7 ОКТЯБРЯ 1945 г., № 240 (10011)

_С вятской земли

По обенм сторонам большака раскину-
лись обширные владения артели «Спартак».
Кругом тишина. Опустели поля. Хлеб убран,
связан в снопы и васкирдован. Большая
часть его уже обмолочена.

Но страдная пора в колхозе не закончи-
лась. Ее шум с полей переместился в. дерев-
ню. На токах, около высоких скирд, беспе-
ребойно грохочут молотилки, растут длин-
ныв ометы соломы. Из-под веялок и сорти-
ровок, как. вептний поток, льется чистое и
крупное зерно. Оно направляется государ-
ству; наполняет колхозные закрома.

Председатель артели Дмитрий Васильевич
Тарасов старый артельный вожак —
смотрит сегодня на Этот хлеб и не нарадует-
ся. Тарасов давно не видел. такую Maccy
зерна. Он прожил на родной земле. шесть-
десят лет, знает каждый ее клочок, много
видел на своем веку, не забыл еще хорошие
урожаи прошлых лет, а такого, пожалуй,
еще не припомнит.

— Радость у нас нынче большая, —рас-
сказывает ‘председатель:—победа на фрон-
тах и высокий урожай на’полях. Каждый
тектар дает 16—17 центнеров пшеницы, &
на отдельных участках—20 центнеров. И
это с нашей земли. А ведь земля эта нека-
зиста... Холмы, скаты и пригорки, песок, да
глина — кругом вязкий ‘чернозем. Чтобы
снять с нашей земли пуд хлеба, нужно про-
лить на ней пуд потз.

Да, в доколхозные времена этот «вязкий
чернозем» обрекал крестьянина на бесхлеби-
цу, гнал его за тридевять земель’ на `отхо-
‚кие заработки. Й куда только не ехал вят-
ский мужик! Его можно было встретить на
Украине, на Урале, в Сибири. Потребляю-
шей была вятская деревня. Хлеба своего
хватало только до рождества. После рож-
дества крестьянин покупал хлеб на базаре.
Это накладывало свой отпечаток на эконо-
мику хозяйства, диктовало свои законы. И
не случайно в каждой деревне, помимо зем-
лелелия, применялея свой промысел. Одни
делали игрушки, ‘другие — гармошки,
третьи —— сундуки и т. д. Нромыеел давал
деньги на хлеб, которого недоставало вят-
скому крестьянину.

Теперь в артели «Спартак», как и BO
многих других колхозах Оричевского райо-
на, с этого «вязкого чернозема» собирают
так много хлеба, что его хватает для
слачи государству, для засыпки семян и
для личных нужд колхозников. Кроме хлеба,
тут люди получают картофель, овощи, мед и
другие продукты.

За годы войны посевная площадь в ар-
тели фасширилась на десятки гектаров.
Скота на фермах прибавилось. Заложен
фруктовый еад, внедрены высокоурожай-
ные сорта картофеля. Колхоз выстроил. два
новых овощехранилища. Артель дает госу-
дарству хлеба в два раза больше, чем да-
вала прежде.

В 1941 году колхоз собрал в каждого

тектара по 8—9 центнеров хлеба. В 1944  -

тоду он снял по 14—15 центнеров. А ныне
урожай еще ‘выше. И снимается он все с
той же вятской земли. Почему эта земля
обрела плодородие? Потому, что на этой
земле введены. севообороты, применяется
клеверосеяние. Потому, ‘что эта земля по-
учила высокую агротехнику. Потому, что
люди сейчас обрабатывают землю более лю-
бовно и старательно, пашут ее глубоко, за-
севают рядовым способом, во-время ‘убира-
ют урожай. Й

Сейчас в деревню возвращаются солда-
ты-фронтовики. Они спрашивают односель-
чан: «Как это вы сумели сделать такое?
Вель в деревне оставались одни женщины
да старики». В ответ фронтовикам называ-
ют ‘имена простых колхозников и. колхоз-
ниц, которым обязана артель свонми успе-
хами. Вот они.

` Пономарев Петр Николаевич. Ему 77 лет.
Он мог бы сидеть дома, но для этого.у него
нехватает терпения. Дед работает в брига-
де, скирдует хлеб, мечет солому. В его тру-
Девой книжке уже числится больше
150 трудодней. Телятница Наталья Усти-
новна Есаулова, выполняя свои обязанно-
CTH Ha ферме, одновременно помогает на
поле. На протяжении всей уборки Есаулова
перевыполняла нормы жатвы хлеба. А та-
ких в артели много.

Вее`они самоотверженно работали в годы
войны. Но и теперь, когда война зажончи-
лась, они не снизили напряжение в труде.
Наоборот, они работают еще больше, ибо
каждый знает: чем больше хлеба получит
государство, тем лучше будет жить, тем
скорее в деревне появятся новые машины,
тем быстрее артель построит электростан-
цию, приобретет молотилку и другие ма-

ШИНЫ, -
в * *

Когда поспел хлеб, руководители колхоза
вее силы бросили на уборку. В ход были
пущены жатки, сенокосилки, серпы и косы.
Тем не монее уборочные работы шли мед-
леннее, чем требовалось. Тогда руководите-
ти колхоза решили ввести индивидуальную
сдельщину. Каждому колхознику отводился
отдельный участок. И жатва пошла быет-
рее. Это позволило не только успешно вести
косовицу, HO одновременно  скирдовать
хлеб, молотить и сдавать его государству.

С самого начала, обмолота в артели не бы-
ло такого дня, чтобы не сдавалея хлеб го-
сударству. Транспортная бригада бывшего
фронтовика тов. Тарасова ежедневно выво-
зила государству по.250 центнеров хлеба.

Точное выполнение трафика помогло
колхозу досрочно рассчитаться с государ-
ством по всем видам хлебозатотовок. Но
члены артели не ограничились выполнени-
ем плана. Они решили едать 720 пудов
сверх плана. И сейчас. из колхоза отправля-
ются подводы, груженные сверхплановым
зерном.

Осень в этих местах наступает рано. Не
успеют убрать хлеб, как дожди портят до-
реги. Нынешняя осень особенно капризна.
Но и она не явилась помехой. Хорошие хо-
зяева противопоставили капризам природы
точный расчет и высокую организован-
ность. Ежедневно правление колхоза дает
бригадирам два варианта плана: один рас-
считан на хорошую, другой — на’ дождаи-
вую погоду. Прошел дождь, жать сыро, и
бригадиры переключили людей на косьбу
семенников трав, а лошадей — на вспашку
зяби. Настало вёдро — бригадиры органи-
зуют скирдование и жатву.

Во всех бригадах есть хорошие крытые
тока. Это позволяет бесперебойно вести
молотьбу лнем и ночью. В такой органи-
зации работы весь секрет успеха колхоза
на уборке урожая. ;

* ke OF

Так же, как артель «Спартак», органи-
зованно ведут сельекохозяйственные рабо-
ты и многие другие колхозы Оричевекого
района. Район первым в области выпол-
нил план сева озимых, закончил уборку
зерновых, успешно выполняет план хлебо-
заготовок. 126 колхозов района досрочно
рассчиталиеь © государством по хлебопо-
ставкам, а в целом район выполнил план
едачи хлеба больше чем на 90 процен-
тов. В эти дни хлеб идет на заготовитель-
ные пункты бесперебойно днем и ночью.

..При колхозном строе вятекая земля
обрела плодородие. Кировский хлеб ‘идет
на’ затотовительные пункты непрерывным

потоком.
И. ЛУКИН.
(Корр. «Правды»).

Кировская область.

Самотёк вместо организации труда

Чиназский район— один из крупнейших в
Узбекекой республике. Главное место в его
экономике занимает хлопок, которым засе-
вается свыше 7 ‘тыс, гектаров. В районе
имеются большая . машинно-тракторная
станция, завод по обработке хлопка. Кол-
хозы располагают достаточными техниче-
екими и людскими резервами.

Раньше Чиназ сдавал говударетву по
24—25 центнеров хлопка-сырца с гектара,
слыл передовым в Узбекистане.

Но вот уже несколько лет район не справ
ляется со своими обязательствами. В прош-
лом году, когда республика перевыполнила
план сдачи хлопка, Чиназекий район его
не выполнил.

‘Ошибки прошлото года, которые привели
& отетаванию, повторяются и нынче. Рай-
ком партии формально, неоперативно руко-
водит колхозами. Секретари райкома ото-
рваны от действительной жизни, знают ее
лишь по сводкам, сами редко выезжают на
места. Они разослали в артели уполномо-
ченных, которые, оставаясь без руководет-
ва и контроля, етановятея на неправильный
путь — подменяют‘ колхозных руководите-
лей или, что бывает чаще, свыкаются с об-
становкой, не замечают недостатков. Про-
странные решения, принимаемые на засе-
ланиях бюро райкома, часто остаются на
бумате, ибо отсутствуют повседневная орга-
низаторекая работа, конкретная помощь
председателям колхозов, сельским советам и
колхозным коммунистам.

Водхозы, как правило, нарушают уста-
новленный райкомом партии и райисполко-
мом график по ебору и сдаче хлопка. Сроки
растягиваются.

Сельхозартель «Rania Октябрь» изо дня
в день не выполняет заданий. Очень низка
производительность труда колхозников.

— Плохо еще раскрылся хлопок,— го-
ворит председатель правления т. Иераи-
лов,— поэтому и развернуться нельзя.

Тем не менее. в колхозе есть стаханов-
цы, которые в день собирают по 180—200
килограммов  хлопка-сырца. Нишанкуль
Бурбекова с начала сезона уже собрала
3.345 килограммов.

Tak же маловразумительно об’яеняют
метленные темпы уборки секретарь парт-
организации колхоза имени Жданова тов.
Касымов, председатель  Юлтушканского
сельсовета тов. Юлдашева и другие. В рай-
коме примирились © этими настроениями
сельских руководителей. Между тем хлопок
на многих картах уже опадает.

В районе грубо нарушается звеньевая
система организации труда. А ведь на убор-
ке тажой трудоемкой культуры, как хлопок,
особенно необходимо внедрение звеньевой
организации труда’ точный учет  затра-
ченного каждым колхозником труда, пра-

вильное распределение дополнительной
оплаты за превышение план»  урожай-
ности. В колхозах им. Ахунбабаева, «Кзыл
Октябрь» и других на плантации рабо-
тает по 3—4 звена, участки за ними
не закреплены. Труд колхозника обезличен.
Эту уравниловку председатель сельсовета
Юлдашева называет «об’единенным спосо-
бом труда, когда одно или несколько звень-
ев помогают другим». Такой «епособ» прак-
тикуется во вбех’ четырех колхозах Юлтуш-

‘канского сельсовета.

Секретари райкома тт. Дьяконов и Мура-
тов осведомлены об этом «0б’единенном епо-
code труда», но изменять его они и не ду-
мают.

Несколько дней на участке. т. Умурза-
кова в колхозе им. ЭКданова собирали хло-
нок колхозники трех соседних звеньев. Их
оторвали от работы на своих плантациях в
ущерб общему артельному делу. Поводом Е
этому было желание председателя колхоза
т. Мурадова и секретаря партийной органи-
зации т. Касымова помочь т. Умурзакову
установить рекорд, собрать © каждого гек-
тара по 100 центнеров  хлопка-сырца.
И если до’ поллня колхозники из других
зБеньев на участке Умурзажова еще кое-как
работали, то после обеда большинство из
них на плантацию вовсе не вышло. Сам
Умурзаков в сборе хлопка не участвует, он,
как здесь говорят, «осуществляет общее ру-
ководство». Насколько это «руководство»
действенно, можно. судить по тому, что
сборщики Умурзакова не знают своих норм.
Они справедливо пред’являют претензии к
правлению и партийной организации:

— Нет у нае беседчика, агитатора. Еще
в начале уборки заглянул к нам учитель
Мазлянов. С тех пор мы его не видали. За-
катился, как ясное солнышко. Мы вот ко-
пземея в своей земле, а нам охота знать,
что делается в Ташкенте, Москве.

По предварительным расчетам самих ру-
ководителей, Чиназский район должен был
за два прошедших месяца выполнить план
слачи хлонка на 35 проц. На деле же план
выполнен только на 14 процентов. Сейчас
установились солнечные, погожие дни —
лучигая пора для сбора хлопка. И ею нужно
воспользоваться. Нельзя также забывать,
что не меньше 20 проц. хлопчатника, ко-
торый будет убираться осенью, в дожди,
должно сушиться. А в чиназских колхозах
за ремонт хлопкосушилок еще не принима-
лНеь.

В сентябре секретарь райкома тов. Якуб-
джанов пять раз вызывался в Ташкентский
обком партии с отчетами. Однако уборка и
сдача хлопка ‘ проходят попрежнему мед-

ленно.
В. ВЕЛЬМИЦКИЙ.
(Корр; «Правды»).

‘пролетарии».

Завод: «Красный пролетарий» поевысил
довоенный уровень выпуска станков

Довоенный уровень производства завода
«Красный пролетарий» — 450 станков в
месяц. Именно столько ‘продукции выпу-
вкал завод ежемесячно в. первой  — Mup-
ной — половине 1941 года. И этого пока-

зателя «Красный пролетарий» вновь до-.

стиг в августе нынешнего года, когда с5-
брано было ровно 450. станков. В ‹ентябре
эта черта была превзойдена: завод дал 457
станков. -

Таким образом, довоенный выпуск был
превышен на пятом месяце работы в мир-
ных условиях. Нри этом общая. численность
рабочих сократилась. На заводе сейчае ра-
ботает на тысячу человек меньше, чем в
1941 году. 1

Как же это было достигнуто?

За время войны наш завот прошел путь,
характерный для многих машиностроитель-
ных предприятий. В первые же дни войны
пехи были перестроены на изготовление
боеприпасов. В конце октября 1941 года
завод эвакуировалея из Москвы на Урал,
где был приспособлен к выпуску деталэй
для танков. Весной 1942 года завод воз-
вратился в Москву на старое место п про-
должал энергично развивать производство
боеприпасов.

В военные годы мы`знали, что после за-
воевания победы стране потребуется ‘0со-
бенно много станков. Сокрушительный удар
Красной Армин по гитлеровским“ войскам
под Сталинградом явился для нас первым
сигналом к возрождению  станкостроения.
Мы начали исподволь готовиться к мирно-
му времени, чтобы встретить его достойно и
быстро ‘возобновить ‘выпуск ‘станков. В
окончанию войны завод пришел полный
сил. Производство станков сразу поднялось
вверх. Но тут был не простой возврат к
прежнему. Завод не встал на старую, про-
торенную дорожку в станкостроении. Нет.
Мы были обогащены опытом военного’ про-
пзводетва. Конструкторы, технологи, на-
чальники цехов, мастера приобрели вкуе к
новой для нас технике — к поточным ме-
тодам. «Красный пролетарий», одним из
первых внедривший поток на производетве
боеприпасов, теперь применил его и в стан-
костроении.

В свое время «Правда»‘ подробно писала
о результатах производства боеприпасов но
поточному методу. Я ограничусь поэтэму
сейчас одним только примером. В начале
БоЙНны производством боеприпаеов занима-
лись почти все цехи‘нашего завода, всё его
оборудование на вбех производственных
площадях. К концу войны мы высвободиля
из военного производства треть станков и
треть рабочих. А снарядов-и мин завод вы-
пускал в три раза болыше, чем в начале

450 ar 4

& ПОЛУГ. ЗполУг зПОЛУС 4ПОЛУГ. aneaye. Al

г. ~
4941 1942 1945 1944 1945 1945 1952

194:

«

+

Итак, опираясь на опыт, накопленный 5
зоенное время, мы приступили к развеэты-
ванию производства станков. Еще в 1945
году краснопролетарцы начали переводить
па поток первый сборочный цех, откуда
зтанки выходят крупными сериями.

Свой выбор мы обтановили на самом ео-
вершенном виде. потока — непрерывно дви-
жущемся конвейере. Были оборудованы три
конвейера узловой сборки и конвейер для
монтажа станков. Они были оснащены пеоб-
ходимыми транепортными средствами. Хатя
Б то время квалификация рабочих была не-
достаточной, все же удалось почти вдвое
увеличить производительность труда ебор-
щиков. Цикл 6борки резко сократилея.

- Конвейер на сборке явился первой ла-
сточкой, знаменовавшей. наступление ноБо-
го времени в станкоетроении на «Красном
Дальнейшим естественным
шагом был перевод на поток механической
обработки деталей станков. Но для этого по-
требовалея предварительный критический
пересмотр довоенных конструкций станксв.

Надо было не только обновить технологя-
ческий процесс, но и перейти к выпуску
более современной. продукции. Нужно было
приспособить конструкцию нашего серий-
ного станка к условиям потока и повыеить
его качество. К концу войны такая кэн-
струкция была полностью разработана. Но-
вый серийный станок^ получил март
«ДИП-20 М».

Для изготовления станков поточным ме-
годом пришлось преодолеть немало серьез-
ных технических трудностей.

Масштабы станкостроения на заводе нс
так велики, чтобы можно. было заиметво-
вать поточную систему в тех формах, в ка-
ких она принята в современном масеовом
производстве (автомобили, тракторы, бэе-
припасы и т. д.). Там’ обычно за каждой
операцией закрепляется отдельный станок.
Деталь проходит по цепочке таких стан-
ков, а все вместе они образуют одну по-
точную линию.

Так как скопировать эту систему нах
нельзя было, технологам пришлось искать
новых путей организации потока.

Поток в наших цехах построен на н6-
скольких принципах. Ряд деталей — с раз-
личными операциями, но равных по труху-
емкости и близких к единому темпу, обра-
батывается в одном общем. потоке. Другая

часть деталей проходит через групповые по-.

точные линии. Наконец, существуют линия
Бомбинированные. Здесь” обрабатываются

хФ®>®
П. ТАРАНИЧЕВ

Директор завода «Красный пролетарий»
oOo 80

различные детали, требующие по техноло-
гии одинакового, но малозатружаемого 000-
рудования. Нели поставить в каждую линию
такой отдельный станок, он будет. много
времени простаивать. Мы сделали так: не-
сколько отдельных линий сходятся в точке,
где-стоит подобное оборудование, детали
подвергаются здесь обработке, затем расхо-
дятся в стороны и продолжают свой путь
раздельно.

Параллельно © поточной расстановкой
оборудования -на заводе ‘была проделана
большая работа по оснащению станков
высокопроизвохительными приопособления-
ми и инструментами. Таж, теперь на фре-
зерных станках деталь обрабатывается сра-
зу несколькими инструментами с разных
сторон. Черновая фрезеровка станин произ-
водится’ ‘одновременно 15  инструмента-
ми. Токарные станки оснащены не одним.
а многими фезцами. 5 специальных
атрегатно-расточных станков растачивают
основные детали корпуеа «ДИЦ-20 М»
144 инструментами,

& +

Подготовка. ® переходу с военной продух-
ции на гражданскую велась со всей тшз-
тельноетью и задолго до отмены военных
заказов. Но это вовсе не значит, что со
снятием заказов на боеприпасы нам оста-
лось только пожинать плоды предваритель-
ной работы и довоенный уровень был до-
CTUTHYT сам собою. :

Перестройка на мирный Tay Tome сопря-
жена с трудностями. У командного состава
оказалось немало забот.

Взять вопрос о продолжительности ра-
бочего дня. Во время войны широко при-
менятиеь сверхурочные работы, смены бы-
ли удлиненными. С 1 июня вое цехи пере-

шли на 8-часовой рабочий день. Завод стал

работать на большинстве участков в две
нормальные смены. ,

При сокращении рабочего времени надо
было не только не допустить паления вы-
пуска продукции, а в Короткий срок. до-
стигнуть высокого уровня первой полови-
ны 1941 года. Несколько сот рабочих из
цехов боеприпасов. влились в цехи станко-
строения, но они в большинстве были опе-
раторами (малоквалифицированными рабо-
чими, знающими только. одну операцию), и
их пришлось переучивать:;

Вся эта перестройка требовала времени.

Потери в производстве при этом, казалось,

были неизбежны. Но мы стремились не от-
далять сроков достижения довоенного уров-
ня по выпуеку станков.
Удалось ли это нашему коллективу?
Теперь уже можно © уверенностью отве-

тить: да, удалось.

В апреле завод выпустил 350 станков,

т.е. на 100 штук меныше, чем в 1941 го-
.  ху. В-мае. дали 370 станков, в июне

415, в июле — 441, в августе, как уже
было указано выше, — 450. и в сентяб-

ре — 457. Цифры говорят 06 уверенном
движении завода вперед?

Нельзя было бы добиться такого резуль-

тата без роста производительности труда

рабочих, без умелого руководства со сторо-
ны инженеров, техников, мастеров.

Чтобы ‘резко повысить произволитель-
ность труда, недостаточно было только вве-
сти новую систему организации производ-
ства. Требовалось еще и подтянуть ‘уровень
организации труда.

Охним из элементов такой организации
является выдача рабочим персональных 33-
даний на смену. Дело это вообще не #о-
вое, ежедневные задания хорошо известны
в промьншленности. К сожалению, в одних
местах о них забывают, в других проводят
формально. Мы попытались превратить
сменные персональные задания в активную
силу, способствующую увеличению вырз-
ботки рабочих.

Расскажу 0б одном случае, происшедшем
в сентябре в цехе нормалей. Производи-
тельность труда здесь к тому времени уже
нееколько поднялась: В августе каждын
рабочий за 8-часовую смену выпол-
нял 9-часовую норму. Но когда цеху
дали повышенную  сентябрьскую  про-
трамму, то оказалось, что августовекого
уровня производительности труда уже не-
тостаточно. Выходило, что если рабочие за
$ часов не. выработают продукцию, поля-
тающуюся по нормам на 12 часов. то пла
выполнить не удастся.

Кое-кто из командиров сомневался,
удастся ли за один месяц. сделать Tanai
скачок в росте производительноети трудз.
Но активноеть рабочего класса и тут прев-
зошла все ожидания,

В цехе стали давать каждому рабочему

персональное задание, вытекающее из по-

вышенного плана. Разожгли соревнование.
Провели на всех участках производствен-
ные совещания и беседы © рабочими. . Ста-
ли ежедневно проверять, как выполняются
‘персональные задания. Технический персо-
нал, мастера приложили’ много стараний к
тому, чтобы поддержать в хорошем состоя-
вии оборудование, обеспечить рабочих ин-
струментом, = материалами. Значительно
усилен был инструктаж. ;

Прошло немного времени, только пять
дней, а на одном участке в цехе нормалей
рабочие стали давать в 8-часовую смену
столько продукции, сколько по норме по-
лагается за 12 часов 10 минут, a на дру-
том участке — за 12 часов. 20 минут.

В октябре мы намерены’ распространить
практику рабогы по персональным зада-
ниям нз все цехи.

Конечно, дело не только в выдаче зада-
ний. Нужен контроль за их вынолнепием.
Норма, естественно, сохраняет всё ©в08
прежнее значение. Но работа _ мастера,
бригадира теперь у нас уже оценивается
не по тому, как рабочие вынолняют норму
{норма — минимум!), а по тому, как вы-
полняютея ежодневные задания.

-Между- прочим, опыт выдачи таких 3a-
даний применялся у нас в цехах боепри-
пасов. Там он дал больную пользу. Теперь
он сослужит нам хорошую службу и в мир-
ных условиях,

Рост выработки рабочих сопровождается
ростом заработной платы. Во время войны
заработки рабочих поднималиеь. Средний
месячный заработок рабочего в 1944 году
поднялся до.585 рублей против 475 рублей
в 1-м полугодии 1941 года. В июле ны-
  нешнего года средний заработок составил
601 рубль,

т 4.2)

ВЫТУСК СТАНКОВ
НА 100 РАБОЧИХ

Л полуг 4полуг 1полуг. аполуг.1ПолугаАВЕ CEH

1941 1942 25

1943 1944 1945 1945 i945

Е + *

То, что завод превысил довоенный ypo-
вень производства с меньшим на тысячу
числом работающих—наглядный результат
повышения производительности труда. Его
нельзя было бы достигнуть без серьезного
улучшения материально-бытовых условий
рабочих. Хозяйственники и партийная ор-
ганизация уделяют большое внимание под-
собному хозяйству, состоянию столовых,
отдыху рабочих и их детей.

В феврале 1943 года нашему заводу был
передан запущенный совхоз. Коллектив 3a-
вода без ущерба для производства нашел
возможность поставить его на ноги. Наши
усилия не пропали даром: за два года мы
получили из подсобного хозяйства 650 тонн
картофеля, 500 тонн овощей, масло, мясо.
Вее продукты пошли на дополнительное
питание работников завода и на помощь
семьям фронтовиков. В нынешнем году мы
получим урожай, превышающий два преды-

ИХ.
Свыше 1.800 работников завода имеют  .

индивидуальные огороды, 400. человек, уча-
ствуют в коллективном огороде.

В августе 1943 года при заводе был от-
крыт профилакторий, рассчитанный из 110
человек. В нем уже отдохнуло без отрыва
от производства свыше 2.500 краснопроле-
тарцев. Хорошее питание, отличные лечеб-
ные средства (электролечение, водолечение
и т. д.), заботливое обслуживание и уход
способствуют тому, что побывавшие в прэ-
фнлактории прибавили в весе (средняя при-
бавка 2 кг.) и улучшили состояние своего
здоровья. Завод открыл свой дом’ отдыха.

Из года в год увеличивается количество
детей, вывозимых заводом на дачи. Летом
этого года мы отправили в детский городок
завода на ‘ст. Барыбино свыше 1.000 детей
работников завода и военнослужащих.

Мы будем и дальше всеми мерами улуч-
шать материзльно-бытовое положение рз-
ботников завода и их семей.

+ *

Работники «Ирасного пролетария»
собираются успокаиваться на достигнутом.
У нас большие планы на будущее. Перед
заводом ставится задача: в полтера—два
раза увеличить выпуск наиболее сложных
специальных станков для автомобильной,
тракторной, моторостроительней премыш-
ленности.

Резервы для этого есть. В ним относятся:
повышение квалификации ‘табочих; при-
менение новых высокопроизводительных
приспособлений; уплотнение рабочего дня:
усиление «тыла» производства — загото-
зительных цехов и цехов технологической
оснастки.

Послевоенные станки марки «Красного
пролетария» будут отличаться высоким со-
вершенством. На смену прежнему «ДИП-
20» пришел «ДИП-20 М». В октябре мы
выпустим опытную партию многорезцовых
станков новой конструкции. Их серийный
выпуск начнется ‘с будущего года.

Перерабатываем чертежи и улучшаем
конструкцию нашего б-шииндельного по-
луавтомата. Он поступит в производство в
первом полугодии 1946 года.

Мы хорошо понимаем, что теперь потрз-

бителей уже не удовлетворят те машины,
которые изготовлялись до войны. Спрос бу-
дет на продукцию повышенного качества,
новой конструкции. Именно поэтому красно-
пролетарцы заботятся о своей заводской
марке.
  Но пора бы и нашим поставщикам Toms
поднять качество своей продукции! Возь-
мем литье: Мы получаем от «Станколита» и
других литейных заводов литье просто-таки
в безобразном виде. Краснопролетарцы вы-
нуждены обрубать, заваривать и дополни-
тельно обрабатывать литые детали. —

Серьезный счет мы пред`являем электро-
промышленности. В мировом станкостроения
широко применяются сейчас электроприводы
с бесступенчатым регулированием числа
оборотов. Почему же их не выпускают на-
ши электромашиностроители? !

Качество и внешний вид станка зави-
сят и от его окраски. Но завод получает ла-
ки и краски плохого качества.

Не все блатополучно с кооперированием.
Почему мы сами должны делать в большом
количестве всевозможные болты, гайки н
другие ‘нормали? Было бы правильно, если
бы этими деталями нас снабжали специа-
лизированные заводы. Для еовременных
станков нужны шариковые и роликовые
подшипники высоких классов точности.
Выпускается их еше ничтожно мало.

Ham jesus: вперед! Вперед во всех от-
ношениях — и по количественному выпус-
ку станков, и в области техники производ-
ства, и в повышении производительности
труда. У нас за плечами — опыт военных
лет. В наших руках — все возможности для
завершения перестройки на мирные рельсы.

Достижение довоенного уровня в станко-
строении мы’ рассматриваем как первый
этап к дальнейшему расцвету нашего произ-
водства в четвертой пятилетке.

He

Строительство сёл

в Сталинградской области

СТАЛИНГРАД, 6. (ТАСС). Колхозники
Сталинградской области по примеру Украи-
ны и Белоруссии широко развёртывают
строительство сёл, разрушенных и сожжен-
ных немецко-фашистскими захватчиками,
Построено 2.912 общественных здании и
10.950 домов колхозников. Особенно успеш-
но. восстанавливают сёла колхозники Ко-
тельниковского района.

В помощь новостройкам выделено 10 ты-
сяч кубометров лесоматериалов. Предприя-
тия Сталинграда изготовляют для сельхоз-
аргелей оконные рамы и двери. и

ЕО

ПРИЕМ АСПИРАНТОВ
В УНИВЕРСИТЕТЫ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

‚ Наркомат просвещения РСФСР организует
прием аспирантов в университеты и педаго-
гические институты. Для рассмотрения дел
кандидатов в аспирантуру, представляемых
вузами, организована Центральная отбороч-
ная комиссия, в которую вошли заместитель
наркома просвещения С. А. Новиков, ректор
Московского государственного университе-
та профессор И. С. Галкин, директор Мос-
ковского педагогического института имени
„Ленина П. В. Мясников, представители Нар-
компроса, Академии педагогических наук и
вузов столицы.

Отбор в аспирантуру будет производить-
ся по конкурсу. Обязательным считается
вступительный экзамен по специальной дис-
циплине. К ‘испытаниям по другим дисцин-
линам будут допускаться лишь лица, успеш-
во сдавшие этот экзамен. Поступающие в
аспирантуру должны представить свои науч-
ные работы, описания сделанных ими изоб-
ретений или рационализаторских предложе-
ний. При отсутствии таких трудов должны
представляться письменные рефераты по
специальности на избранную поступающим
тему. :

Для проведения приемных испытаний в
аспирантуру в высших учебных заведениях
организуются комиссии в составе заместитё-
ля директора или ректора по учебной части,
заведующего кафедрой и профессора дис-
циплины, по которой проводится испытание,
Шри зачислении в аспирантуру преимуще-
ственным правом пользуются участники Оте-
чественной войны. {ТАСС).

$

Колхозная ярмарка в Киеве

КИЕВ, 6. (Корр. «Правды»). В конце ок-
тября в Киеве организуется предпразднич-
ная колхозная ярмарка. В ней примут уча-
стие колхозы и совхозы Киевской, Полтав-
ской, Черниговской, Винницкой и Жито-
мирской областей. Бригада архитекторов
работает сейчас над оформлением ярмароч-

ной площади.
—O—

Памяти К. Д. Ушинского

ЛЕНИНГРАД, 6. (Корр. «Правды»). Об-
щественность Ленинграда готовится к 75-ле-
тию со дня смерти великого русского пе-
дагога К. Д. Ушинского. В центральном
государственном Историческом архиве соб-
ран ряд ценных документов, в том ‘числе
послужной список «Учителя русской сло-
весности при Гатчинском сиротском инсти-
туте Ушинского», проект К. Д. Ушинско‘о
о реорганизации Гатчинского сиротского
института в учительскую семинарию даяя
подготовки народных учителей. CoOpaun
также другие документы и письма, характе-
ризующие деятельность великого педагога.

—о—-

Хореографическая студия в Одессе
ОДЕССА, 6. (Корр. «Правдых»). При Одес-
ском театре оперы и балета создается хорео-
графическая студия. Студия будет готовить
кадры для театров и домов народного твор-
чества Украины.
ела

ВЫСТАВКА РЕДКИХ КНИГ  ’
И РУКОПИСЕЙ

БУХАРА, 6. (По’ телеграфу). Болышим

`успехом у населения Бухары пользуется

выставка, посвященная 25-летию областной
библиотеки имени узбекского просветителя
Ибн-Сина (Авиценны). Несколько стендов
занято книгами и рукописями на арабском,
иранском, турецком языках. Часть книг
художественно орнаментирована золотом и
серебром; титульные листы украшены тон-
чайшими узорами. Экспонирована известная
книга Ибн-Сина «Канон», являвшаяся в
средние века на Востоке основным источни-
ком медицинских знаний. Выставлены фед-
кие произведения Алишера Навои, труд
Фирдоуси «Шах-Наме», сочинения Саади и
другие книги. («Красная Бухара»).
—о—-

В городе-крепости

КРОНШТАДГ, 6. (ТАСС). Кронштадтцы
быстро залечивзют раны, нанесённые  вой-
ной. Город принимает довоенный вид. Вос-
становлено до 4 тысяч квадратных метров
жилой площади. Большинство зданий по-
крашено. Ведётся ремонт дорог и проспек-
тов. По улицам курсируют автобусы,

В ближайшее время намечено  оборудо-
вать насосную станцию, привести в порядок
водоприёмник, проложить новую  водопро-
водную магистраль. Заново асфальтируются
главные улицы города.

Проектируется строительство нового ки“
нотеатра, школ, больниц.

ОЕ
Ло страницам
местных 1азет

$ Самоотверженный поступок совершил
на-днях Герой‘ Советского Союза тов.
Емельяненко. Из Ялты в Севастополь вы-
шел катер. Начался шторм. Волны стали
перехлестывать через борт. Обрушившаяся
на палубу громадная волна смыла за борт
пассажирку. Тов. Емельяненко сейчас же
бросился в бурное море и спас тонувшую
женщину. («Красный Крым»).

Новые месторождения редких  метал-
лов обнаружила полевая раззедочная пар-
тия в районе Малого Хингана. В верховьях
реки Селемджи выявлено несколько новых
месторождений рассыпного золота. Туда
выехала поисковая партия треста «Амурзо-
лото». («Тихоокеанская звезда»).

$2 Кислородный цех строится на заводе
имени Куйбышева в Нижнем Тагиле. Рабо-
ты подходят к концу. К октябрьским
праздникам новый цех вступит в эксплоа-
тацию. («Тагильский рабочий»).

2 «Отечественная война на Кубани» —
такой отдел создал Краснодарский крае“
ведческий музей. Ко второй годовщине
ссвобождения края от немецко-фашистских
захватчиков отдел пополняется новыми
экспонатами. Демобилизованный красноар-
меец, житель станицы Кореновской, пере-
дал музею кандалы и металлическую плеть,
наиденные им в одном из фашистских за-
стенков Берлина, где истязали русских лю-
дей. («Советская Кубань»).

& Дневной саваторий для детей фрон-
товиков открывается в городе Тулуне, Ир-
кутской области. В новом санатории будут
отдыхать 250 детей. («Восточно-Сибирская
правда»). .