~

-

_. подсохнуть, как снова настает пора дож-

\

ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 ЯНВАРЯ 1945 г. №1 (8611)
SSeS Serene en

В новогоднюю ночь
Татьяной Изановной Курзенковой. На снимке

Евгений КРИГЕР Старый солдат

С виду Степан Кривцов такой же сол-
дат, как все, и новый человек в роте не
сразу его заметит, хотя Вривцов прошел
со своей ротой весь путь от Москвы до
самого Балтийского моря. Земля ему до-
сталась тяжелая. Три года части этого
фронта дрались в болотах, увязая в грязи
и воде; В том краю— за Старой Руссой и

` Пековом, за Великими Луками дни корот-
вие, солнце скупое. Летом земля не успеет

дей, туманов и невылазной черной распу-
тицы. Может, по этой причине Кривцов и
другие ротные старожилы, прошедшие с
фронтом весь путь к балтийекому берегу,
стали скупыми в словах и движениях и во
‘всей повадке приобрели такую  умерен-
ность, что в общей массе ротных адюдей
их не скоро приметишь.

Послушать Кривцова, тах выходит, что
никаких заслуг за ним в роте не числится.
Служба солдатекая, немудреная, и з& три
года не нриключалось ничего такого, о
чем стоило бы много рассказывать.

— Если собрать всю воду, которую я
яз своих портянок выжал, — говорит
обычно Кривцов, прилаживаясь у отня

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Гремят орудий мощныё раскаты,

На всех дорогах твой великий свет.
Ты, как заря, пробилась за Карпаты,
О, Родина! Страны светлее нет.

=— a ee
ere ene

А. ПРОКОФЬЕВ.   р О д и + а

Победный ветер, вей еще сильнее

На взгорья те, с которых мы глядим

В грядущий день! Из Одера и Шпрее, —
Настанет час, — коням испить дадим!

ТА

встретилизь два брата Герои Советского боюза—майор С. Г. Курзенков и капитан А. Г. Курзенков © матерью своей
Курзенкова 60 своими сыновьями- героями.

и.

Чувство, которое он испытывает к нем-
цам, это— смесь ненависти и отвращения.
 В семье’ Степана Кривцова никто не
пострадал от войны. Дом его с белыми
ставнями стоит на берегу Волги, и. зна-
менитая пасека рядом в саду. За себя,
за свое добро и своих. родных Вривцову
метить немцам не надо. Его злоба к ним
не порождается бедой, причиненной вра-
гами лично ему’или близким. Это чувет-
во, свойственное всем русским людям,
прожившим большую жизнь при совет-
ских порядках, с советской правдой в
душе, — отвращение к немецкой само-
узеренности, наглому, жестокому эгоиз-
му, скаредности, из-за которой немец
способен убить, тупой, тяжелой акку-
ратности, проявляющейся даже в том,
как немец складывает в яму трупы рас-
стрелянных или расправляется с годова-
лым ребенком, — везде одинаково, на
севере и на юге, в Росвии ив Югосла-
вии, — разбизая, младенцу голову уда-
ром о камень или 0 стену избы.

В бою Кривцов не шалеет от злобы, бы-
вает спокоен и осмотрителен, добиваясь,
чтобы ни одна мина не полетела впустую.

сушить солдатскую свою одежду, — если
собрать эту воду, то можно в ней самого
большущего” немца с головой утопить ео
всеми его бирюльками,

До мобилизации в армию Степан
Бривцов работал председателем колхоза,
и громадные пространства, изрытые Ha
фронте траншеями, воронками, набитые
железным ломом, осколками, остатками
разбитых орудий, заваленные штабеля-
ии ‘0безвреженных”мин, вызывают в нём
досаду и жалость к измученной, 0безоб-

И от такой его сосредоточенной, cobpan-
ной в кулак деловитости немцам прихо-
дитея в десять раз тяжелее, чем от за-
пальчивой лихости иных необстрелянных
смельчаков.
* Они тут председатель! Товорят

нем бойцы.—Тихий, спокойный, а если
какая-нибудь мина поперек дела пошла

Фото С. Гурарий.
PARA A НА

(От специального военного
корреспондента ‹Известий»)

— Терять холм мы не можем, хоть
вс6 тут поляжем, — сказал он Стеца-
ну. —Приказываю тебе обеспечить до-
ставку боеприпасов туда... к ним! Ты
бывалый солдат, подумай, как это сде-
лаль.

Он помолчал и добавил:

Людей шади! Слышить? Я буду
во втором взводе, оттуда начну атаку.
Или!

Вривцов послал бойца в хозяйствен-
ный взвод с неожиданным для всех при-
казанием — принести мешки из-под
картофеля. Cam on вместе с бойцами
таскал мины в укрытую от отня яму, вид-
но, готовил запас, чтобы к началу дела
все под рукой было. Когда мешки при-
несли, он стал складывать в них мины
так же просто, обыденно, как в свое вре-
мя складывал на селе. огурцы с огорода.

—- По три мины таскать времени у
нае нехватит, —— сказал он, — да на-
кладно получится. Я первым потяну ме-
шок, а вы поглядите, как, получается у
меня, & потом засмной следом 6 другими
мешками. ;

Ла, старый солдат, бывший предееда-
тель колхоза решил переупрямить немец-
ких головорезов. Неказистое дело — хол-
щевый мешок — больше подотать кресть-
янскому амбару, но старый солдат на
войне ничем не гнушается, лишь бы оси-
лить немца. Степан потянул за ©0б0й тя-
желый мешок, но, к изумлению всех рот-
ных людей, направился он не к разбитой

и немца ‘не убила, он тебя так доймет,
что жизни рад не будешь. Очень хозяйст-
венный в бою человек!

канавке, а правее, в самое топкое место,
где кони и люди накануне проваливалиеь

согретый ими, просветлел, ожил, залнумел.

` воину. И каждодневно там, где советские

Звучат победно песни боевые
В лесах, горах, среди полярных льдин,
Где стали мы — свидетели живые

. Твоих вовек немеркнущих годин.

Солние восходит с востока

Из-за гор встает солнце, и оснеженные

гребни их вспыхивают малиновым пламе-

нем, будто царственное светило сбросило
на них перед дневным обходом- свой
плащ. Вот лучи его коснулись верхушек
сосен, и мрачный бор, пронизанный и

Над Карпатами занялся новый день, но-
вый день освободительной войны.

Где-то впереди все ближе и ближе гро-
хочут пушки. Там кипит бой. В дыму и
огне его подымается ната пехота. Она
атакует вражеские позиции, врывается в
траншеи, теснит, отбрасывает, уничтожа-
ет врага, не всегда на широком фронте
и не всякий раз одинаково далеко и бы-
стро. но каждый день, но всегда с неос-
лабным упорством и львиным мужеством.
Уверенность в своей силе, в правоте и свя-
тости своего дела‘ свойственна нашему

войска продвинулись виеред, мы наблю-

И все увидят
Какого мир с

АИИИНИНННИНИИУУНРВИЗНРМОАЗЗУН

0бозники слушали его сбивчивый рас-
сказ внимательно и сочувотвенно, и, по-
ошряемый этим сочувственным внимани-
ем, Михаль Товт продолжал:

— У меня было два кабана, и одного
забрали немцы, а другого мадьяры. У
меня было больше двадцати кур, и они
все сожрали и не оставили даже кочета
на развод.

—- Да, они много беды тебе сделали, —
отозвался окающий баском обозник.

Он сидел на полу у печи, подложив под
себя шинель и задумчиво пуская табач-
ный дым сквозь толстые прокуренные
усы.

— Мне?! — вскочил Товт. — Они
‚всей краине принесли беду! Они угоняли
на чужбину всех мужчин от шестнадца-
ти лет и старше. Они разули и раздели
нас и оставили без соли, без спичек, без
петролеума. Когда мы услыхали, что вы

даем одну и ту же картину.

Откуда-то из подземелий, с околиц
освобожденных сел, из лесу, с гор вы-
ходят на дороги, возвращаются в свои
жилища старики, женщины, дети -— из-
можденные, с землистыми лицами,
обросшие, босые. Они идут навстречу
грозному для врага потоку наших войск,
который принес им освобождение, и на
лицах этих людей расцветают улыбки,
как будто они впервые увидели взошед-
wee над их землей солнце.

На-днях мне пришлось заночевать в
дном только-что  освобожденном чехо-
словацком селении. В нем трудно было
отыскать Целый, неразрушенный дом,
а те, что хотя немного сохранились, бы-
ли, естественно, битком набиты бойцами
и офицерами проходящих частей, Мы
залнли в одну крестьянскую хату, в ко-
торой уже расположились на ночлег не-
сколько усачей-обозников и два сапер-
ных офицера. Хозяева — пожилой
«рольник» (по-словенски крестьянин) с
женой, двумя  малолетками-дочками и
бабушкой — по старой привычке, как то
было заведено при немцах, полезли было
спать в «пивницу» под пол, ню офицеры
их успокоили, и они разожгли очаг, и
впервые за долгое время уселись возле
огня, грелись, кипятили чай. Михаль
Товт, —— так звали крестьянина, — в03-
бужденный до крайности радостными с9-
ONTHAMM. дня, весь какой-то вз’ерошен-
ный, то садился на табурет, то вокави-

по самое брюхо. Там он лег плашмя, при-

Bad ¢ Hero, принимаясь в который уж

Эта черта его нравится ротным людям.   строил рядом с собой мешок и стал на раз рассказывать и о пережитых ужа-

„раженной врагом земле. Устраиваясь на! Она отвечает духу русского солдата, кото- р
рый любит воевать обстоятельно, без ис- высотке. Болото душило его своей гни- шили его хозяйство и он ждал прихода

терики, без фальшивых жестов и слов. Да  лой водой, он проваливалея, его затяги-  наших войск, и как, наконец, дождался,

очередном рубеже, Кривцов оглядывает
участок з состоянии некоторой раздвоен-
ности: земля для него есть позиция
удобная или неудобная, в зависимости
от местности и расположения наших и
неприятельских сил. Но в то жё время
земля для Кривцова всюду — земля,
просто земля, с хорошими или худыми
почвами, пригодная под хлеба или под
просо, под гречку или под выгон для
скота, с сочными травами заливных лу-
гов, с быстрыми светлыми речками, ко-
торые можно было бы кое-где использо-
зать под водяные мельницы, — нужны
только хозяйский глаз и умные руки. В
роте знают, что три года фронтовой жиз-
ни не вытравили у Кривцовь навыков
хозяина - землероба. Товарищи  зесьма
серьезно слушают его, когда на новом
рубеже, определив на месте свой мино-
метный расчет, он говорит:

— Позиция удобная под` гречиху.

‚ Или:
  =~ A 3a vem Oyrpom, где у немцев
вулеметный бункер, я бы при усадьбе
пасеку открыл. Я пчелу знаю, и она
меня уважает. Был бы у меня мед, Aa!
На Волге я весь колхоз между делом к
пчеловодству приохотил, но тут, ясное
дело, надо повременить. Тут надо вперед
почистить землю не плугом, & пушеч-
Kamu. От немцев землю сначала почис-
тить, и для этого позиция тоже удобная.
& такие речи, памятуя о довоенных
делах Кривцова, ротные люди зовут его:

— Председатель.

_Впрочем, за. войну у него накопилось
много кличек и прозвищ. В роте люди
меняются, бызают потери, приходит но-
вое понолнение, и каждый раз, распознав
Степана Кривцова, человека бывалого,
удивительного своим солдатским опытом,
молодые бойцы норовят окрестить его
по-новому. Звали его И «старым  солда-
TOM>, и <«медовым-бедовым» за расска-
зы © пасеке, и «бессмертным» за то, что
имел шесть ранений, при чем три из них
залечил, оставаясь в строю; и просто
«илой» за живучес и наредкость упря-
м0ё против смерти тело его. Говорили,
что в 1941 году под Москвой он дважды
вернулся с того света, что под Псковом
вышел живым из могилы, когда, раненый,
не мог выбраться из окопа(и на тот окоп
навалились контратакой немецкие  тан-
ки, а Кризцов в последнюю минуту сам
из животе полз под танк, толкая перед
собой мину, чтобы взорвалась у самой
гусеницы, и мина взорвалась, как хотел
того Степан. Он решил тогда, что от
смерти ему все равно не уйти, он один,
тяжелая рана He пустит 610, и пожелал
замой смертью свбей насолить немцан:
пусть его убъет, но и танк подорветсл.
Но его не убило. Степан, толкнув мину
под танк, свалился в окоп на самое лно
3& мгновенье до ззрыва. Его только
оглушило и забросало ‘землей. Кривцова
нашли, когда траншею снова. отбили у
немцев. Хирурги долго латали его рва-
ное тело, сами не веря в благополучный
исхох операции, но Кривцов выжил, а
медики сочли ого воскресение чудом.

— Да это не медицина, — говорил

вов, усмехаясь, — это я немцу на-
us, товарищи доктора.

лядя на него, этому можно поверить.

и к чему словесный фейерверк в болотах,
где врага нужно взять измором, выдерж-
кой, спокойной силой, которая все долж-
на сломить на своем пути? Фейерверк пэ-
казной удали пошипит и угаснет в окоте,
залитом водой, а солдаты этого фронта
все три года видели на своем пути толь
ко такие окопы, в трябсинах и топях. Так
они дошли до самого моря.

Степан Кривцов, русский солдат, имею-
щий шесть ранений и пожелавший 9с-
таться на фронте, выдержал поединок 6
отборными немецкими солдатами, которых
немецкие генералы называют

осточного фронта и надеждой Германии».

Дело происходило на холме.  Высотка с
виду невзрачная, но, видимо, был в ней
особый смысл для обеих сторон для нас
и для немцев. У немцев на этом участке
стояли вюртембержцы, обреченные герман-
ским командованием на гибель в балтий-
ском мешке, но с таким расчетом, чтобы
перед окончательной своей гибелью вюр-
тембергекие емертники пролили много рус-
ской крови и потом уже отправились на.
тот свет. Немцы дрались свирепо, разжи-
гая себя спиртом и начиная атаку пением
похоронного марша. Возни с ними было
много, и самый ад получился как-раз.) вы-
сотки. Немцы решили ве отбить любой це-
ной. Высотка занята была малыми наши-
ми силами: двумя взводами пехоты и ми-
нометчиками. Высотка стоит посредине
болота, подхода к ней иного нет, как
только по канаве, укрепленной деревянным
настилом. Высунуться из канавы нельзя
—толову оторвет.

В то утро немцы подняли такую не-
истовую стрельбу из всех видов оружия,
что к высотке приблизиться было немыс-
лимо даже ползком. Деревянный настил
разворотило снарядами начисто. Ня
коню, ни «виллису» ходу туда уже не бы-
ло; Бойцы, рискуя собой, стали таскать
мины на себе, но четверых сразу ранило,
их едва вытащили. Другие кинулись к
проклятой канаве, и тех ранило; путь к
высотке был закрыт наглухо. Видимо, 33-
мысел вюртембержцев в том и заключал-
ся, чтобы отсечным огнем изолировать
высотку, сорвать доставку мин и патро-
нов, дождаться, когда у защитников кон-
чатся боеприпасы, взять их на измор и
тогда уже в полной уверенности бро-
ситься скопом на, штурм.

На высотку страшно было смотреть, —

такой огонь полыхал на скатах её, такой павшую взрывами,
дым, чёрный, непроницаемый, метался в  пока
разрывах на гребне. Время шло, каждая   смертники,
минута решала судьбу людей, Скоро дой-
дет у них до последнего патрона, и тогда   ствовал, что чаша весов KawHyaach B HG}
всему конец, тогда смерть придет к ним шу сторону, и повел бойцов в атаку. Вюр-
в немецком ‘шлеме ‘и задущит их своей
вюртембергской хваткой.

Немало было солдат,  вызывавиихея

таскать на себе мины в этот ад, но вся  теперь далеко отсюда.
беда в-том и состояла, что, чем больше
людей кинется в канавку, тем заметнее пану командир, — от Москвы до моря до-
станет она для вюртембержцев. и тогда!
затопит
теплой кровью.

се не водой, а человеческой

Командир роты вызвал к себе Стенана

Кривцова и, не отрываясь биноклем от
высотки, приказал ему передать МИном6Т
другому бойцу.

XOKTAX подтягиватьея ближе и ближе к

вало глубже и глубже, но тогда Степан
теснее прижимался к мешку с минами, и
такой большой распластанный груз болото
уже не могло проглотить: Степан выка-
рабкивалея и полз дальше.

‘Три года провел он в боях на болотах,
весь пронитался OROTTHTOT водой, но в тот
день пришлось ему хлебнуть воды сполна
3a три года. Он уже не замечал, как
рвутся вокруг него снаряды, вее его рус-
ское крестьянское упряметво ушло те-
перь на тяжкую борьбу с топью. Прижи-
маясь головой к земле при близких раз-

‚лотную гниль, отплевывалея, тянул ме-
пох дальше. В эти минуты судьба вы-
‘сотки, судьба всей операции, залуманной
налпими командирами в связи с ключевой
этой высоткой, сосредоточилась на’ <0л-
дале, который тащил по пибельной, не-
проходимой земле мешок с минами, С
ротного командного пункта видели, как
один снарях разорвалоя бовсем близко от
Кривцова. Тело его, заволокло дымом,
кто-то из офицеров охнул, будто его са-
мого ударило больно под вздох. Дым от-
вело ветерком, Степан лежал недвижимый.

— Кончилея, — сказал кто-№. — До-
били солдала, мерзавцы...

Не успел ом закончить эти слова, как
Степан снова медленно потапилоя  впе-
ред, то проваливаяюь в жижу всем телом,
то вынолзая. В бинокль тогда нельзя было
увидеть, что Кривцова задело осколком,
что он зажал рану локтем и полз, остав-
ляя за собой кровавый след. Видели толь-
во, что он достиг края болота, подполз в
основанию высотки, стал подниматься с
менком все выше и выше, пока черный
дым совсем не скрыл его из виду.

Ha командном пункте ‘молча курили,
Никто неё в силах был произнести ни
слова,

Так протянулись долгие, мучительные
минуты, и вдруг гребень высотки подал
голое. Оттуда донеслись дробные выстре-
аы минометов. Высотка ожила.
`°) Старый болдат дотянул до этой земли,
свой холщевый менгок.

За ним следом потянулись. <, такой же
ношей другие бойцы. 1

Четьгре с половиной часа шел этот бой,
четыре с ноловиной часа решалась судь-
ба высотки, и все это время налти бойцы
продолжали  таскаль. через топь, веки-
мепгок за мешком,
‚вортембергокие

He выдохлись

Перед вечером командир, роты. почув-

nemOeprekux смертников выбили из по-
следнего на этом участке опорното пунк-
та, — свои похоронные марпги они потот

— Сильный ты, чорт, — сказал Оте-

тел, и не берёт тебя немецкая пуля.
— Она бы взяла меня, да я не даюсь, —
ответил старый солдат.
Это было в последние недели 1944 го-
да у балтийского берега,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

сах, и о том, как немцы, мадьяры разру-

сидя на кровле. своего дома и глядя ту-
да, откуда с утра доносилась стрельба.
— How, srei! — крикну я всем, кто
мог слышать, — говорил он, возбужден-
но размахивая руками, идут наши
освободители! Червона армада идет! И
мы, все мужчины, кто был поблизости,
бросились отородами, обходами в ту
сторону, чтобы встретить и помочь, чем
можем, если потребуется. Мы увидели,
как двое мадьяр ховаются в омет соло-
мы, и мы взяли их в плен. Было время,
поиздевались они над нами, но тому

«цветом   рывах, много раз он глотал вонючую, 60- времени пришел конец.

И на Восток засмотрятся герои,
На край родной, что жизнь планете дал.

солнце над землею,
рожденья неё видал!

(От специального военного
корреспондента ‹Известий»)

рая, так мы решили отдать её хозяину,
пусть выхажизает и работает на ней.
Было совсем поздно, когда мы улег-
лись спать. Сон’ был короткий и тревож-
ный. Ездовые и Товт поминутно скрипе-
ли дверью, выходили смотреть коней:
Едва рассвело, как они стали запрягать,
и я видел в окно, как хозяин помогал
поить коней, ладил торбы с овсом и пи-
хал в брички сено. Спать больше не хо-
телосьв. «Чистая половина», в которой мне
было постелено, давно перестала быть
чистой: в ней жили немцы, хозяева сю-
да не допускались, а обитавший ранее в
ней квартирант — учитель — исчез в
тот день, когда онё появились в селе.
Ето знает, куда он девался. Быть может,
ушел в горы к партизанам, или его угна-
ли в Германию гитлеровцы, или он погиб
где-нибудь в концентрационном лагере.
В’ воспоминание о нем на стене комнаты

разбили их под Сталинградом и пошли
вперед, мы стали говорить между собой
так: может, бог даст, Враеная Армия дой-
‚дети до нас, и мы ее увидим, и мы уви-
‘дим наше солнце. ^

— А мы, палална, как-раз из-под Ста-

линграда и есть, — сказал молоденький
лейтенант-сапер. ‘
Старик, видимо, He расслышал ero

слов, он сидел, опустив голову, а когда
поднял ее, в выцветших глазах его мы
увидели слезы.

_— 9 меня была лошадь, — сказал
он, — боже милостивый, какая это была
лошадь. Ее звали «Роса». Я клал годин-
ки (часы) ей на стремя, и она шла, и го-
динки те че падали, и никто, кроме меня,
не смог бы ‘их снять. Она не дала бы их
снять никому другому; А когда я шел по
двору, по мосткам, она ржала в своем
стойле. Она узнавала мой шаг на слух.
Ты понимаешь, какая это была лошадь—
«Роса»? — обратился он вдруг к усачу-
обознику, положив руку на его плечо.

— Я понимаю, — строго ответил
тот, — я понимаю. Лошадь понимать
надо. У меня вот У самого пара коней.
Я на них © нашим полком из-под самой
Кущевки еду и думаю так, что доеду на
них до самого Берлина.

— Вот, вот! — воскликнул  крё-
стьянин обрадованно, как если бы на-
шел в ездовом давно утраченного друга.—
А они, немцы, угнали мою лошадь, мою
«Росу».

—щ Ничего, папаша, будет еще у тебя
й лошадь, и все прочее, — сказал из
своего угла молоденький лейтенант. Он
о чем-то ‘пошенталея с ездовым, потом
они поднялись оба и позвали с собой во
двор Товта. Вернулись они не скоро, и
по жестам крестьянина, по восторжен-
ным междометиям, которые сыпались из
его уст, как будто он „окончательно по-
терял смособноеть говорить членораз-
дельно, и по оживленно блестевитим гла-
зам и каким-то особенно мягким и теп-
лым улыбкам офицера и бойца можно
было догадаться, что во дворе  только-
что произошло нечто большое и хоро-
шее. Я спросил сапера, в чем дело. Он
ответил довольно небрежно:

— Так, ничего особенного. Лошадь
тут у нас была трофейная, немного хво-

уцелели две фотографии — одна изобра-
жала довольно молодого человека в
скромном костюме с серыми, полными
жизни, доверчиво устремленными прямо
на вас глазами, другая, коллективная,
запечатлела десятка два подростков,
снявшихея в день выпуска у фасада
своей школы. Михаль Товт вошел в ком-
нату, когда я рассматривал эту послед-
НЮЮ, и вот чтолон рассказал мне о судь-
бе этих юношей. Из двадцати остались в
живых только шесть. Где остальные?
Вто расстрелян за участие в партизан-
ском движении, кто угнан в Германию,
кто погиб в фашистских застенках.

— Но они же совсем еще дети!-вы-
рвалось у меня,

— Да, но у каждого из них билось
сердце мужчины и патриота.—еказал кто-
то сзади меня довольно твердо по-русски.
Я обернулся. И в вошедшем узнал. учите-
ля. Куртка его была подпоясана солдат-
ским ремнем, за плечом висела винтовка,
а левый рукав перехватывала трехцвет-
ная национальная повязка. И как с порт-
рета, серьезно, доверчиво и прямо смотре-
Ли на меня его глаза. Он поцеловал меня
й крестьянина, снял винтовку, бережно
поставил ее в передний угол и сказал, са-
дясь за стол: «Ну, а теперь мы здесь сно-
ва можем заняться каждый своим делом,
ий я, конечно, своим школьным. Мы очень
много пропустили уроков».

Помолчав, он добавил:

— Хотя жизнь за это время многому
нас научила! :

Жизнь и Красная Армия, mane
учитель, вставил свое слово Тозвт.

Красная Армия. Михаль, принесла
нам жизнь! поправил старика учитель.

Утром, спеша догнать голову колонны
наших настулающих войск, мы обратили
внимание на то, что колонна как-то в03-
росла, расширилась и удлинилась: то там,
то здесь попадались крестьянские фуры,
запряженные буйволами с длинными го-
ризонтальными рогами. Красные повязки
на рукавах погонычей свидетельствовали,
что эти крестьяне —- словаки, чехи. кар-
пато-украинцы-—взялись помогать Врас-
ной Армии: Это был марш освобождения
по поруганной гитлеровскими бандитами
земле,

П. БЕЛЯВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 декабря.

ионов Уре НО бы

В Тагильском музее изобразительных
искусств висит картина местного худож-

ника — цехового мастера Воскобойнико-
ва. Суровый уральский пейзаж: горы, ле-
са. На берегу реки большая наковальня,
установленная на пне ‘вековой сосны.
Старик-исполин  кует сверкающий меч.
Художник посвятил свою картину Уралу
и снабдил ее надписью: «Не впервой нам
ковать мечи». -.

... Уральские горщики и оружейни-
ки еще два века назад добывали сырье
и делали вооружение для храбрых россий-
ских воинов. Уральский металл, вопло-
щенный в пушки и ядра, громил в 1760
году прусские войска под Берлином. Вее
виды оружия давал армии Урал в начале
XIX pera, когда бесславно закончилось
наполеоновское вторжение в Росвию. Но
никогда еще за все время своего сущеет-
вования Урал, нё играл Факой выдающейся
роли в создании боевого оружия, как в
годы Великой Отечественной войны co-
ветекого народа с немецко-фашистекими
захватчиками,

За истевшие три в половиной военных
года Урал стал становым хребтом военно-
экономической мощи страны, могучим
арсеналом победы,

На плечи Урала выпала большая и от-
ветственная роль в обеспечении фронта
и страны всем необходимым для победы
над врагом.

В ходе войны фронт получал из меся-
ца в месяц во все возрастающих коли-
чествах уральские танки, самолёты и
пушки, носившие клейма: «1942»,
«1943», «1944». И вот настал радостный
день, когда мы услышали слова вождя’
«Теперь Красная Армия имеет танков,
орудий, самолётов не меньше, а больше,
чем немецкая армия».

Маленькая табличка о росте выпуска
промышленной продукции по предприя-
тиям трех городов Свердловской области
ярче многих слов дает представление 0
подлинно титанической работе, проделан-
ной за период 1941—1944 гг,

a =
=. th
sae ee
=o та
Свердловск 100 700
Нижний Тагил 100 850
Каменск-Уральский 100 855

Когда кончится война, смогут быть
опубликованы, и другие показатели, ри-
сующие масштаб и успех военных уси-
лий уральцев. Они, несомненно, приведут
в изумление многих экономистов и зна-

TOKOB промышленности. Кое 0 чем
можно сказать и сейчас.
- Коллектив < одного артиллерийского

завода на одном и том же примерно
оборудовании, при неизменном количест-
ве рабочих к концу нынешнего года дает
на 60 проц. больше продукции, чем да-
вал в начале 1944 года. На севере Сверд-
ловекой области существует трест «Вого-
словуголь», ведущий добычу угля от-
крытым способом (без проходки шахт).
Начальник комбината — <«Свердуголь»
т. Митюков подсчитал, что об’ём проде-
ланных в 1944 году только по одному
этому TPeCTY вскрышных (земляных)
работ составляет пять © половиной мил-
лионов кубических метров. Чтобы понять
Bee значение этой цифры, нужно вепом-
нить, что общий 00’6м земляных работ
на строительстве Днепрогэса достигал
четырёх миллионов кубометров, ‚ +

Свердловская область, впитав в себя
множество эвакуированных предприятий,
расширив и реконструировав- существую-
щие, построив новые, стала за время
войны важнейшей составной часть мощ
ной линий экономических укреплений,
какой, по образному выражению прези-
дента Академии наук СССР В. Л. Кома-
рова, является Урал. В истекшем году
промышленность области держала серьез-
ный экзамен. Уральцы обязались вождю
повыеить за год производительность тру-
да нё менее чем на 20 проц. Они выпол:
нили это обязательство, значительно
увеличив выпуск промышленной продук-
ции для нужд фронта,

Этот показатель дался не сразу и не
легко. За ним скрывается большая сози-
дательная работа, слагающаяся из многих
составных элементов: улучшение техноло-
гического ‘процесса, освоение оборудова-
ния, внедрение потока, улучшение орга-
низации труда и, наконец, обучение
молодых кадров, впервые пришедших na!
предириятия. .

Серьезный вклад в завоевание победы,
внесли за истекший год уральская интел-
лигенция, деятели науки и техники.

Многие работы по своим результатам
далеко выходят за рамки Урала и прёх-
ставляют большой общегосударственный
интерес. Профессора Свердловского госу-
дарственного университета Я. Шур,
С. Вонсовский и Г. Янус разработали
специальный метод контроля качества
при изготовлении некоторых видов 60е-
принасов. Ностроенный на строгом науч-
ном фундаменте, этот метод начисто
исключает возможность выпуска нека-
чественных изделий, Новый метод сейчас
введен в качестве обязательного для
целой группы оборонных заводов Союза.
Нет нужды доказывать, насколько акту-
альна во время войны проблема горючего.
Профессор Уральского  лесотехнического
института Козлов предложил 6п0соб полу-
чения смазочных и горючих материалов
из древесной смолы, Сейчас уже дейст-
вуют и находятся в ‘строительстве до
400 установок Козлова. Веюду, ва самых
стратегически важных участках народ-
ного. хозяйства Урала работает творче-
ская мысль ученого, И веюду она прино-
вит. богатые плоды.

...Морозные новогодние звезды светят
над Уралом. День и ночь жарко горят
трудовые огни’ на предприятиях. Ураль-
цы куют меч победы. Успешно завершая
год, подпибывая отчет вождю, они ду-
мают о том, что надо сделать, чтобы в
наступающем 1945 году работать еще луч-
ше, еще производительнее. Страна долж-
Ha Получить больше продукции за счет
жесткой экономии, за, чет мобилизации
внутренних ресурсов. Свердловский ин-
женер Левандовский работает над тем,
чтобы руководимый им кузнечный цех
в 1945 году повысил произвохительность
труда еще на 25 проц. Тагильчане ставят
перед собой задачу в наступающем году
по всем предприятиям города повысить
производительность труда в среднем не
менее чем на 15 проц. В. конструктор-
ском бюро Уралмашзавода разрабаты-
ваются новые, совершенные образцы ло-
менного и другого крупного оборудова-
ния, намечается выпуск мирной продук-
ции, которой займется завод после того,
как нал Берлином будет водружено знамя
победы,

г. СВЕРДЛОВСК.