8611).

Ч ST

Вера ИНБЕР Дыхание победы

Военные действия

Нрайова Рада Народова постановила преобразовать

Канун старого и начало нового года—
это даты, где встречаются прошлое и
будущее, воспоминания и надежды.

Сейчас в памяти моей встают три но-
зых года в блокированном Ленинграде. Я
вспоминаю отдельные’ дни. Одна какая-
нибудь деталь, штрих один, — ‘и веплы-
вает целая картина.

По календарю долгота дня. 31 декабря
в Ленинграде равна 5 часам 58 минутам.
Короткий северный день. Но 31 декабря
1941 года день казался нам особенно
коротким. Солнце было далеко от нае. К
четырем часам уже начало  смеркалься.

В полночь мы сидели в кабинете глав-
ного врача одной из ленинградских боль-
ниц. У нас была бутылка  подкисшего
белого вина. Мы розлиля его по бокалам
и выпили молча. Хотели было посидеть
еще, но по внутренему телефону пбзво-
нили из приемного покоя. Дежурный врач
сообщал, что у него сорок умирающих
от истощения. Лежат в коридорах, в ван-
ной. Не знает, что дальше делать. Глав-
врач ушел. мы поднялись к себе: мы
жили при больнице, в одном из ее кор-
пусов.

Трудно было в те дни Ленинграду. Пре-
дельное напряжение сил чувствовалось во
всем. Трамваев нет. Ослабевшие люди
делают в день иногда по десять километ-
роз, тратя на это. последние калории:

Олнажды связистка-етудентка подняла
иа углу милиционера, упавшего от толо-
да. Эта девочка, волоча милиционера на
себе, втащила его в.булочную и купила
ему хлеба по талону своей карточки. Она
не думала о том, что сама будет делать
завтра:

Во время пожара, вспыхнувшего в сту-
денческом общежитии, один из пожарных
работал особенно хорошо — в дыму, без
маски (не было кислорода). Решили пре-
мировать его. А он, узнав, что гасил зда-
ние; имеющее отношение к медицине,
сказал: «Не надо мне другой премии,
только бы граммов ото рыбъего жира для
моей жены». И ему вручили этот драго-
ценный жир, лучший из витаминов.

В один из таких дней я записала, в сво-
ем дневнике: «Обетрел. Сначала мне по-
казалось, что дрова падают. И чаото-
часто, полено за поленом. А потом я по-
думала: «Откуда же стелько дров?» И
сразу стало ясно: обстрел».

«13 января 1942 года. Темнеет. У ме-
ня нет света. Но я должна немедленно за-
писать то, что слышала собственными
ушами: паровозный гудок. Слабый, но
ясный и отчетливый. Первый гудок 3a
время блокады.

Мы все выбежали во двор проверить—
правда ли? Тишина. Мороз. Снег лежит.
Мы стоим, слушаем, смотрим друг на дру-
га. Да, дорожные гудки. Эначит, правда,
что начала работать ледовая дорога через
Ладогу, о которой нам говорили. Поез
повезут продукты от Ладоги де города.
Это жизнь наша. Это наше спасение, мо-
жет быть».

Конец 1942 года прошел под знаком
битвы за Сталинград. ;

Был ли в мире город, душевно более
близкий Ленинграду, чем Сталинград? Они
перекликались друг © другом через леса
и холмы, поверх лугов и полей. Они все
время ощущали друг друга. Судьба одного
отдавалась в сердце другого жарким эхо.

31 декабря 1942 года, когда наш ново-
годний стол был уже накрыт, когда гости
почти все сошлись, началось сообщение:
итоги нашего шестинедельного наступле-
ния под Сталинградом. Мы все так и за-
стыли, чтобы не проронить ни слова.

Немцы потеряли убитыми 175.000,
пленными — 137.650 человек. Нами ок-
ружены 22 их дивизии.

Первый тост наш был за нашего Вер-
ховното Главнокомандующего. Второй —
за Красную Армию.

14 января 1943 года стало известно,
что на нашем фронте, у Невской Дубров-
ки, начались события: новая, на этот
раз очень серьезная попытка прорвать
блокадное кольцо. Немцы тотчас же от-
ветили усиленными налетами и обетрела-
ми. И мы по интенсивности того и дру-
гого судили о силе нашего наступления.

Сталина!

16 января. Необыкновенный день.
Весь город в ожидании: вот-вот! Взят
Шлиссельбург. Это точно. И еще  гово-
рят, что оба наши фронта — Ленинград-
ский и Волховский — соединились. Офи-
циально еще ничего неизвестно. “Ho ro-
род ждет.

Бъет где-то артиллерия, недавно толь-
ко кончилась тревога: быт осажденного
города продолжается. Но все ждут. Ни-
кто ни о чем не говорит, точно все боят-
ся, что не к месту сказанное слово до-
мчитея туда, где решается нана судьба,
и Что-то там изменит.

Все работают. Руки движутся, губы
произносят. нужные ““елова. © Ho ‘каждый
словно заряжен электричеством ожида-
ния. А вдруг сегодня «В последний час»
будет «про нас»?

12 часов 30 минут ночи. «В послед-
ний час» такой, что нельзя слушать спо-
койно. Идет, идет освобождение!.

Ночью 18 января мы услышали по ра-.
дио, что блокада прорвана. Torsac me
после этого началась передача по радио,
длившаяся до утра. Выступали бойцы,
командиры, рабочие, инженеры, писате-
ли; летчики. :

Цветков (боец) сказал: «Разрешите
доложить. как бойцы моей роты уча-
ствовали в прорыве блокады Ленин-
града. Два дня назад мы атакова-
ли рабочий поселок. Наши танки шли на
врага, а за ними двинулись мы, наш
батальон, С возгласами: «За товарища
За город Ленина!» мы рва-
нулись на фашистов, Мы выбивали
их, проклятых гадюк, Из сильно ук-
репленного ‘района, где каждое здание
было. как крепость. Во время атаки
вражья пуля попала мне в голову и 3a-
лила кровью лицо. Командир батальона
приказал мне отправиться в медсанбат.
«Товарищ командир, — сказал я, — раз-
решите остаться на поле боя до выпол-
нения поставленной боевой задачи».
Утром 17 января поселок был нами
взят. И тогда я направилоя в полевой
госпиталь. В боях за город Ленина я был
трижды ранен. Три раза я пролил кровь
за то, чтобы ленинградцам стало легче.
За нашу окончательную победу я готов
отдать всю свою кровь, капля за каплей!»

Работница энского завода Таня Серо-
ва сказала: «Что за ночь сегодня радоет-
ная! Как долго ждали мы ее. Дождались,
наконец.  Перерублена черная петля,
которой враг хотел задушить нас. Това-
рищи, мы тоже участники великого на-
ступления! Десять дней и десять ночей
рабочие нашего завода’ без сна и 663
отдыха  монтировали боевые машины.
Машины эти ушли на фронт — за побе-
non!»

Как это ни странно, но. одна малень-
кая девочка оказалась лучше других
осведомленной © готовящемся прорыве
блокады. Еще днем 17 января она ска-
зала своей матери, что очень скоро. блока-
да будет прорвана. 06 этом им, детям,
сообщила та воинская часть, с которой
их детский сад состоит в переписке.
«Они прорвут блокаду и привезут нам
пряников. Так они написали», — сказала
девочка. ея

Й когда вечером 18 января по радио
раздалось: «Блокада прорвана», девочка
выскочийа из кроватки в ночной рубаш-
ке. Дрожащее от волнения и холода ле-
нинградекое дитя, пережившее блокаду,
векочило на стул, чтобы быть повыше.
Стоя там, девочка громким голосом про-
чла стихотворение, в атот день выучен-
ное ею в-детеком саду: «Не уйти от. воз-
мездия Гитлеру!»

Наступает декабрь 1943 года. Про-
рванная блокада еще не снята оконча-

тельно. Немцы еще близко от города.
Он еще в сфере их артиллерийского
отня.

16 декабря на очень точно пристрелян-
ной площади Льва Толстого убита наповал
совсем юная студентка второго курса. Ме-
дицинского института Верочка Березов-
ская. За десять минут до смерти она выш-
ла из аудитории, где сдавала экзамен
по анатомии. Через час она уже лежала
в институтекой прозекторской.

19 декабря мы хоронили ее. Было яс-
ное, сухое, розовое ‘утро. В небольшой

«комнате прощаний» стоял небольшой
гроб. Одна только полудетекая восковая
ручка виднелась из-под искусственных,
лилий и роз. Прощаясь с покойницеи, вое!
целовали эту ручку. * у

Изголовье было повито. тюлем. Посмот-,
реть на лицо покойной никто не мог: ей
сорвало. голову.

Ha улице перед зданием клиники 602
стояася короткий траурный митинг. Пер-
вым говорил директор, затем студенты.
Отудентка-однокуреница оказала: & :

— Верочка, мы верим, что ты одна и
последних жертв фашистских извергов,
терзающих наш город! Верочка, мы не за-
будем тебя! Мы будем. работать еще” луч-
ше, учиться еще лучше. Своим трудом мы
принесем пользу родине. Ленинград ско-
рб будет свободен... — Tyr она остано-
вилась и прибавила игопотом: — Только
тебя с нами не будет!

Пока шел митинг, не. переставая rpo-
мыхали орудия. И где-то звучал нохорон-
ный марш: хоронили военного. Небо было
чистое, прелестное: молодая, нежная зи-
ма. Долгожданный морозец, необходимый
дяя начала нашего наступления.

1 января 1944 года в большой инсти-
тутской аудитории, той самой, где в
17-м году выступал Ленин на Апрель-
ской конференции, была ‘устроена ново-
тодняя студенческая елка.

Зал был переполнен студентами, сту-
дентками и подшефными институту моря-
ками, подтянутыми, чистенькими, явно го-
товыми танцовать до первой тревоги на
кораблях, сколько бы ни длилась эта, мир-

‘Has науза. На фоне плотных морских кур-

ток еще нежнее казались девичьи платья.
Откуда они только взялись? Каким чудом
сохранились? В каких тайниках, недо-
ступных ни бомбам, ни снарядам, сверну-
тые в кокон, пролежали они два в лишним
года для того, чтобы в эту новогоднюю
ночь выпорхнуть на свет елочных элек-
трических гирлянд? т }

Это была та самая молодежь, которая
и рыла противотанковые рвы, и резала
торф на болотах Карельского перешей-
ка, и разгружала баржи © дровами. «Им
надо дрова разгружать, а они каче-
ственным анализом’ занимаются», — с
оттенком раздражения сказал 0 своих
слушателях один ‘из профессоров. Но
скоро он убедился, что они успевают де-
лать и то и другое.

Под новый год вокруг ёлки среди про-
чих танцующих. кружилось и несколько
Человек ‘в маскарадных костюмах. Одна
девушка была в декольтированном
платье и даже с веером, хотя температу-
ра зала не давала для этого никаких
оснований.

Мальчик Юра, сын одной из институт-
ских сотрудниц, был в костюме Пьеро,
натянутом заботливой мамой на ватник.

Первую блокадную зиму Юра, весь
опухший, провел, не выходя из комна-
ты. Вторую зиму его можно было, уже
видеть во дворе на лыжах. Теперь он
HOCHACH 10 залу как воплощенный бесе-
нок веселья и озоретва, ;

Юра-то и сообщил нам, что, кроме ра-
диолы («Что радиола... подумаешь!»),
будет еще «самый настоящий, живой
джаз».

И, действительно, прибыли валторна,
скрипка и саксофон.

Электричество было погалтено, только
ёлка сияла. Она была громадная, —
студенты сми привезли её на грузови-
ке из лесу, — нарядная, со звездой под
потолком, вся в золоте и серебре.

Грянул джаз, посыпалось конфетти,
закружились пары.

Обстрела, не было.

*

Ленинград уже забыл 0б обетрелах.
1944 год принес ему полное освобож-
дение от блокады, окончательный раз-
гром вражеских армий.

eet 060 всем этом сейчас,
пере

началом 1945 года. Дата — ког-
да воспоминания о недавнем прошлом и
вера в будущее сливаются в единое на-
стоящее, овеянное дыханием близкой и
полной победы над гитлеровской Герма-
нией.

Предсмертный банкет

Банкет в фашистской
преисподней.

Какой убогий реквизит!

От этой встречи новогодней

Могильным холодом разит.

Скулят Лавали все о крахе:
— Что нам сулит. грядущий день?—
Кровавый Гитлер в диком &

* страхе
Глядит на собственную тень.

5—4

Рис. Бор. Ефимова.

Идут событья грозным ходом.
Над уголовным этим сбродом
Навис неотвратимый рок.

Враги дрожат пред Новым годом:
Он их прикончит в должный срок!

Д. БОЕВОЙ.

союзников В Европе

ЛОНДОН, 31 декабря, (ТАСС). В .сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников Говорится:
«В Голландии противник продолжал пере-
правлять через реку Маас, севернее Тиль-
бурга, патрули, которые были обстреляны
союзниками и отступили. На северном
фланге. Арденнского клина было спокойно.
Западнее Гранмениля окружен и ликвиди-
руется небольшой очаг вражеского сопро-
тивления. В Рошфоре войска союзников
попрежнему встречают сильное сопротив-
ление. Враг ведет усиленный артиллериин-
ский и миномётный огонь.

На южном фланге Арденнского клина
сбозники достигли окрёстностей,”Лавазеля
и Шеноня. Части союзников
вблизи Сеноншана, в 25 милях западнее
Бастони. Противник’ прочно окопался на
участке Сент-Юбер-Муарси—Ремань—Ла-
вазель, где он действует при поддержке
танков ф самоходных орудий. Войска
союзников, преодолевая ‘сильное  сопро-
тивление врага, расширяют коридор, веду-
щий в Бастонь. Арлон-Бастоньская дорога
очищена. Части союзников доетигли ЮгГо-
восточной окраины Арланжа. Фоюзники
добились успехов вблизи Берле (юго-за-
паднее Вильца). В районе Дикирха союзни-
ки выбили врага с высоты, расположенной
севернее Эттельбрюка. Большая часть
правого берега реки Сюр, между Дикир-
хом и Эхтернахом, находится сейчас в ру-
ках союзников, за исключением небольшо-
го участка северо-западнее Бигельбаха. В
долине реки Саар происходили только дей-
CTBHA патрулей».

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). В ‚сооб-
щении. штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что в Италии, в районе
долины реки Серкьо, части 8-й армии сно-
ва заняли Барга. На участках 5-й и 8-й
армий операции частей союзников ограни-
чивались действиями патрулей.

ЛОНДОН; 31 декабря. (ТАСС); Англий-
ское министерство авиации сообщило, что в
ночь на 31 декабря бомбардировщики «Га-

лифакс» совершили ожесточённый налёт
на важную  сортировочную станцию в
Кельне. Возникли большие пожары и’

крывшегося

находятся

Польский Комитет Национального Освобождения
Bo Временное Правительство Польской Республики

ЛЮБЛИН; 31 декабря. (ТАСС). Сегодня
в городе Люблине состоялось пленарное
заседание Крайовой Рады Народовой —
верховного органа законодательной власти
польского народа. ‘

Пленарное заседание Рады открыл ее
председатель Болеслав Берут. В своем
выступлении он огласил список новых де-
путатов Крайовой Рады Народовой. После
утверждения списка депутаты принесли
торжественную присягу на верность демо-
кратической Польше. Затем делегация от-
вчера в Люблине крестьян-
ского: с’езда и делегация профсоюзов пе-
 редали декларации, в которых население
сел.и городов Польши требует преобразо-
вания Польского Комитета Национального
Освобождения во временное- правительство.

Председатель Крайовой Рады Народовой
огласил послание, в котором говорится:

«Год, с которым мы сегодня прощаемся,
войдет, в историю польского народа неза-
бываемой датой. Он положил начало. вос-
становлению независимости Польши. Бла-
годаря помощи героической Красной Армии
значительная часть польской земли осво-
бождена от ‘ярма немецкой оккупации.
Сейчас на освобожденной родной земле уже
действуют две армии Польского войска.

]Берут,—сердечные взаимоотноше

Польский народ принимает достойное и_все
более ‘организованное участие в борьбе
Об’единенных наций против немецких за-
хватчиков».

«Крайова Рада Народова, годовщину ко-
торой мы сегодня отмечаем, — говорится
далее в послании, — организовала вокруг
себя лучших» представителей польского Ha-
рода, самоотверженно выступивших Ha
борьбу с немецкими оккупантами, на борь-
бу за создание ‘новой, демократической
Полыни. И я должен сказать, что наше
дело обеспечено, что никогда еще поль-
ский народ не был так об’единен в своих
стремлениях, мыслях и воле для борьбы за
свою независимость, как сегодня. Наше
дело обеспечено, ибо мы связываем наше
освобождение с победой англо-советско-
американской коалиции, ибо мы опираемся
на союз с братскими и победоносными на-
родами великого Союза Советских Социа-

произошло несколько сильных взрывов.
Бомбардировке подвергся также Ганновер
и ряд военных об’ектов в Западной Герма-

HH.

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Здесь
официально об’явлено о том, что свыше
1.300 американских тяжелых бомбардиров-
щиков совершили сегодня налет на нефте-
перегонные заводы в Гамбурге, Гарбурге и
Мисбурге (вблизи Ганновера), на базу
подводных лодок в Гамбурге, на завод фир-
мы Мессершмитт и аэродромы в Венцен-
дорфе, на две сортировочные станции в
юго-западной части Рура, на 6 жёлезнодо-
рожных мостов через Рейн, Мозель и дру-
гие реки вблизи линии фронта, а также на
4 узла, через которые) идут германские
воинские перевозки.

«Летающие крепости» и «Либерейторы»
действовали в, сопровождении эскорта, на-
считывавшего свыше 700 истребителей.

°К событиям в Г ‘peyuu

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт, что греческий король
назначил архиепископа Дамаскиноса реген-
том Греции. :

В заявлении короля, опубликованном в
Лондоне и в Афинах, говорится, что он ре-
шил не возвращаться в Грецию, если его
«не призовет туда свободно выражемная
воля нации»,

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Лондон-
ское радио передало сегодня днем, что анг-
лийские и греческие правительственные
войска вновь продвинулись в Афинах и
очистили от пе новые районы юго-
восточнее дороги, соединяющей Афины с
Пиреем. За 2 дня боёв убито или взято в
плен около 2.000 партизан. В ‘районе Пирея
существенных изменений не произошло.

Протест государственного департамента
США против ‘убийства немцами пленных
американцев

ВАШИНГТОН, 31 декабря. (ТАСС). Го-
сударственный департамент США заявил
через швейцарские власти германскому
правительству категорический протест про-
тив ограбления и убийства германскими во-
оруженными силами в области Эйпен и
Мальмеди (Бельгия) 115 из 130 американ-
ских солдат и офицеров, которые были взя-
ты в плен германским танковым корпусом.

Установление даты выборов
в финский сейм
ХЕЛЬСИНКИ, 31 декабря. (ТАСС). Как
сообщает Финское телеграфное бюро, вы-

боры в финский сейм будут проводиться
17 и 18 марта 1945 года.

Голос населения Ирана.

ТЕГЕРАН, 31 декабря. (ТАСС). Из. раз:
ных городов и провинций Ирана на имя
шаха, меджлиса, премьер-министра и газет
демократического направления продолжа-
ют поступать телеграммы с протестом про-
тив провокационной деятельности `Сеид-
Зия-эд-Дина и © требованиями установить
действительно ‘дружественные отношения
с СССР: Так. купцыи помещики Лахиджа-
`на в телеграмме, на имя шаха резко проте-
стуют против действий Сеид-Зия-эд-Дина
и требуют высылки его в какой-либо от-
даленный пункт страны. Рабочие рыбных
промыслов ‘в Иране протестуют против не-
достойного ‘поведения ряда депутатов мед-
жлиса, требуют создания подлинного на-
ционального правительства, установления
дружественных отношений с СССР, преда-
ния суду Саеда и высылки из Ирана Сеид}
Зия-эд-Дина. Телеграммы с подобными же
требованиями направлены на имя’шаха ра-
бочими та и механических мастерских
города Пехлеви, жителями Решта, Резайе
и многих других населённых пунктов

Ирана. с

Прибытие в Москву Министра
путей сообщения Румынии
г-на Георгиу Деж

31 декабря в Москву прибыл Министр
утей сообщения Румынии г-н Георгиу
Деж. Вместе с г-ном. Деж прибыли гене-
ральные инспекторы железных дорог Румы-
нии гл. Аурел Занеску и Константин Пау-
неску.

На Киевском вокзале прибывших встре-
чали Член Коллегии НКИД СССР А. П.
Павлов, Член Коллегии НКПС П. В. Ар-
хангельский и ‘ответственные  сотрудчики
НКИД СССР М. Г. Грибанов. и Н. Н. Яц-
кевич.

листических Республик, несущими свобо-
ду ин мир угнетенным народам Европы».

Отметив! широкое участие польской де-
мократии в борьбе с фашизмом, Берут
подвергает в своем послании резкой крн-
тике профашистскую позицию, занятую
польской реакцией.

Касаясь роли демократической Поль-
ши в послевоенной Европе, Берут ука-
зывает, что этот вопрос неразрывно свя-
зан с проблемой экономической моши
Польши, ее международным положением
и ее ролью, как страны, стоящей Ha
страже цивилизации против. новой не-
мецкой агрессии и фашистского варвар-
ства. Такую роль. Польша не сможет
выполнить, имея у власти агентов реак-
ции,  прикрывающихся  псевдо-сощиали-
стической вывеской господина Ар-
цишевского или псевдо-крестьянской вы-
веской господина Миколайчика. Стоять на
страже мира может только Польша демок-
ратическая, опирающаяся на прочный союз
и дружбу с великим восточным соседом--
СССР. «Без помощи СССР, своими силами,
—говорит Берут, —Польша не в состояний
была бы освободиться от гитлеровской не-
воли. Для восстановления вооруженных сил
и нашей независимости в условиях. неслыя
ханного разрушения страны Польша полу-
чила помощь в большой степени благодаря
великодушию и дружбе великого вождя
народов СССР Маршала Иосифа Сталина.
‘Союз Польши с СССР, Америкой`и Англи-
ей должен стать фундаментом ‘общего
мира». а :

Берут отмечает, что приезд в Люблин
представителя Франции и представителя
демократической Польши в Нариж поло-
жил начало естественному  польско-фран-
пузокому соглашению, которое диктуется

ДЕБРЕЦЕН, 29 декабря. (ТАСС). Вфе-
менное Национальное Правительство Вен-
грии на состоявшемся вчера заседании еди-
ноглаано приняло решение об об’явлении
войны гитлеровской Германии. Фешение
Временного Национального Правительства
гласит:

«Венгерский народ с самого начала осуж-
дал преступную войну, которую  прави-
тельство Бардоши, не спросив мнения пар-
ламента, незаконно начало вести против
Советского ‘Союза ‘и других `демократиче-
ских держав. Эта война, в которой истекли
кровью сотни тысяч венгерских солдат, на-
ходится в вопиющем противоречии с инте-
ресами и традициями венгерского ‘народа и
служит исключительно и! немцев.
В дополнение к этому 19 марта 1944 г. Гер-
мания вероломно напала на Венгрию и окку-
пировала её. Вероломное нападение на нашу
родину Германия заверила тем, что 15 ок-
тября 1944 г. путём вооружённого путча она
поставила у власти ненавидимого всей на-
цией предателя родины Салаши, чтобы та-
ким образом воспрепятствовать заключе-
нию перемирия между Венгрией и демокра-
тическими державами. Немцы лишили Вен-
грию независимости, втоптали в грязь вен-
герский национальный суверенитет, броси-

ДЕБРЕЦЕН, 29 декабря. (ТАСС). Выбо-
ры депутатов во Временное Национальное
Собрание, работа самого Собрания и приня-
тые на нем решения явились могучим толч-
ком к общему под’ёму политической жизни
на освобожденной от немцев территории
Венгрии. Возобновили свою работу различ-
ные политические партии и профсоюзы, ко-
торые были разгромлены или загнаны в
глубокое подполье прежними фашистскими
правительствами Венгрии.

В Дебрецене, Сегеде, Мишколце и дру-
гих городах начали выходить газеты демо-
кратического направления.

В Сегеде — втором по величине городе
страны — на-днях состоялся многолюдный
митинг, посвященный отчетам депутатов
Временного Национального Собрания.. Как
сообщает сегодня газета «Дельмадьярор-
саг» («Южная Венгрия»), митинг прошел с
огромным под’ёмом. В городском театре,
рассчитанном на 1.200 мест, собралось око-
ло двух тысяч человек представителей
разных слоев населения. Митинг открыл
популярный профсоюзный деятель—пред-
седатель проч комитета профсоюзов
Комочин. Первым с отчетом о работе Вре-
менного Национального Собрания высту-
пил видный деятель католической церкви
д-р Иштван Балог, представитель незави-
симой партии мелких землевладельцев.

Он подробно рассказал участникам ми-
тинга о работе

Собрания, о создании Временного Нацио-

ременного Национального

обороны и базируется на

соображениями
А фран-

традиционной дружбе польского H
зского народов.

ees alee нас об’единяют,—Указывает

ния с Че-

хословакией, Югославией, Болгарией и

другими странами, освобождающимися от

гитлеровского ярма. { :

Берут отмечает об’ед@нение всех” слоев
польского общества вокруг программы н ма-
нифеста Польского Комитета Национального
Освобождения и огромную работу, проде-
ланную со времени его образования. Благо-
даря общественному единению польского
народа, Польский Комитет Националь-
ного Освобождения сумел в чрезвычайно
трудных условиях восстановить разрушен-
ную промышленность, собрать урожай, по
полнить ряды польской армии, привести’ в
порядок пути сообщения страны, организо-
вать обучение в школах и университетах,
создать необходимые условия для полити-
ческого, профсоюзного, кооперативного,
культурного и общественного развития В
самом высоком смысле слова, Наконец,
исторической заслугой польской демократин
является то,что в течение двух месяцев
она сумела провести аграрную реформу в
Польше, дать, наконец, польскому кресть-
янину помещичью землю и совершить. все
это без особых потрясений и конфликтов,
которые казались неизбежными. Больше
того, земельная реформа укрепила единство
польского народа.

В течение 5 месяцев деятельности Поль-
ского Комитета. Национального ‘Освобож-
дения, — говорится в Послании, — подь-
ский народ убедился; что руководство
страны стоит на правильном пути. На ‘этом
фоне замечательной деятельности Поль-
ского Комитета Национального Освобож-
дения особенно ярко обнаруживается вся
вредность деятельности так называемого
польского “‘эмигрантского правительства.
Польский народ хочет видеть не в Лондо-
не, а на’родной земле правительство, кото-
poe бы отвечало его интересам и чаяниям.
Вот почему со всех сторон освобожденных]
польских земель поступают требования о
преобразовании Польского Комитета На-

ционального Освобождения во Временное“

Национальное Правительство Польской
Республики.

Выступившие в прениях по посланню Be-
рута представители польских. демократиче-
ских партий отметили, что’ преобразование
Польского Комитета Национального Осво
бождения во Временное Национальное „ра-
вительство Польской Республики отвечает.
требованиям широких масс польской обще-
ственности.

Пленарное заседание Крайовой `Рады
Народовой принимает решение о преобра-
зовании Польского Комитета Национально-
го Освобождения во Временное Националь-
ное Правительство Польской Республики.

Постановлением пленарного заседания в
составе временноге. правительства утверж-
даются следующие министры: председатель
совета министров, два `вице-председателя,
министры национальной обороны, иностран-
ных дел, общественной безопасности, фи-
нансов, просвещения, социального обеспе-
чения и здравоохранения, земледелия и зе-
мельной реформы, путей ‘сообщения, юсти-
ции, промышленности, снабжения и торгов-
ли, почт и телеграфа, культуры и искусет-
ва, информации и пропаганды. Председатель
совета министров назначается презндентом
Крайовой Рады Народовой согласно 45 ста:
тьи конституции.

Пленарное заседание постановило имено-
вать председателя Крайовой Рады Народо-
вой президентом Крайовой Рады Народовой.

Вечером 31 декабря в честь преобразо-
Освобождения во Временное Национальное
Правительство Польской Республики в
Люблине был произведен многократный
артиллерийский салют.

Временное Национальное Правительство Венгрии .
об’явило войну гитлеровской Германии

ли в тюрьмы и конилагери тысячи венгер-
ских патриотов, разграбили венгерское на-
виональное добро, ограбили и опустошили
страну. Венгерскую молодёжь они угнали в
Германию, венгерских женщин они застави-
ли рыть окопы, соединения венгерского гон-
ведства они влили в германскую армию и
заставляют проливать кровь за немецкие ин-
тересы. Учитывая все это, Временное Наци-
ональное Правительство на основе полномо-
чий, полученных от Временного Националь-
ного Собрания для проведения в жизнь
своей пропраммы, осуществляя волю венгер-
ского народа, об’являет недействитель-
ными договоры, заключённые -с Германией,
разрывает < ней все связи и об’являет вой-
ну Германии. Временное Национальное Пра-
вительство заявляет,   что, мобилизуя все
свои ресурсы, оно будет вести войну на сто-
роне Советского Союза и его союзников до
тех пор, пока союзные державы не добьют-
ся полной победы над Германией, ибо толъ-
Ко такая победа может подкрепить незави-
симость Венгрии. Одновременно Временное
Национальное Правительство доводит до
сведения венгерского народа, что в целях
заключения перемирия оно обратилось. к
правительству Советского Союза, а также к
правительствам союзных держав».

~

Политический под”ём в освобождённой Венгрии

нального Правительства Венгрии и первых
шагах его . деятельности.

Особенно бурно реагировали . собравшие-
ся на заявление депутата о том, что новое
тео принимает все усилия к ско-
рейшему закЯючению перемирия с Совет-
ским Союзом и к вступлению Венгрии в
войну против фашистской Германии.

Затем выступил с отчетом министр юсти-
ции доктор Валентини Агоштон — пред-
ставитель социал-демократической партии.

— Мы должны, — сказал он, — как
можно скорее ступить в войну против
Германии. Этого требует честь новой Вен-
грии, её будущее, её национальная незави-
симость.

С огромным энтузиазмом собрание  вы-
сказалось за земельную реформу.

ДЕБРЕЦЕН, 31 декабря. (ТАСС). Вчера
в Дебрецене— временной резиденции нового
венгерского правительства царило нёобн-
чайное оживление. Весть о том, что Вре-
менное Национальное Правительство едн-
нодушно приняло решение о разрыве всех
отношений с Германией и об’явило ей
войну, быстро облетела весь город. Народ
единодушно одобряет решение своего
правительства о вступлении Венгрии в
войну против гитлеровской Германии.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ

——_

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

4 у -
АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6. Пушкинская влощадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата — K 4-77-96; Фронта — К 4-12-37; Экономичеекого — Ц 1-42-05; Сельекого хозяйства — К 5-76-17: у х ее
Пропаганды — К 1-42-86; Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 3-91-08; Писем — К 3-75-17; Художественного — К 5-36-58. Издательство — К 5-23-20, К 4-15-06. Приём об’явлений в Modine —R5 feat и а ОА
А = “1d.

—— hh hr rwOOOOwwrnraoererereoereer --’”,—,00 0O3——o—

B 11809.

pie a ee tna ee И а О ое

Типография «Известий Советов‘ дёпутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5,