ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ыыы ЖЖ ЖЖ ЖЖ АЖ ЖЖЖрпЖпЖЖЖЖпппЖоЖпЖЖппппппппп SS

Американские комментаторы требуют

сурового наказания фашистов

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Значи-
тельная часть радиокомментаторов и мно-
гие газеты резко протестуют против ока-
зываемых некоторыми американскими сфи-
церами военных почестей захваченным на-
цистским офицерам, а также критикуют
американских военных корреспондентов,
которые получают и публикуют провока-
ционные интервью и заявления попавших
в плен видных гитлеровцев.

10 мая палата представителей аплодиро-
вала предложению члена конгресса демо-
крата Флуд (от штата Пенсильвания), ко-
торый требовал предания Геринга воен-
ному трибуналу «от имени мертвых и за-
моренных голодом по приказу Геринга
европейцев и от имени населения разру-
шенных городов Роттердама и Амстер-
дама». : ;

Коррёспондент газеты «П. М.» Лернер зз-
являет, что жертвы Освенцима, Бухенваль-
да, Варшавы ‘и Роттердама протестуют про-
тив того, чтобы американские офицеры по-
‘жимали руки, обедали и. вели любезные раз-
говоры с убийцей Герингом:

Газета «Вашингтон пост» также заклей-
мила Геринга не только как убийцу, но и
как вора, заслуживающего скорейшего суда
за свои ужасные преступления. По словам
газеты, «военный этикет может: потребовать
пожимания рук и т. д., но это заставит боль-
шинство американцев почувствовать злово-
ние. Это оскорбление для почитаемых нами
мертвых».

Газета: «Инкуайрер» (издается в Фила-
дельфии) предупреждает, что безнаказан-
ность бандита Геринга поошрит других на-
цистских убийц попытаться избежать ответ-
ственности посредством заявления, что они
якобы не были согласны с программой Гит-

лера. «Вообразите Гиммлера туманистом, —
пишет газета,—вообразите Геринга ренега-
том нацизма, Задержка опасна, так как вре-
мя, прошедшее до того, как будет затянута
петля вокруг шеи Геринга. Гиммлера и
других, ослабляет союзников и способствует
появлению новых германских головорезов».
Газета «Сан» (издается в Балтиморе), за-
являет, что наказание таких явных преступ-
ников, как Геринг, не вызывает затрудне-
ний. Газета предупреждает, что Шахт и дру-
гие, которые искусно отравляли отношения
между нациями, заранее готовились к тому,
чтобы избежать ‘ответственности, и ожидали
тех, кто взял их в плен «в предназначен-
ных им комфортабельных концентрационных
лагерях и замках, будучи якобы арестованы
нацистами». Газета призывает «соткать плот-
ную сетку, чтобы выловить этих людей».

Как отмечает радиокомментатор Кингдон,
мягкое обращение с Герингом создает угро-
зу того, что правосудие, возможно, начнет
относиться мягко к Германии, таким образом
повторяя ошибку 1918 года и подвергая де-
тей опасности новой мировой войны. Кинг-
дсн заявлял, что описывать Геринга, как
«смешного», а не развращенного, злобного,
ужасающего человека, который безжалостно.
проливал кровь людей, является оскорбле-
нием для жертв Геринга... Радиокомментатор
Сингизер также прелостерегал против того,
чтобы рассматривать Геринга, как «смеш-
ного», а не как опасного человека, подобно-
го ядовитой змее.

Радиокомментатор Стил считает, что аме-
риканские генералы допускают ошибку, об-
ращаясь с членами германского верховного
командования как с лицами военной. профес-
сии, заслуживающими определенных поче-
стей, а не как с головорезами, ворами и про-
фессиональными убийцами. :

Суд над предателями в Афинах

АФИНЫ, 14 мая. (ТАСС).
процессе марионеточных «премьеров» Гре-
ции Раллиса, Чолакоглу и других глав-
ных сотрудников немецких оккупантов в
Греции выступил с обвинительной речью
прокурор Пападакис. Он подчеркнул, что
наказание предателей является высшим
долгом по отношению к нации и величай-
шей национальной необходимостью. «Не
может быть милосердия, — сказал он, —
к людям, поставившим свои личные инте-
ресы выше общественных. Во время окку-
пации ‘народ был уверен, что лица, пре-
давшие его во время его величественного
сопротивления захватчикам, будут после
освобождения страны немедленно и беспо-
шадно наказаны. Однако прошло уже
6 месяцев, а чистка еше не проведена».

Чтобы показать лино врага, которому
служили Раллис и его окружение, про-
курор зачитал статистические данные о
зверствах оккупантов ‘и причиненных ими
разрушениях. Он указал, что оккупанты
расстреляли 10 тыс. человек. ’разрупгили
70 тысяч домов, уничтожили 883 селения.
«И после всего этого, — сказал ‹проку-
pop, — подсудимые призывали’ народ быть
благодарным захватчикам».

Прокурор отметил, что все экономиче-
ские договоры, заключенные лично марио-
неточными правителями с оккупантами,
имели пелью придать «законную форму»
грабежу,  проводившемуся ‘оккупантами.
Так называемые «охранные батальоны»

Процесс военных преступников в`Румынии ©

БУХАРЕСТ, 14 мая. (ТАСС). Сегодня. в
здании народного трибунала начался первый
процесс преступников войны во главе с ге-
нералами Мачич, Трестиориану, Калотеску.

На суде председательствует член апелля-
ционного суда И. Забря. В состав членов
суда входят профессор К. Лапушняну (на-
пионал:царанист), рабочий Н. Василе (ком-
мунист), рабочий И. Пауна (социал-демо-
крат), Ж. Думбрава  (земледельческий

12. мая на Раллиса и’созданные им «органы безопас-

ности», существовавшие якобы для
«охраны порядка», на самом леле исполь-
зовались для преследования организаций
сопротивления и партизан. — ;

После подписания Раллисом и Тавула-
рисом («министр» внутренних делов «пра-
вительстве» Раллиса) позорного приказа
о передаче греческих полиции и жандар-
мерии в распоряжение немцев, последние
использовали эти силы под своим коман-
дованием для борьбы против греческих
патриотов.` «Охранные батальоны» воевали
на стороне немцев, и, следовательно, ска-
зал прокурор, возникает вопрос, были. ли
они греческой или вражеской силой.
«Ответственность за все убийства и все
бесчинства, солеянные  батальонами, ло-
жится на тех, кто их создал».

В заключение прокурор указал, что ви-
новность Раллиса, Чолакоглу, Логофето-
пулоса и большинства других обвиняемых
в измене ‘родине, выразившейся в службе
врагу и пропаганде в его пользу, являет-
ся доказанной.

Касаясь речи прокурора, газета «Элеф-
тери Эллада» пишет, что в атмосфере
восхваления предательства и предателей,
царящей на суде, наконец, раздался голос
нации. : ;

Началось слушание речей защиты. Один
из защитников, между прочим, заявил, что
«если бы король был сейчас в Греции,
то обвиняемые давно были бы оправданы».

конфедерация труда), С. Низулеску (союз
патриотов), Г. Ионеску (национал-либерал),
секретарь суда Войтикович.

Обвинение поддерживают главный обше-
ственный обвинитель А. Буначиу и обше-
ственный обвинитель Д. Сараку.

Почти всё утреннее заседание было посвя-
шено чтению обвинительного акта.

В конце заседания суд приступил к до-
просу главного обвиняемого Мачича.

фронт), рабочий К. Тиулеску (генеральная

Газета «Таймс» о заявлении гитлеровского
фельдмаршала Буша

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). 12 мая гер-
манский фельдмаршал Эрнст фон Буш
выступил по Фленсбургскому радио с за-
явлением о том, что он «по приказу гросс-
адмирала Леница и с согласия английских
оккупационных властей» взял. на себя кон-
троль над районами Шлезвиг-Гольштейна,

оккупированными войсками Монтгомери. В:

связи с этим
шет:

«Таймс» пи-
согласно за-

обозреватель
«В районах, которые,

явлению Буша, находятся под его контро-
лем, действует только один закон — за-
кон англичан. Действуя ‘таким путем, Де-
ниц и Буш уже сейчас пытаются устано-
вить режим, с которым союзники должны
булут иметь дело. Однако ни одному из
них нельзя доверять. Многие настаивают
на том, что их следует поставить на свое
место».

Победа Человека

рр ЖЖ ЖЖ ЖЖ ЖЖ ЖЖ ЖЖ СОЖ пт

Поздравления
Советскому Союзу
по случаю победы

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). На имя посла
СССР в Лондоне продолжают поступать
от многих лиц поздравления по случаю
победы. Председатель Общества медицин-
ской помощи России в Элизабетвиле (Бель-
гийское `Конго) Капитт прислал следую-
щую телеграмму: «Слава, благодарность и
восхищение храбрым солдатам Красной
Армий и_мужественному советскому наро-
ду за славную победу над нацистскими за-
хватчиками, достигнутую в интересах без-
опасности мнровой цивилизации и человече-
ства». \ ы

Председатель митинга,  созванного в
честь победы в JlapHake (Кипр), пишет:
«Народ, празднующий сегодня  побзду

союзников над гитлеровской Германией,
шлет горячие поздравления Вашему прави-
тельству и народу».

На Конференции
Об’единенных наций
в Сан-Франциско к:

САН-ФРАНЦИСКО, 14 мая. (Спецкор
ТАСС). Различные комитеты конференции
сегодня продолжали’ работу по сформули-
рованию устава международной организа-

ции. Ввиду того; что значительная часть
этой работы в настоящее время проходит
техническую стадию, Сан-Франциско про-
должают покидать главы делегаций. Вчера
из Сан-Франциско выехали Иден и Эттли,

сегодня уезжает канадский премьер-министр
Кинг. 1

Прибытие в Хельсинки советской
делегации в смешанной
советско-финляндской — комиссии
по демаркации границы в районе
Петсамо (Печенга)

ХЕЛЬСИНКИ, 13 мая. (ТАСС). Сегодня
в Хельсинки прибыла советская делега-
ция в смешанной советско-финляндской ко-
миссии по демаркации границы между
СССР и Финляндией на участке области
Петсамо (Печенга) в составе председателя
делегации советника Александрова А. М. и
членов делегации полковника Красковеи
М. А., полковника Паша П. С. и подпол-
ковника Некрасова И. М.

На вокзале советская’ делегация была
встречена помощниками политического со-
ветника СКК в Финляндии тт. Маевским и
Рыбаковым и членами финляндской деле-
гации в смешанной комиссии полковником
К. Сомерто и ‘доктором П. Калая. _

Обнаружение крупных коллекций
ценностей, награбленных
гитлеровцами

НЬЮ-ЙОРК, 15 мая. (ТАСС). По сооб-
шению корреспондента агентства. Юнай-
тед пресс при 7-й американской армии,
офицеры этой армии обнаружили четыре
крупных коллекции произведений искус-
ства, которые. гитлеровцы ‘украли в. Со*
ветском Союзе и в других местах. Одна
из коллекций была обнаружена в. длин-
ном тоннеле, проходяшем в Австрийских
Альпах, другая — в одном из баварских
замков. Третья коллекция была обнару-
жена. в монастыре близ Меммингена (в
Баварии). Она содержала множество. цен:
ностей, похишенных в Киевском музее. . В
Баварии обнаружены 300  художествен-
ных произведений, похищенных в Совет-
ском Союзе и Франции.

`Гитлеровская пропаганда
в Португалии

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение своего лисса-
бонского корреспондента о немецкой про-
паганде в Португалии. Корреспондент пи-
шет, что в День Победы в Лиссабоне вы-
шел номер иллюстрированного журнала,
субсидировавшегося немцами, «Эсфера».
Этот номер был напечатан до Дня Победы
в Европе, но вышел в продажу только сей-
час. Номер посвящен Гитлеру и Муссоли-
ни, которые всячески восхваляются и пре-
возносятся. На последней странице поме-
щен снимок собора святой Ядвиги с
надписью: «Берлин всегда останется столи-
цей Германии».

все же’ весь мир видит в нашем народе

освободителя. Дело не в том, что у нас
много земли — земля велика; дело в том,

Первые итоги

муниципальных выборов во Франции

но коммунистической и социалистической
партиями, «Фрон насиональ» и другими орга-
низациями сопротивления и радикал-социа-
листами. В результате выборов в 1935 году

ПАРИЖ, 15 мая. (ТАСС).` 13 мая во
Франции состоялся второй Typ MYHHILH-
пальных выборов. (Во втором туре, соглас-
но существующей во Франции выборной
системе, баллотируются кандидаты или
списки кандидатов, не получившие в пер-
вом туре хотя бы на один голос более по-
ловины всех голосов, поданных в данном
избирательном округе. Во втором туре ло-
статочно простого большинства голосов для
того, чтобы быть избранным). Ныне во вто-
ром туре баллотировалась примерно поло-
вина кандидатов, не. получивших абсолют-
ного большинства в первом туре голосо-
вания, состоявшемся 29 апреля.

Как сообщили вчера во французском ми-
нистерстве внутренних дел, предваритель-
ные итоги второго тура муниципальных
выборов в 20 тысячах коммун (из общего
числа в 38 тысяч) свидетельствуют O
победе антифашистских списков, включаю-
щих кандидатов, выставленных совместно
коммунистической и социалистической‘ пар-
тиями, организациями сопротивления и в
ряде пунктов — партией радикал-социа-
листов. :

Особенно значительна победа
тов коммунистической партии, а также
выступавших общим списком кандидатов
коммунистической и социалистической пар-
тий в департаменте Сены, т.-е. в париж-
ских предместьях. В 60 из 80 общин де-
партамента Сены избраны кандидаты, бал-
лотировавшиеся по общим спискам, в кото-
рых преобладают коммунисты; в 9 общи-
нах победили обшие списки; в кото-
рых преобладают, кандидаты социалисти-
ческой партии; только в 2. общинах про-
шли кандидаты правых партий, а в осталь-
ных — кандидаты, выставленные совмест-

кандила-

‚ Польская газета
о пленуме Крайовой Рады

Народовой
ВАРШАВА, . 14 мая. (ТАСС). Газета
«Глос люду» в передовой статье, озаглав-
ленной «Крайова Рада Народова — парла-

мент народа», отмечает огромное значение
последнего пленарного заседания Рады.
Теперь, пишет газета у Польши опять
есть свой сейм. У польского народа: опять
есть свой парламент, . контролирующий
деятельность правительства. Острые пре-
ния, происходившие на заседании Рады по
некоторым вопросам, как, например, по
вопросу о восстановлении Варшавы, о дея-
тельности органов безопасности и другим,
доказывают, что в Крайовой Раде Народо-
вой существуют различные взгляды на по-
литические и общественные. задачи.” Об’е-
динение демократических партий, на кото-
рое опирается временное правительство,
является соглашением „партий, имеющих
различные` программы, иногда даже .различ-
ное мировоззрение, но всех их об’елиняет
общая цель, выражающаяся в основной
линии развития Польской республики: глу-
бокая демократизация страны, дружба с
Советским Союзом и неумолимая борьба с
эмигрантской реакцией.

Решение о включении.
итальянских партизан.
в регулярные войска.

bead 2

РИМ, 13 мая. (ТАСС). Итальянским сове-
том министров сразу же после приезда из
Милана генерала Кадорна и других руково-
дителей партизанских отрядов Севера было
принято решение о немедленном широком и
органическом слиянии регулярных полицей-
ских сил с элементами, действовавшими в
партизанских отрядах. «Это, —говорится в ре-
шении,—является самой верной гарантией и
опорой обновления демократических органи-
заций. Это слияние не носит переходного
характера, так как правительство считает его
одной из мер, направленных ко включению
новых сил, испытанных в национальной ос-
вободительной борьбе, во все организации
и жизнь государства.

Будет произведено органическое включе-
ние в регулярную армию партизанских сил
н военных кадров, действовавших в составе
«Корпуса добровольцев свободы» и дока-
завших свою способность, доблесть и лю-
бовь к родине в национальной освободи-
тельной борьбе.

Будут выделены финансовые средства для
мероприятий по обеспечению всем мобилизо-
ванным партизанам немедленной помощи и
необходимой поддержки для приобщения
добровольцев свободы к’плодотворной дея-
тельности и к национальной гражданской
жизни».

ВИЛИСЬ
мали тяжелые бруски и,

ли по своему составу

‘ даёт агентство Рейтер, штаб об’единенного

на работу; женщины поды-
оставшись без
мужей, в селах. кормили фронт; и четы-

СРЕДА, 16 МАЯ 1945 г. № 113 (8723)
—_ п 6о68<858——д—_—_ш

Фр А

х .

Красной Армией освобожден
6. Командующий Военными
Силами Норвегии
генерал О. Рюге

второго тура

По пути на родину в Москву прибыл
норвежский генерал Рюге, 6. Командую-
щий Военными Силами Норвегии. Tene-
рая Pwre был освобожден Красной
Армией из германского концентрациов-
ного лагеря, куда он был заключен вви-
ду отказа дать подлиску о том, что он

в упомянутых 80 муниципалитетах 34 бы-
крайне правыми,
27—коммунистическими, 9 — социалистиче-
скими, 2 дориотистскими, 2—радикал-со-
циалистскими и т, д. ”

В Лионе избрано 16 кандидатов радикал-
кандидатов МЛН («Движе-

и е будет бороться против оккупацион-
ние национального освобождения»), 7 ком- и Вх к Воревеви
мунистов, 5 кандидатов Всеобщей конфе-   НЫХ uk
дерации труда (ВКТ), 4 кандидата «Фрон (ТАСС).

насиональ», 4 —народно-республиканского
движения, 3 — республиканской Ффедера-
ции, 3 — «Альянс демократик». В 1935 г.
в Лионе было избрано 35 радикал-социали-
стов, 8 социалистов, 14 представителей
крайне-правых партий.

В Тулоне избрано 9 социалистов, 6 ком-
мунистов, 4 кандидата МЛН, 3 — ВКТ,
3 — «Фрон насиональ», 3 — Союза француз-

—_—_o——_

К пребыванию в СССР
д-ра Х. Джонеона
Находящийся в настоящее время в

СССР настоятель Кентерберийского с0бо-
ра, председатель 0б’единённого комитета

ских женщин и 3 радикал-социалиста. ПОНИ, Советскому Союзу доктор

В Лиможе победил список кандидатов,   -y Джонсон посетил Государственную
выставленных компартией, «Фрон насио- Th С a галлерею Центральный
наль», а также Союзом французских жен- ретьяковскую рею, нтральный

институт переливания крови, Дом ребен-
ка, детский сад в Советском районе и
ясли в Сталинском районе г. Москвы.

9 мая д-р Джонсон был принят Па-
риархом всея Руси Алексием и имел с ним
беседу. Патриарх преподнес Х. Джонеону
в дар напереный крест © украшениями.
После беседы Х. Джонсон присутствовал
на торжественном  молебствии в честь
победы в Патриаршем Богоявленском со-
боре.

12 мая Х. Джонсон был принят Заме-
стителем Наркома Здравоохранения СССР
и председателем исполкома Советского
Красного Креста и Красного Похумесяца
С. А. Колесниковым, с которым имел про-
должительную беседу о принципах и 9}:
ганизации советского здравоохранения.

Х. Джонсон присутетвовал на спектак-
лях «Жизель» и «Лебединое 03еро» в Го-
сударственном Академическом Большом
театре СССР и посетил Центральный ку-
кольный театр, где смотрел спектакль
«Тампа Аладина».

Д-ра Х. Джонсона
ближайший помощник по 06б’единенному
комитету помощи Советскому Союзу, пре-
полаватель Оксфордского университета
г-н А. Дай.

щин.

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Парижа, что результа-
ты второго тура муниципальных выборов
во Франции в общем подтверждают успех
антифашистских списков. Этот успех очеви-
ден как в Париже, так и в провинции.

Другая характерная черта голосования,
говопится в сообщении агентства, заклю-
чается в том, что все кандидаты, которые
полозревались в стремлении поддержать
Петэна, потерпели. поражение.

Решение бельгийского короля
Леопольда не возвращаться
в Бельгию

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Как  сооб-
щает дипломатический обозреватель агент-
ства Рейтер, бельгийский король „Лео-
польд (который, как известно, в период ок-
купации Бельгии был вывезен немцами в
Австрию и после своего освобождения
союзниками прибыл в Зальцбург) решил не
возвращаться пока вследствие болезни в
Бельгию и поручить своему брату—принцу
Шарлю продолжать выполнять функции
регента. Обозреватель отмечает, что, «хотя
бельгийские власти официально опровергли
сообщение о том, что болезнь короля яко-
бы является дипломатической, не прихо-
длится сомневаться в том, что его возвра-
щение в Брюссель сейчас явилось бы толч-
ком к возникновению дискуссий по всей
проблеме монархии, что могло бы только
привести к расколу и в без того сложной
политической обстановке».

Возвращение багажа
гражданам, вернувшимся
из эвакуации и плена

Покидая в первые месяцы войны районы,
которым угрожало нашествие немецко - фа-
шистских захватчиков, многие граждане сда-
вали свои домашние вещи в багаж. Из-за
военных действий железные дороги не всег-
да имели возможность доставить багаж к
месту назначения. Наркомат путей сообще-
ния выделил на ряде дорог специальные ба.
зы долгосрочного хранения багажа эвакун-
рованных.

Как идет возврашение этого багажа ею
собственникам-—гражданам, вернувшимся вз
эвакуации или освобожденным из немец.
кого плена? Заместитель начальника Цент-
рального пассажирского управления НКПС

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Как пере-
командования вооружёнными силами союз-
ников в юго-западной части Тихого океана
сообщает, что на острове Минданао аме-
риканские войска заняли аэродром Дель
Монте. ый
ВАШИНГТОН, 15 мая. (ТАСС). Штаб
тихоскеанского флота США сообщает, что
13 мая около 35 японских самолётов под-

вергли бомбардировке американские суда

сопровождает его

тов. Т. А. Пронин сообщи отрудник
у побережья острова Окинава. Сбито т р и ООН
25 японских самолётов. 14 мая несколько i
японских самолётов сбросили бомбы на  ~~ На базы долгосрочного хранения зо

побережье Окинава, не причинив при этом
никакого ущерба. у
Английские самолеты, базирующиеся на
авианосцы, совершили налет на японские
аэродромы на острове Мияко (0-ва Рюкю).
Военное министерство США сообщает,
что во время налета 14 мая на Нагоя аме-
риканские «Летающие крепости» добились
отличных результатов. Американская авиа-
ция потеряла только два бомбардировщика.

тысяч сундуков, корзин, чемоданов, тюков,
велосипедов, швейных машин и т. д, Боль:
шая часть этого багажа была отправлена пря
эвакуации с соблюдением всех железноло-
рожных правил перевозки; на багаже име
лись надписи с фамилией отправителя и по-
лучателя, а также сопроводительные доку“
менты. Однако часть багажа была отправле-
на без соблюдения всех формальностей.

По мере освобождения Красной Армией
территории Советского Союза и возвращения
на родину эвакуированных и находившихся
в плену граждан, мы приступили К выявле-
нию владельцев оставшегося на базах 6а-
гажа. Начальники баз разослали десятки ты*
сяч извещений. Благодаря этому многие из
владельцев были установлены. В настоя:
щее время около тридцати тысяч мест воз-
вращено собственникам. Сейчас на базах ос-
тались веши, не имеющие соответствующих
документов. Базам дано распоряжение про-
должать розыск владельцев. В своих заяв-
лениях о розыске багажа граждане долж:
ны привести сведения о характере сданных
ими вешей и, если это возможно, указать
номер багажной квитанции.

Отставка Дональда Нельсона

ВАШИНГТОН,
Дом об’явил, что
отставку личного

15 мая. (ТАСС). Белый
президент Трумэн принял
представителя президента
при иностранных правительствах Дональда
Нельсона. Белый Дом заявил, что Трумэн
обратился к помощнику Нельсона Эдвину
А. Локку младшему с просьбой продолжать
работу в миссии в Китае, которая была
создана Нельсоном.

кой. На нашей стороне было то человече-
ское дерзание, которое древние выразили
в легенде о Прометее: мы несли факел

SS SE I TE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Сквозь слезы счастья израненная земля
улыбается весне. Улыбается человек. Он

что много, очень много могил на совет-

на, и в Брюсселе перед древней рату-  ЧТ®. _
ской земле; на этой земле был дан вели-

шей, — повсюду люди празднуют побе-

ре года люди не хотели думать © другом,

века, его-то мы отетояли от тьмы.
как о победе. И если спросит чужестра-

Победила коалиция свободных Hapo-

Издатель: ПРЕЗИДИУМ

й зе ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
был на крае гибели. Не будем пре- ду. Народы Европы узнали всю меру го- Кии бой врагу, и нев Африке и не на дру- нец, как смог наш народ вынести такое,   лов. Впереди шел наш народ, И В ЭТОМ   ники ип
уменьшать пережитую опасность: враг ря, всю глубину унижения, Они жили без Гом месте дрогнул колосс германской ар-  мы ответим; не в <крови» суть, не в порука, что. победа не останется только

был очень силен, ожесточенно сра- воздуха и без света. И правильно сказал МИИ, & на маленьком отрезке земли — у колдовстве, есть об’яснение — у нас   событием военной истории, что в Европе  „РОЛЬШОЙй TEATP — 16/У «Бахчисарайский

фонтан». Нач. в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 16/\ «Pr
голетто». Нач. в 71.30 веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 16/\
Нач. в 1.30 Bex.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 16/\ «Стакан
воды». Нач. в 7.30 веч.

МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — 16/\

Сталинграда. Дело не в том, что нае мно-
го--на свете много людей; тяжбу между
правдой и ложью решила не арифметика;
дело в природе советского человека.

У статуи Самофракийской победы. нет
лица: оно погибло; и лицо заменяют дви-
жение тела, крылья. У нашей победы

жалея, и сдался он только тогда, когда
не мог не сдаться. Если мы победили та-
кого врага, если прошли от Волги до Эль-
бы, то не потому, что нам было легко
итти. Нет, мы прошли потому, что правда
сильнее лжи.

Представитель германского командова-

один норвежец: «Мне радостно и больно
глядеть на солнце, потому что я вышел
из могилы»...

Хуже могилы был «новый порядок»
Гитлера. Может быть, наши внуки удивят-
ся, прочитав об этих страшных- годах.
Они спросят: правда ли, что миллионы

много народов и один народ, называем
мы его советским, В этом разгадка. Он
победил потому, что был движим высо-
кими чувствами, любовью к правде, по-
тому, что зверства гитлеровцев глубоко
возмутили его совесть, потому, что Чело-
век не мог вытерпеть подобного попрания

восторжествуют начала свободы и брал-
ства Еели бы наша победа была лишь
победой одного из государств, ей бы так
не радовались другие народы. А когда пе-
редают по радио манифестации в Пари-
же; в Лондоне, в Нью-Йорке, я все время
слышу слово: «Сталин! Сталин!» Поче-

«Инженер Сергеев»,

«Послед

ния на вопрос, согласен ли он капитули-  людей были вырваны из земли, как де- есть лицо; это лицо простое ‘и едухотво-   человеческого достоинотва, му же лондонские студенты, парижекие    #® дни Пушкин)», Нач. в 7.30 веч.
роваль, ответил: «Да». Он ответил «да»   ревья, а другие миллионы убиты, правда  ренное, живое, человеческое лицо: Tor,  Мы выиграли войну потому, что мы рабочие или клерки “Нью-Йорка гра-  ФИЛИАЛ МХАТ --16/У  «Дядюшкин com.
8 мая 1945 года... Несколько иначе он  ли, что палачи отбирали людей иного кто хочет понять, как люди нобедили  ненавидели захватническую войну и хо-   Дуются, что победил Сталин? Они видят в

думал в 1941 или 1942 году. Последний   происхождения и душили их газами,  фашизм, должен разглядеть лицо на- тели уничтожить ее носителей, се вдох- В Этом спасение своих детей от новых а Tor ee ae
разговор произошел в Берлине, уже по-  правда ли, что существовало государство,   шей победы. 1945 год нельзя понять, новителей, ее приверженцев. Майданеков, от. новых «фау», от реван- тов oe esha hse 3
воренном Красной Армией: дело решило   где к человеку подходили, как к племен- не вспомнив 1941 год. Te черные  Мы поставили на колени гитлеровскую ша германской военщины, OT рецидива   горького, пер. м И ма
оружие. Много писали о ключах Берлина.   ному быку, что это государство поработи- дни были истоком нашего счастья. Германию, потому что мы были народом фашистского бешенства, от крови и слёз  шума из ничего». Нач. в 7.30 веч.

Мы ворвались в этот город без ключей. А  ло десять других государств, что сго уче- К тому времени Германия овладела  скромным и никого не хотели унижать страшного пятилетия. И я не знаю, что  ГОС. МООК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
может быть, был ключ у каждого из нас: ;

К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРО;
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул. И) У
«Дочь Анго». Нач. в 7.30 веч.

ные изобретали  усовершенствованные
способы умерщвления детей и стариков,
что пеплом сожженных девушек удобря-
ли огороды тюремщиков, а из волос му-
чениц изготовляли гамаки, из кожи уби-
тых делали переплеты и абажуры? Мы
не станем гадать, было ли это, мы‘ пом-
ним все, и даже, если хотели бы забыть,
не смогли,— ведь было это на нашей зем-
ле и с нашими близкими. Это было также
в других странах, и понятно, что вее на-
роды проклинают годы гнета, что все на-
роды благословляют наш народ.

Я не хочу преуменьшать роли наших
доблестных союзников, они с правом за-
няли свое место за столом победителей.
Мы знаем, как стойко вели себя жители
Лондона, как доблестно сражались солда-
ты Великобритании и в Ливии; и в Ита-
au, и в Голландии. Мы ценим силу и
смелость народа Америки. Мы помним, что
подлинная Франция не сложила оружия и  нисты вели по трое суток эшелоны без
что ее солдаты прошли от Бир-Хакейма  отдыха, потому, что фабочие, выгрузив
до Ульма. У нас были. боевые друзья. И)где-то на пустырях станки, тотчас стано- Илья ЭРЕНБУРГ.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗ ДАТ ЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская. плошадь, 5. Телефоны отделов редакции: Для - оправок — К 4-77-96; Фронта — К,5-68-59 и к 3239-70; Инфо рмационного — К 4-72-37; Экономического — K 3-58-35 u K 3-76-06; Ge 3 ences г 5-76-11;
Советекого строительства — К 3-08-17; Пропаганды — К 1-42-86; Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 3-91-08; Пнсем—К 3-75-; Художествечного — К 5-36-53. Издательство — К 5-25-20, К 4-75-06. Приём об явлений в Москве KB. 74 38 Ра ть aa eee
п =14-55, етинтраде — 36-78.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова. Пушкинская площадь,

многими странами, обратила многие на-
‘роды в рабство, и мощная, хорошо во-
оруженная, тщательно подготовленная к
нападению, решила сокрушить Советский
Союз. Мы победили потому, что выстоя-
ли; мы победили потому, что немцы дви-
гались на восток, завязая в трупах своих
однополчан, потому, что боец шел с «бу-
тылкой» против танка, девушка, жертвуя
молодой своей жизнью. поджигала воев-
ный склад, десять артиллеристов задер-
живали на день армию противника, ра-
неные не уходили с поля боя, пехотинцы,
когда кончались патроны, били прикладом,
прикрывали собой амбразуру. дотов, лет-
чики таранихи врага, & радисты переда-
вали: «огонь на меня». Мы победили по-
тому, что народ жил одним; той победой,
которая теперь стала поцелуями, надре-
занным хлебом. огнями в окнах и огня-
ми глаз. Мы победили потому, что малши-

показательнее — радость народов или
дрожь мадридского палача Франко, кото-
рый видит, что пепел Герники стал
пеплом Берлина и что пигмеям фаптизма
не устоять после крушения фаптистекого
колосса.

Начинается новый день мира. Нелегким
он будет: слишком много горя пережито.
Могилы зарастут травой, но в сердцах
останется зияние: не забыть погибших.
Трудно будет отстроить города, юношам
трудно будет наверстать потерянное. И
все же какое это радостное утро! Ведь
спасено главное: право дыигать не по фа-
шистской указке, право не склонять го-
лову перед «высшей расой», право быть
человеком; спасено кровью, потом, отва-
roi советекого народа. Отгремел послед-
ний выстрел. В непривычной тишине
можно услышать, как летит жаворонок,
как дышит ребенок... И сквозь слёзы
улыбается земля — победе Человека.

покорять и умалять. Боец прошел от Кав-
каза до Берлина и вошел в Берлин, потому
что он верил в книгу, & не в «фау»; и учи-
тель из Пензы, который теперь комен-
дант одного из саксонских городов, не кри-
чал, что Пушкин— это хорошо, а Гете— это
плохо, он гордился тем, что Пушкин лю-
бил Гете. Скромность и справедливость
оказались сильнее спеси. Когда мы увиде-
ли на нашей земле захватчиков, мы были
одни. Англичане тогда еще были у себя на
острове, Америка тогда еще не вступала в
  бой, Франция была повержена. А у Гер-
мании в те дни было очень много «союз-
ников». Эти «союзники» потом хорошо
рассчитались с немецкими фашистами —
в Софии ив Милане, в Братиславе, в
Загребе. Мы победили, потому что наш
Союз——это действительно союз народов, и
нет в нашей стране людей высшей или
низшей расы. И мы разбили изумитель-
ную военную машину Германии, потому
что машина без человека— это лом и толь-
ко лом: нельзя заменить сознание техни-!

большая любовь и большая ненависть. Мы
поняли, что должны притти в Берлин
давно, — когда увидели первого ребенка,
убитого фашистами. Мы знали, что гитле-
ровская Германия сдастся, когда у нее не
будет больше выбора, и мы решили ли-
пить ее выбора. Мы решили это в тот са-
мый час; когда усльшнали заносчивые кри-
ки захватчиков, которые клялись стереть
с лица земли Россию. Медленно шагает
справедливость, извилисты, порой непо-
нятны ее пути. Но настал час, и справед-
ливость восторжествовала.

В эфире носятся песни, возгласы ра-
дости и слово <овобода» на сорока язы-
ках, В нашей славной Москве, в Тон-
лоне. у Трафальгар - вквер,. в Пари-
же на Елисейских полях, в Нью-
Иорёе ив милой Праге на Вацлавском
наместьи, и в израненной, но живой Вар-
шаве, и в воскресшем Загребе, и в Милане,
который показал свою душу, достойно
наказав «луче», и в Оело у статуи Ибее-

МОСК. ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК
Ежедневно 2? представления.
БОЛЬШАЯ ЦИРКОВАЯ ПРОГРАММА,
Начало в 3 ч. дня и в 7.30 pew.

СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО:
НА ЭКРАНАХ КИНОТЕАТРОВ:
Метрополь, Колизей, Родина, Авангард

демонстрируется
новый документальный фильм

«ПОБЕДА НА’ПРАВОБЕРЕЖНОЙ
УКРАИНЕ И ИЗГНАНИЕ НЕМЕЦКИХ
ЗАХВАТЧИКОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ
УКРАИНСКИХ СОВЕТСКИХ ЗЕМЕЛЬ»

SOT PHipsmteeepEr — cand, деят. искусств
овженко засл. m4 публики
Ю. Солнцева. ; ie A:
`Онимали двадцать операторов.

Производство Центральной ордена Красного
Знамени студии документальных фильмов

и Украинской студии кинохроники
(1945 г.)

a=
=
=
.
=
=
=
=
=
=

тининониниыюа

и

Б 12966.

SNe a ОВЕН ЕВЕ ООН
$

5.

1941—42 гг. поступило несколько десятков

Эт
Ka
Г
pA
aa
ТИ
пр
ЦИ

El

(Tal
(TH
CO
ЧИ
Td
HO]

ae st me =