ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 ИЮНЯ 1945 г. № 129 (8739) Se

«ИВАН СУСАНИН» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Tepounyeckun asnoc

Размышляя о Глинке— этом «небыва-

лом, изумительном явлении в сфере ис-
кусства», П. И. Чайковский охарактери-
вовал в дневнике 1888 года «Ивана Су-
санина» как «оперу, по гениальности, раз-
маху, новизне и безупречности техники
стоящую наряду с самым великим и глу-
боким, что только есть в искусстве...
«Славься» есть нечто подавляющее,
исполинское! И ведь образца не было ни-
какого; антецедентов нет ни у Моцарта,
ни у Глюка, ни у кого из мастеров. Пора-
зительно, удивительно!.. Да, Глинка на-
стоящий творческий гений».

Часто сближают имя Глинки с имена-
ми величайших корифеев мирового музы-
кального искусства. И точно, какую сто-
рону музыкального мастерства ни
взять, — всегда имя Глинки окажется в

мастеров.

Но есть сфера, в которой Глинка не
имеет себе равных. Это— глубокое пости-
жение поэтических богатств народной

песни, безошибочное умение обнаружи-
вать самые подлинные, самые ценные чер-

ты мудрого народного искусства, умение
услышать в нем отголоски народной исто-

ъ &
ряду велинаиших и прославленнеиших   динамическую

лее близкое к духу классического искус-
ства воплощение глинкинской партитуры.

прежде всего радует слаженность,
нодушие исполнительского ‘ансамбля —
чудесное содружество солистов-певцов,
хора, оркестра. Вся эта громадная армия
художников, об’единенная кренкой рукой
дирижера, как будто слилась в ‘одном
творческом стремлении—как можно бога-
че, полнее и прекраснее воплотить идеи,
  образы Глинки. Повесть о величии и несо-
крушимости русского народа, о геройском
подвиге и мученической смерти одного
из его верных сынов, о всенародном побед-
HOM ликовании доходит до слушателей
в правдивом, глубоко прочувствованном,
жизненном звучании.

Последовательно прочерчивая основную
линию спектакля, доби-
ваясь великоленной монолитной стройно-

еди-

сти формы, дирижер А. Пазовский для

каждой из частей этого совершенного му-
зыкального здания находит особый тон,
особый характер ритмического движения,
колорита. Превосходно воплощено в спек-
такле противопоставление широкой пе-
сенной раздольности первого («русеко-

рии, движения народной души. В пернод  го») акта и динамической танцовальности
создания «Ивана Сусанина» обращение к акта второго («польского»).

народной песне становилось общей тен-
денцией европейской музыки; в форте-
пианной музыке эта тенденция нашла
высшее проявление в гениальных мазур-
ках и полонезах Шопена.

Но кто из европейских композито-
ров, современных Глинке, сумел создать
монументально-эпическое творение, язык
которого— драгоценный сплав  богатетв
народного творчества, а содержание—са-
ма жизнь народа, народные характеры,
освещенные не в этнографически-бытовом
разрезе, а в духе великого трагического
искусства, затрагивающего самые важные
стороны человеческого существования,
провозглашающего высшие идеалы и нор-
мы человеческих деяний, утверждающего
нравственную красоту человека?

«Иван Сусанин» вторгается в европей-
скую музыку как дерзновенно новое, б0-
татыреки сильное, устремленное вперед
искусство. На почве, взрыхленной Глин-
кой, вырастает национальная школа рус-
ских классиков-исполинов  («кучкисты»,
Чайковский), и русская музыка стано-
вится прогрессивным ведущим фактором
мирового искусства. В ХХ веке плеяда ве-
ликих музыкантов приумножила славу
русского искусства, и кто возьмется ныне
оспаривать мировое первенство русской
музыкальной культуры?

Подобно Пушкину, Глинка владел высо-
ким даром— он умел раскрывать в своем
творчестве богатство духовного мира дру-
гих народов. Вспомним, с каким присталь-
ным, любовным вниманием прислушивался
Глинка к музыке народов Востока и как
умел он в мелодиях Востока отыскивать
ценности общечеловеческого значения.
Ведь ‘это Глинка впервые ввел в европей-
скую музыку (в «Руслане») подлинные
восточные народные напевы.

В сценическую историю «отечественной
героико-трагической оперы» (авторское
определение жанра «Ивана Сусанина»)
в советские годы вписана славная страни-
ца. В самое последнее время крупнейший
театр Советского Союза поставил себе за-
дачу дать новое, более совершенное, бо-

Русская классика

Художник ие должен злоупотреблять
своим правом поговорить по душам со
зрителем. За него должно говорить его
творчество. В нем он должен сказать все,
что считает нужным, и сказать по сущест-
By. Ecam же это не вышло, разговоры о
неосуществленных идеях и благих наме-
рениях имеют весьма косвенное отноше-
ние к искусству. Поэтому настоящая
статья не больше чем комментарий в по-
становке «Ивана Сусанина», осуществлен-
ной на сцене Большого театра в нынеш-
нем сезоне.

Работа над «Сусаниным», протекавитая
в атмосфере каждодневного напряженно-
го труда, является новой интерпретацией
гениальной оперы Глинки. Дело, конечно,
не в новых декорациях, новых костюмах,
новых мизансценах.

В постановке «Ивана Сусанина» мы,
непосредственные свидетели современных
замечательных событий, стремились Е
глубокому изучению гениальной партиту-
ры Глинки и правильному музыкально-
сценическому воплощению заложенных в
ней идей.

В 1336 году. после премьеры «Ивана
Сусанина», В. Ф. Одоевский писал, что
композитор «глубоко проник в характер
русской мелодии; богатый своим талан-
том, он доказал блистательным опытом,
что русская мелодия то веселая то уда-
лая — может быть возвышена , до тра-
гического стиля».

В наше время этот трагический емысл
предстал нам в своем особом трепетном
значении,

«Иван Сусанин» — произведение. гху-
боко национахьное.

Замысел «Ивана Сусанина» заключен в
строго продуманном сценарии, создан-
ном самим композитором; сюжетная ти-
ния получила в нем посдедовательное и
закономерное развитие. В самой партиту-
ре музыкальная драматургия нашла ге-
ниальное осуществление в широких эпи-
ческих повествованиях и симфонических
обобщениях, в суровом трагизме и тон-
чайшей лирике. в волнующих драматиче-
ских ситуациях и жанровых сценах.

И в основе всего — народность, креп-
чайний фундамент всего создания Глин-
ки, Гимн-марш «Славься», по образному
определению Глинки, «удачно осаживает
всю оперу». Трудно найти в мировой опер-
ной литературе финал, равный «Славься!»
по грандиозности замысла и широте его
осуществления. «Иван. Сусанин». — зда-
ние идеальной архитектуры; высокая И
тлубоко национальная идея получила в
нем трепетно-волнующую и безукоризнен-
но гармоническую ^ форму.

Главное, к чему мы стремились в нашег
постановке: трагедия о русском патриоте

«Раздольный» мотив русской песни,
то величественно мощной, то лирически
нежной и задушевной, определяет атмос-
феру первого действия.

Театр соединяет силу своего отточен-
ного музыкально-исполнительского ма-
стерства с щедрой роскошью сцениче-
ского зрелища, с увлекательной красотой
танцев, и во всем блеске предстает мно-
гообразие музыкальных богатств второго
акта. Здесь Глинка сосредоточил сокрови-
ща танцовальной музыки, равных кото-
рым мало во всей мировой музыке. Отме-
тим превосходное сценическое решение
танцев (балетмейстер Р. Захаров).

Но наступает третье действие, и именно
здесь- кульминация спектакля, средото-
чие высших исполнительских находок. Не-
сомненная удача третьего действия, его
высокая идейная и патриотическая си-
ла определяют трагическое величие спек-
такля. Крестьянская изба оказывает-
ся местом напряженнейшего драматиче-
ского действия, ареной трагических кон-
фликтов, в которых полностью вырисовь-
ваются большие человеческие портреты
героев, завоевывая нашу любовь.

Умножилась ныне
голоса М. Михайлова, и на каждом шагу
он показывает осмысхенность, подчас
инструментальную мягкость оттенков. С
силой проводит он драматическую сцену с
поляками в третьем действии. С истин-
ным вдохновением и благоговейной взвол-
нованностью поет. Михайлов широкую ме-
лодию «Велик и свят Hall край родной»,
в которой Сежюв He 0ез_ основания
усмотрел  видоизмененный мотив  за-
каючительного «Славься». И когда
раздается полная могучей страсти
фраза <Страха сне страшусь, смер-
ти не боюсь, лягу за святую Русь», друж-
ные аплодисменты публики выражают го-
рячую любовь к герою, непрерывно нара-
ставшую и здесь достигшую кульминации.

Музыкальна, лирична, женетвенно-неж-

на в роли Антониды Н. Шлиллер. Наи-

большей удачей артистки нужно признать
ее пение в третьем действии, полное чу-
десного выражения, скорбного чувства,

Иване Сусанине должна предстать зрите-
лю не только в тщательном начертании
исторического фона и бытовой стороны
русской жизни начала Х\УП века, но
главным образом в живом и действенном
изображении русских характеров.

Здесь исполнителям, лучшим из луч-
ших, только в пору поспевать за Глин-
кой — непревзойденным мастером музы-
кального портрета. Вее сделано ‘им круп-
ным мазком, скупо и строго. Художнику
внешнего пафоса и позы в трагедии Глин-
ки делать нечего. Тут нужен артист <со-
чувствующий», как называл этот твор-
ческий тип Щепкин, т.-е. артист, способ-
ный жить чувствами, подобными тем, ко-
торыми живет его герой. Но и он может
итти на выполнение своей трудной задачи
не иначе, как во всеоружии законченного
и зрелого. мастеретва.

При этом речь идет не только о соли-
стах, но и артистах оркестра, балета, хора.
В творческих замыслах постановщика, ба-
летмейстера, художника, во всех компо-
нентах спектакля — музыкальных и пла-
стических, звучащих и играющих, пою-
щих и танцующих, больших и малых, ве-
дущих и второстепенных — должна нахо-
дить осуществление идейная сила произ-
ведения Глинки. Без этого не может быть
ансамбля. А без ансамбля — подлинного,
высокохудожеетвенного — дорога к <Ива-
ну Сусанину» закрыта.

Сцена смерти Сусанина — идеальный
образец музыкальной драматургии. Ко-
нечно, всей тяжестью она ложится на
плечи исполнителя заглавной роли. Но и
при самом совершенном ее исполнении
полнота впечатления возможна только
при непременном условии, что театру
удастся создать вокруг Сусанина атмос-

еру трагической обреченности.

Бесплодны будут творческие усилия ар-
тиста, исполнителя роли Сусанина, если
оркестр, хор и художник в этой ` сцене
окажутся не на уровне ее драматического
напряжения.

оставив перед собой задачу создания
русской национальной трагедии, главным
героем которой являлся простой вре-
стьянин, Глинка должен был примирить
ее высокую идейную патетику с бытовой
и психологической правдой. Оглядывать-
ся здесь на Эсхила, Корнеля или Озерова,
конечно. было нельзя. В  третвем
действии, в сцене столкновения с поля-
ками, где обозначалась кульминация бу-
дущей драмы. Глинка отметил в плане с
0с0бой настойчивостью, что роль Суса-
нина должна быть написана «как можно
проще», а ответы его полякам должны
быть «кратки и сильны».

Принимая подобное решение, Глинка
отчетливо себе представлял, что сила дра-

В новом спектакле Большого театра’

Сценический образ, создаваемый артиет-
кой, гармонирует с замыслом самого
Глинки («характер нежно-грациозный»).

В первоначальном плане оперы Глинка
подчеркивает многогранность образа Со-
бинина, который должен «совершенно 06-
наруживать свой удалый характер», умея
также «изливать свои чувства в любовных
и нежных звуках». Можно считать, что
обоим этим требованиям отвечает артист
Г. Нэлени с его звонким, вполне свобод-
ным голосом. Хочется лишь большей поэ-

Хороша в роли Вани Е. Антонова; все
в ее пении и сценическом поведении пол-
но жизни, отроческого прямодушия и чи-
стоты.

Нельзя умолчать о выдающемся каче-
стве исполнения вокальных ансамблей,

где все гармонично, выпукло, соразмерно,
отмечено единством ‘мысли и чувств,
об’единивших четырех героев.

Глубокий знаток и ценитель музыкаль-
ных сокровищ тлинкинской партитуры,
Пазовский добился детализированного, бо-
гатого оттенками исполнения. В оркестре
он не дает утонуть или пройти незамечен-
но ни одному штриху, ни одному тембру.

тичности и взволнованности в фразе «Не
теми, родимый». Ведь здесь Собинин за-
дает эмоциональный тон всей музыке трио. ,

особенно же квартета третьего действия,

Ленинград — сегодня. Летом 1941 года 3Ha-
менитые клодтовские скульптурные группы

коней, украшавшие до войны Аничков
мосг, были зарыты в’ глубокие котлованы.
Сейчае скульптуры азвлекают из земли, и
в недалеком будущем они будут установ-
лены на прежнем месте.

. Фото Д. Трахтенберга.

—Щ—^

События в Сирии и Ливане служат темой
оживленных дискуссий в кулуарах Конфе-
ренции Об’единённых наций. Те, кто ишет
любого предлога, чтобы помешать созданию
сильной международной организации 6e3-
опасности, стараются извлечь выгоду из
  ближнево точного конфликта. Словом, под-
 няли голову ловцы рыбы в мутной зодице.
`Уже можно услышать рассуждения 0
том, что Конференция `в Сан-Франциско
практически бесполезна. Наиболее яростные
противники решений Крымской конференции
по вопросу о процедуре голосования в С0-
вете безопасности пытаются представить
дело так, что события в Сирии и Ливане
подсказывают необходимость «специально-
го ограждения ‘интересов малых наций».
Единственный путь к тому, утверждают этч
господа, — укрепление власти генеральной
ассамблеи и ослабление ‘роли «большой
пятёрки».

Перед нами уже не первая атака на един-
ство великих демократических держав под
предлогом «заботы» о малых странах. Мно-
гие здесь полагают, однако, что изстоящий
конфликт между Францией, с одной сторо-
ны, и Сирией и Ливаном, с другой, отражает
в то же время столкновения интересов
Франции и Англии.

Англичане об’ясняют своё вмешательство
тем, что они обеспокоены положением, соз-
давшимся в результате французских дей-
ствий в странах, непосредственно примы-
гаюших к зоне британских стратегических
интересов. Нужно считаться с тем реальным
фактом. что в настоящее время Сирия и Ли-
ван — государства, которые, к сожалению,
являются пока об’ектом политики других,

Совершенно исполнение многочисленных
самостоятельных симфонических эпизо-
дов — увертюры, антрактов, танцев, кар-
тины метели, насыщенно и монолитно ор-

более сильных держав, обладающих круп-
ными политическими,‘ экономическими H BO-
енными интересами на Ближнем Востоке.
Поэтому и конфликт между двумя малыми

Юбилей старейшего
акына

К событиям в Сирии и Ливане

ми и военными ресурсами. Поэтому солидар“

ные решения «большой пятёрки» действи-

тельно способны воспрепятствовать войне в

любой части света.

Что касается генеральной ассамблеи, ос»
зованной на ‘принципе формального равен-
ства =& тлэнов, то даже, если бы она при-
нимала решзния  аодавляющим большиан-
ством Голосов «малых стран», но против
мнения СССР, США, Англии, Франции, Ки-
тая, она, вероятно, имела бы мало шансов
осуществить свои решения.

Большинство американских газет осуж-
дает французскую политику в Сирии и Ли-
ване. Однако некоторые сомневаются в пРа-
вильности безоговорочной поддержки анг-
лийской политики. Передовая «Нью-Йорк
пост» подвергает сегодня особенно резкой
критике исполняющего обязанности  госу-
дарственного секретаря США, обвиняя его
в том, что он совершенно пассивно воспри-
нял английскую точку зрения в ближневос-
точном конфликте. Газета приходит даже
к заключению о необходимости смены руко-
водства государственного — департамента.
Любопытно, что В. Липпиман во вчерашнем
номере «Нью-Йорк геральд трибюн». также
настаивал на срочной замене г. Стеттиниуса

жение несостоятельностью
литики.

Некоторые американские журналисты вы-
ражают особенное недовольство тем, что не
проводится в -жизнь упомянутая недавно из.
речи Стеттиниуса важная задача _- внешней:
политики США; выступать в роли об’ектив-
ного посредника, способствующего- сближе-
нию между другими великими державами.
По мнению ряда лиц, подобная
посредничества, успешно  проводившаяся
Рузвельтом, сейчас сменилась «политикой
дрейфа», что приводит во многих случаях к

странами и Францией выходит за ‘рамки’ их
непосредственных отношений. В данный мо-

кестровое звучание на всем претяжении

В четкостью дикции (хормейстер” М. Шо-
сила воздействия.

оперы, выразительны многочисленные на-
певные мелодии, и потому об оркестре в
этом спектакле хочется говорить, как 0б

одном из главнейших героев. 5 pees ae к
г иргизской уратачы Куренкеева.
Скажем же еще об одном славном герое `Куренкеев — автор песен, которые поль-

спектакля — о хоре, чрезвычайно много И зуются большой популярностью в Кирги-
активно действующем в опере. Богатей-зии и Казахстане. Около семидесяти его
шие и разнообразные массово-хоровые   произведений записаны и исполняются о-
сцены, то полные могучего движения И кестрами . KHPPHSCKHX народных инстру-
динамики (хоровая интродукция, увен-  ментов. Г.
чанная зедичавой, энергичной фугой, 060- И лавтливых широко известных в
бенно же эпилог «Славься»), то метко об- Киргизии музыкантов и певцов, среди ко-
рисовывающие поэзию народного быта, торых несколько народных и заслуженных
народного обряда (хоры третьего дейст-  артистов республики.

вия), являются важнейшим элементом,  За выдающиеся заслуги в области раз-
укрепляющим монументальность оперы,   вития. национального киргизского музы-
утверждающим в опере стихию народно- кального искусства и в связи с 85-летчем
песенного мелоса. Хор Большого театра

со дня рождения Указом Президиума Вер-

6 x P 2
радует точностью интонаций, соразмер-   ХоЭНОГо Совета СССР Мураталы Курен
ностью голосов; богатством оттенков,

ФРУНЗЕ, 2 июня. (По телегр. от соб.
корр.). Общественность столицы Киргизии
широко ^отметила 85-летие со дня рожде-
ния старейшего акына, народного артиста

мент он прямо затрагивает, по крайней ме-
ре, две великие державы. Это только лиш-
ний раз доказывает, что локальные споры
легко. превращаются в конфликты, непо-
средственно касающиеся «большой  пя-
тёрки».

Пять великих держав, постоянных членов
Совета безопасности, обладают серьёзными
политическими интересами во всех частях
света. Как правило, они вообще не могут
сставаться безучастными к любым локаль-
вым конфликтам, а особенно затрагивающим
хотя бы слну из великих держав. ‘Это’ зна-
чит, что поддержание международной орга-
низации зависит в первую очередь от сохра-
нения единства пяти великих держав —
СССР, США, Англии, Франции и Китая. Пэ-
стоянные члены Совета безопасности обла-
дают наибольшими людскими, материальны-

*

ЛОНДОН, `2 июня. (ТАСС). Как переда-
ло сегодня днем лондонское радио, бри-
танские военные корабли стали на якорь у
Бейрута, и командующий британским фло-
том на Ближнем Востоке адмирал Теннант
 в настоящее время совещается с коман-
  дующим британскими вооруженными сила-
‚ми на Ближнем Востоке генералом Пейд-

кеев награжден орденом Ленина. Прави-
тельство Киргизии учредило во Фрунзен-
‘ском музыкальном. училище две стипендии
имени Мураталы Куренкеева и постановило
присвоить имя народного композитора квар-
тету Госфилармонии.

рин).

Научить оперных артистов великому
искусству перевоплощения, создания ор-
ганически цельного, живого образа, —вот
что явилось основной целью режиссера

Спортивный день

eG 1. Papert, vy Beem ME,   жет. В Дамаске, который был главным
CSRA REHOME GRGBENY APA: HO CTAROEDE + 7 СЕГОоЛНЯ В МОСКВЕ центром ‘волнений, сейчас царит спокой-
передвижениях по’ сцене -—— он проявляет ствие; Один корреспондент, совершивший

Футбол. В 6 часов вечера на стадионе
«Динамо» состоится футбольный матч на
первенство страны между командами Цен;
трального Дома Красной Армии и «Зенит»
‚ (Ленинград). :

Мотогонки. - Московский центральный
авто:мотоклуб проводит мотогонки по’ шос-
‘ce Ha дистанцию в 100 километров. Стар!
гонок — на 23-м километре автомагистра-

поездку ‘по городу, сообщает, что Дамаску
причинены значительные повреждения. Сот-
ни жителей были убиты в результате
артиллерийского обстрела.

ЛОНДОН, 2 июня. (ТАСС). Как пере-
даёт лондонское радио, английские танки
и бронеавтомобили заняли позиции вокруг
всех французских казарм. Вскоре после

крайнюю сдержанность. Интересно, . что
все арии, трио и квартет проводятся ноч-
ти в концертном плане. исполняютея без
ненужных разгуливаний по сцене, 683
лишних отвлекающих жестов
Отвечают мыслям дирижера и постанов-
щика декорации (художник П. Вильямс).

«Иван Сусанин» ‘в Большом театре ли Москва--Минск. Начало в  ! час дня   прибытия англичан французские войска эва-
выдающийся ‘спектакль, ‘сильный евоей   Проезд к месту старта по Западной желез;   куировались со всех своих позиций в Да-
верностью духу и сущности  глин- ной дороге до станции Баковка. ‘  маске, которые они заняли во время воен-

ных действий. Эвакуация проведена в со-
ответствии с приказом генерала де Голля о
прекращении военных действий.

Теннис. На теннисных кортах в парке
Центрального Дома Красной. Армии начи-
нается розыгрыш” первенства Москвы, В

кинской музыки, сильный превосходной
слаженностью, совершенством и мастерет-

вом музыкального ‚исполнения. .
А. ШАВЕРДЯН.

первый день розыгрыша играют команды
ЦЛКА и «Динамо», спортивных обществ
«Спартак» и «Крылья Советов». Наиболее

Лондонское радио передает далее, что в
Бейруте состоялась крупная демонстрация
под лозунгом обеспечения полной незави-

интересные встречи; Озеров — Негребец-   симости Сирии. По имеющимся данным, в
de Б. „Новиков — Зикмунд, Белоненко —  ней участвовало 10.000 человек.
7 ео.

Велогонки. В 12 часов дня на площади . ЛОНДОН, 2 июня. (ТАСС). По сооб-
Маяковското начнутся велогонки на приз  Щению лондонского радио, генерал де Голль
газеты «Московский большевик». Для уча-  созвал сегодня в Париже специальную
‘стия в гонках записалось около сорока ве-   Пресе-конференцию, на которой сделал за-

лосипедистов.

матического напряжения этим нисколько
не будет ослаблена, ибо она «необходимо
должна произойти от самого положения».
Тениальная проницательность. Народ-
ность и жизненная правда предетали в
онере Гдинки во всей. полноте и образной
убедительности.

Это должно было стать основным и. в
стиле исполнения, во всем, что связано
е живым ‘организмом спектакля. Без это-
го спектакль был бы склеен из’ отдель-

`ЖУ шахматный

чемпионат СССР
Старинная дружба славянских народов

еще больше возросла и окрепла в ходе
ВТОРОЙ ТУР победоносной борьбы с фашизмом. Поэто-
Вчера во всех партиях второго тура шла  му совершенно естественен тот повышенный
исключительно ожесточенная и сложная интерес, с которым относимся мы к искус-
борьба, при чем большинство партий так и ству зарубежного славянства.
ных кусков, лишенных идейного и сти- Н® закончилось. Только Ни Удалось   Государственный › ансамбль народного
: ..  быстро noOuTECA. nobemb. Ero UpOTHBRUK—  ayia CCCP, pyKkosoauMblii aaypeatom Cra-
левого единства, несмотря на возмож Руда a збрал M трудный ‚Р
ную привлекательность каждого из них в PORN: PES ek one линской премии народным артистом РСФСР
дано вариант сицилианской зашиты. и прежде“, Игорем Моисеевым, в новой своей работе
tan jae ear UNE: ЗЫ попытался перехватить И познакомил советского зрителя с хореогра-
к @ TOABKO ГЕНИЗЛЬНЫМ   тиву. Смыслов. хорошо использовал ошибку   фицеским фольклором Югославии, Чехо-
композитором, но и замечательным певном,   партнера. Конь Смыслова. занял НЫ словакии, Польши.
и весьма критически относился к такому   вующую позицию в центре доски. осле- :
У   довваа прямая фигурная атака на черного Новая программа ансамбля обширна.
исполнительскому искусству, в котором Тут и «югославская сюита», в которую вхо-
короля, и на двадцать восьмом ходу под уг-  . i
внешняя виртуозность и вычурность розой ‘мата. Рудаковский сдался. дят задумчивые поэтические женские ма-
аслоняют мысль и душу авторского келонские ‘танцы. и живые массовые серб-

Тот же вариант игрался и в партии Ра-
замысла. гозин — Котов, Однако Котов разыграл  СКИе «кукунешти», «селянчица», «сербиян-
ка» и мужские воинственные танцы, не-

В оперных театрах подчас ставят Н6  дебют черными точнее и энергичнее, чем Г
музыку, а либретто. Это, конечно, про-  Рудаковский. вскоре создал. сильную сколько напоминающие по характеру испол-
тивно природе музыкального театра. контратаку и по открытым линиям вторгся и и an nate Dae RESET а
В нашей работе над «Иваном Сусани- фигурами на королевский фланг Рагозина. рмении. Тут и грац Ч :
: вацкие польки, из которых особенно хо

ным», во всем, что зритель He только о ие цель-   Чется отметить театрализованную словац-
слышит, но и видит, мы исходим Из Му-  ной стратегической партией, которая . за-  КУЮ польку виртуозном исполнении
зыки Глинки, хотя, весьма вероятно, Что   вершилась красивой многоходовой комби- И. Карташева, Т. Зейферт и А. Лахтио-
многое в ней еще и не разглядели Как   нацией. Ратнер защищался вяло и проиг- новой. Тут и лихие польские краковяк и
следует. В работе над русской классикой   рал. мазурка; к сожалению, недостаточно отте-

всей советской
честь великого русского народа.

мы все еще в пути.

Мне дорог этот спектакль, дорог и твор-
ческий труд всех его ‘созидателей. Гово-
рить о работе каждого из них в отдель-
ности невозможно. выделять работу неко-
торых неверно и непоследовательно.
вынужден был ограничить свою задачу
упоминанием о том, что об’единяло в ‘ра-
Sore nag «Иваном Сусаниным» нас всех,

весь театр.
*

Простая, сжатая, предельно ясная в сво
ей обобщеннести характеристика русског
человека, —как много она об’ясняет в ты-
сячелетней борьбе ‘русского народа за
свою самостоятельность!

Побеждала в прошлом, побеждает и ны-
не нация ‘Сусаниных — людей «с ясным
умом, стойким характером и терпением»,
пламенно любящих свою родину.

Глинка воздвиг им памятник, имя ко-
торому — бессмертие.

Постановкой «Ивана Сусанина» мы при-
соединяем наш голос к могучему «Славь-
ся!», которое несется от края до края по
земле. по всему миру в

А. ПАЗОВСКИЙ,
народный артист СССР.

Флор, игравший белыми против Кана

после долгих маневров пожертвовал каче-
прямой] в программу включены пляски славянских

ство, чтобы вскрыть линии для

атаки, Все фигуры Флора грозно нависли наролов СССР. Белоруссия
противника, и  веселой полькой «янка»,
после тщетных попыток сопротивления Кан  родное творчество — круговым

над королевским флангом

сложил оружие
Остальные партии отложены.

Ботвинник играл черными против Толу-   ествили

‚  няется различие в стиле их исполнения.
Помимо зарубежных ‘славянских танцев,

представлена
гуцульское на-
пастуше-
ским танцем «аркан». И. Моисеев красиво
его поставил, а танцоры превосходно осу-
предначертания балетмейстера,

ша свой излюбленный вариант французской   начиная от кордебадета и кончая солистами

зашиты. В этом варианте

черные уже в  Карташовым (танец с палкой за плечами) и

дебюте выигрывают пешку, но зато белый Б. Раевским («арабские сальто» по кругу):

слон занимает сильную позицию,

ходством,

Чеховер после обоюдоострых
ний переиграл Бондаревского. В отложен-
ной позиции у Чеховера конь и три пешки
против четырех пешек Бондаревского.

Партия Алаторцев—Лилиенталь отложена
с лишней пешкой у белых.

Партии Романовский —. Болеславский и
Кобленци—Гольдберг отложены ‚ с матери-
альным преимуществом и шШансами на. побе-
ду у черных.

Сегодня третий тур, в котором Ботвин-
ник ‘играет с Кобленцем, Котов со Смысло-
вым, Бондаревский с Алатооневым, Лили-
енталь с Романовским, Константинополь-
ский с Флором, Болеславский с Бронштей-
ном, Рудаковский с Чеховером, Гольдберг
с Рагозиным и Кан с Толушем.

Мастер В. ПАНОВ.

связы-

Великие и волнующие слова, сказан- вая игру черных. Как-раз за этого слона i
ные на-днях товарищем Сталиным о рус-   Ботвинник e cimie ее noe стройвостью  иуполнения, 9т
ском народе,—в сердце каждого из нас.   путем инициативу. В дальнейшем чемпион
- CCCP играл очень точно и отложил пар-
о тню с подавляющим позиционным превос-

осложне-

Все без исключения номера отличаются

шлифовкой мельчайших деталей,

‘ ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

Исполком Чкаловского областного Сове-
та, обсудив корреспонденцию «83а дожде-
вой завесой», опубликованную в <«Изве-
стиях» 15 мая т. г., признал, что в ней
правильно вскрыты основные причины,
тормозящие посевные работы в области.

В сложных климатических условиях
нынешней весны некоторые исполкомы
районных Советов — Сакмарский, Ак-
Булакский, Соль-Илецкий и другие — не
приняли должных мер для полного исполь-
зования МТС и колхозами механического
и живого тягла на севе. Дирекции машин-

подчиненной роли американской  дипло-
матии.

Как сообщают из Вашингтона, вчера и; о.
государственного секретаря Грю
группа членов палаты представителей, кото-
рая настаивала, в частности, на продолже-
нии рузвельтовской политики дружбы в от-
ношении СССР. Отвечая на заданный воп-
рос, Грю отрицал, что США проводят об-
щую «англо-американскую политику против
СССР». Самый ‘факт обращения с. такого
рода запросами заслуживает внимания, ука-
зывая на то, что многие американцы обесно-
коены многочисленными фактами анти-
советской пропаганды и озабочены необхо-
димостью укрепления дружественных OT-
ношений между Советским Союзом и Coe-
диненными Штатами.

Е. ЖУКОВ,

спец. корр. «Известий»
САН-ФРАНЦИСКО, 1 июня.

хх

явление о положении в странах Леванта.

и его сотрудников, мотивируя свое предло- :
их внешней по-.

политика = x

посетила’.

Он заявил, что события, имевшие там ме- -

сто, отнюдь не являются восточным эпи-
зодом, но представляют собой кризис меж-
дународного характера. Генерал де Голль
указал на две причины нынешних -затруд-
нений: первая заключается в сложном на-
циональном характере стран МЛеванта, а
вторая — в позиции „Великобритании, Ге-

нерал де Голль подчеркнул, что чиелен-.

ность английских войск в Сирии и Ливане
значительно превосходит французские си-
лы, находящиеся там. Многочисленная ан-

глийская агентура, сказал де Голль, воЗ- -

буждала волнения и вооруженные дейст-
вия против французов. Генерал де Голль
заявил, что Франция. готова вести перего-
воры, но только по общему вопросу об
арабских государствах. В заключение ге-
нерал де Голль заявил, что вопрос о Сирии
и Ливане может быть разрешен только пу-
тем международного сотрудничества.

ЛОНДОН, 2 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Парижа, что новый
министр информации издал вчера коммюни-
ке, в котором говорится следующее: «Ми-
нистр иностранных дел Бидо информировал
кабинет о международном положении и сн-
рийских делах. Французским представите-
лям в Леванте (Сирии и Ливане) были на-
правлены утвержденные кабинетом указа-
ния избегать чего-либо, что могло бы слу-
жить поводом для дальнейших разногла-
сий».

UNEVEN AU} ____ A

i о Танцы славянских народов

Украинским танцам посвящено ‘все. вто-
рое отделение программы. Украинская
сюита «Веснянки» построена по принципу
постепенного. нарастания темпа. Нарочито
замедленное начало, пронизанное отголос-
ками старинных весенних обрядов, подчер-

кивает бурный темп финала. Название сюи*:

ты, впрочем,’ не созсем точно. В- сущности,
«Веснянки» — небольшая хореографическая
пьеса, Отдельные танцы об’единяются` сю-
жетом, хотя и не слишком  развернутым
(расставание влюбленных и встреча). За-
служенная артистка’ РСФСР Нина Поедго-
ренкая ведет порученную ей лирическую
роль Галины со сдержанностью и благород-
ством. Хорошими ее партнерами являются
А. Кобзева (озорная Оксана) и Б. Лаврухин
(Грицко).

В программе три русских пляски —
кадрильная, комический переплясе и Ффаб-
ричная кадриль, — но подбор их нескольт
ко однотонен. Две из них носят характер
откровенного шаржа В переплясе необ-
ходимо выделить М. Шишкина. Он обладает
чувством меры, не переступает за грань
шаржа, умеет быть забавным, не нарушая
в то же время стиля народной пляски. Он
весел, а не смешон. Что касается «русской
кздрильной», то из многоцветной гаммы
чувств, присущих подлинному народному
танцу, здесь взята лишь одна черта —
бодрость, бесшабашное веселье. Но ведь в
национальной русской пляске отражается
не только это. Удаль, сила, мужество, чув-
ство собственного  достсинства, красота,
воля, ловкость, размах, свойственный рус-
ской натуре, — все эти качества, не го-
воря о ряде других, находят выражение в
русском народном танце. :

И зритель вправе ждать от даровитого
постановщика и ансамбля, что они покажут
ту русскую пляску, которая отразит ге-
роическую душу народа.

В. ИВИНГ.

„За дождевой завесой“

но-тракторных станций не организовали
такого технического ухода за. машинами,
который действительно обеспечил бы их-
бесперебойную работу. 5
Намечен ряд ‘мер для ускорения и
повышения качества сева. Особое внима-
ние уделено наиболее полному использо-
ванию тракторов в ночное время, полной.
загрузке всех почвообрабатывающих и по-
севных орудий, улучшению бытовых усло-
вий работающих на севе. Исполком об
„ластного Совета потребовал от агрономи-
ческого персонала — строго следить за
соблюдением агротехнических правил.