м

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О НАГРАЖДЕНИИ СУДОСТР
ИМЕНИ К. ВОРОШИ

ОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА № 202
ЛОВА НАРКОМАТА

СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРДЕБОМ ЛЕНИНА

За успешное выполнение заданий Государственного Комитета

Обороны по строи-

тельству и ремонту боевых кораблей Военно-Морского Флота наградить зовод № 202

имени К. Ворошилова Народного комиссариата

орденом Ленина.

судостроительной промышленности

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. ©
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 2 июня 1945 года.

О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ
ЗНАМЕНИ ГОРЛОВСКОГО МАШ

ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА

ИМЕНИ С. М. КИРОВА НАРКОМАТА УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В связи с 50-летием и большими заслугами в деле развития шахтного машинострое-
ния наградить Горловский завод имени С. М. Кирова орденом Трудового Красного

Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета’ СССР: М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ
СУДОСТРОИТЕЛЬН

ИМЕНИ К. ВОРОШИЛОВА НА
СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

За успешное выполнение заданий Госу-
дарственного Комитета Обороны по ремон-
ту и строительству боевых кораблей Воён-
но-Морского Флота наградить: г

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Кузьмина Григория Филипповича —
слесаря.
. Лариошина Михаила Федоровича — зам.
главного инженера,
. Муленкова Александра Григорьевича —
парторга ЦК ВКП(б) завода.
. Ненадовского Алексея Федоровича
мастера.
Платошкина Прокофия Евстафьевича —
маляра.
. Полютина Абдулла Хасановича — сле-
саря.
. Рудяка Василия Павловича — директо-
ра завода.

wo

Sas. “gas ge oo

ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Антипова Инокентия Николаевича —
главного механика.
2. Бабенко Георгия Васильевича — глав-
ного- инженера.

И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ

ОГО ЗАВОДА № 202
РОДНОГО КОМИССАРИАТА
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3. Базарова Павла Павловича — мастера.
4. Балан Павла Дмитриевича— бригадира.
5. Баскова Владимира Кузьмича — токаря.
6. Байкова Владимира Михайловича —
токаря.
7. Бурдакова Александра Евдокимовича —
начальника цеха. .
8. Бутома Бориса Евстафьевича — бывш.
зам. главного инженера.
9. Вороного Гавриила Кузьмича — началь-
ника цеха. р
10. Гаврилова Дмитрия Яковлевича—брига-
дира.

. Ганчо Андрея Павловича — чеканщика.

12. Герасимова Владимира Петровича —
бригадира.   S

13. Давыдюк Савву Васильевича — ма-
crepa.

14. Дудорова Вячеслава Моисеевича — сек-

ретаря Ленинского райкома ВКП(б).
. Калиниченко Николая Степановича
начальника отдела.
. Клопотова Бориса Евгеньевича — бывш.
директора завода

(Продолжение следует).

[М сессия Верховного Совета
Молдавской ССР

КИШИНЕВ, 2 июня. (По телегр, от
соб, корр.). Состоялась Г  сессия Вер-
ховного Совета Молдавской ССР. Пред-
седатель Верховного Совета республики
тов. Сологор, открывая первое заседание,
поздравил депутатов с великой победой
над фашистской Германвей. Сессия по-
чтила вотаванием память героев, павших
в боях за свободу и независимость нашей
родины,

Утвердив порядок дня сессии, депутаты
с исключительным  пед’ёмом послали
приветствие вождю народов Маршалу Co-

ветского Союза товарищу Сталину.

С докладом о государственном бюд-
жете Молдавской ССР на 1945 год и 0б
исполнении бюджета за 1944 год выступил
заместитель народного комиссара финан-
сов республики тов. Диордица.

— Государственный бюджет на 1945
год, представленный Совнаркомом Мол-
давской ССР на ваше рассмотрение, —
говорит докладчик, — предусматривает
значительные ассигнования на восста-
новление разрушенного оккупантами хо-
зяйства, на возобновление деятельности
всех существовавших до войны социаль-
но-культурных учреждений. Доходная
часть государственного бюджета респуб-
лики за 1945 год определена в сумме
555 миллионов рублей. Расходная часть
госбюджета составляет 545 миллионов
рублей.

Больше сорока процентов ассигнований

бюджета на финансирование промышлен-
ности вкладывается в ведущую по рес-
публике отрасль — пищевую  промыш-
ленность. По сельскому хозяйству оенов-
ная сумма’ капиталовложений предусмот-
рена на восстановление оросительной се-
ти и сооружений Карагашекой водной
системы. Из расходов на  социально-
культурные мероприятия 169 млн. руб-
лей предназначаются на просвещение,
97 млн. рублей — на здравоохранение.

Затем Верховный Совет заслушал с0-
доклад бюджетной комиссии — депутата
Крайнего. В прениях приняли участие 24
депутата. Бюджет получил единодушное
одобрение и с некоторыми поправками
был единогласно утвержден. На послед-
нем своем заседании Верховный Совет
утвердил членов Верховного Суда Мол-
давской ССР и Указы Президиума Вер-
ховного Совета республики, принятые в
период между третьей и четвертой сес-
cHAMH.

В адрес сессии была получена теле-
грамма из Берлина от бойцов, офицеров
и генералов соединения Героя Советского
Союза  генерал-полковника Берзарина,
освободившего от немецко-румынских
захватчиков столицу Молдавии — Киши-.
нев. Под восторженные аплодисменты бы-
ло принято ответное приветствие комен-
данту города Бетлина генерал-полков-
нику Берзарину. Сессия обратилась с
приветствиями к тов. Калинину и Map-
шалу Малиновскому.

В Ивановском доме младенца воспитывается около ста детей — сирот фронтовиков.

На снимке: дети на прогулке.

Фото М. Абрамова,

В долине Арарата

С каждым днем солнце ярче и горя-
Tee, все меньше становится снежная
шапка Арарата. Лето вступает в свои
права.

Шумит вода в оросительных каналах,
Люди Араратской долины ` поливают
хлопчатник и виноградник. Пылают гор-
ны и звенят молоты в колхозных KY3HH-
цах. где приводится в порядок убороч-
ный инвентарь. У веех одна забота —
добиться урожая, еще выше поднять
артельное хозяйство.

— У нас, — говорит председатель
колхоза в селе Apramar т. Бабаджа-
нян, — всегда любили и любят трудить-
ся. Но с такой страстью, как нынче, в
дни победы, наши колхозники никогда
еще не работали.

У т. Бабаджаняна есть все основания
гордиться своими односельчанами. Сре-
ди них нет ни одного равнодушного к

судьбе своего колхоза. Трудовые дни
каждого — напряженная борьба за уро-
жай.

В этом году, как и в прошлом, идет в
долине слава о звене Тамары Агасанян.
В прошлом году ее звено вырастило и
собрало на своем участке по 50 центне-
ров хлопка с гектара, перекрыв плано-
вое задание более чем в три раза.
нынче Тамара Агасанян и ее подруги
обязалиеь вырастить по 75 центнеров.

Когда Тамару спрашивают,  0си-
лит ли ее звено такой урожай, она не-
изменно отвечает:

— А разве есть предел плодородию
земли? Предела Her, но обращаться с
землею ‘надо умеючи...,

‚Ее \астерство действительно велико.
Она еге повышала из года в год, изу-
чая агротехнику культуры хлопчатни-
ка. делилась своими знаниями и опытом
с членами звена. В нынешнем году зве-
но закончило сев хлопчатника на двад-
цать пять дней раньше, чем в прошлом.
Отсеявшись, Тамара Агасанян по при-
меру зналного узбекского хлопкороба
Курбана Ата целую неделю не снимала

с себя фартука с семенами: там, где
не пробивались растения, она укладыва-
ла в землю новые семена. Любовный

уход за посевом увенчалея ровными и
пышными веходами,

Co звеном Тамары Агасанян сорев-
нуется, всячески стремясь его обогнать,
звено Варсеник Лалаян. Война отняла
у нее мужа, погибшего смертью храб-
рых. Пересилив горе, Варсеник Лалаян
вышла в поле и отдает все силы борьбе
за урожай хлопка.

Недавно ее участок осмотрел колхоз-
ный агроном Ованес Аветикян, Придир-
чивый и требовательный, он сказал:

— Хорошо посеяно, лучше, чем в
прошлые годы... ,

Alyan, то сдержу его...

Но с особенной горячностью сорев-
нуется за высокий урожай семидесяти-
летний садовод Акоп Ахназарян. В на-
чале войны ему был норучен небольшой
сад. забытый и заброшенный. Днем
ночью ухаживал старик за фруктовыми
деревьями и вдохнул жизнь в запущен-
ный сад. Урожайность его за годы вой-
ны учетверилась. В прошлом году Акоп
Ахназарян дал колхозу двести тыеяч руб-
лей чистого дохода.

Сейчас в этом саду уже обозначился
отличный урожай абрикосов, черешни,
алычи: ветви деревьев гнутся под тя-
жестью наливающихея соками плодов.
Старик бережно раздвигает ветви и
опытным глазом определяет:

— Сто пятьдесят пудов возьмем с
каждого дерева.

На груди старик держит письма от
сыновей — фронтовиков и орденоносцев.

— Горжусь, что мне выпало такое
счастье — быть отцом двух героев. Но
я не только горжусь — я и дело делаю,
потому что люблю своих детей. любаю
свой колхоз, люблю родину. Я дал ело-
BO — в одногектарном саду, который
мне поручен, собрать не меньше две-
надцати тонн фруктов. А раз я слово

Замечательные патриоты в Арташат-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУХАТОВ, ТРУДЯЩИХСЯ ВОР т ВОЕН Иа

Выполним наши обязанности

перед. инвал

Великая Отечественная война победо-
ноено закончена. Гитлеровская Гермалия
разбита. Но победа не далась даром, ве-
ликие жертвы принес наш народ в этой
войне. Тысячи воинов Красной. Армии
получили серьезные ранения и стали ин-
валидами, многие семьи потеряли своих
Кормильцев.

Забота о материально-бытовом обелу-
живании. инвалидов войны и их семеи
является делом большой государственной
важности.

Тов. В. М. Молотов в речи, произ-
несенной по радио в Сан-Франциско в
связи © безоговорочной капитуляцией

Германии, заявил: «Мы честно выполним‘

наши великие обязанности перед инвали-
дами войны, перед осиротевшими семья-
ми». Здесь выражена программа работы
всех советских организаций.

Главной задачей в обелуживании
инвалидов Отечественной войны является
их трудоустройство. Возвращение инва-
лида к трудовой деятельности, приено-
собление его к труду в основном. решает
вопрос о материально-бытовом положе-
нии инвалида. В области трудоустройства
инвалидов за годы войны многое сделано
органами социального обеспечения. Ё
труду возвращены почти все инвалиды
Ш группы (ограниченно годные) и боль-
ше половины инвалидов с тяжелыми де-
фектами (П труппа). По РСФСР на
каждую сотню инвалидов войны 81 че-
ловек уже работает.

Однако не все инвалиды могут немед-
ленно вернуться к труду. Немало и та-
ких, которые не в состоянии продолжать
работу по своей прежней квалификации
и обеспечить себе прежний заработок.
Вот почему важно He только трудо-
устроить инвалидов Отечественной вой-
ны, но и организовать постоянную мате-
риально-бытовую помощь им.

Одним из источников материально-бы-
тового обслуживания инвалидов войны и
их семей является их пенсионирование.
Советское государство расходует большие
средства на выплату пенсий. Только за
1944 год по РСФСР на пенсии всех
видов затрачено около четырех миллиар-
дов рублей. В 1945 году расходы на со-
циальное обеспечение значительно воз-
растут.

Задача органов социального обеспече-
ния состоит в том, чтобы не только
правильно назначать  пенсин, но и
своевременно производить выплату. Однг-
ко на практике в некоторых  раё>-
нах Пензенской, Иркутекой областей,
Башкирской АССР и др. еще имеют место
факты несвоевременного назначения, не-
правильного определения размеров пен-

идами войны

инвалидов войны. Речь идет прежде все-
го о своевременной и квалифицированной
  врачебной помощи, о снабжении медика-
  ментами, 00 охвате. диспанееризацией.
‚ Не менее важной работой местных С9-
ветов по материально-бытовому обелу-
живанию инвалидов является
менное и полное предоставление пола-
тающихся им по закону льгот (льготы по
геспоставкам и налогам, полная оплота
больничных листков ‘независимо от ста-
жа работы и др.). Для этого необходимо
систематически проверять правильность
предоставления им льгот, решительно
пресекая все случаи нарушения закона.

По указанию правительства органы
Наркомторга развернули в городах и
промышленных центрах сеть магазинов,
ларьков, столовых, обслуживающих ин-
валидов войны и их семьи. Государством
выделяются значительные фонды про-
мышленных товаров, которые распреде-
ляются среди нуждающихся инвалидов.
За прошлый год и первый квартал теку-
щего года отделы еоциального обеспече-
ния РСФСР получили и роздали инвали-
дам войны и их семьям 135 вагонов но-
сильных. вещей. Свыше 20 тыеяч инва-
лидов войны получили ‘путевки на ку-
рорты, в санатории и дома отдыха. На
оказание единовременных денежных по-
собий израсходовано более 31 миллиона
рублей.

Местные Советы депутатов трудящих-
ся могут и должны обеспечить инвалидам
Отечественной войны и их семьям допол-
нительные льготы и преимущества. Их
можно предоставить в виде первоочеред-
ного обслуживания банями, прачечными,
парикмахерскими, кинотеатрами, поши-
вочными и починочными мастерскими,
городским транспортом и прочим.
Большое значение в материально-бы-
товом обслуживании инвалидов Отече-
ственной войны имеют средства самого
населения. Заслуживает внимания прак-
тика месячников и декадников. В городе
Куйбышеве . проведение дзух декадников
дало в фонд помощи инвалидам два мил-
лиона рублей. В Ярославеком
районе (Ярославской области) за два
декадника в районный фонд помощи ин-
валидам было собрано шесть тонн хлеба,
20 тонн картофеля, 35 тыс. литров мо-
лока. Кроме этого, в момент проведения
декадника значительное количество хле-
ба, овощей и картофеля выдано инвали-
дам непосредственно в колхозах.
Серьезную роль в деле материальной по-
мощи инвалидам войны на селе играют
кассы общественной взаимопомощи . кол
хозников. Только за 1944 год этими
кассами выдано нуждающимея инвали-

ском колхозе имени Свердлова! Инициа-
тивные, настойчивые,  ревностные в
труде, они уверенно идут к победе, хо-
тя успехи даются им не легко: Арта-
шатекий колхоз подвержен весной за-
морозкам и градобитиям, а летом — ¢y-
ховею и ветрам. Но наперекор стихиям
колхоз с каждым годом растет и бога-
теет. ;

В помещении колхозного правления
под похвальной грамотой Наркомзема
СССР. и рядом с Красным переходящим
знаменем Наркомзема Армении висит
справка: в годы войны колхоз дал стра-
не и фронту. 5.350 тонн винограда и
фруктов, 960- тонн хлонка, 170 тонн
хлеба, 6 миллионов рублей деньгами,
много мяса, яиц, шерсти, овощей.
_Арташатцы дорожат своей репута-
цией, достижения их не. успокаивают.
Воодушевленные победой над врагом,
они с новой энергией борютея за рост
колхозного производства. Закончив ве-
сенний сев, арташатцы без передышки
переключились на прополку зерновых и
хлопка, на подготовку к уборке хлебов,
на обработку виноградных и фруктовых
садов, раскинувшихся на четырехстах
гектарах.

С. БУРЧИЯН,
соб. корр. «Известий»,

‘Село Арташат Камарлинского района.

сий. Нередко пенсии устанавливаются
единолично. работниками социального
обеспечения.

Исключительное значение в обслужи-
вании инвалидов войны имеет  своевре-
менное снабжение их протезами, удоб-
ными .и прочными.

К настоящему времени протезная про-
мышленность Наркемсобеса РСФСР зна-
чительно расширила выпуск протезов н
ортопедической обуви. Протезные заводы
и мастерские созданы во всех краях, обла-
стях и автономных республиках.

Следует 06060 отметить внимание, уде-
ляемое исполкомом Ленинградского = гор-
совета протезному заводу. Много внима-
ния протезному заводу уделяют областные
и городские организации гор. Молотова. Но
того же нельзя сказать о гор. Куйбыше-
ве. Здесь исполком областного Совета и
горисполком больше полугода не предо-
ставляли протезному заводу пригодного
помещения. В ряде мест протезные ма-
стерские не выполняют заказов в уста-
новленный срок. Многое еще надо’ сде-
лаль и для улучшения качества протезов.

Огромное значение имеет` правильная
постановка медицинского обслуживания

дам Отечественной войны и их семьям
сельскохозяйственных продуктов по це-
нам госпоставок на сумму более миллио-
на рублей. оказана денежная помощь в
размере шести миллионов рублей.
Необходимо в ближайшее время орга-
низовать кассы взаимопомощи во всех
колхозах, подвести под их работу креп-

кую материальную базу путем доброволь-

ных поступлений денежных средетв и
продуктов от колхозников, а также от-
числений из двухпроцентного фонда кол-
хозов в соответствии с уставом сель-

хозартели.

Серьезным недостатком в работе от-
делов социального обеспечения и других
организаций * является  уравнительный
подход к инвалидам. Зачастую за общи-
ми цифрами не видят отдельных инва-
лидов и их семей, попавших в тяжелое
положение. Такая практика порочна.
Внимательный индивидуальный подход, с
учетом запросов каждого инвалида ‘дол-
жен стать законом большой и благород-
ной заботы 00 инвалидах. Отечествен-
ной войны.

И. ПАДЕЖНОВ,
заместитель народного комиссара
социального обеспечения РСФСР.

‚Знамя возвращ

МИНСК, 2 июня. (По телеф. от соб.
корр.). В Минск из столицы Австрии —
Вены доставлено переходящее Красное
знамя Белорусского микробиологического
института, которое до войны вручалось
лучшему отделу института. Знамя найдено

ено институту

в отделении гестапо города Вены гвардии

старшиной С. И. Кузнецовым.
Гитлеровские мерзавцы разрушили. Мик-

робиологический институт и увезли знамя.

Теперь оно возвращенс по принадлежности.

Сорок рейсов

«Фабрициус» вошел в Северную бухту
и замедлил ход. Он очутился как бы в кра-
тере вулкана, Севастополь пылал, содро-
гался в усилиях обороны. Наши военные
корабли у Киленплощадки вели артилле-
рийскую дуэль с немецкими батареями,
Вапитан Григор, развернув транспорт
носом на выход, поставил его под ека-
лой у наливной пристани Клепиной бал-
ки. Все было наготове, все рассчитано по
минутам. Не успели подать концы, как
грузовые стрелы нависли над иричалом,
заранее застропленные десантные сходни
опустились на берег и команда присту-
пила к разгрузке.

Немцы били из пушек вдоль всей Ce-
верной бухты, держали под огнем при-
легающую к балке болотистую местность
ИЙнкерманской долины, обстреливали до-
рогу, по которой подвозились ‘боеприпа-
сы к северному фронту Севастопольской
обороны. В дело вступили наши батареи
Малахова кургана и заставили немцев
на время затихнуть. А разгрузка все
продолжалась: Матросы и привлеченные
им в помощь бойцы были в поту, едва
держались на ногах, но выстояли до кон-
ца, ло последней тяжелой клади, выне-
сенной из трюма на окровавленный сева-
стопохьский берег, И «Фабрициус» под
прикрытием скал Сухарной балки вышел
в район ожидания остальных судов ка-
равана. На борту его находилась тысяча
раненых героев Севастопольской оборо-
ны. Их вынесли с берега на плечах, под
отнем.

х

В новые и новые рейсы шел «Фаб-
рициус», отбивая атаки гитлеровских тор-
педоносцев и бомбардировщиков. Дваж-
ды под килем его в шипении надводного
буруна проходили торпеды. Надпалубные
строения сквозили дырами от осколков,
В составе экилажа были раненые. Ста-

* Окончание. См. «Известия» от_2 июня.

рый, изношенный транспорт имел поте-
ри, но упрямо продолжал бороздить на-
сыщенную минами гладь Черного моря.
Он оставался в строю, как солдат.

Как верный солдат, он принял участие
в десанте на Феодосию. Это было в кон-
це декабря 1941 года. Снежная пурга
бушевала над морем. Снасти обледенели.
Сотни бойцов мерзли на палубе. Судно,
не справляясь с зыбью. дрейфовало к
зонам опасности. В белой мгле не было
видно судов охраны. Лишь временами
сквозь редкие просветы мелькал силуэт
сторожевого катера, совершенно обледе-
невшего, как будто разбухшего. Чудом
держась на ногах, краснофлотцы катера
непрестанно скалывали лед с палубы и
орудийных стволов.

Главное — не опоздать к первому
броску. Разными путями отряды десанта
прорывались сквозь шторм к одной точ-
ке, к захваченной врагом Феодосии. У
входа в порт их подотерегали немецкие
магнитные мины. Полным ходом, чтоб
не снесло, «Фабрициус» проскользнул в
узкий проход между заграждениями. Бы-
ло совершенно темно. Ни одного огня.
Только далекие вспышки  орудийной
пальбы. Памятью моряка капитан Григор
вел транспорт к намеченному по дисло-
кации месту у элеватора и лишь в по-
следнюю минуту заметил во мгле, что
место у причала занято другим, потер-
певшим аварию. транспортом. Капитан
едва успел просигналить в машину «пол-
ный назад», чудом избежал столкнове-
ния и направил судно ко второму при-
чалу с внешней стороны Широкого мола.
Прямо с борта «Фабрициуса» вооружен-
ные автоматами бойцы бросились 110
сходням на берег — в бой! Экипаж
мгновенно приступил к разгрузке. Силь-
ный ветер сбивал людей с ног, С трудом
удалось снять обледенелые брезенты
трюмов. Матросы выкатывали на берег
зенитные пушки и счетверенные пуле-

меты. Ожидалея налет вражеской авиа-
ЦИИ.

Наступило утро. Разгрузка продолжа-
лась. В трюмах еще оставались ящики с
боезапасом, лошади ‘и продовольствие.
И тогда началось! Небо завыло мотора-
ми, Душераздирающий свист бомб про-
несся над морем и Феодосией. Переборки
«Фабрициуса» затрещази от взрывов.
Воздушные волны били по ветхому кор-
пусу, как тараны. Смерч угольной пыли,
земли, перемолотого бомбами камня хле-
стал по сходням и палубе. Но матросы
продолжали работать и только по коман-
де ложились возле лебедок. У четверто-
го трюма осколком оторвало правую ру-
ку у кочегара Грубова, зучшего комен-
дора. Когда его сносили на берег, он
приподнялея и левой здоровой рукой
махнул своему  капитаяу: «Прощайте!
Держитесь!» У правого кормового ору-
дия погиб комендор Белогорцев. Но раз-
грузка все продолжалась. Немецкие са-
молеты волнами шли на дымящийся
взрывами феодосийский берег.

На восьмом причале, перезалившись на
нос, тонул пароход «Краеногвардеец». С
другой стороны пирса боролся с аварией
пароход «Димитров»—бомба попала в
один из его трюмов. На причале рвались
в пылающих ящиках винтовочные патро-
ны. А разгрузка все продолжалась. При-
жимной ветер давил транспорт к причалу.
Катеров в порту не было. Сдав грузы, ка-
питан Григор стал отваливать, развернув
корпуе на шпринге. Стальные тросы он
приказал бросить. оставить только раети-
тельные и в крайнем случае— рубить их,
если никого не будет на берегу, чтобы
отдать концы в нужный момент. Бомбар-
дировка еще  неистовствовала, причал
опустел, но вдруг пораженные мо-
ряки` увидели, как на пристани по-
явилась маленькая человеческая фи-
rypka, она приближалась, — чело-
век торопился, бежал изо всех сил к
швартовой пушке, чтобы помочь кораблю
и енять в пушки канат. И он это сделал

— безвестный командир Врасной Армии,

один из героев десанта. В бомбовом смер-
че он помог советскому кораблю отва-
лить от опасного места. Моряки не- могут
забыть его до сих пор.

Капитану Григору удалось развернуть
транспорт в узком пространстве

ироким молом и зоной магнитных мин.
На борту транспорта стонали десятки ра-
неных. Хирург находился на пароходе
«Калинин». В бурном море пришлось пе-
редавать раненых с борта на борт, и, ко-
гда порывом ветра «Фабрициуе» слегка от-
несло, над водой повие радист Кузенков с
раненым на руках. Он мог удержать рав-
новесие, только освободив руки от своей
ноши, но, шатаясь, продолжал держать
раненого на’ вытянутых, напряженных ру-
ках, пока раненого не подхватили, а сам
радист Кузенков сорвался в ледяную, ки-
пящую взрывами воду. Но тогда другие
бросились на помощь товарищу и спас-
ли его— слава верным в бою!

*

История старого сухогрузного транс-
порта подходит к концу. «Фабрициус»
доблестно нес свою службу до последнего
дня. Был день, 1 марта 1942 года, —
он застал транспорт на пути к Вамыш-
Буруну. На палубе транспорта располо-
жилось семьсот бойцов. В трюмах нахо-
дились кони, минометы, повозки, Капи-
тан Григор, как всегда, стоял на мостике,
рядом с ним военный лоцман Бондарь,
рулевой Соломащенко и наблюдатель. Вне-
запно в облаках послышался шум мотора.
треск пулеметной очереди, и, хотя само-
лета еще не было видно, на поверхности
моря вспух белый бурун. Он приближался
в шипением в борту.

Торпеда!

Капитан Григор успел`отклонить транс-
порт. влево и был уверен, что разойдет-
ся с торпедой параллельными курсами, но
проклятая железная тварь, приблизивигись;
описала дугу и с шипением ударила пря-
мо по миделю в правый борт. Столб жед-
того пламени, поднявшийся выше мости-
ка. ослепил всех, Ударом воздуха и пе-
ребитой деревянной щепы Григора евали-

увидел в рулевой рубке сидящего в по-
токах крови рулевого Соломащенко, На
правое крыло мостика с трудом поднимаз-
ся военный лоцман, без фуражки, но с
сумкой документов. Он был ранен в обе

между ноги, голова у него была в крови. Второ-

го вахтенного не было видно. На палубе
метались в тревоге бойцы. Паника могла
погубить всех. Вапитан Григор усилием
воли вернул обычное для него спокойствие
и короткими, сжатыми приказаниями с
мостика восстановил порядок. Сотни бой-
цов в молчании замерли на кренящейся
палубе.

Вода заливала корабль почти до уровня
палубы. Верхний мостик был разбит,
Штурманская и рулевая рубки снесены
до основания. Торпеда разорвалась у ко-
тельной переборки во втором трюме. Bo-
да хлынула в трюм, в ‘котельную и в ма-
шинное отделение. Правый борт был раз-
ворочен громадной пробоиной длиной в
четырнадцать метров’ и высотой в пять
метров. Пар вытравилел. Машина заглох-
ла. <«Фабрициус» медленно погружался
в море. Положение его было безнадежно.
Выстрелами из кормовых пушек тране-
порт взывал о помощи. По радио капитан
послал шифровку в Новороссийск. Старо-
му сухогрузному транспорту «Фабрициус»
оставалось жить последние недолгие ча-
вы.

Но это быдло! в дни войны, и команда
старого транспорта состояла из людей
войны, настоящих советеких людей, 6впо-
собных сотворить чудо, если этого нотре-
бует родина, — и чудо сотворилось на
борту насмерть раненого’ «Фабрициуса».

Когда помощь пришла и бойцов пере-
дали на другие суда, «Фабрициус» отта-
щили на буксире на мель возле Камыш-
Буруна. Никто из команды He сошел с
корабля, хотя ледяная волна пробила все
переборки, расшибла двери и стенки, во-
да проникла во все помещения и согнала
людей в одну каюту правого борта. Три
месяца, март, апрель, май, люди «Фабри-
циуса» вместе с командой Эпрона боро-

ло замертво на палубу. Очнувшиеь, он  лись за спасение и под’ём корабля. Ва-

мыш-Бурун был в зоне жестоких воздуш-
ных 00ев, и полузатопленный транспорт,
выброшенный на глубоко вдающийся в
море песчаный мыс, стал форпоетом на-
блюдения за морем и воздухом, Над ним
немцы летали на бомбежку Новороссий-
ска, и каждый раз гореточка моряков —
матросы и капитан встречали немцев
свирепым огнем из двух своих пущек и
нескольких пулеметов, и это было сигна-
лом для нашего берега о приближении
неприятельских самолетов. Старый «Фаб-
рициус», умирая, сражалея и был стра-
шен для немцев, —полузатопленный, про-
дырявленный, недвижимый. Немцы сбра-
сывали на, него бомбы. В судовом жур-
нале есть апрельская запись о носледней
вражеской торпеде, направленной в кор-
пус разоитого транспорта, Торпеда не до-

Alta до него, затонула на глазах коман-

ды «Фабрициуса», ютившёйся на облом-
ках.

Только в августе команда снялась
с корабля и с навигационными прибора-
ми явилась в Новороссийск, На острове
Утриш осталась могила похороненных 6
почестями пятерых моряков, чьи тела
были извлечены после взрыва из залито-
го водой машинного ‘отделения. Их име-
на — помощник капитана Ломоносов,
второй механик Витман, кочегары Миро-
нов, Рысев, Чистяков.

*
Ha этом заканчивается история старо-

го транспорта. Много подобных ему есть”

на Черном море, и на войне они неели та-
RY) же службу, и мы с благодарностью
вопомним о них теперь, когда с Примор-
ского бульвара в Одессе увидим ослепи-
тельные огни на приетанях и причалах,
услышим музыку кранов, подымающих
заморские грузы из трюмов, прочтем.
надписи на ящиках и мешках, — погру-

жено в Индии, в Канаде, в Австралии, на

Цейлоне, на Яве, — и почувствуем пре-
лесть и силу веселого, трудолюбивого
моря, Черного моря у нашего, советско-
го берега.

Евгений КРИГЕР,

своевре-

сельском-

HP

> tg