Советское. ^ „Совет города - крепости

строительство

Наконен, установился _лехостав.. На
Кронштадте миновала та сезонная пора
«бездорожья», когда сообщение © мате-
риком почти превращается, и лишь не-
многие ледокольные буксиры © трудом
пробиваются к Большой Земле. По моло-
дому льду уже бегут автомашины, и путь
их к Кронштадту показан вехами — зеле-
ными мохнатьми блочками. > >

У везда в город — краснофлотская ко-
мендатура. Шлагбаум медленно подни-
мается у крепостной стены, матросы-
автоматчики привететвуют прибывших, и
эта минутная церемония полна глубокой
торжественности. «

Перед вами прославленная  Петрев-
ская крепость, город-воин, насмерть
стоявший против немцев.

Еронштадт  небезосновательно  назы-
вается флотовим городом. Он неотделим
от флота, а население — от моряков. Бот
старый кронштадтский рабочий Сергей
Тимофеевич Павлов. Сам он бывший
матрос «Гангута», а четверо его сыно-
вей сейчас плавают на ториедных катерах.
Так почти в каждой вронштадтекой семье.
Интересы города подчинены флоту, он
воинбки служит нуждам флота и связан
с ним кровно и исторически. Отоюда
своеобразие обстановки, в которой рабо-
тает Кронштадтский городской бя
депутатов трудящихся.

Председатель Президиума Верховного
Совета Эстонской ССР тов. Варес, оемат-
ривая недавно Кронштадт, с воехище-
нием ‘отозвался о его благоустройстве.
Это не прост похвала Совету. :

Два с лишним года узкая полоса за-
лива отделяла Кронштадт от немцев. Не-
мепкие часовые были видны в бинокль с
вронштадтской стенки. Вражеская артил-
лерия открывала огонь по каждой шаюп-
чонке, показывавиейся в кронштедтоких

Депутаты о своей работе ‹

То не было обычным официальным 60-
вещанием. У секретаря Горьковского обл-
исполкома собралось человек двадцать
депутатов областного Совета поговорить
запросто, по душам. —

Рядом © профессором Медицинского ин-
етитута сидела работница с завода, ря-
дом с известным в городе хирургом —
руководитель областного учреждения.
Разговор вышел оживленным, содержа-
тельным. Вскрылись многие недостатки
как в работе самих депутатов, так и в си-
стеме руководетва депутатской деятель-
ностью со стороны облисполкома,

— Я расскажу вам, товарищи, одну ис-
торию,—говорит депутат т. Варзегова.—
Вы знаете, что недавно я была переведена
на новую работу. И вот векоре приезжаю
в район в своим избирателям.  Собирается
народ, преимущественно женщины. И пер-
вый вопрос, который мне задали: почему
меня перевели на другую работу, не на-
творила ли я чего? Тут я поняла, вак из-
биратели следят за нашей деятельностью,
как принимают близко к сердцу наши ус-
пехи и неудачи. А это, если ‹ вдуматься,
налагает на нае огромную ответетвенность
за вею нашу работу. 5

06 этой ответственности депутата перед
избирателями говорили много -и горячо.

Как депутаты связаны с избирателями?
„Тут многим пришлось сознаться, что
связь эта нерегулярна, что не часто де-
путаты бывают в своих избирательных
округах, а Некоторые и вовсе после из-
брания больше.ю избирателям на глаза не
показывались.

Чем об’ясняется такой отрыв ‘депута-
тов от избирателей? Говорили о трудностях
регулярных выездов в районы, о загруз-
хе служебной деятельностью. Но мешает
не только это, Вот, скажем, рувоводитель
областного учреждения часто бывает в ко-
мандировках, но в район, откудаон из-

бившие в упор, как по мишени. И понят.

Кронштадт в строгой перспективе улиц и
газонов, в образцовом воинском порядке,
Нужно’ отдать должное депутатам Крон-
штадтокого Совета. Много и по-хозяй-
оки поработали они над- восстановлением
города-крепости.
Избиратели-кронштадтцы ценят своих
депутатов по их делам. Когда в Крон-
штадте восстановили осветительную сеть
города и отедлили школы, население
знало, что это плоды деятельности депу-
тата Совета инженер - майора Адаменко.

60-летний мастер морского завода

Иван Степанович Зимин, учительница

Ольга Константиновна Тихонова, отдаз-
шая полвека воспитанию кронштадтеких
ребят, — оба депутата изо дня в день
находились на стройках домов и школ,
снискав горячую любовь и уважение
избирателей.

Нынче зима для Кронштадта теплая,
Город обеспечен дровами, жилые дома
приведены в порядок. Постоянно дейст-
вующая жилищная комиссия, возглав-
ляемая инженер-капитаном первого ран-

ностью принимает каждый дом.
Славный пример участия населения в

работали более 400.000 часов. Иначе
говоря, трудовое учаетие населения дало
городу около 50 тысяч кв. метров отре-
монтированной и восстановленной жилой
площади плюс несколько детских садов и
яелей, свыше 20 тысяч кв. метров бааго-
устроенных площадок и скверов, пол-

бран депутатом, в свой избирательный ок-
руг попадает редко. Бывая в районах, он
почему-т никогда не выступает, как де-
путат, как избранник народа, не ин-
тересуется жизнью района, кроме тех
вопросов, которые подведометвенны ему
по службе.

Некоторые депутаты поделились своим
опытом. общения с избирателями.

Депутат Шатунов рассказал, например,
как он выезжает на заводы своего изби-
рательного округа. Предварительно наме-
чаетоя день выезда. Заводские организа-
ции оповещают о приезде депутата, cobn-
рают вопросы, интересующие избирате-
лей, их жалобы или запросы. Вее эти ма-
териалы передаются депутату. Он заранее
готовитея в выезду, разрешает некоторые
вопросы в областных организациях.

Депутат Ухова рассказала, как она на
стеклозаводе оживила деятельность депу-
татов городского и районного Советов,
помогла, им включиться в общественно-по-
литическую жизнь завода. Депутаты взя-
ли под свой контроль общежитие, быто-
вые и культурные учреждения и добились
значительного улучшения их работы.

Участники беседы резко критиковали
работу облисполкома с депутатами, Kean
в первое время после выборов у исполко-
ма была хорошая связь с депутатами, то
за последние годы многие депутаты вотре-
чаются с исполкомом только на сессиях—
посидел, поелутал и ушел до следующей
сессии. Постоянно действующие комиссии
у депутатов получили меткое название
«постоянно бездействующих». Так, к при-
меру, комиссия но здравоохранению B000-
ще ни разу не собиралась.

Лишь за последнее время исполком на-
чинает привлекать постоянно действую-
щие комиссии к разработке тех или иных
вопросов. Но до того не раз случалось,
что предеедатель постоянно действующей

Мысли

Повьиление требований, введение вы-
пускных экзаменов и аттестата зрелости
вызвали известную растерянность у части
наших учащихся, неуверенность в своих
силах, в своих знаниях. Часто ученик и
знает предмет, но ему недостаёт твердо-
сти, решимости.

В том, что часть налтих воспитанников
испугалась трудностей, сказалась не толь-
ко недостаточная прочвость знаний, да-
ваемых школой. Мне думается, беда ещё
и в том, что наши учащиеся не были хо-
рошо подготовлены к такому испытанию,
не были воспитаны на’ преодолении труд-
ностей, многим недостаёт твёрдой воли.

Ло сих пор напгим школьникам сравни-
тельно дегко было учиться, Мы, педаго-
ги, очень часто опекали их, Как правило,
им почти не приходилось затрачивать с0б-
ственных усилий ума, воли для приобре-
тения знаний, Они получали их готовыми:
Задача учеников сводится часто лишь К
запоминанию того, что говорит! учитель,
что написано в учебнике. Притом.
наука многим напгим детям не предетав-

ляется крепостью, которую надо взать, и.
взять во что`бы то ни. вталолкак товорил

товарищ Сталин. ‚
Не случайно, когда я спросил у учени-

ков, каз они понимают старую народную,

пословицу: «Корень: учения горек, а пло-
ды ето сладки», — они не смогли мне от-
ветить. Им непонятен емыел пословицы.

Я вовсе не сторонник суровой, тяжёлой
школы, в основе. воторой лежит горечь
обучения. Совсем нет. Приведенная по-
словица должна призлекать нас сла-
достью плодов, достичь которых можно
только упорным трудом. Вакую радость
испытывает ученик, самостоятельно ре-
шив долго невыходившую. задачу! Он
счастлив, горд. Смог! Вот такое радост-
ное чувство преодоленной трудности на-
ши ученики должны испытывать каз мож-
но чаше. Тогда и знания будут более
прочными и характеры более твёрдыми.

Помогая ученику решить какую-нибудь
трудную задачу, педагог или родитель не
только лишает его радости труда, Мы тем
самым каз бы внушаем ему неверие
в собственные силы, расслабляем его ха-
рактер. Доброе желание облегчить труд

© воспитании‘ воли

ученика приносит иногда только врод. На
долю ученика должно, приходиться ровно
столько труда, сколько могут одолеть его
молодые силы, Сделать ученический труд
доступным — ие значит вовсе устранить из
него трудности, & лишь сделать их по-
сильными для учащегося. пря определён-
ном усилин и помощи учителя,

Учение есть труд. Вот что нашим
учащимся следуэт хорошо усвоить, Oba-
занность педагогов — не тольно внушить,
но и дать почувствовать им, что; «В
науке нет, широкой отолбовой дороги,.., и
только тот может достигнуть её сияющих
вершин, кто, не страшась усталости, ка-
рабкается по её каменистым тропам»
(К. Маркс). :

«Не вышло! — как часто наити. уче-
ники повторяют эти слова. Не вышла за-
yaya, He вышел ‘чертёж, сочинение, И
многие, учителя мирятся с этим, Ученик
вместо окружности нарисовал контур гру-
ши и сам расстроился, сравнивая своё
произведение с чертежом учителя.

— Ничего, — говорит педагог, — тебе
лучше и не нарисовать пока.

Нельзя так говорить. После таких слов

‚ ученик будет думать, что ему и впрямь не

нарисовать окружности. Вместо того, что-
бы воспитывать волю ученива, такой и6в-
дагог только расслабляет её. Творить в
рисовании — дело таланта, сделать але-
ментарный рисунок, чертёж — дело тру-
да, это может каждый ученик,

На уроках физики я требую от своих
учеников, чтобы все они хорошо чертили
схемы. Есль ученик нарисовал на доске
неточно и некрасиво, я, не разрешая сти-
рать схему, тут же велю рисовать снова
и снова, пока не добьюсь желаемого, И
это не педантизм, не каприз учителя.
Сравнивая первоначальный и оконча-
тельный рисунок, сделанный одним и тем
же учеником, я показываю и ему, и все-
му классу, что; если приложить старания,
можно сделать то, что требовалось.

Так, и во всём. Так и в отношении
воспитания самой воли. Воля — это не
только что-то врожхдённое, волевые каче-
ства. можно выработать в себе. В лекеи-
коне наших учеников не должно быть
слов «не могу», «не вышло». Хочу и

воротах. А вавой тяжелый урон нанесла
городу немецкая авиация и артиллерия,

но изумление каждого, кто ВНОВЬ ВИДИТ

га Волковым, ¢ хозяйской  рачитель-

восстановлении Ленинграда нашел  го-
рячее подражание ив Кронштадте. В
общей сложности кронштадтды уже от-

или иного вопроса, подготовку решения.
Между тем депутаты, связанные © широ-
кими кругами рабочих и специалистов, мо-
гут всесторонне осветить вопрос и подчас ге состоялась первая конференция работ-
найти болев празильное решение, чем эхо   ников паровоэных колонн особого, ‚резерва
делается аппаратным путем. НКПС. Лучиьие паровозники дороги обме-

Участники конференции обратились с
`  исполком должен будет сделать серьезные фер Pe Текелийским полиметаллическим комбина-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР   СУББОТА, 13 ЯНВАРЯ 1945 г. № 11 (8621)

К торговым. переговорам
между Финляндией и СССР

На-хнях начались переговоры между Финляндией и CCCP o снабжении Фин-
ляндии торговыми органами СССР продуктами продовольствия в обмен нё страт6в»
‘ичеекое Ta. pe ндией. ‘
тизеское ‘сырье, поставляемое Финлян)

По плану переговоров СССР поставияет Финляндии 30.000 тони продоволь-
ственного зерна, 1.000 тонн сахара и 300 тон  кондитерсних изделий. В обмен
за ети продукты CCCP получает от Финлянлии никель, кобальт, медь, серлый коз

г.

чедан и услуги по ремонту некоторых советских военно-морских корабдей на вер-
фах Рид. (ТАбс).
ии
; } , 22 4 . x , р ;
Химия Казахстана
За годы сталинских пятилеток, и 060-   Таким образом, все об’ективные данные
бенно в период войны, достигнуты значи- для строительства суперфосфатного завода
тельные успехи в социалистической ин-   имеютсл, — есть сырье, вода, энергия,
дустриаливации Казахетана. Но разви-/ Ha ряду co строительством нового
тие промышленности шло главным обра-  предприятия по выпуску суперфосфата
зом по линии цветной металлургии,   надо произвести коренную ревонструк-
угольной и нефтяной промышленноети;  цию Актюбинского химического Завода.
химическая же промышленность в рес В свое время он строился Kak п]еципи-
публике развивалась слабо. татный на базе местных автюбинских
По образному выражению академика   фосфоритов, но это производство  оста-
Ферсмана, «Казахстан является замеча- ‘лось неосвоенным и `законсервировано.
тельным примером перекрытия двух раз-   Актюбинекие фосфориты должны быть
нородных поясов рудного и соляного», использованы для производства фосфат-
Такое сочетание является исключительно   ных удобрений. Это требует постройки

удачным для организации и. развития обогатительной фабрики и серьезного
химической промышленности в респуб-  освоения производетва преципитата,

ие. : Наличие залежей хромитов в районе
По заласам тавих видов химического Актюбинска настойчиво диктует необхо-
сырья для развития основной химия, кЗ®   тимость организации производства хро-

В а еторы Ни фоефориты (без апатитов), бораты, хро-   иовых содей, которые крайне необходимы
чера под председ аналеми-  миты, алуниты, соли, Базахотан занимает   з народном хозяйстве страны, особенно в

ка Б. А. Введенского состоялось первое   первое место в Союзе. Наличие коксую- такой отрасли, ках кожевенное  произ-
пленарное заседание комитета по ace oS yraeu ии ет газа BOCTBO, ;
дению пятидесятилетия со дня изоорете-  в ьевекой области создают агопри- J
а maim necoene ны Тео дая enponreasenoa. xDX-  gseye canggenua, ceanexor0. xoosiicT#A
а я, связанные с этим зна- приятий азотной промышленноети и 9   епублики солями калия за счет Инде-
менательным юбилеем. Помимо литералу-  ганичеекого синтеза, & наличие исЕлю- респу о
pe; woxandenol  Лиодемией мать ООС метель, Роды Яблаь PADETS,, ПА, beer be pcos hie ож, ки можно
ряд книг к юбилею выпускают издатель-  различного рода минеральных красок eee Ante ects A la aad
eh Наркоматов связи, Военно-Морсво- позволяет организовать RPACONRYH про озера Индер ig ‘озере оо
го флота и другие. мышленнюсть , i
Политехнический музей в Москве ор-  Быстро развивающиеся  промышлен- а о teaae
ганизует юбилейную выставку, поевя-  ность и сельское хозяйство республикя   бор и поваренная ты Bas ам
щенную радио. Такая же выставка с03-  пред’ являют все увеличивающийся спрое в ; Tee 4 epee eae ee death
дается и в восстанавливаемом Тенинград-  на минеральные т и различного ‚аа не celine Sa ae та
ском музее связи. Ряд мероприятий, рода химикаты. В 1945 году сельское  , oe о военно LANs
связанных © Б0-летием изобретения ра-   хозяйство потребует десятков тысяч тонн р но и т 6 el этого сырья
дио А. С. Поповым, проводят Главное   фосфатных и калийных ‘удобрений. До чу, р AES:
управление связи Красной Армии и Нар-   четырех тысяч товн различного ро- В Казахетане строится металлургиче-
комат Военно-Морского флота, & также   да красок и эмалей потребуется про- ский завод, и уже сейчас надо задуматься
Всесоюзный радиокомитет. мышленным предприятиям и  комму- над, кооперированием этого завода с хи-
На заседании подверглась обсуждению   нальному хозяйству. Велика необхо- мией — проектированием азотно-тукового
программа торжественного заседания, ко-  димость к в других химикатах — COA, а. на базе использования кокосовых

торое состоится в Москве 7 мая, и план   карбиде, квасцах, хромпике ит. п. Имею-

научно-технической конференции, созы-  щиеся предприятия химической промыш-  В последние три года промышленность
ваемой в юбилейные дни. ленности не обеспечивают rérpotioered и коммунальное хозяйство респуолики
Член комитета генерал-майор И, Г,  республики, и в Казахетан приходится испытывают острый недостаток в различ-
Кляцкин и заместитель  председателя  завозить химичеекие продукты’ из цен- ‚вого рода красках, которые до воины
ленинградской комиссии профеесор В. В.  тральных районов Corsa. привозилиеь из центральных ранонов
Данилевский рассказали © том, что будет Фосфоритные месторождения  Казах- Союза. Между тем по запасам минераль-
сделано в Ленинграде и Кронштадте в стана и в первую очередь Кара-Тау,   Ного сырья, пригодного для производства
связи с юбилеем. располагающие миллиардными запасами   Красок, Казахстан занимает ‘одно из пер-
фосфоритов, явятся основой создания   вых мест в Союзе. В реепублике насчи-
фосфато-туковой промышленности. тываются десятки месторождений различ-
В горах Кара-Тау сейчас ведется строи-  Ноге рода охр, мумий, цветных глин, ма-
тельство мощного горнохимического пред- лахитовой зелени. Особенного внимания
i : приятия, которое, по решению прави- заслуживают крупнеишие баритовые Me-
ВИЛЬНЮС, 12 января. (По телеф. от  тельства, должно ветупить в етрой в пер- сторбждения; а известно, что барит в с0-`.
соб. корр.). На Литовской железной лоро-  вом квартале 1945 года. Но получаемая   Четании с солями цинка yael XHTONORR—*
фосфоритная мука должна будет зыво-   белую краекву. Наличие хромитов позво-
зитьея за пределы республики, & проек-   ляет производить краски Ha Xx омовой
iF нались BA KOH a нак и ы-   Тируемое в течение нескольких лет Нар- основе, так называемые кроны. бе это

Иного’ других вотровов ода ee TOM Г О Ир Кия хомхимпромом строительство суперфос-  Говорит о необходимости развития кра-

в беседе. Говорилось и о том, что Y по- т б сочной промышленности в республике
стоянно действующих комнесий в испол- их оборота, скоростного вождения тяжело- фалного завода в республике до сих пот р В республике,
весных поездов на низкосортных углях.  не начат. В 1945 тоду казахетанские Казахстан обладает исключительно

крупными запасами разнообразных солей,

коме нет своего угла; где бы они могли   Широко развернулась на Литовской ма» поля должны получить достаточное ко-
собраться, © том, что необходимо устано-  гистрали подготовка новых машинистов И  тицьство минеральных удобрений bet и это предопределяет возмбжноети пере
i е-

вить регулярные дежуретва депутатов,   их помощников, главных кондукторов. Во : i Z
приемы, выступления с докладами. Я олноных  Gparaman, posguinie) CONE) TOOORORMNIER 176K XAOKOK H CHORMY.  PAOSTITRATE вх В необходимые дих pet”

Веседа с депутатами векрыха серьез- мастера овладевают профессией главного Вопрос о серосодержащем. сырье так-  пуолики химикаты и прежде всего соду.
ные недосталки в работе исполкома, вы-   Кондуктора, кондуктора обучаются сте Же может быть неплохо решен в коопе-  — Настала пора, чтобы Наркомхимпром,
двинула перед ним ряд практических за- наст Sees? ce кочегары   рировании с предприятиями цветной ме-   республиканекие партийные и советские
дач, И совершенно очевидно, что обл-  СТ и и машинистов и т. д.   таллургии республики и, в частности, © организации уделили самое _ серьезное

ностью  восетановленную ‘канализацию
й др.

Сессия Кронштадтекого Советё сюбира-
лась за ‘время войны 14 раз, 0 - есть
совершенно регуаярно, хотя три четвер-
ти ее депутатов находились va френ-
тах и боевых кораблях  Действующего
Флота. В зависимости от обстановки
сессии решали вонровы местной проти-
возоздушной обороны и  безопасноети
населения, питания детей, ликвидации
последетвий артиллерийских обетре-
лов и др.

Снятие блокады и изгнание немцев
из-под Ленинграда расширили поле дея-
тельности Совета. Прежде всего появи-
лись потребности, немыслимые и неосу-
ществимые з обстановке блокады. В ча-
сы затишья от артиллерийских обетре-
лов кронштадтцы иногда смотрели кино
в Доме Военне-Мореного Флота. Теперь
потребность заставила оборудовать свой
клуб, собрать распыленные самодеятель-
ные силы, открыть публичную библиоте-
ку-читальню.

Дом за домом при участии населения
поднимается центральная чаеть  Врон-
штадта, & за ней и окраины города.
Стираютея последние следы суровой 020-
кадной поры. Якорная площадь, недавно
еще изрытая траншеями, дотами, каки
прежде, ‘служит украшением города. По
ней перед намятником адмиралу Макаро-
ву шагают в матросских шинелях отря-
ды юнг, и в сводах Вронштадтекого 60-
бора отдается эхо четкого  строевого
mara.

Кронштадт обретает то ровное, дыха-
ние воина, какое веегда отличало его
вахту среди залива.

e

В Ташкенте заканчивается строительство
большого академического театра. Зал театра
расечитан на 1.500 зрителей. He снимке:
общий вид. воздвигнутого здания HOBOTO
театра» Фото Г, Гер.

р Пленум комитета по проведению
50-летия в0 дня изобретения
радно А, С, Поповым

Мих. НИКИТИН,

соб. корр. «Известий».
‚г. КРОНШТАДТ.

комиссии даже не извещалея, какие во-
просы из его сферы деятельности стоят на
повестке дня очередного заседания испол-
кома.

— И бывало так, — говорит предоеда-
тель бюджетной комиссии депутат Шату-
HOB, — сидишь Ha заседании исполкома,
разбирается какой-нибудь вопрое по бюд-
жету. Вдруг спраживалют: a как смотрит
бюджетная комиссия? Получается конфуз.
А почему бы исполкому не поручить пред-
варительную подготовку некоторых во-
просов постоянно действующим вомис-
сиям? Это, во-первых, приблизило бы их
к практической деятельности. исполкома,
а во-вторых, помогло бы и самому испол-
кому глубже’ вникать в разренаемые во-
просы.

0 слабом участии депутатов в повсе-
дневной деятельности исполкома говорили
и другие депутаты. Исполком словно б9-
ится поручать депутатам разработку того

Конференция паровозников
Литовской дороги

iy призывом к работникам дороги развернуть =
выводы ИЗ выетупаений депутатов. соревнование на достойную встречу sx II TOM, Mars Ha сульфидных ру.
г ФЕДОРОВ годовщины Красной Армии, дах, а30и серосодержалщего сырья MO-
д i С огромным. воодушевлением участники жет явиться и Ачектанекое месторожде-
соб. корр. «Известий».   конференции приняли приветствие това-

ние колчедана, находящееся недалеко от
г. ГОРЬКИЙ. (По телефону). рищу И; В. ‚Сталину. г. Джамбула.

леррости в Казахетане.
Г, КРУГЛОВ,
заведующий отделом химической

промышленности ЦК КП(б) Ка-
захстана.

Богатейший материал для воспитания
воли находим мы в подвигах героев Оте-
чественной войны. Большинетво наших
школьников восхищается ими, их муже-
ством, волей. Многие сами мечтают стать
героями, и им кажется, что, когда обстоя-
тезьства того потребуют, у них само со-
бой появится и мужество, и решимость.
Может быть, и так. Однако им будем не-
сравненно легче при чрезвычайных об-
стоятельствах, им будет гораздо легче в
жизни вообще, если они заранее научатся
владеть собой, мобилизовывать свою волю
для достижения поставленной цели, если
они выработают в себе качества, прису-
щие большевикам. И задача нас, педаго-
гов, помочь им сделать эте в процессе
учебной работы,

Большинство ликольников хочет хоро-
шо учиться, но хотеть не значит мочь.
Направлять их, контролировать, стимули-
ровать — наш дог, Некоторые учащие-
ся, получив плохую отметку, принимают
решение во что бы то ни стало исправить
её. Но откладывают это н& завтра, & по+
том ещё и ещё. Очель часто у наших ре-
бят нехватает настойчивости и упорства,
чобы довести дело до конца. Мало хо-
теть, надо уметь преодолеть и собствен-
ную лень, ‘и веяческие соблазны.

У меня был так называемый тяжелый
ученик. Он не видел ни интереса, ни удо-
вольствия в школьных занятиях. Я знал,
что он мечтает стать кораблестроителем, и
мне удалось доказать ему, что. он не вмо-
жет‘им быть, если сейчас не возьмёлея за
учббу. Так же, как и многие. другие, он
считал, что у него всё впереди и он успеет,
когда вырастет, получить и нужные зна-
ния, и специальность. А сейчае он может
делать, что хочется. Я говорю своим маль-
чикам, что тогда им придётся изучать уже
другие вещи, понять которые нельзя баз
прочных знаний, полученных в школьные
годы, наверстать упущенное сейчас потом
будет трудно.

Очень важно, чтобы учмцийея видел
впереди какую-либо цель, к которой бы
он стремился. Именно в борьбе за кон-
кретную цель тренируется воля.

Обычно ребята не видят проявления
мужества и воли в учении, в будничной
жизни вообще, Они восхищаются жонглё-
ром в цирке, который путём. длительной
тренировки добился необычайной лёгко-

добъюсь — вот девиз советского школь-
nana. При чем лучше всего воспитывается
воля именно на том, что «не выхедит».
Я всегда заставляю ученика выполнять
непременно и даже в первую очередь
именно то, что не выходит.

Самые прославленные герои стали ими
не сразу. Известно, что даже храбрые из
храбрых в первом бою испытывают страх.
И их мужество — это умение преодолеть
свой страх, умение владеть 60бой, пере-
шедщее в привычку. Умение владеть
собой первый признак волевого человека.
Без привычки нельзя, — если каждый раз
проявлять волевое усилие, вся жизнь oy
дет состоять из борьбы с самим с0б0й.
такую привычку владеть собой, выполнять
собственные решения человек должен по-
лучить ещё в шкозе. Уже в первом классе
семилетние малыши привыкают сидеть на
уроке, в то время как им хочется бегать,
привыкают не говорить хором, & подни-
мать руку, желая сказать что-то. Так де-
ти приобретают ‘привычку быть дисции-
линированными.

Для того, чтобы они стали не только
дисциплинированными, но и мужествен-
ными людьми с твёрдым характером, тре-
буется огромная воспитательная работа,
требуется уже в шволе выработать у них
привычку преодолевать трудности, свои
нежелания и нехотения. Такую привычку
нельзя выработаль только. словесным вос-
питанием, хотя оно и может сделать
очень многое. Особенно благодарный ма-
териах для этого—на уроках истории и,
литературы,

Даже на уроках физики, при изучении,
например, раздела «Электричество», я даю
учащимея понять, что удобства, получае-
мые нами от электроэнергии, есть резуль.
тая. («сладкий плод») напряжённейшего
и порой очень горького труда целой плея-
ды гениев, учёных и просто тружеников.
Сорок тысяч страниц иетисал, например,
гениальный Эдиссон, записывая резуль-
таты опытов над своей электрической
лампочкой. Шесть тысяч различных ве-
ществ испробовал он, чтобы найти нуж-
ное вещество для её волоска. Пятьдесят
тысяч опытов произвёл гениальный учб-
ный, чтобы создать свой щелочной ацку-
мулятор, Отсюда я делаю вывод, что вы-
дающиеся изобретения — илод не только
гениальной мысли, HO и кропотаивого,
упорного труда.

сти и согласованности движений, и не ви-  подлинному умственному труду. Это отно-
дят, как рядом с ними их же товарищ,  сится прежде всего к самому уроку.
проболев, скажем, четыре-пять месяцев,   Сейчае, к сожалению, учащиеся нередко
благодаря упорству и настойчивости до- на наших уроках почти ничего не
гнал весь класс и закончил год. на  делают. Когда учитель об’ясняет новое
«отлично». Они не видят мужества в уме- его не очень внимательно слушают: мож.
нии преодолевать свои нежелания. но будет потем прочесть в учебнике, Ког-
Некоторые из них видят проявление   да на следующем уроке учитель спраши-
воли в упрямстве: поставлю на своём. За-   вает у доски, активно думает, работает,
дача педагога показать, что упорство и как правило, только тот, кто отвечает,
упрямстзо— разные вещи, В отдельных   Остальные считают себя свободными.
случаях проявления упрямства я никогда   Иногда они решают те же примеры, что и
не. пытаюсь переупрямить ученика и ни у доски, но всё время поглядывая на неё,
в коем случае не раздражаться. Иногда   зачастую просто списызая, Мне думается,
я небрежно не замечаю этого упрямства  куда правильнее давать примеры или
или даже высмею его, & в другой раз на-  упражнения всему классу для самостоя-
кажу упрямца. тельного решения, Только при таком ме-
Можно использовать самые различные   тоде самостоятельной работы у учащих-
виды словесного воспитания: и убежде- ся вырабатывается навык, привычка за-
ние, и примеры, и общественное мнение.   ниматься, трудиться.
 Но главная роль в воспитании больше-  Особенно велико значение навыков са-
вистеких черт характера и твердой  мостоятельной работы при выполнении
воли, в‘ частности, на мой взгляд, должна   домалиних заданий, Долг учителя сделать
заключаться в самом методе’ ‘обучения.   эти задания такими, чтобы они увлекали,
За. последние годы у нас многое сделано   требовали творчества со стероны учаще-
для привлечения интереса к учебе, Это—   гося, & не сводилиеь к механическому 3a-
нате достижение, большой плюс совет»   поминанию написанного в учебнике, Ска-
ской школы. Однако, увлекаясь стремле- занное отнюдь не надо понимать так, что
нием заинтересовать учащихся, хорошо   учащиеся не должны знать и даже заучи-
об’яснить, растолковать, некоторые педа’  вать материал:
тоги доходят до ненужных крайностей,  Успех всей воспитательной работы в
Отсюда наши ученики привыкают делать   конечном счете зависит от педагога, и не
только TO, что им интересно. Они не  только от того, как он обучает, Воспиты-
учатся думать сами, доходить, доиски-  вает, & и каков он сам. Естественно, что
ваться до истины самостоятельно, Отсю-  для того, чтобы воспитать у своих уче.
да и та растерянность у некоторых из   ников твёрдую волю, педагог должен обла-
них, 0 которои мы говорили раньше, дать таковой сам. Все мы знаем как стра-
Учение, лишенное . всякого интереса,   дает работа, когда педагог безволен из-
убивает в ребёнке охоту заниматься им.   лишне мягок, Не случайно ведь 7 одних
Учение, основанное только на интересе,   учителей ‘ма уроках порядок, а у других
не требующее усилий, не приучает детей те же самые ученики ведут себя очень
5 умственному труду, к самостоятельно- дурно. Но свою волю педагог отнюдь не
сти мышления, не вырабатывает у них   должен употреблять для подавления воли
умения учиться, преодолевать трудности.   учеников. Наша задача думать © разви»
Урок непременно должен быть интерес- THA, а’ не о подавлении внутреннего чело-
ным. Но интерес этот следует строить не   ВеКа в своих воспитанниках.
на каких-то прикрасах и не идущих к  Bee свое умение, всю свою волю мы
делу смешных историях, ветавляемых пе’   Должны употребить на то, чтобы воспи-
дагогом в свой рассказ, а на самом мате- Тать из наших учеников не только вы-
риале предмета, и, что   особенно, зажво,   ‘оообразованных, > но и внутренне соб-
этот интерес должен заключаться в самом   РАННыХх, высоко идейных людей с твёрдой
методе обучения. волей, с характером, людей, умеющих
Интерес к уч8бе будет большим, если побеждать, готовых, если понадобится
мы потребуем большей самостоятельноети   ОТДать жизнь свою за советскую родину,
и активности от учащихся, если от пас- с. ПОКРОВСКИЙ

г1сивного запоминания они перейдут Ев учитель 103-й школы г. Москвы

„внимание развитию химической промыш-