—s
=

Польская ‘печать ‘о`братской. помощи
народов СССР Варшаве —

ЛЮБЛИН, 31 января. (ТАСС). Братский
дар русского, украинского, белорусского ни
литовского народов, посылающих жителям
героической Варшавы 60 тыс. тонн хлеба,
широко комментируется всей польской пе-
чатью, которая расценивает этот’ акт, помо-
щи польскому народу, как проявление глу-
бочайшей: и самой сердечной дружбы. со-
ветского и польского народов.

Газета. «Речь Посполита» в передовой
статье пишет: «Молниеносное наступление
Красной Армин спасает наши города, кото-
рые немцы оставляют, не успев разрушить.
Мы благословляем стратегический план
командования Красной Армии, который
дает. нам. возможность спасти наше имуще-
ство. Варшава разрушена. Гитлер велел
превратить город в пустыню. История на-
кажет преступные руки, которые разруши-
ли нашу столицу, накажет также преступ-
ное злодеяние Бура-Комаровского и эми-
грантской клики. Но разрушенная Варшава
возвращается к жизни. Возвращаются ‘жи-
тели, восстанавливается государственный
аппарат. Никто не сомневается, что восста-
новленне города пойдет быстрым темпом.
Наши ближайшие соседи на Востоке первые
поспёшили принести щедрые дары для на-
шей окровавленной и разрушенной столицы.
Население Варшавы, для которого гитлеров-
цы устроили концентрационные лагери типа
лагеря в Прушкуве, получало от немцев
бомбы и пули. А от наших друзей-союзни-
ков’ оно получает хлеб, масло, сахар и су-
шеные фрукты».

«Подлинный друг, — нишет газета «Глос
люду», — познается в несчастье. Так гла-
CHT народная ‚пословица, В период гитле-
ровской оккупации польский народ понял,
что единственным другом и единственным

соседской помощи Советского Союза, как

ae

<

Ls

Военные действия
„союзников в Европе

а 5. ale лондон, 1 февраля. (ТАСС). В сооб-
ся, единственной силой, которая в тяжкий

щении штаба верховного
час испытаний может оказать ему ПОМОШЬ, экспедиционных сил союзников говорится,
является Советский Союз — могуществен- что в Голландии войска союзников после
ное социалистическое государство — сосед длительного и ожесточенного боя пол-
Польши на Востоке. Советский Союз помог ‘ностью очистили от противника остров Ка-
освободить от врага польские  земли, помог першевеер на реке Маас к востоку от
возродить Польское войско, ‘и: BOT ‘сейчас, Гертрейденберга. Южнее войска союзни-
сам - залечивая тяжелые раны, нанесенные   ков продолжали наступление северо-восточ-
немецкими оккупантами, он помогает Нам цее Моншау и захватили ’Эйхершейд и
на хозяйственном участке. Маршал Сталин, Имгенбройх (Германия). Между Моншау. и
принимая в Кремле делегацию Варшавы,

a я районом, расположенным . северо-восточнее
обещал ей, что Советский Союз поможет

Клерво, союзники продвинулись в некото-
восстановить ’ столицу ’Польши. Маршал рых местах до 5 тысяч ярдов. В лесу юго-
Сталин не бросает слова’на ветер. Польша   восточнее Гоффена части союзников про-
с благодарностью принимает” этот дар; как

) двинулись на 4 тысячи ярдов и находятся
еще одно проявление братской дружбы И   сейчас ‘в тысяче ярдов к востоку от Poxe-

рата. Пехотные части союзников продвину-
лись на 4 тысячи ярдов, пересекли  бель-
  гийско-германскую * границу. и достигли
пункта, расположенного в одной миле к за-
паду от Уденбрейта. Кроме того, бельгий-
ско-германская граница ` была перейдена в
5 милях юго-восточнее Буллингена.

Восточнее и юго-восточнее Сен-Вита вой+
ска союзников заняли Шлирбах и Ломмер-
свейлер, а также ‘очистили от противника
Штеффесхаузен, расположенный в 3 милях
к югу.

Южнее Страсбурга части союзников
продвинулись примерно на 4 мили по на:
правлению к Рейнско-Ронскому каналу в
районе восточнее Бенфельда. Предмостное
укрепление ‘союзников: южнее . Кольмара
увеличено примерно на 3 мили в глубину.
ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). В сообще-
нии штаба вооруженных сил союзников на
средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что на всем протяжении
фронта в Италии продолжались активные

доказательство еще, большего укрепления,
польско-советского союза».

В передовой. статье «Дар братских наро-
’дов» газета «Польска збройна» пишет: «Как
некогда под Грюнвальдом рядом с пред-
ставителями польского рыцарства стояли
русские полки, которые ‘в результате сов-
местной победы спасли славянство от втор-
жения орд крестоносцев, так и теперь Ha-
роды Украины и Белоруссии. во главе с ве-
ликой своей сестрой Россией стали плечом
к плечу с нами».

«Восемь месяцев тому назад, — пишет
далее газета, — украинский и’ белорусский
народы сами еще. находились под игом нв-
мецкой оккупации, восемь месяцев-тому на-
зад гитлеровские палачи убивали их сыно-
вей и грабили’земли, грабили все, что. на
этой земле находилось. А сегодня эти со-
ветские народы сумели преподнести заме-
чательный дар нашему нуждающемуся на-’
роду. Мы никогда не забудем братскол по-

союзником, на которого можно ноложить-

действия патрулей.

Вчера крупные соединения тяжелых
бомбардировщиков в сопровождении истре-
бителей совершили налет на нефтеочисти-

мощи народов Советского Союза».

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТ

командования  ^

АТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ДЕБРЕЦЕН, -30 января. (ТАСС). Пре-
мьер-министр Временного венгерского .пра-
вительства  Миклош Бела и военный” ми-
нистр генерал-полковник Вереш Янот обра-
тились к населению страны с призывом до-
бровольно вступать в формируемую: новую
венгерскую армию. В. обращении говорится:

«Волна войны прокатилась по нашей стра-
не. Немцы и предатели родины — салаши-.
сты разграбили и разорили нашу родину, но
на развалинах воскресла жизнь, и теперь
наша ‘тысячелетняя отчизна’ приказывает:
беритесь за оружие, венгры!, Для ‘освобож-
дения родины и венгерского ‘народа нам:
нужна новая, проникнутая венгерским пат-
риотизмом демократическая армия.

Теперь начинается подлинно освободи-
тельная война венгерского народа. Новая
венгерская армия должна ‘завоевать подо
бающее место для венгерского . народа. В.

Временное - венгерское правительство
— формирует новую армию

ПЯТНИЦА; 2^ФЕВРАЛЯ 1945 `г. № 27,((8637).;_
, : Se = Seek

обращаемся ко всем звенграм — вступайте
добровольно в новую ‚армию, Возраст для
добровольно! вступающих! мужчин от 18 до
42 лет, женщин — от’20 до 40 лет, Жен-
щины вербуются на оборонные работы.
‘Добровольцы, отличившиеся в боях, бу-
дут в первую ‘очередь наделены землен по
земельной реформе или получат другие го-
сударственные льготы.
Мы верим, что вся нация откликнется на

целн войны, теперь она есть у нас. Под-
линная цель войны — обеспечить для вен-
герского народа лучшее будущее и создать
новую, демократическую, независимую сча-
стливую Венгрию».

- По сообщениям газет, призыв венгерско-
го правительства о добровольном вступле-
нии в армию вызвал огромное воодушевле-

рядах ‘свободолюбивых наций, поэтому мы

СТОКГОЛЬМ, 1 февраля. (ТАСС). Как
сообщает германское радио, гитлеровский
имперский прокурор издал распоряжение,
согласно которому полиции разрешено про-

Радиокомментатор. Стил

НЬЮ-ЙОРК, 30 января. (ТАСС). Коммен-
гируя’авиационную” катастрофу, во- время
которой погиб Уманский, радиокомментатор о
Стил, заявил, что «компетентные военные
круги не считают гибель Уманского чистой
случайностью». С технической точки зрения
взрыв внутри самолета во время взлета был
бы одним из самых необычайных пронеше-
ствий. Многие обстоятельства, связанные ©
гибелью Уманского, должны быть расследо-

Панические настроения в Германии

ние среди жителей сел н городов Венгрии,

изводить аресты и обыски.без всяких <пе-
циальных мандатов. Эта мера, говорится в
распоряжении, вызвана необходимостью уси-
ления борьбы против пораженцев и лиц,
поддающихся панике.

о гибели т. Уманекого

ваны. Прежде всего в Мексике находится
большое количестве агентов фаланги, синар-
кистов и пр. Также неизвестно, сколько
членоз гестапо в настоящее время находит-
ся в Мексике. Однако хорошо известно, что
Уманский проводил для Советского. Союза,
исключительно важную работу и завоевы-
зал дипломатическое признание Советского
Союза со стороны стран Латинской Аме-
рнки.

призыв родины. До сих пор у нас не было

Д. Паркер,

Народного
Дел СССР.

Обед у Председателя Совета Союза
А, А. Андреева. и Председателя
Совета Национальностей
Н, М, Шверника

1“ февраля Председатель Совета Comes
А. А. Андреев и Председатель Совета На-
циональностей Н. М. Шверник дали обед
в честь Делегации Английского Парла-
мента.

На обеде присутствовали г.г. В, Эллиот,
глава Делегации, Ч. Понсонби, М. Баллер,
Томас Фрезер, лорд Фаринг-
дон, У. Роберте, П. В. Джеусон, С. Кинг-
Холл и представители Британского По-
сольства. С советской стороны присут-
ствовали А. И. Микоян, А. И. Шахурин,
В. А. Малышев, В. Г. Деканозов, С. А. 10-
зовский, А. Ф. Горкин, В. А. Сергеев,
И. П. Бардин, тенерал-полковник Ф.И.
Голиков, Г. М. Попов, И. А. Власов, Л.
Лысенко, В. А. Веснин, М. В. Сарычева,
В. Н. Образцов, М. 9. Чиаурели и другив
депутаты обеих Палат Верховного Совета

СССР, а также ответственные сотрудники
Иностранных

Комиссариата

Делегация советских
профеоюзов вернулась
в Москву
31 января в Москву возвратилесь из

поездки во Францию делегация советских
профсоюзов в составе’ секретаря BICHC
1. Н. Соловьева руководителя делегации
и членов делегации —— председателя ЦЕ
профсоюза
промьпиленности Н. А. Гайсенок, предсе-

рабочих судостроительной.

Приговоры по делу болгарских военных преступников.

СОФИЯ, 1 февраля. (ТАСС). Сегодия в
16 часов первый состав народного суда в
Болгарии вынес приговор по делу бывших
регентов, царских советников и министров.

Суд приговорил: бывших регентов князя
Кирилла Преславского, Богдана Филова и
Николу Михова“ к. смертной  казни, 5: мил-
лионам левов. штрафа и конфискации всего
имущества;

`Бывших министров — Добри Божилова,
Ивана Багрянова, Петра Габровского, Ва-
сила Митакова, Теодосия Даскалова, Слаз-
чо Ззгорова, Димитра Кушева, инженера
Димитра Васильева, доктора Ивана _Гора-
нова, Бориса Моцова, Константина Парто-
ва, Николу Захариева, инженера Христо
Петрова, Димитра Шишманова, Дочо Хри-
стова, генерала запаса Руси `Русева, доктора
Ивана Вазова, доктора Ивана Бешкова,
Парвана Драганова, доктора Александра
Сталийского, доктора Александра Станише-
ва и Бориса Колчева — к смертной казни,
5 млн. штрафа каждого‘и конфискации все-
го имущества; : i

Бывших министров — Михаила Арнаудо-
ва, Руси Рубева — к пожизненному тюрем:
ному заключению, 3 млн. штрафа каждого и
конфискации всего имущества;

Бывших министров — Христо Васильева
и Димитра Савова — к 15-летнему тюрем-
ному заключению, 1 млн. штрафа каждого
н к конфискации всего имущества;

Бывших царских  советников-—Иордана
Севова, Любомира МЛулчева, Святослава
Поменова, Георгия Ханджиева, Петра Ко-
стова, Павла Груева, Рафаила Жечева и
Димитра Генчева—к смертной казни, 5 млн.
штрафа каждого. и конфискащии всего
имущества; :

Бывших царских советников—Петра Мор-
фова`и Станислава Балана—к пожизненно-
му тюремному заключению, 3 млн. штрафа
каждого и конфискации всего имущества;

Бывшие министры Константин Муравиез
и Виргил Димов приговорены к пожизнен-
ному тюремному заключению, 3 млн. птра-
фа н конфискации всего имущества;

Бывшие министры Никола Мушанов, Ди-
митр. Гичев м Атанас Буров—к 1 году тю-
ремного ‘заключения и лишению прав Ha
2 года;

Бывшие министры Александр Гиргиноз,
Борис Павлов, Христо Попов, Стефан „Да-
скалоз—к 1 году тюоемного заключения и

лишению прав на 1 год. Исполнение при-
говора над ними отменяется согласно па-
рагр. 1 закона об уголовном наказании.

Имущество умерших бывших министров
Ивана Попова, Васила Радославова и Сла-
вейко Васильева конфискуется в пользу
государства. © р : ae

СОФИЯ, 1 февраля. (ТАСС). Как сооб-
щает софийское радио, сегодня второй со-
став народного суда в Болгарии вынес прн-
говор по делу бывших депутатов народно-
го собрания. 25-го созыва.

К смертной казни, 5 миллионам штра-
фа и конфискации всего имущества приго-
ворено 68 человек, в том числе Александр
Цанков, Христо Калфов, Христо Статев,
Александр Загоров, Тодор Кожухаров, Се-
рафим Апостолов и др. :

К пожизненному тюремному заключению,
5 .миллнонам штрафа и конфискации все-
го имущества приговорено 23 человека, сре-
ди которых Петр Киоссейванов, Димитр Ка-
раджов, Георгий. Радков, Обрешков и др.

К 15 годам тюремного. заключения,
3 миллионам штрафа и конфискации всего
имущества . приговорено 16 человек, среди
которых д-р Попов, д-р Балканский, Ва-
сил Велчев, Светослав Славов и др.

Бывший депутат Иван Неделков пригово-
рен к 8 годам тюремного заключения и по-
лутора миллионам штрафа.

Шесть’ ‚подсудимых  приговорено к
5 годам тюремного заключения и 1 миллиону
штрафа; 4 человека — ‘к 1 году тюремного
заключения и 100 тыс. левов штрафа.

Имущество умерших подсудимых полно-
стью конфискуется в пользу государства.

Умерших до суда ‘подсудимых Долапчие-
ва и Омарчевского суд признал невинов-
ными.

СОФИЯ, 1 февраля. (ТАСС). Сегодня в
Софии состоялся‘ массовый митинг, на ко-
тором присутствовало более 150 тыс, чело-
век. Среди участников митинга были мате-
ри, сестры н жены убитых болгарских пар-
тизан. С_ речами выступили представители
различных партий. Принята резолюция, в
которой участники митинга горячо. одобря-
ют приговоры болгарским военным преступ-
нивам. Участники митинга единодушно по-
требовали розыска и привлечения ‘к ответ-
ственности всех укрывающихся еще  пре-
ступников.

Война на Тихом океане

“лондон, 1 февраля. (ТАСС). Как пе-
‚федает агентство Рейтер, на острове Jlycou
части американской 6-й армии, продвигаю-

тельные ‘заводы в районе Вены и на желез-
нодорожные станции в Граце (Австрия) и
Мариборе (Югославия).

Американская печать
о политике Ватикана

* г

НЬЮ-ЙОРК, 30 января. (ТАСС). Амерн-
канский журнал «Протестант» разоблачает
рождественское послание папы Пия, как
попытку оправдать фашизм и приспособить
демократию к нуждам католической реак-
ции, Журнал пишет, что если бы пана в
своем послании в самом деле ‘выступал в
защиту демократии, оно явилось бы важ-
вейшим событием последнего столетия.
Однако в действительности оно только еще.
раз повторяет положение традиционной по-
литики Ватикана. Тем не менее, поскольку
демократия начала побеждать там, где по-
ложение только недавно казалось безна-
дежным и церковь оказалась вынужденной
считаться с демократией, папа Пий вместо
нападок против демократия пытается при-
дать ей подходящую для Ватикана форму.
Предчувствуя поражение опекаемого Ва-
тиканом европейского фашизма, продолжа-
ет журнал; папа Пий намекает на то, что
он готов пойти на соглашение с американ-
ской демократией, если она приспособится
к его запросам. Аналогично, указывает
журнал, папа Пий пытается приспособить
к интересам фашизма и реакцин будущую
мирную организацию. С этой целью. он. сво-
дит войну в своем послании к простому,
хотя и гигантскому по масштабу, несчаст-
ному случаю, скрывая за риторикой истин-
ную сущность войны—беспримерную борь-
бу демократии против фашизма. Таким об-
разом он пытается скрыть свою близость к
фашизму. est
Обозреватель газеты «Нью-Йорк” пост»
Маурер также отмечает, что послание папы
является лицемерным и что Ватикан под-
держивал фашизм и выступал. всегда: про-
тив демократии, если она не была приепо-
соблена к его реакционным: целям.. Маурер
подчеркивает, что в Италии Ватикан под-
держивал фашистскую клику Муссоли-
ни’ но требовал репрессий против демо-
кратии. После прихода фашизма к вла-
сти в Германии католическая партия
центра подчинилась ему под давлением
Ватикана. Во время войны в Испании
папа требовал от испанской церковной
иерархни всемерной поддержки Франко. Во
Франции католическая церковь оказалась

СОЗДАТЕЛЬ «ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РЕЙХА»

Гитлеровский «тысячелетний рейх» вступает в 13-й год своего

существования.

Рис. Бор. Ефимова.

..Он`был. пророком, он: $в8е
`Он всех колбасников пре?

ыл ‘царем, немецким шейхом,

«Тысячелетним третьйм рейхом»! ^

TRS м Pe eR ao st
‘Двенадцать rer велик AU CpOK?.

-¥Oap неслыхаяный, тройной,
‘ Земной, подземный и надземный!

Злодей, пытавишися. ‘войной

{Закабалить весь: шар: земной,
` Двор пред собой-узрел тюремный!

Да, рейх. заменится тюрьмой,

дателя ЦК профсоюза работников связи
Н. И. Бахгорского, представителя проф-
союза работников высших школ и науч-
ных учреждений Н. А. Гаврилова и Т. В;
Кошелевой секретаря делегации.
Делегация была направлена ВЦСПС по
приглашению Всеобщей французской кон-.
федерации труда. С 27 декабря 1944 тода
по 24 января 1945 года она посетила 11
крупнейших  промышаенных — центров
Франции и ознакомилась с работой пред-
приятий авиационной, автомобильной, ме-
таллургической, угольной, судостроитель-
ной, текстильной и других отраслей про-
мышаенности и железнодорожного тран-
спорта. Делегация также ознакомилась с
деятельностью различных общественных и
культурных организаций страны. Ona
всюду была встречена с огромным вооду-
шевлением, выражением симпатии и друж-
бы французских трудящихся к советско-
му народу, Красной Армии, Mapmaay
Сталину.

Делегация выступила на 63 митингах и
профсоюзных собраниях, Ha которых
присутствовало более 100 тысяч человек.

В заключение своей работы она вы-
ступила на 25-тысячном митинге париж-
ских рабочих и служащих. Делегация‘ бы-
ла принята главой Временного прави-
тельства Французской республики генера-
лом де Голлем.

—<

Обмен телеграммами между маршалом
Тито и Осубка-Моравеким

ЛЮБЛИН,   февраля: (ТАСС). В связи с
освобождением Варшавы ‘маршал Тито
прислал на имя премьер-министра Времен-
ного польского правительства Осубка-
Моравского телеграмму, в которой говорит-
ся: «Поздравляю польский народ и лично
Вас с освобождением измученной столицы
Польши от немецких оккупантов. Я. хочу
заверить Вас в том, что югославский народ
с радостью ждет полного освобождения
Вашей страны от немецких оккупантов».
В ответной телеграмме премьер-министр
Осубка-Моравский пишет: «От имени поль-
ского народа я выражаю Вам благодарность
за сердечные пожелания и ‘поздравления
в связи с освобождением Красной Армией
нашей измученной столицы Варшавы. Поль-
ский народ с восхищением следил за ге-

на стороне реакции. Таким образом, Вати-
кан не только поддерживает фашизм, но

щиеся к Маниле, овладели городом Лубао  также не считает грехом свержение де-

и подошли к городу Калумпит, располо- мократии, особенно, когда она не слишком
женному в 25 милях к северу от Манилы. ‘дружелюбна к католицизму.

> Но год тринадцатый — опасный. -^

“Что видит`в ужасе прорбк: в
“Над_нии: развёрзся. ‘потолок  г
“Весь рейх ‘потряс. удар ужасный,
ВИЦЕ Я ПА $

Откуда, ‚мир оставив: тесный,

Дорогой он. пойдет. прямой, _ :
_ Be «четвертый, ‘вечный рейх» — небесный!
= * <

Е с зат БОЕВОЙ,

роической. борьбой югославского

сердца, чтобы в самое ближайшее

народз,
которой Вы руководите. Желаю от всего

время
Югославия была освобождена ‘от немецко-

фашистских захватчиков».

bor aranos [01111 Сталинарада

°. Ранней весной два года назад мы при-
летели в Сталинград, чтобы начать с’ем-
ки документального фильма о весстанов-
лении города. Нас устроили в том самом
подвале, где находилея штаб шестой ар-
мии немцев. Это ‘было единственное по-
_мещение в городе, более или менее при-
годное для жилья. Туда вел покатый ко-
ридор, приспособленный для спуска гру-
зовиков. Гвардейское знамя - мото-етрел-
`ковой бригады стояло’ в коридоре, ох-
Раняемое двумя часовыми. На куске пиа-
нино пылали два факела, сделанные ‘из
стаканов орудийных снарядов. Сквозняк
раскачивал бахрому оборванных проводов.
В глубине коридора направо была дверь
з наше обиталище: Там была возведена
кирпичная печка и возле нее лежали шта-
`белями номера «Рубекого богатства», ко-
торые немцы принесли сюда вместо дров.
Гвардейская бригада ветретила нас ра-
душно. Она кончала ремонт своей техни-
ки и вот-вот должна была выступить из
Сталинграда. С ней уходили последние
участники великой битвы, дольше всех ос-
тальных задержавшиеся здесь. Это были
подтянутые, вежливые люди, казавшиеся
Bee комсоставом. Они дали нам прочесть
историю своей части, написанную с боль-
шим литературным вкусом. День за днем
в ней бызи изложены все походы и сра-
жения с краткими характеристиками аю-
‚ дей, принимавших в них учаетие. Исто-
рия ‘уехала вместе с бригадой, и мы оета-
лись ночти в одиночестве среди развалин,
простиравшихся на десятки километров
вокруг. МЕ
“Днем мы снимали, по ночам топи-
ля печку и старались уснуть. Сквозь стё-
ны. подвала был виден город, озаренный
луной, и все скелеты его домов стояли
над моей кроватью, страшно застыв в
своей каменной агонии. Они были не бо-
лее реальны! чем ‘люди. погибшие здесь,
тысячи теней тех, кто отдал себя за ро-
дину.. Казалось, надо было уйти с этого

сортировала и направляла всех на какое-

было видно их сквозь тысячи разбитых
окон и порушенных стен.

«Дорогая подружка Тоня.

Ты, конечно, с нетерпением ожидаешь
моего письма из. Сталинграда...

Когда мы в первый раз увидели город,
то даже не поняли; что же, ‘собственно
говоря, здесь восстанавливать...
` Некоторые из нас приуныли, тем более,
что жить оказалось негде. И вее-таки,
если бы нам сказали: «Девчата, можете
возвращаться обратно», никто’бы не по-
ехал домой... 176

Идешь по улице и где-нибудь в сто-
ронке, среди. развалин, под расщеплен-
ным, засохшим деревом видишь малень-
кий холмик, а над ним простую деревян-
ную палку с красноармейской каской.
Постоишь над могилой неизвестного бой-
ца, и столько разных мыслей ‘и чуветв
нахлынет сразу. Он видел, как горел род-
ной город, рушились стены домов, пада-
ли под откос трамваи... Но он не уходил,
значит, верил: город будет жить. Сталин-
град должен жить. И я твердо решила:
останусь здесь до тех пор, пока над раз-
валинами не подымутся новые дома».

Это — из письма комеомолки Петро-
вой. Казалось бы, от этих почти ребяче-
ских строк трудно обратиться к Шекепи-
ру за сравнением,

Стены Эльсинора, ночь, и Гамлет, бе-
седующий с тенью отца. В величии тьмы
и молний звучит загробный призыв при-
зрака, закованного в латы. Страшная
правда открывается принцу, он гаядит в
пучину преступления, и отныне месть
становится руководителем ‘6го воли...

- „.ЛТомнить о тебе?

Да, бедный дух, пока есть память
в шаре

разбитом этом. Помнить о тебе?

Я с памятной доски сотру все знаки

чувствительности, все слова из книг,

все образы, всех былей отпечатки,

что с детства наблюденье занесло,

и лишь твоим единственным веленьем

весь том и`книгу мозга ивпишу

без низкой смеси...

места, оставив его нетронутым, чтобы но-
том показать всему. миру, что ‘претерпел
советский: ‘народ и на какую месть он
имеет право.

Однако люди не уходили, а приходили.
Каждый день мы ветречали -на улицах
больше народа, чем накануне. Они юти-
лись в землянках, в подвалах, в разбитых
трамваях... По вечерам они копошились в
обломках, устраивал свой быт, но днем
они все были на работе. Невидимая орга-
низационная машина ‘работала здесь,

нибудь Дело. Мы сняли первое почтовое
отделение в городе столик на тротуаре
возле разбомбленной почты — и первую
пекарню в подвале, где тесто месили в
ваннах. Когда шли ®’емки митинга в раз-
валинах вокзала, мы не знали, что. полу-
чится на пленке, потому что слезы заети-
лали операторам глаза: весь Сталинград
уместилея на перроне, худенькие детишки
стояли в первых рядах, они держали в
руках палки с плакатами, написанными
на листах старых газет и украшенными
маленькими бантиками из лоскутов кума-
ча. Но подошел поезд, и. на перрон
вышли веселые, краснолицые туркмены в
шелковых халатах: Взобравшись на гру-
зовик, они стали перечислять подарки,
которые привезли с собой. Тут были ап-
теки и телеграфные аппараты, стекло и
парты для школ, хлопок для одеял, сухие
фрукты для детей, лопаты, посуда, ва-.
ленки... Вскоре приехал Лунин и привел с
собой эшелон угля, который купил на с0б-
ственные деньги, потом Феранонт Голова-
тый привел целый поезд со всякой всячи-
вой от саратовцев, за ним пошли поезда
со всех концов страны — с рыбой, одеж-
дой,. конфетами, нефтью, гвоздями, це-.
ментом, обувью... р
Наконец, в один майский солнечный
день приехала первая дивизия комсо-
мольцев.. Они шли через город под песню
© гитарами на плече, с баянами за спи-
ной — армия восстановителей. Далеко

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛ

У

Б 12691.

ЬСТВА: Москва, 6. Пушкинокая плошаль, 5. Телефоны отделов

редакции: ^

лед Секретариата — К  4-77-96;
Советского строительства — K 3-98-77; Пропаганды — К 1-42-86; Литературы и искусства — К 20-51-27;  Иностранного — К 3-91-05;

—_— —_—_—_—_

И холмик земли, зеленый дымок пер-
вой травы, а над ним— в ситцевом, платье,
в запыленном палатке, стянувшем воло-
вы, — девушка из Курска или из Кирова..
Стоит недолго, не говорит ничего, новер-
нулась, пошла. Не больше.

Может быть, она должна была бы на-
нисать тот кусочек письма так:

..Ломнить © тебе?
.Ты видел, как горел и падал город,
как рушились пылающие стены
и мчались под откос, гремя, трамваи.
Но ты не уходил. Ты знал, что город
опять воспрянет. Помнить о тебе?
чувствительности...

«...Дорогая моя подружка Тоня. что
скрывать: за день я здорово устаю, руки
мои orpyoean... Жара, стук, скрежет,
пылища, азмы стиснем зубы и. ничего
не слышим. Работа горит в руках...»

«..Й твердо решила: останусь здесь,
пока над развалинами не подымутся
новые дома».

Он погиб, но. те, кого. спас он-от смер-
ти, приняли его завещание. Они ‘забыли о
чувствительноети. OHH поклялись He
уйти отсюда, прежде чем не поднимется
город из пепла. Их были тысячи, стали
теперь десятки тысяч.

Не так давно я был вновь в Сталин-
граде. То, что я’увидел, показалось мне
не более реальным, чем когда-то город
развалин, облитый светом луны.

Но это все была правда. Тракторный
завод ‘стоял передо мной еще не окра-
шенный, но уже целый. «Буфалло» утю-
жили асфальт между цехами. Я пошел на
кладбище станков. Оно поредело за пол-
тора года. Тут лежали и торчали драго-
ценные когда-то агрегаты — расетрелян-
ные и взорванные немцами..— Вероят-
но, их уже отправили на перенлавку, —
ЦОДУМаЯ

Действительно, тягач тянул какую-то
развалину, положенную на лист брони.

— Нет, в ремонт, — ответили мне.

Я пошел за этой медленной каретой
скорой помощи. Хирурги уже ждали ее.
Они накинулись на раненого с зубилами
и ключами. Они раз’яли его на части. —
«разбросали», как тут принято говорить.
И начался консилиум.

Если бы с людьми можно было посту-
пать Tak же! Больному назначили сделать
новую кровеносную систему охлаждения,
новые нервы электрического управления,
наконец, ‘новое сердце моторов... Они
считали это ремонтом, но это было
не что иное, как станкостроение. Они то-
ропились, ибо надо было пускать завод,
а для этого нужны были станки. В гра-
фике работы были помечены все минуты
операций, в’ том числе по пять часов в
сутки на операцию сна. Это был трехео-
тый станок, который выпускали тракто-
ростроители. Они научились делать все
сами — рольганги, краны, инструменты,
трубы, фитинги, тройники, цепи, электро-
цечи, молоты...

И векоре я увидел, как в новом меха-
носборочном тронулаеь стальная лента
Большого конвейера — того первого в
СССР конвейера, о котором пелись песни
и писались романы.

Инженер сел за рычаги трактора. Мо-
тор загрохотал, дымок вырвалея из тру-
бы... Вздрогнув, машина тронула гусени-
цами наклонный помост, чтобы сойти на

лучшие заводы и лучшие люди заняты
только борьбой и обеспечением побед.
Еще не настало время, когда любые сред-
ства может бросить страна на восетанов-
ление разрушенного. Но восстановление
совершается. Оно движется безграничной
самоотверженностью ‹ людей, отказываю-
щих ©ебе во всем ради родины. Оно есть
подвиг, подобный подвигу на войне, оно
достойно великой битвы, котерая кипела
здесь, в Сталинграде, два года назад.
Далеким тылом стал Сталинград. Ты-
сячи километров прошли воины, защи-
щавшие его, и вошли в Германию, в
страну, откуда пришло сюда разрушение.
Они помнят битву на Волге и город, ко-
торый лег костьми, чтобы спасти страну.
Они помнят тех, кто осталея лежаль под
безымянными могилами,  увенчанными
солдатской каской и весенней травой. Они
не видели города таким, каким он стал
сейчас, и в памяти их он все еще пылает,
рунгится и тибнет. Но они:знают, что ов
уже возникает из пепла. Для ‘чего? Bo
всяком случае, не для того, чтобы через
два десятка лет енова превратиться в
прах, в могилу наших ‘детей-и внуков.
Нет, этому не быть! И, чтобы не было
этого, идут войска в логово зверя. Не го-
рода Германии нужны им, не разрушение
всяких Гуттентагов и Гинденбургов. Их
нужны их родные города и поля, спокой-

землю.

На землю. Нашу, отвоеванную у врага,
политую кровью наших людей, ждущую
вспашки.

Сейчас идет снег в Сталинграде. Дуют
ветры. Летит пурга. Краны, урча, ноз-
нимают тракторы и ставят их один за
другим на платформы. Эшелоны идут на
запад, но тем путям, но которым только
недавно шли войска.

— Следующий! — кричит сцепщик. И
вагоны, лязгая, передвигаются, чтобы
стать против крана.

Все это началось и продолжается в дни

— В мартен? — спросил я.
Фронта = K 5-68-59 2и о К 3-39-70:

Их

С в za 5 Информационного—К 1-3
Писем — К 3-15-М; Художественного —- К 5-36-53, Издательство - К 5:23-20,

Е

ожесточенной битвы, а значит, в дни, ког-

ные на века. Нации созидателей надо
оградить свою строительную площадку
от бандитов, навсегда.

Этого нельзя сделать здесь. Это можно
сделать только там, в питомнике банди“
тизма. Память о битве на Волге вдохнов-
ляет тех, кто бъется сейчас на дер
Стройка на Волге зовет их  растоптать
самое семя фашизма, чтобы ничто не ме-
шало нам выполнять наше призвание;
созидать.

—_—ы—е—=—=—ы=—»—=—»—=—=—=—=—.е=—=—=—=—»—»—е„_—_——
: —

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ, .
Издатель: ПРЕЗИДИУМ

да все силы страны, все материалы, все

К 34-15-06. Приём об’явлений в

Типография ‘«Известий ` Советов депутатоз трудящихся СССР» именн И. И. Скворцова-Стеланова, Пушкинская площадь, 5.

9-10 и К 4-72-37; Экономического 3-58-35;

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,
Chisahore soangiene RPE
Mockre — K 5-74-38;> p Ленинграде 36-78.