oS 98

th
ИХ

в,
rH
и

СРЕДА, 10 ЯНВАРЯ 1545 г. № 8 (8618)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ФТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕОПОНДЕНТА ‹ИЗВЕОГИЙ»)

В Будапеште

Бомандир пехотного полка, скрывая хотинцев перед фабрикой оказалось наше
невольное волнение, коротко донес коман-  орудие. Под градом пуль артиллеристы
диру дивизии:   развернули пушку и почти в упор посла-

-—- Вошел в черту города. a8 два снаряда в окна верхних этажей.

Генерал, © нетерпением ожидавший  3  был конец одного из небольших,
этих слов, ответил  отрывисто и лако-  о ДУЮ минуту возникающих уличных
НИЧНо: сражений.

— Гоните немца дальше. Да побыет- Уличный бой выигрывает не только сме-
рее. лый, но и предприимчивый воин. Стены,

Это был итог большой победы, огром- 0 \® ВОРОТА все служит обороняющему-
ных усилий, долгих дней борьбы на под.   С% ЗАщитой. Мы идем ‘по улице, на кото-
ступах к Будапешту. рой вчера бойцы майора Петрова сожгли

Непривычная ‘для русского человека два немецких танка. Немецкие машины
зима стоит в этих местах. По Дунаю плы-  Неожиданно показались в дальнем конце.
вут льдины, как у нас весной. Де- Майор приказал своему подразделению
ревья покрыты инеем, но земля голая, Повернуть налево, в переулок, и выити на
темная. Морозной ночью дивизия вышла  параллельную магистраль. Но едва лишь
на рубеж атаки. Перед нашими бой-  Наши разведчики выглянухи из-за угла,
цами была последняя линия вражеских   как были обстреляны. Майор свернул на-
укреплений, за которой начинались  право, на другую улицу, но туда же по-
окраины венгерской столицы. вернули и немецкме танки. «Хорошо; —

Саперы ‘майора Лисянского осторожно! сказал майор, — мы вас обыграем». Он
вынули из окаменевшей земли мины,   связался с зртиллеристами, демонстратив-
осторожно разрубили проволоку. В 11 но, так, чтобы это могли заметить враже-
часов 30 минут дня начался артналет, и  ские танкисты, двинул своих бойцов сно-
над позициями врага поднялиеь столбы   ва влево, но немедленно остановил их за
дыма, полетели KOMbA земли. Почти   углом. Танки, следуя принятому правилу,
сейчас же двинулась в атаку пехота. На немедленно помчались в том же направ-
шестой минуте передовые группы наших лении Они наткнулись на противотанко-
бойцов уже находились за проволокой в
первой траншее, Немцы, ожидавшие по
крайней мере получасовой артиллерий-
ской канонады, были застигнуты  врас-
плох. Большая их часть была перебита
тут же, в окопах.

ВТ час 30 минут дня дивизия пере-
шла границу города. В 3 часа дня коман-
дир дивизии выдвинул свой наблюда-
тельный пункт и расположил его в доми-
ке, в ста метрах от дорожного указателя.
На другой день, когда там уже ‘никого
не было, в домик попал тяжелый немецкий   СЯ. Командир части вспомнил, что на
снаряд... улице, около ЕП, он видел только-что

Путь, который дивизия прошла 38 танкистов. Он приказал их вызвать.
день крозопролитного боя, сейчае, когда Командный пункт полка, дальше всех
расчищена дорога, мы проделываем в  проникшего в город, расположен в под-
четверть часа. Вот роща, наполовину по-  вале большого здания. Командир полка,
битая снарядами. Громоздятея опрокину- в прошлом студент Московского универ-
тые железнодорожные вагоны — барри- ситета, начал войну лейтенантом. Суро-
Када, которая должна была задержать вая школа выработала из него опытного
наших наступающих воинов. Она была и смелого командира. Рядом с ним за

обойдена. Вот начинается будапештское   самодельным столиком сидит начальник
кладбище. В одном из зданий бойцы   Штаба. До войны он был известным
командира Дрогана обнаружили  сотни  кинооператором. Сюда, к их столиву,
трупов. Страшная картина  открылась  тянутся многочисленные нити сложного
перед нами: пятилетний ребенок с раз-  механизма наступления. .

давленной чем-то тяжелым головой; труп  С наблюдательного пункта открывается
женщины с глазами, в которых и сейчас И панорама города: иерей
еще горит безумный испуг; туловище и  КРЫШИ, башенки, трубы, ветви деревьев,
в нескольких метрах от него изуродозан- ПОкрытые белым бархатом инел. Недале-

ная голова. Старики, старухи, трудные ко, в водонапорной башне немецкий гар-
о УАНЫЕ   низон яростно  отстреливается от насе-
младенцы — жертвы беспощадной рас- дающих советских пехотинцев.
правы гитлеровцев над мирным  населе- и .
i В — Hexoaro вам шуметь, — говорит
ИИ майор, затем берет телефон и произносит
3a кладбищем начинается промышлен- р, Pe

ная часть города — массивные глыбы за- я ee Rare

волов, лабиринт тесных улочек. Темные, ты о бы ерез_ секунду г
прокопченные постройки кажутся бастя- gone OH nase ‘ aa Sree ie
онами огромной крепости, прикрываю- : ан ет

щей подступы к аристократическим квар-  Або В Центре башни открывается зияю-

талам центра. Так и оказалось на самом ИТМ

деле, когда дивизия пошла на штурм  — Вее. Башня oe ae брдак ие
промышленного района. В толстых ка-  18 —— БРИЧИТ вОЗОужденно манор.
менных оградах обнаружились амбразу- С ужицы. доновятоя р re
ры, на крышах и чердаках — пулеметы be 5g en Laer hatin eee
и легкие пушки. За день боев с зазод- и

6 „  — Бронетранспортер. Контратаха, —
ских труб было сбито 38 немецких снай-  с
перов.   0б`ясняет командир полка.

Перед глазами мелькает черная тень
Чем дальше двигаешься к центру го- и штурмовика, и стены и: дро-
рода, тем больше воехищаешься работой   жал от взрыва. Бронетранспортер умол-
советской артиллерии. В быстро меняю- кает. Но 4ейчае же из батальона ¢006-
щихся условиях уличного боя ни разу на-  щают, что около церкви появились шесть
ши пушки не отстали от пехоты, «тигров». Навстречу им спешит наша

Здание фабрики. Оно еще окутано  тяжелая артиллерия.

клубами дыма. Вчера вечером неболь-
mai группа бойцов майора Баски-
на, преследуя немцев, ворвалась в ниж- В. АНТОНОВ.
ний этаж фабрики. Однако немцы сумели  БУДАПЕШТ, восточный берег Дуная,
укрепиться наверху. Цо первому зову пе- 9 января.

лать ни одного выстрела...

Мрачные корпуса одного из пивоварен-
ных заводов Будапешта. Здесь нални бой-
цы застали еще дымящиеся котлы. В
последнюю минуту немцы пытались было
удержалься в. западной части заводского
двора, среди бочек и разного хлама. У
врага оказались выгодные позиции. Дело
могло затянуться. Становилось  очевид-
ным, что одни стрелки здесь ие справят-

говорит майор.

вую засаду. 0ба «тигра» не успели еде-

— Ну, вот рабочий день в разгаре, —

Восточная Пруссия. Разгромленный нашей артиллерией немецкий лот.
Фото специального военного корреспондента «Известий» Г. Самсонова

Железнодорожная магистраль
Сталинск— Магнитогорск

Уголь идет на Магнитку кратчайиим путем

Карагандинский бассейн отправлял
толь своему основному потребителю —
агнитогорскому металлургическому ком-
бинату — по железнодорожному пути
Караганда — Петропавловск — Челя-
бинск — Карталы, В связи с ежегод-
ным увеличением перевозок угля дорога,
по которой устремляется поток груза из
Сибири на Урал, работала с большим на-
пряжением. Правительством было при-
нято решение начать строительство пер-
вой очереди новой железнодорожной
магистрали Сталинск — Магнитогорск на
участке Акмолинск — Карталы ¢ тем,
чтобы в дальнейшем продлить ce OT
Акмолинска до Сталинска, что даст до-
полнительный выход грузам Кузнецеого
бассейна на Урал.

В течение 1944 года Ha Marucrpa-
ли строители вели крупные работы. Часть
работ будет завершена в нынептнем году.

Главный инженер Центрального управ-
ления железнодорожного ‘строительства
НЕПС тов. Бирюков сообщил корреспон-
денту «Известий»:

— Новая железная дорога, Акмолинск-—
Карталы имеет крупное народнохозяй-
ственное значение. Снимая значительную
часть нагрузки с железных дорог, свя-
зывающих Сибирь с Уралом, новая маги-

страль сокращает пробег угольных марш.

рутов из Караганды на Магнитогорский
комбинат больше, чем на 450 километ-
ров. Сокращение расстояния и мощное
техническое оснащение новой магистрали
позволили сократить срок доставки угля
н& двое суток.

Новая магистраль построена с расче-

том на движение тяжеловесных составов! устроены угольные

большой скорости. Это достигнуто благо-

даря применению рельсов тяжелого ти-
па, укладке 1.840 шпал на один кило-
метр пути, а также незначительным укло-
нам на линии.

06’5м земляных работ на строительст-
ве составил 18 миллионов кубометров.
На трассу было доставлено свыше двух
миллионов кубометров балласта. Доста-
точно. сказать, что на перевозке балласта
в момент наибольшего развития работ
было ежедневно занято свыше полутора
тысяч вагонов.

Широко использовались все виды ме-
ханизации. Основная масса земляных
работ была выполнена 35 мощными
экскаваторами; а также грейдерами-эле-
ваторами производительностью до пяти
тысяч кубометров-в сутки. Каждый грей-
дер-элеватор обслуживался пятью мощ-
ными грузовыми   машинами-самосвалами.

Впервые в советской железнодорожной

практике на строительстве магистрали бы-
ли применены сборные бетонные иекус-
ственные сооружения: мосты и трубы для
пропуска воды. Бетонные блоки изготов-
лялись заводским путем и собирались на
месте кранами. Сборка железнодорожного
моста малого размера таким путем занима-
ла всего трое суток, в то время как обыч-
ным путем строительство такого моста
занимает от одного до трех месяцев.
На магистрали создано большое энер-
госиловое хозяйство. Затрачены значи-
тельные средства на жилищное строитель-
ство. Постройка жилых домов на станциях
Акмолинск и Варталы велась индустри-
альным путем.

— В 1945 году, — сказал тов. Бирю-
ков, — на новой магистрали будут пере-
склады и построены
угольные эстакады.

Вечерние школы для взрослых.

ДРОГОБЫЧ, 9 января. (По телегр. от Сейчас в городе работает уже 7 школ

соб. корр.). Недавно интеллигенция города для взрослых. Все неграмотные взяты на

Дрогобыча на своем собрании обязалась

помочь за текущую зиму ликвидировать

учет.
Почин интеллигенции Дрогобыча под-

неграмотность среди взрослого населения.   хвачен в других городах и селах области.

Турнир сильнейших шахматистов

Заканчивающийся сегодня турнир был
блестящим по составу, — такого количе-
ства гроссмейстеров (пять!) еще никогда
не участвовало в чемпионатах столицы.
Конечно, здесь были и относительно менее
сильные шахматисты, однакс любой из
них ‹1060бен нанести поражение гросс:
мейстеру.

Удержит ли Василий Смыслов звание
чемпиона столицы, — в этом  заключа-
лось основное спортивное значение чем-
пионата. Никто не сомневался, что он сы-
грает хорошо. Вопрос заключался лишь в
том, сможет ли кто-нибудь из гроеемей-
стеров превзойти В. Смыслова. Следует
прямо признать, что гросемейстеры не с0-
ставили Смыслову серьезной конкурен-
ции. Но ходу турнира ближе, чем на очко-
полтора, они в нему не приближались.

Чемпионат лишний раз показал, что
Василий Смыслов является шахматистом
мирового класса. Он провел турнир без
единого поражения и вновь добился бле-
стяще успеха. Игра его всегда
реалистична, он не увлекается ложны-
ми идеями. В. Смыслов питает слабое
почтение в признанной «теории» и боль-
ше доверяет своему здравому смыелу.
Почти всегда фигуры Смыслова оказыва-
ются на хороших полях, он редко упус-
кает равновесие. При изменении обета-
новки он ориентируется с большой быет-
ротой.

Показательна в этом отношении его
партия с Рагозиным. При доигрывании
партии Рагозин защищался сначала внол-
не удовлетворительно и в позиции, изо-
браженной на диаграмме, —

ы Смыслов

Y/

4 VW
тот

Г.

№

SN

Cin me
А № №
тт т

Рагозин

элементарным способом мог добиться ни-
чьей путем 56. Ва2. Ничего не дает чер-
ным теперь ни 56... Крез 57. Red, am
56... 017 57. ЕБ1 С :Ъ3 58. В : аз. Про-
движение пешки ©7 также безопасно для
белых. В случае же 56... 043 57. Врез
Rpc3 58. Red + Hpce2 (58... C:e4 Be-
дет к ничейному концу) 59. В42 (в виду
угрозы Ё4 король черных должен вер-
нуться) 59... Rpe3 60. Red + ничья
также неизбежна.

Рагозин же пленилея комбинацией
56. Ё:а3?!, рассчитывая на вариант
56... Кр:а3 57, Rpgd Cd3 58. Bphd
i :a2, 59. b4 Hpb3 60. bd Rpcd
61. b6 Ce4 62. b7? C:b?7 63. Epg6 — au

ничья. Смыслов, однако, нашел другое,
весьма тонкое решение: 58... Hpb4!
(вместо 58... Вр:2а2) 59. а4 Ёрс5

60. ab Rpd6 61. a6 Hpe? 62. a7 Ce4,
черные сохранили пешву 7; которая
определила исход партии.

Таким образом, эта партия, доигран-
ная перед последним туром, по существу,
решила вопрос о победителе турнира.

Мастер Рагозин почти все время лиди-

ровал наравне со Смысловым, — дистан-

ция между ними не превышала У очка.
Это было, конечно, известной неожидан-
ностью, но не для знатоков. Рагозин по-
лучил звание мастера пятнадцать лет
назад, В своей шахматной практяке он
добивалея крупных успехов, и его тео-
ретические работы завоевали общее при-
знание (Рагозин изобрел новую залциту в
ферзевом дебюте, которая носит его имя).
Этот мастер играет неровно, у него бы-
вают срывы. Все же тонкое понимание
шахмат и отличное комбинационное зре-
ние определили высокий результат Раго-
зина.

Талант Лилиенталя хорошо известен,
HO уже в течение нескольких лет гросс-
мейстер не может обрести ту спортивную
форму, которая обеспечила ему ГП ме-
сто в первенстве СССР 1940 года. Ему не
удалось лидерствовать в этом турнире.
Однако благодаря большой настойчивости
и хорошему финишу он тоже добился от-
личного результата.

От Флора все ждали больтиего. Вонеч-
но, он сорвался на старте. Но разве мо-
жет Флор, шахматист с мировым именем,
удовлетвориться тем, чего он достиг в
этом чемпионате? Недостаточная энергия
становится — увы! — характерной для
Флора. Не всегда помогает ему даже
пеключительное позиционное чутье. Bo
второй половине турнира он выправил
свое положение, нб мог бы сделать еще
больше.

Из других участников необходимо
выделить мололого мастера Симагина,
незаурядного тактика, смелого, интерзс-
ного шахматиста. Ero игра напоминает
мне. творчество Н. Рюмина. Симагин ещё
не прошёл настоящей школы. Если он за-
воюет право участия в финале очередно-
го первенства СССР. то из него вырабо-
тается хороший мастер.

Приходитоя с сожалением отметить,
что турнир протекал не вполне гладко.
Выход из турнира заболевшего  гросс-
мейстера ‘° Котова немного  исказил
картину спортивной борьбы. Рагозин и
Симагин, которые выиграли у Котова,
потеряли по важному очку, а Лилиен-
таль избавился от неприятного пораже-
ния. Что делать, —и турнирная борьба
не лишена случайностей! ‘

При подведении творческих итогов
борьбы невозможно пройти мимо некото-
рых, на мой взгляд, тревожных симпто-
мов. Нельзя не отметить намечающегося
застоя в изысканиях советских мастеров
в области теории дебютов. Наблюдается
также некоторое снижение техники иг-
ры, — просмотры, цейтноты стали не-
редким явлением. Возмажно, что мое
впечатление онгибочно. Но если оно пра-
Вильно, то эти тенденции можно об’яс-
нить теми затруднениями, которые испы-
тывают наши мастера при обмене опы-
том, Разве могут успешно работать му-
зыканты-композиторы, если не будут
издаваться их произведения? Может ли
развиваться техника футбола, если ли-
шить футболистов стадиона? Мне кажет-
ся, что Всесоюзному комитету по делам
физкультуры и спорта следует подумать
0б издании. хотя бы небольшим тиражом,
шахматного’ журнала.

Турнир вызвал большой интерес не
только среди москвичей: за ним следили
также вне нашей страны.

Гроссмейстер М. БОТВИННИК,

абсолютный чемпион СССР по
шахматам.

Ценные рукописи возвращены в Ленинград

ЛЕНИНГРАД, 9 января. (По телеф. ст
соб. корр.). В Ленинград доставлены ос-
новные рукописи и музейное оборудование
Института литературы Академии наук СССР
(Пушкинский дом). В июле 1941 г. они
были эвакуированы в Новосибирск. Среди
рукописей — автографы Пушкина, Гоголя,
Грибоедова, Тургенева, Крылова, Достоев-
ского, Добролюбова, Гончарова, Hexpa-

сова, Чехова, Блока и других. Привезены
также личные вещи Пушкина, Ломоносо-
ва, Льва Толстого, богатейшие собрания
портретов русских писателей кисти Борови-
ковского, Тропинина, Крамского, Репина и
других.

Среди рукописей, принадлежащих А. С.
Грибоедову, большое количество списков
комедии «Горе от ума», а также его лич-
ные письма. i

IIpoipecc coepemernot авиации

Авиация является одним из наиболее ооо
мощных видов вооружения. Она разви- Академик Б. ЮРЬЕВ
взется необычайно быстро и находит воё о

новые и новые области применения. «Ар-
мия не может воёваль и побеждать без со- ‚граммов на квадратный метр. В прошлую
временного вооружения» (И. Сталин).  войну она равнялась в среднем 35 кило-
Успехи советской авиации являются од- граммам. Такая большая нагрузка оказа-
ним из решающих факторов нашей гря-  лась возможной лишь благодаря исследо-
дущей победы. Они хорошо известны  ваниям, проведенным з& последние годы
всему советскому народу. Однако далеко  во всех странах по аэродинамике самоле-

не все знают, насколько сложна совре- та. Крылья стали небольшими по сравне-
менная авиация и как быстро она разви-  нию с толстым и вместительным фэзеля-

mem.

Внутреннее оборудование таких самоле-
считалось фантазией, стало теперь обыч-  т0в напоминает сложную лабораторию. По-
ным в нашей и зарубежной авиации. 0со- В6юду приборы. Работа летчика, бомбар-
бенно большие успехи достигнуты, понят-   дира, штурмана и стрелка производится с
но, в области военной авиации. их помощью необычайно точно и быстро.

Советские ученые и конструкторы очень На старых машинах летчик должен был
много способствовали этому прогрессу.   Следить за десятком приборов и управлять
Всем известно, что первые в мире много-   Шестью ручками. Теперь он задает лишь
моторные самолеты были созданы в нашей обороты мотору, & специальный автомат
стране. Наши приборщики и вооруженцы
создали замечательное вооружение б06- МОЩЬЮ электричества, учитывая высоту й
вых самолетов, позволяющее советским  С®оробть полета, температуру воды и ма-

летчикам в упорных и ожесточенных сла, регулирует зажигание, шаг винта,
боях тромить гитдеровскую авиацию. включает нагнетатель, вентилирует каби-

Наши потребители — «Яковлевых и «Ла.   НУ, Полхерживает в ней на высоте постоян-
вочкины» и штурмовики  «Ильющины» ное лавление ит. д. В любой момент лет-

Чик может включить автопилот и бросить
днем и ночью успешн ажаются с вра- ;
rom, у фе р управление самолетом. Он может даже

х выйти из своей кабины. Автопилот будет
точно вести самолет по заданному курсу
О И ИИ на заданной высоте. При этом машина мо-
pent жет лететь в сплопном тумане, ночью, ко-
Тяжелые бомбардировщики поражают  гда кругом ничего не видно.

уже одними своими размерами. Размах Штурман за послелние ABA года полу-
крыльев самолета типа «Летающей кре- чил ряд буквально чудесных приборов.
пости» достигает в среднем сорока мет-  Все они основаны на применении ультра-
ров, общая мощность моторов доходит до  коротких радиоволн. Так, е помощью ра-
восьми девяти тысяч лошадиных  оил. лиолокатора он может улавливать присут-
Герметические кабины частично брониро-  ствие в воздухе неприятельских истреби-
ваны. Летать такой самолет может на телей на расстоянии 100 — 200 киломе-
очень больших высотах, порядка десяти   тров. Мощный узкий пучок радиоволн бро-
тысяч метров, при чем скорость полета сается особым вращающимся прожекто-
превосходит скорость истребителей, быв- ром, а отражающиеся от металлических
ших на вооружении в начале войны.   частей вражеского самолета волны узла-

Бомбовый груз достигает восьми тонн. вливаются специальной антенной.
Вооружение — восемь — двенадцать тя-  По такому же принципу построен изме-
желых пулеметов или пушек, расположен- ритель высоты полета—фалиолот. Волны.
ных в особых башенках. излученные с самолета, отражаются зе-
Нагрузка крыльев у таких кораблей до-   млей и принимаются спепиальным радио-
стигает в момент взлета 300—350 кило-  приемником. Показания обычных высото-

вается.
Многое из того, что несколько лет назад

управляет всеми этими ручками с по- `

меров зависят от бэрометрического давале-
ния, которое при дальних полетах может
сильно меняться. Радиовысотомер уточ-
няет работу бомбардира и позволяет в
случае вынужденной носадки сравнитель-
но безопасно садиться на землю ночью.

*

Совершенно сказочными кажутся н0-
вейшие приборы, позволяющие в полной
темноте, сквозь туман и дым пожаров ви-
деть находящуюся под самолетом землю.
Такие приборы дают мощное радихизлуче-
ние вниз, & отраженные от земли волны
принимаются приемником, напоминающим
телевизор. На экране появляется план ме-
стности, над которой летит самолёт, при
чем туман, облака и дым не мешают рабо-
те прибора. 06060 хорошо «видны» в та-
ком приборе заводы, скопления железно-
дорожных составов, танков, самолётов
ит. д.

Приборы бомбометания, особенно при-
целы, насыщены различными счетно-ре-
шающими механизмами. Они звтоматиче-
ски вычисляют скорость полета, направле-
ние ветра, учитывают высоту полета, от-
крывают люки и сбрасывают бомбы в том
порядке, как было задано бомбардиром.
Новейшие прицелы  соединяютчя в
одно целое с автопилотом, и в момент бом-
бометания летчик даже не управляет са-
молетом. Бомбардир лишь направляет ви-
зир на цель и устанавливает последова-
тельность сбрасывания бомб. Далее все
делается совершенно автоматичесви.

Сильно изменилось управление пушеч-
но-пулеметным огнем на больших самоле-
тах. Ранее это оружие устанавливалось
открыто в особых новорачиваемых от ру-
ки кольцах (турелях). Сейчас оно уста-
навливается в дающих малое вредное со-
противление обтекаемых башнях с элек-
трическим приводом. Наводка оружия на
цель производится из центрального боево-
го поста.

Сложный прицел, снабженный ‘дально-
мером и счетно - решающим механизмом,
учитывающим скорость и куре истребите-
ля, через усилители с катодными лампами
управляет башенками, из которых” высо-
вываются стволы пушек и пулеметов.
Стрелок может быстро и с большой точ-

ностью сосредоточить огонь нескольких
пулеметов и пушек на нападающем истре-
бителе и сбить его.

Под’ем и выпуск шасси (колес), откры-
тие и закрытие люков, выдвижение за-
хрылков, под’ем башен,— все делается на
новейших самолетах с помощью электри-
чества или гидравлических систем.

Совершенно ясно, что при таком насы-
щении современного самолета техникой
для его обслуживания на земле и в поле-
те требуется высококвалифицированный
технический персонал.

Если на большом бомбардировщике ле-
тят пять-десять человек, то на одномест-
ном истребителе все обязанности ложатся
на летчика. Искать противника в небе ему
помогают земные наблюдательные посты.
Они связаны с истребителем радиотелефо-
ном и указывают ему направление, где на-
ходитея противник. Ночные истребители
снабжаются в последнее время «кошачьим
глазом» — прибором, работающим по
принципу радиолокации и дающим «изо-
бражение» цели на экране телевизора.

Современный истребитель имеет мощ-
ное вооружение, доходящее до двенадца-
ти пулеметов или четырех шести пу-
шек и тяжелых пулеметов. Кроме того, он
часто снабжается реактивными “наряда-
ми, Нередкс к истребителю можно подве-
шивать и бомбы.

3 границей сильно увлекаются тяжелы -
ми истребителями, на которых возлагают-
ся при случае обязанности бомбардиров-
щиков и штурмовиков. Однако такие уни-
версальные самолеты не могут дать того,
что дают епециализированные машины.
Налти среднего веса истребители конструк-
ции Яковлева и Лавочкина оказываются
в боях значительно более сильными, чем
немецкие «Фокке-Вульфы» и <«Meccep-
имитты». В наших истребителях гармо-
нически соединены скорость, маневрен-
ность и сила оружия.

Конечно, работа тяжелых истребителей
в качестве штурмовиков не может итти
в сравнение с работой наших специати-
зированных итурмовиков — «Ильюши-
ных», прозванных немцами  <«летаю-
щей смертью». Их броня, ее располо-

Англии. Следует отметить, что идея таких
снарядов очень стара и возникла еще до
первой мировой войны. Во многих странах
велась работа по созданию таких снаря-
дов, но оказалось очень трудным обеспе-
чить правильность их полета. Немцы вос-
пользовались тем, что площадь,
Лондоном и другими английскими горола-
ми, весьма велика, а дистанция стрельбы
мала, и, следовательно, чтобы попасть в
город, не требовалось большой меткости.

Современная война требует массового
применения авиации. Возникла необходи-
мость организации на авиационных заво-
дах крупносерийного производства. Нална
страна одной из первых перешла на кон-
вейерную и поточную систему постройки
самолетов и моторов и добилась  боль-
ших успехов.

*

В самые последние годы появились
реактивные самолеты. То, © чем когда-то
мечтали и над чем работали Циолков-
ский, Кибальчич и многие другие русские
ученые и конструкторы, ныне перёста-
ло быть мечтой. Главное преимущество
таких аппаратов заключается в возмож-
ности получить весьма большие скорости
полета, не достижимые: для обычных бен-
зиновых моторов © винтом,

Большие скорости получаются здесь за
счет повышенного расхода горючего, од-
HakO легкость реактивного мотора в зна-
чительной мере искупает этот недостаток.
В общем вместо скоростей порядка 600—
100 километров в час уже получаются
скорости в 800—900 километров, правда,
в течение всего лишь 15—25 минут. В
перспективе, как показывают теоретиче-
ские расчеты, можно ожидать значитель-
но больших скоростей.

Иногда реактивный двигатель устана-
вливают в качестве добавочного на само-
лете с обычными моторами. Этот двига-
тель включается на непродолжительное
время в те моменты, когда нужно увели-
чить скорость полёта, например, дого-
няя противника или уходя от него.

Реактивный полет использован немцами
в качестве «секретного оружия» против

занятая

Однако, немцы, как всегда, переоцени-

жение, мощное оружие тонко рассчитаны   ли свои силы, & силы противников недо-

на наибольшее поражение земных целей.

авиации.

оценили.
Опыт войны подтверлил правильность это- по сути дела
го. чисто советского направления в боевой   самолетом
рость его не превосходит

Летающий
является
с реактивным

снаряд

временных истребителей. Борьба с ним
ведется так же, как и е истребителями.
Благодаря насыщенности Англии радио-
локационными установками, мощной зе-
нитной артиллерии и большому числу
истребителей незначительная часть ca-
молетов-снарядов прорывалась к цели.
Остальные или сбивались, или из-за по-
вреждения механизма падали куда попа-
10 — в море, на незаселенные площади.

Дальнобойные ракеты «ФАУ-2» име-
ют дальность полета до 350 километров
и детят 60 скоростью, превосходя-
щей скорость звука, на высоте ота и б0-
лее километров. Сама ракета с ее горю-
чим, по английским данным, в один-
надцать раз тяжелее, чем ее взрывной з3-
ряд. Следовательно, стрельба такими ра-
кетами сопровождается огромным расхо-
дом дефицитных в Германии материалов.

И <ФАУ-1, и «ФАУ-2> имеют доволь-
но сложные и трудозмкие механизмы авто-
матического управления, погибающие при
каждом выстреле. Изготовление таких ал-
паратов, несомненно, потребовало от гер-
манской промышленности больших уси-
лий. Подобные снаряды производят боль-
шие разрушения в крупных городах. При
этом страдает главным образом мирное
население.

*
Быстрый о прогресе авиация делает
трудвым предсказание даже ближай-

ших путей ее развития: одно ясно, что
прогресс этот будет все время усили-
ваться. Даже сейчас. когда война идет в
Бонцу, не прекращается строительство но-
вых авиационно-исследовательских инсти-
тутов. Многие авиационные заводы по-
строили большие промышленные лабора-

тории.

У нас своевременно были созданы заме-
чательные научно - исоледовательские ин-
ституты. Особенно выделяется из них
ЦАГИ, имеющий самые мощные в мире
аэродинамические трубы и другое уни-

кальное оборудование. Одновременно была
создана сеть мощных втузов, где готовят-
ся наши авиационные кадры.

Таким образом мы имеем и авиациен-

«ФАУ-1»   ную науку, и промышленность, способную

низтолотящим   строить лучртие в мире самолеты, и хра-

мотором. Ско- брых, неустрашимых, знающих свое дело
скорости со-1сталиневих летчиков.