me

le Ot
ДИ
уз
Та
Kun
ор
кар

), 0
Thea
PO Mt
ПЛОХ
е
Чи
[м
ЕНОТ
НСКОМ
Ио
о м
бра
практ
al

ects
One:
хор!
TORI
о у

Боде
пастня
eure
Теа
абеки
ь Kne
тои
ы №
Вестей
яя 1
CTO MEE
ый
1, TH
raat!

а

ем

mt

пор’
pon
apy

той

месте план хлебозаготовок
  срочно, а в другом — этот план срывается.

7 ОКТЯБРЯ 1945 г., № 240 (10011)

ЕЕ СЕТ

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Мишутка и его меньшой брат стояли в
шумном коридоре учреждения. Мишутка
потерял записку с фамилией товарища, к
которому его направили. Ему никак не уда-
валось вспомнить эту фамилию.

Это были сироты, дети партизана. Oren
погиб в бою с немецкими карателями. Де-
ревню, где жил Мишутка, немцы ограбили
начисто. Мать Мишутки свалилась от го-
лоха. Мальчик отправился насбирать для
нее поздних колосьев, чтобы намолотить
торстку зерна, растереть ero на ручной
мельнице и испечь лепешку, что ли. Нс
среди поздних, забытых колосьев немцы ко-
взрно заложили мину. Взрывом мальчик
был ранен. Он потом отлежался. А мать так
и не поднялась. Дети жили у дедушки. OF
заботился о них, как мог. Но не стало в
его.

Так вот Мишутка забыл фамилию това-
рища, к которому его направили. 0. какие
торопливые люди идут пою этому шумному
ворилору. У каждого свои дела. У одноге
ворох бумаг подмышкой. Другой пробегает,
пожирая глазами колонку цифо. которую
держит перед собой. А на ребят, которые
стоят у стенки, глаза нехватает или глаз
поворачивается пустой, невилящий. Третий
думает о стекле, четвертый — о задержан-
ной ассигновке.

Мишутка остервенело трет виски — нет,
не вспомнить. Меньшюй готов расплакать-
ся. Мишутка кладет ему руку на плечо в
шепчет с преувеличенной суровостью: «Не
реви, найдем».

Наконец, найдена эта комната. Найден
товарищ, которому надо было отлать запи-
ву. И этот товарищ сделал все. что нужно
было. Можно сказать, что товарищ проявил
в этом должную оперативность. фн проявил
еще и то, чего Мишутка не забудет ве
жизнь. Однако Мишутка не забыл и тех
торопливых людей, которые, не взглянув на
ребят, озабоченно пробегали по шумному
коридору. Эти хмурые люди и человек ино-
то оклада составили в представлении маль-
ЧиЕз такой контраст, что Мишутка решил
обратиться с открытым письмом в стенга-
зету учреждения. .

Вот это открытое письмо. Нам пришлось
привести в порядок орфографию. С орфэ-
пафией Мишутка обращаетея слишком
вольно. Оно и понятно. — почти тои года
при немцах мальчик был лишен школы.

«От юноши Михаила Чекина...»

Что касается юности, то Мишутка, ко-
нечно, хватил через край. Ему нет еще и
тринадцати лет — еле-еле подросток.

«..Мы стояли у стены. А я все думал,

и Зоран Ч ИМ Е ae ТА МИ и

ЗЕЯ НИЧЕ eee

В шумном коридоре

как зовут того товарища. Мимо ихут дру-
гие товарищи. Там много сотоулников. Я
все спрашиваю, к кому нам обратиться. а
они: «Не знаем, не знаем». И не смотрят
даже. Олин в больших очках, с золотым зу-
бом, остановилея, посмотрел, а потом тоже
сказал: «Не знаю» и пошел. А нет того,
чтобы поговорить с нами. Все бегают. Но
мы нашли комнату, нам сказали: «Сейчас
придет товарищ Ёраева, вам назло к ней».
Но я не был уверен, что товарищ Kpaesa
так хорошо нае встретит. Я думал — тоже
скажет, что «не знаю». Кончилось совеща-
ние. Раздался чей-то голос: «Кто меня
ждет?» Я подошел и рассказал. Товарищ
Краева сняла с меня Шапку и ласково 1о-
смотрела на меня и моего братика. Потом
погладила меня по голове и надела шапку
й стала расспрашивать.

Такой привет я видел только от своей
родной матери... С того времени товарищ
Краева заменила мне родную мать, и я не
боюсь пойти и ‘сказать ей, что у меня на
сердце... Я вынопгу ей сердечную благохар-
ность и желаю ей много лет жить и быть
зхоровой»...

Вот и все. Но эту историйку, право, не
стоит рассматривать, как учрежденческий
случай, как незаметное происшествие. У
Мишутки, видите ли, евой взгляд на лю-
цей, внимательный, зоркий. Он ‘образно
передал сценку в шумном коридоре. Мне
прямо чудится глухой бас или раздражен-
ный женский голос. Я вижу торопливую
фигуру, несущуюся по коридору, пиджак
с коленкоровыми нарукавниками или вя-
заную кофточку с вензелем, досадливый
взмах руки в сторону подростка, который
задерживает.

Что собственно требовалось? Да требова-
лось посвятить Мишутке одну минуту, что-
бы найти комнату, куда его направила пэ-
терянная записка. Но Мишутка не был в
эту минуту непосредственным
делом сотрудников, пробегавших по кори-
дору. Этим непосредственным делом была
разнарядка на шурупы и электрический
шнур. Из-за разнарядки не увидели Ми-
шутку. А он ждал с укоризной в глазах.
И, ожидая, он уже начал думать, что п
Краева такой же неприветливый человек.
Но Краева, работник ещё более занятой, чем
те, кто пробегал по корилору, оказалась
совсем другим человеком. И сразу раскры-
лось перед ней благодарное, нежнейшее,
впечатлительное сердце Мишутки.

Так появилось его открытое письмо в

стенгазете.
С. МАРВИЧ.

Винодельческий сезон
в Азербайджане

БАКУ, 6. (Корр. «Правды»). В Азербай-
джане успешно проходят сбор и заготовка
винограда. Заготовлено на 2.300 центнеров
винограда больше, чем на это же время в
прошлом году. В республике в разгаре
винодельческий сезон. Заводы выработают
окою 8 миллионов литров виноградного
вяна. Кировабадский завод приготовит из
винограда сорта «Баян-ширей» 100.000 бу-
тылок шампанского.

Теплая одежда и обувь
для школьников-сирот
ГОРЬКИЙ, 6. (Корр. «Правды»). Испол-
ком областного Совета депутатов трудя-
щихся поручил ° предприятиям местной про-
мышленности, промысловой и инвалидной
кооперации изготовить для школьников-си-
рот и детей инвалидов Отечественной вой-
ны 30.000 пар кожаной и 19.000 пар вале-
ной обуви, 3.000 зимних пальто, 12.000 теп-
лых шалюк и большое количество полушуб-
KOB.

Спортивны

Победа московских динамовцев

Вчера в Москве состоялся очерелной
матч на кубок СССР по футболу. Играли
московские и ленинградские спортсмены
общества «Динамо». Эта встреча должна
была определить команду — участницу по-
луфинального соревнования.

С самого начала слаженная игра мобков-
ских футболистов увенчалась успехом. Сна-
чала Н. Дементьев, а затем К. Бесков вбили
п мячу в ворота ленинградских футболи-
стов. Перед перерывом москвич С. Соловь-
ев, красиво обыграв ленинградского вратаря
Набутова, послал в пустые ворота третий
МЯЧ.

Во второй половине матча С. Соловьев
вбил четвертый мяч. Игра закончилась со
счетом 4:0. Следует отметить прекрасную
игру полузащиты московского «Динамо»
(Л. Соловьев и Блинков), беспрерывно и эф-
фективно помогавшей своему нападению.

Se ee
Ly

OB30P
ПЕЧАТИ

В кампании заготовок хлеба наступила
Пора, когда буквально дорог каждый час.
На дворе — осень; до распутицы нужно вы-
везти хлеб нового урожая на государетвен-
ные склады. Промедление в этом деле не
может быть оправдано никакими мотивами.
Вредит самому себе тот колхоз, который
не торопится с выполнением плана загот.-
BOK, создавая добавочные трудности для
хозяйства и для колхозников. В интэресзх
колхоза и крестьян —— боевая, горячая рз-
бота на токах, в транспортных бригадах.

Мы имеем многие образцы такой рзботы.
Не надо искать особых секретов в узпехах
колхозов, досрочно выполнивших свои э6я-
зательства перед государством. Не стечение
счастливых обстоятельств благоприятствует
этим колхозам. Их успехи в борьбе за хлеб
предопределены людьми. Люди решают вее.
Решают их инициатива, энергия, умение,
организованность.

Пропаганда положительного опыта —
обязанность наших газет. Ростовская 96-
Ластная газета «Молот» неплохо справ-
ляется с этой обязанностью. Ее редакция
внимательно следит за жизнью и грулом
передовых станиц и хуторов. Читатель на-
ходит в газете корреспонденции и эчерки,
показывающие опыт борьбы за хлеб. Газега
пишет о людях. на пишет о коммунистах.
В работе партийной организации газета
ищет ответа на вопрос: почему в SAHOM
выполнен л5-

В этом отношении интересен номер га-

зеты «Молот» за 9 сентября. Газета =0ка-

гла на своих страницах большевиков, 0без-
печивших выполнение плана. В корреспон-

\ денции Ф. Колесникова «Так завоевывается

авторитет» идет речь о коммунистах хуторз

Орловка товарищах Кобизеве, Левченко и

Титвинове. Кобизев — председатель сель-

” сгохозяйственной артели имени ХУП парт-

езда, Литвинов и Левченко руководят
бригадами. Все трое — участники Отечест-
венной войны. «Закаленные в боях с не-
мецкими оккупантами, они сейчас с неис-
сякаемой энергией работают на полях por-

ного колхоза, являются подлинными вожа-
  ками и организаторами масс». Газета раз-

сказывает о том, как трЯ большевика оргз-

низовали уборку, молотьбу, заготовки хлеба.
( В их действиях — хозяйский расчет, манев-

ренность, большевистский темперамент. ин

6: BOB OC Te

9 и 10 октября состоятся полуфинальные
игры. Ленинградская команда общества
«Зенит» встретится с командой ЦДКА, а
московские футболисты «Динамо» — со
сталинградскими спортсменами общества
«Трактор». Финал назначен на 14 октября.

Бег на 30 километров

Вчера на московском стадионе «Динамо»
был дан старт бега на 30 километров на приз
газеты «Красный спорт». Легкоатлеты бе
жали по Ленинградскому шоссе до Химок и
обратно. Через 1 час 53 минуты 0,6 секунды
первым на стадионе финишировал старший
лейтенант С. Десятчиков (ЦДКА). Вторым
был динамовецп Москаченков и третьим За-
липский («Крылья Советов»). Постоянный
участник этого традиционного соревнования
57-летний спортсмен полковник М. Годин
(ЦДКА) занял восьмое место.

Ha memy Ona

нашли выход из трудных и сложных поло-
жений. Решив досрочно сдать хлеб госу-
дарству, они наладили круглосуточную
молотьбу. Нехватало людей — взяли часть
колхозниц из огородной бригады и с молоч-
но-товзрной фермы. привлекли на ночные
работы людай из колхозной конторы. Твор-
ческий дух социалистического соревнования
был внесен в работу колхозников коммунн-
стами. По ним равнялись все:

«С фронтовым азартом работали демо-
билизованные бойцы Гавриил Иванович
Волочай, Анлрей Васильевич Ольховей и
Александр Ульянович Чиканов. Маруся
Павленко, Дара Недвига, Маруся Андрю-
шенко и другие девушки, только вчера
снявшие с еебя военное обмундиротгние,
трудились наравне с мужчинами».

Коммунисты занимаются всеми деталя-
ми, всеми мелочами жизни и быта в кол-
хозе. Они заботятся о том, чтобы люди,
работающие на току, получали вкусный
обед. Они заботятся о том, чтобы крестьяне
были в курсе политической жизни стра-
ны. До начала уборки в колхозе был 0б0-
рудован радиоузел; радиоточки имеются
На току, у молотилки.

Коммунисты хутора Орловка выступают
не только как толковые организаторы,
знатоки дела; они и настоящие обществен-
ные работники в деревне. Сочетание хо-
зяйства с политикой — достоинство пар-
тийной организации в колхозе. Естествен-
но, что в колхозе в текущем году уже
освоена довоенная посевная площадь, вы-
ращен хороший урожай, уборка проведена
досрочно и досрочно же выполнен годовой
план сдачи хлеба государству.

Но выдерживает сравнения с тремя кол-
хозными вожаками директор учебно-опыт-
ного совхоза Цеханский, изображенный в
корреспонленции Ив. Яковлева под выра-
зительным заголовком ‘«Растратчики уро-
жая». Цеханский не обладает теми каче-
ствамн, которые присущи коммунистам
колхозной Орловки. Газета рисует портрет
этого коммуниста. Как отстал он от тре-
бований нашего дня! По кажим обветшав-
шим трафаретам мыслит и работает он!

В начале лета он выступает с завере-
ниями и клаятвами о том, что у него все
находится в боевой готовности. К исходу
лета он горько жалуется на об’ективные
обстоятельства, вымаливая  покаянными

И И и И

EE

ПРА

Общегородское собрание стахановцев—
восстановителей Ленинграда

С беспримерным мужеством и стойко-
стью ленингралцы отстояли от врага свой
город. После суровых испытаний Великой
Отечественной войны ЧЛенинград стал им
ещё ближе и дороже. Залечить раны род-
ного города, сделать его ещё лучше и пре-
краснее — этим благородным стремлением
охвачены ныне все ленинградцы.

Люди, защищазшие Ленинград, стали
квалифицированными °‘етроителями-профес-
сионалами, работающими сейчае на всех
участках восстановления города. В стаха-
HOBCKOM движении восстановителей Ленин-
града участвуют тысячи лучших каменщи-
ков, штукзтуров, кровельщиков, плотников,
маляров, водопроводчиков, рабочих всех
строительных сиециальностей.

6 октября в актовом зале Смольного co-
брались лучшие  стахановцы-строители,
участники восстановления жилого фонда
Ленинграда. Присутствовали также хозяй-
ственные работники, советский и партий-
ный актив Ленинграда.

Общегородское собрание строителей от-
крыл секретарь Ленинградского горкома
ВКП(б) тов. Капустин. С докладом о ходе
восстановления жилого хозяйства Ленин-
града выступил председатель исполкома
Ленинградского городского Совета депута-
тов трудящихся тов. Попков.

Работы по восстановлению Ленинграда
приобретают всё больший размах. В этом
году в восстановление жилого хозяйства
города вкладывается 278,4 миллиона руб-
лей. Должно быть введено в экоплоатацию
643 тысячи квадратных метров жилой
площади.

Тов. Попков подробно характеризует
9-месячные итоги работы над восстанов-
лением города. По городскому хозяйству
годовой план капиталовложений выполнен
за 9 месяцев на 64 процента. Введено в
экеплоатацию 190 тысяч квадратных мет-
ров жилой площади, или 63 процента го-
дового залания. По окраске фасадов годо-
вое залание уже поревыполнено, @ каче-
ство работ значительно улучигилось.. Нам-
лучигие показатели имеет Московский рай-
он. За ним идут Ленинский, Приморский,
Фрунзенский и Смольнинский районы.

В восстановлении жилого фонда отстают
промьпиленные прехприятия. Они выпюол-
нили 43 процента годового плана.

В Ленинграде широко развернулось со-
циалистическое соревнование восстановите-
лей. Месяп назад по призыву брягады
каменщика Беляева в городе поднялась но-
вая волна стахановского движения. Приме-
нив усовершенствованный метод клалки,
Беляев выполнил норму на 419 процентов.
Его примеру последовали штукатуры Смоль-
нинского района Быстрова, Громова, Мар-
тынова и Царева, выполнившие за смену
395 процентов производетвенного задания.
Каждый день стал приносить вести о новых
производственных успехах  стахановцев-
строителей. В соревнование включились
вровельщики, ° электромонтёры, › маляры,
плотники, столяры и представители других
строительных профессий. В августе число
стахановцев только но системе Ленжилупра-

BA

a ees ee ee ee ee ee Ce Е НЕ И

вления возросло до 2.346 человек. Хэро-
шее начинание предприняла ремонтно-стро-
ительная контора № 2 Фрунзенского рай-
она. Стахановцы взяли на себя обязатель-
ство в 24 рабочих дня восстановить 12
квартир общей площадью в 625 квадрат-
ных метров. Все транспортные операция на
постройке механизированы. Рабочие снаб-
жены электрифицированными инструмен-
тами. Этот первый опыт вобстановления жи-
лого фонда скоростным методом показывает,
что высокой  производительноети труда
можно добиться не только в отдельных
оригадах, но и на целых стройках.

— Наша задача, — говорит в заключе-
ние тов. Попков,— состоит в том, чтобы
вовлечь B стахановсксе движение везх
строителей Ленинграда.

В прениях по докладу выступили 15 че-
ловек. Инвалид Отечественной войны кро-
трельщик Ефимов, бригадир электромонтё-
ров тов. Самсонов, имеющий 43 года произ-
водственного стажа, зачинатель стаханов-
ского движения каменщик Беляев, мастер-
штукатур Васильев, 53 года работающий на
стройках, каменщик-стахановец Семенов,
бригадир штукатуров Лебедева, бригадир
паропроводчиков Лазарев и другие paccKa-
зали о своём опыте стахановекой работы и
подвергли критике недостатки в организа-
ции строительных работ, мешающие разви-
THI стахановского движения.

Секретарь Ленинтградекого областного и
городского комитетов ВКП(б) тов. Кузнецов,
тепло встреченный собравшимися, указал,
что строителям принадлежит важное и по-
чётное место среди трудящихся Ленингра-
да. Однако до последнего времени партий-
ные и советские организации города не
уделяли должного внимания рабочим-строи-
телям, недостаточно заботились об их нуж-
дах, о развитии среди них стахановекого
движения. Кадры строителей — это в по-
давляющем большинстве коренные ленин-
градцы, отстоявиие свой город и сейчас
стремящиеся в кратчайший срок восстано-
вить его в лучшем виде. Опыт работы пере-
довых стахановцев нужно ввести в техно-
логию строительного дела.

— Честь и слава ленинградеким етрон-
телям-восстановителям! — говорит тов.
Кузнецов. — Разрешите пожелать вам
дальнейших успехов в деле восстановления
пашего любимого города Ленина.

Собрание приняло обращение ко всем
рабочим, инженерно-техническим работни-
кам ленинградских строительных органи-
заций, в котором призывает их работать в
4-м квартале еще лучше, обеспечить вы-
полнение плана по всем показателям.

На собрании было ‘оглашено решение
исполкома Ленинградского городского Сове-
та депутатов трудящихся о награждении
большой группы  стахановцев-строителей
цочётными грамотами исполкома Ленгорео-
вета и ценными подарками.

. Л. ГАНИЧЕВ,
Н. ВОРОНОВ:
(Корр. «Правды»).
По телефону.

Ашот ГРАШИ

Под седыми стенами Кремля
Встали ели стеной голубою.
Как завидуют им тополя,

Что растут над Араксом-рекою!

Сосны северных гор и долин

Их ревнивым приветили взглядом—

Все деревья бескрайней земли

Были б счастливы встать с ними
рядом.

Их будили салюты в ночи,

Озаряя огнями своими,

И прожекторов синих лучи

К самым звёздам вздымались над
ними.

Эти ели видали не раз
Полководца в военной шинели.

речами амнистию у вышестоящих органи-

заций. Так было в прошлом году, так про-
исходит и ныне...

Цеханский на «мелочи» разменивать-
ся не хочет. Ему советовали отремонти-
ровать простейшие уборочные машины. Он
посмотрел на советчикев свысока — какие
Ерохоборы! У него — комбайны, он все
уберет комбайнами, зачем ему нужны кз-
кие-то простейшие машины. Директор не
послушалея совета. Зря не послушался...

Цехамекий придерживается теории оче-
‘редности в проведенни сельскохозяйствен-
ных работ, «Вот закончим косовицу, тог-
да и на хлебосдачу нажмем» —так распо-
рядилея директор. С косовицей дело в сов-
хозе шло плохо, © молотьбой дело пошлэ
еще хуже. Организация труда на молоть-
бе и охлебосдаче допотопная. Специали-
CTH и рабочие возражают против нее. Но
директор возражений» снизу не терпит.
«Делайте так, как я сказал», — обрывает
CH людей, осмеливающехся иметь свое
суждение...

Материалы газеты «Молот», рисующие
стиль работы колхозных вожаков и совхоз-
ного директора, интересны, поучитель-
ны. 0 коммунистах, дающих образец руко-
водства, и о коммунисте, утратившем право
на руководство, газета нишет большевиег-
ским языком. У нее партийный подход к
людям и к явлениям. Она находит хорошие,
задушевные слова для рассказа о героях
наших дней в донской станице, и она же
с законным чувством гнева говорит о
тех, кто позволяет себе не считаться с тре-
бованиями этих дней.

Тот же большевистекий язык и.в газете
«Ставропольская правда». Газета пишет об
антигосударственной практике в Арзгир-
ском районе. Колхозы района сдают в этом
голу хлеб более медленными темпами, чем в
прошлом году. Огромных размеров достигли
потери зерна. В колхозах «Борьба за уро-
жай», «Новая жизнь», «Верный путь»
и других терялось при уборке п 2—3
центнера на гектаре. В отдельных колхозах
при обмолоте свыше 30 процентов зерна
уходило в солому. Широкое распростране-
ние получила антигосударственная практи-
ка списания зерна в так называемые вто-
рые, третьи сорта и в отходы. ВБлгевой ко-
митет партии вынужден был сурово нака-
зать секретаря Арзгирского райкома тов.
Панченко.

«Хлебозаготовки, — заявляет  газе-

та, — всегда требовали от партийных и

непартийных большевиков максимально-

Кремлёвские ели

В чае победы, в торжественный час
Победителей видели ели.

Тех, что с боем входили в Берлин,
Славу нашей Отчизны утроив.
Тех, которым народ-исполин

Дал высокое имя Героев.

Эти ели встречают народ,

Что из близких и дальних селений
Вереницей безмолвной идет

В мавзолей, где покоится Ленин.

Этим елям завидую я —

Сын Лорийского перевала.

Мне б хотелось, чтоб песня моя
Вместе с ними в шеренге стояла.

Перевел с армянского
И. БАУКОВ.

го напряжения сил, большой организо-
ванности и настоичивости в преодолении
трудностей».

Хлебозаготовки — политический экзамен
для нашей деревни. На хлебозаготовках
проверяется сила колхоза. «Ставропольская
правда» хорошо показала могучую силу
колхозного строя. Достойна похвалы стра-
наца в номере за 9 сентября, посвященная
колхозу «Коммунистический маяк». Испол-
вилось 25 лет существования этого колхо-
38. «Первенцем колхозного Ставрополья»
называет его краевая газета. «Свой слав-
ный юбилей колхозники встречают новы-
ми производетвёнными победами. Заверше-
ва уборка и хлебосдача. Государству сдано
около 85 тысяч пухов зерна, выполнен план
развития животноводства». В статьях пред-
седателя колхоза А. Чухно и секретаря кол-
хозной парторганизации В. Григораш осве-
щаются достижения колхоза и его перспек-
тивы. Другие статьи, снимки и диаграммы
дают яркое представление о колхозе. Crpa-
ппца, посвященная 25-летию сельскохозяй-
ственной артели «Коммунистический ма-
як»,— удача газеты:

В заключение-—0 тазете «Бакинский ра-
бочий». В ее номере за то же 9 сентября мы
находим черты, отмеченные нами в ростов-
ской п ставропольской газетах. Газета «Ба-
кинский рабочий» пишет об уборке и сдаче
хлопка государству со знанием дела, с анз-
лизом положения на местах. Передовая
статья критикует руководителей Уджарско-
то района, которые «успокаивают себя ил-
лезиями, радуясь успехам нескольких пере-
довых колхозов, и закрывают глаза на то,
что делается в остальных». Газета бъет по
обывательским настроениям и тенденциям,
критикует работников, которые об’ясняют
отставание десятками надуманных причин.
«Надо, — требует газета в своей передо-
вой статье,— не искать оправданий, а с
большевистской прямотой и принципналь-
ностью изжить недостатки, возглавить тру-
довой под’ем, царящий среди хлопкоробов
Азербайджана, и наверстать упущенное».

Мы разобрали три номера трех газет, точ-
нее, их материалы, посвященные выполне-
нию деревней ее обязательств перед госу-
парством: «Молот», «Ставропольская прав-
да» и «Бакинский рабочий» хорошо ведут
важнейшую хозяйственно-политическую
кампанию. Они освещают положительный
эпыт ее. Они векрывают недостатки и
ошибки на местах. ‘0 плохом и хорошем в
кампании заготовок газеты говорят боль-
щевистеким языком, ,

Тов. В. В. Кузнецов, руководитель делегацин советских профсоюзов на Всемирной
конференции профсоюзов в Париже, и Луи Сайян, генеральный секретарь Все-
мирной профсоюзной федерации.

На Всемирной профсоюзной конференции

Выступление делегата Конгресса производственных профсоюзов США

ПАРИЖ, 6 октября. (ТАСС). На утрен-
нем заседании 3 октября делегат Конгресса
производственных профсоюзов (КПП)

жеймс Кэри выступил с сообщением о ра-
боте КПП в период между двумя конферен-
циями. Первые слова Кэри посвятил пред-
седателю КПП Фалиппу Мэррею — деяте-
лю, который «сдин из первых в мире раз-
вернул кампанию за международное проф-
союзное единство». «К сожалению, — за-
явил Кэри, — США в настоящее время пе-
реживают острый кризис в связи с рекон-
версией, который требует непрестанного
внимания Мэррея». :

Кэри следующим образом охарактеризо-
вал руководящий принцип КПП в отноше-
нии участия рабочих в органах Об’единен-
ных наций: «Наше участие в международ-
ных делах не будет половинчатым. Мы на-
мерены взять на себя полную ответствен-
ность в отношении наших членов профсою-
зов и рабочих всего мира. Это соответствует
нашей последовательной политике в работе
и борьбе за программу, которая имеет своей
целью не только принести пользу нашим
членам, но также всему народу».

Затем Кэри остановился на международ-
ных совещаниях профсоюзов в Америке
прошедшим летом. «КИП пригласил пред-
ставителей профсоюзных организаций Ан-

глии, Франции и Советского Союза приехать
в США и самим посмотреть, как мы рабо-
taem. Первым на наше приглашение отвез
тило советское профсоюзное движение, ко-
торое в июле направило “В США представи-
тельную делегацию, возглавлявшуюся видз
ным профсоюзным деятелем Василием Куз-
нецовым. Эта делегация посетила многие
наши союзы и заводы в наших больших про-
мышленных центрах, и представители
отдельных союзов имели возможность срав-
нить работу своих профсоюзов с работой
своих американских коллег в каждой обла-
сти промышленности. Я уверен, что это по-
сещение чрезвычайно способствовало созда-
нию в американских профсоюзах лучшего
понимания и более тесных связей с проф-
союзным движением Советского Союза. Мы
надеемся, что в скором времени нас посе-
тят также представители других стран. В
качестве ответных визитов мы предполагаем
послать наши братские делегации в эти
страны, и действительно после окончания
этой конференции делегация КПП совер-
пит поездку в Советский Союз с тем, что-
бы нанести ответный визит».

Кэри остановился на борьбе КПП за
установление гарантированного заработка
рабочим США.

Суд над бельзенскими палачами

На процессе в Люнебурге продолжается
допрос свидетелей. Перед английским воен-
ным судом проходят один за другим
люди, оставшиеся в живых. жертвы, вырвав-
шиеся из лагерей смерти. Гитлер и его са-
трапы бросали в Бельзен и Освенцим самых
смелых, самых решительных; самых свобо-
полюбивых людей и с циничным хладно-
кровием сжигали их, травили газом, истя-
зали, убивали, голодом  доводили дс
безумия. Все это для всех ясно. e

И, сидя в зале суда, удивляешься, почему
защитники всэ снова и снова прибегают к
самым неожиданным приемам, которые вряд
ли диктуются так называемой судебной
об’ективностью. То майор Грэнфилд просит
суд посадить Ирму Грезе позади всех под-
судимых (она обычно сидит впереди и
слишком бросается в глаза, и поэтому ее
якобы сразу опознают). Но входят свиде-
тели, пристально вглядываются в лица под-
судимых и все же находят Ирму Грезе и
сзади — в четвертом ряду скамей, где сидят
обвиняемые. То Грэнфилд просит снять но-
мера с подсудимых,—они якобы облегчают
олознавание,—но и это не помогает.

Когда Дора Шафран, прошедшая через
все пытки гитлеровских лагерей, рассказы-
вает суду о своих муках, в зале воцаряется
напряженная тишина. То, что она, расска-
зывает, в сущности является миллионной
частью человеческого ужаса, который унес-
ли в могилу безвинно замученные люди.
Это крупица, маленькая капля из всего
пстока слез, которыми пропитана земля в
Освенциме и Бельзене. Но и теперь, слушая
эту молодую девушку, хочется распахнуть
двери суда, чтобы весь мир узнал, что таит-
ся за словом «фашизм». Тогда бы матери,
жены тех английских и американских сол-
дат, которые погибли в борьбе с фашизмом,
узнали бы не только о том, как одета Ирма
Грезе, у какого парикмахера она была перед
прбцессом, как кормят Иозефа Крамера и
в каком платье приехала на суд его жена.
Нет, не только бы это они узнали, а нечто
более существенное и важное. Так же, как и
советские матери и сестры, жены и дети на-
ших погибших людей, — они, так называемые
маленькие простые люди Европы и Америки,
узнали бы, что Крамер, Грезе и их помощ-
ники — это не только уголовные убийцы, а
практические исполнители фашистской тео-
рии уничтожения народов. И тогда, может
быть, защитник Грэнфилд не задавал бы
Доре Шафран таких наивных вопросов:

— Вы говорили здесь, что вас избивали,
но, может быть, вы в чем-нибудь ином про-
ВИНИЛИСЬ?

— Нет, — отвечает Дора Шафран Грэн-
филду, — в чем же я могла провиниться:
я была голодна и искала отбросы, — в чем
же я могла провиниться?

Она смотрит на всех сидящих в зале, ее
взгляд уходит куда-то вдаль, она поежи-
вается и вздрагивает. В зале тишина, только
защитник изредка переписывается с Краме-
ром, а Грезе, подняв голову, кому-то улы-
бается там на балконах, где сидят немцыы—
жители Люнебурга.

Перед судом сидит новый свидетель —
поляк. Он тоже: был в Бельзене, но начи-
нал свою страдальческую жизнь в Освен-
циме. На его глазах избили досмерти его
брата. Брат был крепким и долго не терял
сознания. Он очень медленно умирал ни
только тихо стонал.

— Это была самая страшная пытка, —
говорит он.

— А не помните ли вы, сколько ударов
OH получил и кто его бнл?—спрашивает
защита.

И молодой поляк встает, закрывает лицо
руками, и зал оглашается страшными рыда-
ниями. В изнеможении он падает на стул,
не открывая лица, как бы стыдясь своих
слез. Его пытаются успокоить, но еще
сильнее вздрагивают его плечи и он на-
дает, Суд прерывает заседание.

В этот день мне вновь вспомнилась доро-
га из Люнебурга в Бельзен. Асфальтирован-
ное шоссе, вдоль которого тянутся аллеи
каштанов и лип. Вот.по этой дороге везли
в последний путь сотни тысяч людей в
Бельзенский лагерь. Что онн переживали
в эти часы, когда они проносились на гру-
зовиках мимо каштанов и готических доми-
ков, мимо полей и плантаций хмеля? Они
думали о том, что всего этого они больше
не увидят — их везли умирать. И так живо
представилась мне их предсмертная тоска,
что своими мыслями я поделился с амери-
канским журналистом, который ездил со
мной в Бельзенский лагерь.

— Да,— ответил он,— это что-то непости-
жимое. После этого фашизм надо ‘было бы
об’явить вне закона.

— А фашистов? — спросил я.

— Но тогда бы МЛюнебургский процессе
продолжался десять дней,— заметил амери-
канен.

На следующий день мы подошли к иро-
курору Бэкхаузу и спросили его:

— Когда ожидается приговор?

Бэкхауз усмехнулся и развел руками.

— Вы же видите, как все идет. Думаю,
что не меныше, чем через четыре недели.
Редь защита вызывает до 30 свидетелей,
Сожалею, но это так‚,—заключил прокурор.

Я вышел из зала суда. Подсудимых уво-
зили на трех болыших грузовиках. Толпа
немцев наблюдала, как они попарно прохо-
дят к машинам. окруженным британской
военной полицией. Фотографы, с’ехавшнеся
сюда со всех стран, щелкают своими боль-
шими фотоаппаратами. Крамер и Грезе улы-
бались фотографам—ведь они встречают их
каждый день. На площади у скверика про-
гуливались немецкие офицеры в форме, в
погонах— офицеры несуществующей армии.
Они осторожно ступали в своих начищен:
ных сапогах, как бы опасаясь, что вот-вот
их прогонят оттуда. Но нет, британский
полицейский в болыной фуражке с крас-
ным гербом откозырнул им, и они галантно
ответили ему, продемонстрировав четкий
прусский шаг. По улицам прогуливалась
зестрая толпа. В этот час все в Люнебургг
собирались сюда, чтобы увидеть, как про-
везут с процесса палачей Освенцима и
Бельзена. Толпа провожала их долгим и
пристальным взглядом. Понимала ли она н
свою вину? Казалось ли ей, что это прово-
зят из зала суда ее национальный позор?
Нет, лица немцев были спокойны.

Здесь, в Люнебурге, ждут приговора. При-
говора над палачами ждет весь мир. И все
честные, свободолюбивые люди не сомнева-
ются, что правосудие совершится.

О. КУРГАНОВ.

(Спец. корр. «Правды»)

Люнебург.
Октябрь.

* *£ &

ЛЮНЕБУРГ, 6 октября. (ТАСС). На
утреннем заседании суда над гитлеровски-
ми палачами из лагеря в Бельзене 5 октя-
бря продолжалось оглашение письменных
показаний отсутствующих свидетелей. Ко-
гда эти показания были исчерпаны, проку-
рор предложил заслушать письменные по-
казания некоторых подсудимых, в частно-
сти лагерного врача д-ра Клейна, Гесслера
и Ирмы Грезе, данные ими английским вла-
стям после освобождения Бельзенского ла-
геря. Предложение прокурора встретило
резкое возражение защитника майора Грэн-
филда. После короткого совешания суд
принял предложение прокурора и во вто-
рой половине дня судебного заседания за-
слушал письменное показание Клейна,
Гесслера и Ирмы Грезе.

Обращают на себя внимание показания
руководительницы эсэсовского женского
персонала лагеря Грезе, в которых она при-
знается, что личнс избивала заключенных
плетью и палкой. Далее Грезе указывает,
что такова была система обращения с за»
ключенными во всех концентрационных лаз
герях Германии.

С большей или меньшей откровенностью
высказались в письменных показаниях
Гесслер и д-р Клейн, признавшие себя ви-
новными в ТОМ, что они участвовали в мас=
совом уничтожении людей, которое прово-
дилось в Освенциме и Бельзене путем
отравления газом и другими способами.
Подсудимые заявили, что истребление лю-
дей ‚осуществлялось ими по указаниям
Гиммлера. -