Ra,
Md,
Hoe

od
=

В»

`на землях Ливонии. Тринадцать лет тыся-

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 ФЕВРАЛЯ 1945 г.

На вершине холма, зажатого реками
Мемеле и Муса, живописно разбросан не-
большой латышский городок Бауска. В да-
лекое прошлое уходит его история. Пять
столетий назад, когда по земле Ливонской
бродили хищные отряды немецких рыца-

ей-меченосцев, глава рыцарского ордена
ентден облюбовал холмистый треуголь-
ник земли у слияния рек Мемеле и Муса.
Здесь в 1443 году началась постройка ры-
царского замка, оплота немецкой власти

чи вотяков, угнанных со своих родных
земель рыцарями, воздвигали массивные
стены замка - крепости.

В начале ХУИ века на земли Ливении
нахлынули новые завоеватели— шведы. В
1625 году они захватили замок и разру-
шили его. Долгие годы, до конца того ве-
ка, лежал замок в развалинах. Но вот
шведский король Карл ХИП, вышедший в
поход на завоевание русских земель, при-
казал восстановить замок как символ
владычества Швеции на берегах Прибал-
тики. В 1701 году замок был восстанов-
лен, а спустя четыре года войска Петра
Первого захватили замок. В 1706 году
Петр осмотрел его и приказал взорваль.
На огромном куске стены, свалившемся на
землю, Петр оставил надпись: «На этом
камне обедал Петр Первый». С тех пор
никто замок уже не восстанавливал.

Выросший ‘у замка поселок, получив-
ший название от своего местоположения
(6ayse — на старо-латышеком языке зна-
чит: вершина холма), с тех пор быст-
ро развивался и превратился в город Ба-
уска. Мрачная история развалин замка

№ 35 (8645) AViSBECTHA

ска

машиего хозяйства, вышли на восстанов-
ление взорванной немцами плотины.
Ткачихи шерстеобрабатывающей фабрики
выткали на ручных станках приводной
ремень для динамомашины. Векоере горох
получил свет.

Тяжелое зрелище предетавлял пивова-
ренный `завод. Здание его было пробито
снарядами, крыша разворочена, рамы и
стекла выбиты. Могло быть еще хуже,
если бы не героизм рабочих. Немцы не-
сколько раз снарядами поджигали завод,
но рабочие под обетрелом сбивали огонь,

На завод возвращались прежние его

работники. Пришел латыш Янис Пинту-

лис, освобожденный из немецкой тюрь-
мы Прасной Армией. В 1941 году совет-
ская власть сделала рабочего Яниса Пин-
тулиса директором. Теперь ему вновь вру-
чили управление заводом. Через месяц по-
сле освобождения города старый мастер
пивовар Матулен сварил первов пиво.
Оно было отправлено в подарок частям
Красной Армии.

Немцы оставили город без мельницы.
0 восстановлении взорванной не могло
быть и речи, так велики были разру-
шения. Предириимчивые рабочие нашли
выход, Из-под обломков  взорванной
мельницы были извлечены жернова и
установлены в здании шерстеобрабаты-
вающей фабрики около гидротурбины.
Уже через несколько дней можно было
молоть зерно.

Старый гончар Милтыни по своей ини-
циативе собрало кустарей-гончаров и
предложил им о0б’единить свои усилия.
Так, на базе кустарных мастерских возник
гончарный заводик, который изготовил

отошла в небытие.

Прошло пять столетий, и на мертвых
развалинах замка появились новые орды
завоевателей. В 1943 году гитлеровцы
торжественно праздновали 500-летие 06-
нования замка и вели разговоры о вос-
становлении его. На развалинах произно-
сились речи о том, что «фюрер» довел до
конца дело рыцарей, что отныне Велико-
германия навеки обосновалась на берегах
Прибалтики.

Но прошел год, и осенью 1944 года
воины Красной Армии ‘сбросили с верши-
ны холма на берег Мемеле последних по-
томков рыцарей — гитлеровских разбой-
НИКОВ.

*

0 том, что произошло после того в го-
роде Бауска, будет наш рассказ.

Когда за рекой отгремели  побледние
выстрелы и жители вылезли из погребов,
они не узнали своего города. Густой дым
висел над холмом, и черная копоть оседа-
‚ла на красные черепицы крыш. Горели
большая мельница, элеватор, электростан-
ция, шерстеобрабатывающая фабрика.
Бесформенные массы железобетона —
остатки моста — валялись в реке, и воды
Мемеле, получившие свободу после взры-
ва плотины, с шумом переливались через
Hex

Погибло все, чем жил город. Й люди
ходили по пожарищу, страшась завтран-
него дня; кто восстановит разрушенное,
откула найдутся для этого капиталы? Для
жителей города, всего лишь год накануне
войны проживших при советском строе,
такие вопросы казались неразрешимыми.

—= Теперь хозявва-—мы © вами. Мы и
восстановим все, ответили горожанам в

уездном комитете партий и уездном

исполкоме.
Петерсу Вормсу, инженеру большого
рижского завода, предложили возглавить
восстановление промышленности.
Люди горячо взялись 3a работу.
Нашлось все: и капиталы, и материалы.

Капиталы, впрочем, оказались на первых

порах ненужными. ‚ Люди. отдавали свой
труд безвозмездно, материалы находили
тут же, среди разрушенного, на складах
бывших хозяев, на ‘дорогах, являвигих в
те дни’ кладбище брошенной немцами
техники. Воинские части помогали на
своем транспорте перевезти найденное.
Восстанавливать жизнь города взялось
само население. Женщины, He знав-
шие никогда другой работы, кроме до-

посуду для общественной столовой и дет-
ских яслей, изразцы для печей. Кустари-
столяры коллективно организовали ре-
монт школ, общественных зданий.

Когда Петерс Ворме докладывал в Ри-
ге в Наркомате местной промышленно-
сти 0 работе Баусского промкомбината,
ero забросали вопросами:

— Как вы всё это сделали? Где взяли
материалы, рабочую силу?

Петерс Ворме смог сказать лишь одно:

— Народ, жители города все сделали
евоими силами, своими средствами.

Подходит к концу восстановление пос-
леднего баусекого предприятия — шер-
стеобрабатывающей фабрики. Это—инте-
ресное по своей организации предприя-
тие. В уезде с широко развитым овце-
водетвом частные предприниматели по-
строили 3 шерстепрядильных фабрики,
которые принимали от крестьян шерсть
для выделки пряжи. В городе же была
построена шерстеобрабатывающая фаб-
рика, которая принимала от крестьян
шерсть и взамен отпускала готовое сук-
но, а также брала на отделку и окраску
сукна, выделанные самими крестьянами.

Из этих предприятий ныне создан
своеобразный комбинат. Шерстепрядиль-
ные фабрики, разбросанные по уезду,
являются как бы пунктами заготовки

сырья для шерстеобрабатывающей фабри-

ки. Они сдают фабрике 20 процен-
‘тов шерсти, которые взимают с заказчи-
ков за выделку пряжи. Фабрика полу-
чает также шереть за выделку сукон и
обработку их. Все это и составляет
сырье, из которого фабрика будет выра-
батывать продукцию для рынка.
*

Жители Бауска с гордостью  показы-
вают. возрожденный город. На улицах
встречаются ребята, шагающие в школу.
К складам Заготзерна тянутея подводы с
зерном. Крестьянки, сдав хлеб, спешат в
лавки потребительской кооперации за то-
варами. Я площадь  заставлена
возами со всякой снедью, чего город не
видел три с лишним года; немцы He
разрешали рыночной торговли сельскохо-
зяйственными продуктами.

— Казалось, не наладить уже нам
жизнь, — говорят жители. — А вот
взялись вместе, и все образовалось. Ког-
да народ берется, он все может...

А. СТЕКОЛЬНИКОВ,
спец. корр. «Известий».

ЛАТВИЯ.

Харьковский завод «Серп и молот» наладил
зяйства, На снимке: в цехе, сборки. На первом плане стахановцы ДД, А. Андриенко и А. А.

Косенко за рабогой.

Инициатор создания филиалов и баз—
президент Академии наук СССР акаде-
мик В. J. Комаров неоднократно под-
черкивал, что эти научные организации
на местах имеют большое будущее. И
действительно, Академиями наук C0103-
ных республик уже стали Грузинский,
Армянский и Узбекский филиалы.

— В ближайшие дни, — сказал в be-
седе с сотрудником «Известий» замеети-
тель председателя Совета филиалов и
баз Академии наук СССР академик
В. Н. Образцов, — в Академию наук пре-
образуется еще один из наних филиа-
лов — Азербайджанский.

Девять сессий, проведенных Азербайд-
жанским филиалом в дни войны, показа-
ли многообразие его тематики ий отрази-
ли основные направления деятельности
азербайджанских ученых.

На-днях президиум Академии наук СССР
рассматривал план работ филиалов и баз
на 1945 год. Тематика Азербайджанского
филиала насыщена проблемами, разреше-
ние которых крайне важно для всей на-
шей страны. Геологи продолжат разработ-
ку вопроса о геологической основе поис-
ков и разведки нефтяных  месторожде-
ний. Они будут разрабатывать научную
классификацию горных пород, изучать
ресурсы редких элементов. Ботаниками
начато изучение эфиро-масличных ра-
стений республики с целью замены при-
возного сырья. Ботаники будут работать
также над проблемой озеленения насе-
ленных мест. Они подготовят второе из-
дание десятитомной «Флоры Кавказа».

Зоологи составят карту распростране-
ния наземных позвоночных Кавказа, зай-
мутся вопросами повышения продуктив-
ности сельскохозяйственных животных,
расширения пищевых ресурсов. Много

выпуск молотилок для нужд сельского хо-

Фото С. Хорошко.

Академия наук Азербайджанской СР

Беседа с заместителем председателя Совета филиалов и баз
Академии наук СССР академиком В. Н. Образцовым

важных тем ставит Энергетический ин-
ститут. Среди них — составление ка-
дастра водных сил Азербайджана. В чает-
ности будет впервые исследована Нагор-
но-Карабахская автономная область. Ин-
ститут займется проблемами рациональ-
ной организации энергетического хозяй-
ства на нефтяных промыслах.

Химики продолжат изучение моторного
топлива и вопроса ой использевании про-
дуктов пиролиза нефти. Физики посвятят
свой труд дальнейшему развитию гидро-
физического метода разведки на нефть.
Они также продолжат изучение физиче-
ских свойств нефти и нефтепродуктов.

Почвоведы будут заниматься инвента-
ризацией земельного фонда, вопросами
вторичного засоления почв, их мелиора-
ции, новышения урожайности сельскохо-
зяйственных культур.

В Институте литературы и языка бу-
дет вестись работа по составлению сло-
варей, научных грамматик, пособий для
вузов. Историки продолжат изучение про-
шлого Азербайджана. Сектором филосо-
фин намечено составление «Истории раз-
вития философской и общественной мыс-
ли в Азербайджане».

Большинство этих работ будет ocy-
ществляться национальными кадрами
республики, выращенными в филиале при
активной помощи центральных институ-
тов Академии наук СССР.

— Можно не сомневаться, — сказал
в заключение В. Н. Образцов, — что
вновь создаваемая Академия наук Азер-
байджанской ССР, продолжая традиции
филиала, будет способствовать  дальней-
шему расцвету науки в нашей стране.
Приветствую ученых братекой республи-
ки и желаю им всяческих успехов в их
деятельности на благо нашей любимой
родины.

Ценная инициатива

ТУЛА, 10 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). Коллектив одного из крупных заво-
дов, где директором т. Орловский, с прош-
лого года шефствует над  Полтевской и
Чернской машинно-тракторными  станция-
ми. Обе подшефные заводу МТС значи-
тельно перевыполнили свои годовые планы
тракторных работ: одна на 16, другая на
45 проц. В этом году ‘завод передал каж-
дой МТС по одному станку и необходимое
количество инструментов для ремонта ма-
шин, а также направил к ним две бригады
квалифицированных рабочих. Полтевская и
Чернская МТС успешно реализовали пла-
ны ремонта тракторов в четвертом квартале
и хорошо работают сейчас. а

‚Сегодня коллектив завода выступил в
областной газете с обращением к. другим
заводам города, в котором предлагает на-
чать соревнование за досрочное выполне-
ние заданий по изготовлению запасных час-
тей для МТС. Инициаторы взяли на себя
обязательство реализовать квартальный
план по производству запасных частей к 1
марта.

Кроме того, они предложили всем заводам
города оказать помощь Тульскому моторо-
ремонтному заводу и за счет мобилизации
внутренних ресурсов своих предприятий
вдвое повысить его мощность по производ-
ству запасных частей к тракторам и ремон-
ту моторов.

Инициаторы

соревнования

В Старо-Бешевской МТС

Временами казалось, что  трудно-
сти  непреодолимы.  Недоставало 3a-
пасных частей, мало было станков и ин-
струментов, нехватало квалифицирован-
ных ремонтников. Но каждое новое за-
труднение лишь заставляло старобешев-
цев работать настойчивее, напряженнее.

— Вся страна знает, что коллектив
нашей МТС обязался закончить, ремонт
машин к 1 февраля. Ночами рабо-
тать будем, а чести колаектива не запят-
наем; —- говорили стахановцы, -—— Слово
  дали и одержим его!

Самоотверженный труд, инициатива и
изобретательновть старобешевцев помог-
ли им преодолеть вое трудности. Рабочие,
механики и трактористы внесли десятки
ценных рационализаторских предложений.
Механик т. Коссе и слесарь т. Шалашов
сконструировали ручной станок для рас-
точки подшинников. Благодаря этому т0-
карным станком стали пользоваться для
других, более сложных работ. По предло-
жению ремонтников тракторные моторы
обкатывалиеь не на масле, а на воде. В
результате сэкономили более 500 кило-
граммов масла. Обкатка прошла успеш-
но — моторы не перегревались, заеда-
ний не было.

Отсутетвовали крайне необходимые за-
пасные части. Выручили инициатива и
неутомимость энергичного и дружного
коллектива.

— Командируйте кого-нибудь в Кон-
стантиновку, — посоветовали рабочие ди-
ректору МТС т. Цимиданову, — там на
базе металлолома можно найти немало
нужных нам запасных частей.

Люди были посланы и в Константинов-
ку, и на «Каракубстрой», где после тан-
кового боя в 1943 году осталось много
подбитой ‘немецкой техники. Действи-
тельно, они привезли множество различ-
ных деталей и запасных частей, одних
коренных подшипников около 120 штук.
Beé, что можно было реставрировать, ста-
робешевцы использовали. В своей мастер-
ской они восстановили тракторные детали
сорока различных видов.

Ремонт тракторов в Старо-Бешевской
МТС был организован по бригадно-узло-
вому методу. Опытный мастер Василий
Ляшенко руководил бригадой по ремонту
и испытанию моторов. Бригады, возглав-
ляемые тт. Николаевым и Гурантовым, ре-
монтировали задние мосты, бригада тов.
Кирьязева — коробки скоростей.

Трудились не покладая рук. Токарь
Михаил Загреба выполнял задания на

слесарь-инструментальщек Харитон Ге-
расимович Логвинов вырабатывал за день
не менее трех норм,

10 января — в день, когда Сталинской
области вручали переходящее Красное
Знамя Государственного Комитета Оборо-
ны за успешное выполнение планов ре-
монта тракторов в октябре и ноябре,
‘коллектив Старо-Бешевской МТС рапор-
товал о завершении годового Илана pe-
монта тракторов.

— Мы рады сообщить, — говорила 6
трибуны областного совещания работня-
ков сельского хозяйства знатная тракто-
риетка депутат Верховного Совета СССР
Hams AureauHa, — что коллектив нашей
МТС досрочно выполнил свое обязатель-
ство. Отремонтированы и Приняты .тосу-
дарственной комиссией все 64 трактора.

Закончив ремонт тракторов нь два ме-
сяца раньше: правительетвенного. срока,
старобешевцы прилагают. все усилия, что-
бы досрочно выполнить и остальные. обя-
зательства. и

Большую помощь оказывают етаробе-
шевцы своим соседям: Поврово-Киреев-
ской и Б.-Каракубской МТС. Обязавшиеь
привести в порядок для этих двух стан-
ций не менее двадцати тракторных мото-
ров, четырнадцать из них они уже завез-
ли в мастерскую, разобрали и ремонти-
руют.

Групна квалифицированных слесарей,
трактористов и механиков Старо-Бешев-
ской МТС выехала недавно в села, чтобы
помочь колхозам в ремонте сельскохозяй-
ственного инвентаря.

Хорошо поставлена в МТС массово-по-
литическая работа. Станцию часто пос6-
щают работники райкома партий й его 66-
кретарь т. Решетов. Они выступают с до-
кладами, проводят беседы.

Узнав о победах доблестной Красной
Армии в союзной нам Польше, старобе-
шевцы решили увеличить фонд помощи
семьям защитников родины. Из личных
запасов тракторясты вносят в этот фонд
десятки центнеров хлеба. Трактористка
Вера Костина из бригады Нади Ангели-
ной внесла 14 центнеров хлеба, тракто-
ристы бригады т. Николаева — более
4 тонн хлеба.

Подняв знамя Всесоюзного социалисти-
ческого соревнования, старобешевцы с
честью выполняют свои обязательства,
делают все, чтобы во всеоружий ветретить
весенний сев, завоевать в 1945 году вы-
сокий сталинский урожай—урожай побе-
ды.

300—320 проц., сварщик Григорий Фе-
доров — на 470 проц. Даже 65-летний

ЛЕНИНГРАД, 10 февраля. (По телеф.
or co6. корр.). „Лучшие ленинградские физ-
культурники, воспитанники Нахимовского
училища, представители партийных, совет-
ских и общественных организаций тепло
встречали прибывших вчера специальным
поездом 500 участников Веесоюзной зим-
ней спартакиады профсоюзов.

С лыжами на плече проходят прослав-
ленные мастера, чемпионы ВЦСИС П. Ор-
лов›и М. Початова, рекордсмен СССР конь-
кобежец Е. Летчфорд. Для участия в
спартакиаде приехали многие молодые
физкультурники Москвы, Коломны, Горь-
кого, Серпухова, Урала. В вестибюле вок-
 зала состоялся. митинг. Ленинградцы теп-
ло приветствовали дорогих гостей.

На другой вокзал в Ленинград вчера
прибыла команда профсоюзов Латвийской
ССР. Среди приехавших — чемпионы Риги
по слалому, техник завода Эдвард Братис
и студентка медицинского ннститута Ми-
лия Друка, чемпион по прыжкам с трамп-
лина В. Курочкин, горнолыжник А. Вайс.

TELE
От’езд из Москвы загранич

10 февраля с. г. из Москвы выехали:
церковная делегация Сербской Право-
славной Церкви во главе с Митрополитом
Скоплянским Йосифом и церковная деле-
гация Румынской Православной Церкви
во главе с Епископом Аржешским Иосифом.

На аэродроме от’езжающих провожали

В. МЕДВЕДЕВ.
г. СТАЛИНО. т

Перед открытием Всесоюзной спартакиады профеоюзов”

Утром в воскресенье взовьется флаг
Всесоюзной зимней спартакиады профсою-
зов, которая начнется в ЦПКО имени Ки-
рова.

х

Снежным покровом окутаны столетние
дереввя парка культуры и отдыха, на Киров-
ских островах. 1! февраля по запорошенным
снегом аллеям здесь пройдут участники
парала открывающейся Всесоюзной зимней
спартакиады профсоюзов.

На спартакиаду прибыли сборные коман-
ды спортивных обществ и. заводских
коллективов физкультуры. В их числе —
представители завода, где директором Герой
Социалистического Труда Елян, завода име-
ни Молотова (Горький), металлургических -
заводов Урала, предприятий Москвы, Сара-
това и других городов. Sar

Соревнования будут происходить одно-
временно за городом в Кавголове, а также
на городских лыжных базах и катках. На
ледяные дорожки стадиона «Динамо» 11
февраля выйдут лучшие конькобежцы.

(UAV GEE
ных церковных делегаций

Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн
и другие представители Московской Пат-
риархии. $ И
(т’езжающих провожал также Член
Совета по делам Русской Православной
Церкви при  Совнаркоме Союза ССР
И, И. Иванов. (ТАСС).

Морская литература

На-днях в Союзе советских писателей состоялось совещание, посвященное
военно-морской литературе. Участники совещания — писатели, командиры
флота — подробно говорили о состоянии военно - морской литературы и
задачах её. Ниже мы печатаем в сокращении речь Леонида Соболева.

Морская, или, как ‘ее почему-то назы-
вают нерусским словом — «маринист-
ская», литература У нас имеет суженное
определение, а следовательно, и ограни-
ченные задачи. Принято думать, что мор-
ская литература — это литература © ко-
раблях, морских боях и о моряках—офи-
церах и краснофлотцах.

На деле морская литература — это ли-
тература о человеке, который одет в мор-
скую форму. Советская морская литерату-
ра—это литература © советском человеке.

Если так понимать морскую литерату-
ру, то можно избежать многих ошибок,
которыми, к сожалению, страдают ваши
вниги о моряках,` о флоте.

Охна из таких ошибок — это то, что
вниги наши порой представляют рассказ
0 корабле, о механизмах, о парусах, о вол-
не, & не о душе и хозяине корабля — че-
ловеке. Отсюда —- очерковое решение
боевых эпизодов, отсюда— команды вместо
человеческих душевных слов, поступки
профессионала вместо поступков чело-
Beka, сражающегося в 600 BO имя
хорошо известной ему великой цели.
Отсюда — схематизм в изображении
офицеров и краснофлотцев: люди дей-
ствуют, как одушевленные механизмы,
как придатки корабля. На самом же деле,
весь сложный, умно построенный корабль
есть только придаток к человеку, к его
воле, мужеству, к его физической сущно-
сти и силе. Ведь не зря же на флоте го-
ворят про прожектор «глаза корабля»,
про радио— «уши корабля», — это глаза,
уши, сила человека, управляющего этим
кораблем, ведущего на нем бой.

Вторая ошибка — 2т0, то, что MBI B
своих книгах рассказываем об офипере
или краснофлотце только как о военном
профессионале, забываем, что современ-

ный морской офицер или матрос Совет-
ской страны-— прежде всего советский че-
ловек, большевик, партийный или непар-
тийный. Порой у нас так получается, что
советекий офицер мало чем отличается
от прежнего офицера и краснофлотец
чрезвычайно похож на матроса Кошку
или на цусимовского матроса. Двигателем
поступков наших моряков являются по-
натия советская родина, советский па-
триетизи, но, к сожалению, эпитет «с0-
ветский» не всегда раскрыт в своем нол-
ном значении художественными средства-
ми. Морякам нашим даются высказыва-
ния, слова, декларации, но ведь сущность

моряка-коммуниста не в них, а во всем
его существе, в его  взаимоотноше-
ниях © другими моряками. Офицеры

у нас, правда, умело и бодро приказы-
валют, но ведь не только уменье при-
казывать определяет советского офи-
цера. Ведь у каждого из них — у совет-
ского офицера, краснофлотца — есть
свой характер, своя биография, свои со-

мнения, свои мечты, мысли и стремления,
в которых и видно,
литературного офицера вообще.

что отличны они от
В кни-
гах о флоте получается так, что моряки
живут в благополучной, уставами опреде-
ленной, размеренной жизни корабля. Но
на самом леле они живут в своих стра-
стях и привязанностях, в своих  симпа-
тиях и антипатиях к другим таким же
морякам. Воть у них и враги в своей сре-
де, те, кто мешает им воевать и побеж-
дать, мешает своей глупостью, необразо-
ваниостью, упрямством, бесталанностью,
трусоватостью. С ними они борются в
сложных и затрудненных условиях кора-
бельной жизни, в условиях дисциплины,
воинских взаимоотношений, военного по-
  Palka и боеготовности.

Окиньте глазом войну: идет отбор луч-
ших, талантливейших офицеров, растут

военачальники, адмиралы, уходят тупи-
цы, Горловы,— и торжествует сила флот-
ского коллектива, могучего и очень свое-
образного, где эта борьба обострена дис-
цинаиной и военной необходимостью.
Ханжеством будет изображать корабль
как некую счастливую Аркадию, где все
святые и безгрешные люди, где вее умны
и талантливы, где все — великолепные
воины. Не так это в жизни. И книга, в ко-
торой нет этих жизненных противоречий,
не получится: правда жизни, через ко-
торую читалель смотрит на книгу, как
сквозь некую волшебную призму, раз-
облачит казенное благополучие.

Конечно, не дурные флотские люди
определяют собой лицо советского флота.
Определяет его могучая сила флотского
коллектива, который воспитывает  год-
ное и выбрасывает негодное. Но именно в
борьбе, в этой незаметной трудной борьбе
тружеников и лодырей, отважных и колеб-
лющихся, как бы мало ни было на корабле
таких негодных характеров, — именно в
этой борьбе мы и можем познать все ка-
чества советского офицера, советского
матроса, большевика, комсомольца, вер-

‘ного сына родины, и, познав, полюбить

его, радуясь и негодуя вместе с ним,

С этой точки зрения ценна пьеса Алек-
сандра Крона «Офицер флота». Не все в
ней показано смело и верно. Но самый
факт, что главный ее герой Горбунов, ду-
мающий, умный, волевой офицер, одер-
жимый своей идеей и своей страстью, б0-
рется с непохожими на него или чужды-
ми флоту людьми, — это уже немалая
победа флотской литературы. Дело не в
Селянияе: в пьесе Крона фигура этого
прямого врага схематична и задана.

нтересен конфликт волевого и сильного
Горбунова и Кондратьева — человека пре-
данного, но неактивного, мягкого, пасую-
щего перед противоречиями жизни. 9то—
конфликт военной мысли, убеждений,
взгаядов двух офинеров, каждый из ко-
торых по-своему понимает пользу флота.

С этой точки зрения неудачна по-
весть «Иван Никулия» Леонида Соловье-
ва. В ней нет этой внутренией ‘оплодотво-
ряющей борьбы. Герои там — все, а это-

‚собою советекую сущность

отряде Никулина был такой случай. Ma-
тросы освободили наших красноармейцев,
попавиих в плен, роздали им оружие и
стали разбивать на взводы. Один из них
обилелея на Никулина, поставившего его
в шеренгу рядовых. «Я же командир,
лейтенант», — сказал он. Никулин отве-
тил: «Не вижу. А где же твои кубики?
Сорвал? Ну, и заслужи их обратно, a там
посмотрим». Случая этого в книге поче-
му-то нет. А какая в нем воспитательная
сила и какая блестящая деталь характера
Никулина, своеобразного Чапаева Отече-
ственной войны!

В войне с фашизмом мы победили —
это факт непреложный. И это обязывает
нас рассказывать читателю во всей вели-
кой правде, как мы победили, как мы,
побеждая врага, победили и в своих ря-
дах отсталых, упрямых, ‘самовлюблен-
ных людей и как эта борьба удесятеряла,
напи силы.

В военно-морской литературе наблю-
дается подчас смешение понятий па-
триотизма дореволюционного. и патрио-
тизма советского. Мы вспоминаем наших
морских предков, ищем истоки нашей
славы в великом прошлом русского фло-
та. И это обращение к прошлому закон-
но, необходимо, правильно. Но нельзя до-
пускать «модернизации прошлого», так
же, как нетерпима и «архаизация на-
стоящего». Не похожи ли подчас наши
литературные краснофлотцы на матроса
Кошку, медицинские сестры-—на. Дашу се-
вастопольскую, а адмиралы — на модер-
низированного Нахимова?

Мы знаем, с каким уважением и лю-
бовью народы Советекого Союза признают
ведущую историческую и современную
роль русского народа. И именно потому,
что русский народ был в авангарде борь-
бы за советский строй жизни, за совет-
ckoe братство народов, для Hac 060-
бенно драгоценно ‘все то, что полагает
0 современных
людей,

Между тем некоторые литераторы о
Севастопольской обороне 1941—1942 гг.
порой пишут, как об обороне 1854—55 гг.
Они не видят, что среди героев Севасто-
польской битвы 1941-42 гг, были люди

го не бывает. Мне рассказывали, что в

разных национальностей; и украинцы, и’

белоруссы, и армяне, и казахи. Известно,
что в седьмой бригаде морской пехоты
была целая грузинская рота моряков ка-
питана Гегешидзе. Севастополь 0боро-
нялея советскими моряками, и в этом
была его сила.

Советский ` моряк, какой бы  нацио-
нальности он ни был, — это прежде вее-
го советекий человек, которого к победе
ведет партия большевиков. Этот немало-
важный факт сильно меняет положение
вещей и значение слов. За современным
русским народом — 27 лет советской
власти, за ним 27 лет человеческой
жизни при советском строе. Многие из
героев нашего флота погибли, не достиг-
нув своим возрастом этой цифры. Следо-
вательно, это целиком советские люди,
рожденные в новом обществе, и в этом
кроется причина наших побед. Зачем же
нашим новым морякам придавать черты
архаические и подменять образ советского
моряка условно литературным образом мо-
ряка прошлых времен? В наших книгах
необходимо передать правду жизни, прав-
ду нашей страны.

Наша литература должна также отве-
тить на вопрос, возникающий в пытливой
душе советского человека, моряка или
офицера: как случилось, что только не-
сколько лет гитлеровского вослитания мо-
гли сорвать с немцев все человеческое об-
личье и обнажить в них зверя? Конечно,
дело здесь не в расовой предрасположен-
ности немцев к зверству. Дело в другом: в
принцинах воспитания человека на всем
пути истории. Война показала это. Где,
как не в испытаниях войны, проявляют-
ся все качества › человека? Где, кав
не перед лицом смерти, раскрывает
человек свое самое тайное? Наш народ
обнажил в войне свою великую душу,
свои склонности, свои способности, свое
‘благородотво. И это — не расовый при-
знак. 910 результат воспитания, много-
векового воспитания поколений народов,
ставших ныне советской семьей. Все они
росли в непрерывной борьбе за лучшую
жизнь, в революционной борьбе с незапа-
мятных времен. Стремление наших наро-
дов к высоким идеалам человечества за

ство — воинствующую человечность. Мы

не можем вернуться к зверю.

Не то было с германским народом. Он
столетиями, с незапамятных времен
воспитывался в зверином: в насилии над
другими, в грабеже, в безнаказанности
убийства, в мысли о гоеподетве над. ми-
ром рабов-народов. Поэтому так легко
и быстро спала с немцев человеческая их
тонкая шкурка и вылез тевтон, гунн, на-
сильник и палач, полузверь.

Показать это — важнейшая задача и
флотской литературы, понимаемой, как
литература о самом ценном богатетве на-
шей страны —0 человеке, вынужденном
воевать на море. :

Скоро кончится война. Но наша страна
должна быть во всеоружии.

Оружие ее на море — не только ко-
рабли большого океанского флота. Глав-
ное ее оружие — будущие моряки. И на-
ша задача — огромная, почти непосиль-
ная — оставить сыновьям и внукам KHU-
ги о флоте Великой Отечественной войны.
О чем же мы будем им рассказывать?

Не о технике кораблей — ибо не изве-
етно, какая новая техника будет в их рас-
поряжении.

Не об уставных положениях, —ибо не
известно, какой будет у них новый 6ое-
вой устав при этой новой технике. ~

Что же остается неизменным?

Советский человек, называемый офи-
цером, адмиралом, краснофлотцем. Каче-

‚ства этого советского человека — ум, му-

кество, талант, верность. Стремления
советского человека — обеспечить сча-
стье и покой множеству людей. Свойство
советского человека — обнажить оружие
лишь во имя справедливоети, во имя сча-
стья человечества.

Вот 0б этом и надо писать, ища этого
в советском моряке, следя, как воплощал
он эти свойства, стремления и качества
в боях великой войны сороковых годов
двалпатого столетия.

И писать об этом надо правдиво. Ибо
всякая ложь в искусстве живет дни, &

долгие века создало в них новое каче-

правда в нем — живет вечно.