Ы
й-
H-

4-
0.
{x
Ho
ce
ИИ

ЫХ

(10
ЫМ
ой.
ол
con

pe

_ СРЕДА, 16 МАЯ 1945 г. № 113

ЗАМЕТКИ АГРОНОМА
О СЕВЕ

В Куйбышевской области, как и в дру-

гих областях Союза, роль агронома в кол-
хозном производстве часто недооценива-
лась. Распоряжения его нередко игнори-
ровались и отменялись людьми, не све-
дущими в агрономии.
‚ Теперь положение резко изменилось.
Постановление правительства и партии,
обязавшее правление колхоза разрабаты-
вать совместно с агрономом агротехниче-
ские мероприятия и запрещающее кому
бы то ни было отменять их без ведома
агронома, внесло необходимый порядок.
Установилиеь нормальные взаимоотно-
щения агрономов как с руководителями
Болхозов, так и с районными организа-
ЦИЯМИ.

В Куйбышевской области колхозы и
тракторные бригады имеют теперь пла-
ны агротехнических мероприятий. Все это
значительно облегчило работу агронома.
Повысились его роль и ответственность
в борьбе за агротехнику.

Агрономы, таким образом, распола-
тают всеми возможностями еще лучше,
еще энергичнее проводить агротехниче-
ские мероприятия. Их дело — не вы-
пускать из своих. рук самого главного—
внедрения агротехники, ибо иначе план
агротехнических мер превратится в во-
рох ненужной бумаги.

А опасность такого рода целиком еще
не устранена. Чем, например, об’яснить,
что в Колдыбанском Тайоне к 10 мая,
когда план сева колосовых был наполо-
вину выполнен, яровизированными семе-
нами засеяно всего лишь 565 гектаров
(7 процентов плана яровизации!), а
предпахотное лущение проведено толь-
хо на 110 гектарах (4 процента пла-
на!) ? А об’ясняется это тем, что глав-
ный агроном тов. Буциков и другие

(8723)

агрономы райена плохо руководят про-
ведением агротехники.

В некоторых колхозах нарушается
главное требование агротехники — ран-
ние и сжатые сроки сева. Например,
артель «Искра»  Пензяковской MTC
Больше-Черниговского района к 7 мая
засеяла всего лишь 600 гектаров вме-
сто 1.600.

Пензяковская MTC не справляется с
севом; тракторы простаивают из-за пло-
хого ремонта и плохого технического
ухода. Здесь упустили ряд важных орга-
низационных деталей. i
колхозов, например, не приучили  по-
хозяйски обращать внимание на’ состоя-
ние тракторов, на дисциплину в брига-
дах. Мивое тягло колхозов используется
совершенно недостаточно, С его по-
мощью можно было бы уже  засеять
1,500 гектаров, & засеяно не больше 150.

Нарушения агротехники — нередкое
явление в колхозах Куйбышевекой 05-
ласти. Во многих MTC Больше-Черни-
говского, Кутузовского, Болвше-Глушиц-
кого и Куйбышевского районов агроно-
мы слабо следят за качеством полевых
работ. Спора нет, — полностью осуще-
ствить намеченные  агромероприятия и
добиться высокого качества  сельскохо-
зяйственных работ — задача не из лег-
ких. Много трудностей перед агрономом.
Но он должен заранее . учитывать их и
смело преодолевать.

Нередко колхозников и руководителей
артелей останавливают новизна агрономи-
ческого приема, сомнение в его резуль-
татах. Это имеет место в отношении пред-
пахотного лущения полей и весеннего бо-
ронования озимых, не говоря уже о бо-
роновании яровых посевов. Агроном обя-
зан во-время рассеять такие сомнения,

Председателей

ИЗВЕС

Азроном и аротехника

убедить в их несостоятельности, доказать
правоту на положительном примере...

Агроном обязан решительно бороться с
пренебрежительным отношением к прово-
димым агромероприятиям. Правильно по-
ступил в этом случае главный агроном
Безенчукского района тов. Савочкин, ко-
торый оштрафовал председателя колхоза
имени Политотдела за неправильное раз-
мещение культур в полях севооборота и
наложил административное взыскание на
тракториста за мелкую венашку в кодхо-
зе имени Ленина. Правильно поступила
также агроном. облзо тов. Рудакова, ко-
торая запретила в кутузовском колхозе’
«Волгострой» посев пшеницы непротрав-
ленными семенами:

Успех агронома прежде всего. зависит
от его влияния на колхозников, — он не
может относиться примиренчески к недо-
статкам. Его долг — быть требователь-
ным ик себе, ик другим. Именно новы-
шенная требовательность агронома, по-
  нимание им своих задач, его продуманная
и серьезная работа об’ясняют проведение
сева © соблюдением высокой агротехники.
Под руководством, например, старшего
агронома Еланской МТС’ тов. Простикова
колхоз имени ХУН парте’езда к 10 мая
закончил сев ранних зерновых и тем са-
мым осуществил основные требования аг-
ротехники. Ненлохо работает и старший
агроном Максимовской МТС тов. Черка-
сов, который повседневно еледит за ка-
чеством сева.

Трудна, но почетна деятельность агро-
нома на весеннем севе. Но зато как ра-
достно ощущать великолепные результа-
ты труда, выраженные в высоком урожае!

Агроном Д. СЛОБОДЧИКОВ.

Невинномысская МТС (Отавропольский край).
Знатный комбайнер H. Я. Деревянко тща-
тельню готовит свой комбайн к уборке
урожая. Фото 0. Пожарского.

ТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

’ В Тбилиси

Конкурс на сооружение монумента
защитникам Кавказа

На одной из красивейших площадей
Тбилиси — площади Героев Советского
Союза — решено воздвигнуть монумент
защитникам Кавказа.

На-лнях закончилось представление
проектов на конкурс, об’явленный Con-
зом советских архитекторов и Управле-
нием по делам архитектуры при Совнар-
коме Грузии. На выставке, открывшейся в
Доме художника, представлено 49 проек-
тов монумента. `В конкурсе участвуют
виднейшие архитекторы, скульпторы, ху-
дожники Тбилиси, Батуми и Сухуми.

«Мой подарок Красной Армии!»
Первые послевоенные дни ознамено-

вались на строительстве Закавказского
металлургического комбината новыми
производственными успехами. В Тби-

лиси получено сообщение о выдающемся
достижении инструктора-каменщика Cu-

—~

Харьковщина закончила
сев свеклы

ХАРЬКОВ; 15 мая. (Mo телеф, от
соб. корр.),. Колхозы Харьковской обла-
сти выполнили план сева сахарной свек-
лы на площади в 25 тысяч гектаров, на
7,5 тыс. гектаров больше, чем в прош-
лом году. В Краснокутском, Волчанском,
Богодуховском и других районах на-
чалась шаровка сахарной свёклы. Про-
шарованы первые тысячи гектаров.

г. КУЙБЫШЕВ. (По телефону).

В ожидании погожих дней

Весна в этом году в Челябинской об-
ласти несколько запоздала. Выглянет из-
за туч солнце, побалует своим теплом
час— другой и опять скроется. Тем не ме-
нее маптинно-тракторные станции, кол-
хозы, совхозы и подсобные хозяйства про-
мышленных предприятий облаети распола-
тают всем необходимым, чтобы напере-
кор всяким капризным природным уело-
виям быстро и хорошо справиться с
полевыми работами. В МТС — тысячи ко-
лесных и гусеничных тракторов, в кол-
хозах немалое количество живого тягла.
Вепахано под зябь и поднято паров
220. тысяч гектаров земли, что состав-
ляет почти половину всего ярового сева.

Но весенние полевые работы по сути
дела еще не развернулись. На 12 мая
колхозы посеяли не более сорока тысяч
тектаров, а вспахали и того меньше. Вею-
ay — в области, в районах, в МТС —
одно об’яснение:

— Поздняя весна. Если бы наступили
теплые дни, вот бы мы развернулись.

Что и говорить: весна  запозда-
aa. Погода на-редкость капризная, из-
менчивая. Но трудности нужно и мож-
но преодолеть. Большинство районов,
особенно южные — Кизильский, Варнен-
ский, Полтавский, Увельский, Верхне-
Уральский, вступили в сев в первых
числах апреля. Они могли, работая вы-
борочно, завершить сев на подготовлен-
ной с осени земле. Однако здесь сев
только начинается, а такие районы, как
Усть-Катавский, Нязепетровский, Миас-
ский, Чебаркульский, ещё не засеяли
ни одного гектара.

Истинная причина отставания с поле-
выми работами заключается в том, что,
ожидая наступления солнечных дней,
люди упускают золотое время, когда
‘можно полностью использовать трактор-
ный парк и на севе, и на пахоте,

Тракторный парк, как и в прошлом
году, в большинотве MTC работает
неудовлетворительно. Многие машины в

первой же борозде выходят из строя и
их приходится ставить на текущий и ка-
питальный ремонт.

Верхне-Уральский район — один из
крупных зерновых районов области.
Здесь четыре МТС, они располагают 170
тракторами. В колхозах вепахано под па-
ры и зябь 3.000 гектаров. Когда колхо-
зы вступали в сев, председатель рай-
исполкома тов. Никонов сетовал на нено-
году: «Проглянет солнышко, тогда раз-
вернемея. Машины у нас хорошие, земля
подготовлена». С первых же дней мая
установилась хорошая погода. Тем не ме-
нее график сева срывается, так как трак-
торы подводят.

уководители района верили директо-
ру Верхне-Уральекой МТС тов. Горячки-
ну, заявлявшему, что тракторный паре
отремонтиреван хорошо. На деле оказа-
лось другое. В колхозе имени Сталина
работает 11 тракторов. За все время ими
вспахано 46 гектаров. В первой бригаде,
которой: руководит т. Парфюнюков, са-
мый мощный трактор сошел с гусеницы.
Произошло эте на третий’ день полевых
работ. Бригада снарядила трактористов
в мастерскую. Пробыли они целый день
и возвратились поздно ночью.

Через несколько часов трактор  уда-
лось поставить на гусеницу. Но в мас-
терской ролики отремонтировали непра-
Вильно, и трактор опять сошел с гусени-
цы. Снова снарядили трактористов в
мастерскую и кое-как приладили роли-
ки. Но в тракторе обнаружились новые
дефекты: испортилея бак. Два раза от-
правляти его в мастерскую для ремон-
та, — в первый раз запаяли его так, что
на второй день опять вынуждены были
везти бак в мастерскую.

То, что происходит с тракторами в
Верхне-Уральской МТС, является харак-
терным и для других машинно-трактор-
ных станций области. Вот Миасская
MTC. Ее руководители тоже все время
сетовали на плохую погоду. Но вот на-

*

ЗАВТРА ОТКРЫВАЕТСЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ

Праздник русского искусства

Осенью 1941 г. картины Третьяков-
ской галлереи были бережно запакованы
в ящики, погружены в вагоны и отправ-
лены в глубокий тыл. Немцы бомбили
столицу. Здание галлереи пострадало от
бомб. Спасти сокровища Третьяковской
таллереи— значило сласти от жестокого
врага едва ли не самое ценное в русском
искусстве. В те суровые дни судьба на-
шей культуры не забывалась. В своей
речи 6 ноября товарищ Сталин, наряду с
выдающимися русскими учеными, мыс-
лителями, писателями и музыкантами,
назвал имена Репина и Сурикова.

Четыре года Москва оставалась. без
Третьяковской галлереи — известнеи-
шего и любимейшего музея столицы.
Наконец, долгожданный день наступил.
Галлерея, в которую вновь водворились
ее сокровища, завтра открывает свои
двери перед посетителями. Нашему в30-
ру вновь предстанет здесь чуть AM He
вся русская живопись.

С гордостью думаешь, что pyc-
ское искусство имеет почти тысячелет-
нюю давность. Срок почтенный, особен-
HO, если не забывать, как широко оно
Таокинулось по всей нашей земле, оста-
зив следы и в древнем Киеве, и в Нов-
тороде Великом, и в Москве, и в Петер-
бурге, и во многих окраинах нашей не-
об’ятной родины. За тысячелетие рус-
ское искусство росло, крепле, развива-
ль и не раз «меняло свое русло», но
на протяжении всего этого времени ве-
ликая преемственность традиций не
прерывалась, и никогда русское искус-
ство не переставало быть русским.

Наша национальная культура в про-
цессе ce развития и роста не бы-
ла отделена китайской стеной от
мировых центров. Но самое ценное в
русском искусстве всегда возникало из
самой народной жизни, было создано рус-
ским народом на. основании его 60б-
ственного жизненного опыта, хотя в силу
сложившихся условий он не’ всегда имел
возможность высказать себя прямо и пол-
ностью.

Русский народ искони проявил себя,
хак великий строитель, созидатель жиз-

ни; самое образование огромного госу-
дарства, неустанная защита ero рубе-
жей, самое об’единение народа и забота
00 ero устроении яено  свидетель-
ствуют об этом. В строительстве жизни,
в самоотверженной борьбе за будущее
искусство было всегда добрым помощни-
ком, верным спутником русекого чело-
века. Искусству народ поверял свои за-
душевные думы, в нем он видел себя и
свои достижения, узнавал свой сильные
и слабые стороны; в нем он оставил по-
томству красноречивую летопись своего
прошлого. Искусство в нашей стране
всегда стремилось занять видное место в
жизни, действенно помогать человеку В
его жизненной борьбе. Великие русские
художники шли всегда внереди своего по-
коления; они были не простыми 0т0-
бразителями существующего, но созда-
вали образы, которые освещали путь

потомству.
*

Войдем в зазы Третьяковской галлереи,
посвященные искусству Киева и Новго-
рода, школам Рублева и Дионисия. Какое
высокое мастерство сквозит в этих памят-
никах! Меж тем создавались они на заре
нашей государственности, когда частые
набеги кочевников истощали землю и ha-
родные силы. Это искусство насквозь че-
ловечно, хотя иконы передают облик не
отдельных живых людей, а типические
черты человекоподобных  небожителей.
Здесь можно видеть образы ласкового ма-
теринства, мудрых старцев, кудрявых
юношей с крыльями за плечами, воинов
с оружием в руках и отвагой и убеждея-
ностью в правоте своего дела во взоре.

Живопись древней Руси — это преиму-
щественно. искусство выразительно обоб-
щенных, эпически величавых форм, Пят-
но и силуэт, линия и узор составляют
ее главные средства выражения, Когда в
начале нашего столетия из-под записей и
копоти была впервые открыта древне-
русская живопись, вее были поражены
ее красочной роскошью. Здесь и глухие,
холодные тона византийцев, и блеск вос-
точной позолоты, и гармонии чистых и
ярких красок. Древнерусская живопись,

ступили дни, когда полевые работы мож-:
но вести двумя сменами. Но тут неожи-
данно выяснилось, что не все машины
технически подготовлены‘ к ночной ра-
боте и к тому же нехватает  трактори-
остов. i

В Челябинской области  упускаются
лучшие агротехнические сроки сева,
чт0 не может не вызвать тревоги
у руководителей. Тревожатся все. Но
от этого дела на колхозных и 60в-
хозных полях не улучшаются. Поче-
му? В большинстве районов не сдела-
ли главного — не ‘организовали ‘гехни-
ческого ухода за тракторами. В ремонте

и уходе за машинами неразбериха, кус-
тарщина,

В сложной обстановке, при неустой-
чивой погоде имеютея примеры самэот-
верженной работы отдельных  трахтор-
ных бригад, Работающая в сельхозар-
тели «Красная Нива» Чесменекого рай-
она тракторная бригада тов. Данилова
систематически выполняет план сева на
120—130 процентов. Тракторист брига-
ды тов. Сионов за восемь смен, на
тракторе «ЧТЗ» выработал в переводе на
мягкую пахоту 150 гектаров. .

На таком высоком  агротехническом
уровне и темпе могут и должны  рабо-
тать все трактористы области. осле
нескольких лет отставания пора бы 0б-
ласти добиться решительного под’ема
в сельском хозяйстве. Тем более, что, в

Растет выпуск тканей
гражданского ассортимента

`ИВАНОВО, 15 мая. (По телеф, от соб.
корр.), Текстильщики Ново-Ивановской и
Больше - Ивановской Мануфактуры имени
Молотова, а`также ряд других фабрик уве-
личивают выпуск тканей гражданского ас-
сортимента. Сейчас фабрики вырабатывают
для рынка сатины, вольту, канифас. Коли-
чество станков, заправленных этими сорта-
ми тканей, возрастает с каждым днем. Вдох-
новленные великой исторической победой
над врагом, текстильшики повышают про-
изводительность труда, изыскивают средст-
ва для дальнейшего улучшения работы обо-
рудования.

На предприятиях города с новой силой
разгорается соревнование за досрочное вы-
полнение производственных планов. Коллек-
тив Ново Ивановской Мануфактуры решил
закончить полугодовую программу на шесть
дней раньше срока и соткать дополнительно
930 тысяч метров суровья, а в отделочном
производстве выпустить для населения сверх
плана три миллиона метров готовых тканей.

Текстильщики  Меланжевого комбината
имени ‚Фролова обещают выработать сверх
квартального плана 50 тонн пряжи и 110
тысяч метров суровья, освоить крашение
хлопка новых расцветок и выпуск тканей
гражданского ‘ассортимента.

г В. своем обращении к рабочим; инженерно-
техническим работникам и служащим про-
‚мышленности и транспорта Ивановской об-
ласти меланжисты призывают окружить все-
мерной заботой ‘инвалидов Отечественной

войны и семьи погибших воинов Красной

Армии, привести в образцовый порядок жи-
лища рабочих, обеспечить получение высо-
кого урожая на полях подсобных хозяйств

предприятий.

Школы стахановского опыта

связи с постановлением Совнаркома
СССР. о создании продовольственной
базы вокруг городов области, необходи-
мо резко увеличить посевы овощей,

железнодорожников

МИНСК, 15 мая. (По телеф. ‚ от соб.
корр.). На Минской пассажирской станции

картофеля и других культур. Надо, сле-
довательно, с боем брать каждый пого-

жий день, каждый Час и не упускать
лучшие агротехнические сроки сева и
пахоты.

А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».

г. ЧЕЛЯБИНСК. (По телефону).

представленная в Третьяковской гал-
лерее превосходными образцами, стяжа-
ла себе заслуженную славу далеко” за
пределами. нашей страны.

Новый и своеобразный мир образов и
красок открывается нашему взору в сле-
дующих залах галлереи. Здесь широко
представлена живопись ХУ ХХ ве-
KOB.

В ХУШ в. перед Россией встала жиз-
ненная задача сравняться в культуре и в
том числе в искусстве с передовыми стра-
нами. Запада. На смену старой иконописи
должна была явиться реалистическая жи-
вопись, проникнутая передовыми идеями
века Просвещения. Уже во второй поло-
вине ХУШ в. русские художники, учась
у Запада, показали себя оригинальными
мастерами в области портретной живоши-
си. Успех русских художников был тем
более поразительным, что до Петра мы
портретной живописи почти не знали.

С первого взгляда можно подумать, что
портретистов той поры только и занима-
ли шитые камзолы и мундиры, бархат и
шелк, орденские ленты и ленты светских
красавиц. И все же наперекор’ утвердив-
шейся моде в лучших произведениях рус-
ских мастеров проглядывает свой склад
народного характера. В женских портре-
тах Рокотова останавливают глубина чув-
етва, задумчивость и собранность мыс-
лей, Левицкий и Шубин подкупают своим
радостным, полнокровным приятием жиз-
ни, беззлобной прямотой и меткостью
характеристик. В портретной живописи
этого времени многое выражено неполно,
иногда сказано чуть угловато и даже гру-
бо, но она обладает большой жизненной
силой и красочным блеском.

*

( исключительной полнотой и огром-
ным художественным вкусом представ-
лены в Третьяковской галлерее сокрови-
ща ХХ века. Здесь посетителей галлереи
встречают по-особому волнующие, доро-
гие по задушевности картины мастеров,
классиков русской живописи, чьи труды
составляют нашу национальную гордость.
Полотна А. Иванова, Репина, Сурикова,
Серова вызывают особенное внимание по-
сетителей.

В начале ХШХ в. искусство завоевы-
вает в России широкую общественную
основу. Кипренский чутко и сердечно
запечатлел людей пушкинской поры, ге-

работают 25 школ стахановского опыта же-
лезнодорожников. В школах обучаются со-
ставители, стрелочники; сцепщики, техни-
ческие конторщики. Здесь под руковод-

“  ством лучших стахановцев станции изуча-
 ются и проводятся в

жизнь методы работы

известных HOBATOPOB железнодорожного
транспорта — Катаева, Лунина, Краснова
и других. 7

роев Отечественной войны,  замечатель-
ных русских женщин. Сильвест Щедрин
под небом Италии развил в се06 блиста-
тельное и тонкое дарование пейзажиста.
Венецианов в русской деревне находит
ясную и нежную ноэзию. Позднее Федо-
тов с чисто русекой насмешливостью и
‘красочностью обрисовал быт и нравы го-
родских _ сословий. На современников
особенное впечатление производило да-
рование Брюллова. Мы предпочитаем его
сильные портреты его мастерским, но не-
сколько надуманным большим  холетам.
Одновременно с Брюлловым выступает
выдающийся русекий мастер Александр
Иванов. Он был менее заметен современ-
никам, но его значение неуклонно в03-
растает в глазах потомства. Непод-
кунная честность в служении искусству
доходила
‘скромность сочеталась с уверенностью в
высоком призвании художника. Выуче-
ник Академии, он сохранил редкую в TO

время свободу во взглядах на мир и ши-
роту художественных вкусов. труд его
полотно «Йв-

жизни — монументальное
ление Христа народу». Его рисунки и этю-
ды к «Явлению Христа» образцы высо-
кой, совершенной формы. Его пейзажи
по своему колориту предвосхищают иска-
ния потомства. Библейские эскизы
А. Иванова, бесспорно, лучшее из того,
что в ХХ в. было задумано в монумен-
тальной живописи.

В пору общественного под’ема в Рос-
вии во второй половине ХХ в. публици-
стика, литература и искусство заняли свое
место в освободительном движении. Сов-
ременная русская жизнь, борьба общест-
венных сил, искания лучшего в будущем,
раздумье о прошлом захватили и русских
художников. Во всех их картинах сквозит
вера в силу народа, в его высокое призва-
ние. Ради неприкрашенной правды пере-
движники готовы были отречься от жи-
вописной роскоши предшествующей поры.
Живопись ранних передвижников отли-
чается суровой простотои форм, скупоетью
своих красочных средств. Зато именно те-
перь правдолюбие русского характера ска-
залось в искусстве во всей своеи силе.
холстах передвижников перед нами про-
ходит вся русская жизнь. Они поднимали
острейшие вопросы современности, будо-
ражили ум, звали вперед. Полны глубоко-
го сострадания к народу картины Перова.

в нем AQ. подвижничества,

билова. Вчера на строительстве  двух-
этажного дома, предназначенного для
рабочих-металлургов, вместе‘ с брига-
дой подручных он уложил за смену 760
кубометров туфового камня, воздвигнув
весь первый этаж и выполнив норму
ровно’ на 1.000 процентов.
— Это мой подарок, победившей
Красной Армии, — сказал Сибилов.

Научная сессия в университете
В Государственном университете име-

От корреспондента
«Известий»

Открывая ее, ректор университета ака-
демик Джанелидзе сказал:

— Поздравляю вас, дорогие коллеги
и студенты, с первой научной сессией
нашего университета после воины.

На пленарном заседании с большим
интересом был заслушан доклад аваде-

MHRA Бериташвили «Электрические
явления в человеческом организме и ка-
тодный осцилограф». Сейчас происхо-

дит еекционная работа. В секциях фи-
зики и математики будут заслушаны че-
тыре ‘ доклада, в секции филологии,
истории и философии, а также в сехции
юрилических и экономических наук —-
по четырнадцати докладов. 13 докладов
будет обсуждено в секции естествеьных
наук.
Благоустройство в столице

Летом этого года начнутся работы по
дальнейшей реконструкции улиц и пло-
wage Тбилиси. Десятки архитекторов
интенсивно работают над проектами
благоустройства родного города.

Площадь, где возвышается величе-
слвенный памятник Руставели, изменит
свой вид. Она будет значительно рас-
шгирена. На ней будет сооружен мното-

этажный дом работников комбината
«Грузуголь». Весь ансамбль площади
представит отличный архитектурный

фон для памятника.
Большие работы предстоят на улице
Марра, где расположен университет.

ни Сталина проходит научная сессия.

Маленький фельетон
И Gunns oer РЕ

Несколько месяцев назад в городе Орске
приступил к исполнению своих обязанно-
стей вновь избранный председатель испол-
кома горсовета Александр Степанович Са-
фонов: Новый председатель сразу же пора-
зил окружающих своей кипучей деятель-
ностью.

— Жизнь у меня в городе должна быть,
как сказка!— говорил он, весело  поти-
рая руки.

Такая декларация всем пришлась по ду
ше, ибо крупный промышленный» центр Орск
в рассуждении благоустройства пребывал в
запущенном состоянин.

— Видать, этот. завернет гайку, — TOBO-
рили граждане Орска, встречая председа-
теля.

И впрямь, тов. Сафонов сразу же начал
«заворачивать». Правда, деловая энергия его
забурлила по неожидайному руслу, но во
всяком ‘случае апиарат горсовета сразу же
почувствовал твердую длань нового руко-
BOACTBAa. т

Еще до приезда Сафонова в Орск была
отремонтирована для него удобная квартира
в новом доме. Но, посетив предназначавшее-
ся для него жилье, Сафонов пренебрежи-
тельно буркнул:

— Халупа! Землянка! Окоп! Блиндаж в
четыре комнаты! Сафонов здесь жить не
будет! :

Одним словом, новый председатель потре-
бовал для себя особняк. Именно особняк.
И не иначе. Жизнь должна быть, как сказ-
ка, чорт ‘возьми! ;

И действительно, в Орске началась во-
сточная  сказка. Помните, как Аладин в одну
ночь построил дворец из золота и серебра?
В этом сложном строительном задании ему
помогали духи — джинны. И к рассвету,
когда погасла последняя звезда, на синей
эмали `багдадского неба обозначились конту-
ры готового прекрасного здания...

— Чтобы у меня завтра был ключ от
особняка! — приказал председатель.

Но где взять особняк в Орске? Сафонов
облюбовал дом по улице Толстого, распо-
рядился немедленно выселить оттуда всех
жильцов, в том числе и семьи военнослужа-
щих, и в срочном порядке развернуть рабо-
ты по ремонту и благоустройству. Город-
ские джинны — завгоркомхозом тов. Мар-
ков и начальник «Гражданстроя» тов. Нал-
батов тотчас же начали выполнять дирек-
тиву Аладина Степаныча.

Но легко было лжиннам «Тысячи и одной
ночи» доставать дефицитный нефрит и дру-
гие стройматериалы для сказочного дворца.
Ведь, кроме колдовства, ничего не ну-

Примечательна и портретная живопись
той поры. Перов и Крамской создали це-
лую галлерею видных русских людей,
неподкупно честных, прямодушных, нрав-
ственно сильных.

Векоре выдвигаются живописцы, кото-
рые и до сих пор пользуются наибольшей
любовью и известностью среди широких
масс: Репин и Суриков.

Художник огромного живописного тем-
перамента, Репин с молодых лет неустан-
но стремился запечатлеть в живописи все,
что занимало и волновало его время:
здесь и подневольный труд бурла-
ков-богатырей, и картины революционной
борьбы в России, и трагедия Грозного, и
беззаботно-веселый разгул запорожцев, и
портреты всех его выдающихся современ-
ников. Во всем этом отразились мироощу-
щение и идейная борьба русских людеи
конца ХХ в. Русекая история в ее тра-
тическом величии, ее праздничной яр-
кости глядит на нае с холотов Сури-
кова. Его главный герой—народ, место
действия— площадь, его стихия народ-
ные движения, главные средотва—вели-
чавая композиция, сильный колорит.
Творчество Репина и Сурикова — это вер-
шина русского реализма второй полови-
ны ХХ в.

Рядом с Репиным и Суриковым вы-
ступает целое поколение  художников-
реалистов. Среди них и Ге, и Васнецов,
и Нестеров, и Верещагин, и многие
другие. В своих холстах `Тевитан впер-
вые передал «лицо русской природы», ее
радостно-грустную улыбку.

*

На рубеже ХХ в. в русской живописи
все сильнее заметна потребность  пере-
стройки художественного языка,  иска-
ния новых живописных средств. Теперь
по прошествии десятилетий ясно, что мо-

лодое ‘поколение не только ставило но-
я

вые задачи, но И развивало, углуоляло

достижения своих «отцов». Недаром

один из представителей этого молодого
искусства Серов был любимейшим учени-
ком Репина. В своих портретах Серов
сумел сочетать почти пугающую прони-

В  цательноеть и заостренность характери-

стик с той ласкающей глаз красочной
нарядностью, которой он завоевал себе
такие широкие симпатии. Его сверстник
Врубель, художник болезненно-чуткий,
искренний, страстный в поисках боль-

ИНИИЗИАНИТОВАЕАТТНТАНАЮ

Аладин Степаныч

15 мая. (По телефону).

жно было. Нынче на одном колдовстве
далеко не уедешь. В городских планах Ор-
ска не’были предусмотрены ни денежные
суммы, ни строительные материалы для воз-
ведения председателева особняка.

Орский Аладин вышел из положения с
поистине сказочной легкостью. Он отдал
приказ «переключить» средства и материа-
лы, ассигнованные для ремонта нового две-
надцатиквартирного дома по улице Лассаля,
на благоустройство собственного особняка.
В течение ‘трех месяцев все строительные
организации города были только и заняты
домом председателя. На новую «землянку»
было израсходовано около шестидесяти ты-
сяч рублей и все материалы, выделенные
для ремонта дома по улице Лассаля. Боль-
шой дом, населенный трудящимися, по при-
хоти отца города пришел в полный упа-
док — обвалились потолки, вышло из строя
центральное отопление, лопнули канализа-
ционные трубы.

Зато гнездышко председателя исполкома
горсовета приняло поистине сказочные
очертания.

Но не следует думать, что деловая энер-
гия тов. Сафонова развивалась только по
одной линии. Нет, орский градоправи-
тель продемонстрировал свою  многогран-
ность. Все пошивочные мастерские города
были загружены заказами председателя.
Тов. Сафонов любит разнообразие в одеж-
ne. Ho B отношении к платежам он отли-
чается странным однообразием: он не люз
бит платить по счетам. Точно так же He лю-
бит он отдавать деньги за продукты, по-
ставляемые ему на редкость услужливыми
джиннами из торгующих организаций. Од-
ним словом, председатель исполкома Орско-
го горсовета с железной неумолимостью
реализует свой лозунг насчет превращения
жизни в сказку.

Но то, что на языке сказок называется
скатертью-самобранкой, на скучном язы-
ке будней именуется самоснабжением и
злоупотреблением.

Зато особнячок, говорят, получился на-
славу. Нехватает только фонтана и мра-
морного бассейна с живыми  русалками.
Впрочем, фонтан можно будет «переклю-
чить» из бань, поскольку они все равно не
действуют. А вместо русалок смогут пла-
вать в бассейне завгоркомхозом и началь-
ник «Гражданстроя». Правда, хвосты у них
не рыбьи, как положено настоящим поря-
дочным русалкам. Но бить хвостом перед
начальством они, видать, большие мастера.

Братья ТУР.

шой монументальной живописи, бился
над лермонтовской темой  томящегося
тоской, но жаждущего красоты, крыла-
того, скорбного «Демона».

Группа художников «Мира искусства»
заново открывает прелесть ХУШ в.,
вдохновляетея им и добивается особен-
ных успехов в книжной графике и в ис-
кусетве театрально-декорационном.

Октябрьская революция вдлохнула но-
вую жизнь в русское искусство. Она
открыла художникам новые пути EH с03-
данию искусства глубочайшей народной
правды, она сделала художника активным
участником строительства социалистиче-
ского общества. Вее лучшие традиции
русского искусства нашли себе приложе-
ние на новом этапе его развития. Недаром
многие мастера-реалисты дореволюциов-
ной России заняли видное место в моло-
дом советском искусстве. Нестеров во-
шел в советское искусство своими пре-
восходными портретами. Андреев, автор
памятника Гоголю, завоевал себе место
серией портретов Ленина. В холетах и
статуях крупнейших советских мастеров
отразилась вся наша жизнь за истекшую
четверть века: здесь и картины граждан-
ской войны, и гигантский под’ем инду-
стриализации, и мощные  города-ново-
стройки, и мирный колхозный труд, и в
последних произведениях события Вели-
кой Отечественной войны, борьба парти-
зан, судьба городов-героев — Ленингра-
да и Сталинграда.

Советские художники добились значи-
тельных успехов в усовершенствовании
своего мастерства. Скульптура, которая до
революции ‘занимала у нас довольно
скромное место, может гордиться в наши
дни крупными дестижениями. Coser
ская графика стоит на особенно высо-
ком уровне.

*

Открытие Третьяковской raazepen
приходится на время, когда вся налта
страна торжествует завоеванную в упор-
ной борьбе Победу. Теперь, когда после
четырехлетней разлуки мы снова видим
возвращенные в столицу наши  худо-
жественные сокровища, они нам особен-
но дороги и милы.

Открытие Третьяковской галлереи —
большой праздник русского искусства,
М. АЛПАТОВ.