п

т
Г

ponte
qt
gine
ы

т
у pt
;
orp
rsa,
vert
gi
qu
И

ga
rae
a
pt i
и
“ail. q
pelt
40d
patie

if
мы
УИ !
0p?

py 1,7
Pat

(atl

ca! ar

ap
и gal!

gat”

ПЯТНИЦА, 8 ИЮНЯ 1945 г. № 133

(8743)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

—— EY

VI СЕССИЯ BEPXOBHOTO СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА
Прения по докладу о Государственном бюджете РСФСР на 1945 100

Речь Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР тов. А. Н. Косыгина

Товарищи депутаты! Победоносно за-
кончилась Великая Отечественная война.
Разбит самый сильный враг, организатор
войны и разбоя, поработитель свободолю-
бивых народов — гитлеровская  Герма-
ния. Под ударами Красной Армии и войск
наших союзников рассыпалось и пере-
стало существовать разбойничье фашист-
ское государство.

Доблестная Красная Армия полностью
освободила нашу страну от немецко-фа-
шистских захватчиков. Она освободила
от немецкого ига и порабощенные народы
Европы, выполнив великую освободитель-
ную миссию.

Советский народ славит героических
воинов, верных своих сынов, с честью от-
стоявших отечество и водрузивших знамя
победы над Берлином.

Безмерна наша любовь и благодарность
Красной Армии и великому влохновите-
лю и организатору исторических побед
товарищу Сталину. (Аплодисменты).

Во имя свободы и независимости наше-
го государства принесены великие жерт-
вы. Вечно будет жить в сердцах советских
людей память о героях, отдавших жизнь
за свободу и счастье своего народа. Само-
отверженным трудом, укреплением мощи
нашей Родины советский народ увекове-
чит славу погибших соотечественников.

В дни войны рабочие, крестьяне и ин-
телаигенция еще крепче сплотились во-
круг великой партии Ленина — Сталина,
вокруг нашего Правительства. Партия
большевиков в трудные годы войны вдох-
новляла советский народ, об’единяла его
усилия и организовывала всенародную
борьбу против немецких захватчиков. Нод
руководством нашей партии народы Co-

. ветского Союза в Великой Отечественной

войне показали беспримерную выдержку,
твердую решимость разбить врага, про-
явили массовый героизм на фронте и вты-
лу. Среди народов Советского Союза, еди-
нодушно поднявшихся против смертель-
ного врага — фашизма, русский народ
был в первых рядах, проявляя беепри-
мерное мужество, отвагу и совершая тру-
довые подвиги.

В трудных условиях военного времени
на территории РСФСР не прекращался
рост промышленности. Расширялись дей-
ствующие и создавались новые промыш-
ленные предприятия, особенно в районах
Урала, Сибири и Приволжеких областях.
В короткий срок пускались в действие
предириятия, перебазированные йз при-
фронтовых районов.

В: великом труде народов Советского
(Союза выдающаяся роль принадлежит
русскому народу, его рабочему классу,
колхозникам и интеллигенции. Он’ пока-
зал умение в короткий срок решать саож-
ные задачи промышленного строительст-
ва, быстрого налаживания мощного мас-
сового производетва.

Слова нашего вождя товарища Сталина
06 исторической роли русского народа в
Великой Отечественной войне были
встречены © благодарностью всеми. совет-
скими людьми и вызвали небывалый
под’ём среди нашего ‘народа. Руеский на-
род, беззаветно преданный своей Родине,
6 честью выполнит любые задачи, постав-
ленные перед ним товарищем Сталиным.
(Аплодисменты).

Товарищи депутаты! За период с \
сессии Верховного Совета РСФСР на-
родное хозяйство нашей республики не-
уклонно развивалось в соответетвии с ут-
вержденным народнохозяйственным пла-
ном и Государственным бюджетом на
1944 г. Успешное выполнение военных
заказов промышаеённоетью, бесперебойное
снабжение фронта и тыла продовольст-
вием и сырьем сельским хозяйством яв-
ляются важнейним итогом работы за не-
риох между № и \1 сессиями Верховного
Совета РСФСР.

Республиканская и местная промыш-
ленность за 1944 г. выпустила продук-
ции на 18 проц. больше, чем-в 1948 г.
Успешно развивалась районная промыш-
ленность.

Местной промышленностью и промкоо-
перацией выпущено промышленных това-
ров и хозяйственных изделий для населе-
ния на 38 проц. больше, чем в 1943 г.

Улучшили работу в 1944 г. основные
отрасли сельского хозяйства. Увеличилось
в колхозах поголовье крупного рогатого
скота и свиней, наметилось улучшение в
работе совхозов. .

Товарооборот государственной и коо-
перативной торговли на территории на-
шей республики увеличился на 34,3 проц.
против 1948 г. -

Повысилось качество учебной и воспи-
тательной работы в школах. Улучшилось
медицинское обслуживание населения.

В хозяйстве нашей республики в прош-
лом году произведено капитальных работ
на сумму 845,3 млн. руб. — на 74.1 проц.
больше, чем в 1943 г. Это обеспечило
ввод в действие многих промышленных и
коммунально-бытовых предприятий.

Таковы основные итоги работы за ис-
текший год.

В результате победоносного завершения
Отечественной войны открываются боль-
шив возможности нового под’ёма всех от-
раслей промышленности, сельского хозяй-
ства, культуры й коммунального хозяй-
ства. ь

Государственный бюджет РСФСР на
1945 г. предусматривает рост ассигнова-
ний на дальнейшее развитие хозяйства и
культуры нашей республики. Доходы Рос-
сийской республики повышаются против
прошлого года на 13.1 проц. Увеличива-
ются расходы на 4.455 млн. руб. На с0-
циально-культурные мероприятия, про-
свещение и здравоохранение выделяется
20.547,9 млн. руб., более 18 проц. против
прошлого года. Вложения в промышлен-
ность, сельское и коммунальное хозяйет-
во увеличиваются на 23,2 проц ;

В 1945 г. в сельское хозяйство РОФСР
вклалываются большие средства. Как из-
вестно, на производетвенные затраты ма-
шиняо-трайторных станций и другие ме-
роприятия по сельскому хозяйству, кроме
совхозов, отпущено по союзному бюджету
свыше 4 млрд. руб.

Нашим республиканским бюджетом
предусматриваются ассигнования на ме-
роприятия по сельскому хозяйству и на
подготовку кадров 1.200 млн. руб., или
на 293 млн. руб. больше, чем израсходо-
вано в 1944 г. : ,

Перед сельским хозяйством нашей
республики стоит важнейшая задача —
в кратчайший срок добиться зосстановае-
аия и дальнейшего развития всех эго от-
  раслей. Прежде всего это относится к
зорновым и гехническим кульгурам, жи-
BOTHOBOACTBY и особенно коневодству.
Особое значение в этом деле приобретает
‘быстрейшее восстановление сельского хо-
зяйства в освобожденных районах.

В 1944 г. состояние сельского хозяй-
ства нашей республики по сравнению с
1943 г. улучшилось. Заметно улучши-
ли свою работу машинно-тракторные
станции, выполнившие план тракторных
работ на 12.4 млн. га больше, чем в
1943г. oe

Более организованно были проведены
полевые работы, уход за посевами, убор-
ка узожая. В прошлом году по республи-
ке в целом колхозы и совхозы добились
увеличения валовой продукции и сдали
государству  сельскохозяйственных про-
дуктов значительно больше, чем в 1943
году.

В некоторых областях в 1944 г. план
сельскохозяйственных работ не был вы-
полнен, обработка полей производилась
неудовлетворительно. Слабо был органи-
зован труд. Многие колхозники не выра-
боталя минимума трудодней, в результа-
те сбор урожая оказался ниже плана, и
обязательства по поставке продуктов го-
сударству не были выполнены. Прежде
всего это относится к Алтайскому краю,
Новозибирской, Куйбышевской, Ульянов-
ской областям, Мордовской и Татарской
АССР

Союзное Правительство, Центральный
Комитет ВКП(б) на 1945 г. поставили в
качестве гаавной задачи -— всемерное по-
вышение урожайности и увеличение ва-
лового сбора зерна и других сельскохо-
зяйственных культур.

Посевные работы в текущем году кол-
хозами, МТС ‘и совхозами проведены на
более высоком уровне, чем в весну прош-
лого года.

По данным на 1 июня, колхозами по-
сеяно яровых культур на 2,3 млн. га
больше, чем на т} же дату прошлого го-
да. План посева колосовых выполнен на
93 проц. Уборочная площадь всех куль-
тур вместе с озимыми возрастает по кол-
хозам против 1944 г. на 3,5 млн. га.
Увеличиваютея посевы картофеля, ово-
щей, подсолнечника, льна и других тех-
нических и кормовых культур. От совет-
ских и земельных органов требуется в
ближайшие дни полностью завершить ces,
060б0е внимание уделять делу ухода за
цосевами, проведению прополки, под’ёму
паров, широкой организации подготовки
в уборке урожая. Самым важным в этом
деле является правильная организация
кояхозного труда, полное использование
рабочей силы, повышение производитель-
ности труда колхозников. ‘

Особое значение в повышении урожай-
ности  сельскохозяйственных культур
имеют введение правильных севооборотов
и восстановление их там, где они были
нарушены, ухучшение семенного дела,
проведение в более широких размерах
борьбы с сельскохозяйственными вреди-
телями, сорняками и увеличение зяблевой
венашки.

Огромный урон от немецких захватчи-
ков понесло животноводство.

В 1944 г. по Российской республике
было достигнуто ‹ увеличение поголовья
скота. Государственный план по крупно-
му рогатому скоту коахозами был выпол-
нен. Увеличилось поголовье скота в лич-
ном пользовании колхозников.

ояхозы в 1944 г. заготовили кормов
& зиме на 5 млн. тонн больше, чем в
1943 г., более организованно провели зи-
мовку скота, уменьшили падеж и увели-
чили выход принлода. Отдельные области
в развитии животноводства добились хо-
роших результатов,
Московской, Калининской и Тульской
областей, восстановив поголовье продук-
тивного скота до довоенного уровня.

На У сессии Верховного Совета РСФСР
отмечалась плохая работа по животновод-
ству в Алтайском и Красноярском краях,
Кемеровской, Курганской. Новосибирской.
Омской и Челябинской областях. В
1944 г. некоторые из них улучшили ра-
боту. Например, Челябинская облаёть по-
головье крупного рогатого скота увели-
чила на 6 проц.. поголовье овец — Ha
10 проц.

Советские и земельные органы  Ново-
сибирской, Кемеровской. Омской областей
и Красноярского края из этой критики не
сделали надлежащих выводов,—улучше-
ния в развитии животноводства этих
областей не произошло.

Горьковская область в 1943. году заслу-
женно отмечалась как передовая, Достиг-
нутый уровень развития животноводства
в 1944 тоду Горьковская область не толь-
ко не закрёпила, а, наоборот, ухудшила
состояние животноводства.

Товарищ Педьев, выступая здесь вче-
ра, говорил об успехах в развитии жи-
вотноводства в Горьковской области.
Нельзя согласиться © такой оценкой.
Факты говорят о другом. Если в 1948 г.
было получено на 100 коров. 90 телят, то
в 1944 г. только 74. Уменьшился выход
ягнят и поросят.

Приведенные мною данные говорят 0
том, что Горьковскому облисполкому и его
земельным органам нужно принять сроч-
ные меры в выправлению положения в
животноводстве. ,

Плохо продолжают руководить живот-
новодством в Калужекой, Куйбышевской
областях, Красноярском, Хабаровском
краях, Бурят-Монгольской и Марийской
ACCP.

Большие потери терпит животноводет-
во из-за яловости маточного поголовья
скота. Ликвилация яловости даст значи-
тельнов увеличение поголовья скота. Хо-
рошим примером этому может служить

особенно колхозы

Московская область, обеспечившая полу-
чение в 1944 т. 93 телят на каждые 100
ворох.

Перед сельским хозяйством на 1945 г.
  поставлена задача-увеличить поголовье
скота в колхозах и совхозах, повысить
его продуктивность, ликвидировать яло-
роеть маточного поголовья и падеж ско-
та, укрепить и ‘расширить кормовую ба-
зу цая животноводства 06000 следует
остановиться на коневодстве. Поголовье
  лошадей в колхозах РСФСР в связи с вой-
ной резко сократилось, особенно в райо-
нах, подвергавшихся оккупации.

В 1944 г. государственный план раз-
вития коневодетва He был выполнен.

В некоторых областях до сих пор еще

ления. Возобновлен выпуск ряда изделий,
снятых с производства в первые годы
войны. Освоено производство некоторых
новых видов изделий.

Успешно восетанавливается производ-
ство товаров широкого ^ потребления в
освобожденных районах. где за 1944 г.
только предприятиями Наркомместпрома,
тромкооперации и кооперации инвалидов
выпущено промышленных изделий на
сумму 1.634 млн. руб. В прошлом году
многие города и области нашей республи-
ки значительно перевыполнили план про-
изводства товаров пгирокого потребления.
Лучших результатов в этом деле достигли
Ленинград, Москва, Московская, Туль-
ская, Ярославская, Ивановская, Горьков-

господствует обезличка в уходе за конем.
Например, в Тамбов-
ской области к нача-
лу 1945 г. было за-
креплено за конюха-
ми 29 проц, в Улья-
новской-— 62 проц., в
Хабаровском крае —
64 проц. лошадей.
Такое же положение
и.с закреплением л0-
шадей 8a ездовыми.
Обезличка в исполь-
зовании лошадей на
работах и в уходе
за ними наносит ог-
ромный ущерб кол-
хозному коневодетву.
Надо с этим покон-
чить в кратчайший
ерок.

В текущем году
впервые за годы вой-
ны начало улучшать-
ся дело воспроизвод-
ства конского пого-
ловья и его сохра-
нения. В республике
за истекшие 4 меся-
ца на каждые 100
кобыл получено же-
ребят в два pasa
больше, чем за тот
же срок в прошлом
году. Однако, это от-
носится далеко не ко
всем областям. Все
еще резко отстают в
деле развития коне-
водства Иркутская,

Костромская, Ульяновская, Кемеровская’

и Читинская области, Марийская АССР,
Приморский край.

Депутат тов. Кузнецов обратил внима-
ние Совнаркома РОФСР на неблагополу-
чие с ветеринарным обслуживанием ско-
та в колхозах. Бюро Совнаркома РОФСР
в ближайшее время специально рассмот-
рит этот важный для народного хозяйет-
ва вопрос.

Для улучшения’ продовольетвенного
снабжения населения большое значение
имеет быстрое восстановление и развитие
в нашей республике такой отрасли, как

на широкая сеть инкубаторных станций.
Местная промышленность нашей респуб-
лики изготовила за 1944
1945 г. 392 инкубатора на 4,5 ман. яйце-
мест. Государством предоставлены колхо-
зам выголные условия
мясопоставок. - :

Из отдельных областей поступают жа-
лобы на необеспеченность
яйцом. Многие инкубаторные станции в
связи с этим недостаточно
свою мощность. Это— серьезное упущение
наших советских органов.
инкубаторно - птицеводческих
яйцом необходимо срочно улучитить.

Чтобы успешно осуществить большие
задачи, стоящие в этом году перед сель-
ским хозяйством, требуется дальнейнгее
улучшение руководства сельским  хозяй-
ством. Совнаркомы автономных  респуб-
лик, областные и краевые исполкомы
должны заниматься сельским хозяйством
‘повседневно, хоронто знать положение в
районах, своевременно принимать меры к
выправлению работы отстающих  колхо-
зов и МТС. оказывать им организацион-
ную помощь и проводить необходимый
контроль за осуществлением мероприятий.

От немецких оккупантов серьезно по-
страдало овощное семеноводство в основ-
ных веменоводческих районах.

“Вопросам производства семян овощных
культур и кормовых корнеплодов должно
быть уделено большое внимание в 1945 г.
Семеноводство в основных  семеноводче-
ских областях и краях должно быть вое-
становяено в ближайшие два-три года.
Надо обратить серьезное внимание на
повышение урожайности на семеноводче-
ских посевах, сильно расширивиихея за

годы войны в центральных и восточных
областях. р
Союзное Правительство приняло ряд

постановлений по развитию пригородного
сельского хозяйства вокруг промышлен-
ных центров Кузбасса, городов Свердлов-
ска, Н.-Тагила, Челябинска и др.
печивая выполнение этих решений, мы
обязаны добиться широкого развития
пригородного хозяйства для полного обес-
печения трудящихся городов  картофе-
лем, овощами и в значительной степени
молоком и мясом,

Народнохозяйственный план на 1945 г.

предусматривает дальнейший рост нашей
промышленности на 8,2 проц. против
1944 г.

Представленный на Ваше утверждение
бюджет построен в сбответетвии © зада-
чей обеспечения роста нашей промыш-
ленности. Республиканская и местная
промышленность в 1944 г. выполнили
свой обязательства. Значительное место
в доходах Государственного бюджета на
1944 г. занимали накопления промыш-
ленности, производящей товары широко-
го потребления. В прошлом году произ-
водство Товаров широкого потребления
увеличилось: выпущено товаров в ценах
1926/27 года на сумму свыше 8.6 млрд.
руб. по сравнению с планом и 138 проц.
к выпущенной продукции в 1943 г.

Значительно расширена номенклатура
промышленных изделий для нужд насе-

птицеводство. За последние годы созда-
г. и 4 месяца!

сдачи птицы в счет

инкубаторов
используют

Обеспечение
станций

0 бес-

ская, Кировская, Свердловская и Ново-

как показала проверка, 32 проц. продук-

зуется спросом веледетвие низкого ее к
чества. Для каждого предприятия должно
быть законом строгое выполнение плана
по’ аосортименту. Нельзя допускать ника-
ких поеслаблений и в этом отношении.
Совнаркомам автономных республик,
краевым и областным исполнительным
комитетам необходимо  смотематически
вести работу по улучшению качества вы-
пускаемой продукции. Брак и низкое ка-
чество продукции наносят огромный.
ущерб народному хозяйству и часто явля-
ются причинами невыполнения промыш-
ленностью плана но себестоимости. Каж-
дое предприятие должно выпускать про-
дукцию только отличного качества. Ее
фабричная марка должна быть известна
нотребителю. Дело чести каждого пред-
приятия бороться за свою  фабричную
марку. Общественные организации пред-
приятий должны сыграть большую роль
в этом важнейшем деле. Руководители

сибирская области. В ряде областей вве-
дены в действие новые швейные фабрики,
трикотажные мастерские, восстановлено
большое количество райпромкомбинатов.

Олнако мы еще мало производим то-
варов широкого потребления, не удовле-
творяем даже первостепенных нужд на-
селения. Качество выпускаемых товаров
продолжает оставаться низким.

В 1945 г. вопросы распвирения произ-
водства промышленных товаров для насе-
ления должны быть основными в работе
Совнаркомов автономных республик, об-
ластных и краевых исполкомов.

Особенно Ээльшую работу должны про-

бовокой, Ульяновской, Вуйбышевекой. Мо-
лотовской, Чкаловской. Вурганской обаа-
стей, Краснодарского края и Дагестанекой
АССР. где производство товаров широкого
потребления находится на низком уровне
Если по республике в целом предприятия
местной промыныенности и промкоонера-
ции произвели в 1944 г. промышленных
товаров в среднем на дупеу населения на
87 руб., то предприятия Ульяновской об-

ской только на 18 руб

Переход к мирному строительству дает
большие возможности уже в этом году
резко увеличить производство товаров ши-
рокого потребления. Перед промышлен-
ностью поставлена задача — в связи со
снятием военных заказов быстрее пере-
строить производство на выпуск товаров
довоенного ассортимента. Подготовка К
этому должна быть полностью закончена
в течение июня. В плане третьего кварта-
ла предусматриваются значительное рас-
ширение ассортимента и увеличение вы-
пуска товаров широкого потребления.

В перестройке промышленности на про-
изволетво товаров довоенного ассортимен-
та должно быть обращено серьезное вни-
мание на качество продукции. Для этого,
прежде всего. надо устранить серьезные
недостатки, имеющиеся на многих пред-
приятиях местной промышленноети и в
артелях промкооперации. повысить куль-
туру производства, навести надлежаную
чистоту в цехах, восотанозить на всех

вары широкого потребления, установить
тщательный бракераж изделий и их мар-
кировку. oe ;

Совнарком РСФСР предложил восстано-
вить на предприятиях MOCTHOM промы-
шленности, в артелях промысловой коопе-
рации`и кооперации инвалидов отделы
технического контроля. а на мелких пред-
приятиях выделить лиц. ответетвенных за
выпуск доброкачественней продукции. На-
чальники технического контроля, наряду
в главными инженерами л директорами за-
водов, несут полную ответственность за
качество продукции. Должна быть повы-
шена отзететвенность мастера не только
за количественное залание. но и.за соблю-
дение технологической дисциплины и ка-
чество продукции.

Руководители многих предприятий ча-
сто игнорируют запросы и нужды населе-
ния, предночитают выпускать изделия ма-
10 ходовые и неходовые, но выгодные по
неизменным ценам. Зачастую руководите-
ли предприятий, имеющих программу по
выпуску товаров, становятся на легкий
путь выработки дорогостоящей продукции
из сырья, получаемого, ими случайно от
ряда заводов и предприятий, и, таким 06-
разом, отчитываются за выполнение про-
граммы по валовой продукции, не выпол-
няя се в установленном ассортименте. Это
уменьшает не только выпуск предметов
первой необходимости, но и приводит к
тому, что выпущенные товары не реали-
зуются, лежал в торговой сети и на скла-
дах предприятий. Например, в Саратове,

вести советские органы Дензенекой, Гам-

ласти выработали на 29 руб., а Пензен-

предприятий, производящих низкокаче-
ственную и бракованную продукцию,
должны наказываться. В деле улуч-
пения качества продукции большую
роль обязаны сыграть торгующие орга-
низации. Они должны пред’являть пред-
приятиям требование о сдаче продукции
по довоенным образцам. Нельзя допус-
кать в торговую сеть низкокачественную
продукцию.

Необходимо упорядочить реализацию
выпускаемых товаров. Промышленные
товары, изготовленные предприятиями,
подлежат сдаче для продажи только тор-
гующим организациям. Надо повести pe-
шительную борьбу с нарушителями уста-
новленного порядка реализации товаров.
Запретить предприятиям, производящим
товары широкого потребления, принимать
заказы, не имеющие отношения к их про-
H3BOACTBY, и с этой целью Наркоммест-
прому, Управлению промкооперации и
Всекоопинсоюзу следует пересмотреть су-
ществующие заказы на предприятиях
местной промышленности и промкооне-
рации. Большинство предприятий необ-
ходимо освободить от выполнения зака-
зов, которые мешают увеличению произ-
водотва товаров широкого потребления.

Госплану РСФСР необходимо заняться
проверкой цен, ` существующих в обла-
стях на товары широкого потребления,
разработать мероприятия с учетом инте-
ресов предприятий в выпуске товаров,
более нужных для населения.

Развитие производетва промышленных
товаров для населения потребует привле-
чения новой рабочей силы, которую не-
обходимо обучить. Надо переквалифици-
ровать большое число рабочих, занятых
ранее на выполнении военных заказов.
Руководители предприятий обязаны поза-
богиться о создании необходимых куль-
турно-бытовых и жилищных условий для
рабочих. Без этих условий нельзя будет
привлечь и закрепить рабочих за пред-
принтием.

Ч№илищное хозяйство нашей респуб-
лики за годы войны ухудшилось. Очень
тяжелое положеняе C жильем в 06в0бо-
жденных районах где немецкими захват-
чиками в городах и районных центрах
быле выведено из строя около 69 проц.
жилой площади, а в сельской местности
свыше 1 миллиона домов колхозников.

В годы войны в городах тыловых обла-
стей жилищное строительство из-за труд-
ностей военного времени не могло про-
водитьел в необходимых размерах. Оенов-
ное внимание здесь было направлено на
сохранение жилых домов и благоустрой-
ство городов. Правительство оказывало
нашему жилищному хозяйству для этой
цели возможную помощь средствами и ма-
териалами. На ремонт жилых домов и
благоустройство городов было израсхо-
довано свыше двух миллиардов рублей.
В. прошлом году только на ремонт жилим
было израсходовано 4906 млн. руб., при-
чем впервые за голы войны средетва, от-
пущенные для этой цели, были использо-
ваны полностью. ~

Совнарком РСФСР и Союзное  Правн-
тельство специально ` расематривали со-
стояние городского. жилишного и комму-
нального хозяйства в освобожденных 0б-
ластях и многих горслах тыловых обла-
стей нашей республики. В прошлом и теку-
шем годах были расемотрены и приняты
специальные решения о мероприятиях по
улучшению жилищно - коммунального хо-
зяйетва и благоустройству 38 городов —

предприятиях технические условия на т0-- Калинина, Саратова, Смоленека. Казани,

Челябинена, Новгорода, Свердловска, Там-
бова и других.

большая работа по восстановлению, ре-
монту и приспособлению жилищ. В горо-
дах этих областей восстановлено и при-
ведено в пригодное для жилья состояние
почти 2 миллиона квадратных метров жи-
лой площади. Это позволило переселить
людей из землянок и сырых подвалов,

BHA,

Надо отметить, что в городах ocRohom-
денных областей /за этот период мы не
могли вести капитального строительства
жилищ. Из-за недостатка материалов 0
оборудования мы вынуждены были со-
средоточить свое внимание прежде всего
на восстановительных работах, на ремон-
те и приспособлении жилья.

Не решена еще задача обеспечения жи-
льем лишившихся крова колхозников. Го-
CYAAPCTBO оказывает колхозникам боль-
шую помощь кредитом, инструментами и

ства жилых домов. В селах и деревнях
построены сотни домов для колхозников.
Однако во многих районах тысячи людей
находятся еще в тяжелых жилищных ус-
ловиях. В Смоленской области сожжене
свыше 130 тыс. домов, в Орловской свы-
ше 100 тые.. в Калининской свыше 88

ской свыше 82 тыс. домов. Та же картина
й по другим областям.

В освобожденных областях развернулаеь

создать для них сносные жилищные усло-.

изделиями, необходимыми для отроитель-

Важнейшая задача местных воветевих

ции, выпущенной кооперацией инвалидов органов обеспечить широкое строитель-
на сумму свыше 20 млн. руб., не поль- ство домов для колхозников, построить в
ка-  текущем году значительно больше домов,

чем в прошлом году. Ни одна семья не
должна остаться на зиму в землянке.

Во всех городах началея ремонт жи“
лищного фонда. В 1945 г. на капиталь-

ный и текущий ремонт домов местных
Советов  предусматриваеся бюджетом
свыше 600 млн. руб. На новое строитель-

ство и восстановление жилищ ассигнова-
ния составляют 349 млн. руб. Городекие
исполкомы и их жилищные органы долж-
ны обеспечить в 1945 г. выполнение пла-
нов капитального и текущего ремонта жи-
лиш в сроки, установленные Совнаркомом
РСФСР, с высоким качеством выполнения
ремонта. В первую очередь необходимо
обеспечить ремонт кровли, несущих кон-
струкций, отопительных систем, печей и
водоканализационных уетройств. Средет-
ва, отпускаемые на капитальный и теву-
щий ремонт, должны быть полностью Océ
воены.

В текущем году во всех городах прово-
дятся большие мероприятия по благоует-
ройству, особенно ‘по озеленению.

В Москве, Ленинграде,  Свердловеке,
Горьком, Саратове, Нижнем Тагиле и дру-
гих городах при большом участии насе-
ления проводится озеленение площадей,
улиц, парков, дворов, устраиваются от-
раждения территорий, бульваров, а в са-
дах и парках проводятся посадки пло-
дово-ягодных и декоративных деревьев.

Горисполкомам необходимо эти работы
всемерно расширять.

В городах освобожденных областей в
текущем году намечено произвести работ
по жилищно-коммунальному и бытовому
строительству только по хозяйству, под-
ведомственному РСФСР, на сумму около
420 млн. руб., а вместе с городом Ленин-
градом свыше чем на 57( млн. руб., в
том числе по жилищному хозяйству боль-
ше чем на 250 мхн. руб.

Для успешного выполнения намечен-
ного плана строительства необходимы два
условия: наличие крепких и слаженных
строительных организаций и солидной
базы для производства строительных ма-
терналов.

До сих пор в освобожденных районах
восстановительные работы проводились,
главным образом, за счет использования
кирпича, полученного от разборки разру=
шенных зданий. В значительной мере
пепользовались кровля разрушенных зда-
ний, щебенка и широко применялись ле-
соматериалы. Восстановлением и строи-
тельством новых предприятий строитель-
ных материалов местные советские орга-
ны занимались недостаточно. В резуль-
тате во многих районах ощущаетея не-
достаток строительных материалов, из-3&
этого тормозятся строительные работы.

Немецкими захватчиками разрушено
входящих в систему Наркомстройматериа-
лов РОФСР кирпичных заводов мощно-
стью 1.8 млрд. штук кирпича и извест-
ковых заводов на 750 тыс. тн. извести.
Первобаередной задачей `Наркомстройма-
териалов РСФСР и областных организа-
ций является быстройшее восстановле-
ние разрушенных предприятий. доведение
производства строительных материалов
до уровня, необходимого для обеспечения
восстановительных табот.

В 1944г. промышаяенность строитель-
ных материалов в целом по республике,
 хотя и увеличила производство кирпича
против 1948 г. на 22,5 процента, изве-
сти на 49,6 процента, гипса строитель-
ного на 39 процентов, все же производ-
етво этих строигельных материалов  со-
‘ставляет только 15—25 проц. довоенного
уровня. План производства строительных
  чатериалов в прошлом году не был вы-
полнен даже по основным видам стреи-
тельных материалов — кирпичу, черени-
ite, извести, гинеу. Неудовлетворительно
выл выполнен план капитального бтрои-
тельства по предприятиям стройматериа-
лов. Задание по вводу произволственных
мониостей в освобожденных районах по
кириичу выполнено только на 38 проц.

Такее отставание промышленности
строительных материалов нельзя 06’яс-
нить только недостатком топлива, мате-
рналов, оборудования и транспортных
  средств. Основная причина — это недо-
статочное руководство предприятиями
стройматерчалов со стороны Наркомата
промышленности стройматериалов и co
стороны облисполкомов. Это наглядно
видно по Башкирской АССР, где произ-
водетво стройматериалов из года в год
уменьшается. предприятия стройматериа-
лов находятся в крайне запущенном ¢0-
стоянии, велика текучесть рабочей силы,
топливом предприятия не обеспечены.

Meaay тем. Совнарком Башкирской
АССР в 1944 г. ни разу не расемотрел
вопроса о работе предприятий строймате-
риалов. Продолжающееся ухудшение ра-
боты предприятий стройматериалов в этой
республике можно об’яснить исключи-
  тельно неудовлетворительным руководст-
вом со стороны Совнаркома Башкирской
АССР. Так же плохо занимаются промын-
ленностью стройматериалов в Кировской,
Курской, Омской областях, Чувашеской
АССР и других.

Перед местными советскими органами
стоит задача создать на базе местного
сырья производство кирпича, извести,
строительного. гипса. черепицы, местных
цементов, различных стройдеталей, а так-
же карьеров по добыче строительного
камня, гравия и песка.

Областные, краевые исполкомы и Сов-
наркомы автономных республик доажны
повеелневно заниматься работой пред-
приятий стройматериалов, расематривать

тыс., в Брянской свыше 83 тыс., в Кур-,

их нужды, оказывать им помощь. уврен-

лять Их хозяйственную базу, добиться
развития произнолетва местных стройма-
гориалов до полного удовлетворения ‘п9-
требниети, — такова неотложная задача,

которая должна быть в основном pei
в ближайшие два года.

ena

(Окончание: на 4-й стр.).