чЕТВЕРГ, 4 ЯНВАРЯ 1945 г. № 3. (8613)

а:   ot © ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

‘ga большая программа обозостроения В

5“

_ Делегация Иранского общества
нультурной связи с ССР
на праздновании двадцатилетия
Узбекской ССР

——_

ТАШКЕНТ, 3 янзаря.. (ТАСС). В Таш:
KeHTe ма праздновании 20-летия Узбекской
республики присутствовала делегация
Иранского . общества культурной связи с
cece. В составе делегации были: секре-
тарь общества академик Нафиси, редактор
тегеранской газеты г-н Ферузиш, депутат
меджлиса г-н `Гунабоди,
сельскохозяйственного общества Хорасан-
ской провинции г-н Саид Магдеви, предсе*
датель общества по заготовке и перера-
ботке хлопка «Джин» г-н Гани, представи-
тель торговых кругов г-н Моавен, предста-
витель Нищапурского района г-н Cowan,

{От специального военното
корреспондента «Известий»)

В Будапеште

торое время появились старики, женщи-
ны, дети. Они выподзали из тайников,
о существовании которых не смогли до-
знаться немцы. Сначала гитлерозцы 38-
пугивали население  «большевистекими
зверствами», потом, убедившись, что это
нё помогает, об’явили’ принудительную
эвакуацию. Пьяные эсэсовские банды гро-
мили магазины, опустошали квартиры.
Все, что нельзя было увезти, оказатось
разбитым,  растоптанным. Bee 3ailachl
продовольствия были отняты или уничто-
жены. Вдоль полотна железной дороги и
на городских улицах порваны все прово-
ха. Гитлеровские банды решили оставить
после себя груды развалин, пустыню.

Германское командование решило лю-
бой ценой удержать в своих руках Буда-
пешт. Окрестности венгерской столицы,
многочисленные поселки, вернее, неболь-
шие городки, расположенные на щоссей-
ных дорогах, только-что пройдены наши-
ми войсками. Повсюду следы битвы, чер-
ный дым пожаров.

Злесь видно, какие бешеные усилия
прилагали немцы и банды Салаши, чтобы
сохранить свои позиции на подступах к
городу. Каждый мостик на дорогах B30p-
ван. Вдоль асфальта автомагистрали не-
прерывные ходы сообщения тянутся к
многочисяенным  траншеям, запасным
позициям, к Бомандным и наблюдатель-

зым пунктам. Каждый городок являлся _* поктор Шахиди, дорожный инженер г-в’
своего рода крепостью, в стенах каждого С наблюдательного пункта в зимнем Мамед Зади, ответственный секретарь Хо:
из них разыгрывалась ожесточенная улич- тумане можно различить очертания, расанского отделёния. Общества культур-

ной связи Ирана с СССР заместитель гене“
рал-губернатора Хорасана г-н Фарухи, док-
тор Фазил. Делегацию. сопровождал гене“
ральный консул СССР в Мешхеде тов. Аб-
‘рамов. :

На торжественном заседавии республи-
канских правительственных и обществен-
ных организаций, посвященном 20-летию
Советского Узбекистана, с приветственной
речью от имени Обшества культурной свя-
за Ирана. с СССР выступил. г-н Фарухн. Он
особенно подчеркнул нерушимые дружест-
венные, братские чувства, связывающие
иранский и узбекский народы. :

От имени общества делегация преподнес-
ла правительству Узбекистана серебряный
кубок и иранский ковер. — ;

Гости позетили ‘выставку 20. лет Узбек-
ской ССР» и многотысячное народное гу-
лчнье, где состоялись массовые националь“
ные игры и состязания. :

На торжественном. обеде, данном прави
тельством Узбекской ССР. в честь гостей,
выступил с речью г-н Ферузиш, который
заявил, что гости поражены блестящими ус-
пехами, достигнутыми узбекским’ народом
за 20 лет. Г-н Ферузиш заявил, что эти ус-
пехи стали возможными благодаря мудрой
национальной политике Советского Союза,
благодаря помощи великого русского. на:
рода Узбекистану, благодаря постоянной
заботе Маршала Сталина.

Во время своего пребывания в Узбекиста-
не делегация посетила диспансер, родиль-
ный дом: несколько крупнейших промыт-
ленных предприятий, химический  факуль-
тет Срелнеазиатского университета и Ака-
демию наук Узбекской ССР.

В одном из Колхозов-миллионеров Ка-
‘рабуйского района гости псдробно ознако-
мились с условиями работы колхозников и
их бытом, р

Делегацию. принял председатель духов:
ного управлечия мусульман Средней Азии
и Казахстана Ишанбабахан Абдумаджидха-
HOB-B присутствии кази Зияутдина Бабаха-
нова, имама Файзи Рахмана. Муфтий Ишак-
бабахан подробно рассказал гостям о поло-
жении мусульманской религии в Средней
Азии, о помоши духовенства и верующих
‘фронту. В заключение была прочитана мо-
литва всем шахидам, погибщим за правое
дело в борьбе против. гитлеровской Гер-
мании, т

Перед’ от’ездом делегации народный
комиссар‘ иностранных дел Узбекской ССР
тов. Я. Ю. Алиев дал гостям прощальный
обед, на котором присутствовали ученые,
представители искусства, поэты. и писатели
Узбекистана. Тов. Алиев преподнес гостям
серебряный кубок для передачи Обществу
культурной связи Ирана с СССР.

нал борьба, которая сейчас перенесена
непосредственно в Будапешт.

На подступах к городу немецко-венгер-
ские части лихорадочно строили укрепле-
ния, зарывались в землю. Шоссе пересе-
кает широкая лента противотанкового рва,
так и оставшегося незаконченным. Из
желтого песка торчит пулемет. Пулемет-
чик-немец валяется рядом, окаменевший,
покрытый инеем, словно завернутый в са-
ван. По обе стороны от дороги ряхы
кольев, обрывки колючей проволоки. По-
всюду мелькают таблицы © надписью:
«Мины». :

Это лишь одна из многочисленных ли-
ний. так называемого будапештекого об-
вода, Каждой из них присвоено какое-ни-
будь опереточное название. Между про-
чии, одна из оборонительных систем на-
зывалась «линией Салаши». Теперь все
эти линии остались позади наших атакую-
щих частей.

Вот предместье, за которым почти сра-
зу же начинаются кварталы венгерской
столицы. Под колесами машины хрустят
осколки черепицы; ебитой снарядами с
крыш. На мостовую свисают оборванные
нити проводов. На одной из боковых
улиц — танк с крестами на броне, дваж-
ты пробитой советскими снарядами. На
танке мелом размашистыми буквами вы-
ведено: «Молодец, Паша! Это твои уда-
ры». Мы видим блестящую работу незна-
комого артиллериста и его друзей. Совет-
ская артиллерия буквально. пробивает пе-
хоте дорогу в каменных нагромождениях
города.

Большой дом, где, очевидно, помещался
штаб немецкой части. Подвальные окна
заделаны песком. Со всех концов к дому
тянутся провода. Советский  снарял
разорвался в подвале, уничтожив немец-
кий штаб. ь

Потерпев поражение в траншеях и око-
пах перед городом, немцы пытались на-
вязать нашим войскам заляжную улич-
ную борьбу. Они рассчитывали ва мощь
каменных стен. Но советская артиллерия
выжгла немцев и венгров из подвалов и
погребов, смела их © ЕРЫШ. :

В первые часы предместье казалось по-
кинутым жителями, однако спустя неко-

большого города, массивы зданий, трубы
заводов, Отчетливо видны вспышки огня
вражеских пушек, клубы разрывов наших
снарядов.

В воздухе гудят советские самолёты.
С переднего края по телефону доносят о
ходе ожесточенного сражения.

— Захвачено семнадцать орудий, в
том числе восемь зенитных,

Через несколько минут новое сообще-
ние: :

— Замечено два танка.

Ещё через несколько минут становит-
ся известно, что один танк сожжен, дру-
гой исчез среди каменных развалин.

На этом участке старший , лейтенант
Маляка за один день подбил из противо-
танкового ружья три танка, и немцы
стали очень осторожны.

В дверях появляется часовой и докла-
хывает генералу 0 том, что доставлен
очередной пленный. В комнату, громко
стуча сапогами, входит солдат в зеленой
шинели. Это немец венгерского  проис-
хождения, Януш Пете. Че
‚ — Знаете ли вы, что` Будапешт окру-
жен?

— Да, услышал об этом ночью от ва-
ших солдат.

Пленный подтверждает, что в городе
голод. Немцы забрали себе все запасы
продовольствия. ay

Поздно ночью появляются немецкие
самолёты. Они бродят в облаках, тускло
освещенных луною. Поступают сведения,
что враг сбросил. боеприпасы на пара-
шютах, но упали они далеко в нашем
тылу.

Под утро немцы. предпринимают еще
одну контратаку. Два батальона пехоты,
поддержанные восемью танками, пытают-
ся пробиться через наши линии. Резуль-
тат контратаки: немцы потеряли свыше
сотни солдат и три танка. Они не выигра-
ли ни метра территории и вынуждены
были в беспорядке отступить.

— Хоть и лютует немец в Будалеш-
те, — говорят наши бойцы, — скоро ему
конец. I

В. АНТОНОВ.

РАМОН БУДАПЕШТА, 3 января.
О

Хлебные обозы-—в фонд Красной Армии. ,

КИЕВ. 3 января. (Т АСС). Колхозы Ук- мии они доставили 10 тысяч пудов пшени-

ранны и se 1945 ee elas i по- цы и ржи. Колхозники Херсонщины сдают
мощь Красной Армии. Колхозники Карлов-

ского района Полтавской области оргачи- в этот фонд хлеб из личных запасов. Кол.

хозы только Белозерского района вывезли

зовали хлебный обоз из 200 подвод. На за-
готовительные пункты в фонд Красной Ар- свыше 22 тысяч пудов зерна,

Возрождаются совхозы

НАИВНО Латвии
Е = НОВОЙ вин 7 РИГА, 3 января. (По телеф, от соб. корр.).

За время оккупации немцы полностью раз-
рушили совхозы Латвийской ССР. Сейчас
в совхозах снова возрождается жизнь. Вос-
станавливается 21 хозяйство. В них уже
собрано несколько. десятков тракторов.
Имеется 510 голов крупного рогатого скота,
на-днях поступит еще 150 голов. Совхозы
ббзаводятся свиньями, овцами, лошадьми.
Производятся засыпка и сортировка семян.
Назинаются ‘вывозка, удобрений, ‘ремонт
тракторов и сельскохозяйственного инвен-
Taps.

Возродить Колхозный обоз

В минувшую страдную пору перевозок, возрождения колхозного транспорта была
сельскохозяйственной продукции нередко  выполнена полностью и в срок, необхо-
можно было встретить на дорогах Харь-  димо уже сейчас, в самом начале зимы,
ковщины самые замысловатые «образцы»   предостеречь некоторых руководителей
гужевого транспорта: возы с разными по  от самонадеянности, самотека и прово-
размерам и назначению колесами, брич-  лочек. ae
ки, собранные из частей рессорной пролет-  — Вее развертывается как нельзя
ки, молотилки, разбитые нашей артилле-   лучше. Организациям задания спущены,
рией немецкие тягачи, автомашины. Все, никто не возражает. Наоборот, все под-
к чему только удавалось приладить воле- держивают их и стремятся выполнить, —  .
со, было пущено в ход, чтобы возместить   заявляет, заместитель председателя ис-
недостаток колхозного транспорта. —   Полкома Харьковского областного Совета

Немцы уничтожили не только ав-  Депутатов трудящихея тов. Шибаев. —
томобильный парк колхозов Харьковской У меня нет никаких оснований усомнить-
области. но и разорили гужевой тран-  СЯ В том, Что нынешней зимой мы успеш-
спорт, которым Tak богаты были села но справимся с восстановлением колхоз-
Харьковщины. Например, в Красноград- ного 06032. $
ском районе, одном из крупнейших в 0б- Так ли все оботоит благополучно, как
ласти, всего 360 бричек, значительная кажется тов. Шибаеву?
часть которых в самом плачевном с0-  За одиннадцать месяцев прошлого го-
стоянии. Двумя-тремя повозками распола- да предприятия Облместпрома при плане,
тают здесь сельскохозяйственные артели, предусматривающем изготовление 2.600
имевшие их до войны по. 15—20. Мо и ООН бричек, выпустили их только
таким ничтожным 060зом может похва- 300. Зима уже наступила. Но в Богоду-
титься далеко не всякий район Харьков-   Ховоков. Ераснокутском, Чугуевеком, Ку-
HEEL.    пянском и других райпромкомбиналах все

Перед местной промышленноетью Харь- еще засехают и планируют. Выискивает-

С * ся множество  «об’ективных» Причин,
ковской области стоит неотложная зада-  чтобы оправдать невыполнение в срок
ча: наладить обозостроение, которым 0б-

_ 0б- заказа, которого © нетерпением ‚ждет
ласть славилась до войны, возродить В ‘уолхозная деревня. Исполкомы райсове-
течение нынешней зимы колхозный гуже-

а аа мирятся с таким положением, не при-
иные довести его до pasMePOB! нимают действенных мер...
, : Руководители Обллегиромсоюза и 0бл-
В исполкоме Харьковского областного act р

б т : sce Abeer металлеоюза — организаций, которые
овета депутатов трудящихся разрадота- вместе с Обяместпромом должны выпол-

нить программу по строительству 15 ты-
сяч новых возов, — ждут, когда им до-
ставят лесоматериалы, металл, квалифи-
цированную рабочую силу, оборудование.
Очевидно, они. рассчитывают на то, что
кто-то за них изготовит все трудоемкие
детали,

«Летом готовь сани. а зимой — Tere-
гу». Восстановление колхозного гужевого
транспорта — большое народнохозяй-
ственное дело.

В Академии медицинских
наук СССР

Первое заседание президиума

Под председательством президента Ака-
демии медицинских наук СССР Н. Н. Бур-
денко состоялось первое заседание прези-
диума академии. А. И. Абрикосов избран
первым вице-президентом. На вице-прези-
дента М. С. Малиновского возложено ру-
ководство научно-организационными вопро-
сами. Проживающий в Ленинграде вице-
президент П. А. Куприянов возглавит Ле-
нинградское бюро: академии и будет руко-
водить вопросами военной медицины. На-
учными кадрами академии будет ведать
академик И. В. Давыдовский. Распределе-
ны Также обязанности и между членами
oan ica — академиками Л. А. Орбели,

. Ю: Джанелидзе и А. А. Богомолькем.

_На первом заседании президиума обсуж-
дался вопрос о предстоящих выборах дей-
ствительных членов ‘и членов-корреспон-
дентов академии. Для подготовки этих
выборов создана комиссия под председа-
тельством академика П. Г. Сергиева.

В связи с переходом в систему академии
ряда институтов Наркомздрава СССР в. них
будет произведена аттестация всех науч-
ных работников.

зимние месяцы. Предприятиям местной
промышленности и промысловой кеопе-
рации предстоит своими силами из мест-
ных материалов изготовить не менее
пятнадцали тысяч новых колхозных
бричек. Намечено также силами KOT
хозов капитально отремонтировать не
менее десяти тысяч бричек.
Большое и нужное дело. Успех его в
значительной мере предопределит сульбу
уборки урожая будущего года и лальней-
шее восстановление сельского хозяйства
области. Но для того, чтобы программа  г. ХАРЬКОВ.

ОАО TATE)

Выставка проектов Центральной
площади Сталинграда

Вчера, 3 января, в Москве в Доме ар-
хитектора открылась выставка проектов
Центральной площади. и монумента герон-
ческим защитникам Сталинграда. Выстав-
лены 50 работ. архитекторов Москвы, Ле-
нинграда, Свердловска Куйбышева, Ерева-
на, Баку, Владивостока — участников за-
кончившегося конкурса, об’явленного * Ко-
митетом по делам архитектуры при СНК
СССР и Союзом советских архитекторов.

В ближайшее время жюри конкурса от-
берет для премирования лучшие проекты.

‚А, ЭВЕНТОВ,
соб. корр. «Известий». `

ПЭ СЛЕЛАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»

«Государственная парикмахерская или частная лавочка?»

Исполком Челябинского городского Со- контроль с его стороны за ‚работой парикма-
вета депутатов трудящихся обсудил кор-   херских.
респонденцию ` «Государственная парикма-  Горисполком поручил выявить лиц, до-
херская или Частная лавочка?» (

цы. Особым вниманием этого кварталь-
ного комитета пользуются многодетные
матери.

Во многих городах Азербайджана вБаТ-
тальные комитёты шефетвуют над госпи-

талями, заботятся об удобствах раненых,

организуют для них вечера веселого, куль-
турного досуга. Поправившись и вернув-

шись на фронт, воины ведут переписку CO ~

своими заботливыми шефами. =
Квартальные и уличные комитеты OT-
лично зарекомендовали себя и во многих
других районах Азербайджана. Польза,
которую они приносят населению. несом-.
ненна. Советы, опирающиеся на них, ук-
репляют связи с избирателями. На ряду
© этим для самих активистов комитеты
являются школой общественной деятезь-
ности, развивая в них гражданское само-
сознание, способствуя политическому и
культурному росту.
К. ФАРАДЖЕВА,
секретарь Президиума Верховного
Совета Азербайджанской ССР. -

Гор. БАКУ.

Чем занимается районная плановая комиссия?

ки, чтобы они обеспечивали своевремен-
нов выполнение важнейших работ. Тби-
лисская же плановая комиссия совершен-
но не вмешивается в планирование кол-
X030B, Е

Если бы районная плановая комиссия
наблюдала за процессами, праисходящи-
ми в деревне, она не могла ды не заме-
тить того, что во многих колхозах из-за
неправильного планирования урожайно-
сти отбили охоту у передовых звечьев
бороться за высокий урожай.

Плановая комиссия в Тбилисском рай-
оне не оказывает ни малейшего влияния
на развитие сельского хозяйства и местной
промышленности района. Да и вообще на
Кубани районные плановые комиссии —
забытые отделы райисполкома. В двенад-
Wath районах края помещения пла-:
новых комиссий на замке. Там © дав-
них пор нет ни одного работника. Многие

выполняет и CBOM....
обязанности, Все 67 с6-.

же райисполкомы к подбору председате-.

лей плановых комиссий полхолят легко-
мысленно, направляя туда первых попав-
шихся под руку людей. Выселковский
райисполкем во главе плановой комибсии
поставил малограмотного и малоопытного
человека. Так же поступили Крымский и
Марьянский райисполкомы. Ясно, что
плановые комиссии в.этих районах ока-
зались неспособными справиться с зада-
чами, возложенными на них  государ-
ством. «ря

Большая вина за всё этб ложится на
краевую плановую комиссию. В крае не
было проведено ни одного семинара с ра-
ботниками районных. плановых комиссий.
Очень редко показываются в. районах
сами работники краевой плановой комис-
сии.

И. МОРОЗОВ,
соб. корр. «Известий»,
КРАСНОДАР. (По телефону).

Подготовка кадров советских работников

курсы председателей сельских Советов. В
течение трёх месяцев 40 слушателей изуча-
ли Краткий курс истории ВКП(б), Консти-
тучию, постановку организационно-массовой
работы и делопроизводства в местных Сэ-
ветах, а также прослушали цикл лекций по
агротехнике и животноводству.
Выпускников принял председатель испол-
кома областного Совета т. Иванов. Он
поздравил собравшихся с успешным окон-
чанием учёбы и поставил перед ними ряд
задач дальнейшей ‘практической. работы.
Начался новый набор на курсы. Состав
слущателей расширится до 60 человек.