Растет и крепнет экономическая мощь Сталинского Урала

Победа смелой
технической мысли.

——

Челябинские домны строились
чески совершенными методами. Этим от-
личается работа коллектива «Челябметал-
лурготроя», навонившего за время войны
богатейтий опыт. Именно техническая
новизна, смелое решение сложных вопро-
сов строительства и монтажа позволили
коллективу соорудить гигалуовие домен-
ные печи в столь быстрый ерок.

Мы применили, например, взрывы грун-
та на выброс вместо того, чтобы рыть
землю лопатами и кирками, ибо знали,
что рабочих для земляных работ в усло-
виях войны получить будет трудно. При-
менив взрылы грунта, надо было  обеете-
чить своевременную его вывозку. ITO
быта нелегкая залача, Но и она была pe-
шена успешным вомбинированием работы
экскаваторов и железнодорожного транс-
порта.

При монтаже громоздких и трудоемких
элементов ломны широко’ применялся
укрупненный узловой метод сборки. Мон-
тажные работы велись на строительной
площадке и вне ее, а затем при помощи
похемных механизмов собранные узлы
ставились на место.

Чтобы успепино применить узловой ме-
тод сборки, пришлось непосредотвенно на
строительной площадке соорудить › мно-
жество оригинальных под’емных механиз-
мов. Именно это обеспечило нам высокое
качество и скорость в монтаже. На-
пример, монтаж кауперов вели 6 помощью
45-тонного паротутевого крана, деррика
и башенного крана, изготовленного на

техни-

пить ль ить ть те kA AER

Доменная ‘печь № 2 Челябинского  металлургического
Фото В. Чернышевой. (Передано по бильду)-

Челябинский металлургический...

Строители Челябинского металлургиче-
ского завода преподнесли стране прекрас-
ный новогодний подарок. В канун 1945
года введена в строй вторая доменная
печь, & днем раньше вступила в экоило-
втацию вторая коксовая батарея. 0бе эти
печи, обе батареи воздвигнуты в минув-
шем году.

Построить две домны и две кокоовые
батареи на одном заводе в течение одного
года в трудных условиях военного време.

площадке. Этими мощными механизмами
в один под’ём установили наклонный мост.
Несмотря на то, что монтаж велся укруп-
ненными узлами, точность работы была
весьма высокой. В самых неудобных
местах, там, где обычно работают верхо-
лазы на сложных лесах, налги люди, при-
способив легкие передвижные площадки,
спокойно и уверенно, а главное точно и
О вели монтажные ра-
оты.

Применение вовых технически совер-
енных методов позволило монтаж екруб-
бера выполнить в пять под’емов, & MOH-
таж каупера второй доменной печи уда-
лось выполнить за три дня вместо наме-
ченных 15 дней.

Еели на строительстве первой домны
мы только осваивали сложную технику
строительства и монтажа по-нозому, TO
уже на второй печи наш коллектив пока-
зал себя достаточно зрелым. Мастер
Прудников и на первой домне умело вел
монтаж оборудования. Но тогда имели
место еще некоторые неувязки. Участни-
ки ето бригады не веегда работали  сла:
женно. Совсем по-другому шло дело у того
же мастера Прудникова на второй домне.
Здесь он обнаружил незаурядные спо-
собности организатора. Монтаж зсего
оборудования бригада под руководотвом
Прудникова вела с опережением графика.

Весь коллектив строителей и монтаж
ников челябинских домен в дни войны
накопил богатый технический и органи-
зационный опыт, и это позволяет сжи-
мать сроки работ. На монтаже первой
домны было занято 196 человек, продол-
жался он 6 месяцев. На второй домне в
монтаже участвовало 63 человека, а са-
мый монтаж провели веего лишь за два
месяца.

Цод знаком борьбы за скоростные ме-
тоды сооружались первые две  домны
Челябинского металлургического завода.
Ham коллектив добился в этом немалых
успехов. Мы многому научились. Нани
люди овладели высокой технической куль-
турой строительства и монтажа. Выросптий
коллектив готов использовать все свой
знания, весь свой опыт на сооружении
новых 00 eRTOB.

А. КРЫЛОВ,
начальник «Доменстроя».

Е обед ОО Е Е ot lie i a tte i ee

ни — бесспорно, большое народнохо-
зяйственное событие.

В мае минувшего года, по случаю пус-
ка первой домны, нали коллектив получил
поздравительную телеграмму товарища
Сталина, в которой говорилось; «Выра-
жаю твердую уверенность, что волед за
пуском первой домны и агломерационной
фабрики вы введете в текущем году в
эксплоатацию две коксовые батареи и
вторую доменную печь». Сталинские слова
были восприняты нами, как приказ. Hime
упорнее трудились люди. В конце июля
была сдана в эксплоатацию первая кокео-
вая батарея мощностью 420 тыс. тонн
кокса в тол, а в конце декабря— вторая
коксовая батарея такой же мощности,
31 декабря в 18 часов вторая доменная
печь мощностью 350 тыс. тонн чугуна
в год выдала первую плавку.

Таким образом, наш келлектив с честью

оправдал доверие великого Сталина. ‘
Пуск двух доменных печей означает
ввод всего комплекса доменного цеха, ку-
да входит разветвленная сеть газо- и па-
ропроводов, воздухо- и водопроводов и
железнодорожных путей. Длина сооружен-

ных трубопроводов достигает 46,7 км., &
протяженность железнодорожных путей—
38,6 км. Только по второй домне уложе-
но свыше 1,2 миллиона штук кирпича,
6.600 тонн огнеупора, смонтировано He-
сколько тысяч тонн металлических конет-
рукций и технологического оборудования.

Пуск двух коксовых батарей означает
ввол в эксплоатацию огромного кокоохи-
мического завода с большим количеством
сложных, оборудованных по последнему
слову техники сооружений. Чтобы cy-
дить 06 об’емах выполненных работ, до-
статочно сказать, что на коксовых бата-
реях одного только огнеупора уложено
свыше 23 тысяч тонн, смонтировано
больше пяти тыеяч тонн металлических
конструкций и свыше 3.400 тонн обору-
дования и механизмов,

Одновременная е пуском второй домны и
второй батареи сданы в экеплоата-
цию вторая лента агломерационной фзб-
брики на Бакальском руднике и трет
котел теплоэлектроцентрали. В минувшем

году выстроено и уже заселено 25 тысяч

квадратных метров площади.

Такой значительный 0б’ем работ уда-
лось выполнить благодаря тому, что
строительство завода велось индустриаль-

Колхозная ГЭС дала ток

Для деревень, расположенных окрест
Вишенек и Яковлева, чудо произошло в
новогоднюю ночь. Первыми о свершив-
шемся узнали шоферы запоздавших ма-
прин, что проходили тем часом по большо-
му Тульскому тракту. Их изумили горевшая
электричеством большая красная звезда
и два ряда ярко освещенных изб дерев-
ни Яковлево, которая до того ничем не
отличалась от всех раскинутых по шос-
ев деревень. Как ни спешили шоферы,
они останавливали машины, узнавали, в
чем дело, и ехали дальше, торопясь к но-
вогодним столам. С ними вместе по окру-
ге летела весть: яковлевсвие и вишень-
ские колхозники станцию свою все-таки
Достроили и теперь с электричеством...

В Заокском районе Тульской области
идею постройки собственными силами
своей небольшой гидростанции, выдви-
нутую колхозниками артелей имени Ста-
лина и имени Шкирятова, в одних кол-
хозах встретили холодком, в других 6
явным недоверием, «Тут бы © хлебом

управиться или © картошкой, а они
станцию строить». И, поскольку чудес
не бывает, большинство  сходилось на

том, что станции не будет.

Не отступали от своего только яков-
левпы и их 6воседи. Они очень верили в
речку Скнигу, которая безотказно верте-
ла мельничное колесо. Они пригласили
спепиалиетов, спросили у них, можно ли
заставить Скнигу делать электричество,
и получили утвердительный ответ,

Затем вое пошло своим чередом. На-
чали заготовлять 166 и камень, возить
песок. закладывать фундамент плотины
и будущей станции, доставать 2630 и
другие материалы. Правда, все это было
очень трудно. Тем более трудно, что в
обоих колхозах решили строить станцию
отнюль не в ущерб хозяйству. Наоборот,
и яковлоевские, и вишеньекме колхозни-
ки дали cede слово: и станцию ‹ по-
строить, и’ еделать евои колхозы передо-
выми, чтобы никто их ни в чем не мог
упрекнуть. И они это одехали.

` На время стройки весь наличный €0-

став колхозников был разделен на две
части: одни только строили станцию, дру-
гие заменили их во всем по хозяйству.
И если в огородной бригаде одного кол-
хоза, скажем, было тридцать человек, то
осталось их только двадцать, хотя рабо-
тали они за всех, Поэтому огород дал вы-
сокий урожай — до восьмисот центнеров
овощей с гектара, поэтому оба колхо-
за выполнили первыми в районе все свои
обязательства и едали сверх плана около
двух тысяч пудов хлеба и больше 1.700
пудов картофеля и овощей. Так было не
только на огороде, Так же работали и на
зерновом поле, и на всех фермах, кото-
рых у каждого колхоза по четыре, и да-
же в школе.

Строительство поглотило веех. Душой
жо его были старики. Они действительно
вдохновляли своим примером каждого.
Все считали неудобным отставать от тех,
кому уже сравнялось по шестьдесят и по
семьдесят и кому, разумеется, труднее
было работать 15—17 часов, не разгибая
спины. А работали именно так. Кузнец
Егор Никитич Венин вместе с двумя под-
ручными делали крюки для изоляторов,
скобы для крепления свай, якорьки для

внутренних проводок. Может быть, и не

сложное это дело, но когда столбов по-
ставили более семисот, а на каждом из
них и по три, и по пяти изоляторов, ког-
да домов, получивших ток, больше двух-
сот. пятидесяти, да еще больница, да де-
сятка три хозяйственных построек, —
тогда о труде Егора Венина, обработавше-
го с товарищами в простой колхозной
хузнице двадцать тонн жесткого металла,
можно говорить только с уважением.
Вениных было много не только по фа-
милии (Яковлево богато однофамильца-
ми, как любая деревня), a mo делам. И
Иван Симакин еще с пятью колхозника-
ми заколотил нз плотине сто огромных
свай. До того шестьдесят женщин и под-
ростков под его же руководством вынули
в одном месте шестьсот кубометров пес-

ий   реведены на другие стройки страны, мы,

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 ЯНВАРЯ 1945 г, № 6 (8616)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

!

Пятидесятилетние
но спилены немцами,
толстые ветви образуют
дающий доступ
все испешрено

Новая домна дала
2,5 тыс. тоны чузуна

стия. Пустые трамваи, то
то изрешеченные пулями,
собили их было дая переброски резервов с
участка на участок. 0 том прознали на-
ши разведчики, и... трамваи не дошли к
месту назначения. Глубокие воронки от
взрывов, завитая воздушной волной В
бесконечную спираль трамвайная и теле-
фонная проволока. Пробираться по этой
улице трудно. ‘ 4

На улице Ракоци был немецкий узел
обороны. Тут особенно сильны разруше-
ния Из чердачного окна углового дома
свесился трун немца. На желтой стене
застывшая кровь. Руки спущены вниз.

Они уронили автомат, который повие на
сучьях  ободранного

взрывом дерева.
альцы мертвого врага растопырены,
словно хотят дотянуться до оружия и В
бененой ярости вновь стрелять и 10
идущим по улице бойцам, и по мелькнув-
пей в окне женской фигуре...

Над нашими штурмующими колонна-
ми несется клич: «Если враг не сдает-
ся, его уничтожают!» Немец, который
повие на переплете , чердачного  OKH,
отрелят в спину. То ранит артиллериста,
вытаскивающего пушку, то убъет авто-
матчика, пробравшегоея через завал, 19
пулей преградит дорогу саперу. Врага
обнаружил и убил разведчик Малыитев.
Дома — огневые точки, порекрестки —
узлы сопротивления, площади —— места
для ловушек и западней. Прочищаются
каждый проулок, подвал, чердак, погреб.
Мой спутник, лейтенант Степанов,
родом из Ижевска. Он останавливается у
дома № 99. Тут магазин красок. В про-
й и крышей пробои-

ЧЕЛЯБИНСК, 6 января. (По телегра-
фу). Вступившие в экоплоатацию накану-
не нового года вторая домна и коксовая
батарея № 2 с каждым днём набирают тем-
пы и увеличивают размеры производства.
Новая печь, а также батарея работалот бес-
перебойно. Вторая челябинская домна ©
момента пуска уже выдала около 2,5 ты-
сячи тонн чугуна. Вачество чугуна хоро-
шее.

Челябинский
металл—Фронту

Наш завод — одногиз самых молодых
металлургических предприятий на Урале.
Вместе со всем советеким народом кол-
лектив челябинских металлургов BHEC
свою долю в великое дело разгрома врага.

В суровое время войны началось
строительство крупнейшего в стране \Че-
лябинского завода качественной метал-
лургии. Несмотря на большие об’бмы ра-
бот, на крупное железнодорожное строи-
тельство, на сложность монтажа оборудо-
вания, через год © небольшим первая
электропечь уже дала плавку высокока-
чественной стали.

Это было в апреле прошлого года. С той
памятной поры почти; каждый месяц при-
носит новые успехи. В строй ветупает
один металлургический агрегат за другим.
Теперь уже вырос прекрасный завод,
оснащенный самой передовой современ-
ной техникой. Первая кокосовая батарея   свете между вывеской
и первая домна уже дали сотни тысяч на. Снесена часть крыши, но дом остал-
тонн кокса и чугуна. Плавят сверхпла-   ся цел. He
новую сталь мощные электропечи, © поз   ~~ Сорвин сработал, аккуратный
ной нагрузкой работают прокатные станы.   артиллериет: архитектуру не os и

врага уничтожил, — замечает Степанов

В канун 1945 Toma сданы в около осторожно обходит неразорвавшуюся
тацию вторая домна и вторая коксовая  ин,
батарея, а также вторая лента агломера-  В эти дни проелавилась батарея стар-
ционной фабрики и третий котел ТЭЦ.   ero лейтенанта Сорвина. Она недалеко.

Полнокровной жизнью живёт молодой Орудия ее бьют прямой наводкой. Плен-
металлургический завод на Южном Урале. ный немец показал, что в здании с тре-
Его металл воюет, ускоряет победу над! мя высокими шиилями три наблюдалтель-
врагом. ных пункта. Полковник Пешков спралти-

вает Сорвина:

В процессе освоения мощных, техии-   __ Попалете?
чески сложных агрегатов росли и воспи-  __ Попаду. -
тывались замечательные кадры. Много и
плодотворно поработали доменщики Ада-  разбегутся.

завода.

ными, скоростными методами. Наличие на
плошадке мощных подсобных предприя-
тий дало возможность бесперебойно спаб-
жать строящиеся об’екты необходимыми
материалами.

Героическими усилиями коллектива
строителей немногим более чем за два
года создан Челябинский металлургиче-
ский завод, который становится крупней-
шей металлургической базой на Южном
Урале,

Коллектив наш молодой, еложилея ов
во время войны. Многие его участники
работали на оборонительных рубежах. Сей-
час он крепко сплотился, накопил бога-
тый опыт и способен выполнить любое за-
дание партии и правительства.

Душой стройки, вожаками в социали-
стическом соревновании являются строи-
тели-большевики. С большим задором и
высокопроизводительно трудятся KOMCO-
мольцы, молодежные бригады. Моло-
дой сварщик Жерновой установил на
нашей стоойке воесоюзный рекорд по
автоматической сварке. Имена молодых
строителей — комсомолок Веры Ифимо-
вой и Дуси Федотовой хорошо известны
на площадке и пользуются у нас уваже-
нием.

Коллектив строителей первой и второй

коксовых батарей возглавлял инженер  рюков, Кузьмин, Крушинский, Кубаров,  -— Й сразу попаду. По
Павский. Основными монтажными рабо-  (одых, Салтыков, Кащенко. Инженеры- наблюдателя.
тами руководил инженер Хохлов. В х0д6   хоксохимики Вамм и Сазонов хорошо ор-  = Действуйте!

стройки своими успешными показателя
ми выделились производители работ Коль-
чуг, Петраликов, Богатов, Вайнштейн, Во-
лесников и много других. Сооружение
второй домны велось под руководством
инженера Крылова. На монтаже и строн-
тельстве доменного цеха отличились тт.
Назаркин, Корчагин, Мусман, Максимов,
Рыбальский и многие другие. На строи-
тельетве пусковых об’ектов прекрасно се-
бя проявили коллективы, возглавляемые
тт, Вановеким, Вейлиным, Горным, По-
летаевым, Захаровым, Турмановым, Стро-
киным и Брайлиным. Несмотря на извеет-
ные трудности, коллектив, возглавляемый
т. Волик, успешно справился © выполне-
нием плана жилищного строительства.

В арсенал победы наш коллектив внее
и свою лепту. Тысячи тонн высококаче-
ственного металла, выплавленного в це-
хах выстроенного нами завода, прибли-
жают час окончательной победы над гит-
леровскими разбойниками.

В 1945 году нам предстоит слелаль
больше работ, чем в минувшем, И хотя
многие участники налнего коллеклива пе-

ганизовали процесс производства, и вылиг   т ea oer Saath agg en
кокса растёт день ото дыя. Слаженно ра- inate словно срезаны. Неприятельская
ботают сталеплавильщики — Начальник батарея ослепла. Наши пехотинцы пробе-
цеха Бородулин, инженеры Михайлов И гают открытое место и врываются в дом.
Хижниченко, еталевары Иващенко, Зи- По улице брызгами разлетаются осколки
мин, Комальдинов, Хрулев и Бухарева.  кирпича, штукатурки, горячего металяа.

Завод строится, расширяется. В тесном алны твардейских миномётов. Бажет-
содружестве со строителями нам необхо- Ore   ha weg ei а  o
димо в короткие сроки ввести в действие Но вдруг вё — и разрывы, и трескотня,
мартеновский цех, цех огнеупоров, теР- и артиллерийские залпы тонут в чудовищ-
мический цех, новые агрегаты тепло-  пом гуле. Он словно падает сверху. «Иль-
электроцентрали. На ряду с этим мы юшины» прочесывают город огнём и свин-
должны дать возможно больше металла с цом. Немцы откатываются назад. Броше-
действующих агрегатов. В разгаре зима.   но оружие. Разбиты пушки. Обломками
Необходимо обеспечить бесперебойное пи-   засышаны пулемётные гнёзда, кирпичом
тание завода сырьем и материалами, придавлены бронеколпаки, Вот что значит

МИ ВН УИ ПО, т те er И и следом за танками
q / rs > в ?
RUT HOWCA, производетво TUYHA, CTAMM,  . seromaroM Ha Mee, с сумкой за елиной,
проката. низко пригнувшись в рулю велосипеда,
Советские металлурги — люди дела. мчится боец. Это кубанский казак —
Мы хорошо понимаем, что нужны новые письмоносец Александр Кузьменко. Он
усилия, чтобы окончательно разгромить  спешит доставить письма, газеты и бое-
врага. Коллектив молодого Челябинского  вые листки на передовую.
металлургического завода до конца вы-  — Куда его черти несут! — воскли-
полнит свой священный долг перед ро- цает кто-то.
иной. М Я
д я. сокол, Привычный. Он и, в разведку

ходит, и письма доставляет, — говорит
директор Челябинского металлургиче-  замполит Столыпин
ского завода. г

Кузьменко уже скрылся в квартале
г. ЧЕЛЯБИНСК. окутанном дымом. fe Shes дом.
За дымовой завесой хотели улизнуть, но,
как только возник пожар, бойцы залегли
турбина и загорелись едва. видимыми   с наветренной стороны. Только немец
красными нитями лампочки, засиявитие вынырнет из дыма, его укладывает мет-
через минуту ослепительно-белым элеж- кая пуля.
тричеством. Тогда и лесок, оботупивиий Кузьменко роздал боевые листки. Они
станцию, и заснеженные берега СОкнипи рассказывают о тех, кто отличился сегод-
огласились восторженными эплодиемен- ты а листки мы находим и у раз-
тами, раскатами «ура». итой немецкой пушки, и в комнате, где

.   шел жаркий опашный бой. В
На митинге говорили колхозные и раион-  32 на к Er we casamiek удиц к у

ные руководители, говорили гости и те,  не приклеен листок. В нем написано:
кто строил станцию. Они называли свою   «Боезые друзья и товарищи! В боях зв
стройку великой, и для них она была дей-
ствительно такой, потому что она потре-
бовала огромного труда, напряжения всех
сил. Радуясь тому, что в каждой из хат
веть теперь свет, что освещены школы и

больница, все скотные дворы, баня, люди
заглядывали в будущее и, как о реальном, Ви а в честь
товорили, что теперь они пустят этеттро-   нефтяники Ленинского жа а
птерстобитку, откроют драночную мастер- минувшем году 15 тысяч тонн горючего
скую, дадут ток мельнице, устроят элек- сверх плана, увеличили действующий фонд
трические автопоилки на фермах, a кузнец   2 75 скважин, внедрили технические усо-
т вершенствования, начали осваивать
Егор Венин помянул © том, что у него бу-  нефтеносные плошади. Они обязали вовые
дет электрическое горно. *   полнить четырехмесячный ем
— Все налие хозяйстве пойдет вперед
благодаря «лампочке Ильича», — сказал
бригадир Мартин Калинычев, — И все
это теперь даром, з& воду бесплатную, за
наш великий труд...
«Лампочка Ильича»!

Так народ назвал зажегшуюся впервые
в крестьянской избе электроламиу. Это бы-
zo 8 1920 roxy, когда Владимир Ильич,
Rak большое торжество, отметил пуск в
подмосковной деревне Кашино первой
при советской власти сельской электро-\ Под и
станции. Целая эпоха прошла с тех пот.   в вом академика Б, Л,

веденского состоялось пе седан!
Но бессмертны ленинские слова. И сегод-  Комитета по проведению Я on  щи
ня «лампочка Ильича», загоревшаяся над   изобретения радио А. С. Поповым. Комитет

деревнями Вишеньки и Яковлево, словно   наметил ряд мероприятий, которые будут
озаряет великие победы колхозного строя,    РОоведены в связи с юбилеем.
трудный подвиг народа на фронте и в Решено издать книги и бропноры, по-

священные изобретению и творчес *
тылу. Ona сияет, «лампочка Ильича»,   тельности гениального Е РНС
что та звезда, которая так изумила заок-  Академия наук СССР подготавливает

ских крестьян в новогоднюю ночь. трехтомник «Радио и его изобретение». В

В. БЕЛИКОВ, и ach исторические материалы,
  i PXHB! менты, статьи и обзоры по
спец. корреспондент «Известий».  предистории радио, об изобретении  радио
Дер. Яковлево—Вишеньки, A

Поповым, а. также об азв
T 6 } зор развития радио-

безусловно, выполним большую строитель -
ную программу нового года.

Я. РАПОПОРТ,
генерал-майор инженерно-техниче-
ской службы, начальник Челяб-
металлургстроя.

ву и положили восемьсот кубометров в
другом. Они же собрали и доставили Е
плотине двести двенадцатиметровых бре-
век в обхват каждое. Все это было труд-
Еэ, но люди решили строать добротно и
сил не жалели. Глядя на взрослых, как
дятлы, лепились на «кошках» по столбам
ребята, вкручивавитие изоляторы ‘и. прово-
дившие над землей по воеьми — по де-
сяти часов. Три-четыре нормы вышолня-
ли землекопы, роя ямы для столбов. Так
же неутомимо работали трое московских
инженеров, командиры и руководители
веего дела, имена которых произпосят
теперь с благодарностью в каждой избе,

Больше же всего хлопот было у предее-
тателей. Колхозный вожак Григорий Ве-
нин, другой председатель Григорий Чу-
веленков и председательница сельсовета
Елизавета Маслина ночей недосыпали, по-
есть иной раз не успевали, но глаз их
был всюду. Один, допустим, уезжал на-
счет материалов, другой в те дни глядел
за обоими хозяйствами, & третий неот-
стушно быш на стройке. Заменяли друг
друга, помогали друг другу, поддержива-
ли. И стройка как-то необычайно облизи-
ла, сроднила две деревни, два колхоза.
За все время не возникло ни одного кон-
фликла или сколько-нибудь серьезного
спора. Помогал один колхоз другому и
в поле, когда видели, что кто-нибудь не
успевал. Во всем этом проетупати еще и
еще раз дружба колхозная,  взаимото-
мощь, товарищеская поддеряяка, чем см-
лен и крепок коллективный труд. Ве-
роятно, с такой самоотверженностью юол-
хозники работали еще и потому, чт® у
всех у них в памяти конец 1941 года,
когда их места едва не стали ареной
боев. :

0 тох днях кто-то очень умеетно
вспомнил, когда колхозники пришли на
торжественный пуск электростанции к
берегу Скниги. Станцию пускали все, — не
только именинники, но и крестьяне ¢
округи, и гости из Москвы, из Тулы, из
района. Было очень торжественно, радост-
но, тепло. И когда председатель сельсовета
Елизавета Маслина перерезала красную
ленту, а монтер открыл шлюз, завертелась

МИНИН!

БАКУ, 6 января. (По телеф. от соб.

САРАТОВ, 6 января. (По телеф. от соб.
корр.). Согласно решению Совнаркома Сою-
за ССР предприятия области должны были
выпустить в четвертом квартале на 2 млн.
рублей запасных частей для тракторов и на
500 тыс. рублей — для сельскохозяйствен-

Улицы Будапешта

ташталы безжалост-
Голые стволы И
завал, преграж-
к перекрестку, Вокруг
следами нуль и осколков.
На заборах пулевые и осколочные отвер-
перевернутые,

Немцы приспо-

тебе не прослект
зря погиб. Лазь.в_проломы, по садам, „по
огородам. С тылу заходи. Это раз. Вто-
рое — как пушка ударит по дому, беги
следом. Пока немец
гранатой глуши. И, третье, не зевай. Чер-
даки, погреба — все осмотри.
снайпер, горя не оберешься. Майкудинов
почему погиб? Из дома-то. выбил немцев,
& в подвал не заглянул. Майкудинов—80
двор, & немец ему из подвала в спину.

{От специального военного
корреспондента «Известий»)

герод . Будапешт отличился  команхяр
взвола лейтенант Гладунов. Он первым
ворвалея в этот квартал со CBONM — B3BO-
дом, забровал немцев гранатами, ооратиа
их в бегство, Сам был ранен, но не оста
вил поля боя, Поздравляем товарища Tax
дунова с боевым успехом! Равняйтесь по
егв геройским поступкам  >

° Недалеко от дома, где мы нашли Boe.
вой листок, в разных позах лежат воеемь
убитых немцев. Это рядовой Мельник
равнялся по Глалунову. Он смело подиолз
к врагу и, когда вышли патроны, пуста
в ход гранаты.

Сержант Тарасов со своим отделением,
захватив небольшой угловой дом, открыл
огонь вдоль улицы. Немцы побежали, На
плечах противника наши штурмовые
группы продвигались вперед. Сквозь ого-
ленные деревья сада видно здание музея.
Войцы знают, что оно заминировано. Ми-
неры находят мины в самых неожидан-
ных местах. Стол нельзя открыть 0ез про-
верки, — взорвешься. Если заперта либо
закрыта дверь, — зови минера, Мины на-
ходят в шкафах, за картинами, в К1адо-
ВЫХ.

Вечер. Вспышки выстрелов и взрывов
ярче. В небе крупные яркие звезлы, При-
летели «Юнкерсы». С шелестом спускает
ся что-то больное, громоздкое. Тюк, сбро-
шенный на параппоте, тяжело илюхается
на землю. Он попал не по назначению! В
тюке находим немецкие снаряды и иродо-
вольетвие.

Свист. К нему никогда нельзя привы-
нуть. Несколько неприятных мгновений:
бомба-одиночка. Взрыв. И снова тихо.

Полковник предупреждает офицеров:

— Немцы могут контратаковаль.

И точно, начал стрелять пулемет слева,

— потом справа, потом откуда-то сзади. Тан-

ки курсируют от кварталя 5 зварталу
вдоль передовой. Это патрулирует капитан
Кутузов. Шум моторов наших танков
скрыл шум немецких машин. На тихом
ходу подошли «пантера» и брототранс-
портеры. Немцы бросились в контратаку
в короткой дистанции. В темноте прозву-
чал спокойный голое: «По гадам-— огонь \»
Расстреливали немцев в ушу. Танки-
сты Вутузова обрушились на «пантеру» и
бронетранспортеры. Они вспыхнули, высо-
ко взвилось пламя и густой черный дым.
Одновременно другие наши танки с флал-
гов зажали огнем немецкую пехоту. Ули-
ца вмиг опустела, лишь несколько десят-
ков немецких трупов осталось на тро-
туарах и асфальте.

Дом за домом, перекресток за пере-

крестком, улица за улицей освобождают-
— Сразу, с первого выстрела? А 10 ся от гитлеровцев. Уличные бои в Буда-

пеште требуют от бойца не только CHO-
снаряду на ровки, смелости, но и личной инициати-
вы. Тут каждый дом берется по-своему.

Олин обходом,  другой_—парой гранат,
третий — штыковой атакой и снарядами.
Дом № 15. Час назад тут были немцы.
Их выбили. Свободная минутка, и старый
солдат учит молодых:
—+ He ходи открыто по улице. Это
для гулянья. ‘Красюк

очухается, ты его

Засядет

Уличные бои требуют творчества, бы-

строты, осторожности. В Будапеште вое
берется только с боя. Эсэсовцы сопротив-
ляются яростно. Вот типичный эпизод бу-
дапештских уличных боев. Разведчики
сообщили командиру роты, что перекре-
сток сильно обстреливаелхя, Пе улице ве
пройти.
Ликвидировать опорную точку он поруча-
ет старшему сержанту Водосову. Дом, от-
куда немцы вели огонь по перекрестку, —
метрах в двухстах. К нему вели две доро-

Командир ведет роту в обход.

ги. Но Волосов нашел третью, — по за-
дним дворам. К врагу подобрались неза-
метно, забросали его гранатами.

...Бой приближается к центру города.
Войска наши штурмуют наиболее укреп-
ленные районы Будапешта. В глубоком
подвале богатого особняка прославленный
советский генерал склонился над картой
города. Сюда, под землю, едва доносятся
залпы. Телефонный звонок. Генерал встал.
Лицо посветлело.

— Хорошо. Бойцам и офицерам бла-
годарность. На плечах немца сидеть, пе-
редышки врагу не давать!

Прошли еще одни сутки уличных боев
в столице Венгрии...

П, НИКИТИН.

БУДАПЕШТ, 6 января.

И

Соревнование нефтяников в честь 25-летия
Советского Азербайджана

план ко дню 25-й годовщины Азербай-
джанской ССР—28 апреля, увеличить дей-
ствующий фонд на 100 скважин за счет
пуска простаивающих, ускорить проходку
новых буровых, снизить себестоимость бу-
рения и добычи нефти.

На всех промыслах и предприятиях Баку
началось обсуждение обращения работни-
ков «Лениннефти» ко всем нефтяникам рес-
публики.

План выпуска запасных частей перевыполнен

ных машин. Задание правительства перевы-
полнено. На предприятиях области к ново-
му году было изготовлено запасных чаетей
для тракторов на 2.195 тыс. рублей и за-
пасных частей для сельскохозяйственных
машин на 737 тыс. рублей.

В Комитете по проведению 50-летия со дня изобретения радио
А. С. Поповым

Цикл лекций и докладов, посвященных
изобретению А. С. Попова, прочтут видные
ученые и специалисты радиотехники.

Организуется несколько’ постоянных ия
передвижных выставок. Намечено провести
конкурс на создание приемника, в котором
должны быть отражены все новейшие ло-
стижения радиотехники за последние годы.

7 мая—в день 50-летия первой
публичной демонстрации Арк ликови toe
пановичем Поповым действующей радио-
станции—в Москве состоится торжествен-
ное заседание и откроется Всесоюзная на-
учно-техническая конференция, посвящен-
ная радио.  ,

И