ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Дорогой наш: отец и учитель, родной
Иосиф Виссарионович!

В день празднования 25-й годовщины
установления Советской власти в Азер-
байджане наши мысли и взоры, наше пер-
вое слово привета, наши безграничная
любовь и благодарность обращены к Вам,
любимый вождь и учитель.

Мы счастливы, что 25-ю годовщину
байлжане отмечаем в дни величайшей
елавы советского оружия, в дни истори-
ческих побед могучей советской Ролины
над немецко-фашиетскими захватчиками,
в дни, когда Врасная Армия, выполняя
Ванг приказ, водрузила знамя победы над
мрачной цитаделью немецкого империа-
лизма — Берлином. :

Bee свободолюбивые народы воздают
славу героической Красной Армии и вели-
кому полководну гениальному Сталину,
славу нашей великой Советской стране—
стране-освободительнице, спасшей чело-
веческую культуру и цивилизацию и

освободившей мир от угрозы фашистеко-
го порабощения.

25 лет тому назад осуществилиеь са-
мые сокровенные мечты азербайджанско-
го народа, мечты о свободе и независи-
мости родной земли, во имя которых
издревле шли на муки и жертвы лучшие
сыны и дочери Азербайджана.

В веках прославит азербайджанский
народ исторические дни апреля 1920 го-
да, возвестившие начало новой эры в
жизни нашего народа, эры его националь-
ного возрождения и социалистического
процветания.

Немало страданий перенес азербайд-
жанский народ, прежде чем осуществил
свои вековые надежды. ШЩедро полита
кровью народной древняя азербайджан-
ская земля. И не раз в Азербайджан,
стоящий на скрещении больших истори-
ческих дорог, устремлялиеь полчища чу-
кеземных захватчиков, разорявших и уг-
нетавших страну, обращавших в прах
цветущие. города и селения.

Неисчислимы были богатства нашей
лревней земли, но не народ был хозяи-
ном на ней. Чужеземные поработители—
арабские халифы, персидские шахи, от-

томанские паши, царские сатрапы и
«свои». угнетатели — беки, ханы, неф-
тяные магнаты -— отнимали у народа

плоды его тяжкого труда.

Зажженный природой, не затухал веч-
ный огонь в Сураханах, но беспросветно
темна была жизнь рабочего. Необозримы-
ми коврами расстилались луга, благоуха-
ли сады, но горькой оставалась доля
крестьянина. Выдающиеея поэты и мыс-
лители нашего народа Низами, Насими,
Физули, Вагиф, Мирза Фатали Ахундов
создавали неувядаемые образцы искусот-
ва и литературы, но сокровищница нашей
национальной культуры была закрыта
для широких народных масе.

Й только Великая Октябрьская социа-
листическая революция, только Советская
власть и великая партия Ленина —
Сталина сделали азербайджанский народ
подлинным хозяином своей земли и всех
ее богатств, вернули ‘ему сокровища его
национальной культуры, вернули ему его
историческую славу.

Хозяйственным и культурным раецве-
том своей родной республики, возрожде-
нием Haile древней культуры и всем,
что есть дорогого у каждого из нас, что
составляет сегодня нашу народную гор-
дость и национальную славу, мы обязаны
рохной Советской власти, великой боль-
шевистской партии, бессмертному Ленину
и Вам, дорогой товарищ Сталин.

И в тяжкие минуты исторических ис-
пытаний, и в радостные часы побед наши
мысли и’ взоры, наши мечты и надежды
всегда обращены к Вам, родной Иосиф
Виссарионович.

Еще на заре нынешнего столетия в
Вашем лице, товарищ Сталин, азербайд-
жанский народ нашел своего учителя,
вождя и родного отца.

Вы, дорогой Иосиф Виссарионович,
осветили нашу жизнь великими идеями
социализма. Вы были провозвестником
грядущего освобождения нашего народа,
сплачивали первые когорты борцов за на-
родное дело и вели их к победе.

Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, на-
учили нас. ценить силу братства и друж-
бы народов и. отстаивать свои человече-
ские права.

Создавая вместе с бессмертным Лени-
ным партию нового типа, партию боль-
шевиков, Вы первый подняли в Закав-
казье яркий светоч ленинекого учения.
Зы были основоположником, вдохновите-
лем и руководителем большевистской ор-

} вершенно

СССР

ОТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА

ганизации Азербайджана. Вы превратили
рабочий Баку в несокрушимую крепость
ленинизма, в подлинную большевистскую
цитадель. р

Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы ©
величайшей заботой и вниманием, с ве-
личайшей нежностью бережем в нашей
памяти, в наших ‘научных инетитутах и
музеях следы Вашего пребывания и Ва-
шей деятельности в столице нашей рес-
публики — Баку. Мы гордимся тем, что
Вы считаете себя «старым бакинцем».

Улицы и дома Баку, каждый камень
налиего города — свидетели революцион-
ных боев, в которых трудящиеся массы
выступали под Вашим непосредственным
руководством, товарищ Сталин.

Здесь в период подполья работали
Ваши славные ученики и последователи
Тадо Кецховели, Степан Шаумян, Алеша
Джаларидзе, Мешади  Азизбеков, Ваня
Фиолетов, Амираслан, Бала Ами Дада-
шев, Мамед Яров, Буниат Сардаров, Петр
Монтин и другие. Здесь отдал свою жизнь
3a освобождение народа Ваш питомец. —
пламенный Ханлар Сафаралиев. °

`Вдесь подняли знамя Советекой власти

незабвенные 26 комиссаров, своей
кровью заплативигие за счастье Азер-
байджана.

Здесь жили, работали и руководили

борьбой трудящихся Азербайджана Ваши
боевые друзья и соратники — Серго
Орджоникидзе, Сергей Миронович Ёи-
ров, Лаврентий Павлович Берия, Анаетас
Иванович Микоян.

В тяжелой кровавой борьбе в годы
гражданекой войны бакинский пролета-
риат отстаивал родную Советскую
власть. И в этой борьбе мы всегда чув-
ствовали Вашу помощь и поддержку.
Вместе с бессмертным Лениным Вы, то-
вариш Сталин, руководили большевика-
ми Азербайджана в их непримиримой
борьбе с муссаватской, дашнакской, эее-
ро-меньшевистской и иной контрреволю-
цией, с иностранными — интервентами,
протянувшими лапы к неисчислимым б9-
гатетвам нашей земли.

Никогда азербайджанский народ не
забудет, что в самые тяжелые дни для
Советской России Вы посылали верных
людей, оружие и продовольствие в Баку.
И эта поддержка вливала новые силы в
наши ряды для борьбы с внутренней
контрреволюцией и с полчищами герма-
но-турецких интервентов. В этой борьбе
нас вдохновляло сознание правоты сво-
его дела, сознание того, что мы не оди-
ноки, что за нами могучая поддержка ве-
ликого русекого народа, что вместе с на-
ми за евободу и независимость сражаются
все братские народы нашей страны.

В тяжелые минуты нашей борьбы мы
вдохновлялиеь Вашим пламенным  при-
зывом, обращенным к трудящимся
мусульманам России и Востока:

«Устраивайте свою национальную
жизнь свободно и беспрепятственно.

Вы имеете право на это. Знайте, что

ваши права, как и права всех народов

России, охраняются всей мощью рево-

люции и ее органов, советов фабочих,

солдатеких и крестьянских депутатов».

Эти слова вливали в нас силу и окры-
ляли надеждой, ибо впервые за многие
годы исторического существования ¢
азербайджанским народом говорили, как
с полноправным и суверенным народом,
и призывали его к свободному устройст-
ву своей национальной жизни и государ-
ственности.

И вот уже 25 лет, как благодаря нпобе-
де Советской власти азербайджанский
народ, осуществляя Ваш призыв, свобод-
но и беспрепятственно устраивает свою
национальную жизнь.

Четверть века — небольшой сроЕ в
многовековой истории народов, но за
этот короткий срок наша республика
проделала путь, на который в других
условиях нехватило бы и сотен лет:

Советский строй, мудрая  ленинско-
сталинская национальная политика со-
преобразили наш родной
Азербайджан. Былая отсталая окраина
царской России превратилась в цвету-
щую страну, в форпост передовой социа-
листической культуры на Востоке. Во
всех областях жизни — экономической,
политической, культурной — наш народ
с братской помощью великого русского
народа достиг подлинно исторических
побед.

Молодой Советской власти достались в
наследство разрушенное народное хозяй-
ство; разоренная нефтяная промышлен-
ность. В ноябре 1920 года, посетив Ба-
ку, Вы лично дали директиву о развитии

Великому вожОою народов това

нефтяной промышленности. Вы и Ваши
ученики и соратники товарищи Орджо-
никидзе, Киров и Берия стояли у колы-
бели технической реконструкции нефтя-
ной промышленности, осуществленной со
свойственным Вам размахом и широтой
замыслов.

Наши заводы и промысла ныне осна-
щены самой передовой техникой. и явля-
ются гордостью могучей советской ин-
дустрии. За годы Советской власти в 3%
раза возросла добыча нефти, в 47 раз
больше стали вырабатывать бензина, в
18 раз. увеличилась выработка электро-
энергии в республике, нефтяниками раз-
бурены миллионы метров нефтяных пло-
щадей, открыто 20 новых богатейших
месторождений. Лес новых вышек вырос
на Апшероне, и новые мощные промысла
возникли рядом с хорошо знакомыми
Вам Балаханами, Сураханами и Биби-
Эйбатом. З }

Одна из крупнейших побед ленинеко-
сталинской национальной политики —
это создание промышленных очагов в
районах Азербайджана. Баку уже не
единственный индустриальный город в
Азербайджане. Сотни корпусов новых
заводов и фабрик с первокласеной 9-
временной техникой обогатили второй
промышленный центр республики — Ки-
ровабад, районные и областные ‘центры.
Выросли новые промышленные города:
Нуха, Нахичевань, Степанакерт, Орду-
бад, Куба, Хачмае, Евлах, Ленкорань,
Закаталы и другие.

Лишь при викай власти Азербай-
джан мог превратиться в передовую ин-
дустриальную республику. Азербайджан-
ская промышленность, помимо  нефтя-
ной, за годы Советской власти выросла
в 19 раз. Созданы многие новые отрасли
промышленности. 95 процентов всей про-
мышленной продукции Азербайджан по-
лучает сейчас со своих новых и заново
реконструируемых предприятий.

За годы Советской власти проложены
сотни километров железных и тысячи
километров первоклассных шоссейных
дорог, возведены прекрасные и благо-
устроенные рабочие поселки, построены
клубы и дворцы культуры, разбиты те-
нистые парки и сады. .

Многотысячная армия рабочих Азер-
байджана приносит за все это Вам свою
благодарность, товарищ Сталин.

Могучая индустрия Советекого Союза
направила в сельское хозяйство Азер-
байджана огромное количество новейших
сельскохозяйственных машин и орудий.
Тысячи тракторов и сотни комбайнов
бороздят земли Азербайджана. Сооруже-
ны мощные каналы, преобразившие бы-
лые безводные степи. Обильными урожа-
ями заколосились наши поля, возвращен-
ные их истинному владельцу— народу. За
годы Советской власти валовая продук-
ция сельского хозяйства увеличилась в
два раза, обеспечив благосостояние и
зажиточную жизнь крестьянину.

Азербайджанское крестьянство; гордое
своими успехами и победами колхозного
строя, приносит за это горячую  благо-
дарность Вам, товарищ Сталин.

Советская власть открыла перед азер-
байджанским народом необозримые  го-
ризонты культуры. Выдающихся успехов
добилея Азербайджан в области народно-
го просвещения. В школах республики
ныне обучается более 500 тысяч уча-
щихся, в то время как в 1914 году их
насчитывалось лишь 73 тысячи, а в чер-
ные годы муссаватекого господства чиело
их снизилось до 58 тысяч. Страна, rye
97 процентов населения было безграмот-
ным, становится теперь страной еплош-
ной грамотности и передовой культуры.

`До революции у нас не было ни одной
высшей школы, ни одного научно-иееле-
довательского учреждения. Теперь в
республике 14 высших учебных заведе-
ний, университет, более 60 научно-ис-
следовательских учреждений, десятки
техникумов, сотни клубов, изб-читален,
кинотеатров. О том, до каких вершин
поднялась культура в нашей республи-
ке, как велики достижения наших науч-
ных кадров, говорит исторический акт
создания Академии Наук Азербайджана.

Гордостью нашей является новая,
советская интеллигенция Азербайджана.
Из среды азербайджанского народа выш-
ла плеяда талантливых ученых, высоко-
одаренных поэтов, композиторов, архи-
текторов, тысячи врачей, инженеров,
учителей, агрономов.

Велики успехи азербайджанского ис-
кусства. Наряду с прекрасными произве-
дениями народного творчества, молодо-

лью и жизнью дышат произведения на-
ших композиторов, писателей и худож-
ников. Азербайджан, где национальный
театр был лишен какой бы то ни было
государственной ‘поддержки, где не было
музыкальных учебных заведений, теперь
имеет ‘оперу, снискавшую веесоюзное при-
знание, филармонию, консерваторию, де-
сятки драматических театров, государ-

‚ственных музыкальных коллективов, аН-

самблей. Достижения нашего искусства —
свидетельство многообразной духовной
жизни народа.

Азербайджанская интеллигенция, вы-
ралщенная заботами партии и Советской
власти и полная преданности народу, при-
носит Вам сердечную благодарность, то-
‘зарищ Сталин.

Революция раскрепостила нашу. жен-
щину, сняла с ее лица чадру, которой она
была окутана веками. Азербайджанка
стала активным строителем нашего 60-
циалистического общества) Ее можно ви-
деть на посту государственного деятеля,
руководителя предприятия, и в буровой,
и на кафедре вуза, и с хирургическим
ножом у операционного стола, и на ка-
питанском мостике корабля, и за штур-
валом самолета. Впервые в истории Во-
стока женщина получила действительно
равные права с мужчиной,

\Щенщины Советского Азербайджана с
величайшей признательностью и любовью
приносят Вам свою благодарноеть, това-
рищ Сталин.

За время Советской власти неизмери-
мо вырос жизненный уровень трудящих-
ся Азербайджана. Одним из ‘ярких вы-
ражений жизненного процветания наше-
го народа является то, что за годы Co-
ветекой власти на 25 процентов снизи-
лась смертность населения, в полтора
раза увеличилась рождаемость и в 4 раза
увеличился общий прирост населения на-
шей республики.

Наши социалистические завоевания,
наши великие демократические права за-
креплены в золотой книге Сталинской
Конституции.

Могучая индустрия Советского Азор-

байджана, его цветущее, вооруженное
передовой техникой социалистическое
сельское хозяйство, его замечательные

литература, наука и искусство особенно
ярко выглядят на фоне промышленного
застоя и культурной отеталости. зарубеж-
ных стран Востока, оставшихся на том
уровне развития, который азербайджан-
ский народ давно уже оставил позади.

Вот почему наши единокровные братья
за рубежом, чья участь продолжает оста-
ваться горькой и тяжелой, ¢ таким вос-
хищением взирают на наше величествен-
ное движение вперед, с таким вниманием
и интересом присматриваются к нашей
жизни, с такой теплотой и любовью встре-
чают представителей интеллигенции Co-
ветского Азербайджана и с такой благо-

‘дарностью воспринимают многообразную

помощь,  оказываемую › им . Советским
Союзом. Не avs 56 в
Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы

празднуем 25-летие нашей республики в
дни, когда героическая Красная Армия
разгромила немецкий фашизм. т

В рядах доблестной Красной Армии,
плечом к плечу с воинами братеких со-
ветских республик, во главес великим
русским народом, сражаются и сыны
азербайджанского народа. Среди них есть
отважные соколы-летчики, грозные ар-
тиллериеты и танкисты, бесстрашные
саперы, неутомимые пехотинцы.

Воины Советского Азербайджана вос-
кресили героические традиции и приумно-
жили воинскую славу свободолюбивого
азербайджанского народа, славу его пред-
Ков — доблестного полководца Джаван-
шира, громившего иноземных захватчи-
ков, мужественного Бабека, более 20 лет
державшего в страхе могущественную
араоскую империю. Но с особой силой на
полях сражений сказались та боевая за-
калка, та большевистская твердость, тот
советский патриотизм, которые в течение
многих десятилетий Вы, товарищ Сталин,
воспитывали в нашем народе.

Более 20 тысяч азербайджанцев на-
граждены на фронтах Отечественной
войны боевыми орденами и медалями.
60 сынов нашей республики. удостоены
высокого звания Героя Советского Сою-
за. Среди них люди. всех профессий,
всех слоев народа — доблестный коман-
л р генерал-майор танковых войск Ази
Асланов, бакинский рабочий Мехти Ку-

лиев, колхозник Мелик Mareppamos,
учитель Шамсулла Алиев, работник
искусства Кулиев и многие другие.

Вечным почетом будут окружены они,

ау

из поколения в поколение будут пере-

‘даваться имена этих доблестных ^ сынов

Азербайджана. i

Сегодня наши сыны  победоноено
идут по проклятой немецкой земле, во-
друзив знамя победы в Берлине. А ведь
было время, когда дикие фашистские
орды докатились до предгорий Кавказа,
когда священной земле наших предков,
самой жизни и свободе нашей угрожала
смертельная опасность. В этот грозныя
чае Вы прислали одного из своих заме-
чательных ‘учеников и соратников Лав-
рентия Павловича Берия, который, 06у-
ществляя Ваши указания, организовал
могучий отпор вражеским ордам. Ваши
мудрые указания воодушевляли нае в
борьбе, влили силу в нашу оборону и
привели нас к победе.

Примите же, родной Иовиф Bucca-
рионович, в радостный день нашего на-
ционального праздника горячую благо-
‘дарноеть азербайджанского народа, спа-
сенного Вами от немецко-фалтистекого
рабства. И пусть эти строки будут вы-
ражением нашей величайшей благодар-
ности Красной Армии, нашей беззаветной
любви к Вам, великому и непобедимому
полководцу, любви, которая вечно будет
жить в сердце азербайджанского народа.

Счастливая судьба Советского социали-
стического Азербайджана, его развитие
й могучий расцвет являются свидетель-
ством непобедимой силы ленинско-сталин-
ской национальной политики. Еще в те
годы, когда реакционные силы разжигали
межнациональную вражду, стремясь пре-
вратить наши города и села в арену бра-
тоубийственной резни, Вы, товарищ
Сталин, высоко подняли знамя пролетар-
ского интернационализма в Закавказье,
где в живой практике революционной
борьбы выковывалась дружба народов.

В годы Советской власти еще более
окрепла наша кровная дружба с народами
Грузии и Армении, с которыми нас свя-
зывает общность исторических судеб и с
которыми мы на протяжении многих лет,

следуя Вашим указаниям, совместно
строили свою экономику, культуру и свою
государственность.

Воспитанный “Ha заложенных Вами
славных традициях, азербайджанский на-
род самоотверженно, с пламенным стрем-
лением к победе, трудится в тылу, помо-
гая родной Красной Армии. Около
4-х лет длится героическая вахта бакин-

‘ная героическая работа нашей инженер-

ских нефтяников. Заправленные бакин-
ским бензином, наши самолеты и танки
крушили и крушат ненавистного врага,
совершают свои ‘изумительные многоки-
лометровые рейды в глубь фашиетекого
логова. За время войны напги` нефтепере-
гонные заводы стали давать втрое боль-
me высокооктанового бензина. Много де-
сятков эшелонов горючего отправлено
Ёрасной Армии сверх государственного
задания. -Баку стал могучим арсеналом
Ерасной Армии. ; у}
‚ И плодородная земля наша служит
фронту. НА широких просторах налих
полей, в садах и огородах республики от
зари до зари кипит работа. Женщины,
старики и колхозная молодежь, вее во-
одушевлены одним стремлением — тру-
дом своим приблизить нашу победу. В
тот период, когда земли Украины и
Северного Кавказа временно оказались
под немецкой пятой, Азербайджан на
десятки тысяч гектаров увеличил пло-
щадь под, зерновыми посевами. В тяже-
лые. дни войны мы не только сохранили
крупный и мелкий рогатый скот, выпол-
няя свои обязательства перед государ-
ством, перед Красной Армией, но и до-
бились увеличения поголовья скота в
колхозах на 1 миллион голов.

В горниле жестокой войны закали-
лась наша интеллигенция. Наука стала
в руках сражающегося народа могучим
оружием, умножающим наши силы и
приближающим разгром врага. Научные
исследования, изобретения, повседнев-

но-технической интеллигенции позволи-
ли с наибольшей полнотой использовать
природные ресурсы республики, мното-
кратно увеличить производственные воз-
можности предприятий. Врачи, учителя,
агрономы — каждый с радостью отдает
свои знания, силы и способности бла-
городному делу защиты Родины. Деяте-
ли культуры, искусства и литературы
Азербайджана весь свой талант поста-
вили на службу Великой Отечественной

ПИСЬМО ОБСУЖДЕНО

ЧЕТВЕРГ, 17 MAA. 1945 г. № 114 (8724)

TVA

воспитывая любовь к отчизне,,

войне,
ненависть в враху, вооружая’ народ с0-

знанием правоты своего ‘дела. настоя-
щее время в различных областях рабо-
тают у нас свыше 800 научных радот-
ников. Только за время войны 30 чело-
вев ‘успешно защитили докторские дис-
сертации и 185 человек получили уче-
ную степень. кандидатов наук.

Дорогой Иосиф ‚Виссарионович! ь

Этим своим письмом азербайджановии
народ хочет выразить безграничную при-
зналельность Вам, нашему вождю и учи-
телю, ‘нашему великому другу. Сегодня,
в торжественный день 25-летия нашей
республики, каждый ‘из нас © чуветвом
благоговения ставит свою подпись пюд.
этим письмом, дает священную клятву:
Всегда и во всех ‘случаях следовать Ва-
шим указаниям, жить, бороться и по0е-
ждать под знаменем Ленина-—Сталина,

Обещаем Вам, товарищ Сталин, что мы
будем еще сильнее ‘оберегать самое дра-
гоценное наше завоевание — сталинскую
дружбу советских народов, дружбу 60
старшим другом и братом — веливим
русским народом,

Мы гордимся тем, что еще нашими
мудрыми предками был заложен фунда-
мент дружбы русского и азербайджан-
ского народов. Вдохновенно воспевал до-
блесть и славу руеских богатырей великий _
Низами. Идейная дружба связывала имена
азербайджанского проеветителя Бакиха-
нова и бессмертного поэта русского народа
Пушкина, Грибоедова, декабриста Бесту-
жева. На пламенный революционный при-
зыв великих русских мыслителей-мате-`
риалистов Герцена и Чернышевского от-
кликнулея выдающийся просветитель
азербайджанского народа Мирза Фатали
Ахундов.

У славного и благородного русского
народа, давшего миру великого Ленина
и первым поднявшего победоносное зна-
мя Октябрьской Социалистической рево-
люции, училея азербайджанский народ
лучшим традициям революционной борь-.
бы. С помощью русского народа мы от-
стояли родную Советскую власть и нау-
чились строить. социалистическое 00-’
щество. Своими завоеваниями в области
науки, литературы и искусства Азербайд-
жан обязан благотворному влиянию мо-
гучей русской культуры,  неоценимые
сокровища которой открыты для всех
нас Советской властью.

Совместно с рувским народом, наро-.
дом творцом и зодчим, мы _возводим ве-
личественное здание коммунизма. Во
главе с русским народом наша единая,
сплоченная большевистской партией со-
ветская семья отстояла свои великие со-
циалистические завоевания от покуше-
ний всех врагов нашей Родины и разгро-
мила немецко-фашиетских захватчиков.
Вместе с русским народом, вместе со
всеми братскими советскими народами,
под Вашим гениальным ‘водитёльством,
товарищ Сталин, мы пойдем вперед, в
новым победам и процветанию нашей
могучей социалистической Родины.

Обещаем Вам, товарищ Сталин, ч-9 мы
всегда и во всем будем достойны слав-
ных сталинских традиций. Мы будем зор-
ко охранять свои исторические завоева-
ния, множить оборонную мощь нашего
социалистического государства, ни на
минуту не ослабим мы своих усилий и не
успокоимся до тех пор, пока враг не бу-
дет добит.

Ключи победы над темными силами
немецко-фашистекого варварства, судьба
грядущих человеческих поколений вру-
чены историей великой советской стра-
не. Непреоборимая сталинская воля, ста-
линский гений, выковавший несокруши-
мое могущество нашей Родины, ведет нас
вперед к новым. историческим горизон-
там. Огни великой победы радостно оза-.
ряют праздник 25-летия Азербайджан-
ской Советской Социалистической Рес-
публики.

Слава нашей могучей победоносной
Красной Армии! ;

Да цветет и крепнет нерушимая ста-
линская. дружба народов!

- Да живет и славится в веках наша мо-
гучая социалистическая Родина!

Да здравствует наша великая партия
Ленина— Сталина!

Фивите и здравствуйте долгие годы,
наш великий вождь и полководец, надеж-
да и слава народов, родной, любимый
Сталин!

НА ШИРОКИХ СОБРАНИЯХ РАБО-

ЧИХ И РАБОТНИЦ, КОЛХОЗНИКОВ И КОЛХОЗНИЦ, ИН-

ТЕЛЛИГЕНЦИИ И П

ОДПИСАНО 1.100.000 ТРУДЯЩИХСЯ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Моеква, Кремль

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

С величайшим
белорусский народ весть о победе слав-
ных советских армий, предводительствуе-
мых Вами в Великой Отечественной вой-
не, Разгром’ гитлеровской Германии, пол-
ная и безоговорочная ее капитуляция —
эта всемирно историческая” победа войдет
в века как апофеоз великой освободи-
тельной борьбы советского народа и тор-
жества нашего. правого дела. Эта победа
означает конец разбойничьим нашест-
виям на восток немецких милитаристов,
которые приносили нёисчислимые страда-
ния и бедствия белорусскому народу. На
протяжении последних трех десятилетий
белорусский народ трижды подвергался
разбойничьим набегам германских захват-
чиков. По Башему зову, дорогой товарищ
Сталин, в эту Великую Отечественную
войну белорусский народ поднялся на
священную битву против своих вековеч-
ных врагов — немецких поработителей.
Ни варварские разрушения городов, ни
массовое истребление мирного населения,
ни угон тысяч людей в немецкое рабство
не сломили волю свободолюбивого бело-

ликованием воспринял

Советского Союза,’ благодаря
усилиям героической Красной
белорусская земля была освобождена от

немецких захватчиков.

Дорогой товарищ Сталин!

Еще в начале войны Вы сказали: «На-
ше дело правое, победа будет за нами».
Ваши пророческие слова полностью сбы-
лись. Наша доблестная Красная Армия,
руководимая Вами, освободила вею co-
ветскую землю 07 немецко-фалтиетеких
захватчиков, водрузила знамя победы
над Берлином и вместе с армиями наших
воюзников разгромила фалистскую Гер-
манию и привела ее к полной и безого-
ворочной канитуляции. Эта победа озна-
чает торжество ленинско-сталинской иде-
ологии над реакционной человеконена-
вистнической идеологией фапизма. Ha-
чался мирный период’ развития.

На многочисленных собраниях и ми-
тингах в селах, городах, колхозах, в
учреждениях, ‘посвященных победе над
терманскими захватчиками, трудолюби-
вый белорусский народ дает Бам обеща-

народов

Председатель Президиума

Армии:

русского народа. Сотни тысяч белорус-
сов боролись в рядах Красной Армии и в
партизанских отрядах против немецких
захватчиков. При братской помощи всех

Председатель Совета

ние, товарищ Сталин, приложить все
старания и силы, чтобы в кратчайший
срок залечить нанесенные раны хозяй-
ству и культуре, с честью выполнить
задачи мирного строительства.

Благодаря выдающимся победам Крас-
ной Армии и помощи всех народов Co-
ветекого Союза, Советская Белоруссия
освобождена и восстановлена как госу-
даретво и заняла достойное место среди
свободолюбивых народов мира. Совет-
ская Белоруссия вместе с другими на-
циями призвана решать” сложнейшие
вопросы мира и безопасности,

В дни великой победы мы приносим
Вам, ‘другу, вождю и учителю, наши
поздравления и чувство горячей призна-
тельности и благодарности от: всего бело-
русского народа.

Да здравствует наша победа!

Да здравствует наша могучая Совет-
ская Родина!

Да здравствует победоносная Hpacnas
Армия!

Да здраветвует’ нап товарищ Сталин!

Верховного Совета Белорусской ССР
Н. НАТАЛЕВИЧ.

Народных Комиссаров Белорусской ССР
П. ПОНОМАРЕНКО.

Секретарь Центрального Комитета КП(б) Белоруссии Н. КИСЕЛЕВ.

Моеква, Кремль

Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза
товариини СГАЛИНУ

Маршалам, генералам, офицерам, сержантам,
бойцам победоносной Красной Армии

Доблестные маршалы, генералы, офи-
церы, сержанты и бойцы  победоносной
Красной Армии! ‚ ры

В светлый, радостный день победы
над гитлеровекой Германией белорусский
народ шлет Вам свой братский привет с
чувством глубокой любви и благодарнос-
ти за Ваш великий ратный подвиг..

Ваша величественная борьба с немец-
кими захватчиками, Ваша железная воля
в выполнении гениальных замыслов Вер-
‚ховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина,
Ваше мужество и стойкость в боях с
врагом предотвратили гибель человечест-

ва. Вы спасли священную свободу и
жизнь нашей великой Родины, Вы pas-
громили орды гитлеровских душегубов и
заставили фашистскую Германию капи-
тулировать перед мощью своего оружия
и оружия наших союзников.

Слава Вам на долгие века!

Врасная Армия вернула белорусскому”
созидательного’

народу счастье мирного

труда. Великие героические битвы за!
Белоруссию золотыми страницами вой-
дут в историю борьбы белорусского
народа. Имена прославленных полковод-
цев Красной Армии, руководивших бело-
русскими фронтами, любимы ‘и будут не-
забываемы в веках во всех поколениях
нашего народа.

Воины Красной Армии!

Белорусский народ в тоды фашист-
ской оккупации вел всенародную парти-
занскую борьбу с немецкими захватчика-
ми, помогая Красной Армии расшатывать
германскую военную. машину. Сотни“ты-
сяч сыновей и дочерей белорусского на-
рода сражались за победу в тылу врага и
на фронтах Отечественной войны и свои-
ми подвигами умножали боевую славу
Красной Армии.

Председатель Президиума

После освобождения Советской Бело-
руссии от немецких оккупантов белорус-
ский народ, движимый чувством глубо-
чайшей благодарности Врасной Армии
за свое освобождение, направил все свои
трудовые силы на помощь фронту, и сей-
чае, на праздник победы, белорусский на-
род пришел с сознанием выполненного
долга в Великой Отечественной войне.

Сегодня вместе со всеми народами (о-
ветского Союза, вместе с Вами, воины-
герои, трудящиеся Советской Белоруссии
празднуют победу, завоеванную кровью и
трудом нашего могущественного народа.

Слава Вам, герои-победители!

Слава гениальному полководцу, вели-
кому  Маршалу Победы товарищу
Сталину!

Н. НАТАЛЕВИЧ.

Председатель Совета Народных Комиссаров ‘Белорусской ССР
П. ПОНОМАРЕНКО.