{ 4

СРЕДА, -7`ФЕВРАЛЯ-1945-г.-П®-31 -- (8641)

_ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ-ДЕНУТАТОВ: ТРУДЯЩИХСЯ -ССЕР-

В преддв

Брасная. Армия приближается к послед-
нему кругу гитлеровского ада, к ненавист-
ному Берлину. Всё человечество готовится
к величайшему празднику — окончатель-
ному разгрому гитлеровской Германии.
Среди‘ ‘других общественных групи и
мы, ученые, испытываем великую  ра-
дость си гордость. Каждый учёный. рад
близкой гибели разбойников, которые хо-
тели запретить ему говорить и писать на
родном языке, подожгли его дом, убили
ero детей и хотели замучить его самого.
Азаждый учёный рад близкой гибели тех,
кто хотел растоптать свободу и. нацио-
нальную самобытность народов.
  Еоть города, имена которых звучат так
хе величественно, как слова: гуманизм,
свобода, цивилизация, прогресс, Таков
Париж — город революции, разума и
культуры. Такова Флоренция — город ху-
дожников, ваятелей и мыслителей. Таков
Кэмбридж, прославленный именами Бэко-.
на, Байрона, Ньютона, Дарвина и Макс-
вэдла. Таковы Ленинград и Москва, кото-
рые превзошли своей славой все города
мира потому, что в их стенах родились
величайшие идеи мировой истории. На-
звание «Берлин» звучит; как символ
смерти, разрушения и рабства. Отсюда в

течение веков исходили самые реакцион-  .

ные и агрессивные замыслы.

Cro лет назад Гейне, издеваясь над
плейными предками гитлеровцев, писал,
хак в пивном погребе он видел старогер-
манцев, изготовлявших «проскрипцион-
ные списки к тому дню, в который они
должны были, по их расчётам, получить
верховную власть. Каждый, происходив-
ший хотя бы в седьмом колене от фран-
цуза, еврея. или славянина, приговари-
вался к изгнанию. Вто написал малейшую
заметку против. старогерманских нелено-
‚стей, мог готовиться к смертной казни, и
притом казни топором...»

Из Берлина в наши дни разлилась по
миру кровавая тьма. В течение несколь-
ких лет она, эта мгла, росла, и карта

B. HOMAPOB,
Президент Ажадемии Наук СССР

туры. Народы нашей’ страны в своём
прошлом создали научные ценности все-
мирно-исторического значевия. Мировая
техника видит у своих истоков паровую
машину Ползунова, электрическую дугу
Петрова, радиотелеграф Попова, свечу
Яблочкова. Естествознание включало в
число наиболее важных классических ра-
бот атомистику Ломоносова, неэвклидову
геометрию Лобачевского, периодичесвий
закон Менделеева, теорию рефлексов Ce-
ченова и Павлова, световое давление Ле-
бедева и многое другое. В мировом искус-
стве сверкают имена Пушкина, Лермон-
това; Толстого, Достоевского, Чехова;
Горького, Глинки, Чайковскего, Репина и
Сурикова. Общественная мысль в ‘числе
своих корифеев знает Радищева, Чаадае-
ва, Пестеля, Герцена, Белинского, Чер-
нышевского и в лице Ленина и Сталина
т величайних. высот-гениальности.
Суворова и Кутузова. Сталинский гений
вознёс её на новые недосягаемые высоты.
В сталинскую эпоху культура Советской
страны приобрела невиданный размах.

Фашисты хотели бросить нашу `куль-
туру, как и всю мировую культуру, в ча-
дящий костёр средневекового ‘мракобесия.
Красная Армия спасла. цивилизацию,
спасла науку, и понятно поэтому, какую
огромную радость испытывают учёные, и
как они неизмеримо благодарны Красной
Армии, её вождю.

Почему наука может гордиться нашей
великой победой? Прежде всего потому,
что. учёные принимали активное участие
в её подготовке. Я хочу это иллюстриро-
вать одним фактом, характерным для раз
боты еоветских учёных в дни’ войны.

Осенью 1941 года, когда гитлеровские
войска наступали и наша промышален-
ность переезжала’ на Восток, где готови-
лись ‘условия последующего перехода

ерии полной»победы’

; теоретические и экспериментальные, пред-

усская стратегия прославлена именами’

‘(1941 года’ Сталин предсказал близкую

Европы последовательно покрывалась ко-  Красной Армии к наступлению, ‘на Урале
ричневой краской, а сама Европа кровью   нашими учёными была проделана боль-
и дымом, Это дым сожженных городов и  шая работа. Нужно было в очень корот-
деревень и, ещё хуже, дым сожжённых [кий срок, иногда в течение буквально
тюдей, дым Майданека, —его мы никогда   нескольких дней, ответить промышаленно-
не забудем. Кровавая мгла гитлеризма   сти на вопрос © новых сырьевых базах,
угрожаза цивилизации, культуре и науке.   новых источниках энергии, новых транс-
В захваченных и порабощённых странах   портных путях. Геологи, химики, техно-
титлеровцы уничтожали науку, уничтожа-   логи, металлурги, энергетики, экономисты
ти искусство, истребляли культурные цен-   об’единились для того, чтобы в мини-
ности. Они цинично кичились своей не-  мальные сроки помочь, промышленности
навистью к культуре. Ещё в 1933 году   снабдить Красную Армию всем необходи-
\льфред Боймлер — один из участников   мым: В чёрной металлургии учёные в ко-
провокаций и пегромов, ознаменовавших  роткий срок разработали пути перехода
приход Гитлера к власти, был назначен в  заводов Урала на местные марганцевые
Берлинский университет
специально для него созданной кафедры.   зали, как можно воспользоваться мелкими

профессором   базы. Совместно с практиками они пока-.

«политической педагогики». Во ветупи-
тельной лекции Боймлер заявил, что фа-
шизм — это. «замена образованных людей
солдатами». Его сподвижник Альфред
Тобиас говорит, что «настоящему гер-
манцу He ‘нужны умственные способно-
CTH, — OHH чужды северянину. Это — ка-.
чество евреев, славян, монголов». И дей-
етвительно, придя к власти, фашисты
истребили и разогнали учёных и заменили
дарвинизм «научно-биологическими осно-
вами расовой теории»:
Фашисты хотели полностью. истребить
зультуру и науку на всей поверхности.
земли. Они захватили Францию и расечи-
тывали навсегда уничтожить культуру,
ззрастившую философскую мыель Декар-
та, иронию Вольтера, математические по-
троеения Лапласа, художественную 3a-
тонченность Стендаля и Франса. Они хо-
ли разрушить . английскую культуру,
юдившую технический переворот, паро-
зую машину, научные открытия Ньютона,
Фарадея ‘и Дарвина, произведения Шек-

месторождениями богатых марганцевых
руд для выплавки ферро-марганца. Они
нашли наиболее подходящие месторожде-
ния, определили технологические пути для
переработки восточных марганцевых руд.

занные с использованием новых бокси-
товых, медных, никелевых, кобальтовых,
вольфрамовых, платиновых и. других ме-
сторождений. В результате новых химико-
технологических открытий было органи-
зовано производство некоторых важных
оборонных материалов, необходимых для
выпуска ещё более совершенных самолё-
тов и танков. Энергетики ‘разработали
топливный режим предприятий и намети-
ли пути для регулирования графиков
электрической нагрузки, смягчавшие не-
достаток электроэнергии... ‹
Аналогичная работа кипела в ряде
районов страны и во всех без исключения
областях советской науки. В том потоке
металла и оружия, который направлялся

В цветной металлургии учёные помогли:
решить горно-гео%огические вопросы, свя-.

‹шира и Байрона. Фашисты хотели сте-  на фронт из глубины страны, были в не-
ть с лица земли’ культуру славянских   которой степени овеществлены усилия
народов. Наконец, они напали на Совет-  учёных, их опыт, знания и талант,

ий Союз, страну высочайшей куль-  Никогда ещё не было в среде учёных

ИАН

Через Оде
‚ Е вечеру погода изменилась. Морозный  нул танки, самоходные орудия, броне-
туман сменился легким снегопадом. Ви-   транспортеры, активизировал авиацию.
димость была’ ограниченная. Под’ прикры-   Немецкие самолеты делали по 700 и более
тием снежной завесы стрелки подходили   самолетовылетов в день, стремясь воздеи-
х немецкой реке. Герои Дона, Днепра,   ствовать на наши боевые порядки и уни-
Вислы вышли на берег Одера. Вот она —  чтожить переправы. Сражение  при-
река, последняя естественная преграда,   нимало все более ожесточенный характер.
прикрывающая путь к жизненным Цен-   Зачастую населенные пункты переходили
там Германии! из рук в руки по нескольку раз.
’ Немцы с противоположного берега вели  Советское командование решило и Ha
порядочный, но сильный огонь из этот раз. преподнести противнику сюр-
иллерия и миномётов. Высокие столбы   приз. Пока одни части вели бой за рас-
WI поднимались от разрывов снарядов,   ширение плацдармов, другие устремились
тадавших в реку. cai туда, где Одер делает крутой изгиб на се-
Форсирование Одера началось одновре-  В6Т- В течение одного дня они ОА
уенно в нескольких пунктах. Tam, где лед большой марш и оказались на poe naey
\0г служить средством переправы, пехо-   берегу реки. Вслед за ними mere ai
цы шли по нему, где корка ледяного   Понтонные части; форсирование ae Ae
1ирова оказывалась слабой, ее усилива- Началось в том месте, где немцы м
Ш настилами. А там, где фарватер был   Всего ожидали.
пхрыт, саперы спускали на воду лодки и  Батальон капитана Власенко на ры-
моты. За ночь передовые подразделения   бачьих лодках под огнем противника пе-
 вреправились в девяти местах и захва-   реправилея на противоположный берег,
ди небольшие клочки земли, с которых   Бойцы стремительно ворвались в насе-
огнем прикрывали переправу других под- ленный пункт, заранее подготовленный
Лазделений. немцами к обороне. На окраине завяза-
( Как только наши передовые отряды  ЛИсь рукопашные схватки. У противника
итупили на левый берег Одера, гитлеров-   оказались превосходящие силы.
ЦЫ начали контратаковать их боевые по- Немецкая пехота и автоматчики начали
Мдки. Но храбрость воинов Красной   отсекать батальон © флангов и вскоре
\рмии не знала пределов. Бойцы не толь-   замкнули кольцо, стремясь ‘уничтожить
\ отражали контратаки врага, но’ метр   окруженных. Капитан Власенко приказал
и метром расширяли плацдармы. А занять круговую оборону. Гвардейцы от-
И жене бивали одну атаку противника за другой.
1 . . .
плерия, Плацдарм был расширен до Комбат решил, что и
Патнадцати километров по фронту и до победишь, и, приказал роте г
ти километров в глубину. Примерно та-   Боршева атаковать немцев, a сам с остав
Wl Ke плацдарм был завоеван и юго-   шимися подразделениями открыл огонь по
моточнее Бреслау. противнику. Через несколько минут весь
Противник на этом участке усилил с0-   батальон с криками «ура» перешел в ата-
Тотивяение. Гитлеровское- командование   ку, противник не выдержал натиска и на-
нимало, что с захватом плацдармов  чал отходить.
уйсками Красной Армии на заладном бе- ° Этот эпизод — один из многих. Бойцы
№у Одера рушится серьезнейшая На“  и офицеры в боях за завоевание плацдар-
изда сдержать стремительный {а оз показали новые образцы храбрости,
Mek советских частей. И оно бросало к находчивости, инициативы, доблести. В
\№ру свои резервы. Здесь появились Но ние нескольких дней в этом районе
был завоеван большой плацдарм.

и, ранее участвовавшие. С боях
№ Западном фронте, батальоны фолькс-

ek Несколько дней назад ранним утром
юго-восточнее Бреслау

Штурма, охранные и полицейские подраз-
ая артиллерия. Она

Ю\4ения. Первые дни противник контр- на плацдарме
чаковал только пехотой, но затем подтя- загрохотала COBETCK

в

такого великого творческого порыва, как

в дни войны. Советская физика создавала,

посылки для конструирования. новых ви-
дов вооружения; математики -создавали
приёмы наиболее. быстрых вычислений
для артиллерии, авиации и боевых судов;
химики находили и находят новые ‘методы
производства взрывчатых веществ, спла-
вов, ‹ фармацевтических средств; биоло-
ги —— дополнительные» › ресурсы: питания
Врасной Армии и населения; медики спа-
сали и спасают’ новыми методами военной
медицины десятки тысяч жизней. -
Поэтому сейчас, когда близок час окон-
чательной победы, советские учёные мо-
гут разделять со всем народем не только
радость, но и` большую ‘гордость. Они
гордятся тем, что принимают участие в
самом благородном деле мировой исто-.
рии — спасении человечества. от ‚фашиз-
ма. Но у науки сейчас есть ещё одно
основание для гордости. Весть об истори-
ческих победах, © приближении, Красной
Армии к самому логову ‘фашистского зве-
ря — к Берлину —- величайшее торжество
научного предвидения. В ноябре 1941 года
Сталин говорил о неизбежном крахе гит-

гом гениального учёта социальных, эко-
номических и военных факторов. Великий
корифей науки учитывал факторы, кото-
рые только возникали, но которым при-
надлежало будущее. Наука знает. приме-
ры кгениальноге предвидения: Леверье,
предуказавшего открытие Нептуна, Мен-
‚делеева, предсказавшего’ существование
ещё неоткрытых химических элементов.
Маркс, Энгельс, Ленин и. Сталин показа-
ли, что судьбы государств и классов мо-
гут быть предметом строго научного учб-
та и предвидения. `В тяжёлые дни

победу Красной Армии. В следующем го-
ду его слова о близящемся празднике на
нашей улице вдохнули новое мужество в
миллионы сердец.
Прошедшей осенью, 13 ноября 1944 ro-
да, мне выпало на’ долю счастье бе-
седовать с Иосифом ‹ Виссарионовичем
Сталиным, и во время этой беседы в
моём сознании неотступно стояла. мысль
© той великой уверенности в победе, ко-

шающий момент войны говорить `со мной
о задачах Академии наук, о её прибли-
жающемся юбилее, об Институте истории
естествознания и о других вопросах. Эта
величайшая уверенность — результат ге-
ниального, точного, научного, политиче-
ского и стратегического расчёта, Сталина.

‚ Сейчас праздник шумит на нашей ули-
це; Наша улица —= это. столбовая дорога
истории, это ‘путь, по которому человече-
ство идёт вперёд. Праздник на нашей
улице это праздник человечества, празд-

За годы сталинской эпохи, за годы ве-
ликих побед и великих праздников совет-

вещам: во-первых, в дни побед они не
забывают о враге, и, во-вторых, в дни
праздников они не забывают о труде. Мы
не забываем о враге и не забудем о нём
до полного уничтожения  гитлеризма.
Красная Армия стремится к Берлину,
чтобы раздавить , фашизм и сделать в
дальнейшем невозможной германскую
агрессию. Мы помним о каждой жертве
фашизма, и память о жертве не омрачает
праздника, потому что наши победы
означают уничтожение убийц. В уничто-
жении убийц, в отмщении за жертвы
Майданека и других фашистских лагерей
смерти, в предотвращении новторения
этих жертв состоит высший гуманизм.
Мы не забываем также и о труде. Учё-
ные могут и должны новыми открытиями
‘умножать ресуреы: производства и фронта
и тем самым приблизить великий день,

врага.

о

сокрушала доты, артиллерийские и ми-
нометные балареи и другие огневые
точки, выявленные артиллеристами в про-
цессе подготовки. Следом за. огненным ва-
лом двинулись в атаку гвардейцы-пехо-
тинцы Н-ской части.

Атакующим ‘была поставлена задача
обойти одну немецкую крепость на берегу
Одера, разделявшую Hall плацдармы, и,
пробив оборону противника северо-запад-
нее, выйти навстречу другой части; насту-
пающей с такой же задачей союго-воето-
ка. Часть сил была выделена для блоки-
ровки немецкой крепости. Удар с двух
сторон был настолько стремителен,. что
немецкие части не выдержали натиска и,
неся большие потери, вынуждены были
откатиться. : и

К полудню гвардейцы вышли на) авто-
страду, обойдя крепость с северо-запада
и запада. Немцы, не ожидавшие удара в
этом направлении, стали перестраивать
систему огня. Но время было уже упуще-
но. Хорошо продуманная операция разви-
валась с огромной стремительностью-
Гвардейцы обходили опорные“. пункты;
блокировали ›доты; выбивали противника
из укреплений. Попытки врага контрата-
ками восстановить’ утраченное положение
успеха не имели.

С такой же стремительностью развива-
лось наступление наших частей с юго-
востока. Совместно с танками пехотинцы
с хода форсировали приток Одера, овла-
дели двумя сильными опорными пункта-
ми и, сломив сопротивление противника
на этом участке, стали энергично пресле-
довать отходящего противника. Одновре-
менно другие части стали воздействовать
на фланги и расширять прорыв. Комбини-
рованная, точно › рассчитанная ‘операция
двух групи, действующих ‘с различных
направлений, закончилась тем, что войска
соединились и гарнизон крепости оказал-
ся в окружении.

Развивая успех, наши части за три дня
боев продвинулись в глубину обороны
немцев до 20 километров и в то же время
расширили прорыв до 80 километров. по

OHTY. у
фронту Майор А. НАВОЗОВ.

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

леровской Германии. Эти слова были ито-

торая позволяет нашему учителю в. ре-

ник, его прогресса. я ;

ские патриоты выучились двум. важным,

когда наше знамя взовьётся над гнездом

1-й Белорусский фронт. 1. На ‘улицах
Красной Армии из немецкой неволи.

Во Львове

(От корреспондента «Известий»)

Реконструкция города

Бригада Государственного института про-
ектирования городов Украинской ССР во-
зобновила прерванную войной работу по
составлению генеральной схемы рекон-
струкщии Львова. Проектируются расшире-
ние магистралей, связывающих. центр.с вок-
залом, новая планировка железнодорожного
узла, строительство крытых ‘рынхов,  дет-
ских ДОМОВ, ШКОЛ И Т. П. :

В одном из живописных районов, в так
называемой Погулянке, славящейся своими
прекрасными прудами, намечается разбить
парк культуры и отдыха, в районе Жовкив-
ского шоссе — создать летний водный бас-
сейн: В центре города ‘за оперным театром
‘проектируется болыная площадь.

Колхозные радиоустановки

На Львовском элехтроламповом заводе
изготовлены первые комплекты усилитель-
ных ралиоустановок сельского типа © но-
вым, сконструированным здесь ‘колхозным
приёмником «Победа». Радиоустановка вы-
пускается в комплекте с очень удобным
для переноски ветряным двигателем и ди-
намо для зарядки аккумуляторов. i
_ В этом году после ‘реконструкции завод
приступит к массовому производству новых
колхозных радиоприёмников с полным обо-
рудованием для сельского радиоузла.

Памятники героям

Идуг работы по: увековечению памяти
героев, павших в борьбе за освобождение
Львова от немецких оккупантов. Главный
городской архитектор т. Натальченко раз-
работал проект памятника, и архитектурного
оформления‘ «Холма Славы», куда будут
перенесены тела’ бойцов и командиров, по-
хороненных зв различных частях города.

‘Открылась выставха присланных на’кон-
курс проектов памятника Львовским диви-
зиям. В конкурсе участвовали архитекторы
многих городов Советского Союза. Памят-
ник предполагают установить в центре го-
рода возле университета имени Ивана
Франка. м i ы

Оперный театр готовится
к открытию сезона

Свыше миллиона ‘рублей ассигновано в

этом году на восстановление одного из
крупнейших на Украине, ‘замечательного
по архитектуре здания Львовского оперного
театра. Ремонтируются ‘купола, сцена, пере-
стилаются полы, Реставрируются. роспись и
лепха стен и потолков.
Театр’ готовится открыть сезон в марте.
Первыми. постановками будут оперы «Тра-
виата», «Запорожец за Дунаем», «Кармен»,
«Евгений Онегин», «Тарас Бульба», балет
«Лебединое озеро». и др.

Зимние водные бассейны

Во Львове оборудуются ‚зимние водные
бассейны. Первым открылся учебный водный
бассейн на Академической улице. Сборная
команда пловцов приступила здесь к трени-
ровке ‘под ‘руководством ‘мастера спорта
Григоренко. : Re

Готовится’ к открытию зимний ‘водный
бассейн в центре ‘горола по Яблоновской
улице. Здесь будут‘ оборудованы вышка
для прыжков, раздевальни, сушилка и грел-
ха, медицинский кабинет  и т. п.

Юбилей Института
горючих ископаемых

Вчера ‘в Москве открылась ‘сессия учено-
го совета Института. горючих ‹ ископаемых
Академии наук СССР, ‘посвященная деся-
тилетию со ‘дня основания института. В за-
ле Дома ученых собрались работники’ науч-
ных учреждений и наркоматов. Первый ви-
це-президент Академии наук СССР_А. А.
Байков, приветствуя коллектив института,
отметил, что в дни войны его научные
работники сделали ряд ценных открытий,
В институте успешно осуществляются илен
основателя института —: крупнейшего уче-
ного, создателя нефтяной геологии. покой-
ного академика И. М. Губкина.

С докладом о деятельности института за
десять лет выступил его директор академик
С. С. Наметкин, у

ok

Сессия продлится четыре‘ лня. Будет
заслушано около: 60 докладов по вопросам
происхождения, химии HH сдобычи ` нефти,
твердого топлива‘и др.

Шахматный «Кубок Москвы»

Выиграла команда «Зенит»

Вчера ` поздно вечером решающим матчем
между командами’ спортивных ‘обществ
«Зенит» и «Наука» ‘закончился розыгрыш
шахматного «Кубка. Москвы».

Плотным` кольцом окружали” зрители
столик, за которым играли’ сильнейшие
шахматисты обеих команд — гроссмейстер
Котов («Зенит») и мастер Панов `` («Нау.
ка»). .

Команда‘ «Зенит» выиграла матч со сче-
том 7:3.

города Познани. 2, Русские девушки (слева), освобожденные в Познани бойцами

Фото Г. Капустянского,

Сокровишница советской культуры

К двадцатилетию Государственной

Ченинская библиотека отмечает свое
двадцатилетие. 6 февраля 1925 года
Румянцевская библиотека — первая пуб-
личная библиотека в Москве—была пре-
образована в Государственную библиоте-
ку СССР ий присвоено имя В: И.
Ленина. 3

Кте не знает ленинской библиотеки —
сокровищницы нашей культуры, где со-
брано все лучшее, что издано в нашей
стране за все время’ существования
книгопечатания! И это не мертвое хра-
нилище книг. Миллионы людей пользуют-
ся им. Для многих ученых и студентов
читальные залы Фенинской библиотеки
являются родным домом, где они рабо-
тают, совершенствуют свои знания, что-
бы двигать науку вперед:

Только в истекшем году восемь чи-
тальных зал библиотеки посетило около
миллиона читателей.

Румянцевская. библиотека насчитыва-
ла перед революцией лишь около с де-
BATHCOT тысяч книг. Сейчас в. Ленин-
ской библиотеке имеется десять. мил-
лионов книг и ‘журналов на девяноста
языках народов Советского Союза и `се-
мидесяти. иностранных языках. Ленин-
ская библиотека — одна из крупнейших
библиотек мира. Она не уступает ста-
рейшей библиотеке Британского музея
и библиотеке конгресса США в Вашинг-
тоне. ка.

‘Ленинская библиотека  обелуживает
книгами не только москвичей, но и науч-
ные организации, библиотеки и отдельных
учёных многих других городов. Кроме
того, она является научно-вепомогатель-
ным учреждением; которое. своими справ-
ками, ‘библиографическими материалами
помогает правительственным  учрежде-
ниям. Сорок девять тысяч библиографи-
ческих списков и справок было выполне-
но в прошлом году. Большая работа ве-
дётся по международному книгообмену.
Даже в военное время книгообмен осу-
ществляется ¢ 36-ю различными стра-
нами.

Библиотека имени. Ленина — центр
рекомендательной библиографии для всех
массовых библиотек. За последние два
года ею составлены каталоги для сель-
ских и районных библиотек и свыше по-
лусотни рекомендательных библиографи-
ческих указателей по различным войро-
сам. Библиотекой составляется универ-
сальная библиография литературы о Ве-
ликой Отечественной войне и ежеквар-
тально издаются указатели, в которых
отражены наиболее ценные печатные ма-
териалы о войне.

Военный отдел библиотеки по суще-
ству являбтся центром военной библио-
графии СССР. Располагая ценнейшим
фондом военной литературы как на рус-
ском, так и на иностранных языках, во-
енный отдел создал каталоги, - являющие-
ся базой научно-иеследовательской рабо-
ты по военным наукам.

Отдел редких книг, созданный два-
ath лет назад и собравший памятники
печати всех времен и народов, помогает
работникам советской полиграфической
промышаенности и художникам — офор-

Нет заботы об.

В начале Отечественной войны Всесоюз-
ный научно-исследовательский институт
льна Наркомзема СССР (ВНИИЛ) -вы-
нужден был эвакуироваться из города
Торжка, где он в` течение десяти лет
создавал и создал еолидную научно-про-
изводственную базу. В 1943 году инети-
тут вернулея из эвакуации в разби-
тый немцами город.

Условия для работы института оказа-
лись исключительно тяжелыми. Коллек-
тив его ‘имел все основания ‘расечиты-
вать на помощь, тем более; что Совнар-
ком Союза 30 июня прошлого года пред-
ложил восстановить деятельность инсти-
тута в гор. Торжке, В том же решении
Совнарком обязал Калининский облиснол-
ком передать институту его здание и
экспериментальные мастерские.

Указание Совнаркома было точным и
яеным. Вслед за тем Наркомзем Союза
COP специальным ‘приказом обязал Глав-
ное управление — научно-исследователь-
ских учреждений HRS, возглавляемое
тов. Авдониным, восстановить: работу  ин-
ститута‘на его прежней базе. *

Прошло с той поры несколько меся-
цев, но ничто не изменилось в жизни ин-
ститута. Ничем ему ‘не помогли местные’
руководящие организации. Ничего не
сделало и Главное управление научно-
исследовательских учреждений.

Институту нужна материальная и тех-
ническая помощь. Месяца три назад! за-
меститель директора института тов. Po-
таит, будучи в Москве, добился того, что
Главное управление научно-исследова-

`библиотеки СССР им. В. И. Ленина

мителям книг
лучших книгоиздательств.

Полным ходом идет работа над завер-
шением генерального систематического
каталога Ленинской библиотеки. Уже сей-
час ‘он является единственным в своем
роде аппаратом; раскрывающим богатей-
шее содержание книжных фондов библио-
теки, и служит базой для научной рабо-
ты во всех областях знания.

Рост! и развитиё ‘библиотеки за истек-
шие двадцать лет огромны. Совнарком, в
соответствии с указаниями В. И. Ленина,
обязал в свое время Румянцевскую би- :
блиотеку иметь все вышедшие и выходя-
щие в России произведения печати. По
мере роста печати Советского Союза рос-
ла и библиотека, увеличивался ее удель-
ный вес.

В период Великой Отечественной вой-
ны Ченинская библиотека ни на один день
не прекращала своей работы. Даже тогда,
когда немецко-фантистские захватчики
приближались к Москве, читальные залы
  были открыты, продолжалось комплекто-
вание библиотеки, выполнялись библио-
графические работы по заданиям прави-
тельства и военных организаций.

Чтобы спасти свои драгоценные фон-
ды, коллектив библиотеки выполнил в те
дни огромную работу. Около четырех
миллионов книг былое перенесено из. ста-
рого здания в новое, тде ‘им обеспечива-
лась большая безопасность. Семьсот ThI-
сяч наиболее ценных книг и папок с py-
кописями удалось эвакуировать в глубо-
кий тыл. Более двухсот зажигательных
бомб было потушено на территории би-
блиотеки в дни. воздушных налетов врага
на Москву. 85

В дни войны библиотека не только про- »
должала обслуживание читателей в’ своих
старых читальных залах, но открыла и
новый читальный зал — детский, кото- -
рый посещает ежедневно до семисот де-
тей. Значительное развитие получила биб-
лиографическая работа. Библиотека на-
чала издавать бюллетень, информирую-
щий научных работников о библиографи-
ческих работах, выполняемых в различ-
ных концах Советского Союза. Уже в
прошлом году Ленинская библиотека по
основным показателям фаботы достигла
довоенного уровня, а по некоторым и пре- ^
высила его.

Реэвакуация книГ, осуществленная в
августе 1944 года, позволяет вновь ис-
пользовать для читателей все фонды. Биб-
лиотека составаяет ряд библиографиче-
ских справок, связанных с важнейшими
проблемами развития народного хозяН-
ства и культуры. :

В настоящее время перед коллективом
библиотеки стоит задача усилить помощь
науке. и культуре, постоянно повышать
уровень обслуживания читателей” Библи-
отека обязана полнее использовать для
государственного строительства хранимое
ею книжное достояние, являющееся од-
ним из величайтих сокровинг советской
культуры.

В. ОЛИШЕВ,
директор Государственной библио-
текн СССР имени В. И. Ленина.

Институте льна

тельских учреждений. разработало проект
соответствующего приказа. Но приказ не
увидел света, :

Калининский облисполком занял по-
зицию, явно противоречащую указаниям
Совнаркома СССР. Он передал институту‘.
не все здание на улице Луначарского, &_
только часть его, А  экспериментальные
мастерские попрежнему заняты. широко
и удобно расположившимся здесь гор-
промкомбинатом. `

Институт не располагает ни рабочей
силой, ни строительными материалами
для восстановительных работ. Лишен-
ный поддержки, ‘он до сих пор не может
привести свое хозяйство хотя бы в эле-
ментарный порядок. В кабинетах и ла- -
бораториях нет зимних рам, окна забиты -
фанерой и досками, двери разбиты,
электропроводка оборвана. Научные: еот-
рудники работают в полумраке, сидя, на
ящиках и за ящиками; зак как стульев
и столов нехватает. :

А ведь этот институт — единственное
в стране научно-исследовательское ’`уч-
реждение, призванное совершенствовать.
отечественное льноводство, Прямой долг
и Калининского облисполкома; и Главно-
го управления ` научно-иселедовательских
учреждений пойти навстречу его жизнен--
ным интересам, оказать материальное и
техническое содействие в восстановлении
нормальных условий работы. И не только
долг, но и прямая обязанность, вытекаю-
щая из постановления Совнаркома,

Н. КАВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

в использовании опыта) -