эр. Ч 935.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 ЯНВАРЯ 1845 г. №

желания итальянских рабочих и работ-
ниц, которые проепли нае, советских
делегатов, по возвращении на родину
передать трудящимся Советекого Союза
горячий привет от трудящихся Италии.
(Аплодисменты).

Авторитет Советского Союза в глазах
итальянского народа чрезвычайно высок.
В Италип нам неоднократно приходилось
слышать о том, что если итальянские
трудящиеся считали преступлением все
войны, затеянные Муссолини, то 0б’-
явление войны Советскому Союзу они
расценивали как одно из начболее гнуе-
ных его дел.

Разгром неменко-фанистских Bolick у
Сталинграда итальянцы расценивали, как
поворотный пункт в судьбе их собствен-
ной страны, как решающий сигнал о
близком падении ненавистного режима
Муссолини.

Великий вклад советских. аюдей в
общее дело борьбы против гитлеровекой

6 (8616)

О поездке советской профсоюзной
делеаации в Италию*

Товарищи! Считаю своим долгом преж- щих сопровождалось массовым обнища-  ностью предпринимателей и прямым 68-
де всего выполнить многочисленные по- нием рабочего люда, крестьян, интелли- ботыжем фашистокой агентуры.

генции, ремесленников и мелкой буржуз-
sunt, Особенню тяжелым стало положение
трудящихся, когда немцы забрали в свои
руки всю экономику страны.

Теперь вее более птирокие массы италь-
янского народа убеждаются в том, что
только самоотверженной борьбой © фа-
шизмом, активным участием в военных
усилиях 06’единённых наций можно про-
ложить себе дорогу к лучшему будущему.

В связи с этим хочется сказать несколь-
ко слов о некотерых странных и непра-
вильных суждениях, которые мы слымтали
от отдельных людей в Италии. Эти люди
итальянского и неитальянекого происхож-
дения пытались расценивать общее ме-
ральное состояние итальянского народа,
как идеологическое «оцепенение», «апа-
тию». Больше того, подобную «апатию»
они иногда принисывали 0с0бому харак-
теру итальянцев, об’являя ее чуть ли не
национальной чертой.

Подобные обвинения, по нашему мне-

Германии, против фашизма, замечалель-
ные победы,  одержанные — Красной
Армией над ордами немецких захватчи-
ков, растерзавшими Европу, —вот исгоч-
ник восторженного отношения трудя-
щихся Италии к Советской стране, го-
рячей любви и признательности  италь-

янских трудящихся к героической Крас-
ной Армии и ее гениальному  нодБо-

волну товаришу Сталину. (Продолжи-

тельные аплодисменты).

На всех митингах и совещаниях, Ha
упоминание ©
Красной Армии и товарище Сталине вы-

которых мы побывали,

зывало бурю оваций и приветственных
возгласов со стороны всех присутетвую-
тих.

*

Поездка советской профсоюзной деле-
тации в Италию состоялась по инициа-
тиве итальянской Вееобщей Конфедерз-
ции Труда.

Прибыв в Италию, советская делега-
ция предоставила себя в распоряжение
Конфедерации Труда, заявив, что охотно
примет тот порядок работы, который бу-
дет ей предложен. В результате обмена
мнений 6 секретарями Конфедерации
тт. Гранли, Ди Битторио и Фиццарди бы-
ла намечена широкая программа сове-
шаний профсоюзных активов, массовых
митингов, посещений фабрик, заводов
ит: д.

Советские- делегаты в сопровождении
секретарей Конфедерации были приняты
председателем совета министров, мини-
стром труда и промышленности; миви-
стром сельского хозяйства, беседовали с
руководителями ЦЕ социалистической,

ЦЕ коммунистической и ЦК христиан-
ско-демократической партий, ветречалиеь =,

с представителями печати, $

Советские делегаты совместно © Ру- в другом. Немало людей, верой и прав-
ководителями Конфедерации и местными   той служивших Муссолини и немецким

Чалатеми труда ‘приняли участне. В
76 митингах и 22 собраниях профсоюз-
ных активов. На этих собраниях, по са-
мым скромным подечетам, присутетвова-
ло более 250 тысяч человек, т.-е. почти
четверть всего числа членов профеою-
зов, об’единяемых Конфедерацией Тру-
да на освобожденной территории Ита-
тии.

52 дня провели мы в раз’ездах но Ита-
лии. Мы увидели Рим, Неаполь, Фоджу,
Чериньолу, Бари, Таранто, Бриндизи, По-
тенцу, Козенцу, Месеину, Батанию, Палер-
мо и множество других больших и малых
итальянских городов. Постепенно перед
нами вырисовывалась картина ужасающей
нищеты, в которой живут широкие масеы
трудящихся Италии — жертв долголетне-
го фапгистского хозяйничания Муссолини
и безудержного грабежа гитлеровцев.

Серьезная восстанозительная работа в

Италии еще не начиналась.

Подлинным бичом трудящихея Италии

нию, не что иное, как клевета. Желание
итальянекого народа работать и строить,
5 сожалению, используется крайне слабо.

Нам, в частности, неоднократно нприхо-
дияось слышать о саботаже предпринима-
телей, которым демократический режим в
стране, очевидно, не по нутру. Этот сабо-
таж проявляется в самых различных фор-
мах: от непризнания профсоюзов и отказа
подчиняться постановлениям правитель-
ства до прямого закрытия предприятий,
которые могли бы работать.

Е сожалению, в Италии все еще слабо
ведется борьба с косностью и саботажем
предпринимателей, не оказывается нуж-
ной поддержки стремлению рабочих и
профсоюзных организаций содействовать
возрождению промышленности в стране.

В письме трудящимся Советекого Сою-
за, которое было передано нам перех от-
езлом Всеобщей Итальянской Конфедера-
цией Труда, руководители Конфедерации,
выражая настроения итальянского рабо-
чего класса, пишут: «Мы знаем, что хо-
зяйственное восстановление нашей стра-
ны, ка и все дело нашего национального
возрождения, должно быть в первую оче-
редь результатом огромных усилий самого
же нашего народа. Мы являемся народом
трудящихся, народом, желающим жить
©воим трудом».

Мы неоднократно были  невольными
свидетелями большого возмущения на-
родных массе медлительносетью проведения
чистки от фашистских элементов. Bo
многих городах на митингах и совеша-
ниях нам призодили большое количество
фактев, подтверждающих слабые резуль-
таты чистки.

Нам рассказывали, что некоторые `фа-
исты, изгнанные, наконец, из одного
места, безнаказанно продолжают службу

гатам советских профсоюзов. Митинги,
созывасмые  Палатами труда, собирали

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР

Реакционные силы, напуганные ростом
влияния профсоюзов, пытаются прямо
противодействовать их работе. Например,
в Фодже самочинно создан так называе-
мый «отдел труда», который издает свои
приказы и устанавливает кабальные ус-
ловия для батраков. В ряде мест подоб-
ные «отделы труда» противопоставляют
себя профсоюзам, Хараклерно, что во
главе «отдела труда» в Фодже стоит фз-
шист, получающий весьма солидный 05-
лад. В его руки отдано и дело социаль-
ного страхования.

Всеобщая Конфедерация переживает
большие финансовые трудности. & слову
сказать, многие работники Конфедерации
из-за отсутствия денег в кассе уже не-
сколько месяцев не получают заработной
плалуьт.

Не приходится говорить, что недоста.-
ток материальных средетв мешает Кон-
федерации вести воспитательную и куль-
турную работу, не дает возможности вы-
пускать профсоюзные газеты и журналы,
в которых ощущается большая нужда.
К чести Всеобщей Конфедерации надо
сказать, что она не только успешно бо-
рется с раскольниками внутри итальян-
ского профеоюзного движения, но сумела
во-время отразить попытки оказать на
нее давление со стороны.

* $

Всюду в Италии мы видели бесчислен-
ные знаки внимания и уважения в деле-

многолюдную аудиторию — 10, 20 и да-
же 30 тысяч человек. И
06 отношении итальянских рабочих
в советским людям и, в частноети, в доб-
лестным бойцам и офицерам Врасной Ap-
мии, убедительно говорит такой эпизод.
Перед концом митинга в городе Бари в
зале вдруг поднялось сильное оживление,
раздались дружные аплодисменты. Ока-
 залось, что мимо театра, где собрался
митинг, проходили три офицера Красной
Армии. Под приветотвенные возгласы
многотысячной толны смущенных офи-
церов заставили подняться на сцену в
президиум. Несколько минут весь зал,
стоя; аплодировал. Со всех концов нее-
лись громкие приветствия в честь Врас-
ной Армии и ее вождя товарища Сталина.
Итало-немецкие фашисты долгие годы
изошрялись во лжи и клевете по адресу
советского государства и советских людей.
Они распускали о нашей стране самые
дикие и нелепые слухи. И хотя трудовой
народ Италии с недоверием и предубеж-
дением относилея к выдумкам фашист
ских пропагандиетов, все же головы MHO-
тих итальянцев оказались изрядно 3260-
рены ложными представлениями о Hamel
советской действительности. Понятно,
что при каждой ветрече с итальянцами

оккупантам, остаются до сих пор на важ-
ных постах и вредят делу демократиче-
ского возрождения Италии.

В итальянской прессе были опублико-
ваны некоторые данные о. результатах pa
боты комиссариата по чистке: до 20 ox-
тября были еняты с работы 325 фаши-
стов вместо 809, предложенных комисса-
риатом. Комиссариат до 20 октября зазел
свыше 15 тысяч дел против фашистов,
закончил расследование и приготовил
для суда дела о 4.042 фамистах, но...
все эти фашисты до сих пор в полном
здравии пребывают на свободе и занима-
ют те или иные посты в административ-
ном аппарате. Даже явные фашистские
преступники чузствуют себя в безопас+
ности за той толстой стеной крючкотвор-
ства адвокатов, которой окружено судо-
производетво но этим делам.

Дело доходило до того, что народ, теряя

терпение, сам учинял расправу над `‘фа-
шистами. В сентябре в Риме толна ‘рас-

является безработица. Разрушение гит4е-  терзала и утопила в Тибре появившегося

ревцами промышленных предприятий ли-

шило работы сотни тысяч людей.

перед судом в качестве... свидетеля из-
вестного своей жестокостью  фашист-

Население получает 200 граммов хлеба ского начальника римской тюрьмы Кар-

на человека в день. Рабочие и работницы   ретто.
изношенной, порванной

ходят в крайне i
одежде, большинотво нФ имеет никакой
обуви. Даже в угольных шахтах Сардинии
многие горняки работают босиком.
Профсоюзные деятели Италии приведи-
ти нам множество фактов, . свидетельет-
вующих в том, что подавляющее большин-
ство итальянских рабочих многие годы
ведет  полуголодное существование. В
стране, особенно среди детей, свирен-
ствуют туберкулез и другие болезни.

о

Итальянское рабочее движение уже до-
стигло несомненных успехов. При   под-
держке трех основных политических пар-
тий Италии (социалистичеекой,  комму-
нистической и христианско-демократиче-
ской) удалось добитьея сотрудничества в

новых, свободных и единых профсоюзах
 Италии рабочих различной партийной и
религиозной принадлежности, за исклю-

чением, конечно, фашистов,
Еще до освобождения Рима от немцев,

нас буквально атаковали всевозможными
вопросами на самые разнообразные темы,

Среди десятков вопросов о положении
советского рабочего, о правах профсою-
зов, о социальном страховании, об охра-
не труда мы получали записки, которые
могут вызвать у советского человека
толькю веселую улыбку; Правда ли, спра-
птивали нас, что у советских людей нет
вемьи и они даже не знают, что это та-
кое? Правда ли, что советевих детей еще
маленькими отнимают у родителей, сорти-
руют по цвету глаз и волос и сдают в
воспитательный дом? Правда ли, что в
СССР судят тех, RTO верит в Gora, a из
церкви людей выводят с милицией?

Советские делегаты отвечали Ha BCE BO-
просы, и, надо сказать, что краткие и прав-
дивые сообщения о жизни совелювих тру-
дящихея, об устройстве налтего госудат-
ства, о законах, нравах и обычаях совет-
ских людей вызывали бурю восхищения и
восторг слушателей.

‚Итальянские газеты, печатая отчеты ©
поездке советской. делегации по стране,
называли ее триумфальной.

«Весь трудовой народ, писала газета
«Унита», — желал видеть и слышать ©9-
ветских  лелегатов, Тысячи рабочих,
крестьян, кустарей, женщин из простого
народа проделывали десятки километров
пешком, на телегах, на ослах, на велоси-
педах, чтобы добраться до пункта, где
ожидалась делегация. Так как везде хо-
тели как можно дольше задержать созет-
ских товарищей, они часто прибывали в
новый пункт с опозданием, Инотда это
опоздание составляло 5—6 часов. И вое
эмо время тысячи и тысячи людей ожи-
дали без-Устали под палящими еще луча-
ми еолнца (ках 12 тысяч демонетрантов
в Сан-Северо и 25 тысяч в Чериньоле)

, е о
На тех немногих предприятиях, где в подполье, на тайном совещании проф-  или под проливным дождем, ках было с

продолжается работа, люди трудятся в
чрезвычайно тяжелых условиях. Особенно
залтомнилась нам картина, которую мы ви-
дели во время посещения шахт по добыче
веры на острове Сицилия. Единственный
полемннк на шахте давно не действует
из-за отсутствия электрического тока, и
все операции производятся вручную. На
шахте работают преимущественно подро-
сотки от 13 до 15 лет. Больно было смот-

союзных ° лидеров, представлявших три
главные политические течения, был вы-
работан и подписан так называемый
«Римский, договор». Этот документ, про-
никнутый духом единства, несомненно,
сыграл большую роль в жизни профеою-
зов Италии.

Призыв к единству рабочего движения
упал Ha благодатную почву, Сейчас
итальянские профсоюзы уже об’единяют

20-тысячной демонстрацией в Козенце».

Олин из рн Всеобщей Конфе-
дерации Труда Ди Витторио писал, подво-
дя итоги поездки советской делегации по
южным областям Италии: «Грандиозная
мобилизация  пролетареких и народных
сил юга по случаю присутетлвия советекой
делегации явилась чувствительным уда-
ром пою фышизму и реакционныем силаяг,
которые еще надеются вновь появиться

реть на этих «рабочих», которые, спу-   более миллиона человек. Предполагается 5
скалсь по скользким каменным ступеням   чт г р : 8 И >  на поверхности. Реакция, которая, может
на 350—400 5 aie Pia после освобождения Северной ИТа- бурь надеялась найти на юге своего рода
Е метров вглубь, вытаскивают лии число членов профеоюзов вырастет   Вунлею, оказалась перед ou никогда
# > See У. ie

из шахты мешки с рудой весом в 20—35
килограммов. Заработки у шахтеров очень
низкие, хдейз они получают тоже по 200
граммов в день, Не удивительно, что шах-
теры-подростки похожи на изможденных
стариков. Почти все эти маленькие сици-
лийцы неграмотны.

Имя Муссолини повсюду произносится ©
величайшей ненавистью. Ha собственном
опыте итальянские трудящиеся испытали
хозяйничанье фашистов, втянувших Ита-
лию в безнадежную войну на стороне гит-
леровской Германии, отдавших страну на
поток и разграбление немцам и обрекших
ее на военное поражение,

Еще до войны жизненный уровень
итальянского народа при фашистеком
режиме был необычайно низок. Это 960-
бенно выявилось во время войны. Подав-
ляющую часть национального дохода по-
жирали расходы на вооружение. Сказоч-
ное обогащение небольшой группы иму-

*) Сокращенная стенограмма доклада се-
кретаря ВЦСПС тов. М. П. Тарасова на
собрании профактива гор. Москвы 27 де-
кабря 1944 г. :

¥

женшин в профсоюзную жизнь. Во время
владычества Муссолини итальянские жен-

ческих прав и не могли принимать уча-
ле падения фаптизма Я
щины стали приобщаться к обществен-
НОЙ ЖИЗНИ.

дится выдерживать жестокие бой с кос-

еще на 3 миллиона.

„Во всех городах Италии организованы
Палаты труда, входящие во Всеобщую
Конфедерацию. Палаты ‘руководят дея-
тельностью профсоюзных организаций
города и периферии. Созданы отраслевые
профсоюзы: работников сельского хозяй-
ства, почты и телеграфа, текстильтиков,
железнодорожников. Железнохорожни-
ки ло последнего времени не входили в
Конфедерацию, ссылаясь на свои тради-
ции и 060б0е положение.

Перед самым от’ездом советской хеле-
гации ЦЕ союза железнодорожников Ита-
лий сообщил нам о своем решении всту-
пить в Конфедерацию.

Бросаетея в глаза слабое вовлечение

шины были лишены каких-либо полити-

стия в общественной жизни. Только пос-
итальянские жен-

еще невиданной мобилизации народных
Macc юга, полных решимоети раз и на-
всегда покончить со всякой формой реаж-
ции».

Докеры Бриндизи и Таранто, рабочие
Неаполя и Бари, горнорабочие Сардинии
и Сицилии, батраки Чериньолы и Фоджи
выражали” надежду, что после посещения
Италии первой советской профсоюзной
делегацией связи между профсоюзами
CCCP и Италии будут постоянно разви-
ваться и крепнуть.

Работа, проделанная советекой профоо-
юзной делегацией, которая посетила Ита-
лию, несомненно, явится ценным вкладом
в организацию международного сотрудни-
чества рабочих, направленного на пользу
великому делу борьбы Об’единенных на-
ций против гитлеровской Германии.

Когда мы покидали территорию Ита-
лии, у нае сложилось твердое убеждение,
что итальянские профсоюзы, став на
путь елинетва рабочего класса в нацио-
нальнем и международном масштабе, бу-

Итальянским профсоюзам часто прихо-

дуг уверенно двигаться виеред. Чи
сменты).

Колючната шленжьшх неми-в м мадьяр, захва-
ченнихх в недавних боях х на территории
Чехословакии }

Фото citemmalJEsro:

пондента «Известий» Л. Бериштейна.

го военного коррес-

хроник Научная эсизнь

По телефону от собственных
САРАТОВ

В Саратове тринадцать выстких уч6б-
ных заведений. В 1944 телу свыше ше-
стисот профессоров и преподавателей
провели серьезную научную работу.

Особенно большой интерес  предета-
втяют труды, связанные © открытием в
Саратовской области залежей горючего га-
за и строительством газопровода Сара
  тов — Москва. Профессор Можаровекий
  соотавия геолотическую карту, которая по-
зволиха ускорить поиски новых залежей
горючих сланцев, огнеупорных глин и га-
зовых месторождений. Им же выполнена
работа © газоносных и ‘нефтеносчых
структурах Юго-Востока, Грунца препода-
вателей Автодорожного ‘института скон-
струировала аппаратуру для перевода дви-
гателей, и в первую очередь автомобиль-
ных, © бензина на газ.

Коллектив профессоров университета
внес в областные организации предложе-
ние — созвать в Саратове в марте текуще-
го года всесоюзную научную конференцию
по наиболее эффективному применению

саратовских природных газов в промы-

петежнности,

коммунальных предприятиях

ив быту.
В Институте зернового: хозяйства го-
востока СССР разработана система новых

Последователи Д. Коробкова
агротехнических мероприятий по борьбе с

копреспондентев «Известий»

Широкой известностью пользуется имя
профессора Ностовокого, организовавшего
производство препаратов сульфидина, вор -
сульфазела натрия, применяемых для ле-
чения рада инфекционных заболеваний.
Сейчас проф. Постовский работает над со-
зланием новых препаратов для лечения
туберкулеза.

НОВОСИБИРСК

Большим событием в научной и кузь-
турной жизни Сибири в минувшем году
было создание Занално-Сибирокого филиа-
ла Академии наук СССР. В его составе—
один академик, четыре застуженных дея-
теля науки, двадцать семь профессоров,
докторов наук и сорок два кандидата наук.
Все ученые -— сибиряки.

Наиболее значительные работы велись
в Горно-геологическом и Медико-биологи-
ческом институтах. Они послали летом
пятнадцать экспедиций, собравших мате-
риалы в Кемеровской и Новосибирской об-
ластях, в Красноярском и Алтайском краях
и в Казахстане. .

Заместитель директора Горно-геологи-
ческого института профессор Коровин за-
нимается проблемой сибирской нефти. Уже
проведена работа по сравнительному ана-
лизу структур. Это позволило выделить
ряд наиболее нефтеперспективных райо-

на Одесской дороге засухой, имеющих особое значение в усяо-

виях Новолжья.

а 6 января. (По лы от соб.
корр.). Среди паровозников десской ма- та JIOB

гистрали ширятся ряды последователей СВЕЧИ ass
тульского машиниста Дмитрия Коробкова. За истектий год отряд научных работ-
По его примеру ‘многие машинисты, сжигая   ников Свердловска значительно увеличия-
в паровозах низкосортный уголь, откры- я a и
вают большой клапан, водят поезда с по-  pa Вода ПИТЬ Позор УИ ДОУ
вышенными скоростями. : aes ADE Tag) oe eh ee ek
В депо Одесса-товарная  иницнато анлидатские. составе уральского Ффи-
работы по методу Коробкова явился маши-   1134 A RAR OMIM fre COPE coasen Biers
гический институт. В Свердловежом уни-

нист Петр Пятин. Он привел поезд раньше
времени со скоростью 58,1 километра в час.  Вереитете открыты новые факультеты —

Много последователей Коробкова появи-   биологический и геолого-почвенный. —
лось среди паровозников депо Знаменка.  В 1944 тоду в Свердловоже и В Сверд-
Бригады машинистов Кулашко и Носкина,   ловской области состоялся ряд научных
соревнуясь poet собой, приводят поезда   конференций. На декабрьской сессий Мед-
раньше графиков, экономя‘ при этом много i

d > института заслушано семьдесят докладов.
топлива. Только за 20 дней бригады x
С г а ДН   Специальная конференция была посвяще-

сэкономили 40 тонн угля и перевезли сверх s
нормы 573 тонны грузов. на борьбе с туберкулезом. Три конферен-

Начальник Одесской дороги т. Молча-  ЦИИ провел Уральский филиал Академии
нов на-днях провел совещание маши- НаУЕ; две из них рассматривали новые
нистов, освоивших метод работы Дми- 6Н0собы получения меди.

Роль уральских ученых в развитии чер-
ной и цветной металлургии, горного дела
и лесной промышленноети общеизвестна.
Они немало потрудились над созданием
новых марок броневой стали; дешевых
способов получения меди, увеличением до-

МИНСК, 6 января. (По’ телеф. от соб. бъчи угля, производства авиадревесины
козр.). В центре города, в сквере на пло- И Ч. 4.
шади Свободы, покоится прах нескольких
командиров и бойцов Красной Армии, ге-
роически погибших. в боях за освобожде-
ние Минска, других городов и сел Бело:
руесии от немецко-фашистских  захватчи-
ков. Среди них — командир Н-ского само-
XOMHOPO артиллерийско-миномётного полка
гвардии майор М. С. Борозенков,. Герой
Советского Союза гвардии капитан Б. С.
Окрестин, полковник М. П. Савлевич, Ге-
рой Советского Союза ‘гвардии полковник
А; Н. Юрин. : ;

Минчане свято чтут память героев, вав
ших за освобождение их родной Белорус-
сии. Могилы славных BOHHOB JIOCOBHO H
заботливо ограждены, украшены венками   НУЮ ТеМУ. Он произнес слова с возвращении,
из цветов и лент. На памятниках — © Заживающих ранах. Он коснулся нового
портреты погибиих и краткая надпись об   душевного мира, в который войдут люди
их героических подвигах. Здесь же разве- после конца войны. Нигде в пьесе не назва-
вается красное знамя с траурной лентой.  ВЫ сроки, но победе почти не упоминают

Могилы славных советских па ов,  Вслух. Можно сказать, что глаголы, встреча-
павших в борьбе © ненавистными захватчи-   Ющиеся В тексте, спрягаются в настоящем
ками, взяты под повседневное наблюдение   ВРЕМЕНИ. Но будущее незримо присутствует
городского Совета денутатов трудящихся на сцене. Его можно назвать одним из глав-
и всей общественности Минска. ных персонажей. Оно стоит рядом с каждым

В ближайшем будущем предполагается   Героем, действующим на. сцене.
возвести монументальный памятник. героям,  Большинство персонажей пьесы —_ безу-
павшим за освобождение Минска. словно хорошие люди. Отрицательный: ге-
фой по сути один — архитектор Синицын,
но и он лишен примет «злодея»,—это про-
сто человек с мелкой душой. К тому же Си-
ницын бесспорно талантлив, — в пьесе нас
уверяют в том персонажи, которым мы не
можем не верить. ‘

Часто говорят, что положительный образ

БАКУ, 6 января, (По телеф. от с06. наиболее труден для драматурга. В работе
корр.). Вслед за выходом в свет первого   Симонова зритель не ощутит, что эта зада-
русско-персидско-азербайджанского слова-   ча была для автора трудна. В положитель-
ря сейчас сдан в печать персидско-русско-   ных образах пьесы есть и легкость, и досто-
азербайджанский словарь, содержащий верность, вы охотно верите каждому герою.
10 тысяч слов. Закончено составление сло- Они очень человечиы. Каждому человеку,
варя иностранных слов, употребляемых B действующему на сцене, драматург дал
азербайджанском языке. Дополнен и выхо-   право на жизнь, на доверие зрителя.
дит новым изданием орфографический сло-  Пьесу «Так и будет» поставил И. Bepce-
варь азербайджанского языка. нев. Он получил текст, лишенный пафоса,

философии Азербайджанского фи-   текст, построенный на «незаметности», на
лиала Академии наук СССР,  редактируя   простом слове, на обыкновенной человече-
перевод на азербайджанский язык первого ской речи, не отягощенной ни восклицания-
тома! «Истории философии», попутно ©о- ми, ни патетикой. Берсенев` хорошо по-
ставляет полный философский терминоло-   чувствовал это свойство текста. Простая
гический словарь. В него включаются тер-   интонация, её доверчивая интимность стали
мины, употреблявшиеся крупнейшими азер-  основой спектакля. Постановщик почув-
байджанскими мыслителями прошлых ве- ствовал в тексте и второе: внутренний
ков от Низами до М. Ф. Ахундова. `  смысл, заложенный во многих простых фра-

Институт литературы и языка выпустил зах, то душевное движение, которое их со-
в свет для предварительного обсуждения   ГРевает. Он проделал с этим подтекстом
«Правила орфографни азербайджанского   ТОНКУЮ и сложную режиссерскую работу.
языка» и «Термины по общественным на-   Многие фразы «освещены изнутри», HO вме-
укам». Сдан в печать сборник исследова-   СТе © тем лишены навязчивой многозначи-
ний в области грамматики азербайджанско-   ТЕЛЬНОСТИ. Спектакль построен режиссером

го языка. В нывешнем году выйдут на ЧЕЛЬНО и стройно.
азербайджанском языке основные научные Роли, написанные К. Симоновым, как бы

работы по языковедению покойного акаде- адресованы определенным актерам. Пьеса
мика Н. Я. Марра. очень сценична. Актёрам «удобно» в пред-

ложенном им образе, он им близок, он срод-
ни их творческим особенностям. А. Вовси
нграет академика архитектуры Воронцова.
Это в достаточной мере знакомый нам пер-
сонаж, — талантливый и веселый старый
человек, добряк, чистая душа. Вовси бе-
режно собрал его приметы, чудачества, осо-

В ознаменование 1Б0-летия со дня рож-   бенности; он в меру шумен, не слишком
дения АГ: Грибоедова  Малый академиче- традиционен и наделен TOH внутренней при-
ский театр возобновляет один из лучших   влекательностью, которая согревает весь
своих спектаклей — комедию «Горе от   образ, .
ума» в постановке народного артиста СССР! Анну Георпиевну Греч, майора  меди-
П. М. Садовского, играющего одновремен-   цинской службы, играет С. Бирман. Мы
но роль Фамусова. В пьесе заняты ведущие   привыкли видеть артистку вооруженной
силы театра. В фойе открывается фотовы-   особым, свойственным ей набором красок
ставка, показывающая историю постановок   и знаем; как превосходно она ими распо-
«Горе от ума» на сцене Малого театра за   ряжается. Роль майора Греч обращена к
все 120 лет ero существования. Юбилей- тем возможностям и тем краскам актри-
ный спектакль состоится 14 января.

Московский Камерный театр покажет
14 января постановку пьесы «Своя семья»,
написанную Грибоедовым совместно с Ша-
ховоким и Хмельницким.

Мастера художественного чтения и ар-
тисты московских театров подготовили для
концертного исполнения отрывки из про-
изведений Грибоедова.

трия Коробкова.

Жители Минска чтут
память героев

„таки

Московский театр имени Ленинского ком-
сомола. показал свою новую работу—пьесу
Константина Симонова «Так и будет».

Это—пьеса о советских людях в дни вой-
ны. Но в орудийных раскатах, которые
слышны на сцене, мы узнаем гром салюта.
_ Пьеса освещена не заревом войны, а пред-
чувствием победы.

Автор пьесы затронул большую и слож-

Новые словари и труды
по языковедению

Московские театры
в грибоедовские дни

ТУЛА, 6 января. (По телеф. от соб.
корр.). Началось обучение седьмой очерг-
ди бойцов всевобуча. Во всех районах
предварительно проведены учебно-методи-
ческие сборы командного состава, а в Ту-
ле прошел трехдневный семинар политсо-
става пунктов всевобуча. Все пункты за-
ново отремонтированы. и побелены, доба-
влено новое оборудование.

В сельских районах обучение идет с

Комплекты белья
для новорожденных

Для предоставления наибольших удобств
матерям Народный комиссариат. торговли
СССР установил новый’ порядок продажи

НИМИ ATED

родах
после работы. Явка обучающихся-—100-про-
цечтная.

нов в Алтайском крае, Новосибирекой 0б-
ласти, Томской области и в Красноярском
крае. Профессор Чинакал усовертенетвует
разработанную им щитовую систему вы-
емки угля.

Профессора Новосибирского мехдицин-
ского института и Института усовершен-
ствования врачей выполнили около ста
научных работ, Профессор Мыш закончил
большой трух—<«Иеторию хирургии воен-
ного времени». Выходит из печати и дру-
гой его труд—вторей том «Очерков хи-
рургической диагностики». Четырнадцать
врачей работают над докторекими диссер-
тациями, девятнадцать — над кандидат-
скимМи.

В ближайшие дни в Новосибирске с0бе-
рется городская конференция молодых
ученых. Они: сделают 90 докладов. В кон-
ференции примут участие представители
старшего поколения ученых, руководите-
ли кафедр, а также институтов.

Заслуживает внимания ценный почин
ученых Томска: они рассказывают работ-
никам промышленных предприятий города
о новейших достижениях науки и техни-
ки. С успехом прошли на заводах левции
профессоров Кузнецова и Большаниной.
Для оказания постоянной научной помо-
щи новаторам производства ученые “Том-
ека создали консультационное бюро.

будет”

сы, которые тоже заложены в ней, но рел-
ко ею применяются. Мы видим на сцене
другую Бирман, мягкую, человечную,
слегка печальную. Майор Греч — одино-
кий и хороший человек. Она видала в
жизни гораздо больше. того, о чем может
сказать в положенных ей репликах, — и
мы ощущаем это. Она нигде не демон-
стрирует своей мудрости, но она умнее
многих, кто окружает её на сцене, — мы
ощущаем и это. Артистка сделала свою
роль в хорошей, благородной манере, сдер-
жанно и достойно. é
Инженер-полковник Савельев потерял в
первые же дни войны на пограничном ку-
рорте жену и ребёнка. Штатокий человек,
он пошел воевать. Он взрывал мосты, ко-
торые строили когда-то лучитие архитек-
торы, в том числе и Воронцов. Ему дове-
лось потом. наводить переправы, по кото-
рым шла в наступление Красная Армия.
Bee эти годы он трудился на фронте. Сей-
час Савельев приехал впервые в отпуск в
Москву, в свою бывшую квартиру. Квар-
тира оказалась занятой, там поселился
академик Воронцов со своей семьёй.
Человек, потерявший все дорогое, что У
него было, долгие месяцы кочующий по

дорогам войны, попадает в дом, кото-
рый когда-то был его домом. Он видит
чужой уют и чужое тепло. Савельева

играет И. Берсенев. Вот он силмт перед
нами, фронтовой полжовник, пришедший в
свой бывший дом. Ему должно быть боль-
но. Мы должны почувотвовать эту. боль.
Он- седой и усталый, он может ощетинить-
ся, как ёж, он может быть колючим и
утловатым. Берсенев, пожалуй, слишком
сдержан в’ эту минуту, слишком ровен.
Полковник не нуждается в жалости, но
вы должны ощутить силу его волнения.
Вы ощущаете эту силу позже, котда к не-
му прикасается любовь.

Здесь вступает еще одна тема — тема
«сорокалетних». Савельеву за сорок, он
сед. Молодость идёт ему навстречу. Весь
новый мир, в который входит этот силь-

ный и грустный человек, — мир новых
чувств, волнения, нежности, тревоги, —
показан  Берсеневым выразительно и
поэтично.

Ольгу, дочь Воронцова, хорошо играет
В. ‘Серова. Нить, связывающая двух людей,
дрожь этой нити, растущая её крепость
ощущаются очень точно. Серова играет с
умной мягкостью и лиризмом. Она владеет
даром сценической правдивости, чутким
слухом. Рисунок роли, созданный ею, под-
купает своей тонкостью и внутренней те-
плотой.

Артист Д. Иванов тактично и убедитель-
но показывает на сцене «человека с мелкой
душой» — архитектора Синицына. Очень
хороша К. Кручинина в маленькой роли те-
ти Саши, сестры Воронцова.

Подойдя вплотную к болышой теме,
К. Симонов лишь коснулся ее. Тема не раз-
вилась, не определила идеи пьесы. Героев
своих автор удержал в неболыном мире,
не позволил им вырасти. По своим каче-
ствам они имели право на этот рост. Многое
в пьесе тогда перешло бы в иные масштабы.

Сейчас мы увидели пьесу о хороших лю-
дях, о чистых ‘сердцах, об ожидании

счастья.
Татьяна ТЭСС.

Седьмая очередь всевобуча

отрывом от производства, за исключением
трактористов, которые будут обучаться
после окончания ремонта тракторов. В го-
обучение производится вечером

В Туле открыт городской Дом всевобу*

ча, где устраиваются военно-научные кон-
ференции, читаются лекции для командно-
го состава, военруков школ и бойцов,

Кинофестиваль в сельской местности
ИВАНОВО, 6 января. (По телеф. от соб.   выехало около 40 передвижек немого и

комплектов белья для новорожденных. Эти   корр.). Вчера в селах области начался ки-   звукового кино. В дни фестиваля OHH по-

товары будут продаваться не после родов,   нофестиваль на тему:
как было до сих пор, а за месяц до них. ликой Отечественной войне». В колхозы

«Фронт и тыл в Ве-  бывают во всех сельских Советах.

Кинофестиваль продлится до 1 февраля