2.4

ПЯТНИЦА, 12-ЯНВАРЯ 1945 г. № 10 (8620)

` Гером уличных боев в Буданешите (слева

Гвардии рядовой Петр Иванов разго-
рячен боем. В его руках ещё не остыв-
ший автомат. Он поднимается на пзос-
RYH крышу, окидывает взглядом город.
Прямые улицы, красивые здания. Город
уступами спускается к Дунаю. Высокие
дома, асфальтированные проспекты те-
ряются вдали, в дымке зимнего дня.

Ожесточённое сражение не затихает
ни на минуту в кварталах  венгерекой
столицы. Шаг за шагом отвоёвывают на-
ши бойцы всё новые участки города,
уничтожая гитлеровцев в домах, в ипод-
валах, на чердаках. Петр Иванов только-
что вместе с группой бойцов очистил от
врага пятиэтажное здание. Перед ними
новый квартал, в переулках которого уже
завязалея горячий бой.

Угол улицы  Ченьдьеш. Немецкий
опорный пункт. Сюда послала несколько
снарядов батарея, стоящая метрах в
трёхстах. Ещё не осела пыль, не рас-
свялся дым, как между зданиями замель-
кали фигуры наших бойцов. Штурмовые
группы пошли в атаку.

У забора пристронася связист Троиц-
кий. Он теропливо  перевязывает ране-
ную руку.

— Командир  Бебсонов наказывал:
<Поспешай, Троицкий». А тут заминка.
_ Троицкий поправаяет катушку, приги-
бается, перебегаст улицу и спешит
к пушкам, которые стоят у под’езда вы-
сового дома.

Впереди у моста — три танка. Танки-
‘сты пропоазают к мосту. Очевидно, хо-
тят узнать, нет ли там мин. Это видит со
своего наблюдательного пунита нолков-
ник Пешков.

-— Капитан-инженер, ко мне! — кри-
чит он. :

Подбегает молодой офицер.

— Двух сапёров! Проверить мост. Бе-
tom!

Салёры бросились к мосту. Сбоку стро-
чит вражеский пулемёт. Поаковник не
сводит © них глаз, Добегут аи?

День учителя
СУМЫ, 11 января. (По’ телеф. от соб.
корр.). В Тростянецком, Ямпольском, Ро-
менском и других районах систематически
проводится День учителя. Раз в месяц
учителя собираются в районных центрах,
где для них устраиваются лекции, доклады.

направо): гвардейцы — рядовой С. Токарев,
Фото специального военного

Добежали, Осмотрели мост санёры,
махнули танкистам рукой. Танки рвану-
лись с места. Слышно, как заговорили
пушки и пулемёты танкистов,

Чуть правее, в водосточной канаве в
это время действовали бейцы Малайчук
и Шеремет. Они блокировали немцев, за-
севших в подваче. Этим  воспользова-
лись бойцы Афанасьев и Попович. Че-
рез сад соседнего двора, мимо гаухой
стены поднолзли они к немцам с тыза.

Гитлеровцы не сдавались.

— Дай-ка я! — отстранил Попович
товарища. Он бросил две гранаты в
угольный люк. Взрыв. В подвале стало
Тихо. ;

Спокойный и неторопливый украинец
Гапанович занял позицию неподалеку,
возле ворот двухэтажного дома. Он стре-
лял из карабина по окнам и по крыше
углового здания. Слух уловил звук немец-
кого пулемета. Стреляли близко. Гапано-
вич проник в соседний двор. Тут он уви-
дел немецких пулеметчиков. Пулемет
стоял на подоконнике, замаскированный
ветвями дерева. Гапанович подкрался
ближе. Пулеметная струя хаестнула по-
верх головы. Отетегнул украинец послед-
нюю транату от пояса и швырнул ее в
пулемётчиков. Больше они не и Из
дверей выскочили два немца. Им не уда-
лось уйти. Гапанович достал их из CBOe-
го карабина.

В соседнем квартале отличился бобц
Михаил Манзюк. Он занял удобную но-
зицию между двумя близко стоящими
друг к другу домами и вел наблюдение за
противником. Боец заметил, что гитде-
ровцы тотовятся к контратаке. Он видел
серые фигуры немцев, перебегавших от
дома к дому. Все ближе подбирались к
только-что захваченному нами кварталу
немецкие солдаты. Манзюк не сделал ни
одного выстрела до той минуты, когда
первая группа немцев оказалась в но-

ПАИЕААЕИНИНННННЕННААНК

жк

Герои уличных боёв в Будапеиипе

(OT ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

лейтенант И. Хот и сержант М. Пономарев,
фотокорреспондента «Известий» Л. Бериштейна,

скольких метрах от него. Тогла он лишь

Итоги московского

шахматного чемпионата

Вчера состоялось доигрывание незакон-
ченных партий. Быстрой ничьей закончи.
лась партия  Лилиенталь — Рагозин, ре
шившая судьбу второго места. При откла-
дывании партин гроссмейстер записал не
сильнейший ход, что дало возможность Ра-
гозину точной игрой форсированно уп-
ростить позицию.

Люблинский отразил все попытки Сима-
гина создать матовые угрозы и обратной
жертвой ферзя образовал сильные проход-
ные пешки, обеспечившие ему победу.
Прекрасно провел Верлинский финальную
атаку против Загорянского и добился за-
служенной победы.

Константинопольский проиграл Бонда-
ревскому. ;

Турнир закончен.

Первое место и звание чемпиона Моск-
вы по шахматам завоевал (уже в четвертый
раз!) молодой гроссмейстер Василий Смыс-
лов. Он провел весь турнир без поражений
и из шестнадцати партий выиграл десять

при шести ничьих. У Смыслова — 13 ou-
ков.

Второе место занял мастер Рагозин, на-
бравший 1! очков, третье место — гросс-
мейстер МЛилиенталь (10,5 очка), четвер-
тое — гроссмейстер Флор (9,5 очка).

Пятое и шестое места поделили гросс-
мейстер Бондаревский и мастер Констан-
тинопольский, набравшие по 9 очков. Седь-
мое и восьмое места поделили мастера
Панов и Симагин (по 8,5 очка). Девятое и
десятое места поделили кандидаты в мас-
тера Камышев и Поляк, набравшие по
8 очков. Этот результат дает им право на
звание мастера СССР по шахматам.

Елка уже вынесена из класса. Она 2е-
жит на школьном дворе возле крыльца,
большая елка, в сухой хвое которой кое-
где что-то еще поблескивает, будто таё-
ют в сонном отживающем сознании искры
воспоминаний о бурном и славном прош-
лом... И уж похаживает вокруг нее, вчера
еще окруженной рассынчатым блеском
огней и стекляшек, & сегодня смирно уб-
равшейся во двор, хозяйственный двор-
ник и посматривает: что пригодится
здесь на растопку, а что можно нустить
на плотничьи поделки. И по дорожкам,
только-что посыпанным рыжеватым пес-
ком, бегут к крыльцу те, кого вое эти дни
и еще вчера видели мы на улицах несу-
щими в руках зеленые бумажные мешоч-
ки в маркою <Главкондитера». Школьные
сумки ев книгами и тетрадвами заменили
пакетики с влочными дарами. Конец ка-
никулам! В класс, в Класс!..

Есть в этом первом дне после каникул
какая-то евоя, очень быстро утешающая-
ся грусть и своя особая прелесть, нара-
стающая 6 каждой минутой, с каждой
встречей у дверей класса. Послушать
только, о чем успевают поговорить здесь
в последние минуты каникул, пока еще
не призвал к тишине горластый школь-
ный звонок.

—= Медяшин!
лонном был?

— Нет, мы в «Эрмитаж» ходизи! Вот
Tam — да!

— Чего «ла»? В Колонном-то ёлка
выше на полтора метра... Не веришь? da-

Вася, здорово!.. В Во-

‚ Одиннадцатое место занял мастер Заго-
рянский (7,5 очка), двенадцатое — канди-

пустил в ход гранаты. Он бросал гранаты
в упор — одну ва другой, и все они ра-
зорвались в самой гуще немецких солдат.
Контратака у немцев не вышла.

— Не боец, а целых пять огневых
точек! — с восхищением говорили о сме-
лом бойце его товарищи.

От квартал к кварталу перекатываются
по Будапешту орудийная канонада, Tpec-
вотня пулеметов и автоматов. В тяжелых
н упорных сражениях уничтожается
окруженный немецкий гарнизон.

В одной части, сражающейся в завод-
ском районе Будапешта, нам рассказали
о подвиге комсомольца Хлебцова...

Фантисты засели в угловом  до-
ме. По улице никак не пройти. Немецкая
пушка стреляет вдоль улицы прямой на-
водкой. Надо было выбить немцев из до-
ма и тем открыть проход. Хлебцов про-
1043 глухим переулком, ворвался в дом.
В первой комнате — никого, во второй—

соседней комнаты ударили автоматы.
Хлебцов упал на пол, стал отстреливать-
ся. Еще одну гранату бросил’ он. Стало
тихо. Но Хлебцов усльинал, что непода-
леку от дома заработала немецкая пуш-
ка. Не теряя ни минуты, он выскочил во
двор. Видит — у ворот хлопочет немец-
кий орудийный расчет, Хлебцов укрылся
возле подворотни и меткими выстрелами
уложил на месте четырех гитлеровцев.
Подбежал к заряженному орудию, развер-
Hyd его и открыл огонь по немецким сол-
датам, которые в то время перебегали

через улицу, слеша занять новую пози-
 ЦИЮ. этом 60% Хаебцов истребил
60 гитлеровиев. _ а 1

.. Hous. Битва в кварталах Будапешта
не стихает. Бойцы штурмовых групп
продвигаются вперед, от дома к дому, от

немцы. Хаебцов бросил туда гранату. Из

дат в мастера Люблинский (7 очков), три-
надцатое — мастер Алаторцев (6,5 очка),
четырнадцатое — мастер Фридштейн (6 оч-
ков). Пятнадцатое и шестнадцатое места
поделили кандидат в мастера Араманович
и мастер Верлинский, набравшие по 5 оч-
ков. Семнадцатое место занял кандидат в
мастера Живцов, набравший 4 очка.

Мастер В. ПАНОВ.

Новые постановки Саратовского
театра оперы и балета

САРАТОВ, 11 января. (По телеф. от соб.
корр.). Саратовский театр оперы и балета
имени Н. Г. Чернышевского показал свою

новую постановку — оперу композитора
Глинки «Руслан и Людмила». Спектакль
поставлен режиссером Я.  Гречневым,

дирижер— А. О. Сатановский, художествен-
ное оформление Е; К. Шаблиовского. Пар-
тию Людмилы исполняют М. А. Бевза и
О. П. Калинина, Руслана — В. Я. Кирсанов.
Первые спектакли оперы прошли с боль-
шим успехом. В последний раз опера «Рус-
лан и Людмила» шла на саратовской сцене
15 лет назад. Сейчас театр работает еще
над двумя новыми постановками — оперой
«Демон» и балетом «Конек-горбунок».

_Киножурнал «Сталинский Урал»

СВЕРДЛОВСК, 11 января. (По. телегр.
от соб. корр.). На экраны города и
области вышел очередной номер всеураль-
ского звукового киножурнала «Сталин-
ский Урал» Свердловской  межобластной
студии кинохроники. Всего за время вой-
ны студия выпустила более двухсот жур-
налов. Они включают в себя 700 сюже-
тов, отражающих важнейшие события про-
мышленности, сельского хозяйства, ‘куль-
туры, науки, искусства Свердловской, Че-
лябинской, Молотовской, Курганской об-

квартала к кварталу, ломая яростное со-
противление врага.
П. НИКИТИН.
БУДАПЕШТ, И января.

} Ценные детали из металлолома ,
ВЛАДИМИР, М января. (По телеф. от  шнй склад трофейного металлолома и на- выпуск первой мощной турбины на Ураль-

соб. корр.). В Селивановской МТС ощущал-
ся острый недостаток в запасных частях н
деталях для ремонта тракторов и сельско-
хозяйственных машин, Старший механик
тов, Николаев тщательно осмотрел ближай-

шел там много крайне нужных вещей. Здесь
оказались: три исправных тракторных ди-
фера, передний мост, много гаек, болтов
и пр. Ремонт машин идет полным ходом,

ластей. В журнал вошли также фронтовые
эпизоды. р

Несколько специальных номеров журна-
ла студия сделала для Уральского гвар-
дейского  добровольческого ‘ танкового
корпуса.

В вышедшем номере журнала показаны

ском турбинном заводе, работа лучшего
доменщика Серовского металлургического
завода т. Мельникова, елка в свердлов-
ском Доме пионеров,

„Горе от ума

в Малом театре

Пров САДОВСКИЙ

Народный

Гениальная комедия А. С. Грибоедова
<Горе от ума», являющаяся драгоценной
жемчужиной русской классической дито-
ратуры, иа протяжении почти всей исто-
рии Малого театра играла выдающуюся
роль в его репертуаре.

Сценнческая история <Горя от ума»—
одна из наиболее ярких страниц Мало-
го театра. Эта история тесно связана с ги-
гантами русского театрального искусства,
выдающимися актерами «Дома Щепкина».
На протяжении более чем ста лот (впер-
вые «Горе от ума» было поставлено на
сцене Малого тевтра в 1831 г.) не было
в Малом театре крупного актера, не сы-
гравитего хотя бы одной роли в «Горе
от ума». Больше Tord, творческая био-
графия лучших актеров Малого театра
пестрит многими ролями, сыгранными
ими в бессмертной комедии.

В дви 150-летия со дня рождения
А. С. Грибоедова Малый театр возобнов-
ляет постановку, осуществаенную в
1938 г. Эта постановка расематривает
«Лоре от ума», Kak «картину нравов, и
таллерею живых типов, и вечно острую,

‘жгучую сатиру» (слова Гончарова), как
глубокое, мудров произведение, остро би-
чующее косность мировоззрения, иривы-
чек, уклада жизни, человеческих взаи-
моотношений московского  двораногва
первой четаерти ХЕХ века.

Считая, что комедия Грибоедова лз-
ляется крупнейшим, общественным дову-
ментом начала прошлого столетия, образ-
цом правдивого, высокоидейного и под-
линно художественного. произведения,
мы стремились ‘в постановке избежать
какой бы то’ ни было фальсификации,
сохранить весь аромат эпохи и общест-
венно-политическую сущность сатиры.

Мы рассматриваем Чацкого, kak пере-
дового человека своей эпохи, как пред-
ставителя, прогрессивной интеллигенции,
носителя лучших идей современного ему
общества. Однако, выявляя присущие
ему черты обличителя, мы стремимся
показать его индивидуальные душевные
качества. Общественная и ‘личная драмы
Чацкого  развиваютсл в тесной

трудно убедиться в том, что ей приписа-

a связи   кий. № такой Софье мог он стремиться
одна &, другой. Если внимательно иросле-   после трехлетней разлуки. Такую Софью

артист СССР

дить весь ход развития комедии, легко
установить, что общественно-обличитель-
ные высказывания Чацкого приобретают
особенно острую эмоциональную окраску
в связи с личными драматическими пере-
живаниями Чацкого и крушением ero
чувств к Софье. Общественная актив-
ность Чацкого в пьесе как бы питается
драматической основой сго личных пере-
живаний, осмысаиваст их. Утверждая
взаимозависимость личных и. обществен-
ных переживаний Чацкого, мы стремим-
ся глубоко вскрыть сущность сложного
образа.

В тесной связи с этим находится наше
толкование образов Софьи и Молчалина.
На театре установилась традиция толко-
вать Софью пустой, глупой, взбалмон-
ной девушкой, влюбленной в ограничен-
ного, подхалимствующего Молчалина. Та-
кое толкование, основанное на произ-
вольном вымысде людей, пытавшихея
искажать достаточно точные характери-
стики, данные Грибоедовым, является
сугубо порочным. Оно не только разру-
шаст образы Софьи и Молчалина, но л9-
мает образ Чацкого, снижая его.

У Грибоедова Молчалин обрисован как
человек практического ума, умеющий в03-
нательно и тонко строить ‘свою карьеру.
Это молодой, только начинающий“ свою
жизнь «Максим Петрович». Софья не ви-
дит отрицательных качеств Модчалина, с
одной стороны, потому, что эти качества
вовсе не на поверхности его поведения, а
в другой стороны, потому, что она припи-
сывает Молчалину те качества, которых
у него нет, но которые она создала в сво-
ем воображении, начитавигись франдус-
ских романов. Столкновение такого Moa-
чалина с Чацким в 3-м акте приобретает
значение поединка двух мировоззрений.

Если проследить внимательно за раз-
витием образа Софьи у Грибосдова, не

ны качества умной, развитой девушки, в
какой-то мере усвоившей едкую пронито,
Чацкото. Такую Софью мог полюбить Чац-

он мог и не разгадать в первую свою
а  :
® Мы отремимея освободить Софью от
всех черт злости и черствости, которые
ей обычно приписывались в сцене об’яе-
нения с Чацким в начале 3-го действия
(«Вот нехотя с ума свела»). Мы стремим-

ся толковать эту сцену искреннего, взвол-

нованного признания Чацкого, как при-
знания, понятого Софьей и заставивше-
го её на минуту пожалеть страдающего
Чацкого. Образ Софьи— образ человечный,
и этим самым об’ясняется выбор Чацко-
го, его любовь к ней.

Мы считаем неприемлемым традицион-
ное толкование Скалозуба, как пожилого и
неотесанного грубияна. Отталкиваяеь от

характеристики, данной Скалозубу Гри-

боедовым устами Чацкого: «Созвездие ма-
невров и мазурки», мы стремимся, векры-
вая ограниченность интересов Скалозу-
ба, показать в нем молодого, блестящего
танцора, «прокричавшего» свой голос на
плац-нарадах. :
Лиза написана Грибоедовым, как. ум-
ная, емышленая, озорная, живая дере-
венская девушка, воспринявшая, однако,
внешнюю культуру барского дома. Рабо-
тая над образом Лизы, мы отаралиеь по
возможности смягчить черты несомнен-
ных влияний на него образов субрегок
Мольера. и решительно восстаем против
отдельных толкований образа Лизы, как
сводницы, сочувствующей роману Софьи
и Молчалина. dro явно противоречит сло-
вам грибоедовской Лизы, ее характери-
стике своего отношения ко всем «прелен-
дентам» на руку Софьи, высказанным ею
еще в 1-м действии в сцене с Софьей.
Работая над образом Фамусова, мы
стремились воскресить лучшие традиции
крупнейших мастеров Малого театра. Учи-
тызая ошибки отдельных ностановок «Го-
ря от ума», мы толкуем Фамусова не как
сановника, не как вельможу, близкого по
своему общественному значению уноми-
наемому им Максиму Петровичу, а как
ереднего московекого барина.
Сценическая история ‘комедии показы-
вает, что лучшие традиции мастеров
Малого театра, воплощамних образы

играл Фамусова с Чацким — Ленским.
Когда Ленский во второй половине своей
творческой жизни играл Фамусова, я
стал играть Чацкого и играл его в про-
должение 35 лет е Фамусовым — Рыбажо-
вым, Юмжиным, Головиным. Фамусова я
начах играль в новой постановке 1938 г.

учигие традиции, созданные актера-
ми «Дома Щенкина» в работе над коме-
дией «Горе от ума», перешедшие через
актерские поколения и уцелевикие до на-
ших дней, мы стараемея воскресить в
нашем спектакле через отдельные образы,
через передачу правильной московской
речи и чудесного грибоедовского стиха.

Когда театр работает над пьесой, дей-
ствие которой развивается в конкретную
историческую эпоху, перед ним встает
исключительно ответотвенная задача с0-
блюдения полной исторической правды,
вилоть до мелочей постановки. Временем
действия комедии мы определяем 1822—
1823 годы. Это налагает на нас обяза-
тельство быть точными в воссоздании
реальной правды  изображаемой эпохи.
Создавая образ фамусовекой Москвы, мы
стремились в оформлении и костюмах
избежать ошибок, которые часто допу-
скались` театрами. Мы отказались от 06-
гатого петербургского особняка, дабы не
искажать места и времени хейетвия коме-
дии во имя театральной пышноети. Вы-
‘зеденное Грибоедовым общество, 910 —
среднее московское дворянетво. Высшая
аристократия, олределявшая обществен-
ное мнение московских особняков (кня-
гиня Мария Алексеевна, Татьяна Юрьев-
на и др:), отсутствует на вечере у Фа-
мусова. Поэтому худежние нашего спек-
такля академик Е. Лансере стремился
лать зрителю предетавление © небольшом
бареко-чиновничьем особняке первой
четверти ХТХ века.

Большое внимание мы уделяем по-
строению массовых сцен, избегаем гроте-
скового преувеличения характеристики
грибоедовской Москвы, которое может
лишь снизить специальную значимость
обличений Чацкого. Однако, уделяя
внимание отделке всех сценичееких де-
залей, мы все же основную свою задачу

«Горя от ума», передавались из поколе-
ния в поколение. Особенно ярко это ска-
зывалось в отношении ее ведущих обра-
зов — Фамусова и Чацкого, Так, Сама-
рин, начав играть Чацкого с Фамусо-

вым — Шенкиным, впоследствии сам

видим в правильном раскрытии главных
характеров комедии и их взаммоотно-
шений, в правильном раскрытии глу-
бокой идейной патриотической сущности
бессмертной комедии Грибоедова.

лезь сам да смеряй.

— Может, и выше, да в номещении.
А в «Эрмитаже» — прямо на воле, как
в лесу.

И никак не могут доспорить третье-
класеники, разбившись на «эрмитажни-
ков» и «колонников»...

Спорщиков примиряет удачливый пя-
тикласеник. Ему повезло. Он был ив В9-
JOHHOM, H B «Эрмитаже»... ;

’Около двух недель гуляла, веселилась,
отдыхала, кружилась под сверкающими
ветвями елок детвора. Даже закутанная
по самые очки пожилая кондукторща
трамвая «номер сорок первый», когда Ba-

Возвращение в’класс

каассник с целой ватагой доверившихея
ему малышей командовал:

— Эй, но коням!..

По нескольку раз в день замигажись
блюи во всех районных домах пионеров,
в школах, в крупнейших клубах Москвы,
в театре имени Ленина, что у Трехгории,
в Театре Дворца культуры завода имени
Сталина...

Может быть, никогда так внимательно
не присматразались мы к тому, что про-
исходило в эти дни у елок. Было нечто
глубоко трогавшее душу и радостно бод-
рящее нас в той щедрости, в том размахе,
в каким воюющая, столько пережившаля
страна соорудила новогоднюю елку для
своих детей. Казалось, огни всех салютов
рассыпались в эти дни по ветвях празд-
ничных елок. И, прислушиваясь к ребя-
чьему веселью, радуясь за детей, с еще
большей гордостью думали мы. о могуще-
стве, богатстве и душевных силах стра-
ны, дети которой уже сейчас могут опра-
влять слну на отвоеванном для них. празд-
НИКЕ... р

Но вот отшумели каникулы. Наступили
первые учебные часы 1945 года, Перво-
класеники-вемилетки, уже успевшие с
осени обжиться в школе, спозаранку
прибежали к знакомому крыльцу. Для
многих из них 1945-й год — первый
год, который они могут «написать циф-
рами».

Собираются солидные десятиклассники
и десятиклассницы. Перед ними откры-
вается вереница ответственных, решаю-
щих учебных дней. Впереди — аттестат
зрелости. За время каникул они успели и
почитать, и побывать в театрах, и похо-
дить по музеям, и поспорить о дороте,
которую надо выбрать для себя после
окончания школы.

А для некоторых товарищей из млад-
ших классов каникулы невольно затяну-
лись на поачасика. Некоторые из вих
успели за время каникул порядком обрас-
ти, а аохматых в класе не пускают.
«Стричься, судари мои, стричься»... И в
парикмахерских, расположенных вблизи
школ, в этот ранний утренний час то и
дело сльшналесь;

— Дадя, а нас без очереди!.. A To. Mb

гон шел вниз ло Пушкинской, провозрла-
шала в эти дни:

— Следующая — Дом союзов. Вому
на блку, ребята, — приготовьтесь схо-
ДИТЬ...

..B толубоватом лесном сумраке Ко-
лонного зала, медленно скользя по по-
толку, по глади белых колонн, играя в
хрустальных подвесках люстр, сыпались
мириады световых снежинок. И потом
начинались чудеса, и вепыхивала, начи-
нала медленно вращаться  гигантекой
блистающей каруселью двенадцатиметро-
вая ёлка, — вся в игрушках, вся в осле-
пительных монистах, вся в огнях, — от
комля до красной звезды на макушке. И
главный московский Дед-Мороз, призвав
на помощь все добрые. вилы сказок, по-
беждал Лихо Одноглазое, которое хотело
пометать . празднику. °.,

А в «Эрмитаже» — там все было под
открытым небом, прямо в снегу, на 26-
дяных дорожках. И Дед-Мороз ехал. по
саду, превращенному в волшебное цар-
ство, на расписных санях. И ходили по
аллеям великаны, медведи и африканские
страусы, вполне  асеимилировавшиеся
в лнварской стуже. А окоморохи и би-
рючи зазывали маленьких гостей на баку,
на праздник, в шумный хоровод. По боль-
шому кругу, обсаженному  влочками,
можно было прокатиться, самому правя
настоящими вожжами, в нарядных сан-
ках, в которые были впряжены мохноно-
гие пони. Я слышал, как лихой перво-

TULLE AUER ASHE

на географию опоздаем.

Звонок зовет в класс. Вчерашняя Снс-
гурочка, ставшая сегодня опять вожатой
Женей, поправляет алый галетук на 680-
ей питомице. И математик Илья Семено-
вич, сняв сказочную бороду, с которой он
не расставался много дней, будет сейчас
задавать уже не загадки в роде «Старик
у ворот тепло уволок, сам не бежит, сто-
ять не велит», а задачи на признаки де-
димости... Конечно, не сразу войдешь в
учебную колею, и У шестикласеника Ce-
режи Столярова, вызванного к доске, еще
сыплются из кармана на пол конфетти и
какие-то иголки, не то елочные. не то па-
тефонные, = издали не поймешь. Но
прошли первые минуты, —. И шикольная
дисциплина водворяет взыскательную ти-
‚шину во всех классах.

Кончились каникулы.  Отдохнув под
сенью новогодней елки, в путь; друзья!
Впереди длинная ‘дорога, ведущая к зано-
ведникам, кладам, тайникам, которые не-
пременно достанутся всякому, кто серьез-
но возьмется за дело. Она подымается,
эта дорога, через дебри цифр и букв, по
равнинам классной доеки, по бесконеч-
ным тропинкам строк и формул, к верши-
нам, за которыми каждый раз открыва-
ются еще более головокружительные вы-
соты Науки. И всеми своими вооружен-
ными силами, всей щедротой своих забот
о детворе охраняет эту дорогу в будущее
победоносный народ.

Лев КАССИЛЬ,

Реставрация архитектурных памятников Чернигова

ЧЕРНИГОВ, 11 января. (По телегр. от
соб. корр.). Древний украинский
Чернигов богат ценнейшими архитектур-
ными памятниками старины. Немецкие за-

хватчики разрушили и повредили многие из

‘них. Пострадали Спасский собор ХГ сто-

летия, Борисоглебский, Успенский и Пят-

соборы ХИ века и позднейшие

вицкий
‚церковь, Со-

строения — Екатерининская

борная колокольня и здание Черниговского

город   коллегиума XVII Beka,

-Горсовет. Чернигова организует рестаз
врацию этих строений. Они восстанавли-
ваются в своем первоначальном виде. В
первую очередь. реставрируется Пятницкая
церковь, особенно пострадавшая от немёц-
ких бомбардировок в сентябре 1941 г.

Художественно -промысловые
артели Полтавщины

В Опошне, еще недавно красивом, ши-
роко раскинувшемся среди фруктовых са-
дов селе, ныне выжженном, полуразру-
шенном немцами, гостя прежде всего зна-
KOMAT с керамико-гончарным производ-
ством. Задолго до войны мастерство опош-
нянских гончаров, переходя из поколения
в поколение, приобрело заслуженную сла-
ву в стране, 3

— Прошло всего несколько. дней после
изгнания немцев, — рассказывает. секре-
тарьо Опошнянского. райкома КП(б)У
т. Дяченко, — а наши гончары уже возро-
дили производство своих знаменитых из-
делий. я

Мы ходим по восстановленному небэоль-
шому кирпичному зданию. До войны в
нем помещалась известная всей Украине
школа мастеров керамики. Теперь это
единственный домик артели, где. сосредо-
лочены почти все цехи. Нельзя не залюбо-
ваться работой мастеров и мастериц худо-
жественной. керамики — стариков, юно-
шей и девушек. ‘Вызывают восхищение
украинская посуда, блюда, тарелки, деко-
ративные вазы, кувшины, искусно распи-
саниые. народным орнаментом, детские
игрушки. : я

Опошиянская артель полностью восста-
новила довоенный ассортимент своих“ из-
делий. Война наложила свой отпечаток на
ее продукцию. Украинские гончары стре-
мятся сделать ее полезной делу восста-
новления городов и сел, разрушенных
оккупантами.

До войны Опошня давала в небольшом
количестве керамическую  облицовочную
плитку. Ее и сейчас можно встретить на
фасадах некоторых уцелевших зданий в
Киеве, Полтаве и Харькове.

По предложению тов. Хрущева, сейчас
приступили к изготовлению нескольких
десятков образцов керамической облницо-
вочной плитки, украшенной ярким народ-
ным украинским орнаментом. Образцы бу-
дут отправлены в Киев, где решится во-
проё об участии опошнянских гончаров в
облиновке будущих зданий Крещатика.

Всемирную известность имели до войны
украннские вышивки и мережки,  живо-
писные, пестрые ковры, затейливые узо-
ры плахт, полотняные сорочки, платья,
скатерти, полотенца—многочисленные из-

делия художественных промысловых арте-
лей Решетиловкни, Диканьки, Великих Сэ-
роченцев, Миргорода, Глобино, Шишаков и
других мест Полтавщины. Е

— Тридцать артелей нашего об’едине-
ния, рассказывает председатель Полтав-
ского облхудожпромсоюза т. Никитан,—со-
ставляют гордость нашей области. К их
восстановлению мы приступили сразу же
после изгнания. немецких оккупантов.
Исполком областного Совета депутатов
трудящихся, районные и сельские Советы
приложили немало труда, чтобы быстрее
вернуть артелям их былую славу.

Теперь на Полтавщине восстановлены
все тридцать  художественно-промысловых
артелей. Намечёно израсходовать на восста-
новительные работы по области более двух
миллионов рублей. В Решетиловке на месте
сожженного немцами старого одноэтажно-
го здания намечается строительство двух-
этажного здания под ковровый н .Ткацкий
цехи. В Диканьке, где все сожжено ло-
тла, начнется строительство WeXOB —, KOB-
рового, вышивок и красильного. В Опош-
не будет восстанавливаться здание керз-
мического цеха. Большое строительство
намечается в Полтаве, Миргороде, Кре-
менчуге. ^ , :

К сожалению, не везде советские. и
партийные руководители понимают, какое
значение имеет возрождение художествен-
но-промыслового ‚ народного творчества.
Находятся председатели исполкомов рай-
советов, которым «некогда» заниматься та-
кими «мелочами», как предоставление. по-
мещения для артели, создание условий
для ве бесперебойной работы...

В Глобинском ‘районе уцелело два’ зда*
ния артели «Жиноча праця», но районные
организации почему-то упорно не желают
предоставить их МУ ИН Пред-
седатель исполкома райсовета Пухтик, к
которому обратился председатель артели,
удивился:

— Чего хлопочете, ‘дадим: какую-нибудь
хату, и будете себе вышивать... ;

Из-за отсутствия помещения ‘артель не в
состоянии пустить приобретенное с трудом

оборудование.
А. ЭВЕНТОВ,
спец. корр. «Известий».
г. ПОЛТАВА, 1! января. (По телефону).