ВТОРНИК, 9 ЯНВАРЯ 1945 г. № 7

(8617)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

На 82-м году жизни скончался старей-

ший действительный член Академии наук
СССР и учёный с мирозым именем Влади-
мир Иванович Вернадский.

Всю свою более чем полувековую дея:
тельность Владимир Иванович Вернадский
целиком посвятил науке и со своей сто-
роны оказал глубокое влияние на ход ©
развития.
` Научная деятельность академика В. И.
Вернадского необычайно’ игирока. После
окончания Петербургского университета в
1886 году он работает под рукозодетвом
основоположника русского почвоведения
профессора В. В. Докучаева, К этому вре-
мени относится ряд его-класеических ра
бот по строению силикатов.

С 1890 т. В. И. Вернадекий становится
вначале доцентом, а затем профессором
минералогии Московекого университета,
где он коренным образом перестраиваел
преподавание минералогии и вместо опи-
сательной создает химическую минерало-
тию на исторической основе. Эти идеи он
последовательно развивает в своих «Оны-
тах описательной минералогии» и многих
других замечательных трудах.

В 1922 г. он созхает радиевый инсти-
тут и намечает новое радиогеологическое
направление. в. науке и ставит задачу вы-
яенения роли радиоактивных. элементов в
истории нашей планеты. Он ставит рабо-
ты по радиоактивному определению _в0з-
раста земли.

В 191820 тт. он начинает изучать
роль организмов в геохимических процес-

Белорусские: дети
возвращаются. На родину

МИНСК, 8 января. (ТАСС). Советское
Информбюро 3 июля 1944 года сообщало о
чудовищном злодеянни гитлеровских мер-
завцев. Фашистские изверги организовали
буквально охоту на белорусских детей.
Немцы оцепляли деревни, врывались в дома,
хватали детей на улицах и целыми эшело-
нами ‘отправляли их B лагерь «доноров».
В этих лагерях фашистские убийцы выкачи-
вали у детей кровь для переливания ране-
ным гитлеровским офицерам и. солдатам. От
большой потери крови пюгибли тысячи бе-
лорусских ребят. Ч

Чаёть детей была вывезена гитлеровцами
на территорию Польши, где ребята разбре-
лись по городам и сёлам. Правительство
Белоруссии ‘° через своих уполномоченных
организовало возвращение детей на родину.
В республику прибыли уже 3.000 ребят,
Большинство ‘их крайне’ истощено, они ра-
зуты,  оборваны. На‘ приемочных пунктах
дети получают новую одежду, обувь, уси-
ленное питание. Принимаются меры к
быстрейшему ‘розыску роднтелей прибыв-
ших ребят. Дети, родители которых погибли
от рук немецко-фашистских — захватчиков,
направляются в детские дома, многих
детей взялн на’воспитание рабочие, колхоз-
ники, служащие.

При больницах, в Бресте, Барановичах и
Столбцах открыты специальные отделения,

В Московском университете он создаёт
научную школу огромной научной силы,
Ряд академиков, членов-корреспондентов
Академии наук и других академий, мно-
тие профессора кафедр являются его
учениками.

В 1911 т. В. И. Вернадский с групной
других левых профессоров покидает Мо-
университет в знак протеста
против политики Кассо. В 1906 г. он из-
бирается в академики. С этим временем
совпадает начало работ В. И. Вернадского
знания — геохимии,
основоположником которой: он ‘является.

скозский

в новой области
”Исследования В. И. Вернадского по изо-
морфизму, по распространению химиче-
ских элементов в земной коре и поныне
являются основанием для всех поеледую-
щих работ. Он первый указал на теорети-
ческое и практическое значение изучения
редких и рассеянных химических элемен-
тов.
- В 1915 году по инициативе В. И. Вер-
надского и под его руководством при Ака-
демии создается Комиссия п изучению
естественных производительных сил стра-
ны. Из недр этой Комиссии Академии
наук выделились вскоре многие  само-
стоятельные ныне Научные ° институты
Союза.

сах и создает биогеохимическую  лабора-
торию Академии наук. Он ‘создает метео-
ритный комитет для изучения метеори-
тов, комиссию по изучению вечной мерз-
лоты. I

В. И. Верналекий яваялея первым пре-
зидентом АН УССР.

В кратком перечне невозможно исчер-
пать всего многообразия научной деятель-
ности В. И. Вернадского. Он был членом
многих иностранных академий наук и на-
учных обществ.

Исключительная сердечность и обая-
тельность характера В. И. Бернадекого
всегда привлекали к нему ученых самых
разных положений и специальностеи.

Его скромность и принциниальность
внушали в нему глубочайшее уважение и
любовь со стороны всех его знавших.

Академия наук Союза ССР.

Президиум Академии наук Союза ССР, Отделения химических наук, гео-

лого-географических наук, физико-мат

ематических наук, биологических наук

и Лаборатория геохимических проблем имени В. И. Вернадекого с глубокой

скорбью извещают о смерти крупнейш

его русского ученого, лауреата Сталин-

ской премии, старейшего действительного члена Академии наук CCCP

Владимира Ивановича ВЕРНАДСКОГО,

‘послеловавшей после тяжелой болез

ни 6 января 1945. года,

где лечатся больные и истощенные дети.

5 Whe Ri : lp pe
_ Соревнование на предприятиях
Латвии

РИГА, 8 января. (По телеф. от соб. корр.)
С первых лней освобождения Советской
Латвии коллектив электротехнического за-
вода «Вэф» является инициатором социали-
стического соревнования за восстановление
разрушенной немецкими оккупантами про:
‘мышленности ‘республики. Рабочие и инже-
нерно-технический ‘персонал за это время
проделали огромную работу по возрожде-
нию своего завода. Они раньше принятого
по обязательству срока восстановили и пу-
стили в эксплоатацию  электрохимический,
кабельный, электроламповый и фотобумаж-
ный цехи. Каждый день страна получает о
завода вагоны продукции.

Вступая в новый. год, рабочие снова при-
HAH Ha себя социалистические обязатель-
ства. Они решили в половине февраля
пустить разбитый немцами кузнечно-литей-
ный корпус, ‘в первом квартале приступить
к выпуску телефонных аппаратов, во вто-
ром квартале ‘организовать ° производство
станков, радиоприемников и динамиков. .
`Обращение перелового коллектива 06
организации социалистического соревнова-
ния широко обсуждается на промышленных
предприятиях республики.

Юбилей старейшего
советского композитора

e

Музыкальная общественность столицы
отмечает 12 января 70-летие со дня рожде-
ния одного из крупнейших советских ком-

0 гражданской панихиде и дне похорон будет об’явлено 06060.

. и ‘Bo Wi

` Есть люди, чья смерть производит вне-
чатление безвременной утраты независи-
мо от их возраста. Владимир Иванович
Вернадский принадлежит к числу таких
людей. Каждого крупного открытия В. И.
Вернадского было бы достаточно, чтобы
сделать имя ученого мировым именем,
ау него было так много подобных откры-
тий! Генезис силикатов, роль радия в
истории земной коры, возраст землл,
влияние живых организмов на образова-
ние ‘теологических отложений, — какие
разнообразные и коренные проблемы бы-
ли поставлены и решены этим универ-

сальным естествоиспытателем. И, несмо-
тря на это, смерть ‘Владимира Ивановича
заставляет думать не только о прошлом,
но и о булущем.. Ведь открытия его бы-
ли не только ответом на вопросы науки, был готов воспринять новые идеи.
но началом новых, далеко идущих науч- . м Е
исходным  пунктом  мечательной душевной чистотой, исклю-
течений. Как много  чительной скромностью и большой лю-

ных направлений,
больших научных

Вернадского
ватывали большое число геологических,

циплин. Современный геблог, химик, гео-
физик; биолог черпают в его трудах заме-
чательные и плодотворные идеи. Вместе с
тем научные работы В. И. Вернадского
связаны единой мыслью. OH пишет о
современной теории атомного ядра, о рас-
пространении радия, о меловых отложе-
ниях, о результатах жизнедеятельности
организмов ‘и химическом составе живого
вещества и везде дает оригинальные ре-
шения, и везде его`мыесли — илодотвор-
ный источник новых поступательных ша-
гов науки. ^

Он был старейшим из нас, но какой
юношески свежей была его мысль. В. И.
Вернадский ‘всегда шел вперед, ре
ra

позиторов-— председателя Союза советских
композиторов, ‘народного артиста СССР
Р. М. Глиера:

Перу юбиляра принадлежат три симфо-
HHH, ряд симфонических поэм,’ пять `увер-
тюр, много инструментальных и вокальных
произведений. Глиер является автором пер-
вого советского балёта «Красный Мак», по-

физико-химических и биотогических дис- Ставленного на советских сценах и за гра-

ницей. Широко’ известна в СССР и за ру-
бежом его 3-я симфония «Илья Муромец».

Изучая на протяжении многих лет музы-
кальный фольклор национальных респуб-
лик, Глиер создал’ азербайджанскую оперу
«Шах-Сенем» и узбекскую — «Гюльсара».
Обе были ‘ноказаны в Москве во время де-

кад азербайджанского и узбекского
искусств. te
В дни войны творческая деятельность

Глиера ‘протекает так же интенсивно. Им
написаны концерт для колоратурного сопра-
но с оркестром, 4-й квартет, увертюра
«Дружба народов», опера «Рашель» на сю-
жет. новеллы Мопассана «Мадемуазель Фи-
фи», несколько ‘походных маршей ‘и крас-
ноармейских песен.

. В день 70-летия Глиера Союз композито-

взежесть и смелость мысли вместе с 3а-

планов было у старейшего сочлена нашей  бовью к людям создавали обаятельный
Академии наук, как много он хотел еще   образ ученого. .

сделать и как много мог сделать! Поэто-

Владимир Иванович был. круннейшим

му смерть В. И. Вернадского и кажется  историком естествознания. Его истори-
безвременной, хотя он прожил немало и  ческие экскурсы, посвященные прошлому

отдал науке больше полувека непрерыв-
ного напряженного и творческого труда.

- `Лля рубских ученых , нашего поколе-

ния много воспоминаний связано с име-

нем В. И. Вернадского. Мы помним, как традиций, и в то же время он всегда рас-

в конце прошлого века в его замечатель-
ных трудах создавалась русская минера-
логическая иткола, проникнутая глубоким
стремлением отыскаль химические основы
состава и распространения минералов в
земной хоре. Мы помним, как В. И. Bep-
надский вместе в К.А. Тимирязевым,
П. Н. Лебедевым и другими покинул в
1911 году Московский университет, про-
тестуя против политики Кассо. Мы пом-
ним, какой радостью было ветречено в
1906 году избрание в Академию наук из-
вестного уже во всем мире основателя
теохимии В. И. Вернадского. Мы, совет-
свие ученые, не забудем, конечно, В. И.
Вернадского — пионерё широких иссле-

дований ресурсов страны, основателя ря-
да институтов, научных шбол, лаборато-
PHU, которые принесли‘ огромную пользу

промышаенности, земледелию и обороне.
Научные пден В. Н:_Вернадекого ох-

Извешение

Вомиссия по организации похорон дей-
ствительного. члена Академии Наук СССР
В. И. Вернадского” извещает, что`гроб с
телом академика В. И. Бернадевого yera-
новаёнв конференц-зале Ирезидиума Ака-
демии Наук СССР. (Б. Калужская, 14).

= ВНИИ

русской и мировой науки, останутся клас-
сическими образцами в этой области.
В. И. Вернадский был живым воплоще-
нием преемственности русской науки, ее

ематривал науку, как процесе. Он любил
прошлое науки, ее настоящее, но больше
всего он любил будущее, великое буду-
щее науки. Поэтому память о В. И. Вер-
надеком зовет советских ученых к даль-
нейшему прогрессу, к дальнейшему труду
во славу науки.

Наша эпоха предоставляет небывалые
возможности для успехов науки. В. И.
Вернадекий был основателем крупнеиших
научных центров, научных школ и науч-
ных направлений, которые развернулись
в советское время’и ‘принесли существен-
ную пользу строительству социализма.
Поэтому в пантеоне советской науки
имя В. И. Вернадского. будет незабвен-
ным, и наш народ, так любящий и ценя-
щий науку, будет хранить благодарную
память 06 этом замечательном ученом.

В. Л. КОМАРОВ,
президент Академии наук ссор,

Доступ в телу покойного открыт с 10
часов утра 9 января 1945 г.

`Гражданская Панихида состоится в
2 часа дня 9 янзаря.

Вынос тела для похорон на Новоде-
вичьем кладбище состоится в 3 часа дня.

ров организует концерт из его новых про-
изведений, 1

г, п ом агронома `.

‘

у

Опыт работы Дома агронома под Москвой

0 трудовых’ делах подмосковных.
землепашцев знает вся страна. Их нобе-
ды на колхозных полях достойно возна-
граждаются. Вот и теперь орденоносная
Московская область держит три. нереходя-
щих Красных знамени. Государственного
Комитета Обороны,  завобванные ею в.
борьбе за высокий урожай, за под’ём кол-
хозного животноводства и за успехи в ре-
монте тракторов. hie

Большая доля труда в борьбе за
славу подмосковных колхозников при-
надлежит передовикам. В «Известиях»
уже ‚ сообщалось о мировом рекорже
луховицкого колхозника Дмитрия. Бур-
мистрова, вырастившего наивысший уро-
жай ишеницы, и о достижениях коломен-
ской колхозницы Тамары Крутовой в вы-
ращивании картофеля. Но дело не только
в них. У Бурмистрова и Крутовой есть
уже десятки тысяч о последователей. B
прошлом году в звеньях высоких уро-
жаев колхозов Подмосковья работали со-
рок четыре тысячи колхозников. Вырас-
тить такую армию не легко. Здесь
серьёзно потрудились апрономы. С по-
мощью слециалиетов сельского хозяйства,
работников земельных органов, партий-
ного. и советского актива в подмосковных
колхозах глубоко изучаются и осваива-
ются новые достижения  сельскохозяй-
ственной науки, повсеместно обобщается
опыт звеньев высоких урожаев.

Четыре года существует под Москвой
областной Дом агронома. Вся ero pa-
бота целиком подчинена той же за-
даче — распространению достижений
сельскохозяйственной науки и практики.
Скромно, но успешно работают в этом
доме; На консультациях, лекциях, кон-
ференциях, семинарах, курсах, групно-
вых и индивидуальных беседах здесь
встречаются люди науки и практики.
Вместе с академиками Цициным, Лисицы-
ным, Якушкиным и другими в Доме arpo-
нома можно встретить колхозников Бур-
миетрова, Крутову, Чернова, Кузьмичеву
и сотни других. Неизменно посещают Дом
агронома председатели колхозов, дирек-
тора МТС, механики, заведующие райзо,
садоводы, животноводы, огородники. Со-
бираются все они с одной целью — по-
учиться, получить консультацию, нобесе-
довать с мастерами высоких урожаев, по-
заиметвовать их опыт, узнать, что нового
в соседних районах.

При Доме агронома есть библиотека. В
ней множество книг и журналов по поле-
водству, садоводству, животноводству, по
всем отраслям колхозного производства.
Кабинеты агрохимии, обзщего земледелия,
почвоведения, защиты фастений, овотце-
водства и плодоводетва изобилуют нагляд-
ными пособиями. Здесь и справочные
таблицы, и экепонаты, и муляжи, и все-
возможные коллекции семян, растений,

‘почвенных разностей. Дом агронома, кро-

ме того». имеет‘ опытный участок в
50 гектаров, небольшую пасеку, живот-
новодческую ферму. Обильные урожаи
опытного участка —— наглядная демон-
страция культурного земледелия.

Ножалуй, нет такой  отрасаи в сель-
ском хозяйстве, которая ‘оказалась бы
забытой Домом агронома. Наоборот, все,
что представляет даже, казалось бы,. не-
значительный научный: интерес, отражено
© достаточной нолнотой. В. Дмитровском
районе есть хозяйство, добившееея на
заболоченных землях, столетиями счи-
тавшихся бросовыми, высоких и устойчи-
вых урожаев. Дом агронома устраивает
встречу дмитровцев с представителями
других районов для пропаганды их опы-
та. В Московской области все более рас-
ширяютея посевы клевера, но в некото-
рых колхозах не знают, как его’ обраба-
тывать. Дом агронома проводит семинар
на тему: как приспособить молотилку или

Колхозники восстанавливают разрушен.
ное немцами хозяйство, возрождают са-
ды. Дом агронома проводит несколько
хокладов, бесед-и консультаций о восста-
новлении и развитии  садоводетва.

В дни так называемого «затишья»
сотрудники Дома’ агронома выезжают в
районы. Они побывали в Наро-Фоминском,
Дмитровском, Серпуховском, Скопинском
и Михайловском районах, беседовали там
с местными агрономами; практически по-
‘морали им. Побывав в колхозах Краено-По-
лянского района, они приняли активное
участие в составлении плана развития
общественного жизотноводетва.

Не так давно прославленный хлебороб
Дмитрий Бурмистров из села Григ9рьев-
ского Туховицкого района прочел в Доме
агронома доклад: «Каким путем мое зве-

пшеницы». Послушать мастера-полевода
собрались агрономы районных земельных
отделов и машинно-тракторных станций.

— Когда-то, во времена сохи и дере-
зянной бороны, григорьевские земли да-
вали мизерные урожаи сам-нять, — го-
ворил Бурмистров. —- Такие урожаи бы-
вали не только в Луховицах, но и в дру-
гих районах. Теперь же мы снимаем уро-
жай, каких не знает мировая наука. В
прошлом году мое звено на опытном
участке в пять гектаров получило озимой
пшеницы по триста восемнадцать пудов с
тектара!

Прославленный бригадир обетоятель-
но рассказал, Kak его звено доби-
лось такого результата. Докладчику зада-
зи много вопросов, на которые он толко-
во ответил, ий каждый понял, что в работе
бурмистровского звена нет ничего 060-
бенного, тем более трудного. Каждому бы-
ло ясно, что только честный, самоотвер-
женный труд, умелое применение агротех-
ники приносят желанные результаты.

В скором времени в Доме агронома по-
делится своим опытом и Тамара Крутова.
Она расскажет, как ее звено добилось уро-
жая картофеля в пять. тысяч с лишним
пудов на гектаре. В январе и феврале Дом
агронома прозедет несколько массовых
курсовых мероприятий, — конференций,
докладов лучших звеньевых. Будет обоб-
щена практика передовиков и научно
обосновано получение высоких урожаев.
На конференции с’едутея из районов об-
ласти агрономы и около 300 передовиков.
Всего на курсах но позышению квали-
фикации агрономов и на конференциях
мастеров высоких урожаев побывает свы-
ше тысячи человек. )

Каковы перспективы работы Дома аг-
ронома? Главный агроном Московевого

областного земельного отдела, тов. Прак- .

син сообщил: — д И:

— Областной Дом ‘агронома в настоя-
щее’ время нас не устраивает. Вернее, не
столько нас, сколько самих агрономов и
колхозные массы. Уж больне стремитель-
на и отромна тяга специалистов сельско-
го хозяйства и колхозников-опытников к
агрономической науке. А удовлетворить
возрастающие запросы он один не в со-
стоянии. Поэтому мы решили открыть в
нынешнем году в районах еще пять та-
ких же домов. При каждом будет опытный
участок. Мы постараемся сделать ux. pac-
садниками высокопродуктивного  земле-
пользования,

Почин Московской области, создавшей
культурный очаг обобщения и распроетра-
нения достижений колхозов; должен
быть подхвачен другими областями, края-
ми. и республиками. ;
A, CHBAKOB,
спец. корр. «Известий».

вомбайн для’ вытирания семян клевера. —

но добилось выдающегося урожая озимой

oe

Пребывание советской
:  нрофеоюзнойделегации  ^
во Франции

й

т ПАРИЖ, 8 января. (ТАСС). Советская
профсоюзная делегация чрезвычайно тепло
была принята на большом митинге рабочих
и инженерно - технического персонала заво=
да авиамоторов «Гном Рон Келлерман». У
завода делегацию встретили генеральный
секретарь парижского об’единения  профсо-
юзов металлистов МЛенниг, управляющий
заводами Лепикар; директор завода Леви,
секретарь заводской профсоюзной организа-
ции Грифуль и другие. В честь советских
делегатов был выстроен почетный караул
из членов гражданской республиканской
гвардии. :

Глава советской профсоюзной делегации
лов. Л, Н. Соловьев приветствовал от лица
советских профсоюзов 5 тыс. рабочих, со-
бравшихся на митинг. Он призывал членов
профсоюзов Парижа к максимальным уси-
лиям для скорейшего окончания войны. Тов.
Соловьев выразил далее уверенность, что
рабочие завода ‘умножат выпуск авнацион-
ных моторов. ;

Член советской профсоюзной делегации
Н. А. Гайсенок рассказал об усилиях, кото-
рые прилагают советские рабочие, чтобы
скорее закончить войну, о трудностях, ко-
торые пришлось им преодолеть. особенно в
период эвакуации промышленности на Во-
сток. Тов. Гайсенок призывал рабочий класс
Франции к единству с рабочими других де-
мократических стран.

Секретарь советской профсоюзной деле-
гации тов. Кошелева в своем выступлении
описала участие советских женщин в рабо-
те для фронта. Указав на страдания, кото-
рые причинили гитлеровцы советским жен-
щинам, тов Кошелева” сказала: «Красная
Армия заставит заплатить гитлеровских
мерзавцев за все страдания; которые они
причинили не только советским, но и фран-
цузским женщинам и детям». Тов. Кошеле-
ва  призвала работниц завода усилить их ра-
боту и, как это делают советские работни-
цы, «не давать ‘машннам ни минуты бездей-
ствовать». ком

‘Речи представителей советских профсо-
 юзов неоднократно прерывались овациями и
пением советского `‘гимна. Пятитысячная
аудитория стоя приветствовала советских
делегатов. po

Грифуль — секретарь профсоюзной орга-
низации: завода — заверил советекую проф-
союзную делегацию. что рабочие завода
выполнят свой долг и будут достойными
своих ‹ товарищей — советских рабочих.
Другие выступавшие ораторы выразили вос-
хищение ‘французского рабочего класса
победами Красной Армий и просили делега-
тов передать их привет рабочим-металли-
стам и всем трудящимся Советского Союза.

В заключение выступил секретарь париж-
ского об’единения профсоюзов металлистов.
Ленниг.

Декларация итальянского.
совета министров о чистке

РИМ, 8 января. (ТАСС). 6 января под
председательством Бономи состоялось за-
седание итальянского совета министров, на
котором была принята декларация относи-
тельно верховного комиссариата по санк-
циям против фашистов. i

«Совет министров, — говорится в: декла-
рации, — обсудил отставку ‘Сфорца с поста
верховного комиссара’ по. санкиням против
фашистов и выразвл ему и его сотрудникам
благодарность за работу, проведенную, не-
смотря на всевозможные трудности, за до-
стижение удовлетворительных результатов
в деле чистки».   :
«Совет министров, — говорится ‚далее, —
решил усилить деятельность верховного
комиссара с тем, чтобы быстро возбуждать
процессы по чистке и наказанию фашистов,
которые еще остались на освобожденной
территорни, а также распространить деятель-
ность комиссии по чистке на периферию,
где вследствие недостатка средств связи
проведенне чистки задерживается.

Функции верховного комиссара ‘по чист-
ке будут выполняться коллективно 4 заме-
стителями . верховного комиссара под. руко-
водством . председателя совета министров.
Бономи назначит заместителя . верховного
комиссара вместо Скоччимарро, ‘который
входит в состав правительства в. качестве
министра по делам оккупированной части
Итални. Кроме. того, Бономи ` назначит.4 за-
местителей вице-комиссаров’- вместо. 8 ко-
миссаров, предусмотренных. действующим
до настоящего дня законом»,

0б ассортименте,
„И интересах

качестве товаров
потребителя

До войны торгующие организации Ир- но назавтра потребители принесли куп-
кутекой области получали основные това- ленную посуду обратно в магазины. Ока-

ры из западных областей страны,

развития местной промышаяенности, но

залось, что при наполнении горячей во-
Отечественная война ускорила процесс  дои ‘посуда течет,

Подобных примеров можно привести

вместе с тем пред’явила ей новые более   много. В магазинах Иркутска и области
серьёзные требования. Резкое сокралце- вы ‘можете сейчас найти в изобилии дере-
ние ввоза, вызванное войною, должно бы- вянные и железные игрушки, гребни, сан-
ло компенсироваться увеличением произ- далеты на деревянной подошве, трикотаж

водотва товаров на, месте. ред-
приятия местной промыныенности, ку-
старно-промысловой и потребительской
кооперации Иркутской области; по’ непол-
ным ‘данным ‘выработали ‘товаров: в
1943 году — более чем на сто четырнад-
цать миллионов рублей и за десять мёся-
цев 1944 года на сто одиннадцать мил-
лионов рублей. Это в несколько раз боль-
ше, чем вырабалывалось в любой довоен-
ный Тод. jit

В ассортименте изделий местного: про-
изводства появились трикотаж, обувь;
галантерея, музыкальные инструменты,
москательные товары, детские игрушки,
мебель, предметы’ домашнего ‚обихода.

Из года в год возрастало количество
предприятий, работающих для местного
рынка. Во всех районах созданы раи-
пишекомбинаты и райпромкомбинаты. Де-
сятки новых артелей появились в. системе
промысловой кооперации. Производство
товаров широкого. потребления в годы
войны было организовано также в’ специ-
альных цехах оборонных предприятий ‘и
в небольших мастерских, созданных при

Зимние каникулы школьников

ТУЛА, 8 января. (По телеф. от соб.
—kopp.).  Культурно проводят каникулы
школьники Тулы и сельских районов. 2 ян-
варя состоялся общегоролской бал-маска-
рад, в котором участвовало 850 человек.
Во всех городских и сельских школах уст-
роены ёлки.
Комсомольские организации области уст-
роили также елки с богатыми подарками
в-45 семьях Героев Советского `Союза.

На детских оздоровительных площадках
в Туле, Щекино и Болохове отдыхают 400
учеников начальных школ—детен фронто-
виков, погибших во время войны.

Сегодня в Туле состоялись общегород:
ские военио-физкультурные игры шхоль-
ников старших классов. В. районах области
проходят соревнования учащихся на луч-
шего конькобежца ‘и лучшего лыжника. В
них участвует более 50 тысяч человек.

крупных магазинах,
Однако качество товарев за. последнее
время настолько снизилось, & ассорти-
мент настолько ‘недостаточен, что пора
уже во весь голос поговорить 0б этом.
Недавно артели иркутской кооперации
инвалидов выпустили большую ‘партию
гончарной посуды. Моверхность посуды
не глазирована, а форма настолько урод-
лива, что из-за одного этого товар нельзя
было принимать к продаже. Но так как
спрос на носуду велик, пришлось пустить
её всё же в продажу. И что

и много других изделий местной промыши-
ленности. Но все это’ до того неуклюжей
формы (особенно детекие игрушки) и до
того низкого качества, что потребитель
даже и не смотрит нз такие, с позволения
сказать, товары.

Работники торговли, несомненно, по-
винны в том, что в продажу поступают
низкокачественные товары. Но очень ча-
сто работники торговаи вынуждены при-
нимать бракованную продукцию, ибо ли-
шены всякого выбора. А поставщики,
зная 0б огромном спросе, существующем
на товары, ослабили. борьбу за качество и
не несут никакой ответственности за вы-
пуск брака. Дело дошло даже до того, что
ни одна артель, ви одно предприятие пе
ставит своей марки на товарах. :

3a годы войны предприяфия мест-
ной промышленности изготовили сотни
тысяч пар обуви, десятки тысяч комплек-
тов одежды, на миллионы рублей предме-
тов домалтнего обихода. Но за это же Bpe-
мя почти не поступали обувь и одежда для
детей в возрасте. до трех лет. Ноставщики
забыли уже термины «спрос», «ассорти-
мент» и пр. Привыкигие к ‘тому, что тор-
гующая сеть больше занимаетея распреде-
лением продуктов и товаров по карточкам,
чем продажей их, они решили, что все
произвёденное сверх фондов и нарядов
будет сюрпризом для торговцев и доброде-
телью для нотребителя. Поэтому-то и иро-
изводится что кому вздумается и сколько
кому вздумается. При том на первый план
часто выдвигаются местнические инте-
ресы предприятия; HO отнюдь не интере-

ревянных требештов, что ‘их хватит по
меньшей мере на десять лет торговли!

Низкое качество товаров и бедный ас-
сортимент руководители предприятий, как
правило, об’`яснятот трудностями военного
времени. Нет, мол,- сырья, нехватает рабо-
чей силы: Доля истины в этом, конечно,
веть. Но главная причина плохой работы
местной промышленности все же’ кроется
в самих руководитёлях, в их неумении
маневрировать наличной рабочей силой,
сырьевыми ресурсами, в снижении ответ-
ственности и, наконец, в: пренебрежении
& интересам трудящихся. ,

На одной сессии Иркутского областного
Совета была устроена выставка изделий
ширнотреба. Экспонаты выставки радова-
ли глаз своим разнообразием, внентней от-
делкой, высоким качеством. Все эти изде-
лия были изготовлены из местного сырья
и местной рабочей силой: ‘Следовательно,
при желании можно делать хоролие това-
ры. Почему же; спрашивается, уполномо-
ченный управления ` промкобперации
(т. Гальперин), облместпром (тов. Чу-
‘маков), облкоопинсоюз (т. Гончарук)
и обллесхимпромсоюз- (т; Пантелеев) не
могут добиться выпуска таких изделий в
массовом порядке? Hei eee

Счет работников торговли ноставщикам
будет неполным, если не остановитьсл еще
на одном важном вопросе — об упаковке
И затаривании продукции. До войны но-
ставщики сами изготавливали тару, сами
унаковывали товар и доставляли на базы.
Сейчас же получение ‘продукции является
целой проблемой. Чтобы на Иркутской ма-
харонной фабрике получить макароны, на-
до прежде веего привезти с базы Заготзер-
на на фабрику муку; затем. необходимо
доставить свою тару, своим транспортом
отвезти на железную дорогу и. сопрово-
ждать до пункта назначения. Нехватает
только, чтобы получатели сами делали ма-
кароны на фабрике! Точно такая же исто-
рия происходит на Тальцинском стеклоза-
воде и. на многих других. предириятиях-
поставщиках.

Нельзя; конечно, . утверждать, что’ все
предприятия местной промышленности и
промысловой кооцерации так бёзответ-
ственно и бездунтно подходят к удовлетво-

сы потребителя. Так, совсем недавно Тай-

ae? Букваль- шетские мастерские выпустили столько де-

рению насущных потребностей трудящих-
ся. Есть. много примеров того, как любов-

но и заботливо относятся работники. мест-
ной промышленности к выполнению зака-
зов торгов. Но хороший опыт; в сожале-
нию, не: популяризируется, не ‘делается: 19-
стоянием махс. :

. *

Война приближается к победному кон-
цу. В нослевоенные месяцы перед: работ-
никами торговли‘ и местной промытшаея-
ности встанут новые, весьма ответствен-
ные задачи.

Следует, к. сожалению, отметить, ‘что
среди значительной части работников ме-
стной промышленности ‘существуют не-
правильные взгляды на условия после-
военной работы. —Кончится война, —рас-
суждают они, — и снова из западных об-
ластей пойдут в Сибирь эшелоны с галан-
тереей, трикотажем, обувью и другими то-
варами. ast з }

Если бы и были такие возможности, то
вряд ли это было бы. целесообразно.
Ведь за время войны накоплен большой
опыт в переработке местного сырья и про-
изводетве местных товаров широкого’. по-
требления. Какой же смысл забывать: этот
ценный опыт и допускать лишние и не-°
нужные перевозки? Следовательно, работ-
никам местной промышленности необходи-
мо уже сейчас решительно перестраивать
свою работу, совершенствовать техноло-
гию, коренным образом улучшать каче-
ство продукции, снижать ее стоимость, до-
биться того, чтобы все возрастающий
епрос населения был полностью удовае-
творен как в ассортименте, так и. в каче-
стве и количестве выпуекаемых изделий.
‚ Что же касается работников торговли,
то они облзаны приложить все усилия,
чтобы торговать культурно; обслуживать
потребителя быстро и вежливо, как того
требуют принципы советской торговаи.

с. JOMOHOCOB,
заместитель секретаря Иркутского
обкома ВКП(б) по торговле. =.

cot   А. ЧАНКОВ,
‚ заведующий Иркутским областным ©
отделом. торговли.

Н. СТАНКЕВИЧ,
председатель президиума
ского облпотребсоюза.

Гор. ИРКУТСК. (По телефону).

Иркут-