Or Советского Информбюро
ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 31 ДЕКАБРЯ

В течение 31 декабря юго-восточнее и южнее города. ЛУЧЕНЕЦ наши войска
овладели на территории Чехословакии населёнными пунктами БОЗИТА, КУРТАНИ,
СУГА, ПИЛИШ, РОМГАНЬ, а также с боями заняли на территории Венгрии насе-
лённые пункты МИХАЛИ-ГЕРГЕ, КИШ-ГЕРГЕ, ЛИЛИНЫ, ФЕЛФАЛУ, НОГРАД-
ЛУДАНЬ, САНАЛ и железнодорожные станции НОГРАД-ЛУДАНЬ, САКАЛ. Одно-
временно юго-западнее ЛУЧЕНЕЦ наши войска овладели на территории Чехосло-
вакии населёнными пунктами ЧЕЛАРИ, ГЛАБОШОВЦЕ, ЗОМБОР, НЯРОВ, СКЛА-
БИНА, НОВАЯ ВЕСЬ, ОБЕЦКОВ, МАЛЫЙ КРТИШ, ЧЕБОВЦЕ. Таким образом, на-
ши войска полностью очистили от противника Венгерсную территорию от устья
реки ИПЕЛЬ до пограничного города ШАТОРАЛЬЯ-УЙХЕЛЬ, В боях за 30 декабря
в этом районе наши войска взяли в плен 540 немецких и венгерских солдат и
офицеров,

В районе БУДАПЕШТА наши войска вели бои по уничтожению  онруженной
группировки противника, в ходе которых заняли более 300 кварталов в западной
части города. Одновременно наши войска закончили линвидацию окруженных ча-
стей противника в горно-лесистом районе северо-западнее БУДАПЕШТА, заняв
при этом населённые пункты ДЕМЕШ, ПИЛИШ-МОРОТ, БАШАХАРЦ,. По
предварительным данным, за время боёв по ликвидации окруженных частей про-
тивника в районе северо-западнее БУДАПЕШТА наши войска взяли в плен 5.390
немецких и венгерских солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: тан-›
ков — 42, самоходных орудий — 36, орудий разных калибров — 34, бронетранс-
портёров — 55, автомашин — 782, тракторов и тягачей — 18, прицепов с воен-
ным имуществом —113, мотоциклов — 68, паровозов — 14, железнодорожных:
эшелонов — 5, понтонов — 21 и много другого военного имущества.

На других участках фронта существенных изменений не произошло,

За 30 декабря наши войска подбили и уничтожили 44 немецких танка, В воз-
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 21 самолёт противника.

ххх

В Чехословакии, юго-восточнее города
Лученец, наи войска продолжали с боями
продвигаться вперед. Противник спешно
подтянул подкрепления и несколько раз
переходил в контратаки. Сломив сопро-
тивление немцев. советские части выбили
их из нескольких населенных пунктов.
Занято селение Бозита — сильно укрен-
ленный узел вражеского
расположенный в 9 километрах от города
Лученец. На поле боя осталось много вра-
жеских трупов. Сожжено и подбито 9 не-
мецких танков и самоходных орудий.

Юго-западнее города Лученец подраз-
деления Н-ской части ночью совершили
в горах обходный маневр и внезапно ата-
ковали противника. Застигнутые врас-
плох гитлеровцы были разгромлены. Со-
вотокие бойцы истребили свыше 300 не-
мецких солдат и офицеров и захватили
11 орудий, 6 минометов, 19 пулеметов,
400 винтовок и автоматов. 2 радиостан-
ции, склад боеприпасов и два склада с
военным имуществом. Взято в плен свыше
200 немцев. На другом участке танки и
пехота противника предприняли одну за
другой пять контратак, но были отброше-
ны назад © большими для них потерями.

*

В районе Буданешта наши войска вели
бой по уничтожению окруженной группи-
ровки противника. Ожесточенные бои про-
исходят за каждое здание. Вражеская
пехота, усиленная танками и самоход-
ными орудиями, предпринимает безуепет-
ные контратаки. Наши бойцы отбрасы-

зают гитлеровцев и настойчиво продви-
таютея вперед. В ходе боев в 3a-
падной части Будапешта наши войска

заняли более 300 кварталов. Наши штур-
мовые группы блокируют узлы вражеско-
го сопротивления и уничтожают их. 3a
день советские части истребили 2.700 не-
мецких солдат и офицеров. Уничтожено
22 орудия, 14 минометов и 74 пулемета.
Наши артиллеристы и бронебойщики под-
били и сожгли более 30 танков и само-
ходных орудий противника. Бойцы под-
разделения старшего лейтенанта Пахомо-

сопротивления,

НАНА

ва в ожесточенном уличном бою истреби-
ли до роты гитлеровцев и захватили ору-
дие, 4 миномета, 5 пулеметов, 100 вин-
товок и автоматов. Группа бойцов во
тлаве с ефрейтором Друговым взорвала
здание, из которого немецкие автоматчи-
ки вели огонь, по нашим наступающим
частям. Под развалинами дома погибло
30 гитлеровцев. На другом участке гвар-
дии сержант Бакаев огнем из автомата
истребил 15 немецких солдат. Кроме то-
то, сержант Бакаев гранатами уничтожил
три пулеметных расчета противника.
Гвардии старший сержант Титов меткими
выстрелами из орудия разбил три немек-
ких огневых точки.

*

В Восточной Пруссии на одном участке
противник рано утром пытался боем раз-
ведать . наши  пбзиции. Немцы были
встречены артиллерийским и ружейно-
пулемётным огнём, понесли большие по-
тери и отошли на исходный рубеж. Bero-
ре гитлеровцы возобновили атаку, но
были рассеяны, не достигнув наших по-
зиций. На поле боя осталось 80 враже-
ских трупов.

Наши лётчики бомбардировали желез-
нодорожные станции на территории Вос-
точной Пруссии. Уничтожено три немец-
ких воинеких эшелона и взорван склад о
боеприпасами. Наши истребители и 3e-
нитчики сбили 11 немецких самолбтов.

*

На 1-м Белорусском фронте происхо-
дила ’ артиллерийско-минометная ‘пере-
стрелка с противником. Артиллеристы
Н-ской ‘части уничтожили 6 немецких
орудий, разрушили 2 вражеских дзота и
3 блиндажа. На другом участке наше
передовое охранение успешно отразило
атаку немецкого разведывательного от-
ряда.’ На поле боя осталось несколько
десятков вражеских трупов.

*

Корабли Краснознаменного Балтийско-
го флота в Балтийском море потопили
два транспорта противника.

x

Похороны Клавдии Ивановны Николаевой

В субботу, 30 декабря, в Москве на
Ерасной площади состоялись похороны
Клавдии Ивановны Николаевой. Урна с

Борис АГАПОВ

И в походе, и на заводе всякое бывает.
Иной раз послушаешь, пожмешь плечами
и даже не знаешь. что сказать. Откуда
только у людей берется этот напор. Как
будто волчок какой-то вставлен в чело-
века.

Скажем, к примеру, такой случай.

Город находится почти в полной бло-
кале. Воды нет, электричества — тоже.
Никакой судья нё осудит человека, если
его завод прекратил работу: все вокруг
не в порядке, естественно и ему поте-
‚рять равновесие. Но жизнь идет. Голова
изобретает прямо с болезненной какой-то
яростью. И вот случайно выясняется, что
большая  гидростанция,  разбомбленная
немцами километров за семьдесят, тоже,
вероятно, имея подобного же человека ©

волчком, восстановила одну турбину и,
предприя-

крутит её. Вругом-— никаких
тий, все вывезено, никаках линий элек-
тропередач—все порушено. а генератор
жужжит на тысячи киловатт,

Тогда наш гёрой. Александр Дмитрие-
вич, придумывает маневр. Снимаются 6
фундаментов семьдесят станков. -Погру-
жаются на автомашины и скрытно гот
всяких разведчиков под покроРем Темной
ночи отправляются к электростанции. ©
ними едут, конечно. сто двадцать богаты-
рёй духа, потому что от тела у них 06-
талось очень немного, и необходимый ма-
териал для производства пушек. Все эта
располагается лагерем вокруг генератора
и начинает действовать. Станки вращают-
ся, дрели стрекочут. наряды выписывают-
ея, проценты плана отмечаются — и В
результате получаются пушки.

Пушки прицепляются к автомащинам и
едут на позиции. совершенно новенькие и
нвожиданные для артиллеристов, а еще
‚больше — для немцев. .

На позициях происходит следующее.

Между немецкими и нашими траншея-
ми в ничейной зоне лежит конь на триста
двадцать кило. Мясо недоступное велёд-
ствие перестрелки, но необходимое, пото-
му что завод почти в дистрофическом по-
ложении,

— Разрешите, товарищ командир, вы-
волочить конька? :

— Boapmoli pack, товарищи, ведь вы
не военные, не умеете под огнем ползать.

прахом покойной замурована в Времлев-
ской стене. (ТАСС).

Ботатырин

— Никак нет, мы из партизанского от-
ряда завода, пластунскому делу обучены.

Й поползли. Обмотали конокие ноги ве-
ревками, потащили. Однако немцы заме-
тили, что конь пришел в движение. По-
сыпались пули. Пушкари бросили конину,
приползли в окопы, разжились длинными
веревками и вновь отправились. На этих
веревках коня тянули уже из окопов, и
все обошлось.

Немало было подобных историй, пока
завод находился в блокаде. Вокруг дирек-
тора был плотный отряд 06060 верных лю`
дей, готовых на все для защиты завода,
вооруженных, обученных и отчаянных.
Они связались клятвой отступить послед-
ними; вели придется отступать, и драться
до последнего, если надо будет драться.

Но пришел приказ ехать в Москву.

Им дали коробки эвакуированного 3а`
вода. Александр Дмитриевич ходил по но-
вым владениям, чертыхалея и. востор*
галея. Он. узнавал знакомую хватку: тут
тоже пофаботали люди с волчком. Даже
кабели из-под земли были вырыты, вся
проводка в заводоуправлении была сорва-
на со стен: «Мышей увезли © собой, чер-
ти, не только что станки

Время было неопределенное, решитель-
ных указаний о восстановлении завода
директор не получал, но сидеть и ждать
он не был привычен. ©

Каким образом удалось переправить с
упомянутой уже электростанции те самые
семьдесят станков — было бы долго рас-
сказывать. Словом, в один день, который
был поистине прекрасным, на зазодокой
двор вкатили состав со станками. Со вре-
мен Петра Великого на заводе не случа-
лось подобного волнения. Покарябанное
имущество имело жалкий вид, претернев
все передряги двух эвавуаций и десятка
бомбежек. но люди лазали по нему, Kak
пчелы по сотам. Выли ‘даже слезы. Много
крепких русских слов, исполненных неж-
ности, было сказано этому железному ба-
рахлу, когда его разбирали, чистили и
чинили, На одном станйе зытачивали час-
ти для другого, из нескольких безнадеж-
ных собирали’ один надежный. «Станочный
бурелом был превращен в станочный парк,
Каким образом ухитрялись ковать большие
поковки на молоте в 350 килограммов —

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

в районе Будапешта. 30.

духа.

й по сей день осталось технической загад-
кой для инженеров, но это было, и, отре-
монтировав несколько гаубиц, завод зая-
вил 29 своем существозании как предприя-
тия действующего и достойного . забот.

К тому времени Москва перестала
быть прифронтовым городом, и прави-
тельство дало заводу все для работы и
Жизни; :

Равновесие  восстанавливалось. Уже
были проложены новые кабели под зем-
лей, уже сияли матовые шары в. заводо-
управлении, и конструкторское бюро
разрабатывало чертежи новых орудий.
Двести «орлов»» Александра Дмитриеви-
Ча составили командирский отряд, кото-
рый принялся з& обучение птенцов, сас-
тевшихся в цехи по призыву комеомола.

Было все это меньше двух лет назад.

А то, что можно видеть сейчас, произ-
водит впечатление, будто производство
здесь идет уже десятки лет. Одно из пе-
редовых предприятий Наркомата. вооружез
ния возникло в этих цехах, от которых
еще недавно оставались толька коробки.

Вее цифры, которые показывают рост
производства, рабочей силы, снижения
себестоимости и т. д. достойны удивае-
ния даже при общих высоких темпах раз-
вития нашей военной индустрии. Но ин-
тересно, как достигалось все это.

Вели бы в свое время Александр Дми-
триевнч и его дружина сидели и ждали,
когда к ним придёт облегление, многих
из них уже не было бы в живых, Не
только рассказанное уженье коня, но не-
мало и ещё всяких подобных случаев сме-
лости, изворотливости и дружной взаим-
ной поддержки можно было бы привести
из истории заводских пушкарей. Когда
жизнь вонгла в норму, вся их напорис-
тость направилась на технику, и тут они
тоже показали свой богатырекий дух.

Для иного завода переход на новую мо-
дель — неохотное деле. Здесь же такая
революция используется для новшеств,
которые должны дать упрощение работы и
ускорить производство,

Орудие, к которому завод пришел сей-
час, гораздо более сложно и намного бо-
лее совершенно, чем предыдущее, скажем
в примеру, вдвое. И вот оказалось, что

=

в предыдущем орудии было 1.145 деталей,

ПОНЕДЕЛЬНИК,

Обстановка

Я

СЕ
=. ^-

FY
Ale

— YCAOBHb

1 ЯНВАРЯ 1945 г. № 1 (8611)

he

1944 г.

Е ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Линия <БРОНТА. СОВЕТ-
сних ВвОиСк.

‚ РААОНЫ ОКРУЖЕНИЯ

а в новом осталось всего 1.010 деталей.   меняются на заводе,

Для наглядности Александр Дмитриевич
вобрал все исключенные детали в кучу,
доступную легкому обозрению. Это не
только куча металла внушительного веса,
но и вещи дорогой цены: десятки шари-
ковых подшипников, множество медных
частей, сложные оон на производство
которых уходила бездна труда. В реше-
нии этих задач светится’ та прекрасная
ясность мысли, которая в технике подоб-
на влохновению в музыке или в поэзии.
Вот, например, поворотный механизм.
Раньше в нём действоваза целая систе-
ма шестерен на шариковых подшипниках,
которая передавала вращение рукояти.
(Сейчас нростым перенесением этого агре-
гата в другое место орудия вея эта си
стема трансмиссии просто ‘оказалась ” не-
нужной, при чём не только отпали шестер-
ви, Но и поворачивать орудие стало удоб-
Hee Hf легче. }

То же происходит и с технологией.
Когда смотришь на новые приемы, ста-
рые кажутся просто  варварскими, a
между тем еще год назад это были са-
ные лучшие методы. Вто из техников не
восторгалея совсем недавно заменой ков-
ки штамповкой! Даже фильмы выпуска-
лись, посвященные этому способу. Те-
перь штампованная деталь лежит в ку-
че старья, как только-что лежала кова-
ная. А рядом красуется деталь ли-
тая. Вместо стали, которая так норови-
ста и взбалмошна, что литься ни За что
не хочет и справиться © ней можно
только колотя ее молотом, пустили в дело
ковкий чугун, < У него характер спокой-
ный, как всякий чугун; он послушно
заполняет самые заковыристые формы и
застывает в них без всяких ужимок. Но,

]как всякий чугун, он хрупок, и для при-

дания ему стойкости на излом прихо-
дитея применять довольно томительную
операцию, называемую томлением. Одна-
ко она не сопряжена ни с какими боль-
шими трудовыми затратами, & результат
получается замечательный: литая деталь
требует ничтожной последующей обра-
ботки, она выходит из формы почти го-
товая. Выгоды этого метода неисчисли-
мы, в частности, например, все железные
отходы на заводе идут в вагранку, и де-

ло снабжения завода. металлом  значи-
тельно облегчается.
Выло бы сложно и долго  об’яснять

еще многие новые методы, которые при-

нологам, HO UCHOAb3yWTCA  AadeKo
всюду. Они дают
ственный эффект. Но важно то, что стан-
ки, приспособления и инетрументы для
них завод делает вам, несмотря на. боль-
шую сложность этой работы.

Дружина растет. Она пополняется мо-
лодежью, лучше сказать — она улесяте-
ряется молодежью. И тут происходят
вещи, не менее важные, чем в техноло-
run.

Первая фаза деятельности о новых
молодых рабочих привела, как известно,
K тому, Что, научившись работать, они,
стали сами сокращать число людей, за-.
нятых на тех или иных участках. Этим
высвобождалось большое количество ра-
бочей силы, которая так драгоценна.

Научившись работать, молодые рабо-
«ие стали ‘улучшать технологию своих
операций, множество предложений посы-
налось в конструкторские бюро, и часто
весьма ценных.

Потом наступила вторая ‘фаза. Она не
исключала первой, она. быта ее” высшей

ступенью. На заводе, Александра, Дмит-   рии =. свезде:

риевича она возникла таким образом.

например, протяж-  оставлять
ка или сварка спаренными электродами  уже об’единенную их работу.
или накатка резьбы, — они известны тех-  еще
не   лось, что можно
громадный производ-, девять слесарей, но и двух мастеров: на-

НЕМЕЦНКО-ВЕНГЕРСНИМ _
воисм.
ТЕРРНТОРНЯ ГОРОДА

=

MA сы ТАБ

Sires о 5
eee etl

рабочих по-новому, учитывая
Это дало
больший эффект. И тут обнаружи-

освободить нё только

добность в них отпала,

Организационная структура — этого
участка производства сразу чрезвычайно
упростилась. ,

В этом и состояла вторая фаза движе-
ния молодых рабочих. Теперь освобожда-
лись не только рабочие, но и руководя-
щий персонал. Его функции переходила
к бригадирам, получившим большой
опыт. ,

Теперь улучшалась уже не только тех-
нология производства, но и организация
вго: многие обслуживающие и руководя-
щие функции сокращались, и в цехе ста-
новилось больше людей, занятых нело-
средственно созданием ценностей.

Я спроста Александра Дмитриевича,
что он думает о методе Федотова.

— Прежде всего, — ответил он, —
я думаю, что это — не метод, 9716 —
принцип. А значит, его можно применить
неё только в цехе, но и ъеюду, например
в управленческом аппарате, в бухгалте-
где есть коллективный
труд. Последствия такого применения

Молодой слесарь Федотов, бригадир од-  могут быть самыми решительными, и за-

ного из участков сборки,

обучив свою! ключаться они будут в том, что множе-

оригаду! всем операциям, обратия внима-  ство всяких посредствующих звеньев как

ние Ha то, что его. людям приходится
часто простаивать из-за того, что. им не
подают во-время нужных деталей. Спер-
ва он бегал к станочникам, подталкивал
их, уговаривал, требовал. Но это. мало
помогало: Федотов никогда не мог точно
определить, по чьей вине задержалась
подача полуфабрикатов на его участок.
Постепенно он хорошо изучил всю тех-
нологию соседнего заготовительного уча-
ства, и у него явилась мысль: нельзя ли
присоединить к его бригаде этот участок
и таким образом сцепить изготовление
деталей с их сборкой самой прочной свя-
зью. Он внес такое предложение, и оно
было проведено в жизнь, как экепери-
мент, Под руководством бригадира Федо-
това стала работать об’единенная брига-
да, которая проводила все операции и по
изготовлению, и по сборке деталей. Ре-
зультаты оказались  поразительными:

в цехах, так и в управленческом аппара-
те будет . ликвидировано. Производство
станет экономнее, управление —— проще,
очень много- квалифицированных люлей
окажется свободными, & это в наше вре-
мя — великое дело,

Он положил руку на те самые шестер-
HH поворотного механизма, которые уда- ”
лось ликвидировать в результате измё-
нения конструкции пушки,

_— Видите их? Ведь это — ценнейшие
вещи. “Шестерни,  шоравоподшипники,
точные валы. Они выполняли функцию
транемиссии, т.-е. посредетвующих звень-
ев. Как бы хорошо они ни работали, все
же в них было трение. и они затрудняли
передачу движения. Мы выбросили их.
Мы сохранили дефицитные детали и улуч-
шили действие пушки: То же делает и Фе-

простои прекратились,  производитель-
ность сильно возросла. Он принялся рас-

\

дотов. Только он имеет дело не с пушкой,
& с людьми. Он идет к нашей общей цели
и, пожалуй, очень точно идет.