Когда стихло сраженье...

- (От специального военного

Целый день, с утра и до вечера, про-
вел я на улицах Берлина, улицах, пок-
рытых пеплом; обломками кирпичей и
рваным, искромсанным. металлом. > Еще
кое-где изредка раздавался торжествен-
но-угрюмый выстрел орудия, еще. доно-
силась откуда-то’ нирокая трель пулеме-
та: это наши части добивали последние;
мелкие очаги сопротивления, разоружа-
ли группы фашистов, запрятавшихся на
черлаках или в подвалах. Но сквозь: дым,
треск и рубиново-оранжевый пламень
пожаров слышна могучая,  шумно-ве-
сенняя песнь победы, великой ‘и велико-
лепной победы над фашизмом. Берлин
пал. ;

Центр города густо застроен баррика-
дами. Баррикады солидные, . толстые,
стены из огромных железных. балок, a
пространство между стен забито кирпи-
чом и камнем. Думаешь: какая непро-
тлялно-тупая злоба стралла эту громаду
и какой светозарный труд победил и раз-
рупгил ее! г :

В проходы баррикад непрерывной
целью по обломкам кирпичей идут на-
ши «эмки», повозки. Возле баррикады
небольшой красный щит и на нем сереб-
ристыми буквами выведено: «Да здрав-
ствует 1-0е Мая! Площадь неподалеку
от Унтер-ден-Линден — название ее
узнать трудно: надписей ` нет, немцы,
видимо, поснимали названия улиц и пло-
шадей, а прохожие, кого ни спросишь,
все из другого района, ничего не знают,
плутают, толкаются. Через площадь идут
танки, орудия. И танки, и орудия облеп-
лены красноармейцами. В этот день
черты их лиц от пепла и порохового
лыма кажутся очень крупными, вырази-
тельными.

С
красноармеец. Старшина Корольков, по-
жилой мужчина, до войны работал на
«Шарикоподшипнике» слесарем. Он ко-
ренной москвич. Красноармеец  Курба-
нов из Казахстана,  колхозник,  моло-
лой — ему недавно исполнилось два-
дцать. Ростом он на голову ниже старши-
ны, HO поплечистей. — Матово-черные
глаза его горят чарующим блеском, бле-
ском восторга, который трудно передать,
но который охватывает вас сразу, как
только вы посмотрите ему в лицо. Пов-
торяет он протяжно и несколько лениво
одно слово: «Видишь?» Но сколько глу-
бокого и искреннего смысла в этом сло-
ве! Кажется, что, кроме этого слова, и
никаких других слов не нужно.

Накрапывает мелкий дождь. Холодно.
Солдаты He смали всю ночь — вели
бой. Ночь была тяжела, Tak как
врат сопротивлялся яростно. Солда-
там бы отдохнуть, но они не уходят. Из-
редка вздрагивая от налетевшего ветра,
стоят они и смотрят на берлинскую
площадь. Несколько автоматчиков ведут
нескончаемую колонну пленных.

— Разбойники и есть разбойники, —
говорит старшина. — Я к паленным от-
ношусь спокойно, а все-таки они разбой-
ники. Сколько крови пролили!‘

Мы оставили старшину и Курбанова
и стали пробираться к рейхстагу и Бран-
денбургеким воротам. Неподалеку от
рейхстага стояла мотострелковая брига-
да. Бею ночь бригада вела  ожесточен-
ный бой с противником. В четыре часа,
как выразился один майор, — немец ска-
путилея и алчно пошел в плен. Думали,
что всю площадь пленными забьет.

Бойцы и офицеры наперебой рассказы-
вают эпизоды поеледнего боя. Их пре-

рывает старший лейтенант Семин, чело-
век, видимо, очень восторженный:
—л Технику немецкую, побитую, виде-

ли? Много?

Улицы вокруг рейхстага, действитель-
но, чрезвычайно плотно забиты немецкой
техникой: тут и танки, и бронетранспор-
теры, и грузовые машины, из которых
сыплетея немецкое обмундирование, и
иного разбитых, изрешеченных пулями
легковых машин.

— Много, — говорю я. — Так много,
что, пожалуй, и описать не удастся!
Описать? Где там описать! Лишь
бы увидеть, — восклицает Семин. — Вы,
я слышал, писатель?

Отвечаю, что — писатель.

Тогда Семин говорит мне:

— В два часа ночи мы бились за ваши
машины.

— За какие наши машины? — спра-
шиваю недоуменно.

А в два часа ночи мы захватили
тосударственную немецкую типографию.
Вон там она, — указывает он на один
дом. — Все маптины в подвалах и целе-

^^^

Берлин.

——

Б 12934.

шиетские

баррикады стоят двое: старшина и.

«Катюша» на одной из улиц города.

корреспондента «Известий»)

хоньки будут. Попечатали они ‘свои: фа-
‘гадости, - ‘пора. человеческие -
слова печатать, книги! ^ Ph

«Книги» —.он говорит медленно, всем
лицом повернувшись’ ко мне. Глаза у него
кроткие, задумчивые, и видно, что этот
человек по-настоящему исчутко любит
книгу, ту книгу, которая благословляет и
прославляет самоотверженный труд ра-
бочих, крестьян, интеллигенции, б06вой
труд нашей Красной Армии, книги Нуш-
кина и Горького, книги Ленина и Сталина.

Переезжаем на восточный берег Шпрее.
Здесь тоже разрушенные баррикады, и
здесь тоже по камням их идут в тыл ко-
лонны пленных немцев. Сквозь дым по-
жарища пробивается солнце. Берлинские
обыватели выходят из подвалов, где они
скрывались от бомбардировок. Двое на
палке тащат чемоданы, третий подходит
и просит хлеба. Катят тележки, некото-
рые тащат в развалины ‘трупы убитых
лошадей и свежуют их там.

— Гитлер капут! — первое их слово,
а второе — «хлеба».

Мимо проехал гвардии подполковник
Ануфриенко. Вчера мы были у него в
длинной и узкой комнате, затененной рас-
пустившимея каштаном, под которым
стояла самоходка, а рядом с ней — кух-
ня. Около кухни — толпа немецких ста-
риков и старух с котелками.

— Битва за Берлин, — сказал поднол-
ковник,— навсегда войдет в историю, как
беспримерный подвиг советских людей.
Фашисты вели бой из подвалов, из глу-
хих, заваленных гнезд. Метро здесь мел-
кого залегания, много пробоин— они ве-
ли бой из этих пробоин. Приходилось за-
сыпать отверстил, подкрадываться к до-
мам, искать новые способы бить врага.

— Что же вы открыли нового?

— А, например, самоходки. Вы даете
выстрел по дому из самоходки, и что же
получается? Пробоина, и больше ничего.
А теперь мы открыли следующее: бить
надо не на вылет, а вдоль стены. Два—
три выстрела, стена’ рухнет, поднимает-
ся пыль, фашисты ничего не видят, и мы
проводим пехоту или врываемея в под-
вал.

Или, например,
стами». Я его передал
гие полки.

— Какой опыт?

— «Панцерфауст», попадая в’ само-
холку, взрывает бензин и осколочные
снаряды. Я не заполняю боковые ‘бочки
бензином и беру меньше  осколочных
снарядов. Лучше лишний раз зарядить-
ся, чем терять машину. Й вот ‘за все
время боев я не потерял ни одной само-
ходки, а от Одера и до Шпрее мы под-
били тридцать три немецких танка, не
считая другой работы...

Теперь подполковник едет там, где вче-
ра еще трохотали его самоходки, от
выстрелов которых огромные ‘дома и бар-
рикады трепетали, как листья. Душно-
сладкий запах дыма обдает его машину.
Он проводит несколько раз по лбу aa-
донью.

— 1 Победа, победа!” ча

Приближается вечер. Звонко нлещут над
рейхстагом и над подбитыми конями
Бранденбургских ворот отливающие’ золо-
том алые стяги Красной Армии, стяги
победы, которые приказал водрузить над
Берлином наш Сталин. Плещут так звон-
ко, что, кажется, это—веплески шелково-
го полотнища внизу, на площади.

Вечер. Еще один орлиный, торжествен-
ный день нашей истории закончен.
День, который столетия будет отмечать-
ся, как одно из высших достижений’ со-
ветекого народа, его гения, его упоретва,
его труда, его Красной Армии, день, за
который народы мира будут вечно бла-
годарны советскому народу, народу-осво-
бодителю.

Как свежо под темными деревьями. Пах-
нет из садиков землей и чудесной сы-
ростью молодых растений. Мы на окраи-
не Берлина. И вдруг послышался смех.
Вправо вспыхнул огонек. Мы пошли на
этот огонек, настолько смех был прель-
стителен. При свете зажигалки молодой

опыт с «панцерфау-
немедленно в дру-

горбоносый doen рассматривал свою
гармошку. Резвые пальцы лежали Aa
клавишах. Он счастливо смеялся, и нам
не нужно было об’яснений, почему он

смеется. Нам просто хотелось насладить-
ся его голосом, и мы отошли, как только
он сказал несколько слов, а слова были

На Конфере

На Конференции Об’единенных наций в
Народный Комиссар Иностранных Дел ОСОР
пленарном заседанми 350 апреля 1945 г. е

САН-ФРАНЦИСКО, 2 мая. (Спец. корр.
ТАСС). Восьмое пленарное заседание Кон-
ференции в Сан-Франциско открылось 2 мая
в 15 ч. 30 м. по тихоокеанскому времени
(3 мая в   ч. 30 м. по московскому времени)
под председательством тов. В. М. Молото-
ва. На заседании выступили председатели
тех делегаций, которые еще пожелали обра-
титься к конференции.

Присутствовавшие на конференции встре-
тили аплодисментами тов. В. М. Молотова,
когда он поднялея на трибуну для того,
чтобы вести заседание. Тов. В. М. Молотов
предоставил слово генеральному секретарю
конференции Хиссу, который сделал отчет

о результатах сегодняшнего ‘совещания
представителей четырех комиссий конфе-
ренции.

Хисс сообщил, что в связи с окончанием
предварительных выступлений председате-
лей различных делегаций, пожелавших сде-
лать заявления, конференция в настоящее
время может приступить к работам в четы-
рех комиссиях и 12 подкомиссиях. Хиес
указал далее, что на совещании представи-
телей. комиссий, состоявшемся сегодня
утром, было рекомендовано членам каждой
комиссии собраться завтра с членами под:
комиссий для разработки планов и присту-
пить к работе. Заседание одобрило отчет
Хисса.

Затем выступил мексиканский министр
иностранных дел Падилья. Касаясь неспо-
собности Лиги наций приостановить агрес-
сию после первой мировой войны, Падилья
заявил; что’в настоящее время необходимо
построить действенную организацию для
предотвращения в ‘будущем ‘агрессии. Ду-
ховная сила так. же; как и орудия, необхо-
дима для поддержания мира; сказал Па-
дилья: Следует уважать’ все страны—боль-
шие и малые — и доверять им. Заявив,; что
малые страны должны играть важную роль
в деле создания международной организа-
ции, `Падилья сказал, что Рузвельт, Чер-
чилль и Сталин — «самые величественные
фигуры нашего `времени» — вдохновляют
конференцию в ее задаче построения орга-
низации мира и безопасности.

Следующим выступил норвежский ми-
нистр иностранных дел Ли, который, высоко
оценив деятельность Рузвельта, заявил, что
гордится вкладом норвежского народа в об-
щее дело. Однако, указал он, норвежцы по-
нимают, что Норвегия никогда не была бы
освобождена без помощи союзников. «Наш
народ, — продолжал Ли, —с ‘восхищением
следил за героическими оборонительными

ной Армии. Мы глубоко благодарны вой-
скам Советской России, пришедшим, как
друзья, освободить самую северную часть
Норвегии. Наш народ высоко ценит их ло-
броту, помощь,
с норвежскими властями».

Победа была бы невозможна, сказал Ли,
без вклада Соединенных Штатов. Ли отме-
тил стойкость китайцев. «По моему глубо-
кому убеждению,—сказал он, — победа, ко-
торая скоро наступит, стала возможна толь-
ко благодаря исполненному доверия сотруд-
ничеству и взаимопониманию между вели-
кими державами. Абсолютно необходимо,
чтобы будущий мир был построен на таком

следующие:
— Hy тенерь, ребята, мы споем!

Всеволод ИВАНОВ.
БЕРЛИН. (По телеграфу).

Фото снециального военного

же фундаменте».
Ли заявил, что
предложения несовершенны, однако норвеж-
цы не желают заниматься вредной крити-
кой. Он указал на необходимость междуна-

eee

битвами и победоносным наступлением Крас-

лойяльное сотрудничество’

думбартон - оксовские

которые .: нации

ны ‘в ’будущем и настаивать ‘на том, чтобы

‚ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

о

нции Об’единенных наций
`В Сан-Франциско

Глава Советской делегации

Сан-Франциско.
тов. В, М. Молотое выступает на пятом
речью по вопросу о приглашении Аргентины

на конференцию в Сан-Франциско; (Снимок принят по бильд-аппарату из Сан-Франциско).

Восьмое плена рное заседание

родного экономического, социального и ин-
теллектуального сотрудничества. Ли призы-
вал облечь экономический и социальный со-
вет максимально широкими полномочиями.
По его мнению, новая всемирная организа-
ция не будет полностью ограждена от вся-
ких опасностей. Поэтому каждая нация
должна предусмотреть гарантии своего бу-
дущего существования и независимости.

Затем выступил министр иностранных дел
Никарагуа Аргуэльо Варгас, который зая-
вил, что международная организация должна
считать разрешение экономических и со-
циальных проблем более важным, чем раз-
решение политических проблем.

После него. произнес речь министр иност-
ранных дел Панамы Хименес. Он заявил, что
панамская делегация стоит за устав, осно-
ванный на принципе равенства всех госу-
дарств, предусматривающий международный
кодекс прав и провозглашающий основные
свободы и права личности.

Министр иностранных дел Перу Галлахер
предложил пересмотреть предложения
Крымской конференции по вопросу о про-
цедуре голосования в Совете безопасности.
Он поддержал .принцип региональных орга-
низаций в рамках международной системы
безопасности.

Следующий оратор-—глава сирийской де-
легации премьер-министр Фарис Эль Хури
напомнил, конференции о провале Лиги на-
ций и отметил, что за последнее время
арабские страны проводят мероприятия, что-
бы завоевать более высокое положение в

потому, что не проводила в жизнь надлежа-
щим, образом и энергично принципы спра-
ведливости. «Лига пыталась остановить
войну, предлагая агрессору воздержаться от
агрессии и не применяя достаточно энер-
гичных санкций против агрессии. Иногда
Лига даже стремилась легализовать по су-
щшеству агрессивные действия. Мы, арабы,
жители Востока, особенно ясно понимаем
эту деятельность». Оратор отметил, что ос-
HOBHOH задачей конференции является с03-
дание международной организации на осно-
ве принципов Атлантической хартии.
Выступление главы югославской делега-
ции министра иностранных ` дел Шубашича
было встречено громкими аплодисментами.
Шубашич начал с указания на то, что Кон-

ствует о техническом прогрессе, COKpaTHB-
шем расстояния во всем мире, что означает
насущную необходимость эффективной эр-

ности. Шубашич подчеркнул, что югослав-
щитниками мира и свободы и всячески бу-

Шубашич выразил благодарность союзни-
кам — Советскому Союзу,

Европы, в которой

ство между виднейшими
Об’единенных наций.

желает его, и поэтому
содействовать всеми средствами обеспече-
нию международного сотрудничества. «Но-
вая демократическая Югославия видит в
этой Конференции Об’единённых наций га-
рантию мира для себя и своей безопасности,
югославское - правительство и ‘народы Юго-
славии твердо верят в. успешноёть ›`этой
конференции и полностью отдают себе от-
чет в значении, которое может иметь ее
провал».’Точно так же‘ югославский народ
понимает, ‘что «некоторые ‚ страны могут
предоставить большую гарантию мира, чем
другие, не только‘ из-за их ‘большей ‘мощи,
но. и из-за их большей готовности ‘защи-
щать.мир ‘и принципы, ‘на которых: мир. по-
`коится». . Шубашич. отметил, что: волидар-
ность Об’единенных наций может. быть .со-
хранена только путем признания и приме-
нения принципа суверенного равенства. всех
наций, однако необходимо ‘помнить, что не-
‚более мощны ‹ и‘ несут
болыную: ответственность, чем ‘другие. По
его. словам, международная ‘организация
должна, быть: основана“ ‘на справедливости,
законности, свободе и демократии. .
Продолжая свое выступление, Шубашич
заявил: «Югославия живет под непрерывной
угрозой со стороны агрессивных ‘стран, ‘гра-
ничащих с ней на севере и на западе;  по-
скольку она- лежит на пересечении важных
международных коммуникаций. Поэтому ее
всегда втягивали в конфликты. и войну,
происходившие в этой части. мира, -Ее. за-
конное стремление к.миру и безопасности
побуждает Югославию - сделать все’ от
нее зависящее для устранения причин вой-,

все: другие. страны поступили-так же»: ^

‚Позокончании речи: Шубашича председа-
тельствующий тов. В. `М. Молотов заявил,
что список глав делегаций, желавших вы-
ступить на’восьмом пленарном заседании,
исчерпан. Заседание закончилось в 18 ч.

корребпондейта   «Ивзестий». Г. Самсонова,

15 м. (т.-е. в 4 ч. 15 мин. 3 мая по москов-
скому времени). ) :

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пупткинская площадь, 5. Телефоны. отделов редакции: Лля сп -71-96; $5 5 < aI т.
rf = xe > . 3 @ IpaBor — K 4-77-96; Фронта — K 5-68-59 ui K 3-39-70; Hepops июнного — К 4-72
Советского строительства — В 3-98-77; Пропаганды — К 1-42-86; Литературы и искусства — Н 051-27; Иностранного — К 3-91-08; Писем—К 3-75-11; Художественного — К 5-36-53. д К5 в Be

современном мире. Лига наций провалилась

СУББОТА,

5 МАЯ 1945 г. № 104 (8714)

Пленарное заседание Крайовой
Рады Народовой

Выступление Б. Берута

ВАРШАВА, 4мая. (ТАСС). 3 мая прези-
дент Крайовой Рады `Народовой Б. Берут,
открывая пленарное заседание Рады, заявил:
«Высокая рада, уважаемые делегаты и
граждане! Начинаём заседание Крайовой
Рады Народовой сегодня, 3 мая, чтобы та-
ким образом отметить первый раз в осво-
божденной от немецких оккупантов Поль-
ше годовщину конституции 1791 года.
Мы хотим этим подчеркнуть — так-
же общность наших задач и наших идейных
стремлений с традиционными стремлениями
наших предков, которые более 150 лет то-
му назад вступили на путь прогресса и де-
мократии. Что же руководило их усилия-
ми более 150 лет тому назад? Стремление
уничтожить самоуправство, консерватизм,
обуздать шляхетскую реакцию, которая,
ослепленная классовым эгоизмом, толкала
страну в пропасть упадка и рабства. Каково
же направление наших сегодняшних задач и
наших усилий? Мы тоже стремимся не к
чему иному, как к обеспечению освобо-
жденной от ига гитлеровской неволи Поль-
ши от покушений санационно-помещичьей
реакции, которая в корыстном стремлении
удержать власть, привилегии и богатства
толкает собственный народ к гибели».

Далее Берут сказал:

«Граждане делегаты! Мы сегодня впер-
вые собираемся в столице Польши—Варша-
ве, в городе-страдальце, разрушенном, как
никакой другой польский город, но, не-
смотря на это, являющемся святым и самым
прекрасным в мире. Мы собираемся в мо-
мент особенно важный и значительный, в мо-
мент, когда пришло справедливое возмездие
для гитлеровских варваров, которые еще
недавно сжигали, разрушали нашу Варшаву
и преступно глумились над ней. Мы соби-
раемся в момент, когда под ударами герон-
ческой Красной Армии пал и капитулировал
надменный Берлин. (Бурные аплодисменты)...

..Сегодня мы празднуем полное освобож-
дение польских земель, сегодня мы можем
полной уверенностью заявить, что мы
выиграли войну. Мы всегда будем чтить
память TeX, кто в сентябре 1939 года
защищал честь Польши в борьбе с варвар-
скими захватчиками, тех, кто в темную ночь
гитлеровской неволи погибал на виселице
или от пули немецких палачей, тех, кто
в партизанских отрядах наносил удары не-
мецким палачам, тех, кто в трагический пе-
риод:от августа до сентября 1944 года поги-
бал в Варшаве в благородной освободитель-
ной борьбе, независимо от преступного аван-
тюризма некоторых главарей и, наконец, па-
мять польских и советских солдат, которые
своей кровью щедро оросили польскую
землю.

Мы выиграли эту войну совместно с арми-

<

праздника, шлем привет и выражение са-
мой искренней радости по поводу одер-
жанной победы. (Аплодисменты).

Особенно горячие и сердечные слова мы
шлем дружественным народам Советского
Союза (бурные аплодисменты) и непобеди-
мой героической Красной Армии, которая
освободила Польшу от гитлеровского ига
(аплодисменты), и великому вождю побе-
доносной Красной Армии Маршалу
Сталину (бурные, долго не смолкающие
аплодисменты), который так много сделал
для нашей независимости и для скрепле-
ния уз дружбы и взаимной помощи между
нашими народами.

Крайовой Раде Народовой будет пред-
ставлен на утверждение Договор о друж-
бе, взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве между Польшей и Советским
Союзом, договор, который кладет конец
всем конфликтам и является фундаментом
новых добрососедских отношений и веч-
ной дружбы (аплодисменты), взаимного по-
нимания и сотрудничества между нашими

государствами. и народами. Договор этот
скрепляет навсегда связь, какую создала
между польским и советским народами

кровь, совместно пролитая на поле боя с
гитлеровскими захватчиками. Уже никогда
вражеские реакционные силы не смогут
нарушить нашей дружбы с великим нашим
восточным соседом, дружбы, которой доби-
лась польская демократия и которую она
будет хранить как гарантию от угрозы но-
вой немецкой агрессии. Она также гаранти-
рует нашу независимость и нашу мирную
творческую работу по восстановлению
Польши.

Открывая сессию Крайовой Рады Наро-
довой, имею честь приветствовать находя-
щихся у нас представителей союзных госу-
дарств, с которыми Польша связана дип-
ломатическими отношениями.

Приветствую посла СССР господина
Лебедева, посланника Чехословакии госпо-
дина Гейрета, представителя Франции пол-
номочного министра господина Гарро (упо-
минание дружественных ‘держав и имен
их представителей каждый раз вызывало
взрыв бурных аплодисментов).

Уважаемые делегаты, с глубокой пе-
чалью предлагаю почтить память великого
мужа, мыслителя и политика президента
Америки Рузвельта. Смерть его накануне
победоносного окончания войны с самым
большим врагом человечества — гитлериз-

мом была крупнейшей потерей, какую во
время войны понесли союзные народы.
Польский народ с глубоким уважением

будет чтить память великого борца с гит-
леризмом, великого борца за идеи прог-
ресса и демократии — Рузвельта.

ями великих союзных держав и совместно
со всеми союзными народами, которым
сегодня, в день нашего национального

Массовый митинг

САН-ФРАНЦИСКО, 3 мая. (Спец. корр.
ТАСС). На массовом митинге в Сан-Фран-
циско, организованном руководителями Все-
мирной профсоюзной конференции, совеща-
ющимися в настоящее время в Окленде
(штат Калифорния), присутствовало около
8.000 человек. Выступившие на митинге

ференция Об’единённых наций свидетель-

ганизации по поддержанию мира и безопас-
ское правительство и народ останутся за-
дут содействовать предотвращению войны.

Соединенным
Штатам и Соединенному Королевству — не
только за предоставление ‘материалов и за
оказание помощи, но и за «неоценимые ус-
луги великих вождей Рузвельта, Сталина
и Черчилля». Шубашич отметил, что Юго-
славия в настоящее. время является частью
вместо конфликтов и
разногласий царит гармония и сотрудниче-
представителями

Далее Шубашич заявил, что страна, ко-
торая перенесла такие ‘страдания и сделала
такой вклад в войну, стремится к миру и
Югославия готова

руководители международного. профсоюзно-
го движения настаивали на допуске пред-
ставителей организованных рабочих, на кон-
ференцию в Сан-Франциско.

Выступая на митинге, председатель фран-
цузского Совета, национального сопротивле-
ния и секретарь Административного комите-
та Всемирной профсоюзной конференции
Сайян заявил, что мир не будет прочным и
длительным, если народы не будут тес-
но связаны с работой их правительств.
Французские. рабочие полностью осознали
тот факт, что Франция потерпела военное
поражение вследствие того, что фашизм
проник в политическую, социальную и эко-
номическую жизнь страны. Французский
народ на выборах 29 апреля высказался за
демократию и гражданские свободы.

Представитель Китая Лю отметил вклад
китайских рабочих в военные усилия.
Свобода ‘и мир неделимы, сказал он, а по-
этому представители труда прибыли в
Сан-Франциско для того, чтобы поддер-
жать создание международной организации.

Председатель Латино-Американской кон-
федерации труда Ломбардо Толедано под
громкие аплодисменты собравшихся осудил

фашистские режимы в Испании, Португа-
лии и Аргентине. Правительства, которые
фактически оказывали помошь державам

оси, должны быть устранены. Португалия
также представляет собой фашистский ре-
жим, не уступающий испанскому. Аргентина
является опаснейшим рассадником фашист-
ской заразы в Латинской Америке. (Послед-
ние слова’ Толедано были встречены про-
должительными аплодисментами).

Далее Толедано заявил, что допуск
Аргентины на конференцию в Сан-Фран-
циско является поражением для демокра-
тических сил во всем Западном полушарии.
Задача организованных рабочих заклю-
чается в оказании помощи правительствам
Об’единенных наций в деле поддержания
мира, в предотвращении возрождения фа-
шизма, в оказании помоши прогрессу на-

родов во всем мирё, в частности в так
называемых отсталых. странах.
Генеральный секретарь британских

тред-юнионов- В. Ситрин заявил, что зада-

Предлагаю, чтобы высокая рада почти-
ла минутным молчанием память президен-
та Рузвельта». (Все встают).

в Сан- Франциско

ча рабочего движения заключается в со-
здании такой международной федерации,
в которой смогут принять участие все на-
циональные профсоюзы на основе полного
расового и религиозного равенства.
Задача организации всемирной профсоюз-

ной федерации осуществляется успешнее,
чем другая важная задача, — обеспечение
признания международного профсоюзного

движения на конференции Об’единенных
наций. Без поддержки профсоюзов прави-
тельства не смогут осуществлять эконо-
мические санкции против будущего агрес-
сора. Все правительства, представленные
на конференции в Сан-Франциско, за
исключением правительства Советского
Союза, в настоящее время, повидимому,
считают, что они могут обойтись без по-
мощи рабочего движения.

Председатель Американского конгресса
производственных профсоюзов  Мэррей
подчеркнул естественный интерес рабочих
к структуре и механизму международной
организации по защите безопасности и мира.
Мэррей указал, что участники конференции
в Сан-Франциско уделяют рабочим органи-
зациям недостаточное внимание, которое
столь необходимо для успешной разработки
устава всемирной профсоюзной федерации.

Представитель советских профсоюзов
председатель ВЦСПС тов. Кузнецов за-
явил, что он привез горячий дружеский
привет от рабочих Советского Союза ра-
бочим Соединенных Штатово и других
стран, принимавших участие во Всемирной
профсоюзной конференцин. Тов. Кузнецов
заявил далее, что без сотрудничества ра-
бочих Советского. Союза и Соединенных
Штатов не сможет быть достигнуто со-
трудничество в будущей международной
организации по поддержанию мира и бе-
зопасности. Тов. Кузнецов рассказал
0б опустошениях, произведенных немцами
в Советском Союзе, и указал, что миллио-
вы людей были замучены немцами, уби-
ты и умерли с голоду. Не следует забы-
вать эти зверства, совершенные немецким
народом, который должен нести ответ-
ственность за них и должен восстановить
все разрушенное им. Нельзя
чтобы немцы когда-либо снова пытались
покорить мир.

В заключение тов. Кузнецов заявил,
что профсоюзное движение должно полу-
чить признание в каждой стране и во
всех комиссиях, подготавливающих усло-
вия мирного договора.

допустить,

Югоелавекие войска заняли Триеет

БЕЛГРАД, 2 мая. (ТАСС). 30 апреля ге-
неральный штаб югославской армии об’явил
о том, что после тяжелых боев югославские
войска прорвали сильно укрепленные пози-
ции. противника, ворвались в город Триест
и заняли его,

лондон,

3 мая. (ТАСС). Агентство

Рейтер передает сообщение штаба воору-
женных сил союзников на средиземномор-
ском театре военных действий о том, что
новозеландские части войск союзников
вступили в порт Триест. К этому моменту,
говорится в сообщении, югославские войска
маршала Тито уже находились в порту.

Капитуляция германских войск в Северо-Западной Германии,
: Голландии и Дании

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер, находящийся при
штабе верховного командования  экспеди-
ционных сил союзников, сообщает, что
сопротивление германских войск в Северо-

Западной Германии полностью  прекрати-
лось.
Генерал Монтгомери сообщил генералу

Эйзенхауэру, что все германские войска
находящиеся в Голландии, в Северо-Запад-
ной Германии, в Дании, на острове Гель-
голанде и Фризских островах, капитулиро-
вали перед 21-й армейской группой войск
союзников. Капитуляция вступает в силу
5 мая в 08 час. 00 мин. по летнему англий-
скому времени.

Португальские лакеи Гитлера в трауре

ЛОНДОН, 41 мая. -(ТАСС). В связи с со-

общениями о смерти Гитлера лиссабонский
корреспондент агентства Рейтер сообщает,
что вчера португальский
Салазар направил чиновника министерства
иностранных дел в германскую миссию, что-
бы выразить соболезнование по поводу смер-
ти Гитлера.

премьер-министр

Американский радиопередатчик в Англии

‘  сообщает, ‘что португальское правительство

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова. Пушкинская площадь, 5.

-37; Экономического — К 3-58-35 и К
-23-20, К 4-15-06. Приём об`явлений в Москве — К 5-74-38, в Ленинграде — 36-78.

об’явило двухдневный национальный траур:
в связи со смертью Гитлера. Повсюду в
Лиссабоне властями вывешены флаги с тра-
урной каймой.

—_——__—__.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

3-16-06; Сельского хозяйства — К 5-76-17;