ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Американские газеты
о советско-американском
сотрудничестве

‚ НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Газета
«Крисчен сайенс монитор», ‘высоко оцени-
вая вклад всех, кто участвовал в одержа-
нии побёды над Германией, заявляет, что
на долю советского народа пришлось самое
тяжкое бремя войны. Для того, чтобы из-
мерить благодарность Соединенных Штатов
Советскому Союзу, пишет’ газета, нужна
только представить себе, каков`был бы ис-
ход войны, если бы в ней не участвовал
Советский Союз. Газета заявляет, ‘что со-
трудничество и взаимопонимание между Со-
ветским Союзом и США в мирное время
должны были бы начаться с отплаты Совет-
скому Союзу.

Газета «Глоб» (издается в Бостоне). под-
черкивает, что. советско-американское со-
трудничество является величайшим вкладом
в дело мира во всем мире. «Нам нужна Рос-
сия как в войне, так и в мире, — пишет
газета.—Если мы будем лойяльно сотруд-
ничать, другие должны ‘будут сотрудни-
чать». Газета подчеркивает, что в сравне-
нии с коалицией военного времени в мирное
время предстоят еще большие трудности,
но указывает, что американцы с благодар-
ностью сознают, что Советский Союз задёр-
жал нашистов ценою болыних жертв.

Радиокомментатор Кингдон приветствует
день советского триумфа. как`не имеющий
прецедента в истории, и заявляет, что глав-
ной задачей нынешнего поколения является
создание эффективного советско-американ-
ского сотрудничества.

Газета «Чикаго сан» ‘опубликовала на
видном месте беседу с раненым в Италии
американским лейтенантом Робертсом, ко-
торый заявил, что одна из гитлеровских
листовок воспроизвела антисоветскую про-
паганду реакционной американской газеты
«Чикаго трибюн». «На фронте,—заявил по
этому поводу Роберте,—мы были готовы к
разрывам артиллерийских снарядов’ и мин,
которые увеличивали нашу ненависть к про-
тивнику, но «Чикаго трибюн» в действитель-
ности представляет собой большую опас-
ность, чем взрывы, так как она стремится
к. диверсиям против сознания американцев
и пытается возбудить ненависть к народу,
стоящему на нашей стороне».

‚Заявление Стеттиниуса
на, пресс-конференции

САН-ФРАНЦИСКО, 10 мая. (Спец: корр.
ТАСС). Стеттиниус сообщил на пресс-кон-
ференции в Сан-Франциско, что состояв-
шееся 10 мая заседание руководящего ко-
митета решило пригласить на конференцию
«наблюдателей» только от официальных
межправительственных органов, не допуская
таким образом «наблюдателя» от Всемир-
ного конгресса профсоюзов. Это сводит на-
нет решение комитета № 3 комиесии № 2,
принятое. 9 мая,

Стеттиниус заявил, что руководящий коми-
тет решил пригласить наблюдателей только
от Лиги наций, Международного бюро труда,
ЮНРРА, комиссии Об’единенных наций по
вопросам продовольствия и сельского хо-
зяйства и от Всемирного трибунала. Стетти-
ниус отказался сообщить, как распредели-
лись голоса членов руководящего комитета
при решении этого вопроса. =.

Стеттиниус сообщил также о нескольких
мероприятиях, имеющих целью. ускорить ра-
боту конференции, в частности о создании
так называемого «Комитета координации», в
который входят заместители членов испол-
нительного комитета. Задача этого комите-
та — рассмотрение различных предложений
и оказание помощи в деле окончательной
подготовки документов для представления
конференции. Комитет координации впервые
собрался 9 мая. Он наметил план своей ра-
боты, утвержденный 10 мая руководяшим
комитетом. По заявлению Стеттиниуса, 10 мая
состоялось совещание руководителей и до-
кладчиков комиссий и комитетов конферен-
ции. Цель этого совешания заключалась в
том, чтобы наметить способы ускорить ра-
боту, и, по словам Стеттиниуса, «обсужде-
ние было плодотворным». $ о

.

”

Взят в плен Фалькенхорст

ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Лондонское
радио передает, что части 7-й американской
армии захватили в плен германского гене-
рал-полковника Фалькенхорста, который в
свое время командовал германскими воору-
женными силами в Норвегии. :

у

Сеять ешё бы

И. БЕНЕДИКТОВ

На Конференции Об’единённых

напий в Сан-Франциско

Сегодня утром состоялось заседание ру-
ководителей и докладчиков комиссий и всех
прочих выборных органов Конференции
Об’ единенных наций, со специальной зада-
чей обсудить меры, необходимые для уско-
рения окончания работы конференции. От-
сутствие на конференции некоторых руко-
водящих деятелей, предстоящее возвраще-
ние в Англию Антони Идена,—все это по-
казывает, что фокус международной поли-
тики снова перемещается в Европу. Победо-
носное окончание войны и связанные с ним
неотложные вопросы восстановления разо-
ренных гитлеровцами стран Европы требуют
присутствия руководящих политических
деятелей в их столицах.

Сан-Франциско, бесспорно, прекрасный
город, но, к сожалению, он находится слиш-
ком далеко. Эта отдаленность порою про-
является даже в несколько пониженной
реакции жителей Сан-Франциско на наибо-

лее важные события современности, как
это можно было наблюдать, например, в
день празднования победы Об’единенных
наций над самым опасным врагом челове-
чества — гитлеровской Германией.

Надо полагать, что, поскольку все без
исключения делегации‘ заинтересованы‘ в
скорейшем успешном завершении Конферен-
ции Об’единенных наций, будут найдены
средства форсировать ее работу. Американ-
ская печать уделяет сейчас наибольшее
внимание выплывшим на поверхность в ходе
конференции претензиям группы  латино-
американских государств на полное из’ятие
международных конфликтов, в которые мо-
гут быть вовлечены страны Западного по-
лушария. связанные между собой так на-
зываемым Чапультепекским пактом, из сфе-
ры компетенции Совета безопасности. Ина-
че говоря, некоторые латино-американские
страны добиваются того, чтобы их собствен-
ная «региональная» организация была со-
вершенно независима от общей междуна-
родной организации безопасности, в то вре-
мя как латино-американские страны будут
принимать участие в решении вопросов, за-
трагивающих интересы европейских стран.
Это означало бы полный отход от проекта
Думбартон-Окса, нарушение принципа неде-
лимости мира и оставляло бы постоянную
лазейку для агрессивных наций, особенно

опасную потому, что именно в отдельных
латино-американских странах (например,
Аргентине) фашисты действуют безнаказан-
но и даже пользуются особым покровитель-
ством,

Реакционная печать ‘совершенно недву-
смысленно расшифровывает смысл латино-
американских предложений. Некоторые пра-
вительства ‘не хотят, чтобы пять великих
держав (включая Советский Союз), обла-
дающих постоянными, местами в Совете’
безопасности, были правомочны выносить
обязательные решения по поводу конфлик-
тов, затрагивающих страны Западного полу-
шария. Нетрудно догадаться, что речь идет
о тех реакционных «критиках». решений
Крымской конференции, которые больше

всего раздражены идеей преобладающей со-

лидарной ответственности пяти великих
держав за поддержание прочного мира.

Наряду с гитлеровскими осколками во
всем мире эти «критики» мечтают если
не расколоть, то хотя бы ослабить англо-
советско-американскую коалицию. Запуты-
вая вопрос, некоторые особенно рьяйые сто-
ронники «региональной безопасности» ут-
верждают, что..региовальные. интересы яко-
бы вообще . несовместимы с широкими пра-
вами Совета безопасности в системе общей
международной организации. Разумеется,
это—намеренное извращение. Региональные
меры обеспечения безопасности не вступают
в противоречие со всемирной организа-
цией, если только они предусматривают
конкретные действия против угрозы повто-
рения агрессии со стороны Германии или
другого союзного с ней в этой войне госу-
дарства- Такие меры лишь укрепляют’ об-
щую международную организацию.

В журналистских кругах ожидают, что в
результате посредничества делегации США
будет найдена компромиссная формула, ко-
торая учтет пожелание  латино-американ-
ских стран, но в то же время позволит свя-
зать пан-американскую региональную орга-
низацию, предусмотренную  Чапультенек-
ским пактом, не только с общими принци-
пами, но и с механизмом международной
организации безопасности.

Е. ЖУКОВ,

спец. корр. «Известий».
САН-ФРАНЦИСКО, 10 мая.

Американская печать требует
наказания военных преступников

„НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Раскрытые
американскими войсками злодеяния гитле-
ровцев, совершенные в концлагерях в Бу-
хенвальде, Дахау и многих других, вызвали
негодование общественного мнения Соеди-
венных Штатов. Все настойчивее звучит
требование достойного возмездия фашист-
ским преступникам. Вопреки практике еже-
недельной смены программы многие театры
кинохроники во всех частях страны в те-
чение двух недель демонстрировали доку-
ментальные фильмы о зверствах в немецких
«лагерях смерти»; в том числе и советский
фильм «Майданек». Общественные организа-
ции, печать и политические деятели про-
полжают требовать эффективных мер для
наказания виновных. питлеровцев.

«Национальный совет женщин Соединен-
ных Штатов», представляющий ряд жен-
ских общественных организаций; ‘опублико-
вал протест против гитлеровских. зверств,
требуя самого сурового. наказания  фашист-
ских преступников.

Группа редакторов крупных газет и жур-
налов, посетившая питлеровские концлаге-
ри в Бухенвальде и Дахау, опубликовала за-
явление, в котором . ‚характеризует  совер-
шенные в этих лагерях зверства, как неот’-
емлемую часть немецко-фашистской «фило-
софии», и’ требует принятия решительных
мер для наказания всего руководства фа-
шистской партии, членов германского ген-
штаба, гестапо, охранных войск и ответ-
ственных гитлеровских правительственных
чиновников. :

Газета «Курьер джорнэл» (выходит в
Луисвилле) критикует тех, кто до нослед-
него времени не верил сообщениям о фа-
шистских зверствах в Польше, Советском
Союзе и других странах, указывая, что ‘аме-
риканский народ обязан совместно с союз-
никами взять на себя ответственность за
достойное наказание военных преступников
и полное искоренение фашизма во всех его

видах.
Газета «Таймс» (выходит в Сиеттле) вы-
ражает надежду, что не только фашистское

стрее и лучше

oft

Заместитель наркома земледелия ССООР

В настоящее время к весеннему севу
пряступили уже все области, края и рес-
публики Советского Союза. Несмотря на
более позднее наступление весны на
Юге и в Поволжье, в целом по стране к
5 мая засеяно на 6,7 миллиона гекта-
ров яровых культур больше, чем в прош-
лом году. Один этот факт показывает,
что сев проходит по большинству краев
и областей более организованно и друж-
но, чем в прошлые годы.

На полях колхозное крестьянство за-
воевало уже ряд серьёзных побед. Украи-
на, например, сумеза выполнить план
посева колосовых культур на 106 про-
центов. Перевыполнили посевные планы
по колосовым культурам Азербайджан,
Краснодарский край, Крым, Грозненская
и Астраханская области, а также колхо-
зы Ставропольского края, Ростовской
области, Туркмении и Узбекистана. В
целом по Союзу план сева зерновых ко-
лосовых культур выполнен к 5 мая на
44 процента.

Успешно идет сев подсолнечника. При
выполнении плана в целом по Союзу на
57 процентов Крымская АССР, Бороши-
ловградекая, Запорожская, Киевская,
Одесская, Херсонская и Грозненская об-
ласти, все республики Закавказья, а так-
же Кабардинская и Северо-Осетинская
ACCP план сева подсолнечника. не толь-
ко выполнили, но и перевыполнили.

Нельзя не. отметить, что’ сахарной
свеклы посеяно на сто’ ‘тысяч ‘гектаров
больше, чем в прошлом году, льна-дол-
гунца — на двести шестьдесят тысяч, а
картофеля— на четыреста тысяч гектаров
больше. План посева хлопчатника вы-
полнен на 93 процента,

Тем не менее некоторые республики и
области до сих пор не сумели ликвиди-
ровать отставания в посевных работах от
уровня прошлого года. В Воронежской,

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефонь!: отделов редакции: Для справок — К 4-17-96; Фронта — К 5-68-59 и К3-39-70; Инфо рмационного — К 4-72-31; Экономического — К 3-58-35 и К 3-76-06; Сельского хозяйства —
Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 3-91-08; Писем—К 3-75-17; Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 5-23-20, К 4-15-06. Приём об’явлений в Москве —К 5-74-38, в 4

Советского строительства — К 3-98-17;

Курской и Чкаловской областях, в Хаба-
ровеком крае, Башкирии, в Узбекской,
Таджикской и Киргизской ССР яровых
посеяно несколько меньше, чем в прош-
лом году. Недостаточны темпы сева под-
солнечника в Краснодарском и Ставро-
польском краях, в Ростовской, Воронеж-
ской, Курской и Чкаловской областях, а
также в Поволжье. Буквально в ближай-
шие же дни должен быть закончен посев
хлопчатника, ;

Ныне 06060 важное значение приобре-
тает своевременное проведение  весно-
вспашки. Темпы ее выше прошлогодних,
ик мая в целом по Союзу было вспаха-
но на 3,7 миллиона гектаров больше, чем
в прошлом году. Однако в ряде областей
темпы пахоты все еще недостаточны. 0со-
бенно отстают. Краснодарский и Craspo-
польский края, Ростовская и Куйбышев-
ская области и районы Сибири. Для’ того,
чтобы не допустить замедления весеннего
сева, необходимо по крайней мере удвоить
темпы весновспашки.

_ Усилить пахоту могут буквально все
республики и области, поскольку трактор-
ный парк всюду в значительной мере недо-
используется. Несмотря на то, что тракто-
рами выполнено различных фабот на
2,5 миллиона гектаров больше в сравне-
нии с прошлым годом, тракторы могли
сделать значительно больше. 06 этом го-
ворит тот, например, факт, что дневная
выработка на машину в переводе на
15-сильный трактор составляет в среднем
по МТС Ставропольского края всего
2,3 гектара, по МТС Ростовской области—
2 гектара, в Саратовской области — 2,2
гектара.

К серьезным недостаткам в использова-
нии тракторов на полевых работах необ-
ходимо отнести значительные простои,
плохую постановку во многих МТС техни-

ческого ухода, слабую техническую по-

Пропаганды — К 1-42-56;

seo

Б 12953,

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова. Пушкинская площадь, 5.

руководство, но также и все те, кто сот-
рудничал с ним в его гнусных деяниях, бу-
дут сурово наказаны.

Газеты «Обсервер» (выходит в Шарлотте),
«Фри пресс» (выходит в Детройте), «Ин-
куайрер» (выходит в Филадельфии) высказа-
лись в том же духе.

Сообщение о взятии в плен Германа Ге-
ринга вызвало широкие отклики. Радиоком-
ментатор Хиттер потребовал немедленной
казни Геринга и Деница. Он заявил: «Ге-
ринг. должен быть расстрелян немедленно.
Стыдно расходовать на него лишнее продо-
вольствие. Дениц должен возглавлять не
Германию, как`он намеревается, а длинный

список немецко-фашистских . преступников.

Он также должен быть расстрелян‘ немед-
ленно». - :

Радиокомментатор  Смит заявляет: «Геринг
= первый настоящий преступник, попавший
в плен к-союзникам. Он будет служить пер
вым испытанием деятельности комиссии
Об единенных наций по расследованию воен-
ных - преступлений». Радиообозреватели
Стил, Шуберт и др. также потребовали не-
медленного наказания Геринга. :

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Как заяв:
ляет газета «Нью-Йорк таймс», Геринг на-
ходится в слезливом настроении, и он зая-
вил, что уже не является гитлеровцем. Од-
нако Геринг — это вор и убийца. Он ‘уби-
вал с радостью и безжалостно. Он возглав-
лял полицию, которая уничтожила‘ послед-
ние следы свободы в Германии, и приказал
бомбардировать Роттердам после того, как
сопротивление в городе прекратилось. Te-
ринг не может уйти от ответственности’ за
свои преступления.

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» под-
черкивает, что Геринг наметил план прихо-
да Гитлера к власти, организовал герман-
ские воздушные силы, войска СС и гестапо.
Газета заявляет, что мир не забудет нале-
тов германской авиации на Лондон и Вар-
шаву, преследование евреев, концентрацион-
ные лагери и всю ту фашистскую тиранию,
которую организовал Геринг.

мощь тражтористам. Мало уделяется вни-
мания культурно-бытовым нуждам води-
телей машин.

Между тем, если учесть, что трактор-
ный парк МТС должен в этом году выпол-
нить 50 процентов всех весенних полевых
работ, а в районах Сибири и Поволжья—
до 80. процентов, станет ясным, что успех
весеннего сева решает прежде всего вы-
сокопроизводительное использование ма-
шин. Для повышения темпов сева необхо-
димо резко повысить работу тракторного
парка, тем более, что достичь этого можно
буквально повсюду. В этом убеждает опыт
передовых МТС.

‚ Большое значение для улучшения ра-
боты маптинно-тракторных станций будет
иметь посылка в МТС из городов пере-
движных автомастерских и `фемонтных
бригад, а также усиление снабжения
тракторных бригад запасными частями и
инструментом. Неоценимую помощь в
этом отношении может и должна оказать
местная промышленность. В Ленинграде,
например, по заказу облземотдела пред-
приятия местной промышленности изго-
товили для бригадиров тракторных бригад
200 однотипных инструментальных ящи-
ков, каждый из которых содержит набор
ключей и инструментов, а также до 60
различных деталей, необходимых для
технического ухода. Подобные заказы, ра-
зумеется, можно было, бы разместить по
предприятиям местной промышленности и
в других областных центрах.

Очень важно обеспечить во время ве-
сеннего сева экономное расходование го-
рючего. Перерасход горючего неизбежно
вызовет дополнительные трудности, по-
влечет за собой простои тракторов и мо-
жет затормозить завернтение сева. Вот
почему на экономию горючего путем пол-
ной загрузки мощности тракторов, сокра-
щения холостых переездов, ликвидации
прямого разбазаривания горючего необхо-
димо во всех областях и республиках об-
ратить самое серьезное внимание.

Строгого осуждения заслуживает без-
ответственность некоторых  фруководите-

лей МТС к выполнению договоров с кол-

в.

Герберт Моррисон об отмене
статьи 18-6 закона 0б охране
государства

ЛОНДОН, 9 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, министр внутренних. дел.
и внутренней. безопасности Герберт Морри-
сон об’явил в палате общин 9 мая, что ‚зна-
менитая статья 18-6 закона об охране госу-
дарства, уУполномочивавшая правительство
арестовывать любое лицо по подозрению и
без суда, отменена. Отменено также много
других статей этого закона, ограничивав-
шего гражданские свободы в Англии во
время войны в`Европе. По статье 18-6 бы-
ли ‘арестованы лидер ныне ^ распущенного
британского союза фашистов Освальд Мос-
ли.и член парламента капитан Рамсей. В
начале этой недели был отдан приказ об
освобождении всех заключенных ‘по этой
статье, за исключением одного подданного
вражеского государства, который подлежит
высылке.

`Независимый Драйберг спросил Морри-
сона, смягчены ли условия, относящиеся к
лицам, привлекавшимся к ответственности
по. статье. 18-6. и освобожденным - ранее.
Так, может ли Мосли вновь организовать,
например, партию поощрения’ японского им-
периализма?

Моррисон ответил: это значит, что, если
закон отменяется, то уже не сохраняются
полномочия для поддержания условий от-
мененных приказов, дававшиеся на. осно-
вании статьи 18-6. Этот факт ‘надо учесть.
Если парламент хочет наделить  исполни-
тельную власть чрезвычайными  полномо-
чиями в этом отношении, то он должен
принять соответствующее  законодательст-
во. Моррисон добавил, что в силе остает-
ся еще закон о чрезвычайных полномочиях,
и если возникнет такое положение, KOTO-
рое придется принять во внимание в связи с
войной против Японии; то исполнительная
власть может предложить принять новое
законодательство или изменить старое.

В числе других отмененных статей нахо-
дятся статьи, разрешающие временное зак-
лючение под арест лиц, находящихся на
подозрении, до производства. следствия,
запрещающие публиковать сообщения, мо-
гущие вызвать панику или волнение, или
систематически распространять сообщения,
рассчитанные на то, чтобы вызвать оппози-
цию военным усилиям, отменяющие специ-
альные полномочия, запрещающие различ-
ные процессии и митинги, ограничивающие
передвижение или деятельность лиц, нахо-
дящихся на. подозрении.

Моррисон заявил, что ряд статей должен
быть сохранен до окончания войны с Япо-
нией. Моррисон указал также, что среди
отмененных статей находится статья, касав-
шаяся торговых конфликтов.

Приветствие Кристмаса Меллера
Советскому Союзу

КОПЕНГАГЕН, 10 мая. (ТАСС). Сего-
дня по радио с’ приветствием Советскому
Союзу ‘выступил. датский министр ино-
странных дел Кристмас Меллер. Он за-
явил, что, когда‘ фашистская Германия
напала на. Советский Союз; «великий го-
сударственный деятель, вождь Советско-
го Союза Маршал Сталин разгадал наме-
рения Гитлёра как по отношению к Совет-
скому Союзу, так. и по отношению ко
всему миру, и это было величайшим
счастьем для. всего человечества.

Все народы, продолжал. Кристмас
Меллер, — благодарят сегодня Советский
Союз за его огромный вклад в дело раз-
грома злейшего врага всего человечества.

Миролюбивый русский народ поднялся
против вторгнувшегося врага, и: все в
оккупированных странах . сразу поняли,

как надо бороться против немецких за-
хватчиков.

В этот день победы мы горячо привет-
ствуем не только великого Маршала
Сталина, не только Красную Армию, нои
весь русский народ, всю армию партизан,
которая всеми силами помогала достиже-
нию победы. Датский народ выражает
России свою горячую благодарность за её
участие в освобождении Дании, ‘а также
свои пожелания счастливого восстанови-
тельного периода.

Мы также надеемся, что в дальнейшем
Советский Союз и Дания будут строить
свои отношения на основе той дружбы, ко-
торая возникла между нашими народами в
тяжёлые дни войны»,

хозами. В свою очередь председатели кол-
хозов также мирятся с нарушением до-
говоров и не выполняют принятых обя-
зательств. Надо во что бы то ни стало
обеспечить точное выполнение договоров
МТС с колхозами ине только по общему
об’ему работ, но и по всем видам в с00т-
ветствии с договорами. Надо установить
такой порядок, чтобы директора МТС со-
вместно с председателями колхозов cH-
стематически контролировали выполне-
ние договоров и обсуждали результаты
этой проверки на заседаниях правлений
колхозов.

Значительная часть весенних работ
должна быть проведена живой тягловой
силой. Отсюда очевидна необходимость
высвободить как можно больше живого
тягла для полевых работ. Колхозникам,
работающим на живом тягле, должны
быть даны определенные задания, а вы-
полнение этих заданий—строго проверять-
ся. Привлечь возможно больше лошадей
ий волов к полевым работам необходимо
еще и потому, что в Ульяновской обла-
сти, например, до половины живой тяг-
ловой силы занято на работах, не связан-
ных непосредственно с весенним севом.

Успех сева в значительной мере будет
зависеть от выполнения плана производ-
ства запасных частей, инструмента, уста-
новленного для промышленных предприя-
тий правительством. Точно так же важное
значение имеет обеспечение своевремен-
ной доставки сельскохозяйственных гру-
зов железнодорожным транспортом.

В нынешнем году сельскохозяйствен-
ные работы проводятся по’ большинству
колхозов не только в более короткие сро-
ки; но и при более высоком качестве. 0д-
нако в ряде районов земельные работни-
ки, как и руководители колхозов и МТС,
примиренчески относятся к фактам упро-
 щения агротехники, словно не замечая
случаев мелкой , вспашки, применения
разброеного сева, плохой заделки семян,
посева недоброкачественными семенами
ит. д. С подобной практикой надо реши-
тельно покончить. Сев должен быть про-

веден и быстро, и хорошо. В этом— глав-.
ное условие успеха борьбы за урожай:

СУББОТА,

12 МАЯ 1945 г. № 110 (8720)

Лондон в эти дни

Лондон праздновал победу над гитлерэв-
ской Германией, У-@ау —^ день   победы
в Европе — превратился в громадное

народное празднование, Сотни тысяч: людей
ве расходились с главных улиц и площа-

дей столицы. Песни, танцы, ракеты, костры,

на улицах не прекращались ни днем, ни

ночью.

Еще. накануне, сразу: же после. получе-
\ния сведений о капитуляции Германии,
народ с нетерпением ожидал об’явления
конца войны. В советские учреждения в
Лондоне начались многочисленные теле-
фонные звонки с ‘вопросами = где можно
приобрести. советские флаги.

В понедельник все улицы были украше-
ны флагами союзных наций. Громадный со-
ветский флаг на здании «Дейли телеграф»
развевается. над Флит-стрит — улицей лон-
донских газет. Чем дальше от центра горо-
да к рабочим окраинам, тем больше  совет-

момент я‹был у Букингемского дворца,
Многоголосая  двадцатитысячная толпа в
парке вокруг дворца с первым словом Чер-

лись аплодисменты

«ура».

После речи Черчилля парламент во главе
с председателем и членами военного кабч-
нета направился из Вестминстерского двор-
ца в расположенную напротив церковь
Св. Маргариты. Толпа горячо приветствэва-
ла Черчилля и встретила аплодисментами
сэра Вильяма Бэвериджа, ‘автора плана
послевоенных социальных реформ.

В течение дня два раза король со своей
семьей появлялся на балконе дворца. В
девять часов вечера передавалось его обра-
щение к народу. К вечеру первого дня все
чаще и чаще стали спрашивать, когда
выступит маршал Сталин. В толпе стали
появляться плакаты: «Мы об’единены в
мире так же, как были об’единены в вой-
  не». В редакциях газет все были наготове
к известиям из Москвы об об’явлении окон-
чания войны. Три раза московское ради

громовые

БЕЛГРАД, 11  мая. (ТАСС). По случаю
праздника Победы 9. мая на предприятиях и
в учреждениях Белграда состоялись тор-
жественные собрания, митинги, вечера худо-
жественной самодеятельности. На цент-
ральной площади города состоялся большой
концерт, на котором присутствовали десят-
ки тысяч белградцев. Народные гулянья
продолжались до поздней ночи. Вечером в
честь победы был дан последний орудийный
салют. Массовые манифестации и народные
гулянья состоялись по всей стране. Высту-
пивший в этот день по радио маршал Тито
заявил:

«Сорок девять-месяцев длилась кровопро-
литная борьба наших народов в союзе с
Об’единенными нациями и в первую оче-
редь. в союзе с СССР, ‘Англией и Амери-
кой. Некогда страшная и на первый взгляд
несокрушимая сила сегодня повержена. По-
бедило справедливое дело Об’единенных на-
ций над теми разрушительными силами, ко-
торые хотели навязать человечеству «новый
порядок» рабства и страданий».

Обращаясь к солдатам и офицерам юго-
славской армии, партизанам и партизанкам,
Тито заявил: «Вы честно выполнили свой
долг перед родиной. Ваши бесстрашные де-
ла будут вечно жить в сердцах наших наро-
дов и их будущих поколений... Югославская
армия, выкованная в ожесточенных боях,
подлинно народная армия, одержавшая та-
кие блестящие победы, должна остаться и
останется непоколебимым стражем завоева-
ний нашей сверхчеловеческой борьбы».

Обращаясь к сербам, хорватам и другим
народам Югославии, маршал Тито заявил,
что в грядущие дни мирного строительства
им предстоит одержать новую великую
победу— восстановить страну, укрепить под-

ских флагов. У большого портрета товари-

чилля смолкла, воцарилось молчание, и при
первом упоминании слова «СССР» разрази-
и крики

предупреждало, что будет перзэдавэться
важное сообщение, и три раза передавались
военные приказы товарища Сталина совет-
 ским маршалам Красной Армии, части ко-
торых продолжали с боями продвигаться
вперед. Только глубокой ночью долго-
жданное заявление об окончании ВОЙНЫ
пришло из Москвы.

Празднование усилилось на второй день
Английское радио транслировало праздно-
вание Дня Победы в Советском Зоюзе.
Этот день лондонцы праздновали победу
вместе с москвичами.

После обеда премьер-министр Чертилль
в открытой машине ‚ появился в городе,
об’езжал посольства союзных держав с
официальными визитами. Народ приветст-
вовал его по всему пути следования. У зда-
ния посольства СССР собралась огромная
толпа.

Радостно праздновала День Победы со-
ветская колония в Лондоне. После тор-

ща’ Сталина’ ‘надо кинотеатром «Татлер»  жественного митинга и взаимных поздрав-

толпы народа распевали советские песни.  лений в Советском посольстве состоялся
Выступление премьер-министра. Черчилля   бал.

в парламенте в три часа дня восьмого мая Праздник закончился большим  событи-

с заявлением об окончании войны трансли- ем — радио транслировало речь товарища

ровалось по всем станциям Англии, В этот  Сталина.

У Гайд-парка группа молодежи попроси-
ла меня перевести на английский язык все,
что сказал маршал Сталин. Когда я закон-
чил перевод, молодой солдат с четырьмя
нашивками на рукаве, отмечающими. каж-
дый год служения в армии, пожал мне
руку и сказал: «Мы должны итти рука об
руку. Если Россия, Англия и Америка бу-
дут вместе, то новой войны не будет. Наш
союз достаточно силен, чтобы не допустить
HOBOH ВОЙНЫ».

Для меня, советского журналиста, очу-
тившегося в этот радостный день нашей ве-
ликой победы в союзной столице — Лондоне,
стало еше более ясно, что дело англо-
советской дружбы значительно  боль-
ше, чем только вопросе дипломатических
договоров. Празднующие победу лондон-
цы — солдаты, рабочие, моряки, интелли-
генция, летчики, — как только узнавали во
мне русского, сразу же в разных выраже-
ниях, но говорили непременно одно и то же:
«Англо-советская дружба — прежде всего

жба двух народов».
al ”   В. РОГОВ.

ЛОНДОН, 10 мая.

Выступление маршала Тито то случаю Дия Победы

линно народную власть, упрочить еще боль-
ше братство и единство югославских наро-
дов. Для одержания этой победы, заявил
он, необходимы огромные усилия.

«В день великой победы Об’единенных
наций над общим врагом,—продолжал Тито,
— мысли всех наших народов обращены с
благодарностью к славной непобедимой
Красной Армии—освободительнице и ее ге-
ниальному руководителю Сталину. Мысли
наших народов обращены с благодарностью
к героическим народам Советского Союза,
принесшим в этой сверхчеловеческой борьбе
наибольшие жертвы. Наши мысли обращены
к нашим великим союзникам—Англии, Аме-
рике и их армиям, принеситим большие жерт-
вы для победы справедливого дела Об’еди-
ненных ‘наций. Наши мысли обращены ко
всем народам, боровшимся и страдавшим в
фашистском рабстве. В этот великий день
победы мысли наших народов обращены к
братьям по оружию и крови на Балканах,
тоже перенесшим большие страдания и внес-
шим свой вклад в эту величественную
победу».

Как заявил маршал Тито, народы Юго-
славии хотят, чтобы единодушие и взаимо-
иснимание, существовавшие между Об’еди-
ненными нациями во время войны, сохраки:
лись и во времена мирного строительства.
Он обратился с призывом ко всем обману-
тым и заблудшим, служившим OKKY-
пантам в рядах четников, усташей и домо-
бранцев, немедленно сложить оружие,
«Одновремейно я заявляю, — подчеркнул
Тито, — что народы Югославии не позволят
никому помешать их усилиям в мирном
строительстве. Наш народ, наша армия бу-
дут безжалостны к тем, кто будет продол-
жать нам мешать».

Выступление Кимона Георгиева

СОФИЯ, 11 мая. (ТАСС). Как сообщает
болгарское радио, 9 Мая в Софии на митин-
ге по случаю Дня Победы’ выступил
премьер-министр Болгарии Кимон Георгиев,
который от имени болгарского правитель-
ства заявил:

«Война против гитлеровской Германии за-
кончена. Она завершена полной победой
об’единенных свободолюбивых народов. Еще
неделю тому назад, когда под ударами со-
ветского оружия пал Берлин, стало ясно,
что близок конец войны и торжество побе-
ды. 7 мая Германия безоговорочно капитули-
ровала. С полуночи 8 мая на всех европей-
ских фронтах прекратились военные дейст-
вия. Грохот орудий уступил место торжест-
венным салютам и радостному ликованию

лием и мракобесием. Вместе со всем чело:
вечеством мы встречаем это великое собы-
тие с безграничной радостью и энтузиазмом.
Болгарский народ выражает свою призна.
тельность великим союзникам, которые вы-
несли бремя войны на своих плечах и сло-
мили гитлеровскую машину. Мы особенно
глубоко признательны Красной Армии ине
только потому, что ей принадлежит решаю-
щая роль в разгроме‘ германской военной
машины, но и потому, что благодаря ее по-
мощи 9 сентября 1944 года болгарский на-
род. освободился от гитлеровского гнета и
взял власть в свои руки. Это дало возмож-
ность болгарскому народу внести свою
скромную лепту в общие усилия свободолю”
бивых народов для победы над общим вра-

народов в честь великой победы над наси-

TOM>.

Изменения в составе президиума Крайовой Рады Народовой

ВАРШАВА, 9 мая. (ТАСС). Крайова Рада
Народова произвела изменения в составе
своего президиума. Согласно уставу Рады,
из сестава президиума вышли премьер-ми-
нистр Осубка-Моравский в связи с тем, что
он занимает пост председателя совета ми-
нистров, и делегат Миял, который является
президентом города Лодзь. В состав прези-
диума Крайовой Рады Народовой входят:

президент Крайовой Рады Народовой Бе-
рут, первый заместитель президента —
Владислав Ковальский (Стронництво людо-
ве), второй заместитель—Станислав Шваль:
бе (польская социалистическая партия),
главнокомандующий —Польским  Войском
маршал Роля-Жимерский, Роман Замбров-
ский (польская рабочая партия) и инженер
Ромуальд Миллер (Стронництво  демокра-
тичне).

Дарнан арестован
в Северной Италии

МИЛАН, 7 мая. (Спец. корр. ТАСС). (За-
держано ‘доставкой). Руководитель фашист-
ской милиции «правительства» Виши Жозеф
Дарнан арестован 6 мая в провинции Лигу-
рия (Северная Италия).

—

Арест Вейгана

ЛОНДОН, 11 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение парижского ра-
дио о том, что генерал Вейган, главнокоман-
дующий франпузскими вооруженными си-
лами во время падения Франции, и бывший
комиссар «правительства» Виши по делам
физического воспитания Жан Боротра по
возвращении их из Германии в Париж аре-
стованы полицией.

Самоубийство Генлейна

ЛОНДОН, 11 мая. (ТАСС). Лондонское

радио передает, что бывший  гитлеров-
ский «гаулейтер» Судетской области Че-
хословакии Генлейн покончил ‘самоубий-

ством в концентрационном
был заключен вчера,

лагере, куда он

Состав нового иранского
правительства

ТЕГЕРАН, 10 мая. (ТАСС). Сегодня ут-

ром Хакими представил шаху свой кабинет ‹
в следующем составе:

обязанности мини:
стра внутренних дел будет выполнять. сам
Хакими; Хедает (Наср-оль-Мольк)—министр
без портфеля; Мостафа Адль (Мансур-эс-
Салтане)—министр без портфеля; доктор Ис-
маил Мерзбан (Амин-оль-Мольк)—министр
здравоохранения; Насролла Халатбари
(Итила-оль-Мольк) — министр земледелия;
Хажир—министр финансов; Занд—военный
министр; Арасте—министр путей сообщения;
Ануширван Сепахбоди—министр иностран-
ных дел; Аболь Гасем Наджм— министр тор-
говли и промышленности; профессор Голам
Хоссейн Рахнема — министр просвещения;
Аллаяр Салех, находящийся ‘сейчас на кон-
ференции в Сан-Франциско, намечен Ha
пост министра юстиции; во время его от-

сутствия обязанности министра юстиции бу-

дет выполнять заместитель министра юсти-
ции доктор Хошбин. Пост министра почт и
телеграфа оставлен вакантным.

ee иететтеееаеев

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

K 5-76-17;
Ленинграде — 36-78.

ey

i seme Saanees

Ilhan.

road

№»
№