у
y

;

YO у
O06)
у.
1p ь
Я 1
ар
ЕН
Пен

Bee

poses
ви
а
О
. Ш
у
ЗВ
‘TOBE
в
fit
ри

mat
DMO
SAME
CORI
OTH
LE
Ten

раз:
5 Be
OBL)
лей

OR

aT th
i, Os
mou!
у
ея
61%}
“Hoy
pants
ро

[КЁ

ЧЕТВЕРГ, 1-ФЕВРАЛЯ -1845-г: № 26; (8636)

«, ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Новая отрасль науки

В экспедициях бок-0-б0к работали кли-
ницисты, патология, наразитологя,. микро-
биожюги, вирусологи, зоелоги, энидемие-
логи, ботаники. Трудовой энтузиазм ©6-
трудников позволял комплексным экепе-
дициям в предельно короткие сроки — в
течение двух-трех сезонов — разре-
шать крупные проблемы, такие, напри-
мер, как вопрос © сезонных  энцефали-
тах, передаваемых клещами и комарами.

Во всех работах ближайшее участие
принимали руководимые мною паразито-
логические ячейки Зоологического ин-
ститута Академии наук СССР, Военно-
Медицинской академии и другие.

Вее яснее и яснее природа выступала
как источник заболеваний человека. За-
редилаеь теория природной очаговостя
многих болезней, передаваемых неренос-
чиками. Эта  сформулированная мною
теория подкреплялась все новыми факта-
ми и скоро разрослась в учение о при-
родной очаговости. .
Возникновение и существование при-
родных очагов болезней совершенно не
связано с человеком. Но когда в преде-

..Это было во второй половине про-
шлого века. Русские войска ветупили в
долину реки Мургай, в район, располо-
женный к югу от нынешнего туркменско-
ro города Мары (Мерв). Полки располо-
жились бивуаком в пустыне. И через не-
которое время у солдат стала появаяться
пендинка — ‘язвы преимущественно Ha
открытых частях тела. Количество боль-
ных быстро возрастало.

...В тридцатых годах нынешнего сто-
детия возле одного из городов Западной
Сибири летом устраивались лагеря в сте-
пи. И вот люди, переселявшиеся к концу
весны из города в степь, вдруг начинали
заболевать сыпным тифом. Заболевае-
мость носила резко выраженный сезон-
ный характер. Она быстро нарастала к
середине мая и так же быетро снадала к
началу июня, что не соответствовало
обычному ходу эпидемий сынного тифа,
распространяемого вшами.

...В тот же период времени с востока
начали приходить вести о заболеваниях
какой-то новой тяжелой болезнью, пора-
жающей мозг. Многие из заболевших

умирали. У выздеровевших часто оста-
залея паралич мышц шеи и других ча-
стей тела, что делало людей инвалидами.
Болезнь эта поражала пионеров освое-
ния девственной тайги: заболевали тоно-
графы, лесорубы, дорожные рабочие и
даже лица, приезжавшие в тайгу на ко-
роткое время.

Все это — болезни, которыми человек
заражается, живя в природных условиях.
Пендинка известна давно. Клещевой тиф
стал более или менее известен врачам
теплых окраин нашей страны лет два-
днать назад. Остальные такого рода 60-
лезни изучены лишь за последние семь-
восемь лет.

В советское время возникло немало но-
вых отраслей науки, жизненно важных и
представляющих гаубокий интерес. Одной

лы влияния очага проникает человек, на
него нападают  переносчики, как на но-
вый источник питания кровью. Перенос-
чики, получившие  заразное ‘начало от
дикого животного в природном очаге, пе-
редают это заразное начало человеку.

Природными очагами практически явля-
ются норы грызунов, нещеры, гроты,
а иногда даже широкие пространства сте-
пи или тайги.

Учение о природной очаговости раз’-
 ясняет, почему в необитаемой местности
люди могут заболевать клещевым BO03-
вратным тифом; почему в зонё полупу-
етынь Туркмении можно легко получить
пендинскую язву, а в степях Западной
Сибири и Забайкалья — клещезую сып-
нию лихорадку; наконец, почему
в девственной тайге или в лесах гнездит-
ея грозная онасность заболевания клеще-
вым энцефалитом.

из таких отраслей является паразитоло-
тия — учение о животных  паразитах
человека и о переносчиках вирусных,
бактериальных, протозойных и других
болезней (переносчиками служат разтич-
ные клещи, вши, комары, блохи, сленни).

Советская паразитология достигала бле-
стящих уснехов благодаря широкому
применению экспедиционных исследова-
ний. Так, например, академиком В.
Скрябиным и его сотрудниками было
организовано свыше двухсот тельминто-
логических экоцедиций для изучения
паразитических червей и заболеваний,
вызываемых этими червями.

В системе руководимых мною учрежде-
вий было осуществлено свыше ста два-
дцати паразитологических экспедиций.
Проводились они и другими учреждения-
ми. Экспедиции проникали в самые от-
даленные районы Советского _ Союза,
зпаоть до знойной Туркмении, высоко-

‘  можно

Учение о природной очаговости тесно
связано с краевой паразитологией, кото-
рая изучает коренные  паразитологяче-
ские особенности различных по природе
и хозяйственным условиям крупных
районов страны. :

Учение в природной очаговости и крае-
вая паразитология практически очень
важные вещи. Опираясь на них, заранее
предусмотреть эпидемиологиче-
скую опасность той или иной территории
и принять меры для охраны здоровья
уязвимых групи населения.

Это особенно важно в военное время,
когда войсковые части порою бывают вы-
нуждены располагаться в местах с при-
родными очагами болезней или когда
линия фронта проходит через подобную
территорию.

Необходимы также смелые поиски
скрытых в природе очагов инфекций и
детальное ° изучение уже обнаруженных

горного Памира, дальневосточной тайги   очагов.

или суровых областей Заполярья.
Изучению подвергались  заболевшие
люди, возбудители болезней и окружаю-
щая природа. Для этого требовалось при-
влекать к делу и таких специалистов,
которые, казалось бы, стоят далеко от
практических интересов здравоохранения.
В результате выработалея метод ком-
плекеных экспедиций, которые устраива-
лись по заданиям Наркомздрава СССР.

АНААНААИОН УИ

Одна из ведущих ролей во всем этом
деле, несомненно, принадлежит парази-
тологам — работникам советской меди-
цинской и биологической науки, которая
получает новые возможности развития в
системе недавно учрежденной Академии
медицинских наук СССР,

Академик Е. ПАВЛОВСКИЙ.
г. ЛЕНИНГРАД. (По. телефону).

_В библиотеке Академии наук СССР

ЛЕНИНГРАД. 31 января, (По телеф. от
соб. корр.). В Ленинграде полностью вос-
становлена библиотека Академии наук
СССР, Недавно сюда передан большой
фонд. академических изданий за 220 лет.
Мчогие книги из этого фонда будут ото-
сланы для комплектования библиотек Мин-
ска, Киева и другнх городов, разграблен-
ных немецкимн фашистами. °

Конст. ФЕДИН О К о [=

Академическая библиотека подготовила

В Новос

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ГОТОВИТСЯ
К ОТКРЫТИЮ

Новосибирский государственный театр
оперы и балета откроется в апреле. Это —
первый оперный театр в Сибири.

В стенах громадного здания оперы
кипит большая подготовительная работа.
Творческий коллектив укомплектован, пол-
ным ходом идут репетиции. В. производ-
ственных цехах по макетам и эскизам акад.
К. Юона, художника Государственного
Академического Большого театра М. Пет-
ровского, главного художника нозосибир-
ского театра И. Назарова изготовляются
декорации, бутафория, костюмы к операм
«Иван Сусанин», «Кармен» и «Евгений Оне-
гин». Готовится также постановка «Тра-
виаты». ;

..B зале на втором этаже разместился
хор в`110 человек. Идет приемка главным
дирижером театра тов. И. Зак оперы «Иван
Сусанин».

В нижнем зале репетируется ларинский
бал из «Евгения Онегина». В балет-
ных залах главный балетмейстер М. Мои-
сеев ставит танцы ко второму акту
оперы «Мван Сусанин». В классах театра
занимаются солисты. Звучат молодые, све-
жие голоса. Усиленно репетирует оркестр.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ

Вышла однодневная газета «За счастли-
вое материнство и детство», посвященная
выполнению Новосибирской областью Ука-
за Президиума Верховного Совета СССР от
8 июля 1944 года. Газета рассказывает о
замечательном комбинате, ‘созданном в
Сузунском районе местным Советом.

В 14 километрах от районного центра в
помещениях бывшего лесозаготовительного
участка оборудован дом отдыха для бере-
менных женщин на 10 коек, санаторий для
ослабленных детей на 35 коек и Дом ре-
бенка на 35 коек. Комбинат расположен в
сосновом бору. В помещениях чисто, уют-

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУИЛ ЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

В «Известиях» 6 января т. г. было
опубликовано письмо звеньевой Жити-
невой <Почему распалось мое звено»
Письмо это, перепечатанное затем област-
ной газетой «Чкаловская коммуна»,
обсуждалось на специально созванном с0-
вещании председателей сельсоветов ни
колхозов Саракташского района. Участ-
ники совещания признали, что т. Жити-
нева вскрыла серьезные недостатки в
организации труда, характерные для

литературу для большой выставки «Рус-
ская военная книга», открытой в Доме

многих колхозов этого района. Решено в
кратчайший срок не только восстановить
во всех колхозах распавшиеся звенья, HO

Красной Армни им. Кирова. В настоящее! и орранизовать новые, отвести звеньям

время она занята

сбором материалов для  земельные участки и номочь им осуше-

выставки, посвященной русскому военно- ствить зимой необходимые агротехниче-

морскому флоту.

вропы _

(ПАМЯТИ РОМЭН РОЛЛАНА)

Ромэн Роллан сказал о себе, что начал
экить «слищком поздно» — двадцати лет.  бегнуть гибели, которая
Уже сделавшись писателем, окруженный   менной Европе, её
пестрой, бесстыдной и трагиче- то надежда эта заключается в
достигнув трид- Только в нём усматриваю я начало жизни;

шумной,
ской «ярмаркой» Европы,

«Если есть какая-либо возможность из-
угрожает совре-
обществу, её искусству,

цати лет, он в отчаянии оглянулся на свой помнмо него — повсюду лишь потухаю-

путь и воскликнул:

Для кого все то, что я думаю и что соби-

«Для кого я живу?   щие отблески света античности».

Это программное высказывание самому

раюсь написать? Как нерешительны два   себе сделано непосредственно перед. воЗ-
единственных на свете великана, как они никновением замысла романа, доставивше-

колеблются, как плохо знают, куда идут.— го писателю мировое признание,

Толстой и Ибсен!»

Это были девяностые годы

прошлого   через восемь лет он приступил к ра

— замыс-

социализме.   На

ские меры,

тами_и- сохранят незапятнанными  хитоны
мыслителей и творцов. И вот тогда «на
собственной шкуре он понял, что свобода
духа, которой кичились писатели-демокра-
ты, существует на деле не больше, чем
абстрактные свободы, коими одарила его

«Декларация прав человека» абстрактно-
го, на которого заявила патент буржуаз-
я революция»:

Всю войну Роллан ревниво оберегал
воображаемые сокровища «абстрактного»
человека. Но, начиная с 1919 года и на
протяжении полутора десятилетий, развер-
нулась самая блестящая эра писателя,
которую он— с бесстрашием и остротою
исследователя — великолепно очертил в

ла «Жана Кристофа», в 1896 году. Только аналитическом обзоре статей и деклара-

века, когда еще не рассеялось зловоние   над знаменитой эпопеей и писал её ещё

панамского скандала: и’ уже

мерные страницы дрейфуснаны. Мрак над- го 3

вигался на старую Европу. С требователь-
ным, властным напряжением Роллан, став-

ший мужчиной, всматривался в этот мрак   ции.

и горестно видел, как он поглощает «вели-
кие избранные души», о которых он меч-
тал с детства.

По природе своей.
Страсть переполняла его це.
чтобы жить» -— девиз, попавшийся ему Ha
глаза позже, в мечтательном горном Энга-
дине; на ‘уютном ‘Доме, — этот девиз был
ему нанавистен с самых ранних сознатель-
ных лет. Живи, чтобы бороться, -- вот де-
виз, стоявший перед его глазами до TOH

и ce bl а OHH закрылись 1 : i
OCHOAMCH CORY HA, NOTE р жизнь. сменилось несколько исторических   волюции коалицией‘ европейских

навсегда,
Но во имя каких целей бороться? Это —
первый ‘вопрос жизни. И вот второй, ока-

жным и
завшийся несравненно более сложны дело  нелообиества,  ц

драматичным: какими средствами ‘бороться,
каким оружием, с каким союзником?
Нестерпимая потребность — действия,

жгучим исканиям. Движение было его ха-

открылись   восемь лет, окончив в 1912 году. Так дол-
рели в его душе идеи, составляющие отрезок собственного своего пути, узнает

выразительных ге- свои

содержание наиболее
роев творческой европейской интеллиген-

Титанический мир духовных войн рас-
крывался перед тридцатилетним мятущим-
ся Ролланом,

он был борцом. ниями и готовностью погибнуть, он воору-
сердце. «Живи,   жает. себяу первым боевым убеждением:

и в битвах, начатых сомне-  кончена, «HO

боте   ций, написанных им за эти боевые годы.

Вступление к 0бзору он закончил словами:
«Нелое поколение узнает здесь, надеюсь,

порывы, свои муки, заблуждения н
потемки, а также и вновь обретенный
свет».

Что же это за путь?

Он начинался сознанием того, что война
сменивший ее мир только
санкционировал перманентное, постоянное
военное положение». Перед Ролланом во

«Очевидно, будущее не для тех, которые   вёсь устрашающий рост.встали два истори-

колеблются, но для тех, которые идут
конна однажды ими выбранного пути».

*

до   ческих факта, потребовавших OT Hero OT-

вета и заставивших кинуться в самый пыл
сражения. Цервым фактом он называет «про-
тивоестественную коалицию немецкой со-

Ромэн Роллан не дожил одного. месяца   циал-демократии с кастой милитаристов»,
до ‘79-летнего возраста. За эту огромную  вторым—попытку «подавления русской ре-

эпох, и поистине ‹ каждая из
эпохой в биографии художника-борца.

Он шел в передовых рядах
его роль

буржуа-

них была   зий, союзных, германских и нейтральных».

Уже будучи уверен, что «для развития

МЫСЛЯ-   человечества необходимо решительное из-
борца   менение социально-политического строя в

особенно вырастала в роковые часы кри- пользу мира труда», Роллан, однако, все

зисов.

Его голос был не всегда сильным, [еще был

озабочен «недоговоренностью»

: но всегда чистым, и эта чистота прорыва-   между интеллигенцией и миром физическо-
ж ; мысль К :
эражда к покою толкали его : лась сквозь грохот войны, или праздный  го труда. Он считал, что условием для

трезвон бульваров, или дурманящую тре-   плодотворного

сотрудничества «высокой

Е чном огне духов-

рев. Оя ге В р y скотню политиканов, Его рука, рука Вир- мысли с тружениками». является «незави-
гилия европейской интеллигенции, иногда   симость, необходимая для искания истины».
оказывалась в пустоте и опускалась. Но Он мечтал создать «мировую организацию

ной работы, И хотя гибель угрожала ему
отовсюду,. хотяон жил. в среде. «вялых
душ и нравственного бессилия», страсть
его ощущений побуждала его к непрерыв-
ной борьбе, и он мечтал о победе, только о
победе.

В разгар сомнений и
вальных странствиях,
чудилось расплывчатым, как в тумане уще-
лий, Роллан внезапно находит такие устой,

t
поисков, в первона-

которые надежно служат ему потом целую вой

жизнь.

Как вихрь,. кружатся В
Роллана мысли о подлинном счастье не-
кой ‘идеальной

во, которое впоследствии будет по-разно-
му повтарять чаще и чаще: социализм,

когда все впереди   COBECTH.

воображении   шая «царство воздуха» (по с

«совместной деятельности».   зревал,
Он ищет конкретной формы своим мыслям, ввергнет его в самую схв
и она напрашивается с настойчивостью не-  почти; одиноким, C иллюзией,

‚. избежности, Наконец, он. произносит сло-

с упорной энергией он
найдя новое верное направление
стно созывая вокруг себя, во имя «дейст-
вия», людей ума,

Так случилось в самый

поднимал руку,   умственного труда, которая стала бы, так
и стра- сказать, мозгом грядущего общества».

Увы, он скоро с печалью признал, что

воли и революционной его ‘идеей ловко воспользовались и завла-

дели реакционные ‘партии, понастроившие

трагический всяческие интернациональные институты, в

период его деятельности — во время пер-  роде комитетов литературы и искусств. при

мировой войны, когда он занял свою Лиге наций, ради подавления именно неза-

известную позицию «над схваткой», защи- висимых умов и—в Том числе—влияния са-

вена), «град духа», и когда даже не подо-
что очень скоро это притязание

Жан Кристоф н
ниться
ской ярмарки своими книгами и своими

Оливье сумеют оборо- ресованы в спасении интеллигенции,

от страшной социально-политиче- судьба интеллигенции
но-   «Лучшее. средство принести пользу «избран-

лову Бетхо-  мого Роллана.

После тягостных разочарований он при-
шел к следующему этапу своих убеждений:

атку. Он остался  он понял, что в интересах цивилизации на-
что его герои   до сделать так, чтобы массы были заинте-

ибо

зависит от Macc.

Воронежское Суворовское училище. Воспитанники училища в строю.

(По телефону от корреспондента «Известий»)

UAE GUOCTTUUGHUTUEHL TTL

„Почему распалось моё звено“

Фото М. Озерского

eee

ибирске

но; питание хорошее. Первые обитатели
детского санатория прибавили в весе в
среднем по 21/з кг каждый. В Доме ре-
бенка воспитываются сироты, дети фронто-
BIKOB.
ПОВЫШЕНИЕ ЗНАНИЙ

ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СЕЛЬСОВЕТОВ

В Новосибирске открылись постоянные
курсы по повышению знаний и деловой ква-
лификации председателей сельских Сове-
тов области, Начались занятия. первой груп-
пы, рассчитанные на 3 месяца. В числе лек-
торов — руководящие работники  област-
ного Совета. ; -

ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ
Исполком Новосибирского областного
Совета решил открыть в феврале в городах
Татарске, Бердске, Барабинске и Черепа-
ново детские спортивные школы. Органи-
зуются также лыжные школы для детей.

АЛЬМАНАХ «СИБИРСКИЕ ОГНИ»
В книжные магазины Новосибирска ло-

Почти полумилаионная о армия с9-
ветского студенчества в эти дни — с 1

но 20 февраля —— будет’ держать. якза-

мены. Зимняя ° экзаменационная cec-
сия —- серьезная проверка работы сту-
дентов за нервое полугодие.

Несмотря на трудности, связанные с
войной, число студентов в нашей стране
не сократилось против довоенного. Co-
ветское правительство находит 8в03м0%-
ным обеснечивать государственной ети-
пендией всех успевающих студентов. В
большинстве вузов налажено трехразо-
вое питание. Правда, студентам все
же приходится сейчас нелегко. Ощущает-
ся недостаток в учебниках; часть студен-
тов живет в загородных общежитиях. Но
и в трудных условиях студенты упорно
работали в течение семестра. Наши сту-
денты могут прямо смотреть в глаза своим
братьям и отцам, сражающимея на фрон-
тах или самоотверженно работающим в

их молодых сил.

Экзаменационная сессия не является
чем-то неожиданным. К ней и студенты,
и преподаватели готовятся в течение
всего семестра. Там, где учеба органи-
зована правильно, где способным, но
отетающим по тем или иным причинам
студентам оказывается ° необходимая
помощь, сессия пройдет ровно и ©по-
койно. Трех-четырех дней, отведенных
на подготовку к каждому экзамену, дос-
таточно, чтобы систематизировать полу-
ченные знания, привести в порядок
пройденный материал. А вот там, где не
было должной повседневной работы,
рывком не наверстать упущенноге. Про-
тив штурмовжины, превращающей сес-
сию “в кампанию, необходимо серьезно

бороться. Нам не нужно  скороспелой
подготовки, приводящей в верхогаяд-
CTBY.

Результат сессии будет во многом
завиееть от того, как она проведена.
Ее организация не есть техническая ра-
бота, которую можно переложить Ha
второстепенных сотрудников. Глубоко
неправы те директора, деканы и заведую-
щие кафедрами, которые находят возмел:-
ным устраняться от экзаменов, считая их
делом только студентов и преподавателей.

ступил очередной, четвертый, литературный   ():p руководителей кафедр требуется непо-

альманах «Сибирские огни». Содержание
его разнообразно: стихи и очерки сибиря-
ков, присланные из. Действующей Армии;
поэма, рассказы, статьи писателей Новоса-
бирска и Красноярска; начало автобногра-
фического романа «Адыйок» («Безымян-
ный») писателя-алтайца Павла Кучияка, за-
чинателя письменной художественной лите-
ратуры в Ойротии. Он умер в 1943 году, не
успев закончить роман.

В альманахе напечатаны заметки Сергез
Маркова «Люди Тихого океана».

Тенлые страницы посвятил новоснбир-
ский писатель А. Коптелов ‘погибшим в
боях за родину поэтам-сибирякам Б. Богат-
кову и Г. Доронину. Интересна статья
С. Кожевникова «Сибирская страница в
биографии А. П. Чехова».

г. НОВОСИБИРСК, 31 января.

Обсудил письмо т. Житиневой и испол-
ком Саракташекоге райсовета. Для вое-
становления и организации новых звеньев
в колхозы направлены земельные работ-
ники и активисты, Агрономы райзо и ма-
шинно-тракторных станций налаживают в
звеньях агротехническую учебу.

Звено т. Житиневой восстановлено. Ja
ним закреплен земельный участок. Жи-
тинева и колхозницы ее звена энергич-
но взялись за подготовку к весеннему
севу: собирают удобрения, задерживатот
снег, сортируют семена.

На ближайшем заседании исполкома
областного Совета будут обсуждаться во-
просы организации труда в колхозах в
связи с опубликованным в «Известиях»
письмом т. Житиневой.

никам» состоит-в-том; чтобы-«избранники»
принесли пользу массам».

Так было положено начало новой про-
грамме действий, заключавшейся в разру-
шении баррикад между народом и интел-
лигенцией. Тут Роллан проявил свой дух
борца с мощной последовательностью.

Прежде всего он отверг высокомерные
идеи «нан-европейцев», считавших Европу
единственным оруженозцем цивилизации,
признав это националистическим варварст-
вом и провозгласив равноправное сотруд-
ничество всех человеческих рас. «Совсем не
признаю я народа-избранника. Не признаю

касты-избранницы». Это были великие сло-.

ва для человека, столь возвысившего имя
‘интеллигента в своих поэтических созда-
ниях и так много отдавшего любви евро-
пейской культуре: , р

Затем с середины двадцатых годов Рол-
лан посвящает закаленные свои силы
поискам средств осуществления, реализа-
ции идей, принявших кристаллическую
ясность. В 1926 году он основал совмест-
но с Анри Барбюссом «Международный
комитет борьбы с фашизмом», напразляя
удар в защиту итальянского народа, тер-
заемого белым террором Муссолини, Гол
спустя он уже подал руку советской рево-
люцни, об’явив, что отныне будет «дейсг-
вовать заодно с СССР» и что «смотрит на
7 ноября 1917 года, как на величайшую
дату мировой социальной истории со вре-
мени славных дней Французской револю-
ции, и что новый шаг человечества вперед
обозначает расстояние болышее, чем то,
которое ‘отделяло старый режим от Фран-
цузской революций».

С этого. момента Ромэн Роллан шел нога
в ногу с Советской ‘республикой ни билея
бок-0-бок с ней. :

Образ художника и борца, положивше-
го жизнь во имя грядущего искусства и
грядущего человечества, глубоко заае-
чатлеется будущими поколениями.

Помню, как поразили меня трогатель-
но сочетавшиеся в облике Ромэн Роллана
нежность и суровость. Я встретился с
ним первый раз в его уединении на Же-
невском озере в 1932`году. Это был чело.
век аскетической худобы, ‘сутуловатый,
осторожный в движениях, с болезненным
узким лицом, с выпуклыми глазами про-
зрачной детской синевы. Когда оя горо-
рил, мысль тотчас пластически отражз-
лась его необычайно подвижными чертами,
а его взор то ласково согревал, то вдруг
обдазал холодом наблюдателя, стремяще-
гося. безошибочно оценить видимое. Он
как будто все время сменял лиру на меч,
испытывая ‘собеседника, как поэт H Kak
воин. i Е
Глядя в его глаза, я всегда потом вспо-
минал слова Стефана ЦШвейга из письма,

средственное участие во всей организации
сессии, неустанное наблюдение за ее
ходом.
Задача кафедр выработать единые
требования преподавателей к экзаменую-
щимея. Если курс читают несколько иро-
фессоров, надо, чтобы все они имели 00-
щие критерии оценки знаний студентов.
Избегая несущественных, второстепенных

вопросов, но и не снижая требований к `

учащимся, они должны так построить эк-
замены, чтобы как можно полнее выявить
знания студента.

ee

тылу, — они трудятся в полную меру сво-

Экзамены в. вузах

Большая работа в” периох сессий вы-
падает на долю деканатов. Сейчас, когда
учебников нехватает, особенно велика

оаь институтских библиотек и ‘читален.

дни экзаменов” следует продлить часы
их работы. Несмотря на некоторую тесно-
ту в помещениях ‘институтов, во время
сессии необходимо выделять специальные
рабочие комнаты, где студенты моган бы
готовиться к экзаменам,

Экзаменационная сесеня— экзамен для
всего вуза. Очереди в столовой могут не-
благоприятно отразиться на результатах
испытаний. Поэтому серьезные требова-
ния следует пред’явить хозяйственным ер-
танизациям инетитутов.

Порядок в дни сессии должен быть
образцовым. Неявка на экзамен без ува-
жительной причины является грубейших
нарушением дисцинлины и может повлечь
за собой исключение из института. По-
вторная сдача испытаний во время сессий
запрещена. Вопрос © депуске к перосдаче
экзамена может быть решен телько дирек-
тором института и лишь после окончания
сессии.

‚ Неправы те товарищи, которые возла-
гают ответетвенность за явку на экза-
мены, и чуть ли не за сдачу их, на ком-
сомольские и профсоюзные организации,
на деканат и т. д. Основную ответствен-
нбсть за сдачу экзаменов, естественно, не-
сет сам студент. Излишняя опека может
только снизить чувство  ответетвенности
студента за свою работу. Задача обще-
ственных организаций — помочь админи-
страции вуза так организовать сессию,
чтобы обеспечить студентам отличную
подготовку к экзаменам. Их долг —овладе-
валь опытом передовых студентов и де-
лаль его достоянием всего коллектива.
При номощи общественности нужно вы-
являть лодырей, которые только занимают

месте в институте и мешают в работе.

В перддовых вузах страны лучшие сту-
денты уже сдают экзамены досрочно. В
Московском высшем техническом училишо
имени Баумана на 18 января было сдано
досрочно семьдесят четыре экзамена, из
них сорок четыре с отличной оценкой,
Студент факультета точной механики и
оптики, участник Отечеетвенной войны
В. Мохов досрочно сдал экзамены по ана-
литичеекой геометрии и химии с оценка-
ми «отлично». Отличные оценки по ана-
литической геометрии получили студент
того же факультета Шрагин и студент ap-
тиллерийского факультета Копылов.

Пожелаем всем студентам следевать
примеру своих передовых товарищей,
сдать экзамены на «отлично».

И. АГРОСКИН,

заместитель председателя Комитета
по делам высшей школы при СНК
СССР.

75-летие со дня смерти А. И. Герцена

Торжественное заседание

Вчера, 31 января, состоялось торжествен-
ное заседание Академии наук СССР, посвя-
щенное 75-летию со дня смерти А. И. Гер-
цена. В Большом зале Дома ученых присут-
ствовали действительные члены и члены-
корреспонденты Академии наук СССР, на-
учные работники институтов, профессора ни
преподаватели вузов, многочисленные
гости.

Торжественное ‘заседание открыл вице-
президент Академии наук СССР академик
В. П. Волгин. Он сообщил, что в зале при-
сутствует внук великого русского ‘мысли-
теля — профессор Герцен. Присутствующие

BERTIER AANA

Академии наук Союза CCP

тепло встречают появление в президиуме
члена-корресповдента Академии наук CCCP
П. А. Герцена. 3

В докладе «Историческое значение Гер-
цена» академик М. Б. Митин обрисовал
философское мировоззрение великого рус-
ского. писателя-демократа, его выдающуюся
роль в идейной борьбе передовых людей
русского общества 40-х годов.

Второй доклад-—<Герцен и Польша» сде-
дал академик Н. С. Державин,

С докладом «Герцен и пруссачеество» вы-
ступил академик Е. В. Тарле,
  (ТАСС).

Прибытие в Москву церковной делегации из’ Румынии

31 января с. г. в Москву на Поместный
Собор Русской Православной Церкви при-
была церковная делегация от Румынекой
Правослайной Церкви в составе четырех

переданного мне Ролланом в день’ моего
приезда: «Я так. рад за вас: эти дни вы
будете глядеть: в самое ясное и одновре-
менно самое доброё око Европы». Эт>-—
очень верное обозначение не только для
живого взора Роллана, но особенно для
его миссии в среде передовых людей За-
пада.

Если говорить о писательском типе. то
призвание Роллана звучало в ключе Гер-
цена и Чернышевского, Льва Толстого ни
Горького. Из западных европейцев он один
так близок русской традиции писателей —
учителей, проповедников, революционеров,
Дружба с Л, М. Горьким была, путеводной
звездой-для Роллана. у

Летом 1932 года, в’ период шквальной
атаки гитлеровцев на обломкн веймарской
Германии, Роллан ни Барбюсс’ организовали
в Амстердаме Международный конгресс
против угрозы войны. Раскат страстей за-
бушевал вокруг этого смелого предприя-
тия, вдохновившего друзей мира и озло-
бившего его врагов. Роллан был одержим
одной мыслью: ‘во что бы то низстало
преодолеть все препятствия, мешавшие
‘конгрессу. С неотступной методичностью
вооружал он каждого из своих единомыш-
ленников волей к осуществлению дела.

Путешествие в Советский Союз было
его мечтой. М оно стало неодолимой по-
требностью ‘после фашистского перэворота
в Германии. Выступать против гитлеризма
Роллан начал немедленно и безоговорочно,
несмотря.на луказые попытки гитлеровцев
склонить его к миру слезливыми напоми-
наниями о его давней симпатии к герман-
ской культуре.

Настойчиво ища путей смягчить сердце
Роллана, гитлеровцы увеломнли его, что
рейхспрезидент фон Гинденбург поручил
германскому консулу в Женеве вручить
Роллану медаль Гете — «искусства ради
и науки». Роллан отказался от «почетного
дара», назвав при этом политику гитлеров-
ского правительства «преступлением про-
тив человечества».

Ни одно из немецких обольщений не
могло, конечно, иметь успеха у Роллана,
наоборот, ‚— он все резче выстунал про-
тив заправил германского фашизма и, на-
конец, в страстном  воззванин заклеймил
Геринга за его мошенническое лжесвиде-
тельство против’ Димитрова.

Тогда гитлеровцы ответили преследова-
ниями всего, что связано с именем Ролла-
на, и скоро его «Жан Кристоф» был вы-
ставлен в концентрационном лагере Ора-
нненбурга вместе с книгами Маркса,
Энгельса, русских и немецких коммунн-
стов в витрине «музея проклятых книг»,
которые были сожжены.

«Начальник лагеря, — сказал по этому
поводу Роллан, — фанатический «наци» ие
ошибся: по адресу гитлеровщины и всех
тиранов, которые топчут ногами человече-

человек, во главе с Еписконом Аржешским

Иосифом.

Делегацию Ha аэродроме встречал
Архиепиекои Ярославский и Ростовский
Алексий. (ТАСС).

ство ‘и- угнетают трудовой” народ, «Жан
Кристоф» всегда будет грозить кулаком...».

Роллан вообще считал, что его’ книгн
являютбя его союзникамй в борьбе. «Вся-
кий раз, когда ‘нам’ приходилось присту-
пать к действию, тогда ни мои детища, ни
я не ошибались. Мы тотчас же определяли,
на какой стороне баррикады должны мы
стоять. Жан Кристоф, Кола Брюньон, Ан-
нета и ее сын живут и умирают за челове-
чество». И это естественно. Последние го-
ды Роллан укрепился в сознании, что ин-
дивидуализм, который был его богом на
протяжении жизни и который остается свя-
щенным для героев его романов, не опро-
вергается коллективизмом и что эти герои
соединяются с народом «или духом, или в
созидаемых ими произведениях, или лич-
ным самопожертвованнем». Роллан приво-

дит в подтверждение этой своей мысли
слова И. В. Сталина из его беседы с Гер-
‘бертом Уэллсом: «Непримиримого контра-
ста между индивидуумом и коллективом,
между интересами отдельной личности и
интересами коллектива не нмеется, не дол-
жно быть. Его не’ должно быть, так как
коллективизм, социализм He отрицает, а
совмещает индивидуальные интересы с ин-
тересами коллектива. Социализм не может
отвлекаться от индивидуальных интересов,
Дать наиболее полное удовлетворение этим
личным интересам может только соцналн-
стичёеское общество. Более того, — couna-
листическое общество представляет един-
ственно прочную гарантию охраны интере-
сов личности»,

Пересилнв свои бодезни, Роллан приехал
в Советский Союз. и, несмотря. на то, что
не удалось избежать новых заболеваний,
провел здесь недели, которые остались на-
всегда новым источником надежд и веры п
будущее, «Единственно настоящий мировой
прогресс неотделимо связан с судьбами
СССР», — писал он И: В. Сталину, уезжзя.

Этому убеждению он не изменил до кон*
ца дней. Ему выпала нелегкая сульба —
видеть родную Францию повергнутой на
землю наглым захватчиком и жить в пле-
ну, находясь у себя в доме. Но, к счастью,
он дожил до счастливого часа освобожде-
ния своего народа от фашистского нга.

И незадолго до смерти он успел при-
ехать в свободный Париж ‘и посетить. со-
ветское посольство, выразив этим неизмен-
ную верность нашей стране, всегда видев-
шей в Ромэн Роллане своего истинного
друга.

Франция начертала на надгробии худож”
ника Домье: «Народ! Здесь лежит Домье,
человек добра, великий художник и-вели»
кий гражданий». В этом изреченин можно
было бы заменить одно слово, поставив
вместо нмени Домьё “имя Роллана, й` над-
пись можно было бы перенести на свежую
могилу. И человечество сказало бы благо-
дарно: это так.