ПЯТНИЦА, 5 ЯНВАРЯ 1945 г. № 4 (8614)

Агроном

Иван Викторович Туровский — глав-
ный агроном Мичуринского райземотде-
ла, авторителный и воеми уважаемый че-
ловек. Его популярность — результат
честной работы на колхозных полях,
настойчивой, борьбы за высокую культу-
ру земледелия, крепкой и трогательной
дружбы с юотоозниками. И. В. Туровский,
человек уже немолодой, сохранил юно-
шеский задор студенческих лет, подкре-
пив его богатым опытом. Трудится он
творчески, е огоньком, далеко загляды-
вает вперед. Но началое дело доводит
до конца.

Иван Викторович прежде всего навел
порядок в колхозном землепользовании.
Агронома поддержали районные органи-
зации и сельсоветы. Во всех колхозах
был установлен правильный восьмиполь-
ный севооборот с подсевом трав, неукос-
нительно соблюдаемый в районе уже де-
вять лет. Даже суровые военные годы не
нарушили этого порядка. В мичуринских
колхозах не нарушается чередование
культур. Так же кропотливо и настойчи-
во внедряет агроном в колхозное произ-
водетво агротехнику, постепенно услож-
няя и совершенствуя её. У мичурннеких
колхозников установилась хорошая тра-
диция — все делать во-время, добротно.

Главный агроном неутомимо раз’езжает

по полям, во все вникает, помогает Бол-  но бороться за урожай

вается в кабинете за составлением вся-
кого рода сводок и справок. Тов. Федоро-
вич, по собственному признанию, не
только не следит за агрономической лите-
ратурой, но «не успевает» читать газет.
В поле он редкий госзь. А если бывает в
колхозах, то ограничивается ролью рав-
нодушного наблюдателя. ~

Более года назад коллегия Наркомзема
СССР, познакомившись с опытом Черня-
нозской МТС в Лысогорском районе по
применению предилужников на трактор-
ной пахоте, рекомендовала его машинно-
тракторным станциям всей страны.
Вследствие беспечности и бездеятель-
ности т. Федоровича этот ценный опыт
оказался забытым, & предплужники рас-
теряны. Мудрено ли, что Лысогорский

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

район отличается примитивной агротех-
никой и низким урожаем.

Главный агроном Хоботовского райзем-
отдела тов. Конончук до такой степени
погряз в канцелярщине, что считает свой

ярко выраженный картофельный район
зерновым. Какую же,  спрашизается,
агротехнику внедряет т. Конончук в Хо-
ботовском районе?

Советский агроном располагает mupo-
кими правами и возможностями. И пря-
мой его долг —— оправдать народное до-
верие. Само собой разумеетея, что успеш-
агроном может

хозникам и, если нужно, твердо П01Ь-   только при заботливой поддержке руко-

зуется предоставленными
Подобного же отношения к делу он тре-
бует от старшего агронома ТС кот
участковых агрономов. Иван ВиБторович
пристально следит за всем новым в
агрономии, охотно учится житейскому
опыту у колхозников-правтиков.

ему правами.   водителей местных органов. К сожале-

нию, далеко не везде на Тамбовщине они
внимательно относятся к атрономам. В
плохой работе тов. Федоровича, несомнен-
но, повинен и председатель Лысогорекого
райисполкома тов. Разбитной, который
ограничивает деятельность — агронома

За И. В. Туровоким закреплена групи   маршрутом от райземотдела до райиспол-

холхозов Панского сельсовета:

«Завет кома и не находит для него более важных

Ильича», «Коминтерн», «Имени второго  обязанностей, нежели составление всевоз-
областного с’езда Советов» и <Политотде-  можных сводок и докладов.

лец». Отсюда передовой опыт распростра-

А сколько агрономов на Тамбовщине,

няется по всему району. В этих колхозах   не получая средетв передвижения, путе-
выросли замечательные мастера высоких из колхоза в колхоз пепгком,
урожаев — колхозные звеньевые Анна растрачивая драгоценное время. Неза-
Сергеевна Топильская, Зинаида Ивановна   дачливые руководители не видят в этом
Игнатова, комсомолка Лида Авдеева И греха и не считают своей обязанностью
другие, собирающие с гектара по ДВа-  облегчить труд агронома. Бывает и ху-
дцать центнеров проса, по двадцать че-  же. Главный агроном Рудовекого рай-
тыре центнера овса, по 240 центнеров   земотдела тов. Бончажов кое-как обзавел-

ватусты,

ся лощадью. Когда об этом стало извест-

В колхозах бурлит живая творче- но в райисполкоме, здесь немедленно по-

ская мысль.
района. Сюда наезжают и звеньевые
других колхозов района — перенять их

мастерство. Не случайно колхозы района
ежегодно повышают урожай на полтора-

Здесь учалея агропомы становили; отобрать у агронома лошадь
из для нужд исполкома. Хорошо, что агро-

HOM оказался настойчивым, — ему оста-
BRIM Tomar.

Мало внимания згрономам уделяют

два центнера на гектаре. «Урожай укра- облисполком и ег земельный отдел.

тает агронома», — говорит народная   3&
мудрость. Это всецело подтверждает орга-  помических совещания

год проведено всего два агро-
© главными

низаторекий и творческий труд И. В. Ту-   згрономами земельных отделов, которые

ровекого. \
Главный агроном Мичуринекого райзо—

были посвящены лишь одной теме —
введению правильных = севооборотов.

не исключение нз Тамбовщине. Таких аг-  Участковые же агрономы He помнят,

роном
тлавный агроном Врасивского райземот-
дела тов. Портных, главный агроном Ста-
ро-Юрьевского райземотдела тов. Игнато-
Ba, колхозный ‘агроном тов. Тафинцева,
Боторая стала председателем колхоза «От-
вет вредителям» и помогла ему занять од-
но из передовых мест в Сосновском рай-
оне.

Но в то же время главный агроном,
например, Лысогорского  райземотдела
тов. Федорович, опытный  специалиет,
превратился в канцеляриста. Он отеижи-

много. В их числе, например,  когдз их собирали в Тамбове.

Закончился сельекохозяйственный год.
Началась подготовка в новой весне. Сей-
час местным органам следует провести в
жизнь все необходимое для того, чтобы
агрономы могли в полной мере выполнить
евою важную роль в могучем общеколхоз-
ном движении за высокие урожаи, за уси-
ление помощи Красной Армии.

А. ЧЕРНЫШЕВ,
соб. корр. «Известий».
гор. ТАМБОВ.

Спектакли для школьников

В театрах столицы в дни зимних каникул
для школьников устраиваются утренники, В
Московском Художественном театре уже
прошло три таких спектакля. Были показа-
ны сказка Метерлинка «Синяя птица» и
пьеса Симонова «Русские люди». Малый
Академический театр дал 4 января для уча-
щихся комедию Островского «Волки и
овны» с участием Яблочкиной и Рыжовой.

Государственный Академический Большой
театр сегодня, 5 января, показывает на ут-

реннем спектакле классическую русскую
оперу «Сказка о царе Салтане». Все партии
исполняют ведущие артисты.

По два спектакля в день устраивает Цен-
тральный детский театр. Каждому предше-
ствует «елочная интермедия», в которой
фигурируют персонажи популярных русских
сказок.

Все московские театры организуют, кроме
того, бесплатные утренние спектакли для
детей фронтовиков.

В мартеновском пехе

первого металхургического
начальник цеха т. Костяной и первые подручные еоталеваров тт. Ганиев и Джахаев.

завода. На первом плане—

Фото Г, Гер.

Ковровые мастера

Бакинская ковровая мастерская. Прос-
торная комната уставлена вдоль стен боль-
шими и малыми деревянными рамами. На
рамах натянуто бесчисленное множество ни-
тей, тугих, как струны. Это—оснюва, по ко-
торой искусные пальцы ковроткачих вы-
ведут красочные узоры.

Перед одной из рам сидят на стульях
восемь пожилых женщин. Они положили
руки на нижнюю перекладину станка, точ-
но музыканты, выжндающие взмаха дири-
жерской палочки. По неприметнюму знаку
бригадира Чимнзз Мамедовой одна из жен-
щин Ухватывает пальцами свисающую
„красную нить и быстрым движением обво-
дит ею две параллельных «струны». Завя-
зан первый узел нового ковра, а всего та-
ких узлов предстоит сделать 11 миллионов.
3.500 рядов разноцветной окраски, выткан-
ных руками этих женщин, и составят, в ко-
нечном счете, ковер размером в 17 квад-
ратных метров. Внимательный глаз разли-
чит в сплетениях нитей до 150 оттенков.
Только профессионал знает, как они на-
зываются — холодный голубой или теплый
розовый. Но именно этими, почти непри-
метными, переливами красок и создается
чарующая гамма восточного ковра.

Древнее  азербайджанское = искусство
ковроткачества передается из поколения в
поколение, как бы по наследству. Чем от-
личается  куба-ширванский орнамент от
гянджа-казахокого, в чем особенности ба-
кинокого орнамента? До недавнего време-
ши это ‘было секретом небольшого круга
знатоков и мастериц, которых становилось
все меньше. И более чем своевременным
надо признать открытие при художествен-
ном училище коврового техникума.

Многим обязан Азербайджан в этой об-
ласти энтузиасту ковроделия Лятифу Ке-
римову. Выходец из Шуши (Нагорный Ка-
рабах) Лятиф с отроческих лет пристрасе-
тился к народному искусству. Будучи са-
моучкой, он стал крупнейшим в республи-
ке орнаменталистом. В его памяти удержи-
вается множество самых искусных орна-
ментов, порождённых в различных восточ-
ных странах. Он влюблен в свои родные
азербайджанские орнаменты и тщательно
следит за сохранением их в чистоте. Но
Керимову меныше всего свойственен кон-
серватизм. Талантливый художник, он яв-
ляется создателем нового советского орна-

мента, который украшает уже не один де-
сяток ковров. По его эскизам в ковровую
кайму впервые были вплетены листья хлоп-
ка. Сохранив общий колорит орнамента,
Керимов обогащает его современной воен-
ной тематикой. Природный вкус и отличное
знание особенностей ковроткачества спо-
собствуют «вживанию» новых мотивов в
традиционную канву. Керимов создал и
возглавляет ковровую мастёрскую, он не-
престанно занят подготовкой новых кадров.

Ткачихи, работающие-в мастерской, пред-
ставляют и старшее, и младшее поколения.
70-летняя Захра Алиева и поныне остается
той же искусницей, какой была в девиче-
ские годы. С ней успешно соревнуются Ха-
ва Асланова и Дада Зейналова. Они вы-
ткали шелком портрет товарища Сталина,
им принадлежит чудесной расцветки ковер
с гербом Азербайджана, они вернули к жиз-
ни старинные орнаменты е неподражаемым
подбором красок. }

За стеклянной перегородкой мы знако-
мимся с «предисторией» ковра. Здесь си-
дят художницы — творцы эскизов, кистью
и пером намечающие Te линии, которые
ткачихам предстоит воплотить, в шерсти и
в шелке. Софья Мамедова и Любовь Прос-
вирина, многое перенявнтие от своего учи-
теля Керимова, не повторяют его, а ведут
вперёд искусство ковроткачества.

Подлинное художественное наслаждение
получаешь в этой мастерской. Но уходишь
отсюда и с чувством досады, — досады за
недостаток внимания к сложному и свое-
образному делу. Ковровая артель входит
в ‘систему промысловой кооперации. Сюда
порой заглядывают её представители, —
холодными, `безразличными глазами они
скользнут по чудесным коврам, а затем по-
гружаются в хозяйственные расчеты, так
же, как сделали бы это в сапожной мастер-
ской. н

Несравненно больше радости доставило
бы мастерам ковроткачества, если б их по-
сещали работники Управления по делам ис-
кусств, если б с ними беседовали лучшие
художники Азербайджана. Ковроткачест-
во — не только промысел, это — высокое
искусство. Помогать его дальнейшему рас-
цвету — не зазорно для каждого, кто заин-
тересован в судьбах народного искусства.

Я. ГИК,
  ©06. корр. «Известий».
гор. БАКУ.

Помощь архитекторов народным стройкам МТС

“ХАРЬКОВ, 4 января. (По телеф. от соб. мочь в архитектурном оформлении соору-

корр.). Коллектив архитекторов Харьков-
ского отделения Горстройпроекта Нарком-
строя СССР решил притти на помощь кол-
хозникам Харьковщины,  восстанавливаю-
щим МТС методами народных строек.
Группа архитекторов — Яновицкий, Ру-
синов, Моторин и другие — обязалась по-

жений одной из восстанавливаемых МТС
области. Работники Горстройпроекта обра-
тились ко всей архитектурной обществен-
ности Харьковской области с призывом
развернуть соревнование за действенную
И помощь народным стройкам
мт у

Семья патриотов Фирсовых

ВЛАДИВОСТОК, 4 января. (По телегр.
от ‘соб. корр.). Большюму патриотическому
делу посвятили свою жизнь директор Во-
роииловского пивного завода, старый боль-
шевик Михаил Григорьевич Фирсов и его
жена Евгения Аркадьевна. Они воспитали
двадцать четырех сыновей. Правда, боль-
шинство ‘из них — не родные дети Фир-
совых, но тем более благородным является
их подвиг.

В 1923 году Михаил Григорьевич встре-
тил на владивостококом рынке беспризор-
ника Петра Новикова. Он понравился Ми-
хаилу Григорьевичу, и последний рептил
взять его на воспитание. Евгения Аркадь-
евна поддержала мужа. Мальчик быстро
привык к новой семье, поступил учиться и
впоследствии стал офицером Военно-Мор-
ского Флота.

Через несколько лет в семье появился
второй сын-—Волоця Фирсов. В 1932 году
был взят из детского дома Михаил Фек-
листов. Через два года, во время команди-
ровки в Свердловск, Михаил Григорьевич
встретил сироту Васю Трифонова, которого
он также взял на воспитание. Постепенно
число детей дошло до двадцати четырех.
Одни из них жили в квартире Фирсова,
другие в комнатах, специально отведенных

для них в заводском доме. Но все они—
и родные сыновья, я приёмные дети—чув-
ствовали себя одинаково в этой дружной
советской семье.

Комсомольская организация помогала
воспитывать детей, однако основную тя-
жесть заботы о них несла чета Фирсовых.
Все свое свободное время Михаил Григорье-
вич н Евгения Аркадьевна отдают восли-
танию ребят, и это стало основным содержа-
нием, смыслом их жизни.

Подрастая, сыновья поступали работать
на заводы, уезжали учиться, призывались
в армию. Но никто из них не терял и не
теряет связи с семьей, где они выросли и
воспитались.

В первый год войны пятнадцать воспи-
танников Фирсовых были призваны в Крас-
ную Армию защищать свое отечество,
свою семью. В дальнее плавание ушли по
комсомольским путевкам Валя Фирсов, Во-
лодя Пугачев, Алеша Загорный.

Яшики письменного стола Михаила Гри-
горьевича хранят множество писем. Число
их растет с каждым днем. Они идут из мно-
гих городов страны, поступают с фронта от
гвардейца Владимира Фирсова, от летчика
Василия Трифонова, от танкиста Михаила
Алексеева, от моряка Петра Новикова.

Грибоедовские дни.

Московский Государственный универси-
тет имени Ломоносова готовится отметить
150-летие со дня рождения А. С. Грибое-
дова. ‘

На филологическом факультете для сту-
дентов и аспирантов отделения русского
языка введен специальный курс изучения
творчества великого писателя. Курс ведет
член-корреспондент Академии наук СССР
профессор Н. К. Пиксанов. В  грибоедов-
ские дни на предприятиях столицы и в под-
шефных колхозах студенты и аспиранты
выступят с докладами о жизни и творчест-
ве Грибоедова. В конце января факультетом
будет проведена научная конференция, по-
священная юбилею гениального писателя.

МГУ готовит сборник, в который войдут

РОСТОВ-на-ДОНУ, 4 января. (По те-
леф. от соб. корр.). Исполком Ростовско-
го областного Совета утвердил комиссию
по проведению 150-летия со дня рождения
А. С. Грибоедова. В городах и станицах
Дона будут организованы вечера, лекции,
беседы и выставки, посвященные жизни н
творчеству великого русского писателя.
К юбилею готовятся все театры и клубы.
Ростовский театр имени Горького, Ново-
черкасский драматический театр в юбилей-
ные дни покажут «Горе от ума», окружной
Театр Красной Армии и Таганрогский театр
имени Чехова готовят «Свою семью». Сце-
ны из произведений Грибоедова готовят
Ростовский театр комедии, Шахтинский,

статьи о Грибоедове профессоров Пиксано-
ва, Нечкиной, Винокура, Виноградова и
других. i

Сальский театры и артисты филармонии.
Областное издательство выпускает коме-
дию Грибоедова «Горе от ума».

Маленький фельетон

Чего только не изобретут в иных канце-
лярских дебрях! И если бы бюрократы по-
рой не оставались в тени, можно смело ска-
зать: исполком Дзержинского районного Со-
вета города Харькова и его председатель
т. Кирсанов давно получили бы всеобщее
признание. :

Неизвестно, сам ли Кирсанов является
автором чновейцих правил» приема посети-
телей в означенном исполкоме, или он
только пожинает плоды творчества своих
подчиненных. Так или иначе, но сии «прави-
ла» поражают своей оригинальностью. Ого-
вариваемся: эти правила нигде не опублико-
ваны, но тем не менее являются неписанным
законом Дзержинского исполкома.

Шесть часов утра. У под’езда большого
здания на Сумской слоняются взад и вперед
продрогшие посетители Дзержинского рай-
исполкома. У одного из них в руках епи-
сок желающих попасть на прием к пред-
седателю. В списке давно уже значится
двадцать фамилий, хотя начинается приём
лишь в двенадцать часов дня.

Люди в очереди отлично знакомы с поряд-
ками в этом красивом, но на редкость него-
степриимном здании. Многие из них не раз
пытались попасть в «двадцатку», как не без
иронии здесь называют список. Но, чтобы
представить себе участь 21-го посетителя,
тёрпеливо дождемся у под’езда райисполко-
ма девяти часов утра. В тот час на крыльце
появится секретарь председателя исполкома
Смольнякова. Она принимает список и не-
сколько раз пересчитывает, не затесался ли
в очередь двадцать первый. В это время из
очереди выходит женщина.

— Товарищ секретарь, — говорит она, — я
немного опоздала, запишите двадцать первой.

— А вы разве не знаете, что председа-
тель принимает только двадцать человек?—
отрезает Смольнякова. — Список закрыт.

Посетительница приводит исключитель-
ные обстоятельства, У нее болен ребенок.

m4

й посетитель

Его нужно было рано утром доставить в
больницу, и она не могла притти раньше.
Девушка на крыльце неумолима.
— Придете завтра...

Однако, попав в «двадцатку», вы еще да-
леко не уверены, что сегодня Кирсанов вас
примет, ибо в кабинете председателя, увы,
двё двери. У одних дверей часами безре-
зультатно дежурят обыкновенные граждане,
счастливые уже хотя бы тем, что они попа-
ли в список. В то же время другая дверь
то и дело открывается перед «особыми» по-
сетителями. Принадлежность к этой приви-
легированной категории чаше всего опреде-
ляется знакомством с секретарем председа-
теля или с другими из работников исполко-
ма. И часто бывает, что Кирсанов не прини-
мает и половины людей, включенных в зло-
получную «двадцатку».

Канцелярская «самодеятельность» в Дзер-
жинском исполкоме так и бьет ключом. От-
делы стараются перещеголять друг друга в
бюрократических затеях. Пальма первенства
принадлежит жилищному управлению и его
заведующему тов. Буценко. Тут тоже посе-
тители дожидаются на улице с 5—6 ча-
сов утра. Тут тоже существует список, но
попасть в него — лишь самая незна-
чительная часть дела. Секретарь жилищ-
ного управления Фурманова вносит свои
коррективы в представленный список.
Мельком взглянув на протягиваемые гй со
всех. сторон документы и заявления, Фурма-
нова быстро и безапелляционно пронзво-
дит, как здесь говорят, «сортировку», в
результате которой на прием к заведую-
щему жилищным управлением допускает-
ся иногда не больше двух-трех человек.

Посудите сами, как можно оставаться
равнодушным к тому, что происходит в
Дзержинском райисполкоме, и можно ли
не воздать должное Кирсанову, Буценко

и иже с ними.
1 А. ЭВЕНТОВ.

В небольшом гороле

Мороз. Далеко разносится скрин по-
хозьев по снегу. Лошади, тянущие возы,
выдыхают клубы пара. 3a деревья-
ми парка скрыты фабричные трубы,
и отсюдь не сразу бросается в глаза,
что Шуя город фабрик Между тем этот
древнеславяиский городок издавна славил-
ся различными промыслами. В старину на
городском гербе Шуи изображался кусок
мыла: одиннадцать заводов Шуи снабжали
мылом большую часть Росеии. Славился
город и кожевенными, скорняжными, сы-
ромятными заводами. Историки города
любят отмечаль, что в 1722 году Шую
посетил Петр Великий. Он приказал испра-
вить шлюзы на маленькой, но судоходной
Тезе, кожу выделывать «новым манером»,
из шерстяных отходов катать войлок, a
двух наиболее «дошлых». мастеров от-
править в Москву на обучение.

Сейчас в Шуе много самых разнообраз-
ных производств. Один только горпром-
комбинат об’единяет до десятка предприя-
THH — целаулоидных, сапоговаляльных,
гончарных, деревообделочных и других.
Но главное богатство Шуи — текстиль.

*

Горох erour на левой стороне (отсюда и
его название: правая сторона — десница,
левая — шуйца, шуя), а вдоль всего
правого берега тянутся приземистые кор-
пуса <0б’единенной мануфактуры», даль-
ше высится украшенное флагом четырех-
этажное здание «Шуйекого пролетария»,
8 там видны Ново-Тезинекая трикотажная
я другие фабрики.

40 лет назад здесь нашел благодарную
почву для революционной деятельности по-
сланец большевистской партии Михаил
Васильевич Фрунзе.

В небольшом сквере на Советской улице
высится его бронзовая фигура. Выдаю-
щийся организатор и полководец Ёрасной
Армии изображен здесь не в шинели вои-
на, а в пиджаке рабочего — таким береж-
но и гордо хранят в памяти образ своего
«Арсения» рабочие Шуи.

Фабричный город, как и вся страна, от-

предприятия текстильной Шуи досрочно
выполнили годовую программу, дав стране
почти на десять миллионов метров тканей
больше, чем в 1943 году. Это стоило боль-
шого напряжения сил. Много рабочих рук
взял фронт, на фабрики пришла молодежь,
которую надо учить и дисциплине произ-
водства, и трудовой квалификации, и
Жизни.

Неоценимую помощь оказывают родным

цехам старые производственники Шуи,
ветераны. текстильного труда.

Более полувека работает на «0б’еди-
ненной мануфактуре» механик ситцевой
фабрики Алексей Никандрович Зайцев. Он
хорошо помнит старых хозяев братьев Ру-
бачевых, фабриканта-самодура Павлова,
жестокие порядки, существовавитие тогда
на <«Ситцевой». Большой жизненный путь
пройден им, он работал вместе с Фрунзе,
учился у него. В 1917 году А. Н. Зайцев
стал помощником механика. После тяже-
лых лет разрухи, когда фабрики были
«заморожены», он восстанавливал котель-
ную, ремонтировал дизеля и механизмы
в отделочной и ткацкой.

Годы сделали фабрику родным домом
для Алексея Никандровича. Давно уже
пришло время переходить на пенсию, но
старый рабочий каждое утро одним из
первых появляется в фабричных цехах и
на целый день, & иногда и на часть ночи
погружается с головой в хлопотливую про-
изводственную работу. Много хороших
слесарей, шорников, емазчиков, плотни-
ков, под’бмщикев воепитал на евоем веку
этот крепкий человек ¢ прищуренными
веселыми глазами.

— Как гудок позовет, так, я и на фаб-
рику, — говорит Алексей Никандрович.
Но не только зов гудка, зов времени, забо-
та о судьбе страны в суровые дни войны
вдохновляют на ежедневный трудовой
подвиг его честную душу.

На фабрике много рабочих, чей произ-
водственный стаж измеряется четырьмя и
пятью десятилетиями. Годы тянут их на
пенсию, а сердце влечет в труду на благо

ря по котельному оборудованию С. М. 061-
хова, старшего напорщика валов М. J.
Часова, начальника затотовительного це-
ха А. И. Сеткина, старых производствен-
ников — колориста П. Н. Каехлебова,
С. Ф. Колесова и многих других. Безуко-
ризненное знание своего дела, горячая
любовь к труду являются особенно неза-
менимыми в деле воспитания молодых ра-

бочих.
*

Ткачихи, занятые на двадцати четырех,
а то и на двадцати шести автоматических
ткацких станках, могут быть без преуве-
личения названы героинями. Цех, где они
трудятся, старой постройки, станки раз-
мещены здесь тесно друг к другу, обета-
новка, для работы нелегкая, работы много.
Многочасовой труд у шумных станкоз тре-
бует огромного наатряжения сил, упоретва,
трудовой воли, Тем не менее ткачихи Во-
ронкова, Абрамова, Максимова и другие
изо дня в день выполняют свои производ-
етвенные нормы на 180 и больше про-
центов.

Насущно важным является в фабрич-
ном городе бытовое обслуживание, орга-
низация отдыха и культурной жизни ра-
бочих. Здесь — обфасть совместных уси-
лий городекого Совета и фабричных орга-
низаций. На той же 0б’единенной фабри-
ке существует развернутая сеть очагов
бытового обслуживания — ОРС, детежие
вады и ясли, красный уголок (он заменяет
большой клуб, временно занятый под гос-
питаль), библиотека, летний театр.

Работа здесь во многом зависит от ини-
циативы самих рабочих. Враеным угол-
ком руководит Нина Васильевна Лосева.
Она уже двенадцать лет работает на фа-
брике—была счетоводем, секретарем ком-
сомольской организации. Неутомимая,
жадная к жизни молодежь, да и старые
рабочие в свободное время выступают в
своём клубе в спектаклях драмкружка,
поют в хоре, посещают кружок кройки
И ПРИТЬЯ.

Для трудящихся ПТуи характерен высо-
кий интерес ко всем отраслям культуры.
Здесь одиннадцать тыеяч одних только
учащихся — цифра по отношению к 06-
щему числу жителей города внушитель-

воюющей родине.
Огромную пользу фабрике приносит тю-

даст свою трудовую дань войне. Ведущие! тувековой производственный опыт слесз-

ная, вызывающая чувство гордости. здесь
двадцать семь учебных заведений и в их
числе—институт, два техникума, фельд-

шерско-екушерская школа, школы  фа-
бричней молодежи. В Шую не часто за-
глялывалот докладчики и актеры из Ива-
нова, еще реже из Москвы. Зало город
раслолагает сильным отрядом активной
интеллигенции. Заслуженный учитель
И. М. Морев, директор 2-й средней школы
А. Марычева, инженер Прилуцкий, врачи
А. И. Маклашин, А. К. Филинпычев и дру-
гие принимают живейшее участие в куль-
турной жизни горела. Преподаватель-0б-
шеслвенник Б. И. Краснов прочитал свы-
ше двухсот лекций в госпитале, на фа-
бриках, в парткабинете. Историк, знаток
прошлого Шуи В. В. Рыжов написал кни-
гу © роднем городе. р

В городе отличный новый кинотеатр
«Родина» и свой драматический театр.
История этого театра, как и многое
здесь, связана с именем М. В. Фрунзе.
Цо указанию Михаила Васильевича теа-
тру было передано здание 6. Благород-
ного собрания, организована постоянная
труппа, ставитья за 25 лет одним из силь-
нейших театральных коллективов в обла-
ети. Достоинство репертуара театра—бли-
зость к современной тематике. Мы позна-
комились с двумя спектаклями: «Мамень-
ка» — А. Афиногенова и <Так и будет»—
В. Симонова. Зритель принимает спек-
такли очень тепло. Осенью прошлого
года лучшая часть актерского коллектива
выезжала на фронт, где ею с успехом бы-
ло дано 153 спектавля, получивших въ-
сокую оценку бойцов и командиров и
оставивших чувство глубокого уловле-
творения у актеров. Театр впитывает в
свой коллектив одаренных рабочих из
самодеятельных кружков (актер И. Ф. Ма-
каров и другие).

Важное место в культурной жизни го-.
рода занимает музей имени М. В. Фрун-
зе. В его работе принимают активное уча-
стие старые рабочие Шуи, лично знавшие
Михаила Васильевича. Здесь, в музее, мы
познакомились с начальником красильно-
го цеха В. Н. Сабуровым — одним
из близких соратников Фрунзе. Верный
благородным традициям своего города, он
до сих’ пор работает здесь на трикотаж-
ной фабрике. В Шуйский музей специаль-
но приехала из Ленинграда художница,
задумавшая написать картину о том, как
Фрунзе в 1906 году агитировал царских
казаков, присланных для подавления ра-

бочих забастовок. Сабуров подробно pac-
сказывает художнице о всей обстановке
этого исторического события, которому
сам он живой свидетель.

Руководит музеем старая общественни-
ца города Анна Яковлевна Костюченко.
Эта скромная, хлопотливая женщина
25 лет проработала в общественных ор-
ганизациях Шуи. В тяжелем труде, у
большого деревянного станка на рогож-
ном производстве прошла её юность.

— Теперь таких и фабрик-то не вид-
HO, — улыбаясь и, как все здешние жи-
тели, по-волжеки выделяя «0», говорит
Анна Яковлевна. — Вот рогожу-то, я
смотрю, делают где-то, а уж такой ямы,
какой была наша рогожная фабрика, на-
верно, нигде больше и нет на земле. —

Фрунзе был первым человеком, от ко-
торого Анна Яковлевна услышала сло-
ва окрыляющей душу правды. Ему она
дала отчёт о первом своём выступлении
на митинге. Образ бесстрашного револю-
ционера с открытым простым лицом и
умными ясными глазами навсегда остался
в душе Анны Яковлевны Костюченко. Она
стала активным советским работником,
училась, окончила комвуз. Благодаря её
горячей энергии за несколько месяцев до
начала Отечественной войны в Шуе был
открыт музей им. Фрунзе. С увлечением
принялась бывшая работница отыскивать
документы, фотографии, экспонаты, книги.
Сейчас музей, размещенный в светлых,
хорошо оборудованных залах, распола-
гает богатыми материалами о жизни и ра-
боте Фрунзе. Постановлением Наркомпро-
са РСФСР он отнесен к числу музеев рес-
публиканского значения.

*

Труд интеллигента здесь часто скромен,
лишен больших масштабов, но глубоко
ошибается тот, вто думает, что скромность
бесцветна. Нет, она лишена только кри-
чащих, режущих глаз красок, но всегда
имеет свое особенное, чарующее сияние.
Теплые и тонкие ее лучи способны про-
никать в самое сердце и вызывать чув-
ство искреннего и глубокого уважения, а
иногда живейший интерес всей страны к
работе скромного’ патриота небольшого

тор, хирург, ученик академика В. П. Фи-
латова. В его кабинете с бревенчатыми
стругаными стенами можно узнать уди-
вительные истории о том, как возвращает-
ся людям потерянный ими мир: Твердов
одним из первых в стране хирургов в
условиях обычной провинциальной боль-
ницы начал осуществление редчайших
операций по пересадке роговицы, опера-
ций, возвращающих зрение ослепшим.
В 1936 году в Ленинграде на 2-м вее-
союзном с’езде офталмологов Твердов
сделал доклад о первых пяти проделан-
ных им операциях. С тех пор число таких
операций умножилось в десятки раз.
Семен Евлампиевич влюблен в свою ра-
боту, в науку, которой он посвятил жизнь.
Со светящимися глазами рассказывает
этот уже немолодой человек о необык-
новенном чувстве счастья, с которым свя-
зано возвращение к жизни вновь прозре-
вающего человека. Один больной, которо-
му Твердов сделал пересадку рого-
вицы, увидел мир после многих лет
полной слепоты. Сорок километров к
своему дому он шел пешком, не желая
сесть на поезд, наслаждаясь своей спо-
собностью итти без посторонней помощи,
жадно поглощая глазами родную с дет-
ства природу, радуясь каждому новому
предмету, как давно желанной встрече.
Твердов-— уроженец соседнего с Шуй-
ским Палехского района. Университет-
ское образование он получил в Казани, а
затем вернулся в родные места. работал
сначала в Родниках, был переведен в
Шую. Разумеется, научно-практичесвую
работу столь сложного характера удобнев
проводить в лабораторных условиях. Но
задача таких врачей-новаторов, как С. Е.
Твердов, как-раз и состоит в том, чтобы
вывести передовые достижения науки из
ученых лабораторий и кабинетов в
ЖИЗНЬ.
В Шуе много таких людей, в любви ко-
торых к своей профессии, к своему делу,
в честном служении советской родине
отражается величие подвига, который co-
вершает наш народ во имя победы над

города.

В Шуе на улице имени писателя
Вихрева в небольшом домике с садом жи-
вёт Семен Евлампиевич Твердов — док-

фашизмом.
Ник. ЖДАНОВ,

спец. корр. «Известий».
гор. ШУЯ Ивановской области.