aN)

у

yo
и
ast

nt
№

acel
ЩИ

Wd
бы
how
Kel
ne!

Украинская ССР.
отстроен. На снимке:

Немцы дотла сожгли хутор Скибины, Броварского района,
на улице хутора в выходной день.

Киевской области;

теперь он заново
Фото К. Лишко.

‘По Украине

Много раз за время пути возникал этот
разговор: на току, где дед с мальчишкой в
два цепа молотили жито, & я подошел спро-
сить дорогу; на днепровском пароме, когда
первые вечерние звезды засветились над
головой; в рудной шахте на глубине 175
метров, где пахло порохом, как после ар-
тидлерийской подготовки; на привале, ко-
ма мы пили дорожную чарку, закусывая
арбузом; в сельской школе, где я встретил
товарища детских лет; на ночевках в домах,
в хатах, в гостиницах; в машине, с утра
ло вечера движущейся, подпрыгивающей,
резво бегущей в гору, бесстрашно ныряю-
щей в яры, овраги и долины, — повсюду
возникал этот разговор о будущем.

Война закончилась. Наступил мир во
всём мире.

Спокойной уверенностью исполнен совет-
ский народ. Советский человек, воспитан-
ный Сталиным, стоит высоко в глазах тру-
дящихся мира. A;

И тут своевременен разговор о народном
учителе, направляющем детские души. Ве-
ликая Отечественная война советского на-
да серьезно проверила работу учителя.
Детьми, подростками, юношами люди еще
в школе получили зарядку той энергии и
воли солдата, той дерзости и отваги пар-
тизана, той самоотверженности и неутоми-
кости работников в тылу, которые позво-
лили нам с честью выполнить стратегиче-
ские предначертания Генералиссимуса Co-
ветского Союза товарища Сталина и одер-
дать воемирно-историческую победу.

— Я думаю, — говорил мой друг .дет-
ства, теперь директор сельской школы, —
чт мы, всё еще иногда недооцениваем роль
учителя в формировании нашего будущего.
Возьмем меня. Я досконально знаю каждого
здешнего человека, а особенно средний
возраст. дни почти все прошли через мою
колу. Можно работать от сих и до сих, не
вникая. особенно глубоко в душу ребенка,
6 думая о том, какой из него растет граж-
ханин. Такие учителя тоже встречаются.
Но я не хочу так работать. Мне видится
Школа в селе, о которой с полным правом
можно сказать: школа жизни. Немецкая
школа воспитывала головорезов с пиратски-
ин претензиями на господство в мире. На-
ша школа воспитала Человека с большой
буквы. Этот Человек победил зверя. Давай-
те же ещё выше поднимем авторитет учи-
теля.

Грустно выглядят села Украины, где
отступающий немец имел время сжечь ха-
ты. Нельзя даже назвать селом этот деся-
ток строений, разбросанных в полном бес-
порядке. Улицы потерялись в бурьянах.
(ады истоптаны танками. Вдоль и поперек
разрослась колючая дереза. Возле жалкой и
уботой землянки, смастеренной женской
неумелой рукой, играют на солнышке дети.
Мать — на колхозном дворе: он относитель-
но прибран, что-то на нем достраивается,
другое — обмазывается белой глиной. Не-
далеко в поле стоит колхозная молотилка. От
цве непрерывно везут в амбар зерно. Это
верный признак хорошего колхоза: здесь
люди возрождают свою жизнь, начиная с
колхозного двора. А поднявшийся колхоз
сразу организует бригадную постройку хат,
строит школу, ветряки, производит масео-
вую посадку плодовых деревьев.

Людям нечего страшиться будущего: их
будущее — это часть государственного пла-
на; план -— закон и подлежит своевремен-
ному выполнению.

«Раньше, чтобы построить хату, какая
У меня сгорела, я залез бы на всю жизнь
в долги; каждую балку, стропила, оконную
раму, доски для дверей, стекло — всё это
пришлось бы собирать не один год. Рубаш-

это — на послезавтра.

Юрий ЯНОВСКИЙ

ка на ине лопалась бы от работы. Кровавый
пот заливал бы глаза. А сейчас государство
говорит нам: вот это я планирую на завтра,
От вас требуется

скорее поднять колхоз. И хаты будут у

всех. Старые хаты уже никого не устраи-

вают: дид Гринько должен сначала поду-
читься в строительной бригаде, а потом уже

класть хату. Только одной бабе Tanke
учиться не надо. У нее художники и архи-
текторы сами берут узоры, как расписать
печь». Так говорят в колхозе.

Как приятно видеть целую улицу, сплошь

застроенную новыми хатами, зайти в высэ-
кую дверь через резное крыльцо и убе-
диться, что только колхозному строю изд
силу такое, пройти по нескольким комна-
там © просторными окнами,
печью, украшенной взыскательным нафод-
‘ным художником, с удобной мебелью, с хо-

с красивой

рошими портретами н кафтинами, с радост-
ным солнцем в радостном доме. «Хата моя
рубленая, хата на помост —1 сам иду, щз-

стя веду до мило! в гост».

Трудно себе представить сразу всю мас-

су колхозов, представить, как в каждом
колхозе работает строительная бригада, как
взлетают разом десятки тысяч топоров, ло-
жатся миллионы кирпичей, поют на строй-
ке целые армити девчат, дедов, вошнов, воз-
вратившихея домой. Еще только год ис-
полняется, ках освобождена
земля от гитлеровской нечисти, а смотри-

украинская

те, что делается кругом! И это вполне по-
нятно: план отетройки домов колхозников
слобрил сам товарити Сталин, а кабинет гла-
вы украинекото правительства являетея и
штабом этого исторического строительства,
проектным бюро и в то же самое время на-
учно-исследовательским институтом 171)
строительным и облицовочным материалам.

Одновременно © восстановлением колхоз-
ного села решаются величайшей госудаз-
ственной важности задачи — хлеб, сахар,
каучук, вино. Общеизвестно, сколько дает
Укранна пшеницы, ржи. Великих трудов
требует культура сахарной свеклы. А кау-
чук? Ведь Украина в ближайшем будущем
покроет всю потребность государства в кау-
чуке. Кок-сагыз в талантливых и неуто-
мимых руках украинской колхозницы пере-
стал капризничать. 118 центнеров (!) кор-
ней с гектара дает он`сегодня. А вино? До
сих пор считалось. что марочные вина и
нампанское — это лело не Украмны. А
между тем в ближайшие годы Украина
станет крупным производителем вин. Вива
самых высоких марок, которые будут с9-
перничать е лучшими грузинскими, фран-
цузскими, венгерскими, даст земля Укра-
HHL. ь

0 чем говорит пгахтер Криворожья, шле-
пая в своих резиновых чунях по подземным

ке, набекрень сдвинув горняцкую шляпу?
Он еше только приближается к месту ра-
боты, вступает в смену. Он хорошо поел в
шахтерской столовой, «тормозок» (то-есть
выданный на руки подземный завтрак ити
полдник) ему кажется еще лишним, у него
есть время говорить, так как он еще не
взялея за молоток. Шахтер говорит:

— Мы были сами и строители, подняли
шахты из развалин, а теперь кое-кто уже
дает добычу на 1946 год... Видите, как мы
любим будущее. У нае поговорка есть: «Че-
ловек будущего — это TOT, кто выполня-
ет план будущего года». Шутейная, конеч-
но, поговорка. Вель в будущее мы не на
один год виеред смотрим. 0 чем мы мечтаем

лужам, с «тормозком» в красном платоч-.

между собой? Один мечтает Ивана Ивано-
вича Стадника догнать — и столько же за-
работать.
с’ездить на питомник за яблонями Jaa ca-
да. Заметили, какие у нас сады? Я, на-
пример, мечтаю о хорошей «тулке» 12-го
калибра, люблю побаловаться природой. Дев-
чата, котрые по-настоящему полюбили на-
ше дело. мечтают всех родичей из колхоза
к нам перетянуть, честное слово. Мечтаем
книгами завалить все наши дома и нотами,
и всякими картинами. Чтобы чувствовать
течение жизни. Мы теперь еще крепче лю-
бим свой Кривой Рог. Помните, как мечтали
о нем на Урале? Живем хоропю, в Сакка-
гани купаемся, небо у нас самое лучшее,
и баштаны и сады, можно сказать, свои.
Пронесся слух, что Никита Сергеевич Хру-
щев должен к нам заехать на денек, некото-
рые управляющие уже волнуются: у него
глаз наш, шахтерский.

И снова степь разметалась во все сто-
роны, раздалась, разметнулась, запахла
горькой полынью, заблестела, как зеркало,
поймавшее солнечный луч. Должен при-
знаться— люблю я степь. Какое будущее
ждет ее! Если под нею не залегают уголь,
железная руда, нефть или марганец, как
это случилоеь и случается по соседству,
степь будет пшеничной, тихой, пахнущей
пчелами. На «поду» (низком месте) пробу=
равят мощные «артезианы», по «верху»
побегут ослешительней красоты стальные
ажурные мачты электропередачи. Это. пой-
дет ток из Запорожья и от других, ныне
проектируемых гитростанций — на  заво-
ды, в шахты, города, колхозы. Степные дб-
роги покроютея гудроном, поднимутся вы-
ше саженцы деревьев в несколько рядов по
обе стороны, станут плодоносить посажен-
ные вдоль дорог яблони, груши, черепгни,
абрикосы. Если же под степью будут най-
лены ископаемые, степь немного изменит
гвое лицо, но все же останется степью:
только изрелка встанут черные терриконы
или ржаво-красные отвалы безрудной по-
роды, или синевато-фиолетовые кучи возле
марганцевых шахт. И тах же по степи бу-
дут бродить компаниями красноногие аисты,
пролетят над нею в положенное время ди-
кие гуси, журавли, подниметея до страто-
сферы гордый степной орел...

В одном месте я проявия слабость: емах-
нул У себя со щеки обыкновенную тепло-
ватую слезу и не смутился от этого. Пред-
ставьте степной курган, перерезанный за-
бытой траншеей. Бурьян под тобой, стое-
ляные гильзы — винтовочные и другие,
солдатский котелок. У подножья кургана
осевшая, сравнявшаяся с землей одинокая
могила. Рядом—столбик с выжженной звез-
дочкой. И всё. Я сказал: «Здравствуй, наш
дорогой друг, безвестный воин великой
сталинской армни». Я подумал: гле, в ка-
кой республике, в каком доме, в чьей семье
ждут его, вздрагивают от каждого неожи-
данного стука в дверь, мечтают о нем, кля-
нутся его именем, живут его последним
письмом? Я сказал: «От лица Родины я,
случайный прохожий, кланяюсь тебе и кла-
ду этот степной цветок на могилу». Я. пэ-
думал: он умер здесь, где поставил его долг
сслдата. Его последний вздох растаял над
этим курганом. Его жизнь приобщилась Е
coumy безвеетных героев. 0 чем пожелал
он в свой предемертный час? Я сказал:
«Тоскующей по тебе. матери, жене, скорбя-
щей Родине я передам весть о тебе».

..Трядет великое будущее многонацио-
нального советского народа, солнце над его
судьбой разгорается всё ярче и ярче. Аляе
знамя над нашей державой поет победную
песню.

Киев.

20-летие Еврейского театра   Гидробурщит — новый механизм для проходни шахт

КИЕВ, 13. (Корр. «Правды»). Обществен-
ность Киева отметила 20-летие Еврейского
театра. В связи с юбилеем Совнарком УССР
и ЦК КП(б)У приняли решение о присвое-
нии театру имени классика еврейской ли-
тературы Шолом-Алейхема.

В приветствии Совнаркома УССР и ЦК
КП(б)У говорится:

«Совет Народных Комиссаров и ЦК
КП(б)У приветствуют коллектив Государ-
ственного еврейского театра имени Шолом-
Алейхема с 20-летним юбилеем. 20-летний
юбилей Государственного еврейского театра
имени Шолом-Алейхема — яркая рн
ст `роста культуры и искусства *
А Grueias славное двадцатиле-
тие, желаем всему коллективу дальнейших
творческих успехов, дальнейшего идейного
и художественного роста на пользу нашей
великой Родины».

Театром получено более ста приветствий
ст театральных коллективов И деятелей

искусства братских республик.

ХАРЬКОВ, 13 октября. (Корр. «Правды»).
Работник Наркомата черной металлургия
А. Гузеев предложил оригинальный меха-
низм — гидробурщит, при помощи которого
процесс проходки стволов шахт и удаление
выработанной породы полностью механизя-
руются. Наркомат передал предложение Гу-
зеева Институту по проектированию пред-
приятий рудной промышленности «Южгип-
роруда» в Харькове для осуществления.

Директор института «Южгипроруда» тов.
Вольнер в беседе с корреспондентом «Прав-
ды» рассказал:

— Механизм гидробурщит обещает быть
очень эффективным и может дать большую
экономию в экеплоатации. До сего времени
методы гидробурения применялись в нефтя-
ной промышленности, но диаметры гидро-
сверл там не превышали 30—35 сантимет-
ров. Гидробурщит, представляющий со-
бой огромное специальное сверло диамет-

ром около 2,5 метра, приводится в действие
при помощи водяной турбины. Поток воды
приводит в движение турбину, и он же за-
тем выносит из ствола шахты на псверхность
всю выработанную породу.

Новый механизм не только значительно
облегчает труд горняков, но дает и большой
производственный и экономический эффект.
Достаточно сказать, что вместо 2—3 метров
проходки в сутки при существующих мето-
дах работы гидробурщит по всем расчетам
даст возможность проходить в сутки до
20 метров ствола. i

Предварительная экспертиза виднейших
специалистов горного дела институтом уже
получена. Закончена и полная разработка
проектируемого механизма. В ближайшее
время проектная разработка булет передана
в горный отдел Академии наук СССР для
окончательной аппробации.

Другой хочет выкроить время  .

Володимир СОСЮРА

= i
Лиш pix npotiuos!
Лиш рик пройшов, промчав з години
то,
Коли свободи сонячн! сини,
д грзний гул пожеж: свтовот,
Звльнили краю рудного лани.

Лиш рк пройшов, а вже на клич
орлиний

Того, хто нас веде в ясен]! мта,

Уже встають 13 попелу й ру!ни,

Як сытла казка, золот! м!ста.

Летять шосе. Життя нового сила

[х стеле вдаль, шд крик хрипкий
гудка,

Г сел нових в садах вишневих крила

Здймае в синь рука будвника.

Пдводиться до сонця Украина,

Т за Карпати лине гордий ещв,

Т вдповдь лунае соловфна

Йому вд наших звльнених братв.

Хвала на вк росйському народу,
Що не здргнув у чорний час бди,
Т орди зла, невол! 1 негоди

Нам допомш розбити назавжди.

Хвала народам нашот Втчизни,
Шо з нами йдуть дорогою звитяг.
В вки гремить наш дружний крок
замзний,
Над нами сяё леннський наш стяг.

Огн! небес злились з земл] огнями,
Вони пройшли години зл! тривог.
Т Стамн з нами, значить день 13
} нами,
В1н до нових веде нас перемог.

Ми розметали вогнище змине,
Щоб наша юнь ще краше розцвла.
Вд ясних зр 1 тихих вод Вкрани
Прив вождю,   слава,   хвала!

.—о—

НАЙДЕНО
КРАСНОЕ ЗНАМЯ

«МОЛОДОЙ ГВАРДИИ»

ВОРОШИЛОВГРАД. Оккупировав рай-
оны Ворошиловградской области, немцы
проводили политику жесточайшего террора.
В Краснодоне подпольная комсомольская
организация «Молодая гвардия» вела упор-
ную борьбу с захватчиками.

В 1942 году, накануне годовщины Вели-
кой Октябрьской социалистической револю-
ции, девушки краснодонской  комсомоль-
ской поселковой группы готовили знамя из
полотна, окрашенного в яркокрасный цвет.
Предполагалось вывесить его на одной из
шахт. Но замысел осуществить не удалось.
Фашисты были встревожены и выставили в
поселке патрули. ›

Комсомолка Женя Кийкова, Лида Андро-
сова и Нина Кезикова, замученные впослед-
ствии немцами, решили сохранить знамя. Они
сшили из него наволочку и оставили на
квартире у Кезиковых. i

Сейчас боевое знамя передано в музей
«Молодой гвардии». («Ворошиловградская

правда»).
р Ни

Музей западных искусств
в Одессе

ОДЕССА, 13 октября. (ТАСС). Подготов-
лен к открытию музей западных искусств.
В первые дни войны большая часть музей-
ных ценностей была, вывезена в глубокий
тыл. После освобождения города они были
доставлены обратно. Частично возвращено
музейное имущество из Румынии.

Сейчас в 15 залах полностью воестанов-
лена экспозиция, дающая представление об
искусстве Италии, Голландии, Франции,
Англии, Испании. В музее имеется редкий
фарфор, ткани, мебель, гобелены.

—о—

Мощная шахтная
под’емная машина

На Ново-Краматорском заводе им. Сталина
в Донбассе заканчивается изготовление
крупнейшей современной шахтной под’емной
машины. О ее размерах дают представле-
ние такие данные: барабан машины имеет
7,2 метра в диаметре, ее коренной вал ве-
сит 30 тонн, диаметр шевронных шестерен,
обрабатывающихея на станках в цехах за-
вода, достигает 4 метров.

По заказу угольной промышленности бу-
дет выпущена серия таких машин. Они пред-
назначены для крупных шахт, восетанавли-
ваемых в Донбассе. Под’емники подобной
мощности наше тяжелое машиностроение
строит впервые.

За последнее время заводы тяжелого ма-
шиностроения освоили восемь типов шахтных
машин. Их выпускают сейчас Старо-Крама-
торский, Иркутский, Коломенский, Перов-
ский и другие заводы. Они изготовили
155 машин для Донбасса, рудников Кривог>
Рога, цветной металлургии. Дю конца года
будет построено еще несколько десятков
шахтных под’емников.

ба

Работы украинских
художников

КИЕВ, 13. (Корр. «Правды»). Художники
Украины готовятся к всесоюзной и респуб-
ликанской выставкам. Скульптор Лысенко
готовит три композиции: «Народ из одного
села», «Встреча» и «Товарища выносят с
поля боя». О боевых днях и героике наших
рядовых бойцов расскажут скульптуры про-
фессора - Гельмана «Защитник Одессы»,
«Боевые подруги», «Непокоренная». Скульп-
тор Фридман работает над скульптурой,
изображающей товарища Сталина и товари-
ща Хрущева. Большое полотно народного
художника УССР Трохименко посвящено за-
седанию Академии наук УССР в Уфе, дру-
гая его картина показывает, как освобож-
денный Киев встречал Красную Армию. Ук-
раинскую природу отображает серия аква-
релей заслуженного деятеля искусств Па-
щенко. Тема картины Светлицкого «Изгна-
ние» — черная неволя немецкой оккупа-
ции, Работа Костецкого «Встреча» передает
радость возвращения война с войны домой.
В новых графических работах народный ху-
дожник СССР Касьян показывает жизнь
Закарпатской Украины: На предстоящих вы-
ставках впервые покажут свои работы ху-
дожники Западной Украины. Представлены
будут также мастера народного творчества.

—O-—

650 центнеров моркови
с гектара

ЖИТОМИР, 13 октября. «ТАСС). Осенью
прошлого года звеньевые колхоза им. Ле-
нина, Черняховского района, Мария Дзюб-
лик и Мотря Буката обязались вырастить
по 600 центнеров моркови с гектара.

Стаханозская работа увенчалась успехом.
Звеньевые собрали по 650 центнеров моо-
кови с гектара вместо 85 центнеров по
плану.

В порядке дополнительной оплаты звенья
пелучили по 113 центнеров моркови.

Вчера вечером в Колонном зале Дома
союзов костоялась встреча профсоюзного
актива Москвы © прибывшей в СССР деле-
гацией Конгресса производетвенных проф-
союзов Соединенных Штатов Америки.

Привететвуя американских гостей,
председатель ВЦСПС тов. В. В. Кузнецов
отметил, что советские рабочие всегда с
большим вниманием следили за развити-
ем рабочего. движения в США,

— Конгресс производственных: профсо-
юзо0в США и, в частности, присутствующие
делегаты, — сказал тов. Кузнецов, —
внесли большой вклад в дело укрепления
международной солидарности рабочих. Мы
очень рады видеть здесь фуководителей
американских профсоюзов, прибывших
познакомиться с нашей работой и устано-
вить более тесную дружбу с советскими
профсоюзами. Наша дружба должна про-
должаться и крепнуть. Рабочий класс
СССР и США имеет много общих интере-
сов и задач, которые могут быть решены
нами совместно для блага обеих стран.

Тов. Кузнецов напоминает, что при по-
сещении США советской профсоюзной де-
легацией возник вопрос о том, чтобы за-
крепить дружбу между советскими и аме-
риканскими профсоюзами созданием Аме-
рикано-Советского профсоюзного комитета.
Эта идея встретила большое сочувствие co
отороны председателя Конгресса производ-
ственных профсоюзов Мэррея, который за-
явил, что комитет окажет  пеоценимую
помощь в разрешении всех вопросов, инте-
ресующих рабочих обеих стран.

— Я надеюсь, — заключает тов. Куз-
нецов, — что и наши профсоюзные орга-
низации, разделяя такую точку зрения,
одобрят предложение о создании Америка-
но-Ооветского профсоюзного комитета. Это
будет способствовать дальнейшему укреп-
лению дружбы, установлению тесных
связей между профсоюзами наших стран,
между рабочим клаюоом СССР и США ив
конечном кчете — укреплению ‘дружбы
между нашими великими народами, друж-
бы, столь необходимой для поддержания
мира во всем мире.

От имени советских профсоюзов амери-
канских гостей приветствовали также пред-
седатель Центрального комитета профсою-
за работников полиграфической промышлен-
ности и печати тов. Беляева и председа-
тель Центрального комитета профсоюза ра-
`бочих черной металлургии центральных
районов тов. Евстратов.

Тов. Еветратов говорит, что доменшики,
мартеновцы, электрометаллурги, прокатчи-
“KH, кузнецы и другие рабочие, об’единяемые
профсоюзом черной металлургии, горячо
одобряют создание новой Всемирной проф-
союзной федерации. Они твердо уверены в
том, что Всемирная федерация будет кре-
пить профсоюзное единство, поведет реши-
тельную борьбу с остатками фашизма и чер-
ных сил реакции.

Встреча профсоюзного актива Москвы
с профсоюзной делегацией США

С большим вниманием участникя 6©обра-
ния выслушали выступления членов делз-
гации Конгресса производственных проф-
союзов США, которые горячо привететво-
вали представителей советских профеоюзав.
Вице-председатель Конгресса и председа-
тель союза моряков Д. Кэррен заявил:

— Трудно передать чувство благодар-
ности, которое я испытываю по ‘отношению
к советскому народу и рабочему классу
СССР, много сделавшим для всеобщего ми-
ра. Находясь здесь и знакомясь с вашей ра-
ботой, мы Увидели величие вашего’ духа,
сделавшего вапгу страну столь великой. В
течение тяжелых лет войны вы показали
всему миру, что может сделать свободный
народ свободной страны, когда на нее напа-
дают фашистские агрессоры. США оказы-
вали вам материальную помощь, но тем са-
мым мы помогали и себе, ибо Красная Ар-
мия спасла многие тысячи жизней амери-
канских сынов. Мы благодарны советскому
народу, советскому рабочему классу и с0-
BeTCKUM профсоюзам за всё, что они сще-
лали.

Мы горячо поздравляем героическую
Красную Армию, советский народ и совет-
ские профсоюзы с теми успехами, которые
достигнуты ими под великим и мудрым ру-
ководством Генералиссимуса Сталина. Мы
обещаем сделать в Америке всё для того,
чтобы наша дружба была длительной и
прочной.

В заключение Д. Кэррен © удовлетворе-

`нием отметил, что В. В. Кузнецов подчерк=
нул необходимость создания Американо-Со-
ветского профсоюзного. комитета.
Мы, — сказал
горячо поддерживать эту идею, к которой
с такой симпатией отнесся председатель
Конгресса производственных профсоюзов.

— Да здравствуют профсоюзы С0СР!—
восклицает под аплодисменты всего зала
Д. Кэррен. — Да здравствуют профсоюзы
США! Да здравствуют великие вожди Иосиф
Сталин, президент Трумэни Клемент Эттли!

Вице-председатель Конгресса производ-
ственных профсоюзов А. Хейвуд подчерк-
нул, что Красная Армия спасла мировую
цивилизацию от фашистских погромщиков,
ий выразил восхищение русскими солдатами
и русскими рабочими.

Руководитель делегации секретарь-каз-
начей Конгресса производственных проф-
союзов Соединенных Штатов Америки
Д. Кэри заявил, что он глубоко удовлетворен
всем, что’ увидел в СССР за короткий срок
пребывания, и выразил уверенность в том,
что общность интересов советских и амери-
канских ‘профсоюзов позволит укрепить
дружбу между народами обеих стран.

— Мы можем и должны работать с00б-
ща, — сказал он. -— Это необходимо для
установления прочного мира во всем мире.

Встреча профсоюзного актива Москвы с
американскими гостями прошла в теплой и
дружественной обстановке. }

Е пребыванию Дж.

ЕРЕВАН, 13 октября. (ТАСС). Гостящий
в столице Армении английский писатель
Джон Пристли в беседе с корреспондентом
ТАСС поделился своими впечатлениями о
пребывании в республике.

— Армения,— сказал он,— интересует
меня не только потому, что это очаг древ-
ней культуры, но также потому, что она
является ‘очень хорошим показателем того,
как Советский Союз строит новую жизнь.
В Ереване рядом со старыми домиками под-
нялись большие здания жилых корпусов,
университета и театров. Насколько мне из-
вестно, население ‘этого города до револю-
ции составляло всего двадцать пять тысяч
человек, сейчас оно возросло до 250 тысяч.
Мне очень понравилось, что все лучшее из
старой жизни столицы Армении бережно со-
храняется.

Я видел ансамбль народной песни и пля-
ски; прекрасные костюмы и исполнители!
Полная очарования старая крестьянская
пляска сохранена в форме, которую легко
пенять и оценить. Старое и новое здесь
вместе идут вперёбд.

Говоря о возможных формах более тесной
БУЛЬТУРНОЙ связи между армянским и ан-
тлийским народами, Пристли сказал:

— Я думаю, что первые шаги в этом
направлении надо сделать через Америку,
где живет так много армян. Что касается
непосредственно Англии, то мне кажется,
что первым шагом культурного сближения
будет отправка в Англию одного из ансам-
блей Армении и вместе с ним некоторых
облазпов армянского искусства и литера-
туры. Я уверен, что армянский народ будет
всегда помнить, что во время больших тра-
гедий, которые постигали его в прошлом,
сочувствие англичан было на его стороне.
Английский: народ будет рад знать, что ар-

Пристли в Армении

мянский народ процветает в великом (о-
ветском Союзе, как один из его равноправ-
ных членов.

Касаясь своих общих впечатлений о ©о-
ветском Союзе, Дж. Пристли заявил:

— Прежде всего на меня потрясающее
впечатление произвели колоссальные раз-
рушения, совершенные немецкими фаши-
стами. Перед Советским Сотозом стоят огром-
ные задачи по восстановлению страны. Я
верю, что эти задачи будут успешно раз-
решены, так как сам народ желает этого.

Я поражен огромнымй возможностями,
которые имеются в Совитеком Союзе для
одаренных и талантливых людей. У людей,
е которыми мне пришлось встретиться в
СССР, меня больше всего поразили необы-
чайная жизненная энергия, теплота, добро-
душие и дружественность их натуры. Воз-
можно, что самым кратким описанием Co-
ветского Союза будст такое: ° это гигант,
находящийся в постоянной учебе и росте,
что вызывает к нему симпатии всех дру-
гих народов. Советекому Союзу и Велико-
британии есть чему учиться друг у друга,
я надеюсь, что будут созданы все возмож-
ности для полного взаимопонимания и
взаимопомощи.

Во время своего пребывания в Ереване
т-н Пристли подробно ознакомился со сто-
лицей Армении, ее промышленностью и
культурными учреждениями: побывал в
Государственном университете, в Музее
изобразительных искусств, присутствовал
на спектаклях и концертах в театре оперы
п балета ии. Спендиарова, Драматическом
театре им. Сундукяна, в Государственной
филармонии.

В Армянском общество культурной связи
с заграницей состоялась встреча Дж. Приет-
ли с представителями литературы и искус-
ства Армении.

Смотр спектаклей русской классики в национальных театрах

Огромную роль в развигии национальных
театров нашей страны играет включение в
репертуар лучших образцов русской класси-
ческой драматургии. Комитет по делам
искусств при СНК СССР совместно с Все-
российским театральным обществом с на-
чала. ноября проводит всесоюзный смотр
спектаклей русской классической драма-
тургии в театрах союзных республик. Для
просмотра постановок созданы республи-
канские ксмиссии, куда вошли режиссеры,
театрсведы, критики. После смотра состо-
ятся заключительные творческие конфе-
генции в Киеве, Риге, Баку, Алма-Ата.

Украинский театр оперы и балета им;
Шевченко в Киеве примет участие в смотре
операми «Пиковая дама» и «Евгений Оне-
гин». Украинский театр драмы имени Фран-
ко показывает спектакли «Ревизор» Гоголя,
«Вишневый сад» Чехова. Театр русской
драмы имени Леси Украинки подготовил
«Живой труп» Толстого, «Дядю Ваню» Че-
хова. В смотре участвуют театры Харькова,
Львова, Одессы и других городов Украины.

Все крупнейшие театры Белоруссии гото-
вят к смотру пьесы русских классиков. Бе-
лорусский драматический театр имени Янки
Купалы покажет пьесы Островского «Волки
и овцы» и «Поздняя любовь». Театр дра-

мы имени Якуба Коласа в Витебске ставит
«Ревизора» Гоголя и. «Мещане» Горького.
Русский драматический театр в Минске по-
кажет <Три сестры» Чехова и «Свою
семью» Грибоедова:

Карело-финский национальный драмати-
ческий театр готовит к смотру «Грозу»
Островского. Пьесы «Старик» Горького,
«Дворянское гнездо» (по Тургеневу) пой-
дут в республиканском театре русской дра-
мы в Петрозаводске. Театры республик
Прибалтики участвуют в смотре спектакля-
ми Островского, Чехова, Горького.

Государственный грузинский  драматиче-
ский театр нмени Руставели покажет пьесы
Островского «На всякого мудреца доволь-
но простоты» и «Без вины виноватые», в те-
атре имени Марджанишвили, кроме пьесы
Островского . «Бесприданница», пойдет
«Маскарад» Лермонтова. Русский драмати-
ческий театр имени Грибоедова поставил
«Плоды просвещения» Толстого. Узбекский
театр драмы имени Хамза участвует в смо-
тре постановками «Маскарад», «Беспридан-
ница». Киргизский драматический театр
подготовил «Ревизора». Эту же пьесу по-
кажут театры Туркменни, Таджикистана,
Казахстана.

Вечер памяти Н. Бараташивили

В связи со столетием со дия смерти вели-
кого грузинского поэта Н. Бараташвили
правление Союза советских писателей орга-
низует 15 октября в Москве вечер, посвя-
щённый памяти поэта. Вступительное слово
Н. Тихонова. Доклад о творчестве Н. Бара-
ташвили сделает Бесо Жгенти. Стихи Бара-
ташвили на грузинском языке прочтут Шал-

ва Дадиани и Михаил Геловани, Переводы
на русский язык В. Державина, К. Липске-
рова, Б. Пастернака, Н. Тихонова, С. Шер-
винского прочтут народные артистки РСФСР
Е. Гоголева, Ц. Мансурова и лауреат Все-
союзного конкурса мастеров художествен-
вого слова Вс. Аксенов.
Вечер состоится в клубе писателей.

он, — будем также.