Е

ПА i
Berg
ALY

ah

ny
т
Cty
Lorn
Жо
Chin
ЖД
etal
un
peu}
al
Ка
ру
5 qe
ум

ata
мер
[9—
бра:
ну

той
[ИТЬ
10,
Dit
Lan

(1

sel

тес

12,
Ни
ера:

ВАЙ
РА
а,
HAW,

у
и
ИУ
git

ss
sf

выскакивают из кабин. Собираются меет-

ВТОРНИК, 6 ФЕВРАЛЯ 1945-г. № 30 (8640)

В разбойничьем гнезде

немец кого

(Or специального военного

Политотдел помещался в доме, стояв-
шем посредине большого сада. Огромный
двухэтажный особняк. Пожалуй, ни-
где еще не приходилось видеть следов
стель поспешного бегства хозяев, как
внутри этого особняка, во дворе и в саду.
В комнатах на полу, на столах, на шка-
фах, под кроватями, — словом, везде ва-
ляются тряпки, раскрытые чемоданы, ко-
робки.

Еще вчера в этих комнатах все стояло
на своих местах. Десятки рабов русских,
украинцев, белоруссов трудились в птич-
никах, на скотных дворах, Хозяева разгу-
ливали по аппартаментам, во-время плот-
но и сытно обедали, устраивали балы, ез-

_дили в Кенигсберг, вели деловую перение-

ку, заключали сделки и по всякому поводу
кричали: «Хайль Гитлер! Война до побед-
ного конца».

Но вчера после обеда в саду около
особняка разорвалея первый советский
снаряд. Через усадьбу пронеслись немец-
Rue батареи. Хозяин имения, пруссак
Генрих Шлетц, выскочив на дорогу,
нервно спрашивал:

— Что происходит? Куда вы спешите?

Генрих Шлетц ‘умоляюще смотрел на
офицера артиллерии, еще позавчера быв-
шего на очередном балу у влиятельного
пруссака и монотонно твердившего: «Рус-
ское наступление разобьется. Можете епо-
койно продозжать свои дела». Теперь же
офицер даже не подарил Генриху Шаетцу
самого обычного взгляда. Он пронесся
впереди своей батареи, уходящей на за-

`пад, и кто-то из солдат крикнул растерян-
ному немецкому помещику:

— Русские прорвали фронт.
давай ходу!

В доме Генриха Шлетца поднялась па-
ника. ® крыльцу подкатило несколько
парных повозок, на них стали грузить цен-
ное имущество. На платформы двух гру-
зовиков укладывались огромные тюки, ‘на-
скоро упакованные под руководством са-
мого Генриха Шлетца. По комнатам ноеси-
лась хозяйка. Она раскрывала шкафы, вы-
хватывала из них какие-то вещи, бросала
их на простыни и повелительно кричала:

—- Вяжите, несите вниз!

Рассказывая ‘нам 0б этой суматохе в
господеком доме, смоленская женщина из
Дорогобужского района бывшая работни-
na y Шлетца говорит:

— За три часа был перевернут Bech
дом. Хозяин бегал, кричал, приказывал,
отсылал груженые повозки на запад. На
одну машину он посадил хозяйку и двух
своих отпрысков и угнал ее в Кенигс-
берг. А сам остался снова бегать, отда-
вать приказания: «Выгнать коров, сви-
ней». Когда стало смеркаться, в саду
разорвалось еще несколько снарядов,
Осколками убило лошадей, запряженных
в три повозки, и пробило мотор грузови-
ка. Тогда хозяин распорядилея послать
телеграмму Гансу Клейн в Кенигоберг.
Bor ее содержание:

«Вы уже знаете, что свиное стадо у
меня почти удвоилось. Прошу прислать
мне двенадцать человек военнопленных.
Отберите таких, которые не были ране-
ны, менее изнурены».

Вместо военнопленных в имение при-
шли части Красной Армии.

Имение прусского помещика было за-
HATO сегодня на рассвете. Большинство
русских, украинцев, белоруссов, }рабо-
тавших у этого помещика, попались нам
навстречу среди бесконечно тянущейся

Хозяин,

Посадка дуба

АШХАБАД, 5 февраля. (По телеф. от
606; корр.). В Туркмении впервые началась
массовая посадка дуба. Опытными работа-
ми, проводившимися в Фирюзинском уще-
лье (вблизи Ашхабада), установлено, что

помещика

корреспондента «Известий»)

на восток вереницы зюдей, идущих. в
разбитых сапогах, драных пальтишках,
в келках и фуражках, с незавидной по-
влажей за спинами. Они не хотели и ча-
са оставаться здесь, в царстве  много-
летнего рабства. Они ушли в чем были,
ушли, чтобы поскорее выбраться из
проклятой Германии, попасть к ©ебе на
родину, вступить в армию, отомстить за
горе и муки.

Бывшая работница Шлетца— Александ-
ра стоит у дороги, вематривается в каби-
ны проходящих машин и словоохотливо
рассказывает:

— Мой муж Ваня ушел на войну в
июне сорок первого года. Шофер он.
Меня сюда угнали в апреле сорок второго.
Где-нибудь он тут меня, наверное, ра-
зыскивает,

Брупные слезы брызнули из глаз ие
по годам постаревшей женщины. Окру-
жавшие ее бойцы успокаивающе загово-
рили:

— А ты не горюнься. Твой Иван
если не здесь, то в Будапеште или на
Берлин идет. За него мы тебя нашли,

Александра провела Hac по имению.
помещика. Амбары до отказа заполнены
зерном. В огромных кирпичных скотных
дворах несколько десятков коров, около
COTHH тучных свиней, большое  количе-
ство гусей, кур. _
се это плоды наших трудов, —
говорит Александра. — Работали мы, как
волы, по 18 — 20 часов в сутки, а пи-
тались хуже свиней. Носили то, в чем нае
пригнали сюда, жили вот в этом сарае. .

Огромный деревянный барак с узеньки-
ми окнами около потолка. Нары в два ря-
да. Длинные дощатые столы. Здесь жили
рабы прусского поментика. Хозяин не раз-
делял своих рабов TO национальности,
RO всем относился одинаково — морил
голодом, бил наотмашь, наказывал за ма-
лейшую провинность, а когда в его дворе
бывали балы, то и потешался над своими
рабами. Александра рассказывает такой
случай:

Летом сорок третьего года в име-
нии был большой бал. Среди гостей при-
сутствовали офицеры и один старый ге-
нерал. Часа в два ночи подвыпившая
компания офицеров во главе с генералом

Мы в одном белье выскочили на двор.
Нам предложили бежать к мельнице. Ког-

ворвалась в барак, разбудила всех Hac.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

На икорно-балычном заводе в Астрахани
идет заготовка льда на лето. На снимке:
механизированная подтаска льда с реки в

погреба. Фото И. Воробьева.

Культурная помощь
западным областям Украины

КИЕВ, 5 февраля. (По телефону от соб.
корр.). Партийные, советские и хозяйствен-
ные организации, работники науки и искус-
ства Украины оказывают большую помошь
населенню западных областей республики
для быстрейшего восстановления и разви-
тия культурной жизни.

Для работы в школах и вузах западных
областей послано до 10 тыс. учителей,
отправлено около 2 миллионов тетрадей,
школьные принадлежности и учебники.

Для школ неграмотных и малограмотных
Наркомат просвещения УССР издает массо-
выми тиражами букварь, книгу для чтения,
сборник арифметических задач, методиче-
ские советы и программы.

Вузы восточных областей шефствуют над
вузами западных областей. Шефы оказы-
вают учащимся значительную помощь учеб-
ными пособиями, аппаратурой, книгами.

В Ровенскую, Львовскую, Черновицкую,
Измаильскую и другие области выехало
150 кинотехников и механиков, туда же по-
слано более 300 комплектов стационарной
и передвижной киноаппаратуры.

Для организации и укрепления театров в
Измаил, Львов и другие областные центры
выехали киевские артисты.

Колхоз «Маяк коммунизма»

да мы побежали, сзади раздались выстре-
лы. Генерал упражнялся в стрельбе из
пистолета и тут же убил одного рабоче-
го, слегка ранил другого. Раненого руе-
ского хозяин утром куда-то отправил.
Больше я его не вилела.

Прусский помещик Генрих Шлетц был
не только рабовладельцем, но и обычным
‘грабителем. Среди трянок, раскиданных
и брошенных в комнатах, я видел не-
сколько полотенец © кружевами и руески-
ми метками, а среди стада коров— до двух
десятков пеструшек из Смоленской 00-
ласти,

Имение рабовладельца из-под Венирс-
берга приоткрывает завесу над креност-
нической Германией, мечтавшей устреить
новый порядок в Европе, порядок, при
котором немцы были бы господами, а на-
роды всех стран — рабами.

Наступление Ёрасной Армии уничто-
жает этот порядок. На восток движется
пестрая толна мужчин и женщин, 06в0бо-
жденных от фашистского  рабетва. На-
встречу на запад шагают воины-освободи-
тели.

Л. КУДРЕВАТЫХ.

в Туркмении

дуб в условиях Туркмении созревает в три
раза быстрее, чем в лесах обычного. произ-
растания. В течение 15—16 лет дуб дости-
гает 5—6 метров высоты. Обычно таких
размеров дуб достигает лишь за 40—50 лет.

столбов, чтобы успеть вывезти их из леса

строит гидроэлектростанцию

КАЛИНИН, 5 февраля. (По телеф. от
соб. корр.). Колхозники  сельхозартели
«Маяк коммунизма» Борковского сельсове-
та Каменского района давно думали по-
строить собственную гидроэлектростанцию
на реке Осуга. Они уже начали строить ее,
но война помешала довести дело до конца.

Воодушевленные примером передовых
колхозов других областей, колхозники
артели «Маяк коммунизма» недавно реши-
ли возобновить прерванное строительство.
Инициатор ‘этого ‘дела, ‘председатель “‘кол-
хоза тов. Титов уже организовал заготовку

по санному пути. Правление колхоза обра-
тилось в областную контору «Сельэлек-
тро» с просьбой составить смету н оказать
колхозу техническую помощь в строитель-

учший прокатчик Свердловска, депутат

постоянно. действующей комиссией но жи-

`для района и города. Председатель испол-

В дружбе

Как-то, еще в декабре’ прошлого
года, в прокатном цехе Верх-Исет-
ского  металлургического завода пе-

рех началом смены собрались рабочие.
Мохлотовского районного Совета депута-
тов трудящихся Василий Оборин высту-
пил © речью. Напомнив; что сегодня —
большой для советских людей день День
Сталинской Конституции, Оборин сказал:

— Товарящи! Мы с вами привыкли
отмечать торжественные дни крепкой ра-
ботей. Давайте же сегодня в честь нашей
Конституции, в честь великого Сталина
поработаем по-уральски, так, чтобы немцу
томно стало!

Прокатчики разонтлиеь по местам. А к
вечеру, когда подводили итоги дня, ока-
залось, что сделали почти в два раза боль-
ше плана. р

Верх-Исетский металлургический за-
вод — одно из старейших предприятий
России, кусок живой двухвековой истории
Урала. Здесь можно ветретить много ра-
бочих, чьи отцы, деды и прадеды начали
и закончили свою трудовую жизнь на
ВИЗ. (как сокращенно называют завод
в городе). Являясь самым крупным, ве-
дущим предприятием на территории Мо-
лотовского района, завод. находится в
центре внимания районного Совета.

Мы уже назвали имя депутата Василия
Оборина. Он — передовик не только на
производстве. Оборин — активный участ-
ник сессий райсовета, член постоянно
действующей торговой комиссии.

На заводе 15 депутатов — нятая часть
состава районного Совета. Заместитель ди-
ректора денутат т. Чугунов руководит по-
стоянно действующей комиссией райсове-
та по местной промышленности. Денута-
ты — члены комиссии деятельно учает-
вуют в организации работы местной про-
мышленноети и промысловой коопера-
ции района. На-днях комиссия подвергла
резкой критике руководителей райнром-
комбината и комбината № 2 Ноопинеоюза
з& низкое качество выпускаемой продук-
ции и внесла на расемотрение исполкома
райсовета свои предложения о повъинении
качества изделий. Заместитель начальни-
ка цеха депутат т. Мельников руководит

лищно-коммунальным вопросам.

`Через депутатов осуществляется по-
стоянная связь между Советом и коллек-
тивом завода. Верх-Исетский завод давал
и дает большое количество работников

кома Молотовекого райсовета т. Сурганов
в гордостью говорит о собе: «Я — визо-
вец!» Поступив в 1927 году чернорабо-
чим на завод, он постененно освоил слож:-
ную профессию прокатчика. Последние
пять дет т. Сурганов руководит сложным
и больитим хозяйствем райена. Исполком
райсовета проявляет большую заботу ©
коллективе завода, о ето важных жизнен-
ных интересах. Санитарная очистка тер-
ритории рабочего поселка, улучшение дея-
тельности заводских столовых, помощь
индивидуальным огородникам в проведе-
нии сева, подготовка жилищного фонда к
зиме, медико-санитарное обслуживание

стве гидроэлектростанции. К 28-й годов-
щине Октябрьской социалистической рево-
люции колхоз решил пустить первую оче-
редь станции, дать электрический свет и
механизировать уборку урожая в трех селе-
ниях колхоза —- Сыркове, Горках и Гран-
кове.

Произведения Лермонтова
на латышском языке

РИГА, 5 февраля. (ТАСС). Вышел вс<вет
Ha латышском языке второй том собрания
сочинений М. Ю. Лермонтова, В нем напе-
чатаны произведения: «Герой нашего. вре-
мени», «Княгиня . Лиговская», «Вадим»,
«Маскарад» и другие, Перевод — писате-
лей Рудольфа и Карла Эгле.

рабочих завода — эти и многие другие

Новые работы холм

АРХАНГЕЛЬСК, 5 февраля. (По телеф.
от соб. корр.). Холмогорские мастера худо-
жественной резьбы по кости Широко изве-
стны своими замечательными работами не
только в нашей стране, но и за рубежом.
Их произведения в свое время получили вы-
сокую оценку на всемирных выставках в
Нью-Йорке и Париже, а также на Всесоюз-
ной сельскохозяйственной выставке.

В дни войны творческая деятельность
холмогорских резчиков по кости не прекра-
тилась. Мастера художественной резьбы вы-
полнили ряд интересных работ, посвящен-
ных темам Отечественной войны. Резчики
‘тт. Штанг и Синельникова“ сделали  порт-

с заводом

вопросы стояли в центре внимания рабо-
ты иснолкома райсовета и его отделов.

Председателя и членов исполкома ча-
сто можно встретить в заводских общежи-
тиях, в квартирах рабочих, среди семей
фронтовиков. Совсем недавно председа-
тель исполкома проводил © грузчиками
железнодорожного цеха беседу о новогод-
нем отчете уральцев товарищу Сталину.
После беседы т. Сурганов зашел в обще-
житие. И здесь выяснилось, что бытовое
обслуживание рабочих не на высоте. Не-
хватает постельного белья, да и негде по-
стирать его, некуда отдать отремонтиро-
вать обувь. В общежитий всего один pe-
продуктор, к тому же ен плохо работает.
Яивущие здесь часто оказываются неос-
ведомленными о важных событиях в жиз-
ни страны и области.

Немедленно после посещения общежи-
тия председатель исполкома направился
в заводские организации. Вместе с дену-
татом т. Чугуновым они принялись за
дело. Оказалось, что ‘на заводе имеется
запасное постельное белье. Пятьдесят
комплектов были немедленно направлены
в общежития. Оказалось, что местная
промышиленяесть района вырабатывает
радиорепродукторы: можно обеспечить все
общежития. Оказалось, что и вее другие
бытовые нужды (стирка белья, ремонт
обуви) могут быть удовлетворены в очень
короткий ерок. Таков итог только одного
посещения общежития. Народ знает пред-
седателя исполкома, & он по собственным
наблюдениям знает, как живут рабочие
завода и что нужно сделать в ближайнее
время для удовлетворения их нужд.

Успешной работе во многом снособ-
ствует личный контакт, установленный
между председателем исполкома и дирек-
тором завода т. Радкевичем.

Коллектив завода охотно откликается
на все начинания районного Совета, ка-
сающиеёся благоустройства рахона. На тер-
ритории района проходит улица имени
Колмогорова — похездной путь в дровя-
ному складу. Она была очень разбита.
Райсовет рептил привести улицу в хоро-
шее состояние. Всю трассу разделили на
участки, работу на которых поручили от-
дельным коллективам. Труднейший учас-

Под красным вымпелом

ВЛАДИВОСТОК, 5 февраля. (По те-
легр. от соб. корр.). У причалов Владиво-
стокского порта стоят пюд разгрузкой вер-
нувшиеся из далеких рейсов советские
океанские корабли. Среди них выделяется
своим размером светлосерый корабль ©
развевающимся на гротмачте флагом.
Это — старейший советский торговый па-
роход «Трансбалт». Он прошел многие де-
сятки тысяч миль, не раз пересекал все
моря и океаны. Моряки любовно назы-
вают его «старичком» и «ветераном».

Перед войной «Трансбалт» предполага-
лось, как говорят моряки, «списать co
службы и поставить на прикол», Но пат-
риоты корабля — матросы и командиры во
главе со старшим механиком Долгополо-
вым сумели так обновить пароход, что
он снова пошел в далекие рейсы и теперь
является лучшим судном в торговом‘ флоте
страны. За годы войны «Трансбалт» доста-
вил на родину сотни тысяч тони груза, среди
них десятки тысяч сверх плана. В прош-
лом году «Трансбалт» шесть раз выходил
победителем в соревновании, шесть раз
завоевывал красный вымпел Государствен-
ного Комитета Обороны. Под этим вымпе-
лом он ходит и в новом году.

Рядом с «Трансбалтом» стоят корабли
с голубыми флажками. Это — вымпелы
Наркомморфлота н ВЦСПС. Более пяти-
десяти кораблей Дальневосточного Госу-
дарственного морского пароходства закон-
чили плановые перевозки прошлого года
досрочно. Многим из. них присуждены
переходящие вымпелы Наркомморфлота и
ВЦСПС. Достижения моряков этих пере-
довых судов обеспечили Общий производ-
ственный успех всему Тихоокеанскому бас-
сейну, завоевавшему во Всесоюзном со-
циалнистическом соревновании переходящее
Красное Знамя Государственного Комите-

та Обороны. :

Крупный комбинат
строительных материалов

ХАРЬКОВ, 5 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). Особая строительно-монтажная часть
№ 26 создает в Харькове крупный комбинат
стронтельных материалов, необходимых для
развертывания строительных работ в 1945
году на крупных заводах и в городском
хозяйстве Харькова. Уже вступили в строй
‘деревообделочная группа и ремонтно-меха-
ническая мастерская. Накануне пуска ки-
слородный завод. До конца года будут пу-
щены все остальные производства, за ис-
ключением завода металлоконструкций.

Столярный цех комбината рассчитан на

ток дали визевцам. Помимо планирова-
ния и выравнивания, требовалось поднять
насыпь на нолгора метра, заложить тру-
бы для стока воды ит. д. В отдельные
дни на работу выходило по 500—600 че-
ловек. Коллектив отлично справился е за-
данием.

Силами людей завода почти  завер-
шено устройство тротуаров (из
лодного асфальта) по правой стороне
улицы им. Кирова претяжением 1.400 мет-
ров. Понадобилось отремонтировать рай-
онные детские ясли (в них находится
300 детей) — завод изыскал необходи-
мые для этого материалы и рабочую си-
лу. В «День здравоохранения» завод вы-

годовой выпуск 40 тысяч кв. метров изделий.
75 тыс. квадратных метров кровельных бе-
тонных плит и 10 тыс. кубометров железо-
бетонных балок для жилищного строитель-
ства выпустиг в год бетонный цех.

В комбинат намечено включить завод ме-
таллических конструкций на 5 тыс. тонн
изделий в год и ремонтно-механический за-
вод. Комбинат будет одним из самых мощ-

Х0-   ных в республике.

Расширяется сеть детских
учреждений в Молдавии

КИШИНЕВ, 5 февраля. (По телегр. of
соб. корр.). В этом году в Кишиневе значи-

делил в распоряжение райсовета две ав- тельно расширяется сеть детских учрежде-

томапеины,

Таковы плоды совместной, согласован-
ной работы райсовета и коллектива
завода.

В. САФОНОВ,
соб. корр. «Известий».

г. СВЕРДЛОВСК. (По телеграфу).

огореких костерезов

рет дважды Героя Советского Союза лет-
чика-североморца тов. Сафонова. Эти же
авторы с исключительной художественно-
стью выполнили бюст товарища ‘Сталина в
маршальской форме,

Лучший мастер резьбы по кости тов. Хри-
стофоров работает сейчас над произведением
«Кубок победы». В этой работе он задался
целью отразить основные победы совет-
ского оружия наф немецко - фашистскими
захватчиками. «Кубок победы» еще не за-
вершен, но уже сейчас можно судить, что
это будет произведение болышой художест-
венной ценности.

Письмо. из Якутии

. Дорога на Якутск

Горные цепи, густые заросли листвен-
ницы, глубокие нетронутые снега, и среди
них — дорога. По ней одна за другой
мчатся автомашины. ИНять-шесть часов
под ряд перед глазами нассажиров мель-
кают дорожные столбы да редкие бре-
венчатые сторожевые избушки. Потом
внезанная остановка. Шосблок. Водители

ные жители. Они расспрашивают © по-
следних событиях, принимают почту —
письма, газеты. журназы, мешки © раз-
личными грузами.

Из кузовов машин, ебросив брезенто-
вую «крышу», выходят пассажиры. Ёто
обвязан платком, кто закутан в бараний
тулуп, в медвежью или собачью доху.
Быстро заполняются жарко натонленные
гостиницы и столовые. WAH торопливо
глотают кренкий горячий чай, разогре-
вают на железных печках замерзший
хлеб, консервы, вино. И часа через пол-
тора моторы снова наполняют своим гу-
лом тайгу.

Машины идут на Якутск. А давно ли
здесь звенели только бубенцы сибирских
ямщиков, неделями тащившихся на своих
упряжках от одной почтовой станции до
другой? Около трёх месяцев ехал на J0-
шадях © Охотского побережья через таи-
ту и горы, завершая кругосветное путе-
шествие, Гончаров, автор книги очерков
«Фрегат Паллада», знаменитый русский
писатель. Позднее здесь провозили в
якутскую ссылку Чернышевского, и он
писал, что переезд до Якутска «труднее,
чем какое-либо путешествие по внутрен-
ней Африке».

Лишь изредка по пути в Якутск можно
было встретить людекие жилища, глав-
ным образом по берегам Лены. Тайга
оставалась глухой и недостунной. А сей-
час повсюду здесь встречаются селения,
люди.

— Чульман! — кричит, выключив мо-
тор и высунувшись из кабины, водитель.

Перех нами — голые каменные верпги-
ны Яблонового хребта. У подошвы горы,
среди тайги раскинулся на несколько ки-

ние гаража, механические мастерские,
эаектростанция.

Из Чульмана на сотни километров тя-
нутся телефонные провода селекторной
связи. Неподалеку от посёлка обнаружен.
уголь, и чульмановцы добывают его для
своих предприятий. Там же работает за-
вод, изготовляющий мелко- и круннозер-
нистые карборундовые круги и точильные
бруски. В носёлке есть клуб, школа, боль-
ница, магазин, почта.

Десятки таких населенных пунктов
встречаются по пути в Якужек, и все они
появились в последнее десятилетие. Лю-
ди, отвоевав у тайги землю, обжили её,
сделали её плодородной, создали на ней
большое хозяйство, научились в условиах
короткого лета выращивать картофель и
свещи.

Нелегко было создать автомобильную

магистраль. Понадобилось прорубить на
сотни километров, широкую просеку в
тайге, провести трассу через горы и на-
громождения камней, Только на расстоя-
нии 650 километров здесь можно насчи-
тать 1.236 мостов и до 750 искусно сде-
ланных поворотов, обходящих каменные
‘гряды. В зимнее’ время для защиты эт
снежных заносов вдоль дороги выстав-
ляется до сотви тысяч щитов.
Й автомагистраль длиною в 1.200 ки-
лометров действует бесперебойно. Начи-
наясь у станции Большой Невер Амур-
ской железной дороги, она идёт до самых
ворот Якутска. Раньше с наступлением
зимы, когда река dena покрывалась
льдом, Якутия в течение долгих месяцев
не имела связи со страной. Теперь на’
автомашинах и в зимнее время достав-
ляется всё, что необходимо для далёкой
северной республики.

. Огни большого города

До Якутска оставалось двести километ-
ров, когда поднялась пурга. Днём стало
совершенно темно; свет автомобильных
фар, казалось, подхватывался и уносил-
ся ветром. Снежные сугробы росли. Мо-
торы напряжённо гудели от непосильной,
нагрузки, и шоферы через каждые пят-.

лометров бревенчатый посёлок. Выде-

ляются похожее на паровозное депо зда-   паты.

надцать— двадцать минут брались за 19-

Только на третий день путешествия мы

переехали могучую, скованную льдами,

широкую, как морской залив, реку Тену.

К вечеру впереди показались электриче-
ские отни.

— Якутек! — облегчённо сказал шо-
фер и повернул машину прямо к городу.

..Якутск —— один ‘из старейших горо-
дов Сибири. Он был заложен енисейскими
казаками ешё в первой половине ХУН
века. С ним связана история открытия
Дальнего Востока, история проникнове-
ния первых русских в Америку и на
Аляску. Отсюда начинал свой поход ка-
зак Ерофей Хабаров, именем которого был

56 градусов мороза! На юге, дази в
Москве, пожалуй, страшно даже подумать
© такой температуре, а здесь она держит-
ся неделями и месяцами. Жители наде-
вают меховую одежду и, какой бы ни был
холод, ‘идут по своим делам. Улицы
Якутска и днём, и вечером оживлены.

Свободное время население Якутска
предпочитает проводить в тёплых, уют-
ных своих домах или общественных зда-
ниях, но, когда надо, люди работают и на

улице. При нас городские строители за-  ‘мадной площади

канчивали жилой дом но улице Орджони-
кидзе, строили новую центральную город-
скую баню. Якутские дворники при лю-

назван потом город на берегу Амура.

Казачий атаман Семен Дежнев тажже
начинал из Якутска свой беспримерный
для того времени поход. Он спустился
в Чедовитый океан и обогнул Чу-
котку, открыв существование пролива
между Азией и Америкой. В Якутске же,
по заданию Петра Первого, начинал орга-
низацию своих экспедиций исследователь
и мереплавалель Беринг.

Однако слава Якутска, как и многих
городов Сибири, оказалась печальной. Го-
род стал местом ссылки. После декабри-
стов здесь томились сотни других передо-
вых людей старой России. В Якутии же
отбывали ссылку такие деятели больше-
вистской партии, как Серго Орджони-
кидзе, Ем. Ярославский, Урицкий.

Являясь административным центром

огромнейшего края, Якутск но существу
оставался большой деревней, В городе
жило всего около 7.000 человек и наечи-
чывалесь немногим больше 900 построек.
Ни тротуаров, ни мостовых здесь и в по-
мине не было. Летом улицы нокрывались
грязью, а зимой — снегом, и многие жи-
тели Якутска, мужчины и женщины,
круглый тод ездили по городу верхом на
быках.
..Вщё несколько километров, и маши-
на на окраине города. Но где же улицы,
дома, люди? Кругом тёмная пелена сме-
шанного с туманом дыма. Тускло горят
желтоватые, расплывающиеся огни.

— Сегодня минус нятьдесят тесть
градусов, а в дни таких морозов всегда
сильные туманы, ий дым не пробивается

вверх, — об’яснили нам потом местные

бых морозах по утрам появляются у во-
рот в своих белых Ффартуках, убирают
тротуары и мостовые.

Якутск теперь больной город, админи-
стративный, хозяйственный и культур-
ный центр, в котором живут десятки ты-
сяч людей.

Главные улицы покрыты торцевой мо-
стовой. По бокам — ограждённые наряд-
ными заборчиками недавно посажен-
ные деревья. В центре расположены
здания правительственных и обществен-
ных учреждений, русский драматический
театр, Дом пиенеров.

В учебных заведениях Якутска. учатся
тысячи приехавших из самых глухих
уголков республики юношей и девушек.
Кроме начальных и средних школ, имеют-
ся Педагогический институт, Институт
усовершенствования учителей, Научно-
исследовательский институт языка, лите-
ратуры и истерии, Гидрометеорологиче-
ский институт и более десятка различных
техникумов. Недавно открылась детская
музыкально-хореографическая школа.

Но окраинам города расположено свы-
ие пятидесяти промышленных предприя-
тий. Имеются крупный кожевенный за-
вод, стекольный и другие.

Идет подготовка к весенним работам по
благоустройству столицы. республики.

В последнее время Якутск испытывал
острый недостаток в питьевой воде. Веч-
ная мерзлота, сковывающая землю на
сотни метров в глубину, иреграждала до-
стуи чистой ключевой воде. В прошлом
году было решено добыть нподмерзлотную
воду. Недавно эта работа закончена. В го-
роде пробурена скважина глубиной в

жители.

550 метров. Она наполнилась чистой клю-

менты собраны якутскими охотниками,

реснублики бъёт ключом. До поздней ночи.
горят электрические огни на 62-й парал-
лели — огни Якутска.

чевой водой. Открывается возможность
строительства городского водопровода.

В пятидесяти километрах к северу от
Якутска залегают мощные пласты камен-
ного угля. Построены шахты, и город
нользуется дешёвым топливом. Дальше на
север находится другое богатое месторож-
дение. Добываемый там уголь идёт по ре-
ке Лене в бухту Тикси на нужды совет-
ского. заполярного флота, -

Почти у самых окраин Якутска на гро-
залегает высококаче-
ственная железная руда. Рассказывают,
что этой рудой пользовались в старину’
якуты-кочевники. Они изготовляли для,
своих нужд промысловые металлические
орудия. Но преданию, в 120 километрах.
от Якутека, на реке Ботома. когда-то су-
ществовал завод, который обеспечивал
железом полярную экспедицию Беринга.

Много здесь, в недрах земли, золота,
олова и других ценных металлов. Некото-
рые из месторождений используются, но
геологически территория Якутии исследо-
вана линь на восемь десять процентов.
Всё же начало положено, и якутские гео-
логи заняты поисками новых месторожде-
ний угля, железа, золота, нефти — всего
того, что необходимо родине.

Сейчас ретнено создать большой науч-
ный труд по истории Якутии. Коллекти-
вом Института языка, литературы и исто-
рий Якутской АССР собраны богатые
архивные. материалы, относящиеся ещё к
первой половине ХУП века. Интересные
документы представлены археологической
экспедицией. организованной Институтом
истории материальной культуры’ Акаде-
мии наук CCCP и работавшей на реке
Лене с 1940 по 1942 год.

Из городов и сёл республики в Якутск
поступает много фольклорного материала.
Уже получено более ста народных песен,
до 10.000 пословиц, поговорок и загадок.
Эти исторические и литературные доку-

оленеводами, рыбаками.
*
Жизнь в столице ‘далёкой северной

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб. корр. «Известий».
г. ЯКУТСК, январь 1945 г.

ний, улучшается медицинское и бытовое об-
служивание матерей и детей. Количество
детей в детских садах и яслях возрастает в
несколько раз. В ближайшее время будет от-
крыто 5 детских и женских консультаций
с молочными кухнями, Дом матери и ре-
бенка, поликлиника для школьников. Наме-
чено организовать особые продуктовые и
  промтоварные магазины матери и ребенка. -
Предприятия горпромкомбината получнли
большой заказ на изготовление детской
обуви и одежды, постельного белья, кро-
затей.

В Институте театра и музыки

ЛЕНИНГРАД, 5 февраля. (По телеф. от
соб. корр.). Небольшой коллектив научных
сотрудников Государственного института
театра и музыки оставался в Ленинграде в
трудное время блокады, продолжая вести
ценные Научные исследования. Сейчас
институт расширяет свою  деятель-
ность. Пря институте созданы музыкальный
и театральный секторы, центральная биб-
лиотека по вопросам искусства, насчиты-
ваютщая свыше 100 тысяч томов, в болышин-
стве своем уникальных изданий.

Возобновилась работа в лаборатории гра-
фического звука, где был еше ло войны
‘изобретен звукозаписывающий аппарат ва-
риафон. Продолжается усоверщенствование
эмиритона. Открылись кабинеты музыкаль-
ного фольклора и историографии, пополнив-
шиеся материалами выдающихся русских
композиторов и музыкальных деятелей.

Институту переданы архивы Н. А. Рим-
<кого-Корсакова и его сына. Архивы систе-
матизируются и послужат материалом для
специальной монографии.

При ближайшем участии члена-корреспон-
дента Академии наук СССР проф. А. В.
Оссовского институт готовит капитальный
труд по истории русской музыки < древней-
ших времен до наших дней.

Подготовлены к печати второй и третий
томы «Истории зарубежной музыкальной
культуры».

Сектор театра института готовит моногра-
фии и сборники, посвященные русской шко-
ле актерского творчества, показу всемирно-
го значения русского театра и его влияния
на западно-европейский театр, а также кни-
гу очерков о выдающихся русских драма-
тургах,. об истории советского театра.

Английская парламентская
делегация в Сталинграде

СТАЛИНГРАД, 5 февраля.. (TACC).
Вчера на обратном пути в Англию прибы-
ла в Сталинград и сделала здесь останов-
ку лелегация английского парламента в
составе В. Эллиота, Ч. Понсонби, М. Бал-
лера, Д. Паркера, Т. Фрезера, лорда Фа-
ричгдон, У. Робертса, П. В. Джеусона и
С. Кинг-Холла.

На вокзале делегация была встречена
местными властями. Затем гости внапра-
вились в исполком Сталинградского горсо-
вета, где состоялась беседа делегатов с
предселателем горисполкома Д. Пигалевым.

Делегаты посетили исторические места
обороны Сталинграда и братскую могилу на
плошади Павиих борцов, школу и больни-
цу; побывали на Сталинградском тракторном
заводе. В здании горсовета делегаты осмо-
трели дары Сталинграду—почетный меч от
короля Великобритании ‘Георга УТ, почет-
ную грамоту от президента США Рузвельта
и другие,

Председатель

исполкома горсовета

Д. Пигалев ‘дал обед в честь британской
парламентской делегации.

Делегатам были показаны документаль-

ные фильмы «Сталинград» и «Возрождение
Сталинграда».

Сегодня делегация отбыла из Сталин-

града.