ws

?

ВТОРНИК, 15 МАЯ 1945 +. № 112 (8722).

Всенародная забота о. семьях
‚ воинов-победителей

Беседа с гредседателем исполкома Ивановского областного Совета
депутатов трудящихся тов. Г. Н. Шубиным

День Победы был незабываемым, ра-  Наш гражданский долг постоянно по-
хостным праздником. На торжественных   мнить и ‘заботиться 0 семьях воинов
митингах и собраниях трудящиеся Ива-  Красной Армии, о ‘семьях, потерявших в
новской области вместе со всем народом войне близких, дорогих сердцу людей, об
славити и от всей души благодарили род-   инвалидах Отечественной войны.
ных воинов Красной Армии. В день всенародного торжества по

Никакой другой праздник не может быть   случаю победы многие руководители
сравнен с этим до слез волнующим торже-  предприятий, учреждений, городских и
ством. По выражению 73-летнего кол-  районных советских и партийных орга-
хозника ‘Якова Тимофеевича Потапова   низаций нашей области посетили семьи
из сельхозартели «Верный путь» Иванов-  воинов Красной Армии, поздравили их ©
ского района, День Победы был «праздни-  победой и вручили праздничные подарки:
ком из всех праздников». Надо было видеть, как рады они были

Ивановцы в праве гордиться тем, что в! гостям, их теплому слову’ привета.
славной исторической победе есть до-  Работница Большой Ивановской Ману-

ля их героических усилий. Они помогли! фактуры тов. Беднякова, муж которой по-

фронту своим упорным, самоотверженным   гиб на фронте; говорит:
трудом по выпуску продукции для Красной — Горячо благодарю партию и прави-
Армии, своими сбережениями, отданными тельстве. На всем протяжении войны я
на строительство танковых колонн, авиа- чувствовала постоянную ноддержку’ го-
эскадрилий, подводных лодок. Ивановцы  сударства и общественности. В `День
все отдавали на алтарь отечества, ничего Победы товарищи по работе на фабрике
не жалели на святое дело разгрома разбой- пришли ко мне. зная, что я со всем на-
ничьих немецко-фашистских орд. родом радуюсь славной победе над за-

Трудящиеся Ивановской области с пер-  клятым врагом ‘и в то же время горько
вых дней Великой. Отечественной войны переживаю потерю мужа. Я не одинока,
окружили заботой, вниманием и лаской меня не забывают. Это дает мне силу
семьи бойцов и офицеров доблестной Крас-  спокойно работать, растить и воспиты-
ной Армии. вать детей...

Уже в самом начале войны забота о  9 мая представители общественных
семьях военнослужащих приняла государ-  организаций и предприятий Октябрьского

ственный характер; стала общенародным   района города Иванова побывали в 600

патриотическим делом. Особенно усили- семьях воинов Красной Армии. Каждой
лась помощь семьям защитников родины  из них были вручены праздничные по-
с момента организации при исполкомах дарки. Любовно приготовили подарки pa-
местных Советов специальных отделов по ботники фабрики имени Молотова. В по-
государственному обеспечению и бытово-  сылки были упакованы: сахар, печенье,
му устройству семей военнослужащих.   сыр, мануфактура, вино. Хорошие подар-
При помощи партийного, советского и ки семьям победителей приготовили ра-
профсоюзного актива отделы гособеспече-  бочие орденоносного завода, где дирек-
ния проделали серьезную работу. тором тов. Воронин, сотрудники област-
Хочется привести несколько цифр, на-  Ного земельного отдела, текстильщики
тлядно показывающих размах. помощи Меланжевого комбината, коллективы фадб-
семьям воинов Красной Армии. За один  Рик «Красная Талка», им. Баланюва и
только год в Ивановской области от-  других предприятии.
делы гособеспечения выплатили им пен-  У колхозницы Дарьи Семеновны Чер-
сий и государственных пособий более нышевой из деревни Клепово Вичугекого
114 миллионов рублей. Кроме этого, за  района на фронте погибли муж и четыре
счет предприятий, учреждений, колхозов сына. На руках вдовы осталось 5 мало-
выдано около 11. миллионов рублей еди- летних детей. Конечно, эта семья нуж-
новременных пособий. Оказывалась и  дается не только в моральной, но и в ма-
другая материальная помощь. Семьи за-  териальной поддержке. Облисполком вру-
щитников родины получили в течение! чил Дарье Семеновне ценную посылку, в
двух лет в порядке сверхпланового снаб-  ней дамское пальто. туфли, несколько ком-
жения 139.000 предметов одежды, 632 плеклов детского белья, костюмы для ре-

тысячи пар белья, свыше 1.300 тысяч! бят и др. Ценные подарки посланы
метров мануфактуры, 215 тысяч пар обу-  также сиротам Морозовым, проживаю-
ви. На всех предприятиях и в колхозах  щим в Ивашевском сельсовете Ha-

созданы значительные фонды продоволь- волокского района, Петру Андреевичу
ствия для оказания помощи особенно  Мельникову, у которого семь сыновей бы-
нуждающимся. За два года 4.500 семей но- ли призваны в ряды Красной Армии, и
лучили новые квартиры. более чем 21 ты-  другим. :
сяче семей отремонтированы жилища.  Праздничные подарки семьям. воинов
Семьям фронтовиков, имеющим скот в Красной Армии являются одним из вы-
своем личном хозяйстве, было выдано ражений тех чуветв, которыми охвачены
около 8 тысяч центнеров кормов, & сейчас трудящиеся нашей области.
семьям фронтовиков - колхозников, Не B первые дни после победного завер-
ОИ ЧО - OTS20BQRHH_ OT то вой рабочие, зодховки, ватея
ров, телят, ягнят и поросят ; лигенция Ивановской области трудятся с
’ ° ` огромным вдохновением и дальше’ разви-
Значительная работа проделана по тру-вают благородное патриотическое дело
доустроиству, обучению профессиям чле- помощи семьям войнов Красной Армии.
нов семей военнослужащих. устройству  Облисполком и его отдел гособеспечения
детей в детские сады, ясли, в детские д0-  в настоящее время проводят дополнитель-
ма, организации столовых, индивидуалЬ-  ные меры для усиления помощи семьям
ных огородов и т. д. героических воинов Краеной Армии, вдо-
Наш народ будет вечно чтить память   вам и сиротам бойцов и офицеров, погиб-
погибщих в боях за родину, за святое   ших в борьбе с врагом, а также инвали-
дело победы. дам Отечественной войны.

Киновыпуск «Знамя Победы над Берлином водружено!»

Вчера, 14 мая, в Комитете по делам ки- Шого документального фильма, который по-
нематографии при Совнаркоме СССР был священ последнему `этапу, Великой Отече-
показан киновыпуск «Знамя Победы над  ственной войны. .

Берлином водружено!» Материал, вошед- Сегодня киновыпуск появится на экранах
ший в этот выпуск, является частью боль- столицы. -

ных

Ольга БЕРГГОЛЬЦ

Здразствуй!
` Сердцем, ‘совестью, дыханьем,
Всею жизнью говорю тебе:

Здравствуй, здравствуй!

Пробил час свиданья,

Светозарный час в людской судьбе.
Ты прекраснее, чем нам мечталось,
Свет безмерный, слава, сила сил.
Ты, как день, когда земля рождалась,
Вся в заре, в сверкании светил. ’
Ты цветеньем яблоневым белым
Осыпаешь землю с высоты.

Ты отрадней песни колыбельной,
Полная вадежды и мечты. :

И клянемся: в жизни нашей новой
Мы не позабудем ничего — ‘i
Ни народной лрагоценной крови,

НОВОСИБИРСК,
соб. корр.). Сибирь

14 мая. (По телеф. от
обогатилась новым

крупным очагом советской культуры. Вече-

ром 12 мая постановкой оперы «Иван Суса-
HHH» торжественно открылея  Новосибнир-
ский государственный театр оперы и бале-
та. Великолепный зрительный’ зал театра
заполнили передовики предприятии, деяте-
ли науки и искусства, представители пар-
тийных и советских ‘организаций. Прибыли
гости из Москвы и городов Сибири.

Зрители тепло встретили спектакль, по-
ставленный главным режиссером театра
Н. Фрид. Роль Ивана Сусанина исполнял
А Кривченя;, Антонилы — А. Добролюбо-
ва, Вани — О. Ярославская, Собинина —
В. Сорочинский. Художественное оформле-
ние — академика К. Юона.

По окончании спектакля состоялось тор-

жественное заседание советских и партий-

ных организаций совместно с трудяшимися
города. Директор театра тов. Юлианов`рас-
сказал историю создания театра в суровые
годы Отечественной войны. Начальник
Управления по делам искусства При’ Сознар-

коме РСФСР тов. Беспалов поздравил тру-

Я :
$

Ц ah tees И
Спортивное
Kopp.). Председатель городского комитета
по делам физкультуры и спорта.при испол-
коме Ленгорсовета тов. А. А. Гусев в бесе-
де с корреспондентом «Известий» сообщил
о предстоящих. летних мероприятиях спор-
тивного Ленинграда: РСК i

— Летний сезон-1945 года, сказал т. Гу-
сев‚— проводится в об’еме довоенного вре-
мени.

Вчера на стадионе имени Ленина состоя-
лось торжественное открытие футбольного
сезона.

Наши мастера ведут подготовку к состя-
заниям на первенство по различным видам
летнего спорта. Первым крупным соревно-
ванием явится розыгрыш приза «Дружбы»
между Ленинградом и Эстонией по футболу,
легкой атлетике, боксу, борьбе и, баскетбо-

Герой. ‘Советского Союза П. И Костецкий в состях у воспитанников ‘детского дома

детей фронтовиков. в Ставрополе (Северный Кавказ).

Тебе, Победа:

ИАА НИНА

Открытие Новосибирского театра оперы и балета _

по высоте равна 15-этажному дому. В зри-

лето Ленинграда
ЛЕНИНГРАД, 14 мая. (По.телеф. от соб.

СССР

$ i

Фото O. Пожарского.

Пролитой за это торжество,

Ни твоих бессмертных ратных буден,
Ни суровых праздников твоих,

Ни твоих приказов не забудем,
Ново всем достойны будем их.

Я клянусь так жить и так трудиться,
Чтобы родине цвести, цвести,

Чтобы никогда ее границы

Никаким врагам не перейти.

Мы теперь сильней, мудрее стали,
Наш союз могуч, неодолим.

Мы навеки слили имя — Сталин,

О, Победа, с именем твоим.

Пусть же твой огонь неугасимый

В каждом, сердце светит и живет
Ради счастья. родины любимой,

Ради горлости твоей, народ!

дящихся Новосибирска с открытием нового
театра, а коллектив оперы — с пёрвой
творческой удачей,

— В жизни советского искусства, — ска-
3a] OH, — это. выдающийся день. Отныне
Новосибирск становится центром музыкаль-
ной культуры Сибири и Дальнего Востока.

Секретарь Новосибирского обкома
ВКП(б) тов. Кулагин отметил большую ра-
боту, проделанную руководителями и твор-
ческим составом нового’ театра, и пожелал
им дальнейших успехов.

* <

Новосибирский театр — громадное зда-
ие, одно из лучших театральных зданий в
стране. Сцена его без боковых «карманов»
занимает более `1.000 квадратных метров, а

тельном зале имеется 2.000’удобно распо-
ложенных мест.

Часть работ по строительству театра бы-
 ла закончена при дружной поддержке но-
восибирских оборонных заводов.

Состав театра определен в 1.100 человек—-
60 солистов, (120 ‘артистов хора, 100’артис-
‘тов балета, 103 оркёстрайта и т. д.

лу. В бассейне систематически тренируют-
ся пловцы, готовящиеся к первенству СССР
‘цо плаванию. . Более. 150 тысяч молодых ле-
нинградцев готовятся к начинающемуся
20 мая профсоюзно-комсомольскому кроссу.

занимает видное место среди культурных

‘театром для детей. Лучшие спектакли в

вильно ‘расти в суровые

Искусство, адресованное детям, давно
завоеваний нашей страны. Мы по праву
гордимся нашей детской литературой, до-

мами художественного воспитания, нашим

театрах юного зрителя Москвы, Ленингра-
да, Киева, Харькова превращались в под-
линный праздник нашего искусства, были
приметными событиями в жизни советского
театра.

В общей системе коммунистического вос-
питания нашей детворы театры юного
зрителя всегда играли очень большую роль.

Трудности военной поры заставили на
время несколько сократить сеть театров
юного зрителя. Театры Москвы, Ленин-

града, Киева были в эвакуации. Лучшие
театральные коллективы «детской» сцены,
состоящие из подлинных энтузиастов сво-

его дела, сохраняя верность малечькому
зрителю, сохранили и самое . дорогое длЯ
себя: желание всеми силами большого

искусства, со всей творческой пытливостью,
со всей любовью к ребятам помочь им пра-
годы войны; му-
жать в трудностях и стать’ людьми, достой-
ными той славной будущности, которую от-
воевал для них народ-победитель.

Возвращение в. столицу театра для
детей было радостно встречено москов-
скими школьниками, юными  Театрала-
ми, соскучившимися по своим любимым
актерам, по своему волшебному дому, где
можно было за три часа утренника или ве-
чернего спектакля перенестись в далекие
края сказки, пережить десятки приключе-
ний, пройти целую жизнь вместе с героя-
ми-сверстниками...

И вот победно завершена война. Дети
наши, пройдя через испытания суровой воен-
ной поры, стали свидетелями и участниками
могучего торжества родины. Прошло уже
около двух лет с того дня, когда снова раз-
двинулись занавесы московских театров для
ребят, но что-то похожее если не на разо-
чарование, то на опасение начинает закра-
дываться в душу. Мало нового дали своему

В театрах для младшего
зрителя

маленькими зрителями с истинным азартом.
Уместно будет сказать здесь, что спектак-
лем «Земля родная» Московский театр юно-
го зрителя продолжает давно уже начатую
им работу над сказкой.

Недавно Московский театр юного зарите-
ля выпустил новый спектакль — «Свои лю-
ди — сочтемся» Островского. Показал на-
днях новую премьеру «Грач — птица весен-,
няя» (о жизни Баумана) Центральный дет-
ский театр.

Идут на сценах детских театров сказки,
идет «Коварство и любовь» Шиллера. Те-
перь пошел Островский. А спектакля, KOTO-
рый бы говорил о грандиозных делах Ha~

валась Победа; рассказывал бы ребятам о
жизни школы, о детстве военного времени,
нет как нет!..
Правда, вернувшись из эвакуации в Мо-
скву, оба столичных театра показали нам

пьесу Евгения Шварца «Далекий край».
Пьеса эта не лучшая у талантливого и
опытного драматурга, хорошо знающего

своего мололого зрителя и всегда умеюще-
го найти верные, доходчивые, не затертые
слова для сердечного‘ разговора на самые
трудные темы. Пьеса взволнованно расска-
зывает о жизни ленинградских ребят, эва-
куированных на Восток, ‘далеко от своего
великого ‘героического города, по которому
они так тоскуют...

сюжетную беглость, пьеса была очень свое-
временной для первого периода войны. Она
волновала тогда и маленького, и взрослого
зрителя, отвечала настроениям его и ‘поль-.

переживает ‘свой день,
подлинный огонь под пеплом отжитого.

ли. и от него нельзя требовать, чтоб он за-
ставил своих игрушечных актеров изобра-

менности. Театр крупнейшего в этом жанре”

жадному, нетерпелизому зрителю, малень-
кому современнику величайших событий,
детские театры за эти два года, Цев-
тральный детский театр показал  сказ-
ку Т. Габбе «Город мастеров» («Сказка о
двух горбунах»), поставленную В. Колесае-
вым, в превосходных декорациях художни-
ка И. Федотова и с грациозной музыкой
Д. Кабалевского. В Московском театре
юного зрителя школьники столицы увиде-
ли сказку Алексея Симукова «Земля род-
ная», поставленную А. Кричко. Подлинно
сказочное оформление для этого спектакля
сделал художник Распопов, музыку на-
писал композитор Берлинсон.

Разные по своему стилю, неравноценные пс
качеству драматургического материала, две
премьеры московских детских театров еще
раз показали нам, какими крепкими силами
располагают наши лучшие детские театры,
сколько в них талантливых людей, глубоко
верящих в воспитательное значение своего
искусства, какой еше тут непочатый край
выдумки, творческих замыслов.

В Центральном детском театре Колесаев
с большим вкусом, верным чувством стиля
поставил пьесу Т. Габбе, построенную по мо-
тивам старых фламанлских сказаний. Арти-
сты Сажин, Воронов, Викторова, Нейман
дружно, с темпераментом, с той силой внут-
реннего убеждения, без которого нет искус-
ства ни для больших, ни для маленьких,
разыграли эту поэтическую сказку, умело
повернув ее к маленьким зрителям той сто-
роной, в которой отлично отражаются идеи,
характеры, события, волнующие наших ре-
бят сегодня.

Сказка Алексея Симукова «Земля род-
ная» подошла к темам нашего сегодняшне-
го военного дня более прямолинейно. Ино-
сказания ее примитивны, параллели между

Через месяц состоятся гонки автомобили-
стов и мотоциклистов. на машинах всех ка-
тегорий; состязания их на скорость, на эко-
номию’ горючего. В июле будут происходить
велосипедные гонки Гатчина—Ленинград и
Гатчина — Выборг, в августе состоится тра-
диционный пробег Пушкин— Ленинград,

На широкие просторы Финского залива
выйдут яхтсмены. В августе будет разыграна
балтийская регата между Ленинградом, Эс-
тонией, Латвией и Литвой. Летом состоится
морской парусный поход по местам боев Оте-
чественной войны. Возобновляют трениров-
ку туристы.

событиями, происходящими в сказке и со-
вершающимися сегодня в мире, откровенны
и наглядны. Это несколько обедняет, опро-
щает поэтику спектакля. Не совсем точен
язык сказки, подчас сбивающийся с плав-
ного русского сказа на современный гово-
рок. Несмотря на эти недостатки пьесы,
разумеется, отразившиеся и на самом спек-
такле, постановщик Кричко и артисты По-
ловикова, Гусев, Гарин, Семенов, Юльская
и другие, с искренним увлечением порабо-
гав над трудным материалом сказки, согре-
ли ее живым творческим чувством, и па-
гриотический спёктакль этот принимается

мастера С. В. Образцова за время войны

спектакль «Король-Олень», адресованный
старшему поколению. И маленький зритель
в небогатом сегодняшнем

сцены разглядеть самого себя, своих сверст-
ников, вместо со народом
грандиозной ‹орьбе протиз фашизма,

ни одной постановки, которая. рассказала.
бы о детях-героях, о маленьких  партиза-
нах, о ребятах в освобожденных от врага

затронул ‘хотя бы частично’ то великое мно-
гообразие дел. событий переживаний, ко-

мя войны. «Взрослый» театр так или иначе
Детский театр до сих пор не ‘отозвался на
зов сегодняшнего дня. Где новые и такие
приметные персонажи, как маленькие су-
воровны. нахимовны. воспреемники боевых

ростки-ремесленники. юные труженики. за-

менивнтие на производстве отцов, оказавшие
огромную поддержку нашей военной промы-
шленности?! 4 ya

Детский театр, если судить по его репер-
туару, прошел мимо серьезнейнтих, принци-
пиально новых явлений в детской среде.
Из-за деревьев дремучего сказочного ле-
са, из-за стен древних замков не разглядел
он. тех, кто за это время стал. маленькими
мастерами и героями. своей «земли, родной».

Не видно на афишах
имен драматургов, которые
поработали нал болышими темами. совре-
менного воспитания, — не видно на афи-
шах Шестакова. Фраермана, _Любимовой.
Говорят, что они пишут. Но так обычно уте-
шают и почтальоны когда не приходит дав-
но ожидаемое письмо: «Вам пишут».

Что-то очень уж долго идет эта драма-
тургическая почта. Юный зритель ждет не
дождется. Вскруг него стремительно идет
жизнь. Родина одолела свирепого. врага.
Слава ее выросла. во  стократ. Он сам
растет, младший гражданин победившей
страны! Множество новых мыслей, чувств,
вопросов одолевает его. Пора бы и театру
ответить на эти срочные запросы!

Лев. КАССИЛЬ.

плодотворно

nae ]]ервый wat

Чарки, да какие там чарки! Просто ава
обыкновенные кружки, солдатские котел- М. ТЕВЕЛЕВ.
EH, даже консервные банки пошли в ход. В

Капитан Светлов, высокий, шумный чело-
век, наполнял их вином. То было велико-
лепное французское вино, взятое у нем-
цев бойцами капитана еще под Поз-
нанью, и он сберёг его до Берлина — до
великого часа падения германской сто-
лИЦЫ. a

В комнате на седьмом этаже собралось
несколько офицеров. Возбуждение только-
что окончившегося боя ещё не покинуло
нас. Почерневиие от кирпичной пыли и
гари, в воспалёнными от усталости глаза-
ми толпились мы у окна, откуда был ви-
ден огромный, развороченный, еще дымя-
щийся город.

Когда вино было разлито, кто-то спро-
сил:
— А где же Павлов?

Все оглянулись, капитана
комнате не было.

— Да куда он исчез?

— Павлов!. Павлов!.,

— Василь  Васильевия!..

— Подождем, — сказал майор Шитов
и поставил кружку на подоконник.

Но ждать не пришлось. Дверь распах-
нулась и в комнату, задыхаясь, вошел
полный светлоусый капитан, держа в ру-
ках тщательно запакованный сверток.

— Ты где пропадал? — набросился на
a a Светлов.—Так нельзя, друг
мой...

Но Павлов не ответил. Он обвел взгля-
дом наполненные кружки, котелки и вдруг   По
спросил:

— Это что за вино?

— Французское, — ответил Светлов.

— Уберем его обратно, — сказал ка-
питан. — Уберем и нальем другое.

— Почему другое? Да ведь это — от-

Шумная, детская радость охватила нас.
Бутылки пошли по рукам.

— Шамхорское!.. Шамхорское!..

Среди собравшихся на седьмом. этаже
берлинского дома только один капитан
Павлов был участником Владикавказского
наступления, остальные шли от Сталин-
града, Курской дуги, Харькова; но веем
нам был дорог и близок Кавказ, точно
пахнуло теплом той земли, откуда начал-
CH наш трудный, немеркнущий путь на
запад.

Французское было оставлено, и распо-
рядительный Светлов налил красное гу-
стое вино Шамхора. Слово было за капи-
таном. Он выговорил ‘себе право первого

Павлова в  ТоСТа.

— Я знаю, — сказал Светлов, — что
грядущим поколениям жить будет куда
легче, лучше и чище, чем нам; горя ста-
нет меньше, & радостей больше. Но я
знаю и то, что они позавидуют нам; тому
позавидуют, что мы с вами были солдата-
ми Сталина.

Светлов обернулся в ту сторону, где за
Одером, Вислой, седым Днепром в про-
хладе майского утра была Москва, и вы-
соко поднял кружку.

— Пьём за Ваше здоровье и победу,
товарищ Сталин! — произнес он.

— Пьём за Ваше здоровье. и победу, —
вторили мы и осушили чарки.

Когда был налит второй, последний
круг, самый молодой из нас, девятна-
`дцатилетний лейтенант Казаренко спро-
сил:

— А второй за что?

Люди задумались. Казалось, конца нет

личное вино! — удивился Светлов и оби- тому, за что можно пить круг. Были род-
женно повёл плечами. ные, близкие люди, был отчий дом, были

— Crema, — сказал капитан. — Не надежды и помыслы, оборванные войной
надо нам сегодня французского. Бог с и вновь зазеленевшие теперь, как ранняя

трава под весенним солнцем. За что?

- Дайте мне, — послышался голос Па-
BIOBA.

Грузный и усталый капитан поднялся
с кресла. Он стоял, обхватив кружку ши-
—   рокими ладонями, словно грел о нее свой

помороженные в разведке руки. Говорил

НИМ...

Он развернул пожелтевшие от време-
ни газеты, и у него в руках очутились две
бутылки толстого, зеленого стекла.

— Шамхорское?!

— Да, да — подтвердил Павлов.
Есть такой городок на Кавказе.

Памяти Героя Советского Союза
Петра ТАРАНА

он всегда медленно и спокойно, но сейчас
голое его дрожал, выдавая волнение.

—щ Выпьем наш последний круг за того
человека, который зимой сорок второго-го-
да под Владикавказом первым сделал шаг
вперёд, на запад. Вот к этой земле.

— Справедливый тост, капитан, —
подхватил майор Шитов, — за неизвест-
ного...

— Нет, не неизвестного, — перебих
Павлов и мотнул головой. — Он был моим

другом, и это его вино пьём мы сегодня.

Все удиваённо взгаянули на капитана.
В каждом деле есть первый, кто заводит
песню, или тот, кто делает первый шаг..Но
так уже бывает в жизни, что веноминают
о нём в самом конце пути, и тут-то еио-
хватываются, что никто не знает, кто он
был, этот первый, откуда он родом и как
его имя; тогда-то и возникает легенда 0
неизвестном. Но перед нами был капитан
Павлов — скупой на истории, правдивый
человек, и мы, стоя, выслушали его рас-
сказ без слова вымыела, без доли леген-
ды, рассказ о бывшем кондитере из Одес-
сы, затем пограничнике’ Петре Таране, ко-
торому посмертно было присвоено звание
Героя Советского Corsa.

— Он был моим другом, — повторил
капитан. — В ту пору мы оба ие
служили в одной и той же роте. Как и где

я сдружилея с ним — не помню, скорее

всего в тяжёлых боях, которые вёл Halll
пограничный полк. прикрывая отход 96-
новных частей к подножьям Кавказских
гор. Но кажется мне, что это началось по-
сле одного пятидневного боя. Поздним
вечером мы остановились на хуторе. Уста-
лость была так велика, что я заснул сей-
час же, едва опустился на землю, во дво-
ре, под открытым небом. Ночью  потиёл
сильный дождь. После тяжёлого ранения
мне вредна была сырость; но я не почув-
ствовал дождя. Проснулся я утром под
крышей на хозяйской кровати.
— Как же так? — удивился я. — Т6г
во дворе, а проснулся в хате.
— Да-то вас ночью сержант
ренёс, — ответили: бойцы.
Вы зачем это сделали? — обратил-
ся я, недовольный, к Тарану. . .  -
— Пошёл дождь, — хмуро ответил Та-
ран. cle “ :

Таран пе-

Разбудили бы...

Таран виновало’ улыбнулся.

— Валко было сон тревожить. 4
°С тех пор мы стали на «ты» и называли
друг друга по имени. Был он человеком
рослым и хозяином большой, удивитель-
ной физической силы. Я с умыслом гово-
рю: хозяином. Мне приходилось встречать
сильных людей: они и монеты ломают, и
подковы гнут, ходят по земле — звенит
земля, а он никогда свою силу напоказ не
выставлял, не она владела им, а.он ею, и,
как говорится, мир божий она ему не заго-
раживала. Говорят, что каждый человек
живёт чем-то своим. Верно! Дурным или
хорошим, малым или большим, это разго-
вор другой, но что-то греет его в жизни;
часто мы и сами не знаем, что именно.
Чем жил Пётр Таран. я понял только не-
давно, вепоминая; понял—была в нём по-
стоянная потребность помочь другому, ду-

ма и беспокойство о других.

У переправы через. Маныч, под такими
бомбёжками, что дышать не было возмож-
ности, он беспокоился о’своих бойцах, 00
Одессе и о перегруженной женщинами и
детьми машине. чтобы у неё не стал мо-
тор, и тогда им всем придётся итти пен-
ком, и о том дяде, что три дня назад
осталея в пустой, покинутой нами стани-
це, потому что был слишком стар и не-
хватало сил уйти за семьёй.

— Как скажешь, — спрашивал меня
Таран много дней спустя, — будут его пу-
галь немцы?

— Да ты перестань думать, — говорил
я ему, — перестань.

Он хмурился и отвечал:

— Знаешь, я подохну, если когда-ни-
буль почую, что мне думать не о ком,

Всем было тяжело в ту пору, но. пожа-
луй, нам тяжелее и горше всех. Мы по-
следними уходили из городов. Через реки
мы переправлялись вплавь, потому что
мосты уже были взорваны нашими сатё-
рами. Спросите меня, когда мы ели. когда
спали, — я не отвечу, не помню... Вели
каким-то чудом выпадали минуты  пере-
лышки. были они коротки и молчаливы.
Только посмотришь. бывало. друг на дру-
та и скажешь: «Ты. брат, поседел. Вот
елё одна белая прядь, а ведь вчера её не
было».

Где лежал конец налией беле, мы тогда
не знали. а Кавказские горы становились
всё ближе и ближе...

Однажды, проходя по опустевитей ста-
нице уже под самым. Бесланом, мы.захо-
тели пить, но колодцы были завалены и

нигде нельзя было раздобыть воды. По
дороге, на самой окраине, нам попалась
кооперативная лавчонка с распахнутыми
настежь дверями. Мы вошли в неё. Полки
были пусты, и только на самой верхней
стояла запыленная шеренга бутылок шам-
хорского вина. Обрадованные такой наход-
кой, мы быстро откупорили одну бутылку
и утолили жажду. Надо было двигаться
дальше, но на пороге Таран остановил
меня.

— Подожди минутку, — попросил он,
вернулся к полкам и достал ещё пару шам-
хорского. Он осторожно ладонью стёр ©
бутылок пыль и стал заворачивать их в
найденные под прилавком газеты.

— Оставь, — расеердилея я. — Зачем
тебе это вино?

Таран посмотрел на меня и без улыбки,
как-то очень серьёзно сказал:

— Это вино мы разопьём © тобою в
Берлине, Василь...

Капитан замолчал, а мы © волнением
взглянули на столик; на котором стояли
две бутылки грубого зелёного стекла.

— Под Владикавказом немец был оста-
новлен, — продолжал Паваов. — Он уда-
рился бронированной мордой о нашу 0б0-
рону и залёг, опояеав себя огнём и колю-
чей проволокой, а мы начали готовиться к
своему наступлению. Я не стану расека-
зывать, как ждали мы этого часа, как
гадали мы, когда он, наконец, наступит.
После хождей солнца так не ждут, по-
сле ночи утра так не ждут, как мы его
ждали, и вот в ноябре мы получили при-
каз о нём. Наступление, — какое золо-
roe, великое слово!

Hamemy батальону было приказано на-
чать его. Удар следовало нанести внезап-
но, без той обычной подготовки, по кото-
рой немцы могли бы догадаться о начале
наступления. Батальон так и назвали —
ударным.

Группе бойцов во главе с Тараном было
приказано сделать проход в проволочном
поясе врага.

Инструментов под руками не оказалось,
а ждать, пока они прибудут, было нельзя,
так как до рассвета оставалось уже совсем
немного, р
Ладно, — сказал Таран. — Будем
действовать малой сапёрной. Нет лучше
инструмента на всём белом свете!

И мы бееснгумно поползли вперёд, а не-
мец нервничал, ‘это чувствовалось

Ho}

шего народа в дни войны, о том, как добы- у

Несмотря на некоторую упрошенность “и”.

зовалась заслуженным! успехом. Но сейчас *
пьеса явно устарела, ибо ей оказалось`не’под,
силу стать тем явлением искусства, которое, ^
надолго сохраняя :

Государственный центральный теагр ку>-
кол ставит добротные. сказочные `слектак> ^^.
жать живые, реальные фигуры нашей совре- *

дал блестящий, остроумный и поэтический»

репертуаре: дет- ``
ских театров’ не найдет спектакля; который --*
позволил. бы ему через волшебный кристалл. -^
участвовавших в.

Не поставлено еще ня одной пьесы о шко- --
ле, о пионерском лагере в дни Войны. Нет ~~

торые выпали на долю наших ребят во вре-

откликается на ‘требования современности. -

детских театров.

районах, нет ни одного спектакля; ‘который

традиций славных своих отнов?! Где под- в

должны были резать проволоку, оказалось-

на самом припёке. }

Таран остановился. Вслед за ним у
овражка остановились и мы, А тьма тал-
ла, таяла на глазах. ма

— Жалею людей, — сказал мне Та-
ран. — Что будет толку, если всех пере-
aomaet. — Он Ha секунду задумался. —
Вот что, рубить проволоку буду один, &
вы оставайтесь здесь. Если что-нибудь
случится во мной, — сменяйте. ,

И, не дожидаясь ответа, пополз даль-
ше. Он добрался до проволоки и стал ру-
бить её. Она пружинила и звенела под уда-
рами лопатки, колола и рвала Тарана, но
он под огнём, продолжал работать в. пол-
ную силу, и, оглушенные собственной
стрельбой, немцы не слыштали его.

А тьма таяла, и начиналея рассвет.
Я лежал, прижавитись к земле, мысленно
торопя Тарана, да не я один, люди, ле-

жавшие рядом со мной, батальон, вее, на- г:
прягая до боли глаза, следили за тем, что.

творилось у заграждений, и шептали: ----

«Скорее... скорее...»

Но я видел Тарана лучше других пото-:

му; что лежал ближе к нему, видел, как
отекакивала в сторону разрубленная про-
волока, цепляясь колючками за одежду

Тарана, а он отрывал её и отбрасывал от °-

себя... Наконец, остался ещё один густо,
крест-накрест, перевитый ряд. Он был за-

креплён не на кольях, а на крепко вколю- ^^

ченных в землю дубовых козлах. Таран
поднолз к последнему ряду и начал ру-

бить, но здесь ему не повезло: от сильно-
го удара разлетелась его сапёрная лопат-.

Ka, а время было уже на исходе, послед-

ние дорогие минуты рассветных сумерек. ©

Таран в ярости стал рвать проволоку ру-
ками, но она не поддавалась. И тогда про-

изошло то, что мы называем подвигом; и
когда в человеке, словно на пламени, сго- .

рают страх перед смертью, ложь, корысть,
а остаются только правда, великая сила
любви к жизни и вера в необоримость её.

Под немецким огнём Таран встал во

весь рост, вырвал дубовые козлы из`зем- *
проволочным спалетением.

ли и вместе с
поднял их высоко над головой, сделав шаг
вперёд. И в эти образовавшиеся. ворота

рванулись люди поднявшегося в. насту- .

пление батальона, а прошитый пулями
Таран воё стоял. не сгибаясь, пока послед-
ний боец не пробежал мимо... _ :

_ Капитан замолчал. И мы выпили вто-

стрельбе. Она, велась -на авось, для с0б-
ственного успокоения, но то место, где мы

рой круг за светлую память о Петре Та-

ране, за его первый шаг в начале пути.