огороды
Всякого добра.

— Что и говорить, товарищ Федькин.

— Истати, у вас, товариш Гайдук, ка-
жется, полно этого добра — и огурчики, и
капусточка, и помидорчики, и картошечка. .

— Ла, есть всякая всячина, — отвечал
председатель колхоза, — а вот насчет бочки.
ничего не выйдет. В колхозе бочек нет.

— Ras! Что вы сказали? Вы, Гайдук,
забываете, © кем разговариваете. Извольте
выполнять распоряжения. Кончено. Можете
ИТти...

На поиски бочки для Федькина были
колхозом посланы курьеры во все концы.
Ищи — и обрящешь: бочка была найдена.

1.460 рублей выложил колхоз «Маяк»
наличными за эту бочку. Но не стоять же

5. Предложить Центральным комитетам
профсоюзов обсудить настоящее постанов-
ление на очерелных заседаниях президиу-
мов ЦЕ и принять меры к устранению не-
достатков и улучшению работы профеоюз-
ных организаций по рассмотрению заявле-

ний и жалоб рабочих и служащих.

бочке пустой, Раз есть кузов; то должны
быть и грузди. Через несколько дней счето-
вод колхоза «Маяк» отметил в своей книге:
«Продано без денег тов. Федькину капу-
сты 300 килограммов, картофеля 500 кило-
граммов, помидор 110 килограммов».
Равняясь н& Федькина и его вместитель-

Продано без денег...

ную бочку, и другие начальники Крутлян-
ского райсна стали оказывать особое вни-
мание колхозу. «Маяк»,

Ежедневно в канцелярию колхоза посту-
пают записки самого лирического харак-
тера:

«Председателю колхоза тов. Гайдук.
Прошу отпустить для меня одного поросен-
ка. С приветом! Председатель районного co-
вета депутатов трудящихся Н. Сушков».

«Отпустите для меня огурцов и помидо-
ров и подготовьте хорошенького коня для
поездки в Могилев. С товарищеским приве-
том нарсудья Дингалев»:

Более грозное начальство пишет так:

«ПШиеницы, ячменя, овса — #5 пудов,
Прошутинский».

Или:

«Выдать овса 20 килограммов. Марфин».

Уже «продано без денег» _ колхозом
«Маяк» картофеля и овощей 300 пудов,
зернопродуктов — 80 пудов, поросят — 22
головы. .

С наступлением осени колхоз «Маяк»
действительно стал маяком, на который
держат курс все райлюбители поживиться
чужим добром.

Колхоз фактически превращен в подсоб-
ное хозяйство районного начальства. По
распоряжению председателя Круглянского
сельсовета Тимаховича систематически в
сельсовете круглосуточно дежурят’ два
колхозника Ha случай, если начальству
«вдруг что-нибудь потребуется».

Словом, районная бочка оказалась’ 66з-

В. БУРНОСОВ. .

донной...