nny.
mal

IDK:

Yt
Дей,
COUN
<
BINS
C0:
(i

CT
Ted
  Al
TBY,
THT
fop-
Cet

ов
й-—

CRO:

iGo!
yan
op!
shi

gett
уе
‚
60!
ast

BB.

iy):

ие
к;
ди

11 ОКТЯБРЯ 1945 г,,. № 243 (10014)

РИ В

_ПРАВДА.

Большевистская партия—уи, честь
и совесть нашей эпохи

В огне войны прошли проверку идеология   политическое единство советского обще- но, как одна стахановская бригада, в Te-

и политика партий и государственных дея“
телей. Провалились и опозорились челове-
коненавистнические идеи фашизма.  Обзнк-
ротились жалкие политические теории зся-
кого рода умиротворителей, тех, кто хотел
спокойствия для себя ценой жизни «других»
народов. Оказались несостоятельными и
лживыми прогнозы многих «прославлен-
ных» своей ловкостью буржуазных полити-
ханов. Только большевистокая партия даза-
18 своему народу верное, ясное предотавле-
пе о том, что происходит в мире. Вооружен-
пая самой передовой научной теорией, руко-
родимая тениальным продолжателем дела
]енина — товарищем Сталиным, больше-
вистекая партия вдохновила советский нз-
род великой освободительной ихеей непри-
миримой борьбы против фапгистекой агрес-
cm, верой в победу нашего правого дела,
тонкретной программой достижения этой
победы.

Высокое понятие о чести, о достойном
звания человека поведении воснитывала и
ропитывает большевистская партия. Or-
мзивать родную землю до последней капли
хрови — вот чему учила она народы. Она
‘лавила героизм и стойкость в бою и труде,
(ичевала малодушие, трусость, неверие в
лы народа. Партия большевиков воспи-
тывала беспредельную ненависть к врагам
народа, к фашистским порзботителям, лю-
(вь к социалистическому- отечеству, ува-
ление к правам свободолюбивых народов.

Большевистская партия, руководящая
(ветским государством, возглавила борьбу
парота за свободу и демократию, привела
зиь нап нарюд к социализму.

Двадцать восемь лет назад, в 1917 го-
ду, разоблачая подлость, продажность мень-
цевиков, эсеров и прочих капитулянтов, их
измену народному делу, великий Ленин на-
писал вхохновенные слова об единственной
партии, верной интересам народа, партии
‘ольшевиков: «...ей мы верим, в ней мы ви-
JW YM, честь и совесть нашей эпохи» (Co4.,
tou XXI, erp. 95). Iro бессмертное опреде-
ление основателя и вождя большевистской
партии нашло блестящее подтверждение
всуровые годы Отечественной войны.

* * *

Влияние партии на деятельность народа

ства, нерушимая дружба народов СССР в
годы войны — это итог десятилетий идей-
ной борьбы партии, ее государственного
творчества, ее воспитательной „работы в
массах.

Bea деятельность партии Ленина —
Сталина глубоко патриотична. Партия боль-
шезвиков пришла к власти как партия под-
линных патриотов. Вепомним великий
1917 год. `Вее статьи, все выступлёния
Ленина, Сталина пронизаны одной етраст-
вой мыслью о том, что Росеии, уп-
равляемой помещиками и капиталистами,
грозит гибель, грозит участь=колониально-
го придатка крупных империалистических
государств. Надо встать на путь социализ-
ма потому, что это научно доказанный путь
движения вперед для всего человечества,
потому, что национальные интересы Рос-
сии, жизненные интересы трудящихся
требуют этого, что это путь к процветанию
и могуществу налией Родины.

Идея партии— идея величайших социали-
стических преобразований в стране, пла-
нового, научно обоснованного строитель-
ства 0б’единила советский народ, вдохно-
вила его, овладев миллионами, стала мате-
риалыной силой. В ходе трех сталинских
пятилеток десятки миллионов людей с
воодушевлением строили социалистическое
общество в нашей стране, делали его год
от гойу богаче, прекраснее и готовы были
его защищать до последней капли крови.
Программа партии стала программой
нарала.

Мы вступили в войну с воспитанным пар-
тией чуветвом гордости за свою Советскую
Родину. Десятилетиями своей политической
деятельности партия развивала и культи-
вировала благородный советский патрио-
тизм, верность и преданность социалисти-
ческому отечеству, готовность самоотвер-
женно работал для блага и процветания
Родины, для укрепления ев могущества и
безопасноети. Закаленный в преодолении
трудностей, советский народ твердо верил
в свои силы, в нашу социалистическую
культуру, в наше нравственнее превосход-
ство над немцами, в превосходство нашей
советской системы по сравнению с систе-
мой капиталистической.

В этом — корень величайшего доверия

опрееляется прежде всего жизненностью народа партии и правительству. Ведь даже

щей, умением организовать осуществле-
ние этих идей, ее преданностью народу.

[или и уходили с исторической арены   ЦИТ,
ков.

партии, идеи которых оказывались бес-
паодными, противоречащими историческому
прогрессу. Неизбежно погибают партии,
деятельность которых направлена против
народа.

Шеин большевистской партии одержали
в нашу эпоху такую великую, историче-
‘кую победу потому, что они соответствуют
ытересам исторического прогресса.

«Общественные идеи и теория бывают
различные... Бывают новые, передовые идея
и теории, служащие интересам передовых
мы общества, —говорит товарищ Сталин. —
[х значение состоит в том, что сни облэг-
чают развитие общества, его продвижение
Mlepel, причем они приобретают тем боль-
ще значение, чем точнее они отражают по-
туебности развития материальной жизни 96-
щества» («Вопросы ленинизма», 11-е изд.,
ир. 546).

В ходе современной войны отчетливо вы-
язилось, что только идеи партии Ленина—
(талина ведут к более совершенным формам
‘оциальной жизни, к братскому содружеству
народов, к подлинной демократии.

Торжество большевистских идей, идео-
тии нашей партии об’ясняется, далее, тем,
что Отечественная война с новой силой
дтвердила их правоту. Партия большеви-
ков на протяжении многих десятилетий бо-
лась за установление и упрочение в ва-
щей стране социалистического строя, видя в
HM OCHOBY расцвета производительных сил
(ССР, условие экономического и культур-
ного роста нашего государства, укрепления
в обороностособности. Советская страна
была спасена от угрозы порабощения и на-
Шла в себе силы разгромить сильных про-
тивников только благодаря тому, что у нае
Wed сопиализма воплощена в жизнь.

Война подтвердила мудрость и правиль-
ность всей политики партии большевиков,
направленной к укреплению Советского 10-
‘ударетва, к индустриализации страны и
оллективизации сельского хозяйства. Без
Хогучей социалистической индустрии, 03
колхозов мы бы не могли победить. Ленин-
ско-сталинская национальная политика,
идеология братства и дружбы народов обес-
печили великое единство нашей страны в
че военных испытаний.

Наконец, торжество идей партии в годы
Отечественной войны имеет своим источ-
ником многолетнюю идеологическую, поли-
тическую и практическую деятельность па»-
тии задолго до войны.

Война — продолжение политики иными
‘федствами. Партия большевиков смогла
поднять весь наш народ на Отечествен-
ную войну, на героизм, на подвиги, смотла
делать свои идеи в этой войне идеями масс
Потому, что вся ее долголетняя политика
отвечала насущным интересам народов
(ССР, была направлена к защите сво-
ды и независимости социалистического
отечества.

Патриотический под’ем, героизм народ&
на войне Ленин тесно связывал в прогрее -
‹ивной, революционной политикой внутри
раны, с величайшими, экономическами
преобразованиями. Именно такие великие
экономические преобразования в родной
стране и произвел наш народ под води-
тельством партии большевиков, построив
в СССР социалистическое общество к тому
периоду, когда на нас вероломно напала
титлеровская Германия. Народ глубоко вос-
принял идеи партии большевиков и осуще-
ствлял их в действительности.

Дружба народов — источник силы Совег-
ского Сотюза-—утвердилаеь в нашей стране.
Плея дружбы народов стала задолго до Boli-
ны идеологией подавляющего большинства
советских людей. Партия пропагандировала
эту идею с первого дня своего существоьа-
ния. Равноправие людей всех национально-
стей у нас—не только программа, но реаль-
ная действительность. Великое морально-

в первые тяжелые меяцы войны советские
люди беззаветно верили, что. перелом насту-

что мы разгромим немецких захватчи-
Народ знал, что политика партии пра-
Бильна, что она ведет нас к победе.

Чем дальше шла война, тем больше убе-
ждался наш народ в правоте идей партии,
в мудрости нашей научной теории. Ход вой-
ны подтверждал научность, правоту. жиз-
ненность марксизма-ленинизма. Партия
большевиков завоевала на свою сторону,

привлекла к себе новые миллионы людей.

Мы переживаем сейчае новое великое тор-
жество идей партии. Ленина—Сталина. Ona
овладели массами. стали могучей матери-
альной силой. Они привели к победе Ве-
ликой Октябрьской социалистической pe-
волюции. Они привели к победе социализ-
ма в нашей стране. Они привели к всемир-
но-исторической победе над немецкими 38-
хватчиками на Западе и над японскими за-
хватчиками на Востоке.

* + *

Единство теории и практики — отличи-
тельная черта партии большевиков. Идеи
партии проводятся в жизнь. Партия умеет
бороться за их осуществление, организовать
их реализацию, слово у нее не расходится ©
делом. Это подтверждают все 28 лет строи-
тельства Советекого государства, это с 060-
бой силой подтвердила эпоха войны.

Организаторская работа партии в Годы
Отечественной войны войдет золотой стра-
ницей в историю нашей эпохи. Она охва-
тила все стороны жизни армии и народз.
Организация могучей Красной Армии, ее
обучения, понолнения и снабжения, орга-
низация партизанской борьбы, организация
работы промышленности, транспорта, сель-
ского хозяйства в трудных условиях вои-
ны, организация защиты городов и жизии
всего гражданского населения, подготовки
кадров, сохранения материальных и куль-
турных ценностей‘— всем этим народ нам
обязан партии, ее умелому рукозодству, ее
повседневной неутомимой практической дея-
тельности. 0 значении этой работы говорят
ее результаты: СССР одержал над врагом
полную победу — победу идеологическую,
военную и экономическую.

В чем сила организационного руковэх-
ства партии?

`В том, что партия большевиков опирает-

ся в своей практической деятельности на
беззаветную поддержку миллионов трудя-
щихся. Она вовлекает в свою работу вее
народные таланты, все лучшие силы на-
рода.

Ещев 1917 году, нажануне октябрьско-
го штурма, Ленин в сталье «Удержат ли
большевики государственную власть» ука-
зывал, что сила того нового, государствен-
ного аппарата, который создаст партия,
встав у власти, —в поддержке народа:
«у нас ееть,— писал он,— «чудесное сред-
ство» сразу, одним ударом удесятерить наш
государственный аппарат, средство, кото-
рым ни одно капиталистическое государет-
во никогда не располагало и располагать
не может. Это чудесное дело— привлечение
трудящихся, привлечение бедноты к повсе-
дневной работе управления государством».

Самый демократический в мире государ-
ственный строй-—-советский строй——обеспе-
чизает привлечение к государственной ра-
боте громадной массы рабочих, крестьян,
интеллигенции. В этом сила организацион-
ного руководства партии, осуществляемого
не только миллионами членов партии, но
п десятками миллионов беспартийных, под-
держивающих партию, идущих за нею.

Сила организационного руководства пар-
тии заключается, далее, в том, что оно
охватывает все стороны жизни страны.
Опираясь на достижения социализма в пред-
военные годы, мудро и смело направив уси-
лия народа к единой цели, поставив на
службу обороны Отечества все ресурсы,
партия большевиков добилась  ноуклон-
ного роста сил Советского — тгосудар-
ства в ходе войны. Весь наш двух-
сотмиллионный народ дружно, слажен-

чение четырех лет трудилея вдохновен-
но, самоотверженно — под водительством
партии Ленина Сталина, знавшей, как
расставить всех бойцов этой невиданной
армии, кула направить труд каждого.

Победа, советского народа в Великой 0те-
чественной войне вновь подтвердила, что
социалистическое государетво, руководимое
партией большевиков, представляет собой
высший THI организации общества. «Уроки
войны говорят о том, что советский строй
оказался не только лучшей формой органи-
зации. экономического и культурного’ под’-
ема страны в годы мирного строительства,
но и лучшей формой мобилизации всех сил
народа на отпор врагу в военное время»
(Сталин).

Огромны преимущества большевистского
руководства перед всеми другими формами
государственного руководства, остающими-
ся,— каковы бы ни были различия между
теми или другими государственными дея-
телями,— в плену случайных, антинауч-
ных схем, учений, теорий, под влиянием
противоречивых интересов различных клас-
сов и групп населения.

Наконец, сила большевистского руковод-
ства—в единстве воли народа и партии,
обеспечиваемом самим характером социали-
стической демократии. Партия большевиков
руководит страной в соответствии с волей
парода, неоднократно выраженной голосо-
ванием. При выборах в Верховный Совет
CCCP 8 1937 году более 98 процентов из-
бирателей, то-есть почти все взрослое на-
селение СССР, отдали свои голоса блоку
коммунистов и беспартийных. Так же вы-
разил народ свое доверие партии при вы-
борах в Верховные Советы союзных и ав-
тономных республик, при выборах в мест-
ные советы.

В годы войны советская демократия по-
казала свои огромные преимущества.
Влохновляющая и организующая воля пар-
тии, воля руководящих органов Советского

тосударства направляла деятельность всех

советских людей. Единая, сознательная дис-
циплина пементировала как ряды Красной
Армии, так и ряды трудящихся тыла. Без
этой железной дисциплины советский на-
род не смог бы совершить чудеса героизма,
организованности, быстрой перестройки р8-
боты тысяч промышленных предприятий,
совхозов, колхозов, транепорта, учрежде-
пий на военный лад. Партия выполнилз
свою великую роль вдохновителя и орга-
низатора народа благодаря тому, что в Te-
чение десятилетий она воспитала в народе
эте высшее понятие о социалистической
сознательной дисциплине и организован-

ности.

# + *

Преданностью партии интересам народа,
связью с народными массами определяется
успех ее политики, ее деятельности.

Партия большевиков была с народом, в
первых его рядах в самые трудные и тяже-.

лые дни этой самой трудной и тяжелой
войны в нашей истории. Неимоверные тя-
тоты мужественно переносил наш народ на
фронте, в тылу, в районах, захваченных
гитлеровцами. И всюду партия принимала
на свои плечи основную тяжееть борьбы.

«За время войны, — говорит товарищ
Сталин,— партия еще более сроднилаеь ©
народом, еще теснее связалась с широкими
массами трудящихся».

Народ учился у партии отваге и муже-
ству, незнанию страха в борьбе, готовности
биться с врагами Отечества. Это велико-
лепное качество большевика стало «достоя-
нием миллионов и миллионов Красной Ар-
мии, нашего Красного Флота и всех народов
Севетекого Союза».

Партия большевиков всегда выражала
подлинные интересы народа. Отечественная
война, показавшая морально-политическое
единство всего советского общества, привела
\ еще большему укреплению этого единства,
к сплочению всего народа вокруг партии
Ленина-—Сталина. Свыше 5.700.000 членов
и кандидатов партии, из них значительная
часть принятых в трудные годы войны,—
это яркое доказательство еще более укре-
пившейся связи партии с народом. Партия
вобрала в себя все лучшее, активное, пере-
довое, что есть в нашем народе.

В годы войны е огромной признатель-
постью оценил наш народ мудрые слова
Сталинской Конституции, говорящие о том,
что партия коммунистов представляет со-
бой «руководящее ядро всех организаций
трудящихся, как общеетвенных, так и го-
сударственных». Партия < честью оправ-
дала свое назначение руководителя, орга-
низалора народа. Верными слугами народа
и передовыми борцами за интересы трудя-
щихся чувствуют себя члены и кандидаты
Всесоюзной коммунистической — партии
(большевиков). Они не кичатся своим зва-
нием, не отделяют себя от массы народа.
Каждый из них повторяет слова товарища
Сталина: «Следует помнить, что все пар-
тийные сами были когда-то беспартийными.
Сегодня он беспартийный, а завтра станет
партийным. Чем же, собственно, тут ки-
читься?»

Сила партии — в крепкой, неразрывной
связи с народом. Сила советекого народа —
в руководстве партии Ленина — Сталина.

Советское государство, самое демократи-
ческое в мире государство, внесло наиболь-
пний вклад в дело разгрома очагов фашизма и
агрессии. Руководство большевистской пар-
тии обеспечило эту выдающуюся роль Ha-
его народа в разгроме агрессоров. «А руко-
водство это удается потому, — говорил
товарищ Сталин, — что партия пользуется
у нас доверием большинства рабочих и
трудящихся вообще и она имеет право
руководить органами _ правительства от
имени этого большинства» («Вопросы
ленинизма», 10-е издание, стр. 174):

Во всенародной любви к товарищу

ние доверия трудящихся к партии, предан-
ности ее идеям, безграничной веры в ее
силу, мудрость, авторитет. Имя товарище
Сталина стало символом. священного мо-
рально-политического ‘единства советскогс
общества, символом великих побед страны
социализма, ее дальнейшего роста и про-

цветания.
Б. ЛЕОНТЬЕВ.

Шевченко,
театр опегы и балета. Недавно состоялась
премьера оперы «Евгений Онегин» в поста-

Ивана Франко
пьесы «Сто тысяч» Тобилевича (Карпенко-

(Сталину — великому вдохновителю и орга-.
низатору наших побед-—ярчайшее ей

Эстонская ССР. Комсомолка Таисия
Дубасова — одна из лучших банка-
брошниц прядильной фабрики Крен-
‘гольмской мануфактуры в гор. Нарве.

Фото Н. Акмолинского. (ТАСС).

В столичных театрах
союзных республик

(По сообщениям корреспондентов «Правды»)

КИЕВ

Оперой украинского композитора Вери-
кивского «Наймичка», написанной на текст
начал сезон Государственный

повке народного ‘артиста CCCP Смолича.
Опера идет в переводе Рыльского и Гала-
бутской. Партию Онегина исполняет народ-
ный артист Украинской ССР Гришко, Лен-

ского — заслуженный артист Украинской
ССР Платонов,
тистка СССР Гайдай, Гремина — народный
артист
народная

Татьяны — народная ар-
СССР Паторжинский, Лариной —
артистка СССР Литвиненко-
Вольгемут. В план постановок этого‘ сезона
включены оперы «Тарас Бульба», «Борис

Годунов», «Черевички», «Травиата», балеты:
«Лебединое озеро», «Шехерезада».

Украинский драматический театр имени
начал сезон постановкой

Карого). Готовится К постановке новая ко-

медия А. Корнейчука «Приезжайте в Звон-
ковое». Тема ее — возрождение села после

немецкой оккупации. Ставит пьесу народ-
ный артист СССР Юра. В спектакле заня-

ты лучшие силы театра. Начата работа над

пьесой Чехова «Вишневый сад». Пьесу пе-
ревел на украинский язык Петро Панч. Ста-
вит ее народный артист СССР Хохлов. Го-

товятся к постановке новая историческая

пьеса Ивана’ Кочерги «Ярослав Мудрый» и
«Кремлевские куранты» Н. Погодина (роль
Ленина будет исполнять народный артист
СССР Бучма). Принята к постановке пьеса

Дж. Пристли «Он пришел».

Киевский театр русской драмы откры-
вает сезон пьесой Грибоедова «Горе от
ума». Готовится комедия польского драма-

театра: «Дядя Ваня» Чехова, «Месяц в де-
ревне» Тургенева.
ФРУНЗЕ

Киргизский театр оперы и балета ра-
ботает над оперой композиторов Малды-

баева, Власова и Фере «Манас», напи-
санной по материалам известного  ге-
роического эпоса киргизского народа.

Премьера ‘приурочивается ко дню 20-летия
республики. Оркестр театра пополняется
новыми силами. Дирижировать оперой
«Манас» будет приглашенный на работу в
Киргизию заслуженный деятель искусства
Армянской ССР Тер-Оганисян.

Коллектив Киргизского драматического
театра готовит к постановке две пьесы —
героическую драму Маликова и Куттубаева
«Джаныл», повествующую о легендарной
киргизской женщине-батыре, и комедию
Шукурбекова из современной жизни «Два
друга».

Русский драматический театр имени Круп-
ской открывает зимний сезон пьесой Остров-
ского «На всякого мудреца довольно про-
стоты» в постановке заслуженного деятеля
искусства С. Малявина. В числе новых работ
театра — пьеса Пристли «Он пришел».
В филиале театра, обслуживающем юного
зрителя, к школьным каникулам будет под-
готовлен спектакль «Аленький цветочек».

Е

Сельскохозяйственный музей
в Баку

БАКУ, 10. (Корр. «Правды»). В Баку от-
крылся  сельскохозяйственный музей. В
восьми его отделах собраны коллекции
почв, лесные породы, виды. растений, жи-
вотных, птиц, которые водятся в республи-
ке, а также модели различных систем оро-
шения.

На принадлежащем музею опытном зе-
мельном участке собрано для наглядного
обозрения свыше двухсот видов растений.
Студенты сельскохозяйственных вузов и
техникумсв ведут на этом участке опытные
реботы.

2 Ee

Победа цинамовцез Москвы

Вчера состоялась вторая полуфинальная
встреча на кубок СССР по футболу. Чемпи-
он страны — московская команда динамов-
цев играла против сталинградских футбо-
листов общества «Трактор».

С первых же минут завязалась интересная
борьба, в которой, однако, заметно было
гактическое и техническое превосходство
динамовцев. Сталинградские же футболисты
противопоставили москвичам сильные воле-
вые качества. Они самоотверженно защища-

ли свои ворота, а к концу хавтайма очень
смело и резко переходили в наступление. В
один из таких моментов ‚ сталинградец
Шведченко, воспользовавшись сутолокой у
ворот, вбил мяч в сетку «Динамо». Счет
1:0. Тут же динамовцы отквитали этот мяч,
и к перерыву счет остался без изменений.

Вторую половину игры  динамовское
нападение начало энергичными атаками.
Футболисты «Трактора» не выдержали тем-
па и постепенно отступали к своей штраф-
ной площадке. Хорошо поддерживаемое
своей полузащитой, нападение «Динамо»
вбило в сетку сталинградцев два мяча
(Бесков и С. Соловьев). Все попытки
«Трактора» отыграться ни к чему не приве-
ли. Со счетом 3:1 в пользу «Динамо» кон-
чилась эта полуфинальная встреча.

Таким образом, 14 октября в финальном
матче встретятся команды ЦДКА и «Дина-
мо» (Москва).

турга Фредро «Дамы ‘и’ гусары». В плане’

ОБЗОР ПЕЧАТИ Ш лоды

Заместитель редактора газеты «Нызыл
Узбекистан» тов. Сахибоев наметил в оче-
редном номере опубликовать передовую
статью, показывающую, в чом заключают-
ся причины отставания колхозов республи-
ки на уборке хлопка.

Но, увы! Редакция, плохо зная поло-
жение дел на местах, не располагала фак-
тами для нллюстрации статьи.

— Тем хуже для фактов, репкили в
редакции.— Обойдемся и без них. Есть же
такие воеспасающие слова, как, например:
«во многих», «многие», «в ряде», «неко-
торые» и прочие.

Утром 9 сентября, читая передовую

‚етатью «Уборку и заготовку хлопка прове-

сти по твердому графику», читатель по-
лучил возможность узреть плоды усилий
редакции.

«Во многих *) колхозах Папского рай-
она... до сих пор не составлены графи-
ки по затотовке хлопка. Колхозники не
знают норм сбора. В раде колхозов рай-
она не подготовлены токи, весы,
мешки»,

Отраначившиеь единственным столь «яр-
ким» фактом, редакция далее пустилась в
плавание по волнам общих фраз.

Иехол уборочной и заготовительной кам-
паний решают колхозники. Но газета «Кы-
зыл Узбекистан» направляет свои призывы
препмущественно в адрес районных руко-
водителей. Работники же совхозов и МТС
оказались совершенно забытыми. 0 них
в передовой статье не сказано ни слова.

В номере есть две информационные з8-
метки о хлопке. В одной из них, получен-
ной из местного отделения ТАСС, сообщает-
ся, что колхозница Мусаева ежедневно cv-
бирает по 130 килограммов сырца и что за
шесть лаей она собрала 550 килограм-
мов. Редакция явно ге в ладу с арифме-
тикой. Простой подсчет показывает, что при
ежедневном «боре по 130 килограммов тов.
Мусзева должна была за шесть дней со-
брать 780 килограммов.

Забяв о насущном — об уборке хлоп-
ка, редакция отвела центральное место
слащаво-хвалебным отзывам отдыхающих
о руководителях домов отдыха и санато-
pies.

Номер газеты «Социалистик Назахстан»
(редактор тов. Асанов) за то же 9 сентября
вызывает недоумение. В нем рассказывает-
сл только об успехах колхозов, хотя в рес-
публике есть и отстающие области.

‚ Передовая статья озаглавлена так: «Сде-
лать  массово-политическую работу мо-
гущественной» (?!). Содержание статьи—
беспорядочный набор слов в таком стиле:

% «Первое условие четкого выполнения
этой задачи (речь идет об уборке уро-
жая и хлебопоставках — ред.) состоит
в том, чтобы сельские парторганизации
и состоящие в них коммунисты четко
осознали свои задачи, чтобы они яено
осознали, что они являются большой
опорой и центром оргазизационной pa-
боты в деревне и ауле. При этом усло-
вии только они сумеют выполнить лю-
бую задачу, возложенную на них пар-
тией и правительством. Но у нае именно
_ хромает эта еторонз работы. Многие рай-
онные комитеты партий мало значения
придают развертыванию партийно-мас-
совой работы среди массы».

Единственный «критический» материал
об уборке — низкопробный фельетончик на
четвертой странице. Называется он «Без-
донное ветро». Состоит это произведение из
плоских шуточек по поводу... разбазарива-
ния хлеба председателем колхоза. Совер-
шенно неуместно хихикает газета там, где

следовало выступить серьезно, — остро,
с гневом.
Одно общее замечание, относящееся к

переводным материалам газет. «Социалистик
Казахстан» опубликовала сообщение «0
приеме в аспирантуру». В подлиннике ска-
зано:

} «Лицам, допущенным в вступитель-

*) Везде подчеркнуто нами: — Ред.

польской

Вчера, 10 октября, в Москву прибыла
делегация польской молодежи. На Централь-
ном аэродроме гостей встречали представи-
тели Антифашистекого комитета советской
молодежи, ЦК ВЛЕСМ, Союза Польских Па-
триотов в СССР и другие. От имени
Антифашистского комитета советской моло-
дежи посланцев демократической Польши
приветствовал тов. М. Котов.

С ответным словом выступил руководи-
тель делегации, председатель молодежной
организации «ТУР» («Товарищество рабо-
чих университетов») Г. Обрончка.

Руководитель делегации польской моло-
дежи Р. Обрончка в беседе с представителя-
ми печати рассказал:

— В составе нашей делегации 20 чела-
век. Они представляют демократические мо-
лодежные организации Польши, активно
участвующие в общественно-политической
жизни страны.

Депутат Крайовой Рады Народовой Мария
Кузанская является генеральным секрета-
рём молодёжной организации «ТУР». Пору-
чики Янина Бальцежак и Луция Малиноз-

безразличия

‘ным экзаменам в аспирантуру, предо-
ставляется отпуск без сохранения coxep-
жания продолжительностью в 15 дней».
А перевод выглядит Tak:

«Лицам, сделающим экзамены для
вступления в аспирантуру, не будет со-
хранена заработная плата или  предо-
ставляться отпуск на 15 дней».

Медвожью услугу оказала редакция и
читателям, и учебному заведению.

В газете «Кызыл Узбекистан» помещена
переводная статья «Территория и богатства
СССР». Она сплошь пестрит искажениями.
Надо: Краснокамск, а напечатано. «Крас-
нокамч», вместо Иркутск — «Пркутек»
Колыма именуется «Колым», газопровод
преврашен в «газовые колодцы». Как это
похоже на того анекдотического перевод-
Чика, который пушкинсвие слова «0х, тя-
жела ты, шапка Мономаха!» перевел: «Ах,
как давит эта рюрикова фуражка».

Пора избавить читателей от подобных”
«фуражек»!

В саратовской газете «Номмунист» (за-
умоститель редактора тов. Маккавеев) поме-
щена пространная передовая: «Выше тем-
пы уборки урожая и хлебосдачи в совхо-
зах». Ничего не скажешь — тема важная.
Однако статья не мобилизует, а дезориен-
тирует читателей. Правильно осудив сов-
хозы за отставание в хлебопоставках, под-
крепив критику цифрами, газета вдруг
неожиданно заявляет:

«Многие совхозы области... досрочно
выполнили годовой план хлебосдачи».

Позволительно спросить редакцию: ка-
кие же это «многие», когла по ее сбобще-
нию на 9 сентября план поставок выпол-
нили всего 23 совхоза из 141. Так пи-
сать — значит следовать пословице: «В
огороде бузина, а в Киеве дядька».

В редакции «Воммуниета» или не чи-
тают как следует рукописей, или правят
их спустя рукава. Сплошь и рядом в кор-
респонденциях встречаются такие выраже-
ния: «потеряно много колоеа», «не пред-
принял ничего серьезного к тому», «обес-
печивает проведение подготовки ‘° зерна»,
«горячими аплодисментами огласилось по-
ле».

Много, слишком много технических тер-
минов. Так и мелькают перед глазами:
«цветные габаритные огни». «прецизион-
ные подшипники», «рентгеноскопия и маг-’
нитный дефектоскоп», «кардан»,  «роль-
Ганг».

Фельетон «Любовь к кино» крайне при-
митивен. Не надо было его печатать. Не-
привлекателен и вид газеты: печать гряз-
ная, снимки серые, невыразительные.

Находятся еще такие редакторы, кото-
рые, видимо, считают  хлебозаготовки
третьестепенным делом. Редакция карело-
финской республиканской газеты «Ленин-
ское знамя» (редактор тов. Моносов) так
спланировала номер за 9 сентября, что
в нем, кроме незначительной 35-строчной
заметки, ни слова не сказано о хлебе.

Вообще номер малосодержателен. Газета
и раньше не баловала читателей материа-
лами о работе местных советов, о том, как
местные партийные и советские органы
проявляют заботу о культурно-бытовых
нуждах трудящихся, Нет такнх материа-
лов и в этом номере. Многие заметки и
корреспонденции — типичный образец ве-
домственных циркуляров. Только безраз-
личным отношением в делу можно 0б’яс-
нить появление на страницах газеты  по-
добных произведений.

Многим примечательны ° трудовые буд-
ни советских людей. Но особого внимания
заслуживает сейчас соревнование колхоз-
ников в честь Победы. Непонятно, почему
«Социалистик Казахстан», «Кызыл Узбе-
кистан» и «Ленинское знамя» редко напо-
минают руководителям ‹ партийных и со-
ветских организаций колхозов, совхозов и
МТС об их обязательствах перед Родиной.
Распространять опыт передовиков соревно-
вания, критиковать отстающих, людей, за-
бывающих о своих обязательствах, бро-
сающих слова на ветер, — прямой долг
каждой газеты.

Прибытие в Москву делегации

молодежи

за активную партизанскую борьбу в тылу
У немцев орденом «Крест Грюнвальда». Де-
цутат Крайовой Рады Народовой С. Стем-
плевский — председатель Союза польской
молодежи во Франции.

Большинство участников делегации. про-
шло тяжелый путь борьбы против немец-
ких захватчиков. Их всегда вдохновлял ге-
роический пример советских юношей и де-
вушехк, которые показали молодежи всего
мира, как надо сражаться за родину.

В нашей стране проявляют огромный ин-
торое к жизни советской молодежи. Это
можно было наблюдать во время недавнего
пребывания у нас советской молодежной
делегации, которую буквально забрасывали
вопросами о том, как живут и работают со-
ветекие молодые рабочие, ученые, ету-
денты.

Каждый член нашей делегации безмерно
счастлив быть гостем молодежи Москвы.
Приезд в СССР нашей делегации, являю-
щийся ответным ‘визитом на пребывание в
Польше делегации советской молодежи, пе-
сомненно, еще больше укрепит дружеские
связи между молодежью Советского Союза

ская — члены организации «ЗВМ» («Звен-   и демократической Польши.

зек вальки млодых»). 0бе они награждены

(ТАСС).

Первый в СССР экспериментальный фотарий

ХАРЬКОВ, 10. (Корр. «Правды»). Орга-
низм людей, проводящих долгое время под
землей, нуждается в дополнительном воз-
действии ультрафиолетовых лучей. На опы-
те установлено, что ежедневное облучение
шахтеров после окончания рабочего дня
значительно повышает  работоспособность,
укрепляет организм и улучшает общее са-
мочувствие. Но осуществление массового
систематического облучения обычных
условиях невозможно.

Группа научных сотрудников Украинско-
го ичститута труда и гигиены в Харькове—
светотехники, профгигиенисты, клиницисты
и инженеры — впервые в СССР сконструи-
ровала установку для массового облучения
ультрафиолетовыми лампами, так называе-
мый фотарий. Он представляет собой ко-

В

ридор, вдоль которого проходит транспор-
терная лента. С обеих сторон ленты поме-
щены мощные ультрафиолетовые лампы.
Рабочие, входя в фотарий, становятся один
за другим на ленту, которая медленно дви-
жется между лампами, облучающими их со
всех сторон. Процесс облучения’ продол-
жается несколько минут.

Наркомат угольной промышленности‘ одо-
брил конструкцию фотария и поручил ин-
ституту оборудовать первую опытную’ уста-
новку в Ворошиловграде.

Бригада инженеров Украинского института
труда и гигиены выезжает на крупнейшую
шахту ‘треста. «Ворошиловградуголь», где
будет построен первый в СССР. эксперимен-
тальный фотарий.

Крупный

выигрыш

НИКОЛАЕВ, 10. (Корр. «Правды»). На ли имени Андре. Марти, Баштанского райо-

сторублевую облигацию Третьего государ-
ственного военного займа колхозница арте-

на, выиграла 50 тысяч рублей,