ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

а
На Конференции Об’единенных
наций в Сан-Франциско

ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУОА 0 ДОСТИЖЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ В ВОПРОСЕ
О ПРАВЕ ВЕТО © РЕШЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 5 ДЕРЖАВ ©
ЗАЯВЛЕНИЕ тов. Д. 3. МАНУИЛЬСКОГО

САН-ФРАНЦИСКО, 8 июня. (Спец.
корр. ТАСС). После совещания предста-
вителей пяти держав, состоявшегося во
второй половине дня 7 июня, государ-
стзенный секретарь США Стеттиниус
огласил на поесс-конференции следующее
заявление:

«Консультации между четырьмя ep-
жавами-организаторами и Францией имели
результатом соглашение — относительно
пунктов, касающихся голосования в Сове-
те безопасности. Достигнуто согласие по
поводу сохранения принципа единогласия
всех постоянных членов Совета при всех
действиях, предпринимаемых Советом,
обеспечивая в то же время свободу за-
слушивания и обсуждения в Совете до то-
го, как предпринимать действия. Мы счи-
тазм как то, так и другое необходимым
для успеха всемирной организации.

В соответствии © условиями соглашения
единогласие постоянных членов Совета
требуется, как это предусмотрено крым-
ским соглашением, в отношении всех ре-
шений, касающихся принудительных ме-
роприятий, и—за исключением участников
спора — в отношении всех решений, ка-
сающихся мирного урегулирования. Одна-
ко это требование единогласия не распро-
страняется на право любой нации дово-
дить спор до сведения Совета, как это
предусмотрено параграфом 2 раздела А
главы 8, и ни один отдельный член Сове-
та не может сам по себе помешать рас-
смотрению и обсуждению Советом спора
или ситуации, доведенной таким образом
до его сведения.

Успешное завершение дискуссии по
этому вопросу между четырьмя  держа-
вами-организаторами и Францией  прел-
ставляет собой новое ободряюшее доказа-
тельство воли и способности союзных на-
ций, сражавшихся плечом к плечу в вой-
не, строить на прочном фундаменте со-
трудничества в военное время дееспособ-
ный, эффективный и прочный мир, в KO-
тором они будут трудиться совместно в
условиях взаимопонимания и в общих це-
лях. Тот же дух, который в настоящее
время так эффективно продемонстрирован
державами, принимавшими участие в эгих
переговорах, булет, как я уверен, ‘вооду-
шезлять всю конференцию и сделает воз-
можным быстрое и успешное завершение
ее задачи, в отношении которой я всегда
питал непоколебимую веру и доверие».

Отвечая на вопросы, Стеттиниус сказал,
что он не может точно предсказать, когда
конференция завершит свою работу, одна-
ко он полагает, что соглашение по поводу
процедуры голосования в Совете безопас-
ности ускорит работу комитетов и комис-
сий. По словам Стеттиниуса, 8 июня ра-
бочий проект, касающийся процедуры го-
лосования, будет представлен комитету,
занимающемуся вопросами процедуры Со-
вета безопасности.

САН-ФРАНЦИСКО, 6 июня. (Спец. корр.
ТАСС). Официальный представитель аме-.
риканской делегации в беседе с корреспон-
дентами заявил, что на совещании пред-
ставителей пяти держав было достигнуто
единодущное соглашение. по поводу фран-
цузского предложения, по. которому госу-
дарства, заключившие региональные согла-

Прием в Сан-Франциско в честь советских ученых

САН-ФРАНЦИСКО, 8 июня. (ТАСС). Со-
ветский генеральный консул в Сан-Франци-
ско Вавилов и Американо-Русский институт
в Сан-Франциско устроили. на-днях приём в
честь советских учёных, входящих в состав
советских делегаций на Конференции Об’-
елинённых наций. `

На приёме присутствовало свыше 200 аме-
риканских профессоров и видных американ-
ских общественных деятелей, в том числе
представитель Калифорнийского универси-

Прибытие патриарха всея Руси Алексия в Каир

КАИР, 6 июня. (ТАСС). Сегодня в
9 часов утра из Палестины прибыл в
Каир патриарх Московский ‘и всея Руси
Алексий. На главном вокзале патриарх
был торжественно встречен представите-
лями советской миссии в Каире, высшими
представителями местного православного
духовенства во главе с патриархом Хри-
стофором, эмиром МЛатфаллахом, предста-
вителями общественных организаций и пе-
чати.

(ТАСС).

КАИР, 6 июня. Прибывший в

А

шения,

должны предпринимать действия
против агрессии стран, являющихся против-

никами в нынешней войне, пока упомянутые

государства не обратятся к международной

организации с «просьбой» предпринять та-

кие действия. Поправка, внесенная держа-
вами— организаторами конференции, перво-
начально определяла, что такие региональ-
ные действия должны предприниматься до
тех ‘пор, пока участники регионального со-
глашения не «согласятся» на проведение
действий междунаролной организацией.

САН-ФРАНЦИСКО, 7 июня. (Спец.
корр. ТАСС). Председатель комитета № !
(занимающегося вопросами введения, це-
лей и принципов) комиссии № 1! тов.
Д. 3. Мануильский заявил представите-
лям печати, что возглавляемый им коми-
тет единогласно, под аплодисменты уча-
стников совещания, принял термин
«Об’единенные нации» как название новой
всемирной организации.

Как заявил тов. Мануильский, по тре-
бозанию руковоляшего комитета возглав-
ляемый им комитет обсудил вопрос о на-
звании организации. Латино-американские
делегаты предлагали различные назва-
ния, например «Ассоциация наций», «Союз

наций», «Сообщество наций» и т. д. Сто-
ронники таких названий указывали на
трулность перевода термина «Об’единен-
ные нации» на различные языки. Они воз-
ражали также против этого названия, ука-
зывая, что термин «Об’единенные нации»
связывается с войной и что такое назва-
ние может затруднить в будущем всту-
пление новых членов (очевидно, при этом
имелась в виду возможность допуска В
будущем нейтральных и’ бывших враже-
ских государств). Однако украинская и
французская делегации поддержали пред-
ложение делегации США. Украинская де-
легация указала, что название «Об’еди-
нелные нации» предложено Рузвельтом и
что сно должно быть сохранено из увах
жения к памяти великого государственно-
го деятеля.

По словам тов. Мануильского, украин-
ская делегация считает также, что термин
«Об’единенные нации» связан с борьбой
за определенные принципы, за которые
должна продолжать бороться и организа-
ция. Как отметил тов. Мануильский, про-
тивники названия «Об’единенные нации»
высказывали предположение, что в случае
возникновения в будушем конфликтов это
название будет неподходящим. Однако
украинская делегация заявила о нежела-
тельности заниматься сейчас предсказа-
нием таких конфликтов и признала наий-
лучшим путем для поддержания мира со-
хранение единства среди великих держае.
По словам тов. Манунльского, по этой
причине делегации Украины и Советского
Союза настаивают на надлежащем соблю-
дении правил процедуры конференции; они
намерены строго придерживаться пунктов
устава. Тов. Мануильский сообщил, что на
заседании комитета выступил французский
делегат с речью в пользу присвоения
организации названия «Об’елиненные на-
ции». После этого другие предложения
были сняты, а упомянутое название было
принято единогласно под аплодисменты
присутствующих.

тета профессор физики Лоуренс, профессора
Станфордского университета Макбейн и
Осборн, ректор Миллс-колледжа Уайт, ди-
ректор Института экспериментальной биоло-
гии Эванс, директор Калифорнийской Ака-
демии наук Миллер, профессор Американо-
Русского института Робертс и др.

С советской стороны присутствовали учё-
ные Палладин, Погребняк, Бондарчук, Пет-
ровский, Перцев, Жебрак, Крылов, Гелун-
ский, а также посол СССР. в США Громыко
и посол СССР в Канаде Зарубин.

Каир патриарх Московский и всея Руси
Алексий посетил королевский дворец. За-
тем в честь прибытия патриарха Алексия
состоялась церковная служба в церкви
св. Николая под руководством патриарха
Александрийского Христофора П.

На время пребывания в Каире патриар-
ху Алексию был любезно предоставлен
дворец эмира  Латфаллаха. Все вечерние
газеты на видном месте’ опубликовали
сообщение о приезде патриарха Алексия
в Каир и поместили его фотографию.

Полк _«Нормандия-Неман»

Мы провожаем французских лётчиков.  родилась

Как положено, присядем перед расстава-
нием, вспомним пережитое, горе и par
дость,. погибщих друзей и победы, путь
великой войны.

Это было на Балтике возле Пиллау.
Немцы сбили самолёт «Нормандии». Лёт-
чик лейтенант Франсуа де Жоффр вы-
бросился на парашюте. Он’ оказался в
море. Шёл бой. Снаряды, пули. Берег
был рядом, но на берегу были немцы.
Лейтенант де Жоффр понял, что русские
далеко. — на другом берегу залива, он
решил доплыть до русских. Он ‘замерзал
в ледяной воде, болела правая нога, ве-
тер не давал плыть, и все же он плыл.
Оя разыскал две доски — ненадежный
плот. Ему пришлось не раз нырять: нем-
цы его заметили. Десять километров бы-
ло до русских. Глухая ночь ранней вес-
ны. Четырнадцать часов. плыл француз-
ский лётчик; силы ему изменили, когда
он почти достиг’ цели. Он увидел рус-
ских солдат, успел крикнуть: <«Това-
pum!> И русский солдат спас лёрчика.

История лейтенанта- Франсуа де Жоф-
фра—это история «Нормандии». Теперь у
Hac нет отбоя от друзей, — кому не
лестно примоститься хотя бы на кры-
лечке у победителя?.. Вспомним другое
время. Лето 1942 года было черным ле-
том для. Советского Союза и для всей
Европы. Немцы продвигались к Волге,
дошли до Кавказа. Зарубежные ворены
харкали: «России конец!» Франция ле-
жала со связанными руками. Еще пусто-
вали горы Савойи. Тяжелую тишину
прорезали залпы: это фон Штюльнна-
гель отпраздновал  стопятидесятилетие
Зальми  расстрелом 116 французских
патриотов. В то темное и горькое чето

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВ

Советского строительства — К 3-98-77;

«Нормандия». Два десятка
французских летчиков, которым удалось
вырваться из. фаптистекой неволи, заяви-
ли о своем желании сражаться Ha со-
ветско-германском фронте. Они выбра-
ли далекий берег, путь через стихии
войны, под пулями и снарядами. Они
пришли к нам, когда нам было тяжело,
и мы этого не забудем: мы умеем отли-
чать настоящих друзей от любителей
попироваль на чужом пиру.

У нас говорят: с’есть вместе пуд
соли; французы говорят: сесть вме-
сте мино (около ведра) соли. Что пуд,
что ведро... Нелегко дается дружба. Бы-
ли годы, когда многие хоронили Фран-
цию, выбирали памятник посолиднее,
чтобы она, чего доброго, не вотала из
гроба. Советский народ и тогда знал,
что Франция жива. Красная Армия не
оплакивала французов, не посылала с0-
болезнующих посланий француженкам,
день и ночь Ирасная Армия билась с
общим врагом. И за тысачи верст от Се-
ны—на Волге решилась судьба Парижа.
Ham народ не умыл рук, не отетупил-
ся он от французского народа в дни
горя, и этого французы не забудут.

Начало зимы 1942—1943. Недалеко от
Иванова, среди сугробов, я увидел виер-
вые летчиков «Нормандии». Они приле-
тели из Африки, из Сирии, мерзли, диви-
лись валенкам и тулупам. Немногие из
тех первых дожили до победы. Был среди
них майор Тулян, тонкий, как будто вы-
резанный из слоновой кости, остроумный
ий смелый, настоящий сын Туррэни— это-
го сердца Франции. Был молчаливый Ли-
тольф с двойным горем, двойным гне-
вом — его родную Лоррэнь (Лотарингию)
немцы «присоединили» к райху. Был по-

Пропагавды —

Совместное заявление Трумэна

и Черчилля об итогах подводной
войны в Атлантическом океане

ЛОНДОН, 8 нюня. (ГАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, президент Трумэн и
премьер-министр Черчилль опубликовали
совместное. заявление об итогах подводной
войны в Атлантическом океане.

В заявлении говорится: «С капитуляцией
Германии окончилась битва за Атлантику.
Германские подводные лодки перестали
действовать и сейчас перешли в распоряже-
ние союзников. Начавшаяся в сентябре
1939 г., эта битва была длительной и упор-
ной, требовавшей не только высокого муже-
ства, дерзаний и выдержки, но также высо-
кого ‘научного и технического мастерства.
Целью немцев было перерезать союзные
морские коммуникации, от которых. зависе-
ли. военные усилия союзников. Эти комму-
никации обеспечивали передвижение. и снаб-
жение армии и военно-воздушных сил во
время успешных кампаний на 4 континентах.

Потери как в живой силе, так и в мате-
риалах были тяжелыми. В кризисный пе-
риод 1941 и 1942 г.г. исход битвы был под
вопросом. Тем не менее’ было’ потоплено
более 700 подводных лодок и много других
было уничтожено” самими. немцами на фи-
нальной стадии войны. Большинство этих
успехов было достигнуто об’единенными
военно-морскими и воздушными силами
союзников, оперировавшими в тесном взан-
модействии с другими силами, а также бла-
годаря минам, которые ставили самолёты и
суда, и бомбардировкам гаваней. Некоторое
количество подводных ‘лодок было потоп-
лено в результате действий истребителей
подводных лодок. Но успех был обеспечен.
Благодаря морякам и лётчикам, ученым и
техникам, судостроителям и заводским ра-
бочим караваны достигали места своего на-
значения и давали возможность солдатам
и лётчикам выполнять свои’ задачи. Мы —
президент и премьер-министр — в этом на-
шем последнем совместном’ заявлении о под-
водной войне можем сейчас сообщить, что
союзники кончили свое дело». 1

Потери союзников
со дня вторжения
во Францию

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер` сообщает из Франк-
фурта-на-Майне, что, начиная со дня втор-
жения союзников во Францию и до Дня
победы, английские и канадские потери со-
ставляют 184.512 человек. В это число вхо-
дит 39.599 убитых, 126.545 раненых и 18.368
пропавших без вести.

Эти данные опубликованы штабом вер-
ховного командования экспедиционных сил
союзников б июня, т. е. в день первой г:
довщины вторжения союзников на конти-
нент.

Начиная со дня вторжения, за. 337 дней
боев Соединенные Штаты потеряли всего
514.534’ человека, из них. 89.477 ‘убитых,
367.180 раненых и 57.877 пропавших без
вести.   ‘

Потери французов. ‹ составляют . всего
61.247 человек. В это число входят 11.080
убитых, 45.966 раненых и 4.201 пропавших
без вести. it р

Поляки потеряли убитыми 1.189 человек,
ранеными 4.029 человек и пропавшими без
вести 375 человек. Всего ‘потери поляков
составляют 5.593 человека.

Чехи потеряли убитыми 170 человек, ра-
неными 406 человек. и пропавшими без
вести 14 человек. Всего потери Чехосло-
вакии составляют 590 человек. Бельгия по-
теряла убитыми 55 человек, ранеными 274
человека, пропавшими без вести 35 человек,
что составляет. в. общем 364 человека.
Голландцы потеряли ‘убитыми 20° чело-
век, ранеными 104 человека и пропавшими
без вести 3 человека — всего 127 человек.

Список потерь включает только ‹ потери
сухопутных частей, находящихся непосред-
ственно под руководством штаба верхов-
ного командования экспедиционных сил
союзников в зоне коммуникаций 6-й, 12-Йн
21-й армейских группировок. В этот список
не включены потери военно-воздушных сил.

Открытие памятника погибшим
бойцам Красной Армии
в Белграде

БЕЛГРАД, 8 июня. (ТАСС). В Белгра-
де состоялось открытие памятника, соору-
женного по инициативе и на средства на-
селения югославской столицы на брат-
ской могиле . красноармейцев, павших в
боях за Белград. При открытии памятни-
ка были исполнены советский и югослав-
‘ский гимны. Затем собравшиеся на откры-
тие памятника белградцы почтили молча-

т нием память погибших героев.

рывистый южанин Pucco, этот увидел
победу: Были три друга, в шутку прозван-
ные «тремя мушкетерами»: нормандец
Лефевр, парижанин Альберт, марселец
Дюран. Они вместе перелетели из Север-
ной Африки в Гибралтар, вместе приехали
к нам. Был застенчивый де ла Пуап, по-
хожий на русского подростка. Были люди,
узнавшие тюрьмы Гитлера, Петэна, Фран-
ко. Мы помним всех; и теперь, провожая
друзей, улетающих во Францию, мы
знаем, что они оставляют на нашей земле
дорогие могилы.

В знойные дни июля шла битва за
Орел. Мне сказали, что я найду «Норман-
дию» в небольшом лесочке. Меня удивила
тингина: обычно французские летчики

сегодня не вернулся»... Не вернулся и
Литольф. Мы вспомнили их, когда небо
Москвы впервые осветили ракеты салюта:
«Нормандия» тоже сражалась 3a Opes.
Berope из Северной Африки приехало
пополнение. к

Я видел «Нормандию» и в Белоруссии.
Прорвав оборону врага у Орши—_Витебска,
Красная Армия стремительно двигалась к
Неману. Французские летчики участвова-
ли во многих боях, того памятного лета.
Уже Неман остался позади, и полк «Нор-
мандия» стал именоваться -Неманским.
Одними из первых летчики. «Нормандии»
повисли над прусской землей; они при-
крывали наши бомбардировщики в битве
за Кенигоберг—Пиллау. Одиннадцать раз
в приказах Верховного Главнокоманлую-
цтего отмечались действия полка «