guid

He
jays
itl;

apa
(fit
gil’
i
gill
[и

в.

ait?

ano”
ga

i

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 МАЯ. 1945 г. № 105 (8715)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

—
=—-

Радио в дни войны...

Значение изобретения радио А. С. По-
повым, гениальным русским ученым, осо-
бенно ярко сказалось в годы войны. Со-
временный бой и военные операции ха-
рактеризуютея одновременным использо-
ванием огромной массы различных родов
войск, большой подвижностью их, громад-
ным количеством военной техники и ско-
ротечностью операций. В таких условиях
роль радио исключительно велика.

Первым толчком к развитию военного
радио нужно считать известную гогланд-
скую операцию по снятию со ска рус-
свого броненосца «Генерал-адмирал Апра-
кеин» и особенно случай с вызовом дедо-
вольного корабая «Ермак» для спасения
рыбанов, унесенных в море на оторвав-
шейся льдине.

Практические успехи изобретения А. С.
Попова не могли не заннтеросовать пере-
довые военно-морские круги и привлекли
внимание общественности, что. нозволило
А. С. Попову шире заняться экеперимен-
тированиём. В 1901 году на черномор-
ских корёблях он добился дальнобти свя-
зи по радио до ста пятидесяти кило-
метров.

А. С. Попов проявил немало. инициати-
вы, чтобы внедрить свое изобретение и в
сухопутных войсках. Он и небольшой кол-
лавтив его помощнийов приепособили под
радностанции военные повозки. Эти «по=
возви» были первыми походными радио-
станциями в мире.

Б начале русско-японской войны рус=
ская армия своих радйосредетв не имела.
Е весне 1905 года в действующую армию
было направлено шестнадцать искровых
радиостанций, сформированных в две ра-
диотелеграфные роты. Рации того времени
давали дальность связи лишь до тридца-
тй километров. Несмотря на это, они за-
рекомендовали себя с хорошей стороны:

Русско-японская война наглядно пока=
зала, что радиотелеграф можёт оказать
существенную пользу и в сухопутной
войне, и в войне на море.

Е началу первой мировой войны своей
радиопромышленности наша страна не
имела, и в этом отношении она зависела,
от германских фирм, имевших свои фи-
лиалы в Петербурге. Легко понять: в ка-
KOM невыгодном положении оказалась
русская армия в смысле оснащения 66 ра-
лиобрёдетвами во время войны 1914 =
1918 гг.

Однако в других армиях, участвовав-
ших в первой мировой войне, положение
было нё лучше. Вначале некоторые евро-
пейсние армий были снабжены радио=
средетвами даже в меньшей степени, чем
руёская армия. Радиотелеграфу в те вре-
мена не вполне доверяли, не спептили его
внелрять и нё умели им пользоваться.

После Октябрьской революции и В 00-
ласти радиотехники произошел коренной
переворот. С первых же дней револю-

ооо

Маршал войск связи
И. ПЕРЕСЫПКИН
оо

ции В. И. Ленин прибегнул в помощи. pa-
дио и в дальнейшем не перёставал заб0=
титьсл 0 его развитии. 7 ноября 1917 г0=
да радиостанция крейсера «Аврора» пе-
редала сообщение о создании советского
правительства. На следующий день прави-
тельство обратилось черёз мощную pa-
дностанцию с воззванием * «Всем... всём...»
Таким образом, впервые в мире была осбу-
ществаена идея радиовещания.

Следует отметить специальную заботу
В. И. Ленина о снабжении радиостанция-
ми Южного фронта, где товарищ Сталин
(в 1919 году) готовия разером деникин-
ской армии.

За годы сталинских пятилеток радио-
техника в Красной Армий достигла широ-
кого развития. Наши рации в некоторых
случаях превобвходили по качеству радио-
станиии передовых ‘капиталистических
стран. Количество выпускаемых нашей
промышленностью радиостанций возросло
настолько, что к моменту событий на Ха-
сане и Хаалхин-Голе войска Красной Ар-
мии имели радиосвязь до стрелкового ба=
тальона включительно,

В войне, спровоцированной белофинна-
мй в 1939 году, насыщенность наших
босвых частей радиосредствами была еще
значительнее. одной только Н-ской
армии, действовавшей на Карельском пе=
решейке, насчитывалось около пяти ты=
сяч разаичных радиостанций. В этому же
времени относятся конструирование и ис-
пытание в босвых условиях первых o6-
разцов, ультракоротковолновых  радио-
станций:

Благодаря нвустанным заботам товари=
ща Сталина наши вооруженные силы к
началу Отечественной войны были уже
хорошо оснащены вполне современными
радибсредетвами. Однако задачи армей-
ской радиосвязи вве усложнялись. Hama
промышаенноеть должна была освоить

различные типы радиостанций == от пор=

тативной ротной до мощной для опера=
тивного создинения. Возпинаш необходи-
мость в бозлании более совершенных 6а=
молетных, танновых и других специаль-
ных раций. Советёкая радиопромыилен=
ность 60 Всеми этими задачами справи-
лась отлично.

23 июля 1941 года Верховный Главно-
командующий Маршал Советского Союза
товарищ Сталин в 6вобм приказе охараи-
теризовал радиосвязь в бовременной войне
как найболее надежную форму связи
основное средбётво управления войсками
подвижных формах современного боя.
Приказ требовал «под личную ответетвен-
ность командиров й комиссаров частей и

соединений, военных Советов армий и
фронтов немедленно обеспечить полное
использование радиосредетв для управле-
ния войсками...»

Выли введены аичные радиостанций
для командиров соединений, сыгравшие в
дальнейшем огромную роль, & с 1943 года
ставшие неот’емлемой частью организа-
ции радиосвязи в бою.

Радио стало широко внедряться во все
войсковые организмы и в самые ответ-
ственные моменты сражений: обеспечива-
10 непрерывное управаение. Ставка Вер-
ховного  Главнокомандующего — имела
устойчивую радиосвязь непосредственно
со штабами армий, оперативно управляла
ими и получала боевую информацию. На-
личие радиосвязи позволяло в свое время
управлять разветвленной сетью парти-
занених отрядов на оккупированной нем-
цами территории.

Верховное Главнокомандование в своих
директивах указывало, что «при органи-
зации связи с войсками считать связь на-
дежной в том случае, если имеется хоро-
шо налаженная радиосвязь». Такое ука-
зание вызвало ‘необходимость пересмот-
реть методы организации и увеличить
радиосредетва в частях и соединениях.

Система радиосвязи, введенная в Крас-
ной Армии, позволяет Ставке Верховного
Главнокомандующего иметь  непосред-
ственную радиосвязь со всеми действую-
щими армиями, помимо связи через шта-
‘бы фронтов. Командующий фронтом в

зываться по радио с командирами корпу=
COB H ДИВИЗИЙ, помимо того, что он имеет
с ними связь через штабы армий.
Отечественная война показала, как
иного значит радио в управлении опёра-
циями. Героическая работа радистов пс-
хотных и артиллерийских передовых ра-
диостанций способствовала быстрому
форсированию Днепра, В операции по
освобождению Белорубеии от немецких
захватчиков участвовало ‘одновременно
болев 27 тысяч радностанций различного
типа. Они обеспечивали свлов 6 войсками
командованию фронта, армий и команди-
рам совдинений и Частёй, а также взаи-
модействие между пехотой, кавалерией;
танками, артилаерией и авиацией.
Радио, изобретенное русским тенивм
А. С. Поповым, стало для Красной Армий
незаменимым средством обороны страны

сержантов, офицёров и генералов войск
связи Красной Армии очёнь. велики. Пра-
вительство высоко оценило их. Многие
части связи получили правитвльственные
пагралы, а некоторые, в том чибле OT

т радиодивизноны, дважды награж-

ны орденами Советского Союза. Среди
личного состава войск связи бэлёв 150 96-
логек удостоены звания Героя Советского
Союза.

П. РЫБНИН

‘18 мая мне исполнится 91 гол. Но дё-

вятилетия не бмогаи изгладить из моей
памяти пренрасный образ Александра
Стёнановича Попова, патриота. ‘учёного:
_ Дружба наша родилаеь в Петербург-
ском университете. Она возникла йз ин-
Терёса Попова К моей диссертации 06
электромагнитных волнах: Мы оба учи-
лись на физико=математическом факуль-
тёте у одних и Tex se профессоров.
Аавнеаняр Степанович окончил  универ-
ситёт в 24 года —= необычайно рано для
Tord времени.

Трудно сказать, о что окончательно
предопределило характер 6го деятель=
ности. Но универентетекие лабораторий,
невомненно, возбудили интерес к физи-
Её и электротехнике. Однако никто из
наб не думал тогда, что русскому yue-

тадте возвестить рождение бёспроволоч=
ного телеграфа. :
*’ Свови ввликой идев Попов отдавал
в66 силы. В абсолютной тишине лабора-
тории, имея поблизости лишь старого,
одинокого моряка Устинова, выполняв=
шего роль сторожа, Александр Стенано-
вич отрывалея от книг ий выкладок ляшь
для того, чтобы на приборах отметить
свои заключения. В ЭТИ часы он забывал
всё На свете. зато письменный столу
Него на квартире вбёгда  пустовал. Он
признавал рабочим местом только 1а00-
раторию. Хорошо понимавший, что он
работает для русского флота, Александо
Степанович был тесно связан 6 морски-
ми офицерами, консультировал их; а 16
его просто боготворили: 4

Дважды в Году Аленбандр Степанович

ному Попову удается первому в ми-
ре ворваться В тысячелетнюю - тишину
эфира; из старинного сада перед зданием
Минных офицерских каассов в Кронш-

Два могучих течения человеческой мыс-
ли привели к созданию радио: развитие
знаний 06 электромагнетизме и совершеён-
ствование тёхники связи. ; Е

Начавшийся к концу ХУПШ века бур=

ный прогресс учения 00 электричестве,
wepes Кулона, Гальвани и Вольта, ч6рёз
Эрстедта и Ампера, приводит к осозна=
нию Фарадеем роли  элентромагнитных
полей в пространстве п к первым, смут=
‚ным представлениям 06 электромагнит=
ных волновых процёссах.
‚ Максвелл с его ибвлючительным Teope-
тическим проникновением и Герц с егб
экспериментальным  Талантом делают
мысаь Фарадея научной реальностью,
обосновывают электромагнитную теорию
свата и обеспечивают возможность полу-
чения электромагнитных войн чисто
влентричесними способами, бвовершенно
отличными от привычных бпобобов полу-
чения ¢BéTa,

Возыожность создания радио была под-
готбвлена, но только возможность. Изоб-
ретение, то-есть техническое воплощение
новой идеи, еше предстояло осуществить.

Изобретатвлю радно мало было в совёр-
шенстве владеть всеми новейшими фак-
тами учения об электричестве. Он дол-
жен был еще целиком проникнуться
мыслью 0 необходимости совершенство-
вать технику связи.

Практическую задачу изобретения ра-
лносвязи решил в налтей стране Александр
Степанович Попов (1859 = 1906 гг.).

Родился А, 0. Попов в рабочем посел=
ke Туринскив рудники, на Урале. Жизнь
изобретателя радиб была Цедеустремлен-
ной. Тяготение к техническим вопросам
Понов высказывал с детства. Как только
представилась возможность, он Yexad
учитвея в Петербург. в университет, ко-
торый й окончил в 1883 году. ;

Еще до окончания универвитета По-
гов исполнял ассистентские обязанности:
(н был хором осведомлен и в вопросах
практической электротехники, в частности
руководил электрическими установками на
территории Нажегородской ярмарки. Мно-
гочисленные публичные доклады с демон-
страциями показывают научную зрелость

у

выстунал с докладами в офицерском соб-
рании. Любимая тема докладов —= элек-
трические колебания. Обычно за три дня
до доклада ввайколенный зал офицер

м

Нл
Bj
be 8
Акадёмик Б. ВВЕДЕНСКИЙ
‘aa 6
А; С. Попова неё только & моменту изоб-
ретения радио; к 1895 году, но ужё и Е
моменту опубликования онытов Герца
(1888 г.). Рувекий ученый начал пб-

А. С. Попов.

медленно воспроизводить их и творчёски
осваивать;

Несмотря на всю глубину опытов Гер-
ца, на уже появивлтиеся работы по колё-
баниям сосрёдоточенных и распредвлен=
ных систем, учение 00 электрических ко-
лебаниях й ваектротехника переменных
токов были близкими к зачаточным.

Совсем плохо обстояло дело с предетав=

Памятный образ

ского собрания предобтавлялёя в наше
раепоряжение. Я ‘привозил туда приборы.
нужные для демонстрации;

‚ За Несколько чавов до выстуйления он
привзжал в зал, вам провёрял и Налажи-
вал приборы, чтобы не было ни малей-
шей заминкй.

Он был неутомамым в своих  ибка-
ниях HO убовершенствованию первой
приемной радиостанции и глотал любое
научное Сообщение, хотя бы косвенно
ОТНОСИвШевся К 670 любимой теме. Так,
однажды он прочел доклад 06 изыска-
ниях Рентгена. Будучи сам хорошим
бтеклолузом, Александр Степанович бы:
стро выдул рентгеновскую трубку. Одним
йз первых он сделал  рентгеновекие
снимки, которые вейчас хранятвя в м{-
Зее связи. -

Через 50 лет после торжества
ществленных идёй- Попова наш народ
благодарственно зспоминает его имя.
КРОНШТАДТ. (По тёлефону).

осу-

етение

лениями о ревонаное, в особенновти с из-
мерением длины волны. Даже  вращаю-
щийся конденсатор Ham удобный варно-
‘MéTp отвутетвовали. Единственно суще-
ствовавшив Тогда Затухающие колебания
сильно усложняли в66 занономёрноети.

Но в первую очередь недоставало удоб-
ного, чувствительного и устойчивого &об-
паружитеая»  электричееких  кодебаний
(на современном языке детектора). Ми-
ниатюрные ибкорки в резонаторах Герца
или в разрезе зеркального слоя у Риги
годились только для лабораторных у6л0-
вий и расстояний.

А. С. Понов почти сразу остановил
6806 внимание на единственно правиль-
ном решении, которое приводило к кон-
струкции именно пишущего радиотелегра-
фа. Он воспользовалея способностью нб-
совершенных контактов между крупинка-
ми рыхло насыцанных металлических
опилок резко уменьшать ввое сопротив-
ление под действием заектрических колё-
баний.

Попов детальнейшим образом изучал и
улучшал интересующие его свойства по-
рошков и бусинок разных  металаов и
угля и тем придал небывалую чувстви-

тельность своему прибору — первому в
мире А Раки продемонстриро-
ванному им Русскому физико-химическо-

му обществу 7 мая 1895 года.

Автоматический «встряхиватель» в ви-
де молоточка электрического звонка был
особенно эффективен е точки зрения изо-
бретения именно беспроволочного теле-
графа, который по удобству обслужива-
ния не должен был уступатв обычному
телеграфу. На докладе в Париже в 1900
году это обстоятельство особенно подчер-
кивалобь Поповым.

Наблюдение. Рыбкина и Троицкого
(1899 г.) относительно возможнобти
приема радиотбаеграфных сигналов Ha
слух чрезвычайно увеличило  дальнобть
передач. Но отказ от пишущего приема,
несомненно, требовал преодоления значи-
тельной психологической инерции. }

Введение А. С. Поповым в схему ре-

свою очерёдь может непосредетвенно свя-

ТРУДЯЩИКСЯ СССР:

Берлин. В час победы у Бранденбургских

ворот.

Фото специального военного

Берлинский ден

Замолкли бои в Берлине, В грохоте
разрывов, свисте снарядов и треске пуле-
метных очередей родилась победа. Уже
жизнь вотупает в свой права: на берлин-
ских улицах наводится порядок, военные
воменданты: озабоченно хлолочут об уче=
те населения и продовольственных  кар-
точках, об охране предприятий и складов.

Чем только не приходится сейчас за-
ниматься напгим военным властям! Вот
отромный восьмиэтажный холодильник,
доверху набитый свиными тушеми. Но
третьи сутни нет тока, температура в. хо-
лодильнике катастрофически поднимается,
и огромное количество мяса— под риском
порчи. Седой генерал, ев два дня на-
зад отдававший приказания открыть огонь,
перейти в атаку, бовершитв обходный ма-
невр, мгновенно переключается на «мир-
ные дела», не менее сложные и жгучие,
нежели военные. Поблизости расположена
одна’ из райенных Электростанций Bep-
лина. Главный инженер, пожилой немец в
очках, почтительно склонивитись, Докла-
дывает генералу, что весь технический и
рабочий персонал станций налицо, все
оборудование в порядке.

—-. Дать ток в холодильник, —приказы-
Rae? генерал.

B соседнем квартале находится вполне
исправный колбасный завод, приспособ-
ленный также к изготовлению мясных
‘ные запасы сырья, которые тоже могут
испортиться, вели его своевременно не
пустить в обработку. И вот по распоря-
жению генерала рабочие уже хлынули в
цехи, сюда тоже дан ток. Уверенно гудят
заводенил машины.

А на улицах свеже-расклеенные прика-
зы ‘и об’явлениял советского командования.
Толпы бераинских жителей читают эти
приказы. В городв устанавливается жв-
Лезный совёжевий порядок. Охринатие #б-
менданты без конца принимают людей, от-
врывают хлебопекарни, организуют выда-
Чу хлеба населению. Всё делается 063
лишних слов, организованчо и ладно.

Теббелье вопил 0 «большевистских
зверствах», а советские командиры 0т=

это в городе, на улицах которого только
недавно стихли бои. }
`Неудивительно, что страх, годами
впрыскиваемый в сознание рядовых нем-
цев дьявольскими питрицами гитлеровской
пропаганды, начинает  улетучиваться в
свежем воздухе правды, приносимой на-
шими войсками. Это не литературная ме-
тафора. Многие немцы и в самом деле
производят впечатление отравленных. Ши-
роко раскрытыми глазами они смотрят на
происходящее. Оно поражает их, оно по=
могает некоторым из них понять всю глу-

бину позора и ужаса, в которые была
ввергнута гитлеризмом Германия. ,
Доктор. математических. наук Эрих

Штуум, вотреченный нами в очереди за
хлебом в Шарлоттёнбурге, сказал:

—- Я привык оперировать большими
числами, но я т6ряюбь перед количеством
злодвяний, совершенных нацизмом!..

Палачи предчувствовали свой близ-
кий конец. За несколько - дней до ка-
питуляции черный дым стоял над Архив-
штрассе. То гитлеровцы лихорадочно
сжигали тайные архивы. Столбы тяжело-
го дыма неподвижно стояли в небе’ над
Фоссштрассе, где находилабь личная кан-
целярия Гитлера, и над Вильгельзаитрас-
ве; где помещалось министерство ино-
странных ДЛЕ 2 -scnalh 2

Двигаемся дальше. Пробираемся ч6рез
невиданные завалы из тавровых балок и
попадаем на «тыловые» улицы, где уцелв-
Ли почти всё здания. здесь распотажились
полвовые обозы, мирно курятся пухни,
и усатыв повозочные тренькают на бала=
лайках волжекив «страданья».

Отолбо котла с борщом идёт степенный
спор; какал тачанка крепче = русская
или немецкал. Повозочный — гвардии
сфрейтор Иван Горбанюю доказывает:

— Ясно, русская крепче. Bor моя
прошаа от Миуса до этой, как се, Шпрее
й Ничего — ходит!

В аристократических берлинских 5вар-
талах жуют сено русские сивки. Мы даже

крывают больницы, радиво оберегают от

точки зрения электромеханического при-
бора, — конечно, служило только целям
‘создания именно пишущего приема. Но
самый релейный принцип, принций при-
ведения в действие слабым сигналом
местных, гораздо более значитвавных ко-
личеств энергии, является несравненно
более значительным.

этому принципу вернулись, как
только вместо грубого и инертного элек-
тромеханического реле появилось pede
электронное, в виде электронной лампы.
Релейный принцип господствует ныне во.
всей приемной радиоаппаратуре.

Однако наиболее радикальным ново-
введением была антенна, ‘о которой Попов
говорит уже в докааде 7 мая 1895 года.

Очень существенно, что антенна Попо-
ва, по крайней мере в основном, была
вертикальной: Этим, пуеть ощунью ‘была
введена вертикальная поляризация радио-
волн; безраздельно господствовавшая в
радиосвязи целых четверть века.

В основном с той же приемной аппа-
ратурой, которую Попов показывал 7 мал
1895 года, он 24 марта следующего
года произвел публичную демонстрацию
первых в мире переданных с помошью
электромагнитных волн caoB: «Генрих
Герц». Поэтому 7 мая 1895 года является
далой изобретения радио.

По вопроеу о’ приоритете в изобретении
радио много говорилось и писалось. Пре-
тёнзии главного претендента—-итальянца
Маркони опровергаются легко. Заявка
Маркони была сделана спустя более года
(в июне 1896 года) после первого до-
клада А. С. Попова и на несколько меся-
цев Позднее Второго его доклада. Самый
патент опубликован только в июле 1897

года, когда Нопов уже осуществил радио-
связь корабля с берегом.

Великий рубский ученый-изобретатель
и его сотрудники успешно работали над
введением радио на судах военного флота.
Первая регулярная линия радиосвязи, дли-
НОЮ `В 44 километра, была в феврале
1900 года экстренно установлена 6 остро-
вом Гогландом. Нри этом удаловь не
только успешно выполнить основную за-
дачу — содействовать снятию © камней
броненосца береговой обороны «Генераа-
адмирал Апраксин»; но: и спасти челове=
ческие жизни = группу рыбаков с уне-

16— весьма несовершенного 6 современной! сенной в морё льдины.

видели в обозе‘одной из дивизий верблю-

корреснондента «Известий» ТФь «бамсоноваз ~

(ОТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ
E> КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ»

Неподалеку на монументальном зда-
нии с колоннами — надпись: «Кранкен-
гауз». Это одна`из крупнейших больниц,
Берлина. Сегодня в ев ‘палатах и опёра=
ционных вериатся обычные будни. В друз -
гой больнице —= Лихтенбергской — Bpa- -
чи встретили наших офицеров возглаз
сами:

— Мы против Гитлера!

Велико было удивление медицинского
персонала, когда советский генерал, пез
реговорив с главным врачом, распоря-
дилея выдать Недостающие больнице м8»
ливаменты и продукты для больных.

Б поверженной Красной Армией вра-
жеской столице начинается жизнь.

Тихонько открываются ставни домов й
жалюзи магазинов. Дворники вывозят
мусор в тачках, дети играют на улицах.

Во дворах и в садах онраин цветут:
яблони, Но пьянящий воздух вабны от-

равлен тарью. Вели отехать от Берлина

километров на пять и посмотреть на гер-
манскую столицу, до сих пор вилны ды-
мовые столбы нал городом. Когда e¢ny-
снается вечер, небо охвачено заревом
дальних пожаров. А Москва вечёром ра-
достно сияет раскрывшимися, как весен-
ние бутоны, фонарями, раснветшими 0т-.
нями окон, — эту замечательную новость
принесло советеким воинам MacKOBCKOE
радио.

Ночь, озаренная дивным. светом. лувы,
плывёт ‘над Берлином. нал ‘ломом, в #0т0-
ром пишутся эти строки. Усталые авто-
матчики  прильнули к радибприёмнику,
настроенному на Москву.

— Далено Москва, — говорят русскяв
солдаты, слушая  затухающую трансбля-
цию и свист огроуных пространств, отд6-
аяющих их 0т Москвы.

Далена и близка. как никогда, великая
it родная Москва. С нею вее взоры, всё
думы, все сердца фронтовиков.

И самое нежное чувство, самое Жарков
‚дыхание, самое трепетное биение бердиа
с ним, с великим. Сталиным, который
победно провел Нашу @Трану через вели-
 кую войну и привел нашу армию к Бер-
лину, к победе!

Братья ТУР.
Л. ШЕЙНИН.

Однако расцвет радио в нашей стране
началея после Октябрьской революции.
Он неразрывно связан с именами denuna
и Сталина, с широким развитием отече-
ственной радиопромышяенности и радно-
строительства.

В. И: Ленин лично подписал декрет об
организации Нижегородской лаборатория,
которой вскоре стал руководить М. А,
Бонч=Бруевич, Маборатория эта сыграла
громадную роль в развитии советской ра-
диотехники, прежде всего тем, что созда-
ла отечественные передающие и привм-
ные электронные лампы. М. А. Бонч-Бру-
ввич сконструировал первые в мире лам-
пы осмедным анодом, охлаждаемым в0-
дой, на рекордные тогда мощности в 25
и даже 100 киловатт. Построенные Ня-
жегородской лабораторией вещатвавные
радиостанции в 12 киловатт (1922 г.) и
40 киловатт (1927 г.) завоевали тогда
мировое первенство, неизменно  Поддёр-
живавмое позднейшими мощными й вверх-
мощными советскими радиостанциями.

Ваагодаря заботам товарища Сталина
страна получила сеть мощных радиоцент-
ров ий ряд крупнейших радиозаволов и
научно - исследовательских лабораторий.
Несмотря на трудности военного времени,
наша радиопромынаенность значительно
выросла и количественно и качественно.
Она обеспечивает Красную Армию необ-
ходимой продукцией и разработала но-
вые, более совершенные образцы радио-
вооружения.

Радио быстро развивается и в техниче-
ском, и в научном отнонтониях. „ Ралио-
средства глубоко и быстро проникают B
мирную и военную практику. Однако еще’
не настала пора для опубликования того
принципиально важного, что сделано во
время Отечественной войны и даже в
предвоенные годы. Можно надеяться, что
после войны станут общим достоянием
интереснейшие и важнейнтие сведения,
пока-что сохраняющиеся в тайне.

Успехам. советского . радиостроитель-
ства сопутствуют успехи воветсжой радио-
связи. Совётекие радиостанции достигли
огромных скоростей передачи —— триста
слов в минуту в среднем (максимальная
скорость гораздо больше). Фототедеграф-
ные связи нашли ‘себе прочнов место на

да, пришедшего сюда с одним из сталин-
порчи продовольственные запасы. И все! градекия подразделений.

БЕРЛИН, 5

мая; (По телеграфу).

Насколько  многочивленны conefenie
вещательные радиостанции, видно из TO-
го хотя бы, что они ежелневно ведут п8-
редачи на 70 лзыках народов Советского
Союза, не считая многих иностранных
языков.

Широкое развитие во Beek городах я
районных центрах нашей страны полу-
чили проволочные трансляционные сёти,
подводящие ралиовещательные пубграм-
мы с центральных радиоприемных пунк-
тов к индивидуальным репродукторам.

Эти и другие успехи советского радио
стали возможны благодаря широкому раз-
BUTHIO советской науки в области радио,
связанному с общим прогрессом науки в
СССР.

Трудно найти отравль современной тёх-
ники более многогранную и бол6в бурно
развиваюнгуюся, чем радио. Совётбким
ученым По всей справедливости должно
быть отведено одно из первых мест в
такой важнейшей области, как исоледо-
вание законов распространения электро-
магнитных волн.

Одной из основных тенденций в разви-
тии современной раднотехники яваяётся
бурное освоение диапазона ультракорот-
ких волн (УЁВ). Они находят себе пря-
менение в ряде специальных областей,
среди которых выделяются раднонавига-
ция и радиолокация.

С другой стороны, ультракороткле вол-
ны найдут широчайшее применение при
организации многопрограммного звуко-
вого и телевизионного радиовещания. На-
ряду с линиями широкопоаосного кабёля
будут строиться ретранеляционные УКВ-
линии, в которых все шире будут прима-
нятьел Дециметровые и сантиметровые
Волны. :

Благодаря вниманию 60 стороны пар-
тии п правительства наша страна прихо-
дит в 50-лотнему юбилбю 60 времени
изобретения радио А. С. Поповым с круп-
нейшими научно-техническими,  пройз-’
водотвенными и эксплоатанионными ATO-
гами. Победное завершение войны 6 фа-
шизмом, достигнутое пот гепиальным в0-
дительством И. В. Сталина, нёсомнённо,
приведет к новому расцвёту нашёй со-
циалистической родины и создаст усло-
вия для дальнейшего, еще большего раз-

советских радиолиниях.

вития советского радио.