Послание президента Трумэна конгрессу

НЬЮ-ИОРК, 1 июня. (ТАСС). Президент
Соединенных Штатов Америки Трумэн об-
ратился к конгрессу с посланием, в кото-
ром говорится, что «сегодня перед нацией
стоит в первую очередь задача как можно
быстрее выиграть войну против Японии, ибо
сокращение войны на каждый день озна-
чает спасение американских жизней».

Трумэн сделал подробный обзор хода
военно-морской кампании на Тихом океане
и заявил: «Военно-морской флот в настоя-
щее время занят выполнением ряда тяже-
лых задач: битва на истощение японской
авиации в водах вокруг Японии и у Оки-
навы, усиление блокады Японии, переброс-
Ka’ cH из Евроны, помощь в переброске
армии и подготовка к решающим  опера-
ILHAM».

Трумэн изложил планы переброски аме-
риканских войск на тихоокеанский театр
военных действий, дальнейшего ведения
войны против Японии и производетва мате-
риалов в США для нужд этой войны. «На-
ша военная политика, ставящая перед собой

мэн, — предусматривает, во-первых, сковы-
вание японских войск там, где они в насто-
ящее время находятся, и удержание их в
состоянии раздробленности с тем, чтобы
они могли быть уничтожены по частям;
во-вторых, концентрацию  преобладающих
сил на каждом участке фронта, где мы
наступаем; в-третьих, использование судов,
самолетов, бронетанковых сил, артиллерии
и всех других материалов в болыном коли-
честве для достижения победы с наимень-
шими людскими потерями; в-четвертых,
оказание непрерывного, все возрастающего
давления на противника на море, в воздухе
и на суше, не давая ему передышки и воз-
можности реорганизовывать или перегруп-
пировывать свои потрепанные войска и’
уменьшающиеся запасы материалов для от-
ражения нашей следующей атаки».
Приведя данные, характеризующие мор-
скую и воздушную мощь’ Японии, а также
размеры ее наземных сил, Трумэн в заклю-
чение заявил, что США полны решимости
и будут сражаться против Японии до побе-

цель — разгром Японии, — ‘сказал Тру-

Заявление

ПРАГА, 30 мая. (ТАСС). Все газеты по-
местили заявление премьер-министра Фир-
лингера по случаю дня рождения прези-
дента республики. Заявление было зачита-
но им по радио.

Фирлингер заявил, что успех усилий пре-
зидента на политической арене об’ясняется
не только огромным трудом, вложенным
им в это дело, но и его правильным по-
литическим инстинктом. Президент понял,
что демократическая коалиция могла побе-
дить Гитлера только под знаменем  анти-
фашистской борьбы. Заслуга президента в
том, что из всех политических груп-

доносного конца,

Фирлингера

пировок эмигрантов
быть, только одна чехословацкая груп-
па четко высказалась за  сотрудниче-
ство с Советским Союзом, Президент
всегда придерживался той точки 3pe-
ния, что наш союзный пакт с СССР и наша
дружба с остальными славянскими народа-
ми не может нанести ущерб нашим друже-
ским отношениям с остальными демократи-
ческими странами.

Свое заявление премьер-министр закон-
чил следующими словами: Правительство
хочет привлечь всех граждан-патриотов к

на Западе, может

усилия и трудиться совместно, чтобы

работе по созданию республики.

Предложение датского премьер-министра

КОПЕНГАГЕН, 3! мая. (ТАСС). Газета
«Политикен» пишет: «Вчера на заседании
председателей партий премьер Буль внес
предложение 0 создании парламентской
комиссии по расследованию ‘политики,
приведшей к 9 апреля 1940 года, а также
по расследованию ответственности. неко-
торых руководящих лиц за сотрудниче-
ство с немцами во время оккупации. Буль
предложил создать комиссию, в которую

Книга о соглашении меж

НЬЮ-ЙОРК, 30 мая. (ТАСС). Как пере-
даёт корреспондент агентства Юнайтед
пресс из Монреаля 29 мая, только-что вы-
шедшая в Монреале книга француьского
профессора Луи Ружье под заглавием «Со-
глашение мёжду Петэном и Черчиллем»
вскрывает существование секретного согла-
шения Черчилль — Петэн, заключённого
28 октября 1940 г. без ведома Лаваля и
имевшего целью предотвратить об’единение
Франции с державами оси и захват фран-
цузского флота немцами. ,

Ружье, который якобы действовал в ка-
честве посредника Петэна ‘во время перего-
воров с Черчиллем в Лондоне, утверждает,
что это соглашение, хотя оно никогда не
было оформлено в качестве официального
договора, лойяльно соблюдалось обеими
сторонами до тех пор, пока немцы не анну-
лировали франко-немецкое перемирие  по-
сле высадки союзников в Северной Африке
и пока Петэн не стал пленником Германии.

По словам Ружье, соглашение предусмат-
ривало следующие пункты: разрешение
французским судам возобновить торговлю
между Францией и Северной Африкой; на-
правление британского экономического экс-
перта в Мадрид для совещания с француз-
скими экономическими экспертами о в03-
можности установления торговли с Марок-
ко; прекращение попыток английского пра-
вительства путём применения силы или пу-
тём пропаганды отделить от Виши те фран-
пузские колонии, которые оставались под
юрисдикцией правительства Виши; призна-

войдут 7 социал-демократов, 3 представи-
теля консервативной партии, 3 представи-
теля партии «Венстре», 2 радикала, 1 ком-
мунист, 1! представитель правового союза
и   представитель партии’ «Данск Сам-
линг». В задачу парламентской комиссии.
будет входить только ‘расследование. Ре-
шать дела виновных будет государственный

суд».

ду Черчиллем и Петэном

ние английским правительством, что прави-

тельство Виши будет сопротивляться всем
попыткам захвата французских колоний,
находящихся под юрисдикцией Виши; пре-
кращение английской радиопропаганды про-
тив Петэна. С другой стороны, правитель-
ство Виши взяло на себя обязательство за-
щищать от держав оси все территории, всё
ещё находящиеся под его контролем; не
уступать Германии портов и! судов; присо-
единиться к Англии, когда англичане будут
готовы продемонстрировать свою возмож-
ность произвести высадку и экипировать
французские части.

По заявлению Ружье, он получил задание
от Петэна отправиться в Лондон для пере-
говоров с Черчиллем после предваритель-
ных бесед Ружье с высокопоставленными
официальными лицами английского  мини-
стерства иностранных дел, в том числе с
министром иностранных дел Галифаксом в
советником Стрэнгом. По его словам, Стрэнг
просил его подготовить проект меморандума,
который должен был служить в качестве
джентльменского соглашения.

Книга Ружье воспроизводит фотокопии
телеграмм, писем и французского текста
окончательного меморандума, на котором
якобы имеются замечания Черчилля, напи-
санные им от руки. Одно из них гласит:
«Если генерал Вейган поднимет знамя в Се-
верной Африке, он может рассчитывать на
искреннее сотрудничество правительства й
народа Британской империи, а также на по-.
мошь со стороны США».

Действия американских подводных лодок на Тихом океане

НЬЮ-ЙОРК, 2 июня. (ТАСС). Морское
министерство США сообщило, что дей-
ствующие на Тихом океане американские
подводные лодки за последнее время пото-
пили 14 судов противника, в том числе

один эсминец, три небольших патрульных
судна, один минный заградитель, один
крупный танкер, 5 средних торговых,
2 средних грузовых и одно небольшое тор-
говое судно.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

НЬЮ-ИОРК, 1 июня. (ТАСС). Как уже\

сообщалось; 31 мая в Медисон-Сквер Гар-
дене в Нью-Йорке состоялся организован-
ный «Национальным советом ^ американо-
советской дружбы» массовый митинг, ко-
торый прошел под знаком «приветствия
солдатам Об’единейных наций»,

Приветственные послания
митингу

На митинге было оглашено
президента США Трумэна, в котором гово-
рится: «Я рад этой возможности воздать
должное мужчинам и женщинам в армиях
Об’единенных наций, которые столь  доб-
лестно сражались, чтобы разгромить наше-
го общего врага, а также их’ павшим това-
рищам по оружию, которые. принесли наи-

` послание

выешую жертву для подавления тирании.
Они сделали возможным установление
прочного мира, основанного на высоких

принцинах, за которые мы боролись. В нас-
тоящее время мы должны приложить Bee
эти
жертвы не были напрасными, установив!
мир, основанный на наших основных чело-
веческих свободах — свободе слова и pe-
лигии, свободе от нужды и страха».

Было зачитано также послание Стетти-
ниуса, в котором говорится, что нужно
«постоянно. помнить о необходимости уве-
ковечения в предстоящие годы того сотруд-
ничества, которое было выковано в испы-
таниях войны».

Посол СССР в США тов. Громыко нан-
равил. митингу приветственную телеграмму,
в которой он, отметив, что победа над Гер-
манией освободила от фашистского рабства
многомиллионные народы Европы и подго-
товила условия ‘мирного сотрудничества
между миролюбивыми странами, — заявил:
«От того, насколько успешным окажется
сотрудничество между СССР и США, бу-
дет в значительной мере зависеть проч-
ность мира в будушем. В настоящее время
Конференция И наций в Сан-
Франциско работает над созданием устава
международной организации по сохране-
нию мира. Основную ответственность за
сохранение мира при помощи будущей
международной организации будут нести
великие державы, обеспечившие победу
над фашистской Германией. Я позволяю
себе выразить уверенность в том, что сот-
рудничество и солидарность, проявленные
великими державами в войне и обеспечив-
шие победу над германским милитаризмом,
не уменьшатся и в будущем в деле сохра-
нения мира, завоеванного ценой неисчиели-
мых, жертв, понесенных  миролюбивыми
странами в борьбе против гитлеровской ти-
рании. Народы Советского Союза будут
так же последовательны и настойчивы в
достижении прочного мира, как они были
последовательны и настойчивы в достиже-
нии победы над общим врагом. Да здрав-
ствует дружба между народами США и
СССР. р

Секретарь ВЦСПС тов. Тарасов в своем
послании передал митингу привет от рабо-
чих Советского Союза.

На митинге были оглашены также при-
ветствия министра торговли США Уоллеса,
министра внутренних дел США Икеса и
Элеоноры Рузвельт.

Выступление Стилуэлла

Командующий сухопутными силами аме-
риканской армии генерал Стилуэлл, воздав
должное солдатам всех Об’единенных на-
ций, которые вели тяжелую борьбу и не-
сли на себе ее бремя в боях, обеспечив-
ших победу, сказал: «Американцы выразят
чувства своих собственных солдат, возда-
вая должное в особенности русскому сол-
дату. Мы наблюдали его ‘в. этой войне во
врэмя упорной, самоотверженной обороны
против могущественной германской маши-
ны, во время его эпического сопротивления
в Сталинграде и его первой великой побе-
ды там, когда он уничтожил’ 6-ю герман-
скую армию и повернул ход войны к окэн-
чательной победе. Мы видели, как он гнал
германскую армию обратно‘и очищал свою

родину от захватчиков в самом великом и
упорном в военной истории наступлении.
В течение трех лет постоянной борьбы мы

видели, как он вынес на себе всю тяжесть
натиска немцев и разбил их. Он превзошел
все достижения русских солдат в прошлых

войнах, и все солдаты любой националь-
ности горды тем, что они об’единились ©
ним в этой войне. Весь цивилизованный
мир должен особенно оценить заслуги
центральной фигуры в этой борьбе — рус-
ского солдата».

Выступление Пеппера

Сенатор Пеппер, выступая по радио в
районе Нью-Йорка, отметив присутствие
на митинге нескольких американских сол-

дат, первыми встретившихся с Красной
Армией в Германии, заявил:
«Когда солдаты Советского Союза 4)

Соединенных Штатов обменялись рукопо-

жатиями на реке Эльбе, это было одно из.

величайших событий в истории Человече-
ства. Эти молодые люди встретились в
сердце континента. Они находятся здесь
сейчас, чтобы доказать в условиях совет-
ско-американского единства, что. свобода
живет, а тирания погибла».

Отметив, что Муссолини, Гиммлер и
другие нацисты мертвы, а Гитлер либо
мертв, либо скоро умрет, Пеппер заявил:
«Вскоре Геринг, Гесс и все’ другие пред-
ставители их дьявольской щайки будут по-
вешены за совершенные ими преступления,
и если только нам при выполнении задачи
правосудия не слишком скоро станет тош-
но, то нацизм будет искоренен в Герма-
HHH>.

Вспоминая о начальной стадии войны,
когда немцы наступали в Советском Союзе,
Пеппер сказал: «То, что Красная Армия и
русский народ осуществили, отступая на
длинном многомильном пути, то, что они
делали в каждой деревне, в каждом го-
роде и населенном пункте, не имеет рав-
ного в истории. М, наконец, под Москвой
и в Сталинграде волна зла натолкнулась
на стену крови и духа как армии, так и.на-
рода, руководимых одним из величайших
людей в истории — Сталиным, и эта волна
начала откатываться. Она не сама откатилась
до Берлина. Она была отброшена снаряда-
ми, сталью, силой. И, наконец, Красная Ар-
мия, разгромив, смяв так называемую
сверхрасу, окружила Берлин и встрети-
лась с американскими солдатами на Эльбе.
Когда эти люди обменялись рукопожатия-
ми, они скрепили два самых могучих звена
в истории человечества.

История богата великими подвигами в
войне, деяниями смелых н непобедимых.
Однако никогда ранее перья ни описывали
и слова не охарактеризовали более  вели-
чественных подвигов героев и героинь,
нежели подвиги Красной Армии».

Пеппер воздал должное заслугам амери-
канских солдат. Он осудил тех, «кто. пос-
тоянно распространяет отравляющую про-
паганду против России, пропаганду,
изображающую каждое усилие русских,
направленное к обеснечению безопасности
и самосохранения, как акт агрессии против
человечества и всеобщего мира».

Далее Пеппер сказал: «Никто не будет
отрицать, что Советский Союз сыграл боль-
шую и славную роль в создании  содру-
жества Об’единенных наций. Мы должны
помнить, что Россия предложила, чтобы
одной из целей Об’единенных наций была
полная занятость населения всех стран.
Дважды на протяжении девяти месяцев
представители России прибывали в Соеди-
ненные Штаты и неустанно трудились, что-
бы обеспечить благосостояние человечест-
ва и всеобщий мир».

Выступление Уокера

Генерал-лейтенант Уокер в своем выс-
туплении заявил:

«8 мая после полудня 20-й американский
корпус, которым я имел честь командовать,
соединился с 20-м русским  гвардейским
Будапештским корпусом ‘в Центральной
Австрии. Наши солдаты посмотрели рус-
ским в глаза, и им понравилось то, что они
увидели. Наши солдаты нашли, что русские
солдаты на вид приятны и весьма похожи
на них самих. Им нравился смех девушек,
пища. Русские солдаты ненавидят разврат,
болезнь, смерть и тех людей, которые нав-
лекли все это зло на континент. Русские
также во многом узнавали себя в наших
солдатах. Бесспорно, среди всех наших
союзников было много мелких различий в
характере, личных привычках, однако не
было настолько больших различий, KOTO-

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 ИЮНЯ 1945 г. № 129 (8739)

рые сделали бы невозможным подчинение
их эффективному коллективному выполне“
нию общей задачи. Солдаты наших Об’еди-
ненных наций наглядно продемонстрирова-
ли лживость многих излюбленных теории
нашего недавнего врага в Европе».

Выступление Ламонта

Выступивший с речью председатель «На-
ционального совета  американо-советской
дружбы» Ламонт заявил, что в настоящее
время самой важной целью является созда-
ние устойчивого всеобщего мира. «Мы ни-
когда не должны, — сказал он, — ослаб-
лять наших усилий в деле поддержания
  мира и тесной советско-американской дру
жбы, являющейся краеугольным камнем
  мира». Ламонт сказал, что Национальный
совет борется против всех тех, кто хочет
подорвать великую коалицию  Об’единен-
 ных наций в мире или в войне.

- Выступление Смита

Директор «Национального совета амери-
кано-советской дружбы» Смит также под-
черкнул, что англо-советско-американская
дружба необходима в качестве основы ми-
ра. Он сказал: «Именно в момент победы те
элементы, которые непрестанно‘ стремились
к тому, чтобы вызвать недоверие в отноше-
ниях между Соединенными Штатами и Со-
ветским Союзом, удвоили свои отврати-
тельные усилия. Нельзя сказать, что они
не добились некоторого временного успе-
ха. Печальным фактом является то, что
Конференция в Сан-Франциско, поевятив-
шая себя задаче единства в целях дости-
жения мира, была использована многими
слоями нашей печати в качестве источника
для распространения злых слухов и обви-
нений, направленных против Советского
Союза».

Далее Смит заявил:

«История наших отношений с Россией с
самых ранних периодов была мирной и
взаимно выгодной. После войны наша на-
циональная экономика будет в большей сте-
пени, нежели когда-либо раньше, зависеть
от внешней торговли, если мы хотим обес-
печить что-либо приближающееся к полной
занятости населения. ;

Советский Союз, восстанавливающийся
после опустошений, причиненных нацист-
ским вторжением, и наблюдающий за неог-
раниченным ростом наших естественных и
промышленных ресурсов, несомненно, явит-
ся одним из наших: лучших заказчиков. Из
всех стран мира ни одна не желает мира
более искренно, чем Советский Союз. Его
политика и действия с момента его возник-
новения четверть века тому назад полностью
доказали это. Советский Союз был самым
сильным и последовательным защитником
коллективной безопасности в довоенные го-
ды. Мы жили бы сейчас в лучшем мире, если
бы к Советскому Союзу прислушивались и
с ним работали совместно. вместо того, что-
бы его унижать и игнорировать в трагиче-
ский мюнхенский период. Советский Союз
явно указал на свое желание видеть со-

—— eee eeeeeeee—eas«onasSSSsSSs}3>0$_$—“0>0w>so>o—

<4
Массовый митинг в Нью-Йорке, организованный.

“ wah 66
„Национальным советом американо-советской дружбы

На Конференции
Об’единенных наций
в Сан-Франциско

САН-ФРАНЦИСКО, 31 мая. (Спец. корр.
ТАСС). Комитет № 1 комиссии № 4 Конфе-
ренции Об’единенных наций, занимающийся
вопросами международного ‘суда, заявил,
что им одобрено дополнение к той части
выработанного .в.Думбартон-Оксе, проекта,
которая касается международного суда.
Согласно этому дополнению Генеральная
Ассамблея и Совет безопасности получают
право требовать заключений суда по любо-
му юридическому вопросу.

Одобрено. также предложение, согласно
которому статут суда дает ему возмож-
ность выносить заключения по требованию
Генеральной Ассамблеи или других органов,
уполномоченных на это уставом  организа-
ции. Вопрос о том, могут ли другие между-
народные организации и отдельные страны
требовать таких заключений, остается от-
крытым и будет решаться в другом коми-
тете.

ТАСС). Председатель комитета № 4 ко-
миссии № 2, занимаюшегося вопросами
спеки, представитель Новой Зеландии Фрэ-
зер заявил представителям печати; что ки-
тайская делегация взяла обратно свое пред-
ложение о включении независимости в чис-
ло общих целей для всех колоннальных и
зависимых народов. Она заявила, что сни-
мает это предложение при условии, что ко-
митет включит независимость в число
основных целей, преследуемых системой
спеки. у

Комитет одобрил пункт, согласно кото-
рому сама международная организация мо-
жет взять на себя административное управ-
ление территориями в соответствии с сог-
лашением об опеке. Комитет продолжает
обсуждать вопрос о включении пункта, со-
гласно которому управление любой данной
территорией может быть поручено более
чем одному государству. Пока еще не ре-
вено, будет ли контроль над территориями,
включенными в систему опеки, передан Ге-
неральной Ассамблее или отдельным госу-
дарствам в том случае, когда организация
Об’единенных наций возьмет на себя
управление данной территорией.

Посол СССР в Бельгии вручил регенту
верительные грамоты.

ЛОНДОН, 2 июня. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер из Брюсселя, принц-
регент Бельгии принял посла СССР в Бель-
гии М. Г. Сергеева, который вручил реген-
ту свои верительные грамоты.

Возведение французской
и чехословацкой миссий
в ранг посольства

ПАРИЖ; 2 июня (ТАСС). Агентстве

Франс пресс передает, что французское и
чехословацкое правительства решили воз-
вести в ранг посольства французскую мис-

сию в Праге и чехословацкую миссию в

здание в европейских государствах прави-
тельств, имеющих как можно более широ-
кую базу единства антифашистских элемен-
тов, об’единяющую все политические пар-
тии, от правых до левых, и тем самым пред-
отвращающую возрождение фашистского
духа.

Всем, за исключением слепых и злонаме-
ренных людей, ясно, что Советский Союз,
это — сосед, на которого можно положить-
ся, зная, что он использует свой большой
престиж и мощь для создания стабильного
мира, которому не сможет угрожать опас-
ность агрессии. Если мы искренни в своих
убеждениях, можем ли мы занять другую
позицию, нежели желания быть в тесной
дружбе с Советским Союзом».

С речью выступил также советский гене-

рал Сараев.
Представитель духовенства Фритчмэн

зыступил в защиту дружественных и тес-
ных отношений с Советским’ Союзом.

Американский лейтенант Робертсон, ко-
торый официально считается первым аме-
риканским военным, приветствовавшим
Краеную Армию на ‘Эльбе, описал ‘радост-
ную ` встречу в Торгау и награждение его,
Робертсона, советским орденом Алексан-
дра Невского.

_ Конгресс гоминдана и китайская
действительность

Состоявшийся с 5 по 21 мая в. Чунцине
6-й конгресс гоминдана явился важным по-
литическим событием в жизни Китая.
‚.Конгресе собрался в момент, когда меж-
дународная обстановка благоприятна для
Китая. Что касается внутриполитического
положения, то оно к моменту созыва кон-
гресса оставалось чрезвычайно напряжен-
ным, а военное положение — все еще тя-
желым. Делегаты конгресса представляля
собой руководящую верхушку гоминдана,
т.-е. партийную бюрократию и правитель-
ственных чиновников, которые были назна-
чены, а не избраны в организациях демо-
кратическим путем.

Конгресс обсудил доклад Чан Кай-ши
о’ международном и внутреннем положе-
HHH, заслушал доклады военного MH-
нистра Чжэнь Чэна о военном положе-
нии и-начальника генерального штаба гене-
рала`Хо  Ин-цина о военных действиях в за-
падной части провинции Хунань. Неудачи
на фронте докладчики пытались больше
об`яснить причинами внешнего порядка,
как, например, плохой помощью  союзни-
ков и т. п. Военные руководители китай-
ской -армии, возводя порок в добродетель,
решили блеснуть несуществующими воен-
ными заслугами перед всем миром. «Мы,—
гласит резолюция по докладам Чжэнь Чэна
и Хо Ин-цина, — не только разбили япон-
ские надежды на молниеносную войну, но
мы не дали возможности японцам пере-
бросить свои войска на Тихий океан, а так-
же не дали им возможности вторгнуться в
Советский Союз. Таковы наши заслуги в
деле поддержания мира и глраведливости
во всем мире».

Нет сомнения, что китайские солдаты
умеют упорно бороться с врагом, что . не
раз было доказано во время японо-китай-
ской войны. Однако ради справедливости
надо сказать, что свободолюбивые народы
всего мира за последнее время с тревогой
наблюдали, как в благоприятно сложив-
шнхся условиях в 1944 г. китайские армии
без боя оставляли‘ противнику важные пун-
кты, в`то же время используя свои войска
для блокады 8-й и 4-й армий, ведущих
героическую борьбу против японских окку-
пантов.

Несмотря на поражения Японии на Тихом
океане я разгром ее союзника по «оси» —
Германии, Япония до последнего времени
продолжала вести наступательные действия

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗД А ТЕЛЬОТВА: Москва, $. Пушкянекая площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Для’ справок — К 3-25-; Военного — К 5-68-59 и К3-39-70;. Инфо рмационного — К 4-7
Советского строительства — К 3-98-77; Пропаганды’— К 1-42-86; Литературы и искусства — К 0-51-27; Иностранного — К 3-91-08; Писем—К 3-75-17; Художественного — К 5-36-58.

Б 14745, _

аминь Le а:

в провинциях Хунань‘и Хубей (Центральный
Китай). Министр Китая генерал Чжэнь Чэн
на пресс-конференции в Чунцине 26 апреля
вынужден был отметить успех этого насту-
пления противника. Несмотря на то, что в
настоящее время создалась благоприятная
обстановка для наступательных действий,
китайское командование все еще проявля-
ет пассивность и выжидает.

Конгресс гоминдана высказался за необ-
ходимость составления планов контрнасту-
пления. Подобные благие желания разда-
ются давно... На деле же некоторые ки-
тайские военные руководители, кичащиеся
своими победами, скорее озабочены He
столько борьбой с японцами, сколько лик-
видацией партизанского движения в стра-
не и блокадой Особого пограничного
района.

Причины того, что военная ‘и внутрипо-
литическая обстановка продолжает  оста-
ваться напряженной, заключаются в той
позиции, которую занимает гоминдан, как
правяшая партия Китая. Руководство ‘ го-
миндана фактически отказалось от полити-
ки национального единства. В начале те-
кущего года руководство гоминдана окон-
чательно отвергло предложение китайской
компартии и Демократической лиги о соз-
дании коалиционного демократического
правительства с включением в него пред-
ставителей всех демократических партий и
прогрессивных деятелей страны. 1 марта
1945 г. Чан Кай-ши, заявив 0б отклонении
этих предложений, сообщил, что гоминдан

«возвратит верховную власть народу через

посредство Национального собрания», Чан
Кай-ши указывал тогда, что осенью 1945 г.
будет созвано Национальное собрание, на
котором будет принята
форма. правления.

ших на повестке дня конгресса гоминдана,
й был вопрос о созыве Национального соб-
рания для принятия конституции.

Нет слов,”решение о созыве Националь-
ного собрания осенью 1945.г. с целью уста-
новления конституционной формы правле-
ния является большим шагом в направлении
демократизации. Китая. Но методы, кото-
рыми пытаются гоминдановцы осуществить
это важное в жизни государства мероприя-
тие; не оставляют сомнений в том, что го-
миндан стремится полностью сохранить
диктатуру в своих руках. «Что касается

конституционная

Одним из центральных вопросов, стояв-

полномочий и членства этого Национального
собрания, —. заявил 17 мая с. г. министр
информации Ван Ши-цзе, — то эти вопросы
будут решать ЦИК гоминдана или же его
постоянный комитет».

Согласно заявлению Чан Кай-иви or   map-
та, все политические партии получат статут
законного существования и будут пользо-
ваться равными правами лишь с момента
провозглашения конституционной формы
правления. Таким образом,  подготовитель-
ные мероприятия к созыву Национального
собрания. разработка проекта конституции
и т. д. остаются в монопольных руках од-
ной партии — гоминдана. Более того, руко-
водство гоминдана уже обеспечило себе
подавляющее большинство в Национальном
собранин путем назначения делегатов и
оставления действительными мандатов деле-
гатов, избранных накануне японо-китайской
войны, когда созыв Национального собра-
ния в связи с военной обстановкой был от-
ложен. Газета «Синьчжунгожибао» (орган
Демократической лиги), комментируя реше-
ния конгресса гоминдана, 24 мая пишет: «Мы
настаиваем, чтобы Национальное собрание
носило общегосударетвенный характер, и в
связи с этим мы настаиваем на широких пе-
ревыборах делегатов».

Даже гоминдановская газета «Дагунбао»

в номере от 24 мая вынуждена признать,
что полномочия Национального собрания
гораздо меньше полномочий парламентов

других стран. Касаясь выбора делегатов и
отмечая, что это является «важным вопро-
сом, интересующим народ нашей страны»,
«Дагунбао» далее пишет: «Если делегаты
не смогут отвечать требованиям граждан
всей, страны, это будет главным недостат-
ком Национального собрания, и государ-
ственные политические органы, созданные на
Такей основе, безусловно, непригодны».

На пресс-конференции 17 мая министр ин-
формации Ван Ши-цзе следующим образом
об яснял позицию гоминдана в вопросе о
выборах в Национальное собрание: «В от-
личие от Америки и Великобритании, Ки-
тай. является страной, где. всеобщие выборы
— еще необычное дело. По этому вопросу
имеется целый ряд различных мнений. Од-
нако большинство считает, что лучшим
способом является оставление делегатов.
уже избранных ранее». Какое «большинст-
во» — остается пока загадкой.

Возражая против навязывания старых де-
легатов, «Синьчжунгожибао» резонно спра-
шивает: «Но разрешите спросить, чем
характеризовалось то время, когда прохо-
дили так называемые выборы в Националь-
ное собрание 10 лет тому назад? Тогда
власть однопартийной диктатуры достигала

наивысшей точки, фашизм во всем мире по-
всеместно распространялся, голоса демокра-
тии не было слышно в нашей стране, все
оппозиционные партии считались преступ-
HBIMH».

Таким образом, лозунг гоминдана «пере:
дачи политической власти народу» ‘через
Национальное собрание может стать шир-
мой, за которой реакционные руководители
гоминдана стремятся еще больше укрепить
власть в своих руках, делая вид, что они
осуществляют демократизацию государства.
Стремления демократических кругов Китая
в отношении проведения подлинной демо-
кратизации в стране встречаются в штыки
реакционерами из гоминдана. В предложе-
ниях о национальном ‘единстве они видят
посягательство на права’ гоминдана, кото-
рый осуществляет фактически диктатуру
в стране. Орган китайских католиков, рупор
реакционеров, газета «Ишибао» доказывает,
что лишь гоминдан имеет право управлять
государством.

Гоминдановские газеты стараются дока-
зать, что гоминдан идет по`пути демокра-
тизации Китая. В частности, к такому ме-
роприятию эти газеты относят решение кон-
гресса об упразднении комитетов гоминда-
на в армии. Орган гоминдана «Чжунянжи-
бао» в номере от 20 мая расценивает это
решение, как доказательство того, что «го-
миндан не рассматривает армию как свои
собственные вооруженные силы». «Гомин-
дан,—пишет газета, —вернет армию государ-
ству». Поскольку в армии на руково-
дяших постах находятся деятели гомин-
дана, а правительство состоит целиком из
гоминдановцев, то эти реформы по суще-
ству значения никакого не имеют.

Политика гоминдана в вопросе нациэ-
нального единства остается прежней. Это
антинародная` политика раз’единения нацио-
нальных сил, прикрываемая фиговым лист-
ком лозунга «передачи политической власти
народу». Это политика  провоцирования
гражданской войны в стране, которая осо-
бенно сказалась в отношении гоминданов-
цев к компартии и’ другим демократиче-
ским организациям Китая.

На конгрессе гГоминдана специально об-
суждался вопрос об отношении к китай-
ской компартии. Гоминдановцы снова обвн-
няли коммунистов в «неподчинении» цент-
ральному правительству. Их особенно сму-
щает тот факт, что компартия имеет войска
— 8-ю, 4-ю армии и большие  партизан-
ские районы, которые гоминдановские реак-
ционеры давно хотели бы ликвидировать.
Следует отметить, что в гоминдане, в том
числе и среди его видных деятелей, как на-
пример Сунь Фо и др., имеются сторонники

национального единства и демократизации
страны.

Все прогрессивные силы как в Китае,
так и за границей поддерживают предло-
жения китайских коммунистов и других
демократических организаций относитель-
но национального единства в стране. В
день открытия конгресса гоминдана
5 мая в газете «Синьчжунгожибао» была
опубликована статья, озаглавленная «Пос-
лание шестому конгрессу гоминдана», вы-
ражающая мнение младокитайской пар-
тии. Отмечая критическое положение в
стране и призывая гоминдановцев к при-
нятию решений об осуществлении демо-
кратических принципов управления _ в
стране, газета писала:

«Мы надеемся, что делегаты конгресса
гоминдана вникнут в действительное по-
ложение, которое внешне кажется в по-
рядке, а в действительности носит крити-
ческий характер, и подумают о. народе,
который внешне спокоен, но в действи-
тельности полон негодования».

Еще раньше, 11 апреля, прогрессивная
газета «Чайна дейли» опубликовала дек-
ларацию культурных кругов города
Чэнду, озаглавленную «Предложения ©
средствах ‘преодоления нынешней ситуа-
ции». В декларации, подписанной 126 пред-
ставителями интеллигенции города, в це-
лях «спасения Китая от того кризиса, в
котором он в настоящее время находится,
и для достижения победы в войне сопро-
тивления» выдвигаются десять требований
для немедленного осуществления в жизнь:
Первым является требование как можно
скорее созвать ‘чрезвычайную  конферен-
цию представителей всех партий, груп-
пировок и организаций. для создания коа-
лиционного правительства, поддерживае-
мого всей нацией. Вторым является требо-
вание созвать избранное всей’ нацией На-
родное собрание, которое отражало бы
истинное мнение народа, и отстранить пред-
ставителей в Народное собрание, которые
навязаны сверху. Остальные пункты со-
держат в себе требования предоставления
народу демократических прав и свобод,
увеличения военных усилий для заверше-
ния войны и Т. д.

Специальный пункт требует улучшения
отношений с Советским Союзом, США
и Англией.

Китайский народ, вложивший много сил
в дело борьбы за свое наниональное осво-
бождение, все больше начинает осозна-
вать, что для достижения победы: требуется
не только разгром врага, но они решитель-
ная демократизация государства и нацио-

нальное единство.
П. КРАИНОВ.

Типография «Известий Советов депутатов: трудящихся СССР». имени И. И. Скворцова- Степанова. Пушкинская площадь, 5.

одними мыслями

мента,

ных
присоединились
Освобождения во Франции следующие ор-
ганизации:
резервистов и бывших фронтовиков» в рай-
оне Не, «Польские отряды по разминиро-
ванию местности» в департаменте Па-де-
Кале, секция «Польского общества резер-
вистов и бывших фронтовиков» в Рувруа н
Па-де-Кале.

бы», созданный
кой,
этой ‘организации в Суассоне и в департа-
менте Эн порвали с польским. эмигрантским
«правительством»
Польскому
Франции,

Париже.

Послание комитета польских
демократов в Сиднее Беруту

ВАРШАВА, 1 июня. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Польпресс, на имя прези-
дента Крайовой Рады Народовой Берута
поступила от комитета польских демокра:
тов в Сиднее (Австралия) телеграмма, в
которой говорится:

«После долгих лет страданий мы живем
с нашими братьями в
Польше и радуемся завершению войны в
Европе и окончательному уничтожению
гитлеровского зверя. Выражаем горячую
признательность Вам и правительству за
мудрое руководство, которое привело наши
войска к героическим деяниям и выдающе-
муся участию в окончательной победе. Ве-
сти с родины подтверждают наше убежде-

ние, что больше не будет повода для эми-

грации из Польши ее честных сыновей,

Поздравляем Вас, главного строителя фун-

дамента счастья польского народа, фунда-
каким является польско-советский
договор. Мы глубоко убеждены, что этот

договор послужит порукой свободы и бла-
госостояния польского народа. Просим при-
нять уверения в нашем уважении, неизмен-
ной лойяльности и поддержке Ваших усилий

в деле создания свободной, независимой,

счастливой Польши».

Комитет польских демократов в Сиднее

прислал также поздравление главнокоман-
дующему Польского войска Роля-Жимер-
скому по случаю присвоения ему маршаль-
ского звания.

Польские организации во Франции
порывают с польской реакционной
кликой в Лондоне

ПАРИЖ, 2 июня. (ТАСС). За последние

дни ряд польских организаций во Франции,
которые до сих пор поддерживали поль“
ское эмигрантское «правительство» в Лон-
доне, порвали с этим. «правительством» и
тем самым осудили его профашистскую по-
SHILHIO.

«Польское общество взаимопомощи во

Франции» во главе со своим руководителем
Каспжаком на-днях порвало с польской pe*
акционной кликой в Лондоне и присоеди-
нилось к Польскому Комитету Освобожде-
aa во Франции. 2] мая состоялось собра-
ие
бывших фронтовиков» района Дуэ. Собра-
ние решило порвать с польской лондонекой
группой. В единодушно принятой на со-
брании резолюции говорится: «Члены обще-
ства
ниться к Польскому Комитету Освобожде-
ния во Франции». Был избран новый прези-
диум общества.

«Польского общества резервистов и

района Дуэ ‘постановили присоеди-

Кроме того, порвали с кликой реакцион-
польских эмигрантов в Лондоне и
к Польскому Комитету

секния «Польского общества

«Польский центральный комитет борь-
лондонской польской кли-

постепенно разваливается. Филиалы

ни присоединились к

Комитету Освобождения во
Аналогичные решения приняли
местные. организации упомянутого «Комите-
та борьбы» в Потиньи и Кальвалосе, а так-
же польское «Общество стрелков» в Нанси.
ИИ Е и еек =

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

2-31; Экономического — К 3-58-35 и К 3-16-06. Сельского хозяйства, — К 5-16-17;
Издательство — К 5-25-20, К 4-15-06. Приём. об’явлений в. Москве —К 5-74-38, в Ленинграде — 36-78. т