ПЯТНИЦА, 11 МАЯ 1945 г. № 109 (8719)

Анатолий СОФРОНОВ С 060 6 O HC 0 Я

Теперь вспоминаются вехи и даты,
Замолкшие пушки, былые раскаты,
Курганы у Дона, в степи перекаты,
Все, что не забыто, что было когда-то,
Что в памяти нашей осталось навек.
Теперь вспоминаются вехи и даты, —
Отметки на зеркале мраморных рек. -

Теперь вспоминаются дымные зори,
Молчанье в разведке, дыханье в дозоре,
Балтийское море и Черное море,

Тоска по любимой н горькое горе, —
Все то, что носили мы в сердце своем, —
Теперь вспоминаются дымные зорн

И вещее слово: «Нет, мы не умрем!»

Теперь вспоминается Киев в нюле,
Встревоженный Киев, гудящий, как улей,
Где мы не уснули, где мы не вздремнули,
Готовя снаряды, смертельные пулн,

Где в Дарнице сутки стоял эшелон, —
Теперь вспоминается Киев в июле,
Навечно останется в памяти он,

В июльское утре здесь зноем дышали
Бетон и железо на желтом вокзале;
В теплушке мы голос ЕГО услыхалн,
Тревожно спокойный, с раскатами
стали, —
Он к нам обращался и — слушал. народ
В’ июльское утро, здесь зноем дышали
И каждое слово, и птицы полет.

Нонст: ФЕДИН Вершина

Путь истории есть путь горный.

Через ущелья, от утеса к утесу, но тес-
нинам, на дне которых клокочут реки и
гремят водопады, сквозь туманы и снего-
вые бури вьется дорога с высоты на вы-
соту, чтобы подняться к наивысшей вер-
щине.

Советское необ’ятное государство наро-
дов-братьев в своем историческом пути,
подымаясь выше и выше, достирло верши-
ны, откуда раскрываются проеторы, оси-
янные славой.

Враг пал ниц перед оружием Красной
Армии и наших союзников, Отечествен-
ная война советекого народа завершена
нелной побелой. Гитлеровская Германия
не существует.

Мир вздохнул освобожденной грудью.
Разорению культур положен конец.

Он к нам обращался, он вернл нам очень,
Крестьянам, солдатам, поэтам, рабочим,
Кто с ним был и в полдни, и в темные
ночи, —
Политель, ученый, мыслитель и зодчий, —
Он видел уже Украину в дыму,
Он к нам обращался, он верил нам очень,
И мы отвечали тем самым ему.

„Ушел эшелен наш на Брянск м на
Нежин, ©
Мы были все те же и будто не те же,
Как будто бы ветер овеял нас свежий,
Как будто не слышен был посвист ^
и скрежет
Снарялов летящих, сверкающих пуль, —
Ушел эшелон наш на Брянск и на
‘ Нежин, —
Таким мы запомнили Этот июль!

Таким он остался навеки, надолго,

Когда мы по доблестн, чести н долгу,

Пад градом разящих, бездумных
осколков

Лежали на травах, сгоревших над
Волгой, —

Мы номнили голос, дыханье его,

Таким он остался навеки, надолго

У каждого в сердце, как символ всего.

Таким он остался в смоленских дубравах,
Под дымной, но ждущей нас сердцем
Полтавой,

НИЕМ

лись в развлекательную прогулку покоре-
ния России, и они очутились в лагере
явно к зеликому своему удивлению. Нель-
зя сказать, чтобы у них не было страха
перед ненохожей на победную обстанов-
ку. Но они маскировали еграх дутым са-
модовельством.

дин такой нехоросль явился на опрос
в расетегнутой рубашке, в подтяжках.
Майор Красной Армии, ведщий опрос,
спросил его, почему он не одет.

— Марко, — ответил он развязно.

— Олдетьея по форме! Кругом— марш!

Мальчишка распрямился, как пружина,
сделал поворот по уставу и помчалея в
барак. Назад он вернулся одетым в фор-
му унтер-офицера, застегнутый на все пу-
говицы, автоматически точный в движе-

С вершины, на которую мы вступили,
видно, как веют флаги торжества дикую-
щих народов. Гух голосов об’ял землю—
гул победных песен, гул славоеловия ге-
роям-воинам, людям подвига и отваги.

Навечно нали оковы, которыми всилилея
заковать человечество его повергнутый
враг. И взоры благодарных наций обра-
щаются прежде всего к великому воинству
Советскоге Союза.

Красная Армия разгромила противника
исключительной мощи вооруженную CH-
лу, подготовленную в разрушительным
ударам.

Германская армия выращивалась гит-
леровцами на основе исторической враж-
ды Германии к русскому соседу. Захват
земель на Востоке был девизом немецкого
рыцарства и вошел в программу гитлеров-
цев. Они вышколили для универсального
молниеносного налета на Россию миллион-
ные кадры головорезов, прививая им злобу
ко всему советскому, научив коваретву в
военной тактике, беспощадности в обра-
щшении с женщинами и детьми. Они разду-
ли нетерпимую мысль 0б «избранности»
немецкого народа, разожгли ненависть RO
всем иным нациям и старательно восни-
тали присущую характеру немца бездум-
ную скособность повиновения,

Как странно тенерь вепомнить нарглую
орду, вооруженную бронированными ма-
шинами и брошенную^ на наши земли в
1941 тоду!

Через три недели носле нападения Гер-
мании на Советский Союз л был в лагере
военнопленных и видел летчиков, сбитых
нами в самых первых боях, — немецких
ефрейторов, унтер-офицеров и лейтенан-
тов. Вее они были похожи друг на Apy-
га — с заносчивым огоньком в глазах, с
высокомерно, глуповато вздернутыми фи-
знономиями. Кое-кто из них насчитывал
с нолеотни налетов на Лондон, кое-кто ус-
Пел покидать бомбы в Подьще, в Греции,
над Парижем. Все были награждены за
свой разбой «пряжками» и железными

ниях и отвечал, не задумываясь, на все
вопросы. С ним говорил командир, с ним
не шутили. Этого было довольно, чтобы в.
нем ожил механизм беспрекословноге по-
слушания, :

Я спросил его, долго ли, по его мне-
нию, придется ему посидеть в лагере.
0, не слишком, — ответил он. —
К осени весе будет кончено.

— @тдаете ли вы себе отчет, против
кого вы пошди воеваль?

— 0, конечно! Россия— страна огром-
ных территорий.
это — Bee? —

— А что же еще? — спроеил он 6 на-
ивностью и опасливо скрытым вызовом.

И вот мы показали немцам — <что
еще»; в Берлине Верховным  Главно-
командованием Красной Армии, совместно
се Командованием союзников, принята
безоговорочная канитуляция разбитой,
поверженной наземь германской армии.

Наша победа является плодом всена-
редных усилий. Лучшие качества, воспи-
танные в нас на протяжении почти трех
десятилетий после Октябрьской револю-
ции, наше сознательное уважение к
труду, наша самоотверженность во HMA

интересов отечества были собраны ве-
едино и устремлены K единой цели,
Возможноеть такого  сосредоточенного

устремления к цели обеснечена нашему
государству полным единством его унра-
вления во главе с вождем и Верховным
Главнокомандующим — Иосифом Висеа-
рионовичем Сталиным.

Воля в победе, проявленная народами
Союза, отточена Сталиным. Его стратегия
создала новую эру в военном искусстве.
Ему обязаны мы тем, что Красная Армия
вонлощает в своих действиях передовую
военную мысль. Его предвидением орга-
низовано превосходство нашего оружия
над германским. Его нехолебимая вера в
сихы Родины силотила нас в нераздель-
ное целое. И сейчас, когда враг пал нод

Под Львовом, под Минском, в боях под

Варшавой,
Как гордое знамя Победы и Славы,
Зовущих все дальше вперед и вперед, —
‚ Таким ‘он ‘остался`в смоленских дубравах,
Таким его вечно лелеет народ!

От слова в июле до майского слова
Дорога лежала под свистом свинцовым,
Березовой ` пущей .и. лесом” сосновым,

К пожарам Берлина, кварталам багровым,
Где танки, где наша пехота прошла, —
От слова в июле де майского слова
Дорогой прямою она пролегла. :

Присягу и клятву, что дали мы в зное,
‘Пред. нашей землею, пред нашей страною,
Пред тем, что нам ‘было навеки родное,
Свяшенную клятву бойцов пред тобою,
Пред каждою пядью. советской земли,
Присягу н клятву, что дали мы в зное,
Мы кровью, мы жизнью своей сберегли.

Ликуй же, Победа, от моря до моря!
Играйте над миром, весенние зори,
Разведчики счастья, вы, нынче в дозоре,
Вы в море сегодня, в’ небесном просторе,
Где солнца сверкает огонь золотой, —

морякам в их трудном деле борьбы е 03-

Лихуй же, Побела, от моря до моря,
Велнкому Сталину славу воспой!

воин произнесят с благодарностью и ду-
шевным волнением, веть имя Сталина.

На протяжении войны советский воин
явил всему миру пример неповторимой
доблести. Он приобрел в закалке огнем
такую школу военного знания и умения
владеть любым оружием, какой не было
никогда прежде.

В то же время советские военачальни-
ки обогатились совершенным искусством
вождения грандиозных воинских соеди-
нений, но количеству нревзошедших 60-
бою все примеры прошлых массовых во-
инских организаций.

В руководстве титаническими боями,
которые, начиная со Сталинграда, неиз-
менно выигрывались советским оружием,
участвовало не только приобретенное на
полях сражений знание современных ус-
ловий боя. Великий опыт славного рус-
ского оружия в прошлом помогая наше-
му восхождению на вершину победы. Те-
ни Румянцева, Суворова, Кутузова, Уша-
кова сопутствовали советским генералам и

лобленным и опытным противником.

Никогда прежде ни один военный 6003
не мог реализовать с такой железной о-
следовательностью наступление на врага
и его разгром, как великое содружество
свободолюбивых наций — СССР, США и
Англии: Колоссальное  наступательное
движение, начатое в горах Кавказа и у
берегов Волги — © востока, из пустынь
Египта и просторов Марокко — с юга, от
Британских островов — © запада, через
Карпаты, Аценнины, Альпы, через реки,
озера, моря привело войска демократиче-
свих держав в страну главного врага и
виновника войны и раздавило его, под-
няв над ним @вои победные знамена.

В конце-концов германская армия пе-
рестала существоваль. Ee генеральный
штаб, ее главнокомандование сдались
вместе с ней. Остатки гитлеровцев будут
вылавливаться из щелей. Виновники вой-
ны предстанут перед судом во всех стра-
нах. Справедливость осуществляется.

Справедливость He может умереть, как бы
этого ни хотели ее ненавистники.

Новый Гомер воснеет величие Красной
Армии, пронесшей на своих плечах самый
тяжелый груз испытаний тогда, когда
германская армия, еще в полной своей
силе, бросала на Советский Союз неис-
числимые стада железных чудовищ ист-
ребления. Солдат, шедший под красным
Знаменем на защиту своего отечества,
будет не только героем военных истори-
ков, но любимым героем еказаний и поэм.
Много славных книг будет написано 06
Отечественной войне Советского Союза.
И самая великая из них запечатлеет на
своих страницах наш народ в счастливый

нашим  смертоносным ударом, нервов

крестами. Им казалось — они отправи-

aw

eee mvO0—_—_OOeeeeasaatserereeeen reer

имя, которое  советекий гражданин и

день достижения им вершины славы, —
в День Победы.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

берлин—Варшаве — Москва

Утром 9 мая мы еще были в Берлине.
Днем — в Варшаве, вечером приземли-
лись в Москве.

Трудне передать всю огромность вне-
чаллений этого дня, вею силу контрастов.
Утром в стелице поверженного врага, &
через несколько часов — в Москве, тор-
жествующей прекраенейщую из побед!

Едва только машины с немецкими ге-
нералами от’ехали от ставшего истори-
ческим здания берлинского Военно-инже-
нерного училища, как весть о безогово-
рочной капитуляции побежденной Герма-
нии разнеслась по Берлину. На расевете
в предместье города Марцан мы видели,
как шоферы, везущие боеприпасы, за-
саышав радостную новость, остановили
груженые доверху машины посреди до-
реги и трижды прогудели своими клак-
сонами. Это был своеобразный салют
фронтовых шоферов в честь победонос-
ного завершения войны. Водитель Man
Микитенко из села Парасковеевки Поз-
тавской области, черноволосый, крецно-
зубый парень в промасленной гимнастер-
ке, сказал нам:

— Почти четыре года я все время
спешил. Днем и ночью. На плакатах мы
читали лозунг: «Водитель, торопись!
Минуты решают победу». Я знал, что
френт ждет бесприпасов. Всякое я возил:
патроны, мины, снаряды всех калибров.
И вот сейчас в нервый раз за вею войну
можно минуту постоять без дела, просто
так—и подумать, как это все случилось...

И он, неторопливо  свернув длинную
<козью ножну», спокойно задымид, глядя
на бледнеющее нобо, где растворялись,
погасая, звезды.

На перекрестке Фридрих-аллее три лет-
чика чокались бокалами с шампанским.
Штурмовик — старший лейтенант №0з-
дев, сняв фуражку, немного растерянно
говорил:

— Как-то, знаете, странно мне, чго
утречком не полечу на задание... Не буду
штурмовать, драться... Даже как-то
смешно, знаете ли... Выпьем по этому но-
воду, товарищи офицеры.

Из распахнутых окон многожды про-
битого снарядами огромного здания реихс-
тага звенят гитары и баян. Автомалчи-
ки штурмового нехотного полка, первыми
ворвавшиеея в рейхстаг, сидят на под-
оконниках. растягивая меха аккордеонов.
Над берлинской площадью несется  рус-
ская песня:

Ехал парень из Казани,
Полтораста рублей сани...

В предутренней мгле, в жемчужной
мути рассвета мрачно громоздятся чудо-
вищные развалины Берлина, С рассветом
на улицах появляется население. Вы-
страиваютея очереди у хлебных лавок.
Берлинцы тоже уже знают о совершив-
шемся. В очередях слынеитея одна часто
новторяющаяея фамилия: «Кейтель» и
елово «капитуляцион». ‘

На одной из главных магистралей Бер-
лина — Франкфуртер-аллее висит плакат:

«Германия будет стоять на коленях».
Художник военно-автомобильней дороги

нодходит к нлакату с ведерком ‘И ‘вистыю
и леловито исправляет наднись: «Герма-
НИЯ поставлена на колени».

У огромного памятника  Видьгель-
му с аляповалыми львами и колосса-

саав

От специальных корреспондентов
«Известий»

ми-рыцарями в доспехах групнами сни-
маются наши офицеры. Каждому хочется
запечатлеть намять © своем пребывании
в нобежденном Берлине. На позеленев-
шем медном нлече тевтонского воина си-
дит  девушка-санинструктор, небрежно
положив руку на высокий шлем. Щел-
кают «лейки» и «кодаки» около рейхота-
га, Вранденбургевих ворот, Новой импер-
ской канцелярии...

Здание пресловутой Имиерской канце-
лярии на Вильгельмштраесе частично
разрушено артиллерией. На массивных
дверях ‘надпись: «Канцелярия фюрера и
рейхсканцлера». Пониже: «Шичная ад’-
ютантура фюрера». Еще нижё— надпись
мелем: «Канцелярия закрыта по непред-
виденным оботоятельствам. С подлинным
верно сержант Трофим Баюкин».

Красноармеец Карагаджанов из Таш-
цента водит нас с группой военных кор-
респондентов по коридорам и комнатам
Новой имперской канцелярии.

В кабинете управляющего личной кан-
целярией фюрера штатеминистра Мейс-
Hepa валятся разорванные портреты
Гитлера, надниеанные его рукой, визит-
ные карточки Адольфа Гитлера. В книж-
ных шкафах толотые темы, нанечатан-
ные на машинке, с надписями: «Совер-
шенно секретно», Названия наиок: «Воз-
вращение с Украины», «Советекий муж-
чина и советекая женщина», «Цодити-
ческое обозрение юга России», «Нефтя-
ные ресурсы Кавказа», «Политическое
обозрение Эльзаса и Лотарингии»...

В одной из комнат Гитлера — с дубо-
зой облицовкой отен, тяжелыми позоло-
ченными люстрами, е огромным портре-
том Гинденбурга на стене — видны сле-
ды посиещного бегства. В шкафу неот-
правленные письма фюрера, подписанные
лично Гитлером, — некоему Зункелю по
поводу его 90-летия, Эриху Кальбу в
Дюссельдорф по поводу производства в
генеральский чин, супругам Зорихтер но
поводу их брилацантовой свадьбы. А н&
столе увесистый том — опять «Совер-
щенно секретно» — «Характеристика са-
харных заводов на Украине».

Все эти комнаты охраняются в том
виде, в каком их бросили беглецы, — по-
добно тому, как но правилам криминали-
стики комната, в которей было соверше-
но преступление, должна сохранять до
прибытия следователя тот вид, в каком
она находилась в момент обнаружения
злодеяния.

Начальник караула майор Петров го-
ворит:

— Теперь я удовлетворен полностью.
Первый день мира я вотретил в канцеля-

рии Гитлера. Как можно еще лучше
встретить победу?!
По дороге на аэродром заезжаем в

комендатуру города Берлина. На столе
коменданта генерал-нолковника Берзари-
на лежит карта германской столицы. 9те—
&бычная карта’ ‘военачальника, исчерчен-
ная разноцветными стрелами и кривыми
линиями, в ней схема генеральной битвы
за германскую столицу. Сколько темпера-
мента, военного мастерства, бессонных

ПАНА =

Мы зордимся своей родиной

В первый раз реальность, весомость
слова «победа» ощутил я в берлинском

зале, где немецкий фельдмарнах Кейтель

подписал акт о капитуляции. По предло-
жению маршала Советского Союза Му-
кева представители немецкого военного
командования покинули зал, и товарищ
Жуков обратился к главному маршалу
авиации сэру Теддеру со словами:

— Поздравляю вас с победой!

Все пожимали друг другу руки, произ-
носили идущие от всего сердца слова:

— С победой!

На рассвете 9 мая в частях, составля-
ющих гарнизон Берлина, слово «победа»
не сходило с уст. Офицеры Красной Ар-
мии, ветречаясь, в глазами, полными
юношеской радости, восклицали:

— С праздником, с победой!

На узле связи бодистки целовались
друг с другом. На телеграфных лентах
можно было найти такие слова.

— АДюбаща, это я, Катя. Мы с тобой

четыре года работаем: я в штабе армии,
ты — в штабе фронта. Мы малепримет-
ные винтики в огромном механизме вой-
ны, но и я сегодня с гордостью и радо-
стью  произношу слово — победа. ©
праздником тебя!

Днем мы оказались в дачном приге-
роде Берлина. Неожиданно раздались
звуки широкой, раздольней руссвей нес-
ни. В ваду на широкой поляне полукру-
гом стояли стулья, на них сидели люди в
пижамах и халатах. Здесь был госниталь
одной из частей Красной Армии. Раненые
знали, что победа завоевана, что они не-
даром пролихи свою кровь. Они цели. А
потом заместитель начальника госпиталя
по политчасти майор Хусаинов произнес
краткую речь и сообщил содержание акта
о капитуляции немецкой армии. Стихий-
но возник митинг.

Майор Елецкий строил . мосты через
Дненр, Вуг, Днестр, Виелу и Одер. По-
строил он мост и через Итрее в Бераи-
не, но в последний день боев его ранило.

ночей заключено в этих рвущихея виерех
стремительных кривых! Вот острые углы
танковых клиньев, пунктирные обозначе-
ния окружений и обходных маневров...

Сегодня утром эта карта уже не нуж-
на. Она не нужна генералу, она необхе-
дима историку. Сколько ученых будут
посвящать свои труды изучению этой
карты, истершейся на сгибах! —

На улицах Берлина стоят «МТУ» —
мощные говоряние установки, славно по-
работавшие в войну на передовых. Сего-
дня они работают в тылу, передавая oop-
линцам текст безоговорочной капитуля-
ЦИИ.

Через два часа наш самолет опускает-
ся в Варшаве. На машине проезжаем по
городу. На аллее Иерузалимекой, Мар-
щалковской улице, аллее Сталина толпы
народа. Завитые элегантные варшавянки
в высоких шляпах среди руин сожжен-
ного немцами города протягизают сирень
и ветви черемухи нашим бойцам и офи-
церам. В цветочных лавках огромный
епрое на цветы.

Жолнеры Польского войска обнимаются
с бойцами Красной Армии. Скупой ‘сол-
датский поцелуй—он многозначительнее
клятвы. На улице близ аэродрома экепан-
сивные варшавяне приветствуют летчиков’
«Нормандии» подполковника Дельфино п
лейтенанта Дефриде. На груди цодцолков-
ника Дельфино ордена Отечественной вой-
ны рядом с крестом Почетного легиона.
Ведикое братство по оружию соединило
свободолюбивые народы Европы. И черно-
волосый красавец Дельфино в своей фу-
ражке с золотым околышем говорит нам:

—- Сегодня, в день окончания войны,
я здееь, в Варшаве, чувствую воздух Па-
рижа... Я всегда чуветвовал этот воздух
на аэродромах Расени, где мы дрались с
немцами. Это — воздух всечеловеческой
свободы.

Скоро мы снова были в полете. На не-
большей высоте проходили Белоруссией и
видели ее сожженные немцами деревни и
сквозные останки зданий, пронизанных
вражескими бомбами. И мы снова думали
© гневе, довереннем советским народом
Красной Армии и бережно  донесенном
ею до Берлина, до Дня Победы.

Недалеко от Москвы борт-радист «Дуг-
ласа» запросил метеосводку и получил из
Московского аэропорта радиогралмому:

—= Погода солнечная. Видимость от-
личная. Поздравляем с окончанием войны,
полной победой.

Впервые за годы своей работы радист
получил вместе с сухой метеосводкой ра-
диограмму с таким неофициальным тек-
стом. Взволнованный, он вошел в пасса-
жирскую кабину и сказал: :

—: Товарищи паесажиры! Москва позд-
равляет вас е победой...

Нах Москвой мы также шли на малой
высоте. Во время разворота при посадив
мы увидели в окно как бы круто накре-
ненный город — родину Победы.

Самолет, прилетевший из Берлина, сел
на траву Москвы. Мы вышли из кабины и
порлядели вокруг. Погода в столице была
солнечная. Видимость ясная, до самого
горизонта.

БЕРЛИН — МОСКВА.

Братья ТУР.

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ>)
‘

Майор приподнимается на руках и, обра-
щаясь к товарищам, говорит:

—- Сбылись слова великого Стадина. В
начале войны он сказал, что победа бу-
дет за нами. Теперь мы ее завоевали,
Сталин сказал: будет праздник и Ha
нашей улице. Теперь этот праздник на-
ступил.

Слова просит капитан-артиллерист Пи-
галев. Он от Сталинграда дошел до Bep-
лина и здесь штурмовал последние кре-
ности немецкой аборены. Его ранило oc-
колком снаряда. Он говорит с пафосом:

— Робсия, великая страна, расправи-
ла свои могучие плечи и секрушила вра-
га. Мы гордимся своей родиной!.;

Горячие овации покрыли слова вапи-
тана Нигалева.

Выступления закончились. Раненые
снова запели песни. Медсестры и сани-
тарки танцевали, играл баян, веселье
длилось до вечера...

- Л. КУДРЕВАТЫХ.

БЕРЛИН. ;

oa