‚ тебя в хорошее место. А когда подрастешь,   вернули и смех, и споко

СРЕДА, 3 ЯНВАРЯ 1945 г. №2 (8612)

На своём березу

Зимою обязательно ловили гтиц. — А kak ee хоронили? — спросил
Човизи их силками из конского воло- Вова. — Нашу маму хоронили с. цвета-
ca, туда сыпали семечки или просо. Птя- ми, музыканты на трубах играли...
ца начнет клевать и попадет  лалкой в Я сам ее похоронил, — сказал Ви-
петлю. Подбежишь к силкам, ‘& там сне-  тя глухо. — Один,
гирь или синица суетится, лапку дерга-  Он стоял, опустив глаза, и молчах, и
ет, ты в руки птицу возьмешь, она сразу   товарищи больше его ни о чем не спро-
притихнет и только головкой вертит. А   сили.
кругом тишь, стоят елки в снегу, из-за Так они жили. пять мальчиков, обез-
куста втруг выскочит заяц, тожтый, в доленных войною, жили среди других
новой шерсти, и помчится по сугробам.   детей, каждый из которых узнал свою
Река замерзла и с’езжаешь туда на са-  беду. Но был ли дом, приютивший их,
лазках прямо с горки. А летом в реке ры-  домом горя? Нет, это был дом тепла,
бы втдимо-невадимо, берега зеленые, тут  или дом, где строят будущее, Постепен-
тебе и трава, и, мата. ‚   но мальчики отогревались в этом доме
Когда были живы отец с матерью, и уже не’ молчали, как. раньше, и уже
мальчику жилось сорсем хорошо. Но маль   Тимофей, не утерпев, об’яснил товари-
и батя умерли в олин год. Тут все пош-  щам, как надо ловить зимой синиц, &
2 прахом как в дурном сне, ’Мальчик Толя Рыбин показал фокус с тремя спич-
остался с0 старшими — сестрой и бра- Ками. Уже они знали, что директор
том, — и варуг началась война, и брат   дома, Евдокия Филипповна, строгая, но
уехал из дому, на фронт. Теперь в хале  добрая, а вожатая Мария Артамоновнь
было только двое, сестра и мальчик, и  веселая такая, всегда смеется, ласковал,
хозяйничать они не умели. В тот год в Бак сестра. j
реке ловились щука и язь, и лещ, но ду- Дни шли, мальчики становились ста-
ша даже к рыбной ловле не лежала. Се-  ше. Они совсем привыкли к вожатой, к
стра все собиралась в Москву, на завод; товарищам, к своей кровати, к тому, что
осенью, нажонец, решилась и уехала, за-  каждый день о них кто-то думает и 3а00-
брав с собою маленького брата. тится. Но они выросли, и настал час, ко-
Звали мальчика большим, солидным  Гд® мальчики оставили детский дом со
именем: Тимофей. Ему было одиннадцать   86ем милым и привычным, что в нем
лет, и он был внолне уверен, что многое   было, и поступили в ремесленное  учи-
повидал в жизни. Но, призхав в Москву,   Лище.
он так растерялся, что два дня совсем  И вот я сижу сейчас в. ремесленном
не выходил на улицу: боялся. Больше всё>   училище № 7, и против меня сидят четы-
го ето пугал грохот, обилие чужих аю- i ремесленника —— Тимофей Лаптев,
дей, которые, торопясь, бегут в разные   Володя Гохубенков, Витя Мухин и Тодя
стороны. Постепенно он привык и к шу-  Рыбин. Они в форменных  курточках, в
му, ив метро, и к тому, что в таком боль-  крепких башмаках, в ушанках. Это
шем городе, как видно, нет ни одной ко-  обыкновенные подростки, сметливые, шу-
ровы. По ночам стреляли пушки. Всех стрые, с веселыми глазами. С утра их
детей стали отправлять из Москвы, но он учат в училище ремеслу, потом они 96бе-
не захотел поехать в чужое место. Тогда  дают, ходят на лыжах, потом занимаются
сестра отправила его обратно в дереваю.   теорией. Живут они в общежитии, в учи-
В деревне все уже было не то. Он жил лище есть хорошая библиотека, кинозал.
у крестной, очень скучал без сестры и  Работник училища обстоятельно paccKa-
всё писал ей письма: «Возьми меня за   зывает:
ради бога в Москву отетода...» Сестра на  -—— Обед таким путем: первое, вто-
письма не отвечала. Тогда он убежал из   рое и на третье суфле. Ужин, значит, тё-
деревни и сел в поезд, идущий в Москву.   ким путем: кана и чай. Завтрак у нас та-
Когда он пришёл в общежитие к сестре,   ким путем: обязательно горячее блюдо...
ему сказали, что она уехала вместе с за-  Ребята и сами непрочь о себе раюска-
водом из Москвы на Урал. sath. Onn общительны и ловерчивы, как
Несколько дней он пожил в общежитии,   дети, не знавшие горя. Они попрежнему
а потом решил сам устраивать свою судь-  уверены: мир устроен так, что о них
бу. Он был один, совсем один на свете. обязательно кто-нибудь позаботится. В
Он шел по Москве в больших братниных   них очень точно обозначено чувство до-
валенках, ему хотелось плакать, но он  стоинства. Каждый из них ‘узнал такое
крепился и только сердито еткашливался,   горе, какое могло бы оказаться не под
как отец. В ремесленном училище, куда он   силу и взрослым плечам. Вероятно, никто
пришел, чужая тетя посмотрела на Него   из них не подозревает, что все склады-
сквозь очки усталыми глазами и сказала:   валось именно так, чтобы раздавить, pac-
— Ты, брат, еще маленький. Подрасти  плюснуть эту маленькую жизнь, что на
надо. нангих глазах произошло чудо, обыкно-
— А мне негде расти, — сказал он и  венное чудо, к которому все мы привык-
опять сердито откалилялея, Тетя побмот-  ли, ибо ее совершает большая, добрая и
peda нА него внимательней, расспросила   щедрая страна.
0бо всех его делах и потом сказала: Нак неё может вернуть этим детям
—- Приходи завтрв утром. Определим   отца и маль. Но им вернули детство. Им
Г ый сон. Гроз-
опять придешь к нам, ладно? ные годы войны они прожили под кры-
— Ладно, сказал он, подумав. Утром   лом родины. Перед лицом родины у них
тетя привела его в детскии дом на Врым- есть одна, отличающая их примета: сирот-
ской площади. Все вокруг было чужим. ‘ ство. Несчастье пришло в ним рано. Но
Вначале он молчал и He дружил с еквозь мрачный мир беды их провели и
ребятами. В спальне рядом с ним спали! вывели на другой берег.
два брата Рыбины — Толя и Вова. Мать  Детский дом стал для них семьей. Ония
их погибла от бомбы. Отец был на войне,   ходят сейчас туда в гости, и их встре-
от него приехал один военный, мальчики   чают, как родных. Двое из них полагают,
ему ничего не сказали про маму, & бабка   что ходить надо реже, чтобы их приходу
взяла и все рассказала. Or отца пришао   больше радовались, но ходят одинаково
письмо, и даже маленькии Вова Громко   часто. все четверо, а иногда даже остают-
плакал, когда бабка его читала. А Через   ся в детоком доме ночевать и сият в
месяц © фронта прислали все документы большой спальне со старыми друзьями.
orn. Утром они снова бегут «в. училище, Ha
Рядом © рн nee? Рыбиных   свой берег.
стояла кроватка Володи Голубенкова, у а има с
которого отец и мать умерли в Ленин- а. pied feet ae ibe Ни
: м, рменных своих
граде во время блокады. Дальше была курточках и толстых башмаках, вихра-
кровать Вити Мухина, иеразговорчивого сотые, с упрямыми. затыаками, . руками
мальчика, редко подымающего 1283а. 5 ссадинах и чернильных пятнах, —етоят

Отец его погиб на фронте, & Когда Ма-  та спокойно и так крепко, как если бы

ленький Вова спросил его о матери, Bu- де’бызо на свете ии беды, нм зль

TH сказал коротко: i
Татьяна ТЭСС.

— Она умерла.

—

Герой Советского Союза гвардии капитан Г. П.

колхозе «Новая жизнь»
фронтовиков.

‘Школьные каникулы в столице

Тысячи школьников столицы. собрались
1 января в Центральном парке культуры и
отдыха. имени. Горького, Здесь они весело
провели первый день зимних каникул.

Праздник начался большой интересной
игрой «Годы славы». На огромном цифер-
блате, водруженном посреди ледяного поля,
написан девиз, за которым скрывается на-
звание картины. Девиз разгадали 12 школь-
ников. Им вручены призы. На катках пар-
ка выступали артисты цирка и эстрады и
лучшие конькобежцы.

В Доме пионеров Сталинского района для
учащихся старших классов был устроен
большой бал. На нем побывали сотни
школьников. ‘

В Измайловском парке культуры и отды-
ха для детей была поставлена интермедия.
В спектакле приняли участие школьники,

Сегодня, 3 января, в Москве начинаются
спортивные соревнования Школьников, по“
священные зимним каникулам. Во Дворце

Московский шахматный чемпионат
ТРИНАДЦАТЫЙ ТУР

Турнир приближается к концу, и борьба
с каждым туром становится все упорнее.
Вчера в партиях Флор “Смыслов и Лили-
енталв—Фридштейн первые ‘десять ходов
совпадали. Уже на седьмом ходу в обенх
партиях произошел размен ферзей и нача-
лось позиционное маневрирование. Смыслов
захватил инициативу. Однако Флор защи-
щался очень ‘точно. Партия отложена в
пешечном эндшпиле с вероятным  ничей-
ным исходом. ;

Лилиенталь переиграл своего молодогс
противника, создал опасную связку и выиг-
рал две пешки. Фридштейну удалось вос-
становить материальное равновесие, но все
же в отложенной позиции шансы Лилиента-
ля лучше,

Очень остро протекала партия Симагин—
Рагозин. Черные. быстро получили MHOrO-
обещающую позицию. Симагин всячески
пытался осложнить игру и ценою жертвы
качества ворвался ферзем в лагерь против-

Ленинского района Московской области среди детей

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Романюк на новогодней ё&лке в

Фото  Н. Петрова.

физкультуры состоится болышой гимнасти-
ческий праздник. Перед детьми выступят
лучшие гимнасты-—чемпионы страны Урба-
нович, Беляков, Серый, Колтановский.

4, 5 и б января во Дворце физкультуры
проводится розыгрыш личного первенства по
боксу, в нем примут участие школьники —
воспитанники заслуженных мастеров спорта
Градополова, Огуренкова и других.

В воскресенье, 7 января, в плавательном
бассейне организуется первый зимний вод-
ный праздник. В соревнованиях примут уча-
стие сильнейшие пловцы московских школ.

В дни каникул состоятся состязания лыж-
ников и конькобежцев, общемосковские
стрелковые соревнования школьников, встре-
чи ребят с мастерами спорта. Тысячи уча-
щихся столицы соберутся 9 января в Цен-
тральном парке культуры и отдыха имени
Горького, где для них устраивается заклю-
чительный карнавал. `

РИ

ника. В отложенной позиции у Рагозина
попрежнему   материальное преимущество,
но Симагин сохраняет шансы на ничью.

Хорошо провел атаку Константинополь-
ский, игравший черными с Верлинским. Уже
в дебюте черная центральная пешка дошла
до третьей линии и при поддержке обоих
коней позволила  Константинопольскому
создать ряд неотразимых угроз. Верлин-
ский сдался. Эта победа выдвигает Кон-
стантинопольского вместе с Рагозиным и
Смысловым в лидеры турнира. ,

Поляк проиграл Бондаревскому и Люб-
линский — Живцову. Партия Арамано-
вич — Загорянский окончилась вничью. В
приблизительно равной позиции отложена
партия Панов—Алаторцев.

Сегодня—четырнадцатый тур, в котором
особый интерес представляет встреча’ лиде-
ров — Рагозина. со Смысловым.

Мастер В. ПАНОВ.

С большим интересом встретили трудя-
щиеся города Москвы, Саратовской, Ря-
занской, Тамбовской, Пензенской и Мос-
ковекой областей решение Госухарствен-
ного Комитета Обороны о строительстве
газопровода Саратов —Москза. Руководи-
тели советских организаций областей, по
территории которых пройдет линия газо-
вой магистрали, на страницах «Известий»
заявили о готовности оказать всемерную
помощь строителям и тем самым обеспе-
чить постройку газопровода в короткие
сроки.

В беседе е корреспондентом «Извес-
тий» начальник оительства газопро-

инженерно-технической службы В. А.
Пачкин в кратких чертах охарактериз-
вал конкретные требования, которые мо-
гуг быть сейчас предявлены местным
Советам областей, по территории которых
пройдет газопровод.

— На трассу должно быть подвезено
огромное количество самых разнообраз-

ных материалов для постройки компрес-

сорных станций, подсобных помещений
ит. д. К числу грузов, которые ‘надо
развезти по трассе, прежде всего отно-
сятся звенья стальной трубы газопрово-
да. Ее общий вес превышает 50.000
тонн. На различные участки травеы п0-
надобится также доставить около тридца-
ти миллионов штук кирпича, значитель-
ное количество леса, столбов для линии
связи и т. д. По примерным подсчетам, —
говорит тов. Пачкин, — 36с всего этого
груза -воставит около одного миллиона
тонн.

Строительство будет располагать боль-
шим количеством механизмов и среди них
автомобилями. Для того, чтобы автомо-
бильный и гужевой транспорт могли ра-
ботать бесперебойно, надо привести в
образцовое состояние дороги и мосты. От-
сюда вытекает первоочередная задача ме-
стных советских ‘организаций — немед-
ленно начать ремонт мостов на всех доеро-
гах и проселках, которые ведут от желез-
нодорожных станций и пристаней к трассе
и вдоль нее, Как только позволят клима-
тические условия, местные Советы должны
приступить к ремонту дорог. Уже сегодня
надо организовать надзор за их содержа-
нием, & также, пользуясь санным путем,
завозить щебень, песок, лес и другие ма-
териалы, необходимые для ремонта дорог.
Транспорт, который будет подвозить мате-
риалы на стройку, должен работать бесне-
ребойно. А это станет возможно лишь в
том случае, если мосты и дороги, ведущие
к стройке, будут в исправности.

Другая задача, встающая сейчас перед
Советами Саратовской, Пензенской, Там-
бовской, Рязанской и Московской обла-
стей, — указывает тов. Пачкин, — co-
стоит в TOM, чтобы принять  са-
мое активное участие в строитель-
стве грейдерной дороги, которая бу-
дет сооружена в полосе отчуждения вдоль
трассы газопровода, Дорога эта, крайне
необходимая для будущего газопровода, по
окончании строительства, совершенст-
вуясь и расширяясь, сможет стать перво-
классной автомагистралью Саратов —
Москва.

Большую помощь строительству могут
оказать советские организации пяти обла-
стей и в заготовке и поставке местных
строительных материалов — леса, кирпи-
ча, извести, в изготовлении на предприя-
тиях местной промышленности необходи-
мых строительных деталей, а танже запас-
ных частей для машин и механизмов, ко-
торые будут работать на строительстве,

Очень важно, чтобы была оказана по-
мощь в подыскании на трассе помещений
для рабочих и строительных организа-
ций. Мы ожидаем также, — указывает
т. Пачкин, — что советекие организации
пяти областей помогут в снабжении ра-
бочих овощами и картофелем.

Boma Caparos — Москва генерал-майоф’

На ‘строительстве зазопровода
Саратов—Москва

Чего ждут строители от местных Советов Саратовской, Рязанской,
Тамбовской, Пензенской и Московской областей

Сейчас территория, по которой прой-
дет газопровод, покрыта еще снегом. Но
нёлалек тот день, когда на восьмисотки-
лометровом протяжении трассы широким
фронтом развернутся земляные и хругие
строительные работы, когда почта по
прямой линии от Саратова ло Москвы
землю прорежет гатбокая траншея для
стальной трубы. Уже геперь на озхельных
участках полосы отчуждения линии га-
запровода можно заметать оживление.
Днем и ночью не прекращается жизнь у
Влшанско-Курдюмовского газового  ме-
стерождения. Здесь полным ходом идут
работы‘по окончанию постройки так на-
зываемого малого газопровода, соединяю-
щего Елшаноко-Курдючовское местореж-
дение © некоторыми крупными предприя-
тиями Саратова и его окрестностей.

Длина, малого газопровода около 30 кн-
лометров. Его пропускная способность
около 1 миллиона кубометров газа в сут-
ки. Он пересекает в нескольких местах
линию железной и шоссейных дорог,
трамвайные пути и т. д. Здесь нё малом
газопроводе, который сдается в эксплоа-
тацию в январе 1945 года, проходит
«производственную школу» немало булу-
щих строителей газопровода Саратов —
Москва.

`На ряду с этим сейчас широко начата
подготовка специалистов, нужных строй-
тельству. 060б0е внимание уделяется
подготовке мастеров буровых работ, свя-
зистов, монтажников, шоферов и рабочих
других квалификаций, необходимых для
строительства газопровода.

Но ряду с ручной сваркой на строи-
тельстве предполагается использовать
усовершенствованные сварочные маши-
ны. Они позволят значительно повысить
производительность сварки (до 100 сты-
ков за смену) и обеспечить высокое ка-
чество работ. Если сложить вместе все
швы, которые предстоит сварить на тру-
бах газопровода, то окажется, что длина
такого шва превысит сто километров.
Электросварщиков для газопровода гото-
вят в Саратове и в Москве на крупных
предприятиях, в институтах, в мастер-
ских.

Как известно, вдоль газопровода будет
построена линия связи. На время crpom-
тельства она обеспечит четкую диспетче-
‚ризацию всех работ. После постройки га-
зопровода линия. связи будет обсяужи-
Bath его экспаоатационные нужды и
явитея одновременно еще одним каналом
для телёфонно-телеграфной связи Сарато-
ва с Москвой. Контора связи уже созда-
на. В июню текущего года телефонная ли-
ния должна начать действоваль. В настоя-
щее время в срочном порядке производит-
ся заготовка 30.000 столбов. ближай-
шие недели их начнут развозить вдоль
трассы. :

у *

— Строительство газопровода Capa-
тов Москва в трудных условиях вой-
ны, говорит в заключение т. Пачкин —
является еще одним доказательством м9-
гущества советского государства. Нужно
всячески приветствовать высказанное
уже на страницах «Известий» предложе-
ние о превращении этого строительства
в подлинно народную стройку. Мы не
сомневаемся, что трудящиеся  Саратов-
ской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской
и Московской областей окажут энергич-
ную помощь строительству газопровода п
сделают все, что в их силах, для того,
чтобы Москва в установленный  прави-
тельством срок получила саратовский
газ. Мы не сомневаемся также и в том,
что областные, районные, городекие и
сельские Советы этих областей возглавят
инициативу и активность масс в оказа-
нии помощи строительству газопровода и
будут считать своей первейшей обязан-
ностью заботиться о строительстве и все-
мерно ему помогать.

Ленинград —Севастополь

7 „Де 01a дя из Симферополя, с улицы Жуковско-
г р го, 24». И ещё, и ещё, — новороссийцы,
Я вот — Ленинград позади. Поезд севастопольцы, кубанцы, —— сотни тороп-
ливых, косых, отчаянных карандашных
вих нор, страшные обугаенные леса, рас- Надиисеи, тесно лепящихся друг к другу.
щепленные дула огромчых пушек; весь Здесь, в здании гостиницы, был послед-
этот железный, земляной и бетонный   ний этап, отсюда немцы гнали по морю
прах, оставшийся от свирепого враже-   На каторжную чужбину советских людеи.
cord «кольца» вокруг Ленинграда. Впе- И вот они торопились составить на по-
рели свободный путь на Москву, Харьков,   следних камнях родной земли хоть ма-
Симферополь, Севастополь. Впереди Воль-  ленький свой след, запечатлеть хоть по-
птая земая... Вот она развертывается на- следний возглас горя и надежды... $
яву, большая-большая земая, Россия, ро- На. симферопольском базаре слепой
дина, и невозможно досыта наглядеться   Ггармонист поет длинную и горькую пес-
на её былинные просторы. ]ню о девушке Насте, угнанной на чуж-
Следы боев — веюду. Похезжаешь   бИНУ. Стоят вокруг гармониста женщины,
Е торчащим трубам, к остаткам стен — слушают ero песню и плачут: у каждон
в груде камней, — а на них дощечки

6 из HHX такая же непрощеная мука, та-
надписями: «Орел», «Курск», «Павло-

кое же горе, как в песне.
град»... И так на всем пути, от Тенин- Горькие песни гармониста, ‘кончающие-
града до самого Севастополя.

ся словами светлой надежды, так совпа-
дают с огромной
as на каждой станции COND GTRODRER* счастья, с непоколебимой верой в него.
трудятся люди носят, кладут, КоПаюТ,   Народ знает, — оно будет, не может не
и ва каждой станции Хоть YTO-HHOYAB  Gin, оно уже воть: недаром пролито за
уже восстановлено будка, склад, барак... ; ; №
И обязательно перед каждым. свеженьким

него столько драгоценной крови...
восстановленный зданием сооружена

И по-новому, необычно чтут теперь эту
ь 3 кровь люди: они пог павших осво-

каумда с аккуратно выложенной камешка- р } RiSpeeAmr HARRI, Ok

ми надписью: «Смерть фашизму».

бодителей не на окраинных, отдельных
На стенах хомов,

кладбищах, а прямо среди .своих домов, в

на станциях, на  центре освобожденного города. Вот в цен-

развалинах неисчислимое количество раз-   тральном городском сквере в Симферополе
личных наднисей. Эти надписи — как  на высоком постаменте стоит танк. Его
некий огромный, открытый дневник стра-   массивное серое тело кое-где пробито и
ны, как какое-то новое, военное средство   обожжено, — это один из первых совет-

Уже миновал тысячи взорванных немец-

общения между  аюдьми. Здесь и ских танков, ворвавшихся в Крым весной
призывы стремительных дней  на- минувшего года; ныне он поставлен как
ступления -— «Вперёд, за полное осво-  памятник погибшим героям Танкового

бождение Крыма», и рядом с ними клят-  Краснознаменного Перекопского корпуса,
вы-обязательства строителей — «Восета-  поставлен здесь, в центре Симферополя,
новим родной Орел», и информация —   над их братской могилой...
«Севастополь снова наш», «Ёрым св060-  И в Севастополе тоже—лесятки могил
ден», И строки, прославляющие имена расположены В центре гореда, на Hero-
воинов-освободителей. ическом бульваре, вокруг памятника
А в пустой, взорванной немцами Ев- Те Тотдебен виден издалека. Он
патории, гдё шагам идущего гулко от- чётко чернеет на фоне неба, среди разва-
кликая эхо, в гостинице «Крым»   лин,—прямой, воинственно-вытянувиии-
на стенах сотни особых  надписей: ся, с гордо развернутыми плечами, нах
«Партия старо-крымцев отправляется от-   которыми торчит только кусочек воротни-
сюда в Румынию 2 февраля 44 года.   ка, голова его начисто срезана снарядох.

Прощай, родная земля». «Меня, ма- А у ног обезглавленной, но дерзко вы-
MOWRY и тетю угоняют в Австрию. прямившейся фигуры толнятся бронзовые
Если увидите папу, передайте. На-  изувеченные матросы: у кого оторван

всенародной жаждой.

рука, у кого разворочено осколком бедро,
разбита голова.
изменил позы неистового, бессмертного
сопротивления: безрукие, © дырами в
груди, они подноеят к пушкам ядра,
строят бастионы, сжимают ружья. Смот-
ришь на них и чуветвуешь: да ведь они
не бронзовые, они—живые, они <совре-
менники наши, а памятник этот воздвиг-
нут также и в честь тех, чьи свежие мо-
тилы расположены у его
здесь, в центре города. Жизвущих не сму-
щает близость ^Могил, & мертвых He
оскорбляют шум и суета возрождающейся
вокруг них жизни...

великий подвиг освобождения рюди-
ны венчается подвигом 6 возрождения.

2. Севастополь

В нескольких километрах от Севасто-
поля расположен город Херсонес-Таври-
ческий, по-русски — Корсунь. Это город,
возникший в глубочайшей дрезности, го-
род, разрушенный набегом татар полты-
сячи лет назад,

Затем полтысячи лет под ряд вго раз-
рушали время, ветры, зной и холод, и, на-
конец; все, что было здесь выбтроено ког-
да-то человеком, — вновь превратилось в
природу, в камни. Правда, археологи
установили даже расположение улиц,
выяснили, что вот эти особенным обра-
зом сложенные камни были когда-то
монетным двором, а эти — баней, а эти—
храмом, но они` были ими много-много
веков назад, а сейчас они— только мерт-
вые камни, обломки исчезнувшего мира,
седая древность...

И вот сегодняшний Севастополь, это
почти т же самое, urd Херсонес,
огромный ‘нео-Херсонее. Белокаменный
город, амфитеатром располеженный над
прекрасными синими бухтами, предста-
вляет собой колоссальную руину... Tar
же, как в. Херсонесе, здания его, сбросив-

ие штукатурку, окраску, лепку, пре-
вратились в камни. Но, в отличие
ог Херсонеса, развалины Севастополя
сохранили весь порыв невиданного
сопротиваения, застыли в п0зе же-

стокой борьбы, подобно тем бронзовым
изувеченным матросам у ног Тотлебена.
И потому, когда глядилть на Севастополь,
к чувству гнева и горя примешивается
чувство  благоговейного восторга: Her,
это ие просто разрушенный город, —

Но ни один из них не

подножья —

это — город-победитель,
выигравший  титаническую битву, —
‘каждый камень его дышит этой борьбой...

..B Севастополе, где до войны насчи-
тывалось более одиннадцати тысяч жи-
лых домов, ко дню его ссвобождения. не
было ни одного целого. дома, ‹ остались
только частично уцелевигие, да и такие
наперечет: пять домов, уцелевших на
60 процентов, 183 дома, уцелевших на-
половину, и только 820 маленьких доми-
ков уцелели на 80—90 процентов. А
живут сейчас в Севастопеле уже десятки
тысяч человек... Идешь по улицам и не
понимаешь, где же они живут. Но вот
перед вами руина пяззотажного дома, с
вырванной серединой, с рухнувшими
стенами, без кровли, — я вдруг где-то на
третьем этаже этой развалины вы обна-
руживаете два окошка с тюлевыми зана-
весками. Случайно уцелела из всего
огромного дома одна комнатка, и вот уже
Ктб-то обзоил ее и бесстрашно лазит туда
по остаткам лестницы. Вот здание, от ко-
торого ‘остался только пед’езд и кусок
лестницы над ним, В год`езду приделана
фанерная дверца. Под’езд приспособлен
под парикмахерскую. Вот только фунда-
мент, груда камней кругом, & на них до-
щечка с надписью: «Кино Красный луч».
Оказываетея, кино помешается в подва-
ле, глубоко под развалинами. Еще один
дом, где уцелел только угол нижнего’ эта-
жа, но этот угол уже приспосабливают
под хлебный магазин. ки /

И, восстанавливая, в Севастополе в то
же время приспосабливают для людских
нужд все, что можно приспособить. Так
люди отвоевывают у развалин метр за
метром, шаг за шагом, властно и кропот-
ливе поднимая город из праха, и мерт-
вые камни вновь обращают в жилища,
в больницы и школы. Так, в концу
октября прошлого года у камней было
отвоевано свыше 50.000 метров жилой
площади, шесть школ, две больницы...

Севастополь, как морекую базу, вос-
станавливает мощная строительная орга-
низация — <«Севастопольстрой». — Вос-
становление же городского хозяйства,
жилого фонда, общественных  учрежде-
ний лежит целиком на самом городе —
вго властях и горожанах. Но каждая из

двухсот  севастопольских  черкасовеких
бригад, каждая из домохозяек, что бы
они ни восстанавливали, знают, Что

д, & прославленную морскую столицу

ерноморья, и вс6 работают под знаком
взволнованного ожидания. — «Скоро в
Севастополь придут корабли». 0, как их
ждут в Севастополе! Придут корабли, Чер-
номорский флот вернется в свою столи-
цу, —и в жизнь кэзхдого ‘коренного
ссвастопольца вернется что-то ‘прежнее,
незабвенно-дорогое и живое. Придут
корабли,— им нужны пресная вода, энер-
гия, свет... И вот в Севастополе силами
строительных организаций и горожан
уже восстановлен водоправод — в городе
вода есть теперь круглые сутки. Больше
того: Севастополь, город-руина дал энер-
гию столице Крыма — Сииферополю, и в
симферонпольских домах зажегся свет, и
по улицам пошел трамвай, А сам Севас-
тополь имел свет уже на четвертый день
своего освобождения...

..Юотда ночь спускаетея на город,
густая южная ночь, — вдруг происходит
чудо: в безлуниом мраке исчезают разва-
лины и вопыхивают сотни огней. Горят
отличительные огни на рейде, на катерах
и тральщиках, светятся огоньки на Се-
верной стороне, на Корабельной, везде,
где только приспособилиеь жить люди. И
ночью перед вами не мертвый, трагиче-
ски разрушенный горэд, a живой, почти
довоенный Севастополь. Да они в самом
деле жив, потому что жива его страст-.
ная черноморская душа, неистовая в
борьбе и труде. И, как вызов, как клятва,
звучит надпись, начертанная на огром-
ном, оползшем наземь обломке дома:
«Да здравствует напг прекрасный город-
герой Севастополь!»

‚3. Присяа в верности

«Клянусь Зевсом, Землею, Солнцем,
Девою, богами и богинями олимпий-
скими, и героями, кои владеют городом...
я не предам ни Херсонаса, ни Прекрас-
ной гавани, ни прочих укреплений... ни-
чего никому, ни еллину, ни варзару, но
буду охранять для народа херсонаси-
тов»...

Так начиналась присяга граждан древ-
него Херсонеса, — присяга в верности
своему городу и его демократии. Она бы-
ла высечена более двух тысяч лет назад

принявший и они восстанавливают не просто го- на мраморной стеле (плите) и установле-

на в центре Херсонеса. Много лет назад
её извлекли из херсонесской археологиче-
ской целины и вплоть до осени сорок пер-
вого года стела хранилась в, херсонесеком
музее, как его гордость, как величайшая
историческая ценность, ,

«Буду врагом  злоумышлящему и
предающему Херсонас..., и не открою ни
еллину, ни варвару ничего тайного, что
может повредить городу. Не вступлю в
заговор ни против херсонаситов, ни про-
тив кого-либо из сограждан, кто не 0б’яв-
лен врагом народу... Если же я с кем вету-
пил в заговор..., — да не приносит мне
плода ни земая, ни море, женщины да не
рождают прекрасных детей»...

Когда началась вражеская осада Сева-
стополя, когда до шести тысяч бомб еже-
дневно стали сбрасывать фашистские вар-
вары на город и его прекрасные гавани, —
мраморная стела с присягой и ряд других
музейных ценностей были вывезены в
глубь страны. Но десятки тысяч других
музейных экспонатов, но самые развалины
Херсонеса. но его таинственная и щелрая
археологическая целина оставались зтесь,
в нескольких километрах от Сева-
стополя... И ‘учёный хранитель музея,
старый археолог Александр Кузьмич Тах-
тай, тщательно, на большой лист бумаги
переписал древнюю присягу, повесил 65
над‘ своим рабочим столом и одия остал-
сяв Херсонесе. Он, хранитель музея,
должен был сохранить исторические цен-
ности дая народа; То была его клятва.

В те же дни группа пожилых женщия,
домохозяек центрального района города
Севастополя, об’явила себя бригадой ло-
мощи фронту... Эта бригада, собственно
говоря. существовала уже давно, Kak
крепкий советский актив. Ещё до войны
она сплотилась в дни выборов в Совет во-
круг депутата районного Совета Натальи
Тихоновны Тяпкиной и депутата гофолеко-
го Совета Марии Павловны Ежовой. ИП как-
то само собой, ‘совершенно естественно
получилось, что депутат райсовета Н. Т.
Тяпкина, — жена сражающегося офице-
ра, домохозяйка, — стала бригадиром
этой бригады.

Ольга БЕРГГОЛЬЦ,
Г. МАКОГОНЕНКО.
СЕВАСТОПОЛЬ.

(Окончание следует).