ПРА

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Пленум горкома ВКП(б)
о производстве товаров
широкого потребления

ЧКАЛОВ, 10. (Корр. «Правды»). Пленум
городского комитета партии обсудил доклад
секретаря горкома тов. Колесникова о вос-
становлении цехов ширпотреба на промыш-
ленных предприятиях.

Некоторые предприятия, хотя и органи-
зовали цехи ширпотреба, но выпускают ни-
чтожное количество продукции и зачастую
очень низкого качества. Станкозавод, шор-
но-седельная фабрика, завод имени Ёрас-
ных партизан, трикотажная и швейная
фабрики совершенно не вырабатывают ту-
варов, необходимых населению в быту, хотя
имеют для этого’ большие’ возможности.

Выступавшие в прениях подвергли рез-
кой критике горком партии и горисполком,
которые не проявили заботы о коопериро-
вании предприятий в деле производ-
ства предметов широкого потребления,
Отмечалось, что городской и областной
торговые отделы не содействуют производ-
ству товаров ширпотреба,

Пленум обязал парторганизации пред-
приятий и бюро горкома ВКП(б) обратить
060б0е внимание на расширение производ-
ства предметов широкого потребления.

а

Партийная пропаганда
в Литве

ВИЛЬНЮС, 10. (Корр. «Правды»). Бюро
ЦК КП(б) Литвы обсудило задачи партий-
ной пропаганды в республике в связи с из-
данием на литовском языке «Краткого кур-
са истории ВКП(б)».

Для партийно-советских кадров, не имею-
щих навыков самостоятельной работы над
книгой и достаточной образовательной и по-
литической подготовки, организуются круж-
ки по изучению «Краткого курса истории
ВКП(б)».

В помощь самостоятельно изучающим
«Краткий курс» и основные произведения
классиков марксизма-ленинизма читаются
лекции. При горкомах и укомах организова-
ны консультации, проводить которые будут
опытные партийные пропагандисты, препо-
даватели вузов республики, а также лекто-
ры ЦК КП(б) Литвы.

Вслед за изданием на литовском языке
«Краткого курса» издательство республики
выпускает отдельные произведения класси-
ков марксизма-ленинизма. В частности, го-
тсвится к переизданию на литовском языке
11-е издание «Вопросов — ленинизма»
И. В. Сталина.

Годичная партийная школа
при ЦК КП(б) Зстонии

ТАЛЛИН, 10. (Корр. «Правды»). При ЦК
КП(б) Эстонии открылась годичная партий-
ная школа. Школа готовит партийных и
комсомольских работников, в том числе
поопагандистов.

В программу включены: история ВКП(б),
история народов СССР, полигическая эко-
номия, география, эстонский и русский

ЯЗЫКИ.
бы

Доклады
об Отечественной войне

РЯЗАНЬ, 10. (Корр. «Правды»). Отдел
пропаганды и агитации обкома партии при-
влек к чтению лекций и докладов об Отече-
ственной войне командиров и политработни-
ков Красной Армии. Гвардии майор ордено-
носец Лапшин прочел несколько докладов
о падении Берлина. Он выступал на обувной
фабрике, мотороремонтном заводе, в паровоз-
ном депо и на других предприятиях города.
Доклады фронтовиков пользуются большим

успехом.
—O—

Семинар инструкторов
райкомов

ХАРЬКОВ, 10. (Корр. «Правдых»). Горком
партии организовал семинар для инструк-
торов райкомов. В программе семинара:
практика подготовки и проведения партий-
ных собраний, агитационно-массовая работа,
руководство комсомольскими срганизация-
ми, партийная информация, контроль хозяй-
ственной деятельности предприятий.

Уже проведено пять занятий, на которых
руководящие работники горкома партии
сделали доклады о восцитании кадров, по-
становке ‘агитационно-массовой работы в

первичных парторганизациях,

Проверка исполнения повышает
уровень руководства

Партийная организация города Сталино
уделяет большое внимание организации вы-
полнения принимаемых решений, контролю
исполнения.

За время войны к руководству первич-
ными парторганизациями на шахтах и за-
водах пришли коммунисты, не имевигие ещё
опыта руководящей работы. Это обетоятель-
ство вдвойне обязывало городской и район-
ные комитеты партии неустанно воепиты-
вать молодых партийных работников в духе
высокой требовательности к себе и в дру-
THM, прививать им большевистский стиль
руководетва. На первый план всегда выдви-
галось требование: руководить конкретно,
выносить решения с указанием сроков. вы-
полнения тех или иных работ, лиц, ответ-
ственных за выполнение этих решений. От
парторганизаций требовалось также, чтобы
они постоянно контролировали исполнение
своих решений и обучали этому хозяйствен-
ных руководителей.

Мы добились значительных успехов в
восстановлении промышленности, сельского
хозяйства, культурных и бытовых учреж-
дений города. Уже сданы в эксплоатацию
49. шахт, причем многие из них. достигли
довоенного уровня производства. Горняки
дали стране 130 эшелонов угля сверх пла-
на. Успешно восстанавливают евое произ-
водство также коллективы металлургиче-
ского, коксохимического и машинострэи-
тельного заводов.

Эти достижения пришли не сразу. Пред-
приятиям и шахтам пришлось преодолеть
немалые трудности. И здесь с особой силой
сказалаеь организующая роль партийных
организаций, которые, следуя испытанным
методам большевистского руководства, суме-
зн мобилизовать коллективы горняков и ра-
бочих на выполнение поставленных перед
пими задач.

ж*

Шахта № 10 «Чекист» долгое время не
выполняла плана добычи угля. Плохо ве-
лись подготовительные работы. В резуль-
тате она оказалась в большом долгу перед
государством.

Нельзя сказать, чтобы партийная орга-
низация здесь не видела недостатков, ме-
шающих выполнять программу. 06 этих не-
достатках, в частности о слабой партийно-
массовой работе, неоднократно говорилось на
собраниях коммунистов, где были вынесены
соответствующие решения. Но парторгани-
зация неудовлетворительно боролась за их
выполнение.

В мае прошлого года деятельность пар-
тийных и хозяйственных руководителей
шахты была подвергнута суровой критике
на пленуме ЦЕ ВП(б)У. Городской комитет
партии сделал серьёзные выводы из этой
критики. Мы детально изучили состояние
дел на шахте. На заседании бюро было вы-
несено решение, намечены меры для устра-
нения вскрытых недостатков. Велед за этим
горком и Петровский райком партии прове-
ли собрания шахтеров, совещания рабочих
по профессиям и инженерно-технических
работников. Горком потребовал и от комби-
ната «Сталинуголь» оказать шахте помошь,
руководить ею более конкретно. Руководи-
тели комбината решили было освободить от
работы начальника шахты тов. Павловеко-
то, надеясь, таким образом, поправить дело.
Но горком партии неё согласилея с таким
решением.

Заведующие отделами, инструктора гор-
кома и райкома партии систематически
проверяли, как выполняется решение горко-
ма. Каждая такая проверка вносила живую
струю в жизнь шахты. Комбинат стал луч-
ше снабжать её оборудованием и материа-
лами. На важнейших участках были за-
креплены постоянные кадры.

Па шахте окрепла производственная дис-
циплина. Низовые руководители — горные
мастера и бригадиры — стали чаще отчи-
тываться за порученную работу. Повыеи-
лась и их требовательность к подчиненным.

Теперь шахта № 10 «Чекист» — лере-
довая. Она выполнила девятимесячный
план текущего года и сверх того выдала

на-гора 7.600 тонн угля. Начальником шах-
ты ‘попрежнему работает инженер Василий
Павловский.

Горком не ограничивается только тем,
что принимает решения и своевременно
проверяет их исполнение. Мы стараемся
организовать выполнение этих решений.

Когда на одной из крупнейших в Донец-
вом бассейне шахт № 17/17-бие треста
«Рутченковуголь» восстановительные ра-
боты затянулись, туда выехал заместитель
секретаря горкома по угольной промыш-
ленности. Эта шахта особенно варварски
разрушена немцами. Для откачки воды
здесь требовались мощные насосы и м9-
торы. Их не ‘было. Представитель горкома
проверил положение дел на месте, инфор-
мировал o6 этом бюро горкома. Было pe-
шено использовать вместо насосов ски-
пы. Горком обязал маптиностроительный
завод имени 15-летия комсомола Донбасса
срочно их изготовить.

Но для под’ема скипов на шахте не окз-
залось машины, моторов, которые вывели
из строя немцы. Восстановление моторов
можно было поручить только Харьковскому
электромеханическому заводу, на что ушло
бы очень много времени. Надо было искать
другой выход. Тогда, горком партии поставил
задачу перед Рутченковским машинострои-
тельным заводом им. Н. С. Хрущева —
восстановить два мотора мощностью по
750 киловатт.

До войны Рутченковокий завод фемон-
тировал лишь небольшие горные мапгины.
Но это не смутило директора завода тов.
Гришина, который co всей серьбзностью
отнесся к выполнению нового заказа. Гор-
KOM партии оказал помощь в изыскании
материалов для ремонта моторов.

В короткий срок машиностроители в0с-
становили их. Шахта получила под’емную
машину и скипы. На три месяца раньше
срока было откачано 5 миллионов кубо-
метров воды. Сейчас здесь интенсивно ве-
дутся горные работы. Шахта — накануне
пуска. В концу этого года она будет вы-
давать на-гора ежесуточно до тысячи тон!
угля.

Испытав свои силы. коллектив завода
имени Хрущева с уверенностью стал при-
тимать аналогичные заказы и от других
шахт. Шо инициативе партийной организа-
ции, которая ставила перед коллективом
все новые и новые задачи, завод из ре-
монтного стал крупным мапеиностроитель-
ным предприятием.

ek ek &

Вопрос о проверке исполнения решений
в первичных парторганизациях, райкомах
и горкоме КП(б)У был недавно предметом
специального обсуждения на пленуме гор-
5ома партии. Шленуму предшествовала
большая подготовительная работа. В боль-
шинатве первичных организапий побывали
работники горкома и райкома партии, про-
верили и детально познакомились с 09-
стоянием проверки исполнения. Члены
горкома — тт. Амосенко, Баланов, ’Бори-
сенко, Гришин и другие — подробно изу-
чили методы руководства в первичных
партийных организациях крупнейших
maxt — Центрально-Городекого района.
Векрыв там серьёзные недостатки в орга-
низации проверки исполнения, они участ-
вовали в составлении решения пленума по
этому вопросу, а затем помогли партий-
ным организациям.

В горкоме, райкоме партии и в первич-
ных партерганизациях имеется ещё немало
недостатков в деле проверки исполнения.
Но теперь партийные руководители скорее
их замечают, быстрее и настойчивее их из-
живают. Молодые партийные руководители
растут на работе, овладевают большевист-
ским стилем руководства. Они на практике
убедились в том, что проверка исполнения
принимаемых решений должна составлять
главную часть руководящей работы, и пэ-
тому стараются сделать ее все более “кон-
кретной и оперативной.

В. КЛИМЕНКО.
Секретарь Сталинского горкома
КП(б) Украины.

ПИ ВЕРЕ ee ee ee ee ee ee er ЕН

BAA

Tlaxota под зябь

в колхозе имени
Сталина, Джулинского района, Вин-
ницкой области.

Фото Е. Копыта. (ТАСС).

Московский и Рыбинский
заповедники

Постановлением Совнаркома РСФСР не-
давно организованы два новых государствен-
ных заповедника. Московский заповедник
состоит из пяти участков площадью от двух
до пяти тысяч гектаров каждый. В его зада-
чу входят охрана и изучение наиболее ти-
пичной для Московской области флоры и
фауны, ископаемых, водных ресурсов и т. д.

Другой заповедник — Дарвинский — соз-
дан на Рыбинском водохранилище. Он зани-
мает территорию в 160.000 гектаров. Среди
работ, которые предстоит выполнить работ-
никам заповедника, большой интерес прелд-
ставляет изучение процессов образования
новой флоры и фауны, характерной для зоны
большого водного бассейна. Подобные на-
блюдения дадут богатый материал для даль-
нейшего развития учения Дарвина.

Под руководством профессора Турова на
Урал выехала экспедиция Главного управле-
ния по заповедникам, зоопаркам и зоосадам
при Совете Народных Комиссаров РСФСР. В
Свердловской области она выберет район
для образования еще одного — тридцатого
в Российской Федерации — государственно-
го заповедника. Там будут охраняться и
изучаться леса Урала, его животный мир,
полезные ископаемые и др.

Государственные заповедники РСФСР за-
нимают сейчас территорию около 9 миллио-
нов гектаров. Они размещены во всех зонах
республики — от островов Баренцога моря,
где изучается размножение гаги, до Кроноц-
кой сопки на Чукотке, около которой от-
крыты первые в СССР гейзеры.

——

Издание пятитомника
«История русского искусства»

Институт истории искусств Академии
ваук СССР готовит издание пятитомника
<История русского искусства». Об’ем ка-
ждого тома — 50 печатных ‘листов. После
«Истории русского искусства» И. Грабаря,
вышедшей в 1913 г., это первый капиталь-
ный труд, обобщающий исследования в ©б-
ласти отечественного искусства, которые
проведены за последние 30 лет.

Первый том, посвящённый искусству до-
московского периода, будет сдан в печать
в начале 1946 г. В нём будут помещены ма-
териалы об искусстве языческого периода
Киевской Руси, ’Владимиро-Суздальской
Руси и об искусстве Новгорода и Пскова.

В подготовке пятитомника участвуют
крупнейшие советские историки-искусство-
веды. Редакторы издания — академик
И. Грабарь и член-корреспондент Академии
наук СССР В. Лазарев. (ТАСС).

aioe

Юбилей профессора Лисициана

ЕРЕВАН, 10 октября. Общественность
Еревана отметила 80-летие со дня рождения
и 5Б0-летие педагогической деятельности
профессора Степана Даниловича Лисици-
ана, известного ученого и педагога.

Юбиляром написано свыше 200 научных
трудов по географии, археологии и педаго-
гике.

Решением горсовета Ереванской школе
№ 34 присвоено имя Лисициана.

SS

Хапче

Люди, строившие среди гор комбинат по
добыче олова, были не только новаторами
техники. Они‘ здесь — зачинатели жизни.
Даурия и Агинские степи Восточного 3a-
байкалья, долина Онона и Шилки до со-
ветской поры привлекали только неустра-
шимых иселедовзтелей. По следу пионеров
отечественной науки в глухую тайгу, в ди-
кие горы и мертвые степи пришли строи-
тели обновленного края, принесшие с собой
свет и тепло жизпи. Усилиями тысяч. тру-
жеников научные открытия сделались
сщутимыми, как сам металл, громадным
потоком текущий из недр этой земли во все
края страны нашей.

Ученые открыли в Хапчеранге ‘олово.
Строители воздвигли на месте изысканий
комбинат индустрии — рудники, обогати-
тельную фабрику, электростанции, меха-
нические цехи, жилища, школы. Возник
городок Хапчеранга. На первобытной пу-
стоши загрохотали современные орудия
производства. Ни в каких географиях не
отыскать было Хапчеранги. а теперь это
центр промышленного района, имеющий
уже дочерние предприятия и поселки: Мор-
дой, Тарбальджей, Тыра, Шоничи.

В Хапчерангу ведет широкий, гладкий
400-километровый автомобильный тракт,
перебегающий по красивым мостам через
Ингоду; обгоняющий быстрый Онон, ны-
ряющий с хребтов и перевалов в ущелья и
пади. Николай Иванович Савицкий, наря-
жавший нашу машину на станции Дара-
сун, сказал:

—- Через 8 часов вы будете в Хапче-
ранге. А мы, бывало, добиралиеь туда не-
дечями...

18 лет работает в этих местах Савиц-
кий, бывший забайкальский партизан, ны-
не начальник технической базы, командую-
ций отгрузкой всякого оборудования, го-
pictero, продовольствия. Несколько лет
назад грузы в Хапчерангу шли по дикому
бездорожью. Сутками, неделями добирались
к новостройке тяжелые грузовики, чтобы
доставить туда оборудование комбинату.
Потом по автотрасое устремились в горы

скоростные колонны машин. Директор

ран:а

«Оловотранеа» Борис Иванович Иванов
получил в свое распоряжение богатый авто-
парк и обосновал гаражи, диспетчерские и
заправочные пункты, ремонтные  мастер-
ские, заезжие дома, закусочные. Светло и
итумно стало на тракте. Лалеко в горах
отдавался гул движения.

Строители  Хапчеранги обосновались
прочно, надолго, с женами. детьми. Инже-
неры, окончившие московские. ленинград-
ские, свердловские, иркутские институты,
переселились из столиц в далекие горные
поселки, предпочтя городскому комфорту
таинственную красоту нетронутой приро-
ды. Появились школы, ясли. больница,
клубы, детские сады, подсобные огородные
и овцеводческие хозяйства. мельницы. пе-
карни, универмаги. типография, радиоузел,
телефонные станции.

Весь этот молодой мирок, разросшийся в
далеком горном краю, мы увидели, как на
лалони, еще издали, с горного перевала, на
расстоянии 15 километров. Потом Хапче-
ранга исчезла из виду, и когда машина
обежала круги винтового спуска, мы снова
увидели белые домики, облепившие скло-
ны сопок, высокий корпус обогатительной
фабрики, словно прилипший к откосу го-
ры, голубовато-серые груды рудных отва-
лов, низкие, длинные злания цехов. Bee
этс залито было ослепительным солнечным
съетом.

Война не приостановила развития Хап-
черанги. Наоборот. Мепышим числом рук
надо было увеличивать добычу олова. На
плечи каждого легла двойная ноша. Двой-
ная нагрузка пала и на машины.

По отделениям обогатительной фабрики,
везвышающимся одно над другим в ступен-
чатом порядке, ведет нас начальник фз-
брики инженер Яковлев. Мы идем снизу
вверх, навстречу процессу. Вверху большие
глыбы руды из бункеров падают в колос-
никовый грохот и проходят первое дробле-
ние. Транспортер несет руду дальше к гро-
хотам, дробяшим ее на-двое. Оттуда сырье
принимают мельницы среднего дробления,
размалывающие руду до 15 миллиметров и

Дальше — мельницы мелкого дробления и
еще один грохот, снова отсеивающий уце-
левшие зерна. Руда, наконец, измельчена
до двух с половиной миллиметров. Особые
грохота еще раз контролируют и просеи-
вают ее. Неразмолотое сырье насосы уго-
няют снова наверх, на повторение про-
цесса. - и

Рыхлую массу руды теперь берет в обра-
ботку сложная гидравлика. Это называется
«мокрым процессом обогащения». Вся ме-
ханическая смесь делится на четыре груп-
пы. Каждая группа поступает на особую
серию столов, разлинованных выпуклыми
полосками и вибрирующих под ровным по-
током прозрачной воды. ЁВлассифицируя
смесь по весу, вода в флотационных аппз-
ратах отделяет оловянный концентрат от
его спутников. Выход концентрата тем
больше, чем богаче руда и чем меньше по-
терь в бесчисленных грохотах, дробилках.
желобах, мельницах.

В горах мало воды. Чтобы ее сохранить.
пришлось установить специальное obopy-
дование, при помоши которого вода, одна-
жды прошедшая сверху вниз. отстаивается
п посылается для второго захода. Когда
это было ‘сделано, появилась возможность
принять еще больше руды. И фабрика тре-
бевала от рудников:

— Больше и богаче!

На рудниках, в четырех километрах от
обогатигельной фабрики, молодой инженер
Нижегоролцев командовал вскрытием  но-
вых горизонтов и богатых оловоносных
жил. Шахтеры, среди которых поязились
девушки, познавали новые приемы бурения
и проходки, заимствованные инженерами из
новейших научных источников и из опыта
других рудников. Впервые здесь в дни вой-
ны применили массовые взрывы. Заклады-
валось одновременно до 800 шпуроз, около
1.200 килограммов взрывчатки. Могучей
силой взрыва, сотрясающего горы, отбива-
лось сразу но 5 тысяч тонн руды. Оседали
громадные скалы.

Массовые взрывы! По духу и стилю сво-
ему этот прием сродни массированному
огню наступающих войск. Массовые взры-
вы были здесь символическим отголоском
победных сражений. «Штанговое» бурение

отсеивающие уцелевшие крупные зерна.  с помощью длинных 8-метровых буров,

многозабойное обуривание, заимствованное
в Криворожье н на Урале, вошли в обиход
военных дней, как новая сила под’ема
недр. Да, всё это по праву можно назвать
наступлением!

В самые трудные дни войны началось
здесь строительство новой  электростан-
пии, заложенной на мордойских каменно-
угольных месторождениях. Без этой стан-
пии остановлен был бы рост комбината.
Стройка шла во-всю. С малым запасом
материалов и совсем небольшим числом
рабочих, при ограниченном транспорте—
за счет резервов человеческой воли и на-
пряжения строили и построили Мордойскую
станцию, а сейчас продолжают строить её
втерую очередь. В Морхое, в 40 километрах
от Хапчеранги, возник новый поселок
угольщиков и энергетиков. Строители, гео-
логи, проходчики и бурильщики уже уси-
ленне работают на закладке будущего ги-
танта оловодобычи нз новом громадном
месторождении.

Улвоена нагрузка Тыринского и Шонич-
ского лесоучастков — все больше и больше
стройматериалов поглощают предприятия
Хапчеранги. Начальник лесоучастка Шо-
ничи Кузнецов, работающий в этих лесах
12 лет, первые свои заготовки производил
У самой Ханчеранги, у порога нынепгнего
комбината. Потом грапицы лесосек отодви-
нулись на десятки километров. Стройка
цовлала огромные массивы.  Лесовозы
делают теперь далекие рейсы.

Bee хапчеранговские. старожилы, осно-
ватели комбината, любят свое детище. И
несмотря на то. что их жизнь еще не со-
веем устроена (в Хаичеранге мало учите-
лей, мало врачей, не налажено радиовеща-
ние, плохо доставляются книги и газеты,
демонстрируются устаревшие фильмы), они
горды творением рук своих. Тут живут
и трудятся сильные, закаленные люди.

..Кончается жаркий трудовой день. Ра-

бочие и инженеры берут дробовики и от-
правляются на охоту, на дикий простор
горной природы...
М. ШУР.
(Спец. корр. «Правды»).
Хапчеранга, Читинской области.

Итоги и перспективы

В Ново-Титаровскую мы приехали из
рассвете. На окраине станицы перед нами
неожиданно возникли целые ряды саман-
ных домиков. Я вопросительно посмотрел
на спутника: еще весной не было этих по-
строек.

Мой спутник — секретарь райкома пар-
тии Маклашенко ответил:

‚ — Станицу теперь не узнать, за лето в
ней: появились новые улицы. Заметьте, так
прихорашиваются все станицы — то кол-
хозник хату для себя соорудил, то, смот-
рнпеь, колхоз ферму или амбар цостроил.

В это осеннее утро и сады, и поля, и
отороды казались какими-то полинявигими,
притихшими, пустыми.  Обезглавленные
подсолнухи толпились около хат, как етво-
лы деревьев, вдруг обронивиеих все ветви.
На дворах колхозников громоздились п0-
чалки кукурузы, кучи соломы и бурьяна для
топлива. Й тут же, среди всех аттрибутов
кубанской осени,—штабели саманного кир-
пича и камышевые щиты для крыш. Глядя
на стройматериалы, заготовленные заботли-
выми хозяевами, я невольно вспомнил уди-
вительно подвижного председателя колхоза
«Большевик» Константина Степановича
Кицко, от которого мы только что возвра-
щались. Поминутно вокакивая co стула,
он возбужденно и быстро говорил: 2

— Фронтовики возвращаются  домои...
Им новые хаты нужны? Для хлеба амбары
нужны? Для скота тоже нужны помещения.

Колхоз в этом году выстроил скотный
двор, птичник, амбар, несколько хат код;
хозникам, но по расчетам председателя вы-
ходило, что всего этого очень Мало.

— Чо скажете? — выкрикивал  пред-
седатель колхоза— Перевыполнил, мол,
Кицко план развития поголовья и живи спо-
койно. А свиньи есть? Нема. А кролики?
Тоже нема... Что же это за колхоз без пол-
пого комплекта животноводческих ферм?
Значит, опять строительство.

— Правда, нам нехватает железа и де-
рева, — говорил председатель, — но пока
можно использовать саман и камыш. Это
мы имеем в виду, когда намечаем постро-
ить в будущем голу еще несколько амба-
ров, свинофермы, сараи для кроликов, CO-
орудить установки для механизированных
поливов, построить несколько домов для
колхозников. OHOBPeMeHHO нало вводить
севооборот, закладывать сад и виноградник.

Мы вспомнили колхоз «Большевик», Kor-
да увидели груды строительного материала,
и картина ближайшего будущего перед на-
ми вырисовалась очень отчетливо, почти
ощутимы были ее контуры. A

— B3amerbTe,— повторил секретарь рай-
кома.-—— все колхозы нынче закладывают
прочную основу своего завтрашнего дня:

Колхозы Ново-Титаровского района пер-
выми на Кубани начали уборку урожая.
Приступая к жатве, колхозники были тре-
исполнены желания больше собрать хле-
ба. чтобы вдоволь дать его для страны Н
возможно полнее удовлетворить‘ собствен-
ные нужды. С нетерпением они ждали часа,
когда зерно пойдет в государственные и
колхозные амбары. Не зря же’ нынешний
урожай назван урожаем Победы. Он принес
много радостных надежд, сделал близкими
перспективы, которые в течение несколь-
ких лет относились на послевоенные годы.

Урожай ‹убран. Ново-Титаровский район
первым среди крупных районов Кубаня
выполнил свои обязательства перед госу-
дарством. На склады Заготзерна выве-
зено около миллиона пудов пшеницы.

В связи с выполнением плана хлебопо-
ставок в райкоме собрались руководители
района. Но примечательно: на совещании
не раздалось хвастливых речей. Зато ча-
сто можно было услышать слова, зовущие
поддержать патриотический порыв колхоз-
ников и организовать сверхплановую сда-
чу зерна государству. В день завершения
плана хлебопоставок районная газета вы-
шла с передовой, озаглавленной: «Не сня-
жать темпов сдачи хлеба». Транспортные
бригады колхозов, Как и раньше, в этот
день везли на элеватор зерно.

Несколько дней назад мне привелось
быть в колхозе имени Ленина этого же
района. Колхоз убрал урожай, выполнил
план хлебопоставок, заканчивает сев. Бы-
ло воскресенье. Вечером колхозники ири-
Maw в правление, чтобы отпраздновать
день урожая. Выпили, попели песни, по-

плясали. В перерывы между веселой песнью
и пляской нашли время поговорить и о де-
лах. Вепомнили черные дни оккупации.
Цоеле немцев колхоз обветшал, поизноеи-
лись машины, мало осталось тягла, поля
заросли сорняками. Волхоз болезненно пе-
реживал последствия немецкого нашествия.
Еще в прошлом. году оставались пустую-
щие, земли, неимоверно затянулись полевые
работы — хлеб косили до глубокой зимы.

За год в колхозе произошли большие пе-
ремены. Нынче колхоз освоил весе плошща-
ди, с которых снял высокие урожаи. Что
же обусловило эти перемены? Председатель
колхоза Григорий Федорович Солянников,
лукаво щуря глаза, ответил на это замыс-
ловатым рассказом.

— На этот случай я вам скажу притчу.
Некоторое время назад в станице рос пыш-
ный сад, рос и давал богатейшие плоды. Нз
сад налетели хищники. Люди, которые 0об-
служивали сад, вынуждены были покинуть
его. Хищники же поели плоды и вырубили
деревья. И что же? Пни, оставшиеся в са-
ду после хищников, дали молодые побеги.
За ними стали заботливо ухаживать люди,
и побеги превратились в деревья, которые
в екором времени принесли плоды. Теперь
растет сад. краше прежнего.

Всем был ясен смысл притчи. Люди вы-
ходили и возродили разрушенный немцами
колхоз и пуще прежнего заботятся 0 его
дзльнейшем процветании. Люди — это: бри-
гадир Анна Давыловна Шелест, которах
каждый день поднимается ни свет, ни заря
я идет к амбарам, к конюшне, на полевой
стан и всех торопит; это колхозный сче-
товод. Анфиса Мирошниченко, заботящаяся
о том, чтобы был в порядке учет; это
звеньевые, вырастившие высокие урожаи.
Они подняли на ноги колхоз, они ведут его
Е дальнейшему расцвету. Собрав высокий
урожай, передовые люди колхоза уже забо-
тятся о будущем годе. Желтой пасмурной
осенью они думают о жаркой весне — 0
строительстве, о весенних посадках деревь-
ев, о подготовке машин.

Работники райкома как-то занялись под-
счетом — что же принес нынешний урожай
району. Итоги получились довольно вырз-
зительные. Урожзй этого года создал ye-
ловня для расптирения посевных площадей.
Колхозы «Большевик», «Комсомолец», имени
Ленина, нмени Ворошилова — все колхозы
стараются в этом году возможно больше
засеять полей. Решено расширить посев-
ную площадь по району не менее, чем на
шесть тысяч гектаров.

— Дело надо вести так, чтобы посеять
возможно больше,— говорят руководители
района.— Надо забыть время, когда мы ло-
мали кукурузу для поставок государству.

будущем году необходимо выполнить
план поставок государству только отбор-
ной пиеницей и не позднее первого сен-
тября.

Урожай позволит увеличить поголовье
скота: лошадей-— почти в два раза, свиней—
на 800 голов, стадо крупного рогатого ско-
та — на 800 голов. Урожай обеспечивает
закладку больших молодых садов и основа-
тельный ремонт старых.

Окончакие войны и высокий урожай вы-
звали необыкновенно сильный строитель-
ный порыв. В течение лета в колхозах рай-
она построено больше ста зданий. В 6у-
пущем году запланировано построить не-
сколько сот общественных построек и мно-
го домов. колхозников. Урожай же, заложив
OCHOBY расцвета колхозов, значительно
улучшил благосостояние колхозников. Ря-
довая колхозница артели имени Ваганови-
ча Александра Громова на трудодни полу-
чит около двух тысяч килограммов хлеба;
еще больше получит на трудодни ее сосед
Степан Сосюкало. В этом году острее, чем
когда-либо, встал вопрос о культуре зем-
леделия. К осени будущего года в районе
будут освсены все земельные площади и во
всех колхозах введены севообороты.

Сельскохозяйственный год завершается.
Аолхозы заканчивают озимый сев, ведут
молотьбу, отвозят зерно на элеватор. Рядом
с увядающими красками осени выступают
яркие, по-весеннему бодрые краски озимых

о:
В. МАЛЫГИН.

(Корр. «Правды»).
Кубань.

График под’ема зяби

В начале сентября секретарь Чкаловеко-
го райкома пафтии тов. Степанов поручил
заведующей райземотделом тов. Куприк ©з-
ставить график под’ема зяби. Та взяла лист
бумаги, разграфила его и заполнила циф-
рами. Цифры показывали, что район к
15 октября полностью выполнит план взме-
та зяби, причем с 1 сентября по 5 октября
будет вепахано 13.180 гектаров.

Срок этот прошел, но район не выпол-
HHA даже пятой части того, что намеча-
лось. Колхозы вспахали только 2.400 гек-
таров. В чем же дело? Может быть, у кол-
х030в района нет возможности вести работу
10 графику? Возможности, конечно, есть.
Возьмем для примера Нежинскую МТС. Она
имеет 49 тракторов. Директор тов. Лав-
рентьев говорит, что на уборке урожая nA
на молотьбе занято только 13 тракторов. А
где же остальные? В борозду поставлено

только 18 машин, все остальные нигде не’

используются. Правда, часть из них стоит
из-за поломок. Но руководители МТС ниче-
го не предпринимают, чтобы устранить эти
поломки. Мастерская на усадьбе МТС не
выполняет заказов, которые поступают из
тракторных бригад.

Ну, а как работают исправные тракторы?
Вот колхоз «ХУШ лет Октября». Тракторы
стоят в поле. Десять часов утра, а тракто-
ристы еще не вышли в поле. Наконец, они
«показались на горизонте». Часов в один
надцать завели моторы. Два круга обошли
H... останавились на обед. После обеда при-
легли отдохнуть, а там и вечер подкрался.
Й день прошел.

Директор МТС печалится: «Трудовая
дисциплина слаба, трактористы уходят но-
чевать в село». Жалуется на трактористов,
но своей вины директор не замечает. На

или пустая бумажка?

вопрос о том, что сделал он для укрепле-
ния трудовой дисциплины, тов. Шавренть-
ев отвечает:

— Мы провели совещание трактористов,
улучшение наметилось.

Но улучшения пока не заметно, ибо взиёт
зяби по сей день относят к работе третье-
степенной. «Вот закончим обмолот, тогда
вплотную займемся зябью».

Составив график, руководители Чкалов-
ского района не приложили никаких уеи-
лий, чтобы выполнить ето. И график ока-
залея пустой бумажкой. Достаточно ска-
зать, что в районе на вслашке зяби не заня-
то ни одного конного плуга. А ведь по гра-
фику в борозде mx должно быть 113.

— Нам не удалось переломить настрое-
ние У колхозников, не желающих пахать
на живом тягле, — говорит тов. Степанов.

Это, конечно, отговорка. Районные руко--

водители сами рассчитывают только на
тракторы. Вот перед нами печатный доку:
мент — районная газета «Знамя социализ-
ма». В ней статья главного агронома рай-
30 0 под’еме зяби. Автор критикует работу
МТС, приводит примеры неорганизованно-
ети в тракторных бригадах и лишь формы
ради оговаривается, что «следует ислюльзо-
вать на под’еме зяби и живое тягло».

И еще. Бюро райкома ВКП(б) обсуждало
доклад директора Нежинской МТС о под’еме
зяби. Тут же присутствовали председатели
колхозов зоны деятельности этой МТС. 06-
суждая доклад и принимая решение, бюро
райкома ни словом не обмолвилось о. пахо-
те на живом тягле.

Г, ВОРОБЬЕВ.
(Корр. «Правды»).
Чкаловский район,
Чкаловской области.

——————— ee

По следак выступлений «Правды».
ЕВ ete ea by eee fe

E «Хлеб лежит на токах»

Под таким заголовком 26 сентября в
«Правде» была напечатана корреспонден-
ция, в которой рассказывалось о недостат-
ках в организации уборки урожая и заго-
товок хлеба в Башкирской АССР.

Бюро Башкирского обкома ВКП(б) обсу-
дило эту корреспонденцию и признало ее
правильной. Бюро нэаметило практические

меры для повышения темпов хлебозагото-
BOR.