$ ОКТЯБРЯ 1945 г., № 238 (10009)

ПАРТИЙНАЯ

ЖИЗНЬ

Демобилизованные воины-коммунисты-—
актив партийных организаций

В горьковскую городскую партийную
организацию уже возвратилось из Красной
Армии около тысячи  демобилизованных
воинов-коммунистов. Верные сыны боль-
шевистской партии, они е честью выпол-
нили свой долг перед Родиной, пройдя су-
ровый и славный боевой путь.

Немало товарищей, вернувишхея из ap-
мии; выдвинуто на руководящую партий-
ную, советскую и ‘хозяйственную раблгу.

Демобилизованные — воины-коммунисты,
используя накопленный за время войны
организаторский опыт, активно берутся за
порученную им работу.

Правильно использовать коммунистов-
фронтовиков на работе, помочь им быстрее
освоиться с  хозяйственно-политическямп
задачами. приобщить в активной партий-
ной жизни, оказать им помощь в дальней-
шем идейно-политическом росте — таковы
важнейшие задачи парторганизапий.

Большинство партийных организаций. го-
pora sto поняло. В беселе с хемобилизован-
ными  воинами-коммуниетами секретари
пзртийных организаций выясняют. на ка-
вой работе лучше использовать того или
иного товарища, какое партийное поручэ-
ние ему дать. какую помощь следует ока.
зать в политическом самообразования.

На заводе имени Сталина из 20 демэби-
лизованных 15 коммунистов уже активно
участвуют в партийно-политической раб›-
те. Коммунист А. Панов. например, выету-
пает с лекциями и локлалами по поручению
парткома. он же руководит политкружком,
И. Ахромеев работает редактором  стен-
ной газеты, В. Хорьков избран парт-
группоргом, другие товарищи выполняют
отдельные партийные поручения.

Недавно партийный комитет завода про-
вел специальное совешание коммунистов,
возвратившихея из армии. Товарищи поде-
лились первым опытом своей работы в ус-
ловиях мирного строительства. отметили
ряд нелостатков, высказали немало ценных
предложений и пожеланий. Про коммуаи-
стов, вернувшихся из армии, на ззвохе
вмени Сталина говорят:

Хорошие люди. Напоризтые, дисцип-
линированные. С жаром берутся за работу.

Внимательно относится к коммуниетам,
вернувшимся из армии, партбюро швейной
фабрики № 2. Демобилизованный комму-
пист [. Коробочкин рассказывает:

— Встретили меня на Фабрике очень
тепло. Парторганизация поручила мне аги-
тационную работу в общежитии. гле про-
живают 30 рабочих.

Подобного рода положительных примеров
можно привести немало. Горком партпи по-
стоянно напоминает векретарям райкомов
и партийных организапий 06 их задачах,
учит их внимательно относиться к вернув-
шимся с фронта коммунистам, обязывает
повседневно помогать им в работе, в идей-
но-политическом ‘росте. в устройстве до-
изтних дел.

* < *

В кабинете секретаря Канавинского рай-
виз партии собралась небольшая группа
коммунистов, возвратившихея с Фронта.
(як пришли в райком. чтобы поговорить.
19 душам. Секретарь райкома тов. Родиз
интересуется. кзк каждый из них устроил-
я на производетве, участвуюг ли в пар-
тийно-политической жизни, какая нужна
помошь от райкома партии.

Выясняется, что не везде партийные
хозяйственные руководители внимательно
относятся к товарищам, вернувшимся ©
фронта. Тов. Судаева говорит, что до армии
она работала экономистом на мельзаводе
№ 1. Желала бы и сейчае выполнять эту
работу, тем более, что вакантная лолжность
экономиста в плановом отделе завола есть,
но дирекпия почему-то не идёт ей навстречу.
Секретарь партбюро тов. Жуков co
иной ло сих пор не беселовал, — говорит
тов. Судаева. — С практическими задачами
парторганизации не познакомил. В армии

Книга о

Ленин!.. Какое исполинское бытие, CBA-
занное каждой мыслью своей, каждым делом
и всем лыханием своим с миллионами чело-
веческих жизней, встает перел нами в этом
слове — Ленин!..

Каждая хорошая книга о Ленине дорога
нам не только воспоминанием о нем, но и
Fak возможность полнее лознать великий
образ Ленина. Сборник произведений «0
Ленине» *, выпущенный  Гослитиздатом,
призван также сыграть эту благородную
роль.

Безмерно много значило и значит для ду-
ховной жизни нашего народа выступление
товариша Сталина на вечере кремлевских
курсантов 28 января 1924 года.

«Ленин был рождён для революции. Он
был поистине гением революционных взры-
вов и величайшим мастером революционно-
то руководства. Никогда он не чуветвовал
ссбя так своболно и радостно, как в эпоху
революционных потрясений... В дни рево-
люционных поворотов он буквально рас-
цветал, становился ясновидцем, предугалы-
вал лвижение классов и вероятные зигзаги
революции, видя их, как на ладони. Нела-
ром говорится в наших партийных кругах,
что «Ильич умеет плавать в волнах рево-
люции, как рыба в воде».

Отсюла «поразительная» ACHOCTS
тактических лозунгов и «головокружитель-
ная» смелость революционных замыс-
лов Ленина».

Гений революции, «горный орел», Ленин
предстал перед нами в незабываемых
сталинских словах живым и близким. Созда-
тель большевиетской партии, великий корм-
чий Октябрьской революции, основатель
советского государства, борен высочайшей
принципиальности и безграничной веры в
силу масс и вместе с тем скромный, про-
стой, чуткий человек — таков Ленин.

Максим Горький, кого так нежно любил
Ленин. написал о нем воспоминания, рав-
ных которым нет во всей мировой хуложест-
венной литературе: так полно сочетались
в них любовь писателя-буревестника К ге-
нию революции и могучему человеку —
Тенину и вдохновенная и точная лепка
ленинского образа. Е,

«Его рука, протянутая вперёд, и немно-

*# «О Ленине». Сборник художественных
произведений. Гослитиздат, 1945 г., 216 crTp.,
тираж 50.000 экз.

я была агитатором, редактором стенной га-
зеты, членом партбюро дивизиона. Мне же

пока никаких партийных поручений
не дают.

— В партийной жизни я также нока
не участвую, — заявляет дважды ордено-

носец тов. Салеев. — и поручений от парт-
организации не имею, а желание работать,
конечно, большое.

Претензии товарищей Судаевой и Салеева
вполне законны. Руководители партийной
организации мельзавода № 1, видимо,
не замечают коммунистов, возвратившихея
пз армии, не вовлекают их в активную
партийную жизнь. Межлу тем секретарь
этой парторганизации тов. Жуков не раз
жаловалея в райкоме партии на «отсут-
ствие» актива и возникающие. в связи
с этим «трулности». Секретарь . райкома
тут же лает указание пригласить в райком
Жукова. чтобы во-время исправить. его
ошибку. у

В ззключение беседы секретарь райкома
познакомил коммунистов с задачами, KOTO-
рые стоят перел районной партийной
организацией.

Подобного рода беседы с коммунистами—
бывшими фронтовиками
других райкомах города. Они имеют большое
значение как для партийных организаций,
Tak и для самих коммунистов. Руководя-
щие работники райкомов партии ближе зна-
комятся во время этих бесед е коммуни-
стами, вернувшимися из армии, узнают,
что их волнует, чем они интересуются, вы-
‹лушивают их предложения и пожелания.

Такие беседы, наконеп, помогают райкомам

партии увидеть недостатки первичных
парторганизаций в работе ¢ демобилизо-
ванными.

хх

Перед партийными организациями в свя-
3H с возвращением из армий коммунистов
встает немало серьёзных задач. Важнейшей
из них можно считать оказание помощи
демобилизованным товарищам в овладении
новой техникой, новыми усовершенствован-
ными методами производства, которые вне-
дрены на наших предприятиях за время
войны. Ведь не случайно товарищи, возвра-
тившиеся на заводы и фабрики из армии,
говорят:

— Лаумного нового увидели мы
Изменилась техника, изменились и
Крепко нам придется поработать, чтобы
свлалеть новой техникой и занять, как и
нолобает коммунистам. ведущую роль ва
производстве,

Не менее важно оказать помощь демоби-
лизованным в изучении — марксистеко-
ленинской теорин. В фронтовой обстановке
многие из них не имели возможности си-
стематически заниматься своим политиче-
ским самообразованием. Отдел пропаганлы
н агитапии горкома ВКП(б) вовлекает сей-
Час этих товарищей в политшколы, район-
ные партийные школы, вечерний универ-
сатет маркеизма-ленинизма, организует им
систематическую помошь в самостоятель-
ной работе над книгой. .

Конечно. среди фронтовиков foOM-
мунисгсв есть немало и политически под-
готовленных товарищей, которые проводи-
ли большую агитапионно-пропагандистееу1о
работу в армий. Мы ставим перед. собой
залачу вовлечь их в массово-политическую
работу среди наееления.

В связи с Указом Президиума. Верховного
Совета СССР о демобилизации второй  оче-
рели личного состава Красной Армии в
партийные организации вольются ещё мно-
гие тысячи армейских коммунистов. Прой-
дя суосвую школу войны, закалившиеь в
боях. научившись преодолевать любые
трудности. они станут крепкой опорой nap-
тийных организаций в борьбе за выполне-
ние хозяйственно-политических задач.

А. ПОНОМАРЕНКО.
Секретарь. Горьковского горкома
ВКП(б) по пропаганде.

здесь.
люди.

Ленине

го поднятая вверх лалонь, которая как бы
взвешивала каждое слово, отевивая фразы
противников, заменяя их вескими положе-
ниями, доказательствами права и долга ра-
бочего класса итти своим путём, а не сза-
ди и даже не рядом © либеральной буржуа-
зией.— всё эта было необыкновенно, и го-
ворилось им, Лениным, как-то не от себя,
а. лействительно. по воле истории».

«Осенью 18-го года я сиросил сормовско-
га рабочего Дмитрия Павлова, какова, на
его взгляд. самая резкая черта Ленина?

— Простота. Прост, как правда.

Сказал он это, как хорошо пролуманное,
лавно решённое».

В ясновидении большой любви своей
Горький сказал: «...вет сил, которые могли
бы затемнить факел, поднятый Лениным».
Й. действительно. свет этого факела ярко
озарил путь великой темы в советской ли-
тературе. имя которой — Ленин. С. изуми-
тельной поэтической силой написал образ
Ленина Маяковский:

«Разве жар
такой
термометрами меряется?
Разве пульс
такой
секундами гудит?!
Вечно будет ленинское сердце
клокотать
у революции в груди».
«Ленин рядом. -
Вот

он.
Илёт
и умрёт с нами.

Й снова

в каждом рождённом рождён —
как сила,

каг знанье,

как знамя»,

Как знамя поднял рабочий класс заветы,
оставленные Лениным. В романе Николая
Островского «Как закалялась сталь» стар-
ший брат Павки Корчагина, Артем, закон-
чил рассказ о своей трудной жизни взвол-
нованными словами:

«Мало свою власть защищать. надо всей
семьей заместо Ленина.— чтобы власть со-
ветская. как гора железная, стояла, Долж-
ны мы большевиками стать-— партия наша
ведь?»

«Самый человечный человек», как на-

Помма НУРБЕРДЫ

Тебе, отечество моё!

Туркмения, отечество мое, —
Садов весеннее благоуханье!

С твоим дыханьем в пламени боев
Сливал я каждое свое дыханье.

Где б ни был я -- к тебе летел мой
взор,
Витая над просторами степными,
Над непокорными хребтами гор,
Над нивами цветущими твоими.

Ты — солнечная колыбель моя,

Ты — материнской ласки всплощенье,

И первая улыбка бытия,

И зрелых чувств и мысли
пробужденье.

Ты светлые взлелеяла мечты

И мужество в груди моей, и силу.
Любить свободу научила ты и
И ненависть к насилью пробудила.

И в зас, когда на демонов войны
На запад двинулся Восток, —

«С победой
Домой вернитесь, милые сыны! —
Благословили нас отцы и деды.

Мечом нам стал родительский наказ,

Стальным щитом -— твое
благословенье,

И этот щит в бою не выдал. нас,

И закалился меч в огне сраженья.

Нас в бой повел могучий бсгатырь —
`Над нами русская сияла слава.

И в изумленье привела весь мир
Великая советская держава!

Уж третий раз победный русский шаг

На площадях берлинских немец
слышит.

И золотыми буквами. в веках

О нашей славе летописец пишет.

Перевел“ с туркменского Г. ВЕСЕЛКОВ.

По городам и сёлам Псковской области

(От корреспондента «Правды»)

Производство гипса и мела
В районе сгарого и нового Изборска им?-
ются крупнейшие в стране. залежи гипсо-
зого камня. Недавно здесь возобновили ра-
боту заводы по производству медицинског“

проводятся и в  В строительного гипса. Они полностью обе-

спечат вяжущим материалом  псковскче
стройки, а также будут снабжать своей про-
дукцией Ленинград, Новгород, Таллин и
другие города. На заводах изготовляются
школьные мелки. Предполагается оргачизо-
вать производствс. гипсовых строительных
деталей.

Возрождение рыболовства

После освобождения области от немец-
ких захватчиков рыбаки горячо взялась за
восстановление своего хозяйства. Колхозы
«Красный ‘моряк», «Труженик», «Красное
знамя» и доугие каждый месяц стали пере-
выполнять план. Рыболовецкий колхоз
«Красный моряк» выполнил годовое задание
ва 400 процентов. Рыбаки колхоза имени
Залита тслько в третьем квартале сдала
сверх плана более 2 тысяч пудов первосорт-
ной рыбы.

По  почину рыбаков этого колхоза
сейчас в области развертывается предок-
тябрьское соревнование за скорейшее восста-
новление рыбных промыслов, за досрочное
выполнение годового плана добычи рыбы.

Археологические раскопки
Археологическая эксаедиция Институт”
материальной кульгуры Академии наук
СССР производит раскопки на территории
Довмонтовой крепости, построенной во вто-

Советское ви

`Начальник Главвина тов. П. Картавченко
в беседе с сотрудником «Правды» расска-
зал о том, что делается в нашей стране для
восстановления и дальнейшего развития ва-
нодельческой промыщленности.

— Eme в военное время,— говорит Т9в.
Картавченко,— когла 70 процентов сырьевой
базы советской винолельческой промышлен-
ности находилось на временно оккупирован-
ной гитлеровцами территории. были пред-
приняты меры для освоения новых районов
виноделия. Такие районы были выявлены
в Киргизии и. Казахстане. Оказалось, что
здесь можно получать не только хорошие
столовые. но и десертные, а также шам-
панские вина. EM

Во Фрунзе и Алма-Ате строятся ‘заводы
шампанских вин. Мошвость каждого 43
них — 250 тыс. бутылок в год. Один завод
построен в Ташкенте. Первая его очередь,
рассчитанная на ежегодный выпуск 500 ты-
гяч бутылок. уже вступила в строй.

Закавказский филиал Всесоюзного инстн-
тута виноделия «Магарач» совместно с Гру-
зинской Академией наук последние годы
занимается восстановлением производства
старых, но забытых грузинских вин. Весной
этого года Центральной дегустационной ко-
миссии было представлено 50 сортов та-
ких вин, в том числе атенури, хидистауря,
капистони, хванчкара, чхавери и др.

В Армении, где обычно вырабатывались
только коньяки и крепкие десертные ви-
на. мы Начали сейчас впервые выпускать

рой половине Х! века князем  Тимофеем-
Повмонтом. На небэльшой площади этой
крепости в разное время были построены
девятнадиать церквей, представляющих CO-
бой мемориальные памятники, связанные с
Крупнейшими событиями ‘в’ жизни Пскова.
На месте раскопок обнаружены остаткз
превней церкви, предметы быта и культуры.
различные керамические изделия и украше-
вия.

Освещение Пскова

После трех лет тьмы и мрака немецкой
оккупации Псков снова озарен ярким све-
том, На улицах зажглись ‘фонари. Включен
свет в жилых домах, получили электроэнер-
гню бытовые учреждения в новостройки.
Городская электростанция полностью обе-
спезивает потребность в электроэнергии
ксммунальных и промышленных предприя-
тий.

Музейные ценности возвращены

Немецко-фашистские захватчики. разгра-
били ценнейшие книжные фонды Псковско-
го исторического музея. В Германию были
отправлены греческие рукописи [Х в Х в®-
ков, редчайшне старинные старопечатные
книги, дрезнейшае псковские летописи 4
рукописные книги. Но немецким захватчя-
кам не удалось довезти награбленные ценно-
сти в свое логово. Преследуемые Красной
Армией, эни побросали книги по дороге от-
ступления. Недавно книжные фонды были
обнаружены в одном из подвалов городз
Рнги. Около 15 тысяч книг уже возвращено
Псковскому историческому музею.

новые сорта столовых вин — воскеваз, ма-

лаи и эчмиадзинское белое.
{ Установлено, что в Нагорном Карабахе из

местного сорта винограда хндагны можно
изготовлять красные столовые вина, не
уступаюшие по качеству известным бур-
гундским.

На Украине вырабатываются марочные су-
хие вина —  рислинг, алиготэ, кабернэ. В

Молдавив будут в этом году заложены ча
выдержку вина типа бордо, пино, алиготэ
и др.

Мы ставим перед собой задачу — продви-
нуть виноградарство на север, в частностн
в Поволжье, Донбасс, на Дальний Восток.
Организован производственно-опытный соз-
хоз в районе озера Хасан. Здесь в этом го-
ду получен первый урожай винограда.

Гитлеровцы причинили нашей винодель-
ческой промышленности огромные убытка,
исчисляемые миллиарлами рублей. Теперь
идет восстановление разрушенных немцами
предприятий. в том числе комбината «Абрау-
Дюрсо». комбината шампанских вин на До-
ну, украинских и молдавских заводов,
крымского комбината «Массандра». В Мас-
сандру возврашается ‘эвакуированная от-
сюда в военное время знаменитая библиоте-
ка-коллекция вин, в которой, как известно,
собраны образцы. начиная с 1783 гола.

Всего в этом голу винодельческая про-
мышленность выработает 9 миллионов 200
тысяч декалитров различных вин. в TOM
числе 900 тысяч декалитров виноматериа-
лов для шампанского,

звал Ленина Маяковский, предстает в про-  Ленин, Сталин. Свердлов. Нужно было, не

извелениях нашей литературы вождем ве-
ликим и простым, который теенейшими уза-
ми евязан с жизнью и трудом народа. Поэ-
ма-предание А. Твардовского «Ченин и
печник» ярко и тепло ‘показывает, как лю-
бовь народа к Ленину наполняет высоким
смыслом Jame самые обыденные дела.

В поэме— деревенской были «Докладная
записка» М. Исаковский передает безгра-
ничную веру народа в Ленина, в «еправед-
ливого человека».

«Товариш Ленин — он такой,
Что силы слабому прибавит.
А кто упал.— своей рукой

Полднимет, на ноги поставит».

В пьесе А. Корнейчука «Праваа» Ленин
и в пламени Октябрьских боев видит каж-
лого человека. Каждого он: полнимаэт до
подвига, как это было с украинским кресть-
янином-бедняком Тарасом м

«Тарас. Запишите меня в вашу партию—
может, убьют, так неудобно будет уми-
рать...

Ленин (улыбается). Умирать не следует,
надо побеждать: Товариш Рыжов, вы его
усрошо знаете?

Рыжов. Стоящий человек Тарас, и наш
во всех смыслах.

Ленин (пишет в блокноте, вслух). «Про-
сить ЦК принять в партию украинского
крестьянина-бедняка Тараса...»

Тарас. Голота...

Ленин, «...Тараса Голоту в день BoccTa-
ния. Рекомендуют: пролетарий Кузьма Ры-
жов и Владимир Ленин». Поздравляю вас,
товариш Голота!

Тарас. Благодарю вас, товарищ Ленин!..
Долго искал я правду и здесь нашёл ее...»

Появление Ленина возбуждало и в юных,
неопытных людях самые высокие и благо-
редные чувства. Катя. героиня рассказа
А. Кононова «Праздник», идя встречать
Ленина к Фичляндскому вокзалу, чувствует
особенную любовь в людям, в своему
городу.

Дружба двух гениев-—Ленина и Сталина
вдохновила и булет вдохновлять многих и
многих писателей и поэтов. Эту дружбу. с0-
ветская литература показывает миру Kak
высокий образеп крепчайшего единетва 4
взаимопонимания, как ничем не одолимую
мощь двух гениальных воль, которые побе-
ждали в условиях, казалось бы, нечелове-
ческих трудностей. В романе Алексея Тол-
стого «Хлеб» перед ‘нами картины тяжелых
дней царицынской эпопеи.

«...Тверло, наперекор стояли

всему,

теряя дня и часа, изменить соотношение
сил.

Полчищам и бандам контрреволюции.
японским дрелноутам, германским пушкам
и антантовскому золоту, неисчерпаемым
запасам пролсвольствия и одежды, угля,
нефти и железа — на той стороне — Ок-
тябрьская революпия  противопоставляла
конкретные задачи  веемирно-исторической
трудноети и значения».

«...Сталин говорил вполголоса:

— Всё наше внимание должно быть
сейчас устремлено на Парипын. Оборонять
его можно.— там трилцать пять, сорок ты-
сяч рабочих, и в округе—богатейшие за-
пасы хлеба, За Царипын нужно драться.

Влалимир Ильич нашёл, что ему было
нужно, быстро облокотилея. положив ла-
донь на лоб, пробежал глазами исписанный
листочек:

— Коостовый поход за хлебом нужно
возглавить. — сказал он.— Ошибка, что
этого не было сделано раньше. Прекрасно!
Прекрасно!—0Он откинулся в кресле, и лицо
его стало оживлённым. лукавым.— Опре-
деляется центр борьбы — Царицын. Пре-
красно! И вот тут мы и победим...

Сталин усмехнулея под усами. Co caep-
жанным восхищением он глядел на этого
человека — величайшего оптимиста ието-
рии, провидящего в самые тяжелые минуты
трудностей то новое, рождаемое этими труд-
ностями. что можно было взять как ору-
жие-—пля борьбы и победы...»

В романе Ве. Иванова «Пархоменко»
есть место. гле Сталин, готовя Царицын Е
тому, чтобы «весь удар... принять грудью»,
посылает Пархоменко © письмом в Москву,
к Ленину. И здесь читатель видит Ленина
полным кипучей энергии и веры в победу.

«Если бы Пархоменко мог это выразить,
он бы назвал это ощущение— подлинным и
неистребимым ощущением бессмертия... Ни-
RTO, кроме трудящихся, именно этих про-
стых сердец, не мог так видеть и чуветво-
вать в нем подлинно то, что было одновре-
менно и настоящим и далеким прошлым, нз-
шедшим свой смысл и определение, и рас-
крывшимся будущим». .

В пьесе Н, Погодина «Кремлевские ку-
ранты» Ленин и Сталин, едва отгремелз
гражданская война, уже зримо и ярко пред-
ставляют себе будушее—электрификацию
страны. Они-—вожди народа, уверенно дер-
жащие в руках все нити многих грядущих
побед молодого советского государства.

’В дружбе народов Ленин и Сталин видели

На Южном Сахалине

(От вознного корреспондента «Правды»)

Наш «Дуглас» идет на Южный Саха-
лин. Пилот воздушного корабля Бондарев,
недавно награжленный орденом Отечествен-
ной войны. е гордостью. говорит:

— Это наша новая трасса.

Через полтора часа перед нами открылся
Татарский прелив. Синее безоблачное небо
сливалось впереди © морем. После пяти-
десяти минут полета над. водой мы увидели
на горизонте легкую. чуть заметную ‘пеле-
ну облаков. а потом синюю кромку земли.
Это был Южный Сахалин.

Миновав раскинувшийся на берегу го-
родок — порт’ Маока, «Дуглас» призем-
лился в главном городе Южного Сахалина—
Тойохаре.

Сахалин открывали и первыми засели-
ли русские люди. Шестьдесят лет  назал
на, юге острова были русские поселения.
Японцы, захватив Южный Сахалин, ‘дали
ему наименование «Карафуто». Десятиле-
THAMH они вытравляли здесь веб русское.
Русский язык был запрещен, русские
люди лишены всех прав. Очень многие из
них покинули остров. ;

Японские колонизаторы превратили Юж-
ный Сахалин в один из плацдармов для на-
падения на Советский Союз. Всё здесь было
пропитано военным духом; всё служило це-
лям войны: На Южном Сахалине строились
азродромы ‘е-бетонированными” посадочны-
мн площадками,  воздвигались мощные
укрепления. Южный Сахалин усиленно
заселялся японскими резервистами. Они
работали на железных порогах, в уголь-
ных шахтах, на фабриках п в то же время
обучались военному делу.

Среди японского населения. велась без-
улержная пропаганда фашистской расовой
теории. Оно воспитывалось в духе слепого
нсвиновения «божественной воле» импера-
тора, в духе непримиримой ненависти к
другим народам, особенно к советскому на-
роду.

Молодежная организация. во главе ко-
торой стоял карафутский губернатор, об’-
елиняла всю городскую и сельскую моло-
дежь допризывного возраста. Члены этой
организации в часы, свободные от занятий
в школах, работали на полях и на пред-
приятиях, а также занимались спортом. Н
всё время им вдалбливали в головы тео-
рию о «божественном происхождении расы
Ямато». правила «самурайской морали».
Уже с летства японцы готовились стать
соллатами.

Существовало еше «женское общество
великой Японии». Женщины, входившие в
это общество, обязаны были оказывать
посильную помощь государству: воспиты-
вать летей в хухе слепой преданности им-
ператору, вести агитацию среди солдат,
убеждая их в полезности военной службы.

Обществом промышленности. об’единяв-
шим рабочих и служащих предприятий,
руководил начальник полиции. Полицей-
ские пропагантировали среди рабочих - те
же итеи, что и офиперы среди резервистов.

Таким образом, всё население Южного
Сахалина усиленно воспитывалось в «са-
мурайском тухе». Японские захватчики яи
на олну минуту не забывали: что рано или
поздно им придется столкнуться е настоя-
щими хозяевами острова. © советскими
людьми. И они любыми средствами ста-
рались разжигать среди местного населеная
ненависть ко всему русскому. Когла частп
Красной Армии прорвали Сахалинский
фронт японцев и устремились к югу, на
Южном Сахалине поднялась паника. Состол-
тельные японцы спешно эвакуировались.
остальные начали убегать в горы и Zeca.
Города и ебла казались вымершими.

В первый день пребывания советеких
войск в Тойохаре японеп — служащий же-
лезной дороги — спрашивал у нашего
офипера:

— Русский нае — пу-пу? .

Офипер отрицательно покачал головой.
гоясняя. что наши еолдаты их расстрели-
вать не будут. Тогда японец выразитель-
но провел себе ладонью по шее: «Вели ве
расстреливать. так не будут ли. мол, pyc-
ские их резать?»

первооснову мощи нашей советской державы.
И в нашей художественной литературе пло-
дотворно и красочно отображена эта лружба.

С голосами русских поэтов (В. Брюсов,
Н Тихонов, А. Сурков, М. Йсаковский,
В. Инбер, С. Шипачев.` А. Твардовский,

А. Прокофьев и др.) братеки сливаются го-
лоса поэтов со всех концов многоязычной
советской земли. Почти столетний Джамбул
с Молодой радостью пел о счастье —

«...Ленинцем быть,
По-ленински думать, бороться и жить,
Й детям, и внукам, и правнукам— всем
Поведать и в песнях и в строфах поэм,
Что Ленин, как солнце, планету живит,
Что в Сталине ленинский гений горит».

Украинский поэт Максим Рыльский вос-
певает народную памятливую любовь Е
Ленину:

«Его портрет — в селянской хате

скромной,

Его портрет — в землянке у бойца, —

Портрет того, кто волею огромной

Соединил народные сердца».

Народный поэт Белоруссии Янка Купала,
славя партию Ленина — Сталина и «воль-
ную волю», которую они добыли задавлен-
ному ‹«ярмом вековечным» белорусскому
народу, восклицал:

«Жить хорошо под кремлёвскими
звёздами».

В поэме Самеда Вургуна «Слово о депу-
татке» учение Ленина сравнивается ©
«огневой зарей», которая открыла женщи-
не Азербайджана «вольный свет».

«Это Ленин сказал нам, что жизнь полна,
Это он научил понимать,

Что свободна и счастлива та страна,
Гхе свободна и счастлива мать!»

Бессмертие Ленина, давшего счастье на-
роду, мудрость Сталина,  продолжающего
ленинское дело, воспевают поэты Сулейман
Стальский, Акоп Акопян, Наири Зарьян,
Саломея Нерис.

В грозные годы Великой Отечественной
войны образ Ленина стал боевым знаменем,
которое вело наших воинов на беспощадный
бой с немецкими захватчиками. Николай
Тихонов в стихотворении «Ленинское зна-
МЯ» ВИДИТ:

«..над каменной мглой Ленинграда,
Сквозь завесы суровых забот,

Это знамя еквозь бой и блокаду
Великан-знаменосец несёт»,

Очень скоро японское население поняло,
что Красная Армия — совсем не такая, ка-
кой рисовали ее самураи. Женшины пере-
стали прятаться и вышли на улицы, муж-
чины вернулись к своим занятиям. Жизнь
стала налаживаться.

es *£ ®

В своем стремлении японизировать Юж-
ный Сахалин самураи не останавливались
ни перел чем. Они вытесняли отсюда. ‘не
только русских. но и китайпев, и корейцев,
й давнишних жителей этого острова — ги-
ляков и ороченов.

И корейцы, и китайцы жестоко экепло-
атировались японскими предпринимателями.

Характерный инцилент произошел в го-
роде Маока после прихола Красной Армии.
Управляющий бумажной фабрикой явилея
к советскому коменданту е жалобой. Он
жаловался на корейцев. которые отказыва-
тотея работать. Наши офиперы отправились
на фабрику, чтобы выяснить, в чем там
дело. Корейпев на японской бумажной фаб-
puke оказалось шестьсот человек. Жили
они в грязных, вонючих бараках, пита-
лись скверно. заработная плата их была
настолько низка, что ее елва хватало на
жалкое существование олного человека.
Между тем. Фабрика приносила большие
дохолы  хозяину-японну.  Рабочие-корей-
пы, рассказав о своем бедственном положе-
нии. заявили нашим представителям:

Мы не будем больше работать Ha
японцев. Они слишком мало нам платят
и не ечитают нас людьми.

Корейцы согласились выйти на работу
только тогда, когла советский комендант
раз’яснил им, что теперь они булут рабо-
тать на Красную Армию, что зарплата им
будет повышена и будут приняты вее мз-
ры тля улучшения их жизни.

Очень бедно жили на острове и рыбаки.
Мне пришлось проехать по берегу Охот-
ского моря к северу от Тойохары и видеть
много рыбацких поселков. Маленькие дере-
вянные домики с разлвижными дверями, с
тонкими, почти фанерными стенами и ту-
склыми окнами... Женщины одеты в какое-
то тряпье. Совершенно нет кожаной обуви.
Люли холят на деревянных колодках. Од-
ного рыбака мы спросили, как же они жи-
вут зимой. Он ответил:

— Зимой дети совсем не выходят н8
улицу. Взрослые делают себе обувь сами
из тряпок. Война совсем разорила нае. Мы
очень много работали и очень мало полу-
чали.

Я побывал в советской комендатуре го-
рода Тойохары. Ежедневно сюла приходят
лесятки местных жителей. Олин хочет от-
Брыть свой магазин и спрашивает, можно
ли ему торговать. другой хлопочет об от-
крытпи амбулатории. Комендант генерал-
майор Алимов не только разрешает открыть
змбулаторию, но и отпускает для нее меди-
каменты.

При мне в коменлатуру явился учитель
начальной школы Мацула Гондзиро. Он про-
спт возвратить школе ее прежнее помеще-
ние. занятое беженцами. Учитывая, ° что
большинство беженцев уже развезено по
домам. комендант приказывает вернуть
злание школе. Учитель. низко кланяясь,
благодарит коменданта.

Почти все промышленные предприятия
города возобновили свою работу; Пущены
пять лесопильных заводов. кожевенный за-
вод, две бумажных фабрики. две электро-
станции и другие предприятия. Город очи-
щен от мусора. забросаны землей окопы,
ликвидированы лзоты. На железнодорожной
станции оживленно и люлно: налажено нор-
мальное сообщение.

Такое же оживление в большом порто-
вом городе Южного Сахалина — Отомари.
Здесь также пушены в ход предприятия.
Рыбаки вышли в море. В порту идет на-
пряженная, кипучая работа. Отсюда еже-
дневно ухолят корабли с грузами на Ву-
рильские острова и в порты Сахалина.

А. РОСТКОВ.

Южный Сахалин,

Грузинский поэт И. Мосашвили рисует
величавый образ Ленина-воителя:

«Бронзовый Ленин, бессмертен, велик...
К бою готовит евой броневик.

По ленингралеким улицам едет

Лепин и нламенной речью зовёт

С броневика своего к победе
Вооружённый могучий народ».

Одним из сильных поэтических произве-
дений о Ленине по праву считается поэма
С. Щипачева «Домик в Шушенском». В во-
ображении поэта возникает и та далекая,
мрачная эпоха перед Октябрьской зарей,
Korda i

«И пушки, те, что будут на «Авроре»,

Железною рудой еше лежат в горе», —

и та уже приближающая рассвет эпоха,
когда Ленин появляется на арене истории,
а в Шушенеком «проходит ось земли», —
и та пылающзя, грохочущая боями эпоха
Великой Отечественной войны, когда поэт
увидел Шушенское.

«Тут Ленин жил,

За этот стол салилея,

Стоял, быть может, тут, где я стою.

Еще я только что на свет родился,

А он уже решал судьбу мою.

Прошло вихрастое, босое летство,

И после, в день великий Октября,

Не двор — страну/я получил в
наследство:

Поля и реки, горы и моря».

Проникнутая глубоким лирическим вол-
нонием, поэма Щипачева исполнена соере-
доточенной, сдержанной силы; описывая
торжественную тишину, царящую в домике,
где жил великий вождь, поэт говорит:

«Но эта тишина—не для молитвы,
А для присяги. В этой тишине
Еще слышнее грохот битвы,
Отсюда и сегодня видно мне:

Стена Кремля седого — рядом. с нами,

Вперёд простёрта Сталина рука:

— Пусть осенит вас ленинское
знамя...—

И эхом вторят Сталину века».

Бесконечно близок нам Ленин. Пусть же
эта книга о Ленине обогатит широкие Mac-
сы советских читателей новыми мыслями
для еше более глубокого познания образа
нашего великого, родного Ленина.

Анна КАРАВАЕВА.