_ Ме пора ли прекратить заклинания?

В минувшем roxy  машинно-травтор-
ные станции Тамбовщины обслуживали
колхозные поля гораздо лучше, чем в
зловоенные годы. Но годовой. ‘план трак-
торных работ все же бказалея  новышол-
сненным. *^

— Эх, кабы во-время ла хорошо pe-
монт провели, — сокрушались потом ди-

`ректора МТС и работники ~ 00230. ‘Bor
тогда бы... о .

Bee это’ совершенно правильно.

Если бы не осталось на станционных
‘усадьбах более трехсот’ неотремонтиро-
‚ванных тракторов, а часть приведенных

в порядок машин не остановилась в пер-
вой 6 борозде, „дело пошлю бы куда
„лучше. Урок был достаточно убедитель-
ный. Тем не менее область ‘вступила и
В 1945 год с большой задолженностью по

KO в плохой полготовяе в ремонту, в пло-
рхой организации труда, в отеутствии
элементарных условий, обеспечивающих
о RHO RS работы. i

Во всём этом некоторые исполкомы ме-
стных Советов занималот более чем етран-
ную позицию. Председатели райисполкомов
выступают лишь в. роли. председателей го-
сударотвенных комиссий по приемке от-
ремонтированных машин. Они, очевидно,
забыли, что уснешный ремонт тракто-
ров— их кровное дело. Председатели Пла-
тоновского и Шшикуловского райисполко-
мов товарищи Страховли Ватасонов, налри-
мер, не интёрвсовались, как, ремонтируют-
ся траклоры в МТС их районов, а в ма-
стерских почти не бывали,

В течение нескольких  патидневок
Верхне-Спасская МТС  повазывала В

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

У деревни Чернушки, где погиб
Александр Матросоь...

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 11 января. (По телеф.
от соб. корр.). Глазу открывается типичный
русский пейзаж: заснеженная холмистая
равнина, застывшая в изгибах берегов ре-
чушка, синеющий на горизонте сосновый
бор. В этих местах пал смертью храбрых!
гвардии рядовой Александр Матросов,
чье имя ‘упоминалось в приказе. Народного
Комиссара Обороны Маршала Советского
Союза товарища И. В. Сталина.

В день славной годовщины Красной Ар-
мии — 23 февраля 1943 года — Александр
Матросов совершил бессмертный подвиг.
В бою за деревню Чернушки он закрыл
своим‘ телом амбразуру вражеского дзота
и тем обеспечил усиех наступающему нод-
разделению. . .

Скоро исполняется два тода со дня
герончцеской гибели Матросова. Трудя-
шиеся Локнянского района свято чтут
память героя. Часто навещает молодежь

сводке семь отремонтированных травто- ого могилу, украшает ее венками. Недавло
ров. Потом обнаружилось, что все эти

ремонту тракторов — в 250 машин.
тракторы выпущены с такими дефекта-

Плохо идет ремонт на Тамбовщине.

Шюди, не умеющие или не желающие 00-
роться в трудностями и преодолевать ‘их,
об’ясняют задолженность разными «0б’-
ективными» причинами: нехватает за-
пасных частей, недостает квалифициро-
ванных ремонтников... Что и говорить,
‘ремонт тракторов п сельекохозяйствен-
ных машин в условиях военного време-
 ни — дело не простое. Но тем более оно
‘требует и обязывает трудиться энёргич-
‘Ho, настойчиво и организованно. И тогда
все трудности преодолимы.

В том убеждает опыт передовых МТС,
зоторые сумели досрочно и с превыше-
„нием плана выполнить задания по ремон-
ту. Товари и слесари Ламской MTC
‚Смагин, Кисляков и их товарищи из-
тотовляют запасные части более лвад-
пати наименований, восстанавливают
много деталей, даже полщинники. В Cre-
жинской МТС. своевременно позаботи-
-лись © ремонтных кадрах, подготовили
их. И вот теперь комеомольско-молодеж-
ная бригада Веры Гауховой изо дня в
„лень выполняет норму на 120 проц,
В Черняновской Никифоровской, По-
_ иетаевской, Токаревской МТС задолго
ло начала ремонтного сезона были созда-
ны производственные и бытовые условия
для нормального труда в мастерских. Трак-
‚ торные отряды Шошева, Шестакова, Не-
ретина уже выполнили тодовые планы
` ремонта своих тракторов.
`` Что мешало, скажем, директору Шап-
кинской МТС Пискуну хотя бы в самой
«элементарной мере подготовить MacTep-
“скую в ремонту? Ничто не мешало. Ho

°мешали беспечность и равнодушие, И

BOT их плоды: часть MacTepcKol He
остеклена, в цехах холод, нет общежл-
тия для ремонтников, плохо работает
столовая, нехватает самого примитивно-
го инструмента. Может ли жаловаться на
частые прогулы. ремонтников директор
Паревской МТС Шарапов, если людям
по &го вине приходится бмедневно хо-
„Жить на ночлег за 10—15 километров.
Он, видите ли, не удосужился заготовить
дрова для отопления общежития.

„о Дело, таким образом, не столько, в за-
труднениях с запасными частями, сколь-

ми, что машины надо снова ремонтиро-
вать. Но этому поводу председатель Рас-

сказовского райисполкома  Пустохин
«раз’яснил»:

= Помилуйт, я’ же не  принях
Many!

’ Да, т. Пустохин mx не принял. Но ему

й невдомек, что он, председатель раи-
исполкома, несет персональную ответот-
веннооть не ‘только за принятые  маши-
ны, но и за весь ход ремонта.

Ремонт тракторов тормозится и ило-
хой работой МТМ. Достаточно сказаль,
что план ремонта Моторов в четвертом
квартале мастерские выполнили одваёе на-
половину. Шсподком  обасовета принял
меры в устранению недостатков в доя-
тельности МТМ, но сделал это в самый
разгар ремонта, а не заблаговременно.
Особенно удивляет то, что исполком обл-
совета обязал руководителей МТМ и рай-
исполкомы провести в жизнь ряд слож-
ных и серьезных мероприятий... в три
лня! Естественно, постановление исполко-
ма повисло в воздухе.

Налицо еще один тревожный симптом.

3a два месяца и 25 дней четвертого
квартала МТО Тамбовщины выпустили
из ремонта 860 тракторов, а ва послед-

нюю пятидневку — свыше 400. Очевид-
но, в последние дни квартала ремовт
проходил в порядке
спешка, конечно, нб могла не отразиться
на качестве работ. И уже из некоторых
МТС поступают жалобы...

Повторяется старая история:

—= 9х, хабы развернуть ` ремонт, да
поорганизовавннее... - мечтает  началь-
ник 00130 т. Споров. i

—- 9х, кабы не было задержек. —
вторят ему директора МТС и председа-
тели райнелолкомов.

А н6 проме ли, не полезнее ли перейти
от пожеланий, заклинаний и сетований
5 делу и навести порядок там, где его еще
нет.

А. ЧЕРНЫШЕВ,
с0б. корр. «Известий».

г. ТАМБОВ.

Новые породы азербайджанских коней

БАКУ, 11 января. (По teach. of cob.
корр.). Животноводы Азербайджана ведут
большую работу по улучшению основного
конского поголовья. В 56 районах респуб-
лики происходит скрещивание местных ло:
шадей с английской чистокровной скако-
вой породой. Метисы, не теряя выносливо-
сти и неприхотливости, свойственных обыч-
‚ному крестьянскому скоту, увеличиваются
в росте и приобретают резвость.
- В группе районов, где распространена
казахская лошадь, ее спаривают с арабским

конем. После первой же гёнерацни рост
двухлетнего метиса достигает 150  санти-
метров. против. 136—137 сантиметров рядо:
вой казахекой породы. Уже в Азер:
байджане появилось молодое — пого-
ловье, которое отвечает армейским требо-
BaHHAM по росту, выносливости, нетребова-
тельности к кормлению и пригодно для та-
‘бунного содержания. В Нагорном Карабахе
и в Агдамском районе созданы племенные
фермы для восстановления знаменитой ка-
рабахской лошади,

Радиоузлы вступают в строй

`_ СМОЛЕНСК, 11 января. (ТАСС). В вось-  восходят те, что были разрушены немец-
ми районных центрах закончен монтаж и кими оккупантами.

сданы в эксплоатацию новые радиоузлы.

В течение года новые радноузлы будут

Под своей мощности новые установки пре- ! оборудованы и в. остальных районах,

штурмовщины, и7

молодые колхозники - Минеры очистили
здешние поля от мин, и теперь стал воз-
можным доступ к дзоту, у которого по-
гиб Матросов.

Районные организации решили реставри-
ровать дзот, чтобы сохранить ето на дол-
гие годы, \

Деревня Чернушки, в бою за которую
погиб Матросов, была сожжена немецкими
захватчиками. Сейчас она  восстанавли-
вается. Один за другим сюда возврашз-
ются ‘советские люди, освобожденные

Красной Армией из немецкого рабства. Мм   где се взять?

оказывается помощь строительными .мате-

риалами н транспортом. На пепелище уже тельство новой силовой станции’ ` потре-

выросло несколько домиков.
Специальная бригада плотников присту-
пила к строительству школы, которой  ири-
сваивается имя Героя Советского Союза
Александра Матросова. Здесь же
построены изба-читальня, больница,
ский магазин.
?

®.

‘Открытие народных университетов в Литве

ВИЛЬНЮС, 11 января. (ТАСС); В уезд:
ных центрах — Каунасе и Рокишкисе от»
крылнсь первые в Литве народные уни-
верситеты. По вечерам их аудитории запол-
няют рабочие ‘и служащие предприятий н
учреждений. Здесь они приобретают зна-
ния в различвых областях науки и культу-
ры. В январе откроются еще три народных
университета — в Вильнюсе, Мариямполе и

Кедайняй. Всёго в текущем году их будет
создано тринадцать»
Эти учебные заведеян
трех лет подготовят для промышленности,
сельского хозяйства и культурных учрежде-
ний республики кадфы высококвалифициро-
ванных специалистов по технологии метал-
лов, текстилю, химии и строительству, би-
блиотечных работников, экономистов ит. д.

Освоение

ВОЛОГДА, 11 января. (По телегр. от соб.
корр.). В области развернулись работы по
освоению малых рек. Перевозки будут про-
изводиться по десяти рекам протяжением
640 километров. Река Юг соединит отда-
ленные Никольский, Кичменгско-Городен-
кий и Усть-Алексеевский районы с Вели-

Конференция вра

Институт физиологии Академии наук
СССР и 2-й Московский медицинский
институт проводят совместно ряд иссле»
дований научно-практического значения.
Теоретические вызоды, получаемые фи:
зиологамн, прозеряются на практике в кли-
никах института. Qi

На состоявшейся в Доме ученых конфе-
ренции обоих институтов были обсуждены
новые способы лечения некоторых болезней
путем непосредственного воздействия на
первные центры по методу академика Л. С.

терн. Сюда, в Частности, относятся та-
кие болезни, как столбняк, язвы желудка,
тугоухость, ушные шумы.

Имеется несколько способов лечения
столбняка -— болезни, возникающей в ре-
зультале заражения при ранениях. Про-
фессора Г. Н. Кассиль и И. Д. Ионин, вы-
ступившие на конференции, сообщили об
успешном введении противосзолбнячной
сыворотки непосредственно в желудочки
мозга. ee обычных методах использования
сыворотки (в кровь, в мышцу) она не всег-
да достигает мозга, где сосредоточивается
столбнячный яд, При новом методе, прове-
ренном на 30 больных, сыворотка эффек-
TUBHO ликвидирует столбняк.

ПО СЛЕДАМ
ВЫСТУПЛЕНИЙ <ИЗВЕСТИВ»

Обсудив ‘фельетон «Дело окончено»,
опубликованный в «Извёстнях» 27 декабря
1944 г, исполком Саратовского  обла-
стного Совета отметил, что в работе
областного, городских и районных отделов
государственного обеспечения и бытового
устройства семей военнослужащих имеют
место факты грубого’ нарушения сроков,
установленных правительством для рас-
смотрения жалоб и заявлений семей воен-
нослужащих. Вместо привлечения виновных
в волоките к ответственности областной
отдел гособеспечения ограничивался фор-
мальной перепиской с районами и тем са-
мым удлинял сроки расемотрения жалоб.
Председатели ряда исполкомов городских
н районных Советов депутатов трудящихся
областн плохо руководят отделами гос-
обеспечения, не создают им нормальных
условий в работе, не проверяют, как отде-
лы рассматривают жалобы и заявления се-
мей военнослужащих.

Облисполком обязал заведующего обла-
слным отделом гособеспечения т, Мнтина
установить строгий. контроль за рассмотре-

== ЛИНИИ

‚Дело окончено“

и ——-

малых рек

ким Устюгом, По притокам реки Унжь 6го. Вы, ‘специалисты, работаете здесь
пойдут грузы из Рослятинского района к  давно, вы его также любите. Разве вы не
станции Мантурово Северной железной до- хотите, чтобы ваш завод ожил через ме-

роги.

Начато строительство десяти катеров и
других судов, которые будут ходить по ма-
лым рекам.

чей и 9и3м0л0106

В ряде случзез язвенная болезнь желул-
ка вызывается нарушением деятельности
высших нервных центров. Главный  тера-
певт управления эвакогоспиталей Нарком-

-

здрава РСФСР профессор С. О. Бадылкес   привычки в пу

будут   турбины, ни даже кирпича А завод. пус-
сель-  тить. надо!

‚ПЯТНИЦА, 12.ЯНВАРЯ 1945 г. № 10 (8620)

EL отит

Энергия

‚ Еогда поёяе обвобождения города ий] Труппа молодых apres атищала вир-
завод пришли его’ руководители, они за-   лич. 3 ним подощел к зорг:
стали страшную варину. Олии корпуса   „— Пак деда?
были‘ пусты — из Них иемцы вывезли 166 Идут, но не тав хброшо, Rak, Xore-
оборудование, другис иредетавлияи 60060   лось. бы, -ответиди зюноши.
УладЧище? жфлезното доз. ети Тогда хомсорг рассказал, как работала
пер. с. Зари VEEEO а ut 16.   молодежь родственного завода <Элек-
цехов. К котельной нельзя было даже о тросила» в Томивграде в страшкые дин
добраться: высокое здание OT BSPHIBA!   ocagu, KAK юноши и девушьи, об’едя-
рухнузо и завалило все в Нем находя“ ot. во фронтовые бригады, досрочно
ее. <3 - выполняли заказы фронта.

Прежде всего`нужиа была энергия. Но  Рассказ уваек молодых латышей, Бруно
Шиадере сказал:
1. А ночему бы и нам не создать такие
бригады?  — у
“Так на строительстве’ станции  Тюди-
я фронтовая бригада. Вскоре
ригада котольщиков, а 38 ней
с Айной

Расчеты“ показывали; ATO» Hae 1 строи-
буслся восемь-девять месяцев и то при
наличии всех материалов и оборудования, ›

Между тем не было на месте ни котла, ни лась перва
создалась й
первая бригада девушок во’ главе

П тогда директор завода Георгий Ива-
нович Гайле решил произвести раскопки
на месте котельной. ‘

‘Стиякурс.
Инженеры и техники под влиянием все
убыстряющихся темпов ‘искали новых

я в течение двух—   этому. времени нашлась и турбина,

пузей; новых методов в работе.
Инженер Рихард Акментиньш, по спо-

циальности энергетик, никогда не зани-

мавшийся теплотехникой, мастерски спро-
Теперь можно бызо создавать силовую сттировал тяжелую конструкцию лая ус-

станцию. Но в какой срок? Через 8—9   тановки котла:

месяцев? ‘Директор установил срой... М-  (арый мастер Петерс Азолс примитив-

сяц. Ему возражали, доказывали нереа15- зыми  сродетвами организовал `пох’ем

кость такого срока. Директор отвечал: °  50-тонного котла на двенадцать метров.
— Этот срок базируется на вере в  Позднее. когда котел уже столл на свовх

творчество инженеров и рабочих, На месте, Азоле, сказал:

завод только-что приехал и уже полюбил   50 дот работаю на котельных уб-”

тановках, & сказали бы мне, что такями
средотвами можно поднять котел, не по.
верил бы.

Начальник строительства старый ини:о-
wep Hane Рейнис смело шел на техниче-
ский риск, всё убыстряя ход строитель-
ных табот. Заменив один сорт металла
другим, он втрое сократил срок установки
турбины.
Люди сутками не выходили с завода.
половиной года они молчали. И вот сей- Инженеры Волфмание и Винтес от зари до
час, взводнованные и смущенныег от неё“ зари находились на стройке. Работница
бличным выступлениям, они   Ширмалис серьезно поранила руку, по не

Котел был освобожден. Осмотр пока-
зал, что восстановить, его все же можно.

сац?

—- Хотим! а

`Вюгда технический план восстановле-
ния котельной был готов, директор вышел
¢ таким же призывом ‘в рабочим.

Быя митинг.

На трибуну выходили рабочие. Три с

разработал способ лечения язвенной болез-   спешили поделиться разбуженными в них оставила производственного поста, пока

~

Ни желудка непосредственным воздеисг- чувотвами, Шюди почувствовали, что от

внем на нервные центры. Для этого в жеё-
лудочки мозга вводятся соли калия, спо-
собствующие возбуждению симпатической

указал докладчик, наблюдалось прекраще-
ние болей и исчёзновение язвы.

являются следствием нарушения нормаль-
ного состояния вегетативной нервной си-
стемы. Профёссор И. Я. Сендульский доло-
жил на конфёренции о 30 случаях успеш-
ного лечения этих болезнёй слухового ап-
парата введением в жёлудочки мозга неко-
торых химических веществ.

На конференции были заслушаны также

А. Н. Бакулева, М. И. Олевского и других,
сообщивших о применении нового метода
при лечении ряда заболеваний.

НИ

нием жалоб и заявлений семей фронтови-
ков, поступающих как в областной отдел
гособеспечёния, так и в другие управления

районными и городскими отделами гособес-
печения. На заведующую сектором детских
домов облоно т. Муромцеву и заведующе-
го Красноармейским районо т. Николаева
наложено взысканиё за нечуткое и бюро-
кратическоё отношение к жалобе семьи
военнослужащего Журавлева.

*

Для проверки на месте фактов, изложен-
ных в корреспонденции «Дело окончено»,
Управление по государственному обеспече-
нию и бытовому устройству семей военно-
служащих при Совнаркоме РСФСР коман-
днровало в Саратов своего представителя,
с участием которого на заседании обл-
исполкома был обсужден вопрос о недо-
статках работы областного, районных и го-
родских отделов гособеспечения.

Ин

нервной системы. В ‘47 случаях из 50, как   лю в Победе.

Тугоухость и ушчые шумы часто также и с ней ое четыре подруги.

доклады профессоров Б. Н. Могильницкого,   ro пужиее.

н отделы облисполкома. В феврале созы- ЛИ, что нужны какие-то
вается” специально по‘ этому вопросу об- тоды ‘раб
ластное совещание — семинар заведующих

не выполнила дневного задания.

Коллективы цехов в дружном соревно-
ванин 60 строителями станций cena
подготовить свои цехи к приему энергии.
На семь днёй раньше срока был введен в
эксплоатацию электроламповый цех. Вос-
становлена первая очередь кабельного
цеха, особенно сильно пострадавшего от

— Мы все работаем в конторе, Мо это   немцев. Введены в экоплоатацию электро-
сейчас, вероятно, не самое главное. Мы  химический и фотобумажный цехи. -
хотим непосредственно участвовать в в06-  Так борьба за спловую станцию с0че-
становлении завода,—сказала Стинкуре.  талась с борьбой за весь завод.

— Где же вы хотите работать, де- .   de

ayy? r  Из бкна кабинета директора видно

— Мы хотим пойти туд здавие станции. Чуть поодаль на завод-
ских путях пыхтит паровоз. Он дает пар
дая регулировки турбины.

HEX и только от них зависит судьба их
завода. Это родило веру в свой сизы, во-

Вскоре после митинга к Комборгу
пришла молодая девушка Айна Стинкурс

а, где будет всё.

— Тогда идите в котельную, там рё-
шаетея судьба завода. `Поглядывая на новое здание, в котором

Ц девушки-латышки, до того работав- заканчиваются последние работы, дирек-
шие в чистой конторе, пошан на разборку тор говорит;
стен и очистку кирпича. — Немцы уничтожили завод, испорти-

Борьба за энергию разгорелась. Она шла  ли машины, но людей им испортить не
и на площадке заорванной котельной, и   Удалось.
в кабинетах инженеров. Люди зувбтвова-
‘HABIO, HOBIE MC-

А. СТЕКОЛЬННКОВ,
спец, корр, «Известий».

оты. i т. РИГА.

Po,

Металлурги и строители Магнитогорска укрупняют бригады

МАГНИТОГОРСК, 1! января. (По телеф.  Начальник отдела’ организации труда
от соб, корр.). В Магнитогорске состоя- ‘металлургического комбината т. Шмырев
лось городское собрание’ комсомольского   сообщнл,. что -в результате применения ме-
актива, обсуднвшее пёрвые ‘результаты ук- тода Егора Агаркова уже. высвобождено
рупнения молодежных -бригад по: методу   350 квалифицированных рабочих. Часть их
Егора Агаркова. ; направлёна на укрепление отстающих ue-

Первыми на Магнитогорском металлурги:   хов. `
чебком комбинате ‘внедрили метод Агарко: . Начальник отдела организацин труда
ва комсомольско-молодежные бригады но- треста «Магнитострой» т. Маргулис с00б-
во-механического и срелне-листового цехов.  щил, что в трестё перестройка проходит в
Бригадир ново-механического цеха т. Го-  основном ‘по. линии организации комплекс-
ленко рассказал на собрании, что укруп- ных бригад, опыт работы которых пол-
нёние бригады повыенло авторитет брига-  ностью себя оправдывает.
дира; облегчило возможности маневрирова-  . Собрание магнитогорской молодежи на»
ния кадрамн, помогло. увеличить. выпуск  метило конкретные мероприятия по. . даль.
продукции более чем на 20 процентов. ‘нейщему укрупнению бригад,

`В’ новой

”Теотрафической карты. молодой Том-
ской области еще не издано, и при рас-
сказах о своем крае томичи обычно поль-
зуются старой картой Сибири. Водя ка-
рандашом по извилистой линии границ,
редко вто из руководящих работников не

moceTyer — большая область: не имеет
выхода на тлевную  мелезнодорожную
магистраль.

“Boo железнодорожное богатство томи-
чей -—— около двухсот километров рельсо-
вого пути. Летом выручают реки. Boz-
ный путь раскрывает . широкие  про-
сторы дан сообщелия. Рек много. От
красавицы 06й, несущей свои’ воды в
Ворское море, во все стороны причудли-
вым веером расходятел десятки больших
и малых рек и речушек. Одни — судо-
ходны и по ним плывут труженые бар-
жи и юркио ватера, другив»-— мелковод-
ны, заболочены и проходимы лишь для
легких ‹«обласков» —= челноков, выдол-
бленных из стволов многолетних тополей.

Четние месяцы-—наиболее оживленная
пора всяких переездов ‘и перевозок. За
это время из глубинок успевают вывезти
ботнй тысяч кубометров древесины, ‘ул0-
вы рыбы, драгоценную пушнину. Но ото-
шли короткие теплые дни, сковали льды
водную гладь,/—и огромные тысячекило-
метровые пространства Нарыма, занимаю-
щего добрых две трети территории обла-
‘сти, остаютсй без хорошо налаженной
связи с внешним миром, Недели уходят
на то, чтобы гужом добраться до Томска
из отдаленных районов.

Педагог Зимина, работавшая в отделе
народного образования далекого таежного
района, рассказывает об одной поездке
по местным школам. Нужно было посе-
тить десяток учебных заведений. До-
ждавшись санного пути, Зимина выехала
в командировку. Учительница спешиаа,
но домой удалось вернуться лишь
спустя три месяца. Больше половины вре-
мени ушло на дорогу по необозримой
тайге, по замерзшим болотам:

А именно отдаленные северные районы
наиболее перспективны для создания мно-
гочисленных промыслов.

области

Красочны ближайшие паавы томичей,
В сухих -цифрах паанов заложена под-
аинная романтика наших. дней, Край,
почти лишенный грунтовых и носеейных

дорог, берется разрешить транонортную
проблему с помощью тов сотни рек и ре-
пушек, которыми богата новая область.

Не только Томь, 06ь, Чулым, но их при-
токи и боковые ветви этих притоков ско-
ро будут использованы для процветания
северных томеких районов. С весны изы-
скательские партии выйдут на реки Ше-
rapra, Нюролька, Чижанка, Шуделька и
десятки других малоизвестных водных ру-
бежей. Пока же ставится задача сделать
эти реки судоходными дая крунного фло-
та. Где не пройдет пароход, груз потянет
катер, пройдет груженная добычей лодка
охотника и.рыбака. Вместе с изыскатель-
скими партиями за работу примутся строй-
тели. Начнется сооружение мелкосидяще-
го несамоходного флота, пристаней, при-
чалов. Позже сюда придут дорожники.
Возводлтол забытые большаки, тундру
прорежут новые дороги,

Край, на карте которого полно белых
пятен, стоит таких ‘забот, Богата и раз-
нообразна экономика ныныиней Томской
области. ‘Огромные массивы  кедровой
тайги, соснлка, лиственных лесов, оби-
лие насыщенных рыбой рек и O3ep, Ceab-
ское хозяйство; успешно развивающееся
в условиях суровой северной природы,
выросшая за годы войны  промьинаен-
HOCTL, выпускающая продукцию сотен
наименований, от спичек и обуви до элек-
тропровода и ‘сложных пневматических
маших,—вс6 это открывает перед молодой
областью грандиозные возможности даль-
нейшего развития.

Tomek — старейший и крупнейший го
род края — много лет не ‘чувствовал на-
стоящей заботы о коммунальном хозяй-
стве, быте населения. Кузница кадров ин-
теллигенции Сибири и Востока, город
высших учебных заведений, почти треть
жителей которого учалея или учат, нё имел
театра, хороших студенческих общелия=
тий. Городу нехватает воды, бань, жилые
здания давно не ремонтяровались.

и a a ees

В сельском хозяйстве ослабили борьбу
за высокую культуру земледелия. Паодо-
родная сибирская земля, He получая нуж-
ного ‘ухода; платила землепашцу скупы-
ми урожалми. Померкла слава животно-
водетва, недавно широко известного да-
леко за пределами Сибири.

Партийные и ‹севётекие организации
области поставили перед собой задачу до-
битьсл роста промышленности, процвета-
ния сельского Хозяйства. Сделаны пер-
вые шаги. Но движение внеред реально,
оно уже ощутимо.

В 221 колхозах с весны вводится мно-
рополье, в 500 — упрощенный <ев00б0-
рот. Таким образом, будет заложен фун-
дамент для. повьипенного сбора хлебов.
Идет накапливание местных удобрений,
создаются звенья высокого урожая, сеял-
ками намечают вытеснить ручной сев.
Много тысяч колхозинков, советевих ак-
тивистов засели за учебу.

По-иному заговорили 0 живолновод-
стве. Начали с того, что 70 сповобных
животноводов отправили в город Колиа-
шево в специальную годичную школу.
Цотом для улучшения породности скота
приобрели в госконюшне жеребцов зна-
менитой породы «русский рысак», завез:
ди в колхозы °108 голландеких бычков:
производителей, начали контрактацию Mo-
лодняка для нуждающихея артелей, В деё-
ревнях. застучали топоры плотников,
благоустраивающих помещения дая ско-
та, более зорким стал уход за живот-
ными,

Томскую область от фронтов Отечест-

венной войны  отделлют многие тысячи
километров, но война наложила отфнеча-
ток и на эти отдаленные районы Сибири.
Люди, закаленные в борьбе с суровой
природой; стали более подтянутыми, тру-
долюбивыми, упорными в работе.

Далеко по области разнеслась слава о
многих передовиках-энтузиастах. Вот по-
жилой зоотехник Иван Сергеевич Кокин.
Двенадцать лет назад приехал он в посе-
л9к Александровекое, лежалций за or
параллелью, и с той поры отдает все вилы
и знания любимому делу. Зоотехник почти
все время раз’езжает по колхозам. Зимой
на санях и на лыжах. летом, взвалив нА
плечи утлый «обласок», он посещает сво-
их подопечных, Обычно зоотехник с нача-

па половодья уезжавт на пароходе в вер-
ховья реви, & затем спускается на своей
лодке по течению, навещая лежащие 10
пути животноводческие фермы. В каждый
такой тур Иван Сергосвач. делает на
«обдаске» по триста и больше километ-
ров. 38 лето он успевает совершать две
поездки.

Новая область — это нё теографиче-
ское понятие, ‘а рещение суммы больших
и малых экономических и культурных
проблем. Приближение рувозодетва к
районам, ‘сотественио, вызвало много но-
вых, животрелещущих вопросов.

Может ли край с территорией в 318 тые.
ввадразных километров обходиться без
нормальной связи? В прошаые годы зада-
ча налаживания связи казалась не по
плечу. Новая область  взяааевь осущест-
вить эту работу без скидок на трудности
военных лет. Скоро через болота, через
обитирные степя;
протянут сеть телефонных ‘и телеграфных
проводов. Заговорят новые рации.

“Северные районы, богатые по своим
природным данным, ‘очень бедны фор-
мами и методами экспалоатации этих
ботатетв. До войны количество добываемой
в местных реках рыбы удовлетворяло.
Не было, казалось, веских обнований усо-
рять рыбопромышяенников в инертно-
сти. Но вот френт потребовал от тыла

предельной помощи. Тысячи рыбаков
ушли в оружием в руках  защи-
 щать® родину. И все же уловы не

снизилиеь, A возросаи, Ba три военных
года здесь дали столько же рыбы, сколь-
ко за шесть предшествующих им лет.
(‘ейчас рыбному хозяйству  уделлетея
больное внимание. Уже в порядок дня по-
ставлена задача организовать лов рыбы
в тасжных глубинных реках, принимают-
ся меры к лучшей эксплоатации создан-
ных за годы войны рыбозаводов, моторно-
рыболовецких станций, пунктов обра-
ботки. :

Те же новые процессы происходят и в
местной промышленности. Долгие годы
она в своем развитии топталась на месте.
Ло-разному об’яеняли такое положение,
HO BOC зло заключалось в нехватке ини-
циативы. И теперь используют далеко

HO BCG возможности, какими располагают! началом учебного

районы. Возросшая  предириимчивость

через тайгу связисты

уже дает первые пледы. В Колпашеве от-
строили небольшую бумажную фабрику.
В конце ноября онв дала пёрвую продук-
цию. Скоро еще одна такая фабрика 6у-
дет пущена в’ Томске. Резко, увеличился
выпуск стекла, возрождается производство
мебели; ‘прислушавитись к зайросам по-
требителя, здесь взялись организовать
производство часов-ходиков.

Нет нужды перечислять весь комплекс
мероприятий, с помощью которых хотят
насытить рынок ‘области изделиями сво-
ей промышленности. Сюда входит созда-
ние широкой сети сельских промкомбина-
тов (135 уже организовали), производ-
ство краски и олифы, увеличение выпус-
ка обуви, получение из отходов леса заме-
нителей нефтепродуктов. В нынешнем го-
ду местная ‘промышленность вдвое уве-
личит выпуск продукции против довоен-
ных дет. ча,

Bee aro первые и далеко не полные ре-
зультаты приближения руководотва 0б-
ласти к районам.
_ Те, кто- пришел строить новую область,
знали, что тернист предстоящий путь.
Они готовы х борьбе с трудностями. 0т-
дел народного образования получил при
создании области свыше тысячи щкол,

ла учительница, не могла преодолеть мо-
лодого льда. Нужно было выждать начало
ледобтава, но Нагаева;, Чтобы неё задер-
жать начала занятий, вплавь перебралась
через. реку м ко времени поспела ›в
шкоду..

Эти ‘два ‘примера, наудачу взятые
из жизни, ANB частично. освещают
многообразную деятельность местной BA-
теллигенции.

В областной‘ газете подвели неБо-
торыё ‘итоги ‘работы томоких ‘ученых
в.дни войны, Не многие университетские
города могут похвалиться таким вкладом
в дело обороны родины, Ученые отклика-
лись на все животрепещущие вопросы.
Решались проблемы северного овцевод-
ства и лучшего использования. отходов
быстрорежущей стали, шло изучение но-
вых месторождений ископаемых, совер-
шенствовались отбойный шахтерский мо-
лоток, дофоктоскоп дая проверки исправ-
ности железнолорожного пути, внедряли
новый метод спектрального анализа...

Томск в`годы войны — это не только
кузница технических, медицинских, педа-
гогических кадров, воспитываемых в 25
вузах и техникумах, носи город мощ-
— Будем летать на самолетах, испозь- “et у Зе бравной`. ммхустуки. Мати
зуем санный путь, льмжню, — говорил АТ и
зозодующий обзаотным  обделом НРА. виз вопрос об обзмтном центре. OM тен

образования тов. Истомин, —а уче-  т. : : :
era rae   CLOMEE, д: 796 oe и уютным, этот трехоотсоро-

Он тозбрыы mpotie,  bee  dagoea, по-   й сибирский горох. Наступит” че-

деловому. (И vax ae mpocro вершиаовь  ’ Чобколько месяцев весна. В то-
J роде начнут строить трамвай, займутся

большое дело — разширялась ‘сеть пкол.   с С
35 новых школ -— для наче озагоустроиством улиц и жилых домов
для начала немалое откроется театр.

событие в жизни молодой облаети.   :

Много теплых строк можно написать   С®ГоДНя молодая область напоминает
педагогах, работающих в глухих дерев- “ТРоящийся дом. Вокруг— деса, стройтель-
нях области. Ореолом трудового героизма   ИЫМ мусор, корявые, незаконченные фор»

мы будущих сооружений. Иначе не может

окружены имена лучших из них.
В Тымехом районе, растянувшемея ло carey se ee eer ieee.
ния Томской области, конечно, нельзя

тундре на добрых 600 километров, учи-  2

тель ушел в. кочевкт вместе с охотника.   о Полностью разрешить те сложные

И ОНИ ПРИ проблемы, которые поставили перед собой

трудный путь. ‘Педагог стремился к одно- омичи. Но ценно то, что насущные во-
просы процветания жизни в далекой Cr-

MY — не сорвать бы учёбу пятнадцати
детей кочевников, ^ ie решаются кардинально, смело и ус-
УШНо.

Заведующая Васюганевим районо Зоя
Васильевна Нагасва обследовала ‚ перед].
года школы. В дороге
ee застигла шуга. Лодка, на которой exa-

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
спец, корр, «Известий»,

Г. ТОМСК.