ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Владимирский тракторный завод. Тракторы еходят с конвейера.

Фото Н. Петрова.

— eee

В память Победы

Праздник. Светло в.доме, на улице, в
полях.

Весна. как и победа, наступала не сра-
зу. Но вот пришла в деревню весть о том,
что отгремели на фронтах последние зал-
пы, взвилось знамя победы. И эта весть,
и обращение товарища Сталина к народу,
и весна разлились по полям теплом и све-
том.

В колхозе «Красный путиловец» уже
отсеялись, и все вышли садить колхозный

сад. Садят яблони в память Победы.
Веякое доброе дело. все разно что зер-
но, — оно растет, дает стебли, цветы,

семена. И вновь из семени бегут новые
побеги, новый цвет дает плоды. Говорили
ли так старики, или то были мысли пред-
седателя колхоза, только заключил он их
пожеланием: в эти дни заложить сад,
чтобы ` живое ‘дело донесло до внуков
победу. Это ‘стало решением всего кол-
хоза.

Три года деревня шла в этому светло-
му дню. Шла в больших трудах, от той
самой ненастной, горестной ночи, котда
по деревне пронеслись с отвратительным
треском гитлеровские мотоциклисты. Тог-
да смолкли дворы и опустели избы. .

Но ло время проно. Дмитрий Фи-
липпович Алешин, контуженный Под Ва-
линином в 1942 тоду, вернулея к своей
земле. к полям п повел колхоз. На 0сво-
божденной земле весь труд приняли на
себя женщины. ;

Они-укренляли; они подымали Колхоз,
и государственные заботы @тали заботой
хаждой. Деревня прошла трудный путь в
ногу с воинами. И теперь, завершая его,

знаменуя мир, закладывала Колхозный
вая. =

Сал садят все: и конюх Сергей Миха-
anu Ялданов — его холеные лошади. ве-

дут плуг. прокладывая первую торжест-
венную борозду. С лопатами и граблями
велед идут доярки, скотницы, птичницы
шумных колхозных ферм, выросших за
войну. Здесь и Аннушка Алешина — ee
трудами прославился огород «Ёрасного пу-
тиловна»; ин четырнадцалилетний пахарь
Вася Гришин; и лучший в округе сеяль-
щик Сергей Аршинов. Здесь и полевой
бригадир — вся светлая Олюшка Серпи-
хина, — ее стараниями наливался уро-
жай. какого до: войны не убирали. Рядом
с ней Анна Баранова. Она вела из де-
ревни по Скопинскому шоссе на Москву
0б0з золотого зерна в фонд победы.
Черную, пухлую, еще влажную землю

рает ‘для колхозного сада черенки. Хоро-

рыхлят три сестры Харькины, быстрые,

‘ловкие, веселые — Прасковья, Наталья и
Акулина. Это Прасковья прошлым летом
вызвалаеь «догнать» прославившуюся в
рязанских колхозах вязальщицу Романо-
ву. Бабка Дарья, искусница в этом деле,
ззволновалась:

`— Ты, баба сильная, ловкая. Ну, на-
вяжешь двадцать копен и то вся потом
изойдешь. Подумай, Прасковья...

Кладовщик Солдатов поднял шум:

— Бьюсь 06 заклад корову свою све-
ду на общий двор. Не перешибить тебе,
Параня, Романову.

Деревня шумела—и сомневалась, и ве-
риле. Прасковью поддержал председатель.
Сестры с вечера приготовили свясла. Ут-
ром, с солнышком они: вышли в поле. Впе-
реди шла Акулина с граблями, за ней На-
талья подкладывала свясла, а Прасковья
вязала. Поставит, повернет, оправит сноп
и за новым нагибается. Девять тысяч де-
вятьсот раз нагнулась и распрямилась—
поклонилась она рязанской земле и навя-
зала за день сто’ девлносто копен!

Тогда, еще к середине дня дед Трофи-
мыч прибежал на ток, шапкой ударил о
землю и закричал:

—- Глядите, поле горит, что там Пара-
ня творит! КЖопны, что опенки, подыма-
ются...

Все бросились ‘за дедом, и всем был ра-
достью успех Прасковьи Харькиной, по-
белительницы в соревновании... у

Дед Григорий Трофимыч Гришин отби-

то ему в семьдесят лет под лаской солн-
ца делаль свое стариковское дело. В покое
деда осаждали бабы: «от Трофимыча ко-
са легче». Сами удивлялись: «дед косы
отбивает всем безотказно». Tl одна дру-
гой об’ясняли: «Как же откажется? Мы
колхозные и он колхозный, а с немцем-то
воюем все вместе, миром»...

Дела Григория Трофимыча не только
косы. Им сложены все печи в деревне.
Солдаткам—Налалье Ваниной избу нала-
qua, Мюбаше Аршиновой столбы подвел и
дверь навесил, Матроне Филиной и Аку-
лине Серпихиной чинил крыши.

Когда нехватило телег, по чертежам
председателя Трофимыч изготовил легкую,
на двух колесах, военного времени повоз-
ку. Мастерил повозку, подшучивал над 60-
бой и над ней и назвал ‘ее «беда». А
когда в его повозках легко и быстро пе-
ревозили на уставших лошадях и быках

Трофимыч потягивает крепкий свой
самосад и думает велух. Мысли у него,
как и у всей деревни. Только слова свои.

—- Никогда теперь немцу He каните-
лить России. Что же теперь Берхин, от
Берлина — блин.

Старика подзадоривают:,

— Смотри-ка, Трофимыч,—тебя печки
класть позовут.

Дед подхватывает
серьезно:

—- Надо будет, — поедем. Красная Ар-
мия шла на Берлин, мы ее плечом подпи-
рали. Красная Армия победила. Вон он,
воздух-то, как легок стал: жить только
радоваться. С благодарностью сад вадим

Дед подает черенки и одобряет тополь:

— Приимчивый он, дуптиетый:

Посадили тысячу корней чёрной сморо-
дины и сотни молодых вишен и’ яблони
— антоновку, коричневую, хрущевку. Я6-
лоне нужна тишина и садят ` вокруг то-
поль, иву, акацию. Поднимется зеленах,
душистая эта преграда степным ветрам и
вокруг колхозных полей, зашелестит
вдоль новой колхозной улицы.

—- Не улица, аллея будет, показывает
Дмитрий Филиппович Алешин, — у нем-
el, рассказывают, всюду аллеи были, а
вот она нана — аллея Победы. pee

Сад Победы, новая улица-аллея при-
несут фадость „ прохлады и отдыха тем,

шутку, а отвечает

и внукам. Прошумат“ веснами тополя мо=
лолой листвой, напомнят людям © Великой
Весне, о Победном Мае. Е

Сад посажен. На улице праздник.. Дев-
чонки играют в горелки, «Гори-гори яе-
но»... Взлетают платки — красный, р030-
вый, зеленый, и на ветру треилются ру-
сые волосы. Молодежь постарше гуляет
поодаль. Гармонь частит частушки. То-
порщитсялнелк модных платьев. Не гнутся
козырьки новых кепок. зайчики смеются
на носках’ ло невозможного. начищенных
сапог... ;

Но вот гармонь вдохнула и залилась
песня льется, стихая где-то 3a околицей,
в степи.

В высоких голубых просторах горит яс-
но золотой майский день.

Елена БРАГАНЦЕВА,
спец. корр. «Известий»,

весь хлеб с поля и тока, дед омягчился и
стал звать повозку «помощницей фрон-
товой «Натюши».

ЧНАНАОЕИЕННИНИИОНИНИАООВ ОАО АНИАНИ

Колхоз «Красный путнловец» Рязанской
области.

За лождевой завесой

Оренбургская яровая пшеница извест-
на не только в нашей стране, но и за
ее пределами. Небколько` лет назад Чка-
ловская область занимала одно из пер-
вых мест в Советском Союзе по посев-
ным площадям яровой пшеницы, была
важнейшим производителем товарного
зерна. Вот почему перед областными пар-
тийными, советскими организациями и
земельными органами стоит задача pac-
ширить  сократившиеся илощади под
яровой пшеницей и уже в нынешнем году
посеять на ‘двести тысяч гектаров боль-
ше, чем в прошлом.

Люди колхозов и совхозов Чкалов-
ской области на многолетнем опыте убе-
дились, что яровая пшеница при cBoe-
временном посеве и правильном возде-
лывании ее дает богатые урожаи. В
артели «Двадцатая годовщина Октяб-
ря» Шарлыкекого района на одном из
участков собрали в прошлом тоду евы-
ше 34 центнеров пшеницы с гектара. В
любом районе немало подобных - приме-
ров. Но такая высокая урожайность
достигается, однако, лишь при своевре-
менном посеве и соблюдении всех пра-
вил агротехники.

Особенно ° необходимо посъять в0-
время и не нарушать требований агро-
техники в условиях нынешней весны —
запоздалой и дождливой. После почти

бесснежной зимы весенние дожди досы-
та напоили почву влагой. Но во многих
районах области все же не сумели. пре-
одолеть затруднения, вызванные частым
выпаданием осадков, и, недопустимо за-
тягивая сев, допускают потерю влаги.

В ясный ветреный день в колхозе
им. Шевченко Сакмарекого района трак-
торы бездействевали. Председатель кол-
хоза тов. Мажарцева об’яснила это тем,
что в поле сыро и работать тракторами
совершенно невозможно. Но у самого
села гребни пахоты были сухими. Ма-
жарцева все же упорно твердила, что
пахать нельзя.. ‘

У массива, отведенного под зровую

пшеницу, стояли три трактора. Водите-
ли нх вместе с бригадиром грелись на
солнце, хотя почва почти на всем масеи-
ве вполне созрела для пахоты.

В соседнем колхозе имени Ленина
тракторы работали и сев пшеницы уже
началея. Однако здесь, как, вирочем, и
во многих. других артеалях,  обнаружи-
лась другая «беда». Вее расчеты были
построены почти’ исключительно на
использовании тракторов, — только два
конных плуга поставили в борозду. Меж-
ду тем для посева яровой пиеницы
осенью на зя6бь. была поднята только
седьмая ‘часть площади, и одними трак-
торами при любых условиях - придетея

пахать и сеять He менее двадцати’ дней,
если не’ включить в работу все: живое.

TArAO. ;

Колхозам `Чкаловской области нынеш-
ней весной предстоит засеять. две тре-
ти яровых культур по  восновенашке.
При определении для районов  ежеднев-
ных  побевных заданий учитывалось
привлечение к пахоте и севу вбей живой
тягловой силы, Ha деле же лошади и
волы загружаются недостаточно. `Кон-
ные плуги, как известно, пускаются в
дело раньше, чем тракторы. После дож-
дей. когда трактористы ждут подсыха-
ния почвы, конными плугами можно
уже пахать. Вак-же используется эта

возможность?
В одном из южных районов облаети—
в Ак-Булакском — начали сеять в двад-

цатых числах апреля. Но до сих пор кол-
хозы этого района даже еще не заборо-
новали всей зяби и засеяли яровыми
лишь 7.100 гектаров, то-есть столько,
сколько должны были по заданию облает-
ных организаций завеять за два дня, В
этом крупнейшем районе,  насчитываю-
щем 57 колхозов, работают веего 200
конных плугов. В другом. южном райо-
не — Соль-Илецком, также затянувшем
полевые работы, ‹ на пахоту . поставлен

Передовым колхозам, совхозам и трак-
торным бригадам дожди не стали поме-
хон. Колхоз им. Андреева Бузулукекого
района первого мая закончил сев зерно-
вых. Здесь старательно засеяли яровую
пиеницу и подготовили почву под позд-
ние ‘культуры. В этом же районе закон-
una сев колхоз `им. Ильича. Успешно
справилея © севом и совхоз им. Воло-
дарекого в Тепловоком районе, Трак-
торная бригада Федора Сальцева из Тоц-
кой МТС выполнила план весенних. Та-
бот, выработав каждым трактором по 132
гектара.

В’ отдельных случаях, оправдываясь
непогодой, колхозники грубо‘ нарушают
агротехнику сева яровой ‘пшеницы.
колхозе им. Пугачева Чкаловекого сель-
ского района высеяли вручную яровизи-
  рованную пшеницу, об’ясняя тем, что се-
мена якобы проросли. Десять  тектаров
яровой пшеницы посеяли вручную в. кол-
х0зе «Заветы Ильича» Ново-Орского рай-
она. Такие же факты имеют Metro HB
некоторых других районах облаёти,
`— Сеют вручную? Не знаю, мы такой
директивы но давали... — говорит глав-
ный агроном 0блзо тов. Абросимов.

В области засеяно около ста тысяч
гектаров яровых, поднята только десятая
часть весновспашки. Весенний сев, в
частности, ‘сев яровой‘ ншеницы, удель-
ный вес которой ‘весьма значителен, раз-
вертывается крайне медленно. В начал
сева из ремонта не вышло свыше 60
тракторов. Не отремонтированы также
1.400 тракторных сеялок. Крайне неболь-
шая часть колесных тракторов оборудо-
вана уширителями, чтобы ‘можно было
пахать сырую почву.

В области много и чаето говорят о воз-
рождении производства яровой пшеницы,
но в решающие весенние дни упускают
  дорогое ‘время.

Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

только 44 конных плуга: : :

г. ЧКАЛОВ. (По телефону).

кто посадил деревья, и тем, ‘кто ‘вернется  .
‚домой, отвоевав тишину й мир и детям их,

старинной русской. Старики улыбаются. А

В туры является яркой чертой нашего на-

ВТОРНИК,

15 МАЯ 1945 г. № 112 (8722)

‚ Десять лет Московскозюо метро

15 мая 1935 года знаменательная дата
в истории первого советского метрополи-
тена. В этот день началось  регухярное
движение поездов от Сокольников до
Смоленской. площади и до Центрального
парка культуры. Тринадцать прекрасно
оформленных станций гостеприимно рас-
крыли двери перед трудящимися Москвы.

С первых дней экеплоатации стали
привычными образцовый порядок и чис-
тота всех станционных зал; платформ
и `вестибюлей. Обилие воздуха и света,
подтянутость и дисциплина, персонала —
вот то характерное, что закрепилось на
Московском метрополитене,

‚Сначала по линиям пропускали: 12, пар

концу года были введены 15-парный
график и шестивагонные составы. Число
пассажиров беспрерывно росло. По ин-
тенсивности перевозок Московский метро-
политен сразу же занял одно из первых
мест в мире.

В декабре 1936 года прошел пробный
поезд от станции «Смоленская» до Киев-
ского вокзала. Новый участок длиной в

1937. года. Я

В марте 1938 года был открыт Покров-
ский радиус — от площади Революции до
Курского вокзала протяжением в 3,5 км,
Вслед за ним, в сентябре 1938 года, был
сдан в эксплоатацию Горьковский радиус.
Длина 6го 9,3 км.

Постепенно увеличивалась частота дви-
жения поездов. 24-парный график стал
праменяться на вех линиях, а в цент-
ральной зоне поезда двигались с интер-
валом в две минуты. В пятилетию метро,
в 1940 тоду, поезда ежесуточно перево-
зили более 1 млн. пассажиров. За пять
лет работы они перевезли один миллиард
человек.

Велико было значение метрополитена
в период войны с немецко-фашистскими
захватчиками. Метрополитен стал основ-
ным средетвом городского транспорта.
Тоннели и станции служили надежным
убежищем для трудящихся столицы при
налетах вражеской авиации. Товарищ

Пелый ряд научных достижений, важ-
дос из которых само по себе способно
  прославить в веках имя любого ученого,
связан с именем И. И. Мечникова. На всю
жизнь он остался последовательным есте-
ствоиспытателем, воинствующим материа-
листом, ярким и смелым , новатором B
науке.

`И. И. Мечников-— творец: учения о внут-
риклеточном пищеварении и создатель
теории фагоцитоза, по-новому осветившей
роль клеток организма в борьбе с микро-
бами. Мечников-— один из основоположни-
ков современного учения о невосприимчи-
вости к заразным заболеваниям. Сейчас
общепризнанными стали представления
Мечникова 0 сущности основной защит-
ной реакции организма воспалении. *
Имя И. И. Мечникова неразрывно свя-
зано также: с созданием основ сравнитель-
ной „эмбриологии, много давшей для
укренления эволюционной теории Дарви-
на. До еих пор интересны и труды Меч-
никова по борьбе с преждевременной ста-
ростью, и его философские этюды. =

Основная, „ведущая идея, красной
нитью проходящая через все творчество
И. И. Мечникова, — это идея 0 единотве
основных жизненных проявлений в жи-
вотном мире, о принципиальной общности
основных защитных реакций организмов,
т.-е. о единстве законов развития живот-
ного мира, единетве его борьбы за инди-
видуальное существование.

акая громадная работа мысли должна
была предшествовать такому великому в
своей простоте и ясности предетавлению!
Какой громадной обобщающей способ-
ностью должен был обладать мозг учено-
го, сумевшего в бесконечном калейдоскопе
частностей найти основу основ!
Идея широкого биологического значе-
ния внутриклеточного  переваривания,
представление об общности функций кле-
ток «пожирателей», или фагоцитов, как
`их. назвал Мечников, представляет собою
столь же великое обобщение, как и гени-
альный взлет мысли другого нашего вели-
koro соотечественника— Павлова, который
сумел проложить мост через пропасть; от-
делявшую психологию от физиологии.

Идея рефлекса, как единого процесса,
лежащего и в основе высшей нервной дея-
тельности, и в основе работы низших от-
делов мозга, и идея фагоцитоза—это бес-
спорно равнозначные по смелости и глу-

бине великие обобщения современного
естествознания.
Замечательно, что эти великие 0000-

щения, давшие новое направление миро-
вой научной мысли, являются плодом
гения наших соотечественников, великих
‘сыновей нашего народа. Эта поразитель-
ная способность к всеоб’емлющему синте-
зу в самых разнообразных областях куль-

ционального творческого духа. Ею дышат
и страницы «Войны и мира» Льва Тол-
етого, и непревзойденные полотна Репи-
на и Сурикова, и гениальные творения
Чайковского, и периодическая система
Менделеева, и, наконец, бессмертные про-
изведения Ленина и Сталина: Гордостью
  пламенеют наши сердца при мысли, что
мы — дети народа, котерый дал челове-
честву’ столько величайших гениев!
Немецкий  патолог Вирхов советовал
И. И. Мечникову осторожность в выводах,
так как в патологии доказано-де, чт
лейкоциты не только не разрушают ми-
кробов; а, наоборот, являются прекрасной
средой для их жизни и именно таким пу-
тем разносятся по телу. Петри презри-
тельно называл фагоцитарную теорию
Мечникова «восточной сказкой». Резко
оценивали взгляды Мечникора и другие
немецкие ученые того времени.

четырехвагонных поездов в час, но уже к.

1,7 км вотупил в экоплоатацию в марте.

ооо
И. НОВИКОВ

Начальник Московского метрополитсиа
им. Л, М. Кагановича

2: Е. ©

Сталин в свое время указал на преимуще-
ства глубокого заложения станций и тон-
нелей. Правильность. указаний товарища
Сталина особенно убедительно выявилась
во время войны. В отдельные дни воздуш-
ных тревог Ha станциях и в тоннелях
укрывалось до пятисот тысяч человек.
С июля по декабрь 1941 года метрополи-
тен, как убежище, принял и обелужил
пятнадцать с лишним миллионов человек.

Строительство метрополитена, как из-
вестно, продолжалось ц в суровые годы
войны. В военный период закончены 3а-
москворецкий и продолжение Покровского
радиусов.

Сеть Московского метрополитена ныне
простпраетея почти на 40 км двойного
пути. 29 станций обслуживают пассажи-
ров метрополитена. В период войны сеть
метрополитена выросла более чем в пол-
тора раза. Суточная перевозка в 1944
году достигла 1,5 млн. пассажиров.

Стремление улучшить условия пользо-
вания метро не ослабевало и в трудное
военное время. В январе 1945 года от-
крыт подземный переход между стан-
циями «Охотный ряд» и «Площадь Сверд-
лова», строится переходный коридор со
станции «Площадь Революции» на стан-
цию «Площадь Свердлова», сооружается
второй вход на. станцию «Площадь Рево-
люции», переустраивается переход между
станциями «Библиотека имени Ленина» и
«Улица Коминтерна».

Коллектив эксплоатапионников не
только обеспечил четкую работу метро-
политена, но продолжал ее совершенство-
вать. Метрополитен получил новые, улуч-
шенные вагоны, дающце еще больше
удоботв для пассажиров, имеющие более
высокие технические показатели. Эскала-
торы метрополитена подвергались ряду
конструктивных изменений: увеличена
мощность

HUUPAUUENEAANUUTGSSEETATORTTEEAEEEOT ETUDES EAU EEL AAT ETAT

о Млья Ильич Мечников

ЕН Ey “i
В. ПАРИН

‘`Академик-секретарь Академии
медицинских наук СССР

9-8. в

признание своих взглядов. Ero борьба
стоила ему немало сил и здоровья и, по
собственному свидетельству Ильи Ильича,
доводила его. нередко до крайнего уныния.
Однако для Мечникова не существовало
преград, и короткие пристуны уныния,
вызванные очередными нападками жрецов

Obi

науки, только ^ передышкой перед
новым взрывом его энергии.

До первых работ Мечникова о фагоци-
тозе воспаление расценивалось как безус-
ловно вредный для организма процесс.
Известное и до работ Мечникова наличие
в воспалительном очаге белых кровяных
телец — лейкоцитов считалось всего
лишь результатом пассивного прохожге-
ния составных частей крови через поте-
рявшую свои нормальные ‚свойства стенку
кровеносных сосудов и также раецени-
валось, как фактор вредный, препятетвую-
щий нормальному питанию воспаленных
тканей. я

И. И. Мечников не мог не заметить во-
пиющих противоречий в этих взглядах и
в общей оценке значения воспалительной
реакции. Он снова обращаетея к методу
сравнительного исследования на живот-
ных, стоящих на самых разнообразных
ступенях зоологической лестницы. и ‘на-
ходит, что первичным в воспалении
является не нарушение обмена веществ
тканей, не пресловутые изменения 606у-
дистой стенки, а уже известное Мечни-
кову явление — фагоцитоз, то же вну-
трикхеточное переваривацие.

Восналение, таким образом, не вредный
и опасный для организма процесс, а цен-
нейшая защитная реакция, от успешного
хода которой зависит общий исход болез-
ни, а нередко и жизнь или смерть особи.

Эти взгляды, в корне противоречившие
господствовавшим воззрениям, естествен-
но, вызывали такие же резкие возраже-
ния, как и обновное учение Мечникова о
фагоцитозе.

И И. Мечников успешно отвечал на все
возражения, опровергая их или находя

яместерен и т. п; Скорость их движения -
повышена, пропускная способность узе-
личена на 30 процентов. .
Большая. работа. проведена в области
автомализации тяговых и понизительных
подстанций и эскалаторных станций. Три
тяговых подетанции управляются © дис-
петчерекого пункта и работают без 0б-
служивающего персонала. Внесен также
ряд улучшений в автоблокировку, повы-
шены устойчивость её работы и безопас-
ность движения поездов. Рельсовые пути
метрополитена проверяются специальной
подвижной  дефектоскопной станцией и
путеизмерительным вагоном.
Метрополитен. имеет свою научную ла-
бораторию по определению состава воз-
духа в тоннелях. Регулярно проверяется
содержание пыли, влаги, углекислоты.
На основе этих исследований принимают-
ся меры к очистке воздуха. По своему ка-
честву он мало отличается от наружного.
С секундной точностью движутся поез-
да метро. Скорость их движения дости-
гает сейчас 35 км в Час; график  дви-
жения выдерживается не ниже чем на
99,9 проц.
За 10 лет
4,9 миллиона ‘поездов;
‘миллиарда пассажиров.

ЖК :

Ярким выражением растущих сил на-
шего социалистического государства, 3a-
боты гартии, лично товарища Сталина
о нуждах широчайших масс населения
столицы явилось принятое в период вой-
ны решение правительства о сооружении:

на метрополитене прошло _
перевезено 2,9

двигателей, ‘улучшена работа

возможности примирить их со своей тео-
рией. Он заложил в этой борьбе основы

И. И. Мечников страстно боролся за

современного учения о. редуцированном

линии метрополитена четвертой’ очереди.

Новая Кольцевая ° линия длиной В
20 км опояшет центральные районы го-
рода. Она строится ереди густо заселен-
ных кварталов; линия свяжет между со-
бой важнейшие городские центры и’ глав-
ные вокзалы, обслужит парки, стадионы.
С сооружением Кольцевой линии сеть
Московского: метрополитена будет прости-
раться уже на 60 км двойного пути.
станция будет обслуживать население
столицы.

К 100-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

воспахении, установил существование в
бактериях химических веществ, обуслов-
ливающих приближение к ним или удале-
ние лейкоцитов.

И. И. Мечников развил взгляд о том, что,
кроме подвижных белых клеток крови,
фагоцитарной способностью обладают и
многие оседлые клетки ряда внутренних
органов — селезенки, печени и костного
мозга. Он придал этим клеткам, которые
он назвал макрофагами, большое значе-
ние в фагоцитозе микробов и чуждых ор-
ганизму веществ, & также в рассасывании
отмирающих элементов собствееных тка-
ней.

Этим Мечников заложил основы таз-

вившемуся позднее учению о ретивуло- ©
эндотелиальной ‘системе, ’ подиятому на’!

еще большую высоту в созданном акаде-
миком А. А. Богомольцем учении: © фи-
зиологической системе соединительной
ткани.

Те же мысли были положены Мечнико-
вым и в основу его клеточной теории им-
мунитета — невосприимчивости в инфек-
ционным заболеваниям.

И. И. Мечников находит новые и новые
доказательства активной роли фагоцитар-
ных клеток в защите организма и в имму-
нитете. Он пришел к выводу, что лей-
коциты играют важную роль и в связы-
вании ядов, выделяемых микробами. Он
доказал, что защитные вещества крови
являются продуктами деятельноети тех
же фагоцитарных клеток.

В речи при получении в 1908 году Но-
белевской премии Илья Ильич дал синтез
своих последних представлений об имму-
нитете, как о сложном явлении, связанном
с внутриклеточными и внеклеточными
процессами. .

Отдавая маесу энергии борьбе за. тео-
ретические основы биологии и медицины,
Мечников постоянно работал и над раз-
решением насущных, практических воп-
росов. Его классические исследования но
микробиологии и патогенезу холеры ‘с0з-
дали ему заслуженную славу.

С именем Мечникова связаны и основы
наших современных знаний о патогенезе
брюшного тифа. Его опыты по инфек-
ционной природе детских поносов. приоб-
ретают особенный интерес теперь, когда
начинают появляться доказательства ви-
руеной природы этого заболевания, уно-
сившего столько детеких жизней. :

Философские воззрения Мечникова про-
никнуты трезгым оптимизмом, глубокой
верой в лучшее будущее человечества и
конечное торжество науки. Изгнанный из
России реакцией 80-х годов прошлого
столетия, Мечников и в Париже был рус-
ским ученым, сыном своего великого на-
рода. Он продолжал оставаться, по выра-
жению Сеченова, «гордостью России», и
наш народ всегда считал его своим луч-
шим представителем:

С особой благодарностью вспоминаем
мы И, И. Мечникова, как основа-
теля русской микробнологии и учителя
тех ученых, которые у ‘себя на родине
продолжали его дело. Они создали фун-
дамент, на котором’ пышное’ расцвела
теперь наша советская микробиологичес-
кая наука.

‚ Радуясь успехам русской науки, Меч-
ников мечтал о лучших временах для ее
развития н роста. Октябрьская революция
осуществила эти мечты. Большевистская
партия и советское правительство все-
мерно поощряют развитие культуры в на-
шей стране и проявляют любовное внима-
ние к Памяти великих сынов родины.  По-
становление СНК СССР о мероприятиях
по увековечению памяти И. И. Missind:
ва — еще одно яркое свидетельство та-
кого внимания.

‘

Памяти И. И. Мечникова

Сегодня в’Москве открывается научная   клад «И. И. Мечников и его роль в науке»  с докладами выступят академики А. И, Аб-
сессия, посвященная памяти‘ великого рус- сделает действительный член Академии ме-  рикосов и Е. Н. Павловский, действитель-

ского ученого И. И. Мечникова. Вечером
состоится торжественное заседание, кото-
рое откроется речью народного комиссара

дицинских наук СССР В. В. Парин.

ный член Академии медицинских наук

На заседаниях научной сессии 16 и 17 И. Д. Страшун, профессора С. Л. Соболь,

мая, которые

будут происходить тоже в Л. А. Зенкевич, В. Л. Троицкий; В. А: Крес-

здравоохранения СССР Г. А. Митерева. До-   Москве; в Доме культуры Армянской ССР,  товникова, Н. Г. Клюева и др.