Pe reer

ee ee

fi

BIOPHMK, 1 MAA 1945 r. No 102 (8712)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В Берлине. Бесстрантво дерутся ва берлинских улицах эти молодые бойцы-гвардейцы. За свои подвиги они награждены орденами. На
снимке; гвардии канитан Мишанин зачитывает приказ о награждении. Отоят (слева направо): В, Тараканов, Н. Корнеев, А. Иляков,
В. Поликарпов, И. Колойко и гвардии капитан В. Митанин.

Фото Г. Капустянского.

Интервью Уполномоченного СНК СССР по делам
репатриации генерал-полковника тов. Ф. И. Голикова
корреспонденту ТАСС

Корреспондент ТАСС обратился к Унол-
номоченному Совета Народных Romucca-
ров Союза ССР по делам репатриация ге-
нерал-полковнику Ф. И, Голинову с вон-
росом относительно состояния дела ренат-
риации освобожденных из вражеского
плена советских граждан, а также и граз-
дан союзных государств, освобожденных
Ерасной Армией.

В ответ генерал-нолковник тов. Голиков!
сделал слелующее заявление:

<Около двух миллионов советских
граждан вызволено из немецкого рабства,
Из них свыше 1.600 тысяч чел. уже воз-
вращено на Родину И самоотверженно
трудится на заводах, на колхозных но-
лях ит. д. Многие тысячи семей иепыта-
ли радость возвращения своих близких.
В основном уже закончена ренатриация ©
территория Финляндии и Польши. Закан-
чиваетея— из Румынии, Венгрии, Бодга-
рии и Югославии. В примеру, только из
Финляндии  репатриировано 100.520
чел. и из Румынии 110.000 чел. В пол-
ном разгаре работа на занятой Красной
Армией территории Германии и на 0ево-
божденной территории Чехословакии. Од-
нако многие наши граждане еще томятся
в фашистеком плену, ожидая часа своего
освобождения.

Каждая советская республика, сыны и
дочери которой находятоя в немецкой
неволе, готовится к их встрече. При Сов-
наркомах республик и Ислолкомах обла-
стей созданы отделы репатриации; функ-
ционируют приемо - распределительные
пункты; созданы специальные фонды про-
довольствия, одежды и обуви; выделень
средства для финансовой помощи нуж-
дающимся.

Из общего числа советских граждан, 0с-
вобожленных из немецкого плена, наши-
ми союзниками на Западе освобождено
около 150.000 чел., не считая освобож-

денных на территории Зап. Германии за

последнее время, число которых еще точ-
но не установлено. На родину пока при-
было линь 35 тыс. чел. В настоящее вре-
мя в английских и американеких лагерях
на территории Франции, Италии, как и в
самой Англии и США, находятся многие
тысячи наших людей, вынужденные дол-
гие месяцы ожидать транспорты для от-
празкн на родину.

Советские органы репатриации прини-
мают все меры для улучшения материаль-
но-бытовоге. медико-санитарного и куль-

турноге обслуживания освобожденных с0-
ветеких граждан. Однако необходимо от-
освобожденным
относятся как Ев

метить, что не везде к
советским гражданам
гражданам союзной державы. Имеются
случаи, когда наши люди находятся в со-
вершенно неудовлетворительных условиях.
Имеется не мало фавтов, когда в наруше-
ние соглашения от 11 февраля 1945 г.
советские представители не уведомляются
о наличии освобожденных советских граж-
дан. Так, недавно в Англии представите-
лями управления по делам репатриации
были обнаружены 3 лагеря, в которых на-
холилось 1712 советских граждан. 0 су-
щшествовании этих лагерей нашим пред-
ставителям ничего не было сообщено. Ла-
герями ведала американская полиция. Со-
ветские граждане находились в этих ла-
герях в совершенно недопустимых усло-
виях. В лагере № 1 они содержались
вместе с немцами во главе с немецкой
администрацией; лагери № 35 и 40 были
обнесены колючей проволокой; на ка-
раульных вышках стояли нулеметы. Люди
работали на земляных работах пе 10—12
часов в сутки. Быаи очень плохо обмун-
дированы. Когда в лагерях появился ©0-
ветекий генерал, люди плакали от радости
и просили немедленно отправить их в
Советокий Союз.

Представитель американской админиет-

сам репатриации, которые были заклю-
чены во время Ёрымсвой конференции в
феврале 1945 года между  Правитель-
ствами СССР, Великобритании и Соеди-
ненных Штатог Америки.

Некоторое время тому назад не мало!
нетерпимых фактов имели место в отно-
шении советских граждан в Егинте. Там
предпринимались попытки склонить ©0-
ветских людей к невозвращению в СССР,
причем зачастую применялись всяческие,
провокации и запугивания. Особенно в
этом отношении старались молодчики из
польской армии Андерса, которым был
открыт игирокий достуи для нровокатор-
ской деятельности в лагери освобожден-
ных советских граждан.

Эти господа, как правило, запугивали
советских людей россказнями о том, чте
возвращающиеся в СССР военнопленные.
рассматриваются там якобы как измен-
ники родины и что их ждет суровое на-
хазание. Благодаря странному попусти-
\тельетву английской комендатуры тран-
зитного лагеря для русских  военнонлен-
ных # Суэце, этот лагерь в течение не-
скольких дней посещали польские кап-
ралы: Желиховский, Малевекий и Бело-
вич, которые распространяли там гнуеную
антисоветскую клевету и пытались скадо-
нить некоторых лиц из западных районов
Укранны бежать из лагеря и не возвра-
щаться на родину. Только вмешательетво
советских офицеров и красноармейцев ла-
геря положило конец этой провокацион-
ной работе, Советскими офицерами было
далее выяенено, что в лагере № 307 дая
транзитных военнопленных находилось
1156 наших офицеров и солдат, прибыв-
ших в Египет но пути на родину из
Франции, Италии, Греции й Швейцарии.
Многие из них в составе партизанских от-
рядов в указанных странах в тылу у
немцев вели вооруженную борьбу против
них. Советские военнослужащие были раз-
мещены в одном лагере с немецкими воен-
нопленными и разделены только прово-
локой. Многие ожидали отправки более
3 месяцев. Везмутительны также много-

численные факты хулиганских BEIXOAGK)

CO стороны немецких военнопленных но
отнонению к советским военнопленным.
Так. 7 ноября 1944 года советекие граж-
дане отмечали свой праздник: пели со-
ветекие песни, устраивали выступления
кружков самодеятельности. Немцы вея-
чески старались сорвать этот праздник на-
ших людей, выкрикивали фашистские ло-
зунги и антисоветскую похабщину и бро-
сали камни в советских граждан. Хулига-
ны не были остановлены. Все люди спали
ня земле, имея вместо матраца одно лег-
кое одеяло. Были больные, которые со-
держалиеь в немецком лагеряом
тале. .

Не лишние отметить, что 060 всех этих
безобразиях из Ваира была послана в.уп-
равление по репатряации советскими офи-
церами телеграмма. но, к сожалению. эта
телеграмма местной цензурой не была
пропущена. и о веех указанных выше
безобразных фактах управление узнало с
большим опозданием от прибывших из
этих лагерей наших людей.

риацией граждан союзных нам государств!

таково.

( момента январского наступления
Красная Армия освободила на занятой ею
территории Германии свыше 205.000
военнопленных и гражданских лиц с0юз-
ных и других иностранных государетв.
Из них за это короткое время 64.188 чел.
уже отправлены на родину; в частности,
все англичане и американцы, кроме не-
больших групи больных и одиночек, уже
ренатриированы и о07были на родину.
Остальные будут отправлены немедленно

рации полковник полиции Леффорти при  по предоставлении транспортных средотв,
посещении лагерей нашим генералом за- в которых ощущается большой недоста-
верил его, что все эти нарушения и He-  pox,

порядки будут устранены.

Из этих лагерей было увезено в США
800 офицеров, местопребывание которых
до сих нор не установлено. Подобного ро-

По указанию Советского правительства
наши репатриациенные органы начали
свею подготовительную работу значитель-
но раньше Ерымеких соглашений. Как з

госпи-

дения о месте нахождения германских
концентрационных лагерей и численности
в них этих контингентов. В приходу Врас-
ной Армни эти лагери оказываются или
перемещенными, пли ликвидированными,
а военнопленные и граждане союзных го-
сударств в какой-то части увезенными в
глубь Германии, а освобожденные часто

оказываются разошедиимиея в разные
сторэны.
Поэтому все органы командования

действующей армии, как и органы репат-
риации, прилагали и прилагают очень
бельшие усизия к розыску освобожден-
ных граждан союзных государств, новы-
лая для этой цели сотни офицеров. Эта
работа никогда не оказывалась напраеной.

Иногда от военных миссий союзных го-
сударств мы получали и получаем с00б-
щения о численности и местонахождении
освобожденных военнонленных союзных
государств. Эти сведения мы всегда тща-
тельно и, немедленно проверяем, но они
очень часто оказываются неточными. На-
пример, было заявлено, что. в лагере
№ 319 в городе Холм находится 150 анг-
личан. Проверка показала, что немцы
всех их эвакуировали в глубь Германии.
В лагере Заган проверкой установлено,
что немцы расетреляли 509 англичан яко-
бы за попытку к бегству. Указывалось,
что в Бресте находится 370 южно-афри-
канских солдат, на самом деле там ни-
кого не оказалось,

Сбор освобожденных на пунктах эва-
куации из расположения действующей
армии для отправки на наши сборные
нункты и в транзитные загери, как пра-
вило, проходит быстро и отправка про-
изводитея без задержек но железной до-
роге и самолетами.

На сборных пунктах и в лагерях
освобожденные из немецкого плена воен-
нослужащие сводятся в воинские подраз-
деления, а гражданекие лица — в грун-
пы. Внутренняя администрация назна-
чается из числа офицеров соответствую-
щей национальности. Внутренний раено-
рядок и управление устанавливаются в
соответетвии с воинскими порядками и
законодательством их страны. Нуждаю-
щиеся снабжаются бельем, постельными
принадлежностями и получают новое 0б-
мундирование по нормам солдат и офице-
ров Красной Армии. Выдается туалетное
мыло, табак и слички. Каждый репатрии-
руемый в пути следования, на сборном
  пункте и в транизитном лагере обеспечи-
‚вается горячим питанием по нормам сол-
дат и офицеров Красной Армии.

Особую заботу проявляют советекие
ренатриационные органы о тех, кто нуж-
дается в медицинской номощи. На сбор-
ных пунктах и в транзитных лагерях
  созданы госпитали, Они обеспечены ква-
  лифицированних медперсоналом и до-
поставленной

результате хороше меди-

медицинской номощи и

вететвенность

чила
полковника

добраться до Москвы». : .

ляются редкими исключениями.
Положительная оценка радушного при-

на сборных пунктах и в лагерях дана са-
мими ренатриаятами и
предетавителями Военных Миссий в мно-

да переброски советских граждан в Аме- центре, так и на местах создана сильная   гочисленных заявлениях, письмах и офи-
рику групнами систематически пройзво- организация но делам репатриации, с1о-   циальных актах, известных советекой и
дились до последнего времени, нередко 063 собная быстро и онеративно справляться   иностранной общественности по материа-

ведома наших представителей.

На территории Англии мы не доиски- полнении первоочередной своей задачи —   сотни заявлений

с возложенными на нее задачами. В вы-

лам, публикуемым в печати. Мы имеем
от освобожденных из

ваемся около 300 советских граждан, до  выявления и учета освобожденных граж-  немецкого илена англичан и американцев

сих пой не разыеканных.
Ясно, что подобного рода факты явля-

лан союзных государств органы репатри-
ации менее всего полагаются на ранее

о том, как бойцы и офицеры передовых
частей Красной Армни делились с ними

и

ются нарушением соглашений по вопро-  имевшиеся из различных источников све-   собственным пайком, водкой и табаком».

статочным количеством медикаментов. В

цинской помощи мы совершенно не имеем
инфекционных заболеваний и смертности.

В худшее положение в смыеле питания,
передвижения
  ставят себя те военнопленные Союзных
В данное время положение дел с репат- государств, которые, игнорируя установ-
ленный порядек сбора в пунктах рена-
триации, стремятся на собственную от-
самовольно добраться до
Москвы. Такой факт имел место е груи-
пой американцев, которая якобы полу-
разрешение от старшего офицера
Друри и полковника Ганс
«мелкими группами, как можно быстрей,

Нужно сказать, что сейчас проявления
неорганизованности и самовольства яв-

ема освобождаемых Ёрасной Армией ино-
странных военнопленных и гражданских
лиц, их материальне-бытового и культур-

ного обслуживания во время пребывания

официальными

р В многовековой истерии человечества
было немало войн. Войны потрясали че-
ловеческое общество почти непрерывно и
  в древние, и в средние, и в новые века.
 Но войн, которые охватывали целые
континенты, войн, которые  ялваялись
поворотными в истории всего чело-
вечества, было He Tak много. Можно
C полным основанием утверждать, чте
тенереиняя вторая мировая война
является самой величайшей из войн п’
своему размаху, напряжению. втянутым.
в неё силам и средствам и влиянию на
последующие судьбы человечества. В этой
величайшей из войн на долю на-
  шего государства, на долю нашего на-
рода выпала исключительная роль гаав-
ной ведущей силы, которая своей герои-
ческой и нобедоносной борьбой сокруши-
ла основные силы чудовищной гитлеров-
ской реакции. :

Несомненно, германская армия к нача-
лу нынешней войны являлась одной из
самых сильных и самых подготовленных.
Ни одна страна в начале войны не имела
полностью готовыми такого количества
дивизий, как германская армия, в тече-
ние многих лет готовившнаяся к агрессии.
Вооружена германская фашистская армия
была первоклассным современным ору-
жием. Ни одна армия в начале войны не
имела такого количества танков, самолб-
тов, миномётов и автоматического стрел-
кового оружия, как германская.

В прошлую мировую войну стороны
одновременно взялись за оружие. В ны-
нешней же войне Германия почти за два
года до вереломного нападения на Совет-
ский Союз была уже полностью отмобили-
зована и смогла сразу одновременно брэ-
сить против нас сто семьдесят дивизий.
Нантим же главным силам требовалось
еще время для полного отмобилизования,
сосредоточения и развёртывания. Кроме
того, Германия имела опыт ведения боль-
ших операций в Польше, в Западной Ев-
ропе и на Балканах.

Неравные условия в начале войны
ещё более осложнялись для нас характе-
ром ведения современных операций. И в
прошлые войны сторона, упреждавшая
своего противника в отмобилизовании,
сосредоточении и развёртывании, получа-
‘ла значительные преимущества. Но тогда
глубина операций, если можно так выра-
зитьея, их дальнобойнееть, их темны бы-
ли неизмеримо меньшими, чем в нашу
эпоху. Раньше сторона, начавшая войну.
имела меньше, чем теперь, возможностей
сразу первыми же ударами проникнуть
далеко в глубину территории своего про-
тивника. Теперь, — при наличии танко-
вых и воздушных армнй, при чрезвычай-
HO широком развитаи автомобильного
транспорта, , когда дальнобойность круя-
ных операций; требующих для своего
осуществления всего две-три недели, в9з-
росла до нескольких сотен километров.
упреждающая сторона получает возмож-
ность сразу первыми же ударами: проних-
нуть глубоко на территорию оккунируе-
мой страны, в течение нескольких недель
достигнуть центров и сорвать или крайне
затруднить стратегическое  сосредоточе-
ние и развертывание своего противника.

Наряду со стратегическими и тавти-
ческими преимуществами немцы распо-
лагали значительным численным превос-
ходством в танках и авиации. Промьыш-
ленности Советского Союза предстояло в.
короткий срок перекрыть производетвен-
ные возможности военной промышленно-
сти всей Западной континентальной Ев-
роны. И то, что Советский Союз сумел
решить эту геркулесовекую задачу в хо-
де гигантской войны, в условиях потери
многих промышленных районов, говорит
о величайшей мощи нашего Советского
государства.

Несомненно, никакая другая страна не
была бы в состоянии в течение трёх лет
одна выдерживать натиск такой чудо-
вищной военной машины. как разбой-
ничья, бронированная немецко-фантиет-
ская военная мангина. И не только выдер-
живать, но преодолеть ее натиск и на-
нести в свою очередь смертельные отзет-
ные удары, от которых вражеская маши-
на войны уже не смогла больше опра-
ВИТЬСЯ,

Война началась при невыгодном для
нас соотношении сил. Но наше Верховное
Главнокомандование сумело уже в ходе
войны искуеными операциями, приводив-
шими к окружению и уничтожению целых
армий врага, решительно изменить это
соотношение сил в пользу Ирасноей Ар-
мии. В многовековой истории войн не
ного подобных примеров. Даже такой
великий полководец иронлого, как Ган-
нибал, одержавагий многие победы над
римлянами и в том числе знаменитую
зебеду при Каннах, тем не менее не су-

Богатырская м0:

мел в ходе войны изменить невыгодного
дая себя общего соотношения сил. Крас-
ной Армии удалось в ходе больной и тя-
желой войны в короткий срок свести к
нулю превосходство противника во мно-
гих основных отношениях. а затем неук-
лонно на протяжении всех последующих
кампаний получать все больше и больше
преимуществ как в ‚отношении мощи во-
оруженных сил, так и в отношении вы-
год стратегического положения.

Монументальность, дальновидность и
глубина нланирования нашим Верховным
Тлавнокомандованием всей войны в це-
лом видны даже не военному человеку,
внимательно следящему за ходом войны.
Именно в силу глубокой  перспек-
тивности планирования всей войны в це-
лом Красная Армия зимой 1941—1942
года, перейдя от активной обороны к на-
ступлению, добивается сразу не каких-
нибудь незначительных рядовых побед, а
весьма крупных, ошеломляющих против-
ника побед под Москвой, Калинином, Тих-
вином, Ростовом.

Ярким показателем непревзойденного
искусства планировать войну на большую
перенективу является замечательное ма-
стеретво Верховного Главнокомандования
в такой, пожалуй, самой трудной опера-
тивно-стратегической форме. как переход
от активной обороны к иирокому и реши-
тельному наступлению с далеко илущими
целями. Требуется поистине гениальная
полководческая зоркость, чтобы опреде-
лить момент перехода от обороны Е на-
ступлению. Наступление надо начать не
раньше того, как противник будет обес-
кровлен и измотан. но надо и не опоздать,

Красной Ар

которые претивостояли нам, и огромной
глубины театра войны было невозможно
полностью сокрушить эти силы одним
ударом. Развернулась титаническая, мно-
гоактная борьба, которая могла дать ре-
шение только в результате ряда вампа-
ний. Противник, имезший свой тлавные
силы на Восточном фронте, мог быть пол-
ностью разгромлен только неоднократны-
ми, непрерывно нараставшими ударами.
Поэтому наступательные кампании Ерас-
ной Армии походили на повторные нара-
ставнтие гигантские приливы или птквалы,
неуклонно сокрушазвитие врага, пытавше-
гося после каждого такого шквала задер-
жаться на заранее подготоваенных силь-
ных оборонительных рубежах. .

Накануне последнего шквала ‘ударов
Красной Армии зимой и зесной нынетне-
го года, приведших ее в Берлин и на Ge-
pera Эльбы, главные силы врага попреж-
нему были и остаются на советсво-гер-
манском фронте. На 1 декабря 1944
года на советеко-германском фронте на-
ходнлось двести двадцать дивизий против-
ника, из них двести немецких, а на 3а-
падном фронте — до семидесяти пяти ди-
визий. В началу зимней кампании основ-
ные силы германской армии были сосре-
доточены на кратчайшгих направлениях Е
Берлину, то-есть между Балтийским мо-
рем и Карпатами. Но и на южном крыле
фронта враг имел весьма значительные
силы — до семидесяти дивизий.

Все свои надежды немцы возлагали
прежде всего на свою железобетонную
оборону, пытаясь направить борьбу по за-
тяжному руслу позициовной войны. Мощ-
ная и хитрая система укреплений врага
по фронту от Балтийского моря до Дуная
включительно и в глубину от Восточной
Пруссии до Берлина и от Карпат и Ду-
ная до Вены с многочисленными хрепо-
стями и укрепленными районами заполня-
ла вее пространство, по которому пред-
стояло наступать Красной Армии.

Й если, тем не менее, Красная Ap-
мия поистине с молниеносной быстро-
той прорвала все укрепления врага и раз-
вила прорыв на сотни километров, окон-
чательно сокрушив организованный фронт
врага и окружив его столицу, то это зна-
чит, что в своем великом наступлении
1945 года Красная Армия поднялась на
новые вершины ках в своей мощи, тах и
в своем воинском искусстве.

Оперативно - стратегические условия
нынешнего наступления осложнялись еще
чрезвычайно большой растяжкой наших
коммуникаций в связи со столь далеким
продвижением фронта на запад. Эта ра-
стяжка от Урала до линии фронта дости-

Генерал - майор Ф. ИСАЕВ

быть не только бесполезным, но п ката-
строфичным. Само собой разумеется, что
такая оперативно-стратегическая форма
требует от полководца стальной вы-
держки, геннальной прозорливости.

Стальная полководческая выдержка и
безошибечный расчет советского Верхов-
Horo Главнокоманлования в самом нача-
ле войны спасли нашу родину от непо-
иравимых поражений. По замечательно-
му сталинскому стратегическому плану
Красная Армия успентно провела ахтив-
ную оборону, и хотя на этем этапе наши
армии были вынуждены отступать и те-
рять значительную часть своей террито-
рии, отступая, они изматывали силы вра-
га, наносили ему жестокие удары.

За первые четыре месяца своего на-
стунления враг потерял миллионы чело-
век убитыми, ранеными и пленными. Уже
к неябрю 1941 года только на подступах
к Ченинграду и Москве было истреблено
около тридцати немецких дивизий. Имен-
HO B TOT период закладывалея несокру-
шимый фундамент налтих последующих
блистательных нобед. В истории военно-
го искусства это —- замечательный при-
мер глубоких форм стратегии, силаниро-
ванных на огромную перснективу в про-
страистве, времени и расстановке сил.
Именно поэтому в отличие от той карти-
ны, которая наблюдалаеь на замаде в
1939—1944) годах, сопротивление наших
сил по мере продвижения противника в
глубь Советской страны не только не ос-
лабевало, а, наоборот, возрастало, в то
время как наступательные возможности
противника неуклонно сокращалиеь.

Новым в военном искусстве на данном
этапе войны является то, что в основном
вновь сформированные в тылу соедине-
ния выдвигались на театр войны не пач-
ками в виде отдельных дивизий, а путем
образования на важнейших стратегиче-
екнх направлениях целых новых армий и
Jake фронтов и введеняя их в сражение
неожиданно для противника сразу столь
крунными оперативными группировками.

Таким образом, уже на восьмом месяце
войны враг был лишен преимуществ свое-
го веродомного и внезапного нападения.
На сцену выступили факторы, так заме-
чательно векрытые товарищем Сталвным,
постоянно действующие факторы —проч-
ность тыла, мозальный дух армии, коли-
чество и качество дивизий, вооружение
армий, организаторекие способности на-
чальствующего состава армии. И здесь
преимущества были на нашей стороне.

Однако было бы неправильно  пред-
ставлять cede дело так, что тем самым!
победа должна была притти к нам авто- тгает почти четырех тысяч километров.
матически. В своих выступлениях и при- Для того, чтобы при столь растянутых
казах товарищ Сталин неоднократно ука-  коммуникациях бесперебойно обеспечить
зывал, LO нобела, даже когда она близ- нашу многемиллионную армию всем необ-
ка, требует нового и нового напряжения.   ходимым, требовались: огремное назряже-
Нало не забывать, что есть об’ективные и ние нашего транспорта, исключительные
суб’ективные факторы победы и наличие организаторские способности нашего ко-
одних об’ективных факторов может не мандования, его’ генерального штаба п ор-
принести победы, если суб’ективные фак- ганов нашего тыла.
торы будут не на должной высоте. В суб’-  Никогда еше замысел полководца не
ехтиБНЫМ факторам относится прежде приводил в движение столь всесокруша-
веего полководческое стратегическое ру- ющие силы и средства лля разгрома та-
KOBOACTBO. ких больших сил врага на фронте почти

В своем выступлении «0 задачах хо- в две тысячи километров.
зяйственников» еще в 1931 году товарищ Можно сказать, стратегической целью
Сталин говорил: нынешней кампании был прежде всего

«В истории государств, в историй разгром главных сил врага, собранных им
стран, в истории армии оывали случаи, на кратчайших путях, ведущих к серлцу
когда имелись BCC возможности для успе-   его страны, то-есть на пространстве ме-
ха; для победы, но они, эти возможности, жлу Балтийским морем и Карпатами. 0д-
оставались втуне, так как руководители   новременно стратегической целью явля-
не замечали этих возможностей, не УМе- лось освобождение заналной части Поль-
ли воспользоваться ими, и армии терПе- щи и нанесение крупного поражения про-
ли поражение». Важнейший сУб’еБТИВНЫЙ  тивнику на его правом фланге. на Дунай-
фактор наших исторических побед — ге- ском направлении, овладение Веной, осво-
ниальное полковедческое искусство Това-  бождение Чехословакии и выход в глубо-
ви Сталина. › i кий тыл врага.
но пб ее Ре lp aaniscay катании сотр гарант
врага м так подготовлять и на- а И ато я

ивать св крушит ары В 2 р :
ot er cha Br cei аа. новной территории Германии ее Воеточ-
ционные моменты борьбы, ках под Мо- #0 - Прусской, Сидезской п Померанской
сквой, Сталинградом и Курском, не мог- бластей. По своей стратегической форме
это был гигантский Блин, раскзлывавший

ли не достигнуть цели, не могли дать ы :
и, пополам весь германский фронт и своими
Победы Красной Армии обязаны таке   Флангами глубоко охватывавший Востоз-
замечательному умению нашего коман-  НУЮ Пруссию. Силезию и в дальнейшем —
Померанию. Ёроме того, Восточная Прус-

дования своевременно разгадывать за- : у
мыслы врага и срывать их противоно- СИЯ непосредственно зажималась в клещ
двойного концентрического удара.

ставлением своего смелого и широкого за-

мысла. В гигантской битве под Москвой Тем самым германское командование

в 1941 году наше Верховное Главно- было поставлено в катастрофическое по-

командование своевременно разгадало за-  ложение. Оно не могло не бросить свой
резервы на Берлинское направление на-

мысел врага, имевший целью охватить
Москву глубокими танковыми <клиньями» встречу острию налиего удара. Но тем ca-
мым у него не оставалось резервов, чтобы

© севера и юга и противопоставило ему

смелый и блестяще осуществленный за- удержать Восточную Пруссию, Силезию и

мысел одновременного контрохвата и раз-  Померанию. А наше командование полу-
чило возможность, покончив с средне-ви-

грома обоих «клиньев» врага.
В 1942 году наше Верховное Главно- сленской, восточно-прусской, силезской и
командование своевременно  фразгадало померанской группировками врага, обру-
шить затем на Берлинское направление

план врага, который состоял в том, что-
удар трех фронтов.

бы обойти Москву © востока, отрезать ее
В операцию на Дунайском направле-

от волжекого и уральского тыла и нотом
нанести удар по ней самой, хотя многим нии, как мы вилим теперь, была положена
даже весьма  квалифицированным воен- идея окружения крупной группировки
ным обозревателям за рубежом казалось   врага у Будапешта и последующий глубо-
тогда, что главная цель наступления нем гий охват правого флаяга и тыла всего
германского фронта с юга.

цев — в занятии наших кавказских неф-
Мастерское осуществление гениального

тяных районов. Немецкому замыслу глу-
к бхода Моск =
а MOORE р Верховного Главнокоманлования
привело нас к окружению Берлина п co-

тивоноставлен дерзкий. обтирный, исклю-
единению с союзными армЕями, т.-е. Е

чительно красивый по своим оперативно-

стратегическим формам замысел окруже-
? OPP : т уничтожению организованного фронта
германской армии и в общей побеле над

ния и уничтожения всей ударной груп-
врагом. Крушение гитлеровской Герма-

пировки врага. Этот замысел был осу-
ществлен с поразительной точностью и -]
нии — дело самого ближайшего будущего.
На протяжении всей войны Врасная

затмил собой знаменитые «Канны» Ган-

нибала, в течение веков сиявшие недося-

гаемой вершиной военного  искусства. Армия одерживала победы самого высше-

Отныне не «Канны», а Сталинград яв- Го класса, стоящие в ряду самых высоких

ляется такой вершиной — воениого  образцов многовековой истории военного
искусства. Победы Ерасной Арни пока-

зали ее богатырекую мощь, ее высокое

искусства,
Величайшим фактором, который  обес- Г
воинское мастерство. Нрасная Армия
показала себя в Отечественной войне

печил победу Красной Армии, яваяетея

социалистический строй, породивший rl i в
непревзойденным мастером самой трулной

формы современного военного

массовый героизм нашего народа. Это

явно недооценил враг. А между тем имен-
но самоотверженность и героизм делали
дая нас невозможное возможным. По
обычным представлениям и нормам такти-
ки и оперативного искусства могло ка-
затьея, что Моеква, Ленинград, Сталин-
град должны были пасть. Но произошло
нечто неожиданное для врага. Огромное
численное и особенно техническое пре-
восхолетво немцев разбилось о несгибае-
мую стойкость наших войск, их умение,

ибо если противник добьется своей стра-
тегической цели, то наступление может

их оружие.

искус-
ства—формы окружений крупных группи-
ровок врага.

Величайшие победы в величайшей из
войн, одержанные под водительством ве-
ликого Сталина, подняли наше Государ-
ство на еще небывалую высоту. Советская
держава встала перед всем миром во весь
свой гигантекий рост, как основная вели-
кая прогрессивная сила, преградившая

путь к мировому господству черным силам
реакции, как несокрунимый оплот демо-

При наличии тех огромных сил врага,   кратии и свобохы народов.