» Ih

т
Им
ор

Au)
Dat.
Ny
Ta!

ANY
(бы,
ant
ИО
т]
UN
On}
Wh
BRE
В,
pul
А
TOK,

од
H-

\№-

И
ий,
ax,
yb
Qu
eal
sbi
Ba
О,

.

’ стояла задача не допустить противника К  ровки и уничтожить их по частям. 0бес-

_ ПАТНИЦА, 2 ФЕВРАЛЯ 1945 г. № 27 (8637)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТО

т aS

BEC

талинрад был закатом н

^ Историческая битва пол Сталингралом

Сегодня исполняется вторая годовщина
великой битвы под Сталинградом. Два
года назад за рубежом никто не предпела-
гал, что Сталинградская битва явится на-
чалом разгрома гитлеровских войск, ко-
торый приведет Красную Армию на тер-
риторию Германии. Германское же коман-
дование считало, что битва под Стазин-
градом — частный эпизод кампании,
который не может изменить общего
хода войны. и

Bee признавали, что разгром огромной
отборной. немецкой армии в боях под
Сталинградом является большим цера-
жением противника. Однако многие
не предвидели, какое влияние Сталин-
градская операция окажет на дальнейший
ход военной кампании. Ясная перенекти-
Ba была только у советского Верховного

соо
Генерал-майор К. ВАСИЛЬЧЕНКО
SR een ene
оз

‚сти охватили вражескую группу плотным
кольцом.
Войска Красной Армии продолжали

ном направлениях. Быстрое продвижение
наших войск вперед стале создавать ре-
альную угрозу и кавказской групнировке
противника.

Германское командование поняло это и
в район Котельниково стало срочно нере-
орасывать части для оказания помощи

котельниковская ударная группировка
противника. В районе Тоермосин немцами
выла создана вторая ударная группиревка.

Главнокомандования. Ode группировки должны были прорвать
; VLOKALY OKPYRCHHEIX HOMENKAX войск.

baste 12 декабря 1942 г. немцы перешан в

Два года назад в сложнейшей военно-   наступление. Тормосинская группировка

стратегической обстановке проведение противника успеха не имела. Котельни-

Сталинградекой операции было не легким

’ делом. Для того, чтобы разобраться в ог-
`ромнейшем комплексе военных, эконеми-
ческих и политических вопросов того
времени, надо было иметь особую генналь-
ность, и это оказалось под силу только со-
ветскому Верховному  Главнокомандова-
HED.

Великое историческое значение Ста-
зинградокой онерации заключается не
только в том, что в ней были разгромлены
лучшие; отборные немецкие войска, но
она послужила переломным этапом в ве-
денни войны на советско-германеком.
фронте. Сталинград етал символом нобе-
ды советского народа. Пройдут года, нить и ее в западном направлении.
умоакнут орудия, но Сталинград вечно Нонытка со стороны немцев оказать
останется жить в наших сердцах. С воен- помощь CBOHY окруженным ° частях
ной точки зрения Сталинград является   была ликвидирована. В окружение поца-
высшим, непревзойденным образцом опе- i $
ративного некусства Красной Армин. ‚  ковой армии немцев,

В день годовщины  Сталинградекой 2
Помандование окруженной группировки
‚операции воспроизведем в кратких чер-  988 у а :
Pau ны PWRhES\ чер противника `етроиле план обороны так,

тах основные моменты ин проследим, ход - Е of
ве развития. чтобы» не доенустить раскалывания окру=

A женных войск, Немцы считали, что Крас-
Как известне, ‘история военного ис-

: нан Армия главный удар будет наносить
Кусства знает немало классических 9Пе- с севера на юг.и вспомогательный — ©
рации, ° отражавших расцвет военной   юга на север, с таким расчетом, чтобы
‘мысаи на определенном этане обществен- отрезать’ основную Часть войск от Cra-
ного развития. Они характеризовали мае-   линграда. В соотвотствии с этим ирелио-
терство полководцев, состояние войек, их   ложением немцы н расетавили свой си-
боеспособность и умение наиболее эф- лы: одна, НАНоолее мощная группировка
фективно использовать средства борьбы,   была создана на севере, вторая, несколь-
находящиеся Ha вооружении, но они ни RO eaanes —— Hi re, Ha западе и востоке
-в какой степени не могли дать даже кан-  Немцы оборонялиеь меньшими: енлёми.
вы для современных операций. Вроме того, противник создал подвижные

‚ Юталинградекая операция в современ- резервы для нанесения контрударов.
ной войне занимает особое место.

Четом 1943 года немцы на южном
крыле советеко-германского фронта co-
„средоточили огромные силы, из которых
создали две ударных группировки. Одна
из них настунала в Северном Кавказе, а
вторал, наиболее сильная, прорывалась
5 Сталинграду. [я

В планах германского командования
Сталинградекое направление имело ис-
ваючительно важное значение. Оно выво-
дило немецкие войска на основные ком-
муникации Красной Армин и позволяло

‚в случае успеха обойти Москву с воето-
ка. Гребовалась гениальная проницалель-
ность нашего Верховного Главнокоман-
дования, чтобы трезво оценить обетанов   Армии в решительное наступление против
RY, использовать слабые стороны, заста-  окруженных войск противника. Сталин-
вить врага вести операцию в невыгодных   градекая группировка противника была
Аля него условиях, нанести ему удар в окружена 23 ноября, а к ликвидации ee
таком направлении, чтовы в кратчайший   было приступлено только 10 января. В
<рок разгромить. его живую силу и 69- промежутке велись частные бои за улуч-
рвать его нланы. Такие славые стороны шение занимаемых позиций, а главное —
были наидены. рт 2 Сени постепенно изматывалиеь силы врага.
граду; немцы не могли надежно обесие-
чить Ффланги сталинградевой груптиров- нь И а Pac
ки, им приходилось действовать в степ-  “7 ayer ee аа
ных районах с редкой сетью населенных   Боге фронта к решительному наступле-
пунктов. нию против окруженной  групиировки
‚ В обостренной до крайних пределов 0б-   НемЦев. Наши Pe tee ct
становке Верховное Главнокомандование  ИИе. в исходных рубежам чосредоточива-
Красной Армин уверенно выполняло свой ЛИСЬ крупные ЕЕ seen
нлан, подготоваяя силы и cpegorsa для ТЯЖелые танки, оомоардировочная

: 5 Z F я ЦИЯ. Вся подготовка самым тщательным
ерехода в ешительное контрнастунпле- у. =
ne on р af у ооразом маскировалась. Сильный, точно
¢ И

рассчитанный удар наших частей aa
Когда немецкие войска прорвались к

немцев оказался полной неожиданностью.
Сталинграду, общая оперативная обста-

В связи с замыслом операции у нас
а : ; .  бызи созданы четыре ударные грунни-
BODE AS REARI SATAN. OAPAL BMS BARR: POBEH войек: главная — западная и вено-
‚В центре находилась ударная групиа  хорательные — южная, восточная и ве-
противника, состоящая из 6-й армии и веро-восточная, которые наноснаи одно-
4-й танковой армии. Вражеская групия-   временный удар со всех сторон.
ровка, непрерывно штурмуя наши части, Западная группировка’ наших войск
обороняющие Сталинград, пыталась выйти   имела, задачу во взаимодействии с юж-
х Волге и перерезать важнейшую магиет- ной отрезать и уничтожить противника

ковская же к 20 декабря, выйдя на ру-
беж реки Мышковка,
  женным войскам на 40—45 км. Здесь
Части противника ветретили упорное со-
противление Красной Армии и понесли
большне потери. Командование Красной
Армни подтянуло на этот участок резер-
вы и 33 декабря перешло в контрнасту-
паение, в результате которого. котельни-
ковекая вражеская группировка была
разгромлена.

Одновременно . перейдя в контрнастуи-
ление против
группировки, наши войска начали тес-

Ш

Командование Красной Армии в основу
операции по уничтожению окруженной
группировки нротивника вкладывало сле-
дующую основную идею: последователь-
ными ударами при помощи  артиллерий-
ского тарана расшатать оборону против-
ника, овладеть внешним поясом укренле-
ний, после чего нанести удар с запада в
общем направлении на Гумрак, расколоть
противника и по чаетям уничтожить. его.

Тениальность нашего Верховного Гаав-
нохомандования проявилась и в выборе
момента для перехода частей Красной

_ раль, идущую вдоль Волги. Фланги удар-  перед укреплениями внешней полосы его

ной группировки обеспечивались менее ан ml ee = ee ee
aa Shae ag Е ни абуркин — Цыбенко в M,

cH ынеких войск. : .
ЧК Сани BYOB ORE 3 er _  дальнейшем, произведя перегрупниревку,

Вторая a Немецкая ГРУПИ нанести мощный удар в общем направае-.
DORKS, рнадась н% Тазида. . L нии на Гумрак, расколоть противника на
‚ Перед командованием Красной Армии   две изолированные друг от друга групии-
нефтенсточникам, не позволить перере-   печение флангов возлагалось на сосед-
зать. коммуникации в районе Сталинграда.   ние армии, Одновременно южная групни-
Дая этого надо было найти главное звено ровка наших войск развивала настунае-
в операциях противника, развернувшихся   ние в общем направлении на станцию
на полях Приволжья и Северного Кав-  Карповка. с целью соединиться с частями
каза. ВИ главной ударной группировки.

Главным звеном безусловно являлась В то же время северо-восточная груп-
огалинградекая группировка противника.   Пировка наших воиек прорывала укрен-
С оперативной точки зрения удар по ней ления противника и развивала Poe

бщем направаении на Городище,
давах хорошие перспективы, так как с ее   НИе В одщем напр и родище,

ка А имея задачей совместно с соседом слева
ликвидацией войска Красной Армии вы- отрезать и уничтожить группировку про-

ходили на тылы кавказекой группировки   гивыика в Ораовке. В дальнейшем обе эти

.‚ противника и тем самым ставили под уг-  группы должны были итти на соединение

posy все успехи, которых немцы большой   с частями главной ударной группировки
Ценой добились в течение 1942 года. для уничтожения противника в северной
‚ Верховное Главнокомандование Красной   Части Сталинг рада.

Армии, учтя обстановку, решило нанести  Дальнейшее планирование операции
смертельный удар противнику  в’ районе ставилось в зависимость от развития об-
Сталинграда. становки в процессе выполнения нлана
ронительных боях на Сталинградеком на-  Планы сторон перед началом разгрома не-
правлении, 19’ ноября 1942 года части! МеЦких войск, окруженных под Сталин
Красной Армии начали ренгительное на-  ГРадом, }

ступление и 23 ноября уже соединились в К
районе Калач. ° Сталинградская rpyn-  Настало зимнее утро 10. января.
пирбвка_ противника оказалась  отре-  Стрелки часов показывали ровно 8.00,

когда под Сталинградом прогремел тром

занной от остальных войск. В дальней-
  неимоверной силы. Свыше десяти тысяч

шем, оттеснив немцев за Дон, наши ча-

развивать наступление в западном н юж-

нодешла к ORPY-

тормосинской немецкой,

ли: основные силы 6-й армии и 4-й тан-

орудий разных калибров и минеметов @д-
невременно со всех сторон еткрыли огонь.

Мосле артиллерийской обработки тяже-
лые советекие танки пошли на штурм
уцелевших укреплений противника. . Сле-
дом за ними двинулась вперед и пехота.

Через несколько часов напряженного
боя фронт обороны противника почти на
всех направлениях был прорван.

Главная, западная ударная групциров-
  ка наших частей к исходу 11 января
  центром и левым флангом вилотную по-
дошла к укренлениям внешней полосы
вражеской обороны, правым флангом
  стала выходить на пути отхода груини-

. rey iz *
окруженным войскам. Так была создана ровки противника. Последняя начала но-

спешный отход в восточном направлении.
  рассветом 13 января наши части овла-
  дели Карповкой. AE

Против левоге фланга и центра про-
тнвнику удалось несколько задержать на-
ши части у внешней полосы обороны. 0д-
 нако одна ливизил (ныне ставная гвар-
дейской) © хода прервала енльные укреп-
ления южнее Ново-Алекесевский, В пре-
{битую брешь устремилиеь другие части.
В связи с тем, что главный успех обо-
значилея несколько южнее намеченного
  места, командование ирнняло емелое pe
щение произвести нерегрунииревку сна и
перенести главный удар в район Кариор-
БИ,

Перегрупиировка производилась в ходе
прорыва внешней полосы обороны про-
тивника. Этот беспримерный маневр ча-
  стей ‘Красной Армии ‘при бильном насы-
щении войск техникой показал высогое
мастерство командного состава Красной
Армии, умение управлять войсками в
сложнейшей оперативной обстановке и
Гспособпость наших BOCK OWCTpO BAO
нять сложный маневр. =

Развивал успех, южная группировка
прервала оборону противника н к. 13 ян-
вёря вышла в раз`езду Басаргино,
  K 15 янларя была нрервана внешняя
‚цедоса сильнейших укреплений врага и

на фронте Бабуркин—Цыбенко, Энергич-
не теснили противника и остальные: наши
чабти.

Немецкаи оборона со веех сторон грез
щала нод ударами частей Краснон “Армии;
  Командование: протавника никак не могло
понять; откуда же наносится «блавный
удар. = ах

К 13 января войска занадной и южной
ударных группировок. подошли вилотную
LR YRPeHACHHAM внутренней полосы obo-
‘роны. После непродеджительной  опера-
тивной паузы, вызванной необходиместью
привести частн в порядок, подтянуть ap-
  тиллерию и ноноднить. беенрипасы, части
  Красной Армни снова перешли в ренеи-
тельное наступление. одновременно со вёех
  сторон. В этому времени кольцо окруже-
ния немецких войск сжалось больше. чем
на три четверти. $

После мощной артилаерийекой `педго-
товки 2? января наши” части прорвали
укрепления внутренней полосы обороны
противника ик исхелу 3+ января © зана-
да вышли на’ непосродетвенные подегупы
к Сталинграду. Другие чаети-ь тому вре-
мени овладели Орловкой и подошаи к
северо-западной окраине заводекой части
города Сталинграда. Восточная групна вы-
шла на западную окраину Сталинграда и
подходила к поселиу «Красный Октябрь».

26 января в 10 часов 45 минут войска
западной ударной груннироевки соедини-
лись с восточной в районе поселка «Врас-
ный Октябрь», расчленив таким образом
противника на две изолированные друг от
друга части.

Главное внимание. теперь было обра-
щено на разгром южней вражеской груп-

фельдмаршал ^ фон-Наулюс. Здесь наши
части не только прорвали укрепления
внутренней полосы обороны, но овладели
южной частью города, вплоть до реки
Царица,

К 21 января южная группировка иро-
тивника была разгромлена в городской
части Сталинграда; остатки ее во
главе с генерал-фельдмаршалом фон-Пау-
лю6ом канитулировазли. Тем самым пред-
последний очаг вопротиваения противни-
ка был ликвидирован. Город Сталинград
был очищен от немецких войск.

Оставалея еще один очаг сопротивае-
ния в заводской части города — север-
нал группировка противника. Ей также
не было суждено долго сопротивляться.
Уже к 1
ника и здесь были разгромлены.. Остатки
немцев были добиты и пленены.

Нтак, в 16 часов 2 февраля 1943 г.
сталинградекая группировка противника
прекратила свое беселавное существова-
ние.   pe

K uayaay Сталинградской операции
численное превосходстве было’ на стороне
немцев. Однако они были разгромлены
благодаря гениальному руководству вели-
чайшего полководца Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина, беспредельному муже-
ству нащих бойцов, офицеров и генерадов.
В этой онерации, кроме внезапноети, ко-
торой сумело достичь командование, боль-
шую роль сыграло умелое планирование
и проведение операции на принцице рас-
калывания фронта противыика одновре-
менно с нескольких направлений. Особую
роль сыграло также правильное иснользо-
вание артиллерийских средств. тяжелых
танков и бомбардировочной авиации. _

Сталинградекая битва, с точки зрения
оперативного искусства, обогатила воен-
ную науку новыми принципами организа-
ции прорыва сильно укрепленной полосы
оборены противника и использования при
этом артиллерийских средств, танков,
авиации. Развитие и широкое применение
этих принцинов на дальнейших этапах
войны привели наши войска к вторжению
на территорию фашиетской Германии и
приведут к окончательному разгрому не-
мецко-фашистеких захватчиков.

пировки, в которой находился генерал-

февраля основные силы иротив-.

В ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР в

пещта.

eee nw

Там, где шли
ожесточенные бои

xX

КАЛАЧ,   февраля. (По телеграфу). 05
< наступавшими на Сталинград немцами
еще и сейчас свидетельствуют следы раз»
рушений в районе Калача, обвалившиеся
окопы, ‚ траншеи, . противотанковые рвы.
Высокий белый обелиск, увенчанный крас:
ными звездами, что стоит теперь на цен-
тральной площади Калача — площади Ге-
роеп-танкистов, сооружен по проекту одно-
го из командиров Красной Армин в честь
танкистов, освободивших Калач от неменц-
\чо-фашистских захватчиков.

Прошло’ два года. Трудящнеся Калача
и Калачевского района все это время нс-
устанно трудились над восстановлением
разрушенного врагом хозяйства. Серьезных
успехов добились они в минувшем году.
Многие колхозы собрали высокий урожай,
полностью рассчитались с государством,
сдалн часть хлеба в фонд Красной Армии,
засыпали семена и обеспечили выдачу хле-
ба на трудодни. Так, колхоз «Ленинский
путь» сдал сверх плана 1.200 центнеров
зерна.

Район в целом дал государству хлеба в
4944 году в одиннадцать раз больше, чем в
1943. году, Полностью выполнен план ози-
мого сева на площади в 10.000 гектаров. В
колхозах’ быстро возрождается животно-
BOACTBO.

Рабочие судоремонтного завода не толь-
ко восстановили цехи. но и обеспечили’ под*-
ем 30 затопленных судов, отремонтировали
их и ввели в строй.

Помошь городскому
хозяйству

СТАЛИНГРАД,   февраля. (По теле-
графу). Строительные тресты, восстанавли-
вающие предприятия сталинградской инду-
стрии, актизно участвуют и в возрождения
городского хозяйства. Четвертый  строн-
тельный трест, работающий по восстанов-
лению металлургического завода «Крас-
ный Октябрь», выполнил годовой план на
117,7. проц, Перевыполняя свою основную
программу, трест в течение 1944 года про-
изводил сверх плана разнообразные работы
для Сталинграда, Им восстановлен участок
трамвайного пути от завода «Красный Ox-
тябрь» до завода «Баррикады», смонтирован
холодильник мясокомбината, восстановлены
асфальто-бетонный завод, разрушенное во-
дохранилище, котельная и дизельное отде-
ление на консервном заводе.

В районе «Красного Октября» четвертый
строительный трест построил поселок н од-
ну из лучших в городе щкол. В настоящее
время он строит сверх плана кинотеатр н
Дом райсовета.

Юные строители
за учебой

‚ СТАЛИНГРАД,   февраля. (По теле-
графу). Новая школа ФЗО в Краснооктябрь-
ском районе Сталинграда успешно готозит
кадры юных строителей города. 2

Учащиеся школы; с‘ехавшиеся из сел и
станиц области, упорно овладевают знания:
ми и мастерством столяров, кровельщнков,
электросварщиков, монтажников.

Особенно успешно учится группа ‘кровель:
щиков мастера Ганюшкина. Алексанар
Уськов, Ннколай `Сметанкин, Александр
Авилов и многие другие ученики группы
перевыполняют нормы кровельных работ.

Научились самостоятельно работать так-
же многие ученики-электросваршики из
группы мастера Толмачева и слесари из
групны  мастера Пархоменко,

Почтовые марки
в честь Сталинграда

грома немецко-фашистских войск под Ста-
линградом Народный комиссарнат связи
СССР выпускает новые почтовые марки,

«Сталинград — город-герой» — так назы-
ваются выхсдящие в двух номиналах две
почтовые марки работы художника Клн-
машина. Марки изображают апофеоз нсто-
рической битвы — командира Красной Ар-
мии со знаменем на фоне Сталинграда.
Этим же художником выполнен блок, со-
стоящий из четырех марок, об’единенных
общей надписью: «Бессмертна слава Ста-
линграда!» :

В сбрий «Горола-герои» выпускается
блок ‘работы художника Мандрусова — «За
оборону Сталинграда». Он также состоит
из четырех марок под названием «Годов-
щина разгрома окруженных под Сталингра-
дом немецко-фашистских войск».

В ближайшее время все эти марки посту-

PLDI PIPPI AA RAAT

ожесточенных боях частей Красной Армии

В ознаменование двухлегия со дня, раз-.

емецко-фашистской ‘ормии

Инв

(СТАЛИН).

От Сталинграда до Будапешта, Это знамя одна из гвардейских частей Красной Армии получила в Сталинграде и с боя-
ми пронесла его до улиц Будапешта. На снимкех Н-ская гвардейская’ ‘часть проходит с боевым знаменем по ‘улицам Була-

Фоло специального военного корреспондента «Известий» Г. Зельма,

sls Два

Прошло два года с тех пор, как закен-
чилась воликал сталинградекая битва. За
это время много новых блистательных
  побед одержала наша доблестная Крас-
  ная Армия. От Водги до Одера — таков
путь наших воинов. Героические защит-
ники Сталинграда ныне сражаются в
Бранденбургской провинции, в Пруссии,
в Венгрии.

«От Волги мы прошли славный путь
до венгерекой столицы, — пингут в своем
письме  сталинградцам Герои Советского
Союза гвардии генерал-майор Козак,
гвардин полковник Давиденко, гвардии
старший сержант Шычаков и другие, —

Pee

———

—=——

года

Поднялся из развалин и вновь задымят
металлургический ордена Ченина завот
«Красный Октябрь». Здесь восстановлены
и работают восемь мартеновских печей,
блюминг, мощный листопрокатный стан
«2200», тонколистовой стан, ремонтно-
механический, °ново-среднесортный, куз-
нечный, литейный и другие цехи, паровоз-
ное депо, шихтовый двор, разливочная
машина  грузопод’емноетью в 50 тонн,
завалочные машины, электрокраны. И это
стоило титанических уевилий, но красно-
октябрьцы вместе со строителями с
честью выполняют свои задачи.

Широким фронтом развернуты воеста-

и где бы ни приходилось нам сражаться,
мы всегда помним Сталинград, свято хра-
ним его ‘боевые традиции. Сталинград
теперь в глубоком тылу, но сталинград-
ская слава шагает вместе с нами, она
ведет нас к окончательной победе над
немецко-фащистекими захватчиками. С
‚волнением и радостью мы следим за ва-
шими „успехами, дорогие, неутомимые
сталинградцы. Каждый дом, каждый цех,
восстановленный. вами, вызывает новый
прилив энергии и силу бойцов и коман-
диров. Нанося удары врагу, мы метим не-
мецким  извергам, разрушившим город,
дорогей сердцу каждого советского чело-
века...»

нашего советского народа! Вся страна
защищала его. Вея страна теперь помо-
гает ему быстрее подняться из руин и
пенла.

За два года сделано многое. Слталин-
градцы, воодушевленные неустанной под-
держкой. партии, правительства, лично
товарища Сталина, вложили в дело воз-
рождения родного города колоссальные
усилия. Неемотря на трудности военного
времени, на тяжелые жилищно-бытовые
условия (ведь горох был разрушен до
основания), на недостаток рабочих рук и
стройматериалов, сталинградцы за этот
короткий отрезок времени добились нема-
лого на трудовом фронте. Для того, чтобы
предетавить себе об’ем проделанных ра-

j бот, приведем несколько примеров.

В. нервую очередь. вступила в строй
мощная городская электростанция (Стал-
грэе). Для этого надо было восстановить
здания’ главного корпуса, котельного я
турбинного цехов. градирни, помещения
северной и южной подетанций. высоко-
вольтную линию передачи, производетвен-
ное оборудование станции, подстанций
ит. д. Задача была выполнена е честью:
Сталграе воестановлена, досрочно.

потучением электроэнергии быстрее
пошло о возрождение заводов, фабрик и
городского хозяйства.

Ha Сталингралеком тракторном. заводе
восстановлено 176 тысич квадратных мет-
POR произволегиенной нлощали. пущены
все основные цехи -— механосборочный,
прессовый; термический,  ремонтнокуз-
нечный. ‘чугунолитейный и другие Рабо-
таст ТЭЦ со всеми ее кеммуникациями.
Воестановаене около 2.000 станков. не-
скольцо тыеяч режущих инезрументов и
всевозможных приенособлений. Действуют
заводской шелезнодорожный транеперт и
  железнодорожные нод`вмные краны. Это
стопло . огромных усилий. но коллектив
рабочих, инженено-технических райотни-
  Ков завода и Тракторостроя героически

преодолел все трудности,

В 1944 голу Сталинградекий трактер-
ный начал работать. С его конвейера, Bee
 напастающими темпами сходят. мошные
гусеничные тракторы. Одновременно СТЗ
дает стране на миланоны рублей занаеных
  частей дая тракторов. 7

Едва забрезжит мад Волгой рассвет, в
разных концах Сталинграда раздаются
протяжные гудки. Один за другим пере-
кликаютея ожившие заводы-гиганты. Гу-
дит Тракторный. Ему вторят «Баррика-
ды», «Красный Октябрь», Craarpoc...
Гул нееётея ‘над всем городом. Он возве-
Щает о начале нового трудового дня;

Сталинградцы спешат к станкам. агре-
татам, На лева строек. Идут металлурги,
тракторостроители. швейники, конеерв-
щики, ‘железнодорожники. В очередной
рейе с боевой продукцией Сталинграда
отнравляется со станции старейший ма-
миниет паровозного депо Герой Социали-
стического Труда Атаманов.

Идут строители. В минувшем году их
тяжелый, но благодарный труд принбе

пят в продажу.

Да, Сталинград заслужил любовь всего!

новительные работы на заводе «Барри-
кады». Уже работалт несколько мартенов-
ских печей, механические, термический,
инструментальный ‘цехи.

Не менее активно идет восстановление
и других предприятий города. Вступили в
строй кислородный. гидролизный заводы,
лесокомбинат НЬПС, завод медицинской
аппаратуры. Воестановлено оборудование
на кирпичном заводе № 8 и Красноармей-
ском кирпично-череничном заводе. За-
кончено восстановление крупного сили-
катного завода. Дают продукцию предприя-
тия пищевой промышленности. Консерв-
ный завод в 1944 году выполнил два го-
  довых плана. Работают кондитерская фаб-
  рика имени Ленина, три хлебозавода, две
пекарни, несколько цехов мясокомбината.
Досрочно завершены работы по восетанов-
лению мелькомбината.  Сталинградский
элеватор работает на полную мощность.

Многое сделано также по сжелезнодо-
рожному и водному транспорту. Возрож-
дены судоремонтные заводы. Город вновь
имеет четыре телефонные станции, полу-
чил телеграфное оборудование.

Одновременно с восстановлением пред-
приятий идет жилищное и коммуналь-
ное строительство. Только в 1944 го-
ду краснооктябрьцы, например, поетрои-
ли и восстановили 135 жилых домов,
несколько школ, детских садов, яслей
ит. д. В поселке Тракторного завода по-
строены больница, 11 жилых домов. В
поселке завода «Баррикады» сооружена
прекрасная больница;  восстановлены 28
жилых домов, заканчивается строитель-
ство еще. семи, восстановлены, баня, .
амбулатория, детский сах,

В городе открыты 53 школы, в которых
обучается двадцать семь тысяч детей ста-
линградцев.  Восстановлены ‹ почти 366
детекие сады.

Второй год работает’ областной Драма-
тический театр им. Горького. Во всех
районах города регулярно. демонстрируют-
ся кинофильмы.

Жнзнь Сталинграда с каждым днем ста-
новится все более и более полнокровной.
Под руководством партийных и советских
организаций сталинградцы работают, не
щадя своих сил, отдавая на возрождение
родного города всю свою энергию, Только
в 1944 году черкасовцы отработали на
стройках свыше миллиона. человеко-
часов. Сейчас  добровольцы-стреители
изучают в черкасовских школах строи-
тельные специальности, чтобы с весны
развернуть восетановательные работы еще
более широким фронтом.

Два года не прошли дарем. Сталинград
вновь становитея могучим индустриаль-
ным городом. Недалеко то время, когда
он поднимется над Волгой во всей своей
величественной красе.

Й. ЗИМЕНКОВ,

председатель исполкома Сталин-
градекого областного Совета депу-
татов: трудящихся.

г. СТАЛИНГРАД.

Трудовой день Сталинграда

градцев: 42 тысячи горожан  получиле
благоустроенные квартиры в новых домах.

В этот обычный день &талинград-
цы трудились яростно и вдохновенно. В
летопиеь города-героя они вписали но-
вую яркую етраницу. С конвейера Трак-
торного завода сошли сверхилановые гу-

‚ сеничные машины. На «Красном Октяб-

ре» начал действовать мощный листо-
прокатный стан <2200».

В этот день сталинградцы дали родине
и фронту высококачественную сталь, про-
кат, дизель-моторы, тракторы, медиции-
ские инструменты, обмундирование, обувь,
консервы, кондитерские изделия и много
другой продукции... а

г. СТАЛИНГРАД, 1 февраля. (По теле-

радость новоселья многим семьям сталин-  фону от корр, «Известий»).