ВОСКРЕСЕНЬЕ, 10 ИЮНЯ 1945 г. № 135 (5745) -

УТ сессия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва

Законы, принятые Верховным

Советом РСФСР

0б утверждении

Верховного Совета РСФСР

«Об изменениях Кодекса зак

и Гражданского процессуального Кодекса РСФСР»

Верховный Coser Российской Совет-
ской Федеративной — Социалистической
Республики постановляет:

Утвердить Указ Президиума Верховно-
го Совета РСФСР от 16 апреля 1945 го-
да «06 изменениях Кодекса законов о
браке, семье и опеке и Гражданского иро-
цессуального Кодекса РСФСР», изданный
в соответствии с Указом Президиума Вер-
ховного Совета СССР от 8 июдя 1944

Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.

Секретарь Президиума Вер
Москва, Кремль. 8 июня 1945 года.

Об утверждении

Верховного Совета РСФСР

\ «Об изменении статей 60 и 63 Кодекса законов о браке,

Указа Президиума

OHOB O браке, семье и опеке

года «0б увеличении государственной по-
мощи беременным женщинам, многодет-
ным и одиноким матерям, усилении
охраны материнства и детства, об уета-
новлении почетного звания «Мать-ге-
реиня» и учреждении ордена «Материн-
ская слава» и медали <
ства» и Указами Президиума Верховного
Совета СССР от 10 ноября 1944 года
и 14 марта 1945 года.

ховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.

Указа Президиума

семье и опеке РСФСР»

Берховный Совет Российской Совет-
Республики постановляет:

го Совета РСФСР от 11 октября 1943
года «0б изменении статей 60 и 63 Ко-

Председатель Президиума Ве

Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.

0б утверждении

Верховного Совета РСФСР

«Об изменении статей 11, 35, 43 и об исключении статьи 200
Гражданского процессуального Кодекса РСФСР»

Верховный Совет Российской Совет-
Республики постановляет:

го Совета РОФСР от 19 июня 1942 года
«06 изменении

Закон 0б образовании республиканского
Народного Комиссариата

эжилищно-гражданского

Верховный Совет Российской Сонет-
ской Федеративной Социалистической
Республики постановляет:

1. Утвердить образование в РОФСР
республиканскоге Народного Комиссариа-
та жилищно-гражданского строительства.

Баждая новая работа хора имени
Пятницкого свидетельствует о широте
его творческих возможностей. Коллектив
непрерывно растет, обогащается, все
шире и глубже раскрывает сокровища
русского ‘народного творчества. Это в
полной мере справедливо в отношении
программы, показанной на-днях в зале
им. Чайковского.

Центральное место в новой программе
занимают сцены русской народной свадь-
бы — «Смотрины» и «Сговор». Самый
замысел подобной инсценировки удачен.
Русские свадебные неени исполнены по-
этического очарования и бесспорно при-
надлежат к числу лучших созданий на-
родного музыкального гения. Связанные с
ними обряды красивы и также ярко вы-
являют художественную одаренность рус-
ского нареда. Исполняя свадебные песни
в соответствующем  обрядово-бытовом
окружении, коллектив доставил зрителям

большое художественное наслаждение.
Его исполнение правдиво и непоесред-
ственно. Поэтому так впечатляют И

причитания невесты, и величальные пес-
ни, и шуточные прибаутки.

Текст, об’единяющий свадебные песни,
записан глубоким знатоком русского
фольклора П. М. Казьминым. Оч сумел
найти меткие и красочные сравнения,
прекрасно гармонирующие с несенными
текстами. Режиссер Д. ИН, Орлов,. не при-
бегая к излишней театрализации, ску-
пыми штрихами создал увлекательно раз-
вертывающееся сценическое действие. В
истории хора это первый случаи совмест-
ной работы с режиссером. Работа Д. Н.
Орлова бесспорно принесла коллективу
большую пользу — артисты хора почув-
ствовали себя на сцене увереннее и сво-
боднее, образы стали выразительнее.

Сцены народной свадьбы подготовдены
тщательно и любовно. Это чувствуется во
всем — и в подборе песенного материала,
ий в отточенности вокального мастерства,
и во внешнем оформлении (прекраены
народные костюмы, вывезенные из во-
ронежских деревень).

В программу включены новые песни
Вл. Захарова, и мы не сомневаемся в
том, что они приобретут широкую попу-
лярность. Первая из них — «Величаль-
ная И. В. Сталину» —— налисана в тор-
жественном, гимническом стиле и испол-
нена строгой простоты, соединенной с

статей 11, 35, 43 и об! лине».

Председатель Презндиума Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.

ЗИННННИНН

Народная песня

(Новая программа хора имени Пятницкого)

up

декса законов © браке, семье и опеке
РСФСР», изданный в соответствии с
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 8 сентября 1943 года «06 усы-
новлении».

рховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.

Указа Президиума

исключении статьи 200 Гражданского
процессуального Кодекса РСФСР», из-
данный в соответствии © Указом Прези-
диума Верховного Совета СССР от 10 ап-
реля 1942 года «0 государственной пош-

строительства РОФСР

2. Дополнить статью 47 и статью 55
Конституции РСФСР после схов: «Мест-
ной топливной промышленности» слова-
ми: «Жилищно-гражданского строитель-
ства».

задущевностью, которые характерны для
народно-величальных песен. Вторая ЕР
«Чем же, чем я виновата» — привлекает
сердечностью и мягкостью наивного и

одновременно лукавого, чисто народного   личество веялок «Украинка»

юмора. Тексты обеих песен

едаль материн-  .

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Зоологический музей Зоологического инети-

тута Академии наук в Ленинграде.
Уборка скелета гренландсекого кита после

реставрации, Фото Д. Трахтенберга.

XIV шахматный

чемпионат СССР

ШЕСТОЙ ТУР

Вчера гроссмейстер Котов, играющий в
этом чемпионате с большим под’емом, хо-
рошо провел черными атаку против Рома-
новского, Попытка Романовского  ослож-
нить игру жертвой качества не имела успе-
ха. Черные ладьи и ферзь заняли центр
доски и обеспечили Котову победу.
Мастер Бронштейн уже по дебюту полу-
чил преимущество против Рудаковского и
вскоре развил прямую фигурную атаку на

короля противника. На тридцать первом
ходу Рудаковский сдался.
После интересных осложнений вечным

шахом окончилась партия Ратнер—Бонда
резский. Вничью сыграли и Рагозин с
Константинопольским.

Остальные партии отложены,

Ботвинник, игравший черными
Чеховера, захватил инициативу и неожи-
данным маневром коня с. последующей
жертвой качества связал фигуры противни-
ка на королевском фланге. Чтобы освобо-
диться от связки, Чеховер вынужден был
отдать ферзя и пешку за ладью и коня, В

против

слона упростил игру и выиграл коня, Пар-
тия отложена; у Ботвинника ферзь и лиш-
няя пешка взамен ладьи противника.

После упорной  маневренной борьбы
Смыслов добился подавляющей позиции
против Кана. Пешки Кана ослаблены ин
стоят на полях цвета слона гроссмейстера.
Ладья Смыслова по ‘открытой линии во-
рвалась на королевский фланг Кана. Пар-
тия отложена с хорошими шансами на вы-
игрыш у чемпиона Москвы.

Партия Алаторцев — Гольдберг отло-
жена в остром положении, с лишней фигу-
рой у белых.

Болеславский выиграл пешку у Лили-
енталя, но в дальнейшем играл неточно, и
в отложенной позиции у Лилиенталя шан-
сы на ничью. ее

После шести туров впереди Ботвинник,
у которого 4,5 очка при одной неокончен-
ной партии. За ним идут Котов — 4 очка

4 очка.

Сегодня седьмой тур, в котором встре-
чаются Ботвинник с Алаторцевым, Котов с
Брон итейном, Бондаревский с Болеслав-
ским, Константинопольский со Смысловым,
Толуш с Кобленцом, Кан с Чеховером,
Гольдберг с Романовским и Рудаковский

с Ратнером. Мастер В. ПАНОВ.

Новые веялки к уборке урожая

ХАРЬКОВ, 9 июня. (По телеф. от соб.
корр.). До войны веялки «Украинка» вы-
пускал харьковский  машиностроительный
завод «Серп и молот». Ныне на изготовле-
нии веялок специализируются промыслово-
кооперативные артели Харьковщины. Они
дадут к уборочной кампании колхозам
Харьковщины пятьсот машин. Такое же ко-
выпустят ко

написаны   времени уборки урожая предприятия Харь-

М. Исаковским, талантливым поэтом, уже ковского облместирома.

давно и плодотворно сотрудничающим
с хором.
Превосхолна старинная  протяжная

песня «Сторона моя, сторонушка». Ис-

цолнением этой песни хор еще раз про-  .

явил свое вокальное мастерство, основы
которого были заложены его основателем
М. Е. Пятницким. i

- Еще недавно инструментальная груп-
па хора была очень невелика и высту-
пала главным образом © аккомпанемен-
том. Теперь это настоящий оркестр, вы-
ступления которого становятся все ин-
тереснее и интереснее. Большое значение
имеет применение народкых духовых
инструментов — брелок, жалеек, влади-
миреких рожков. Звучание оркестра CTa-
новится все колоритнее и своеобразнее.
В новой программе исполнялись две рус-
ских песни: «Попридумал добрый моло-
дец» и «Шуточная плясовая»,  прево-
сходно обработанные руководителем ор-
кестра В. В. Хватовым. ^

Истинным украшением концерта явил-
ся «Девичий хоровод» в постановке
Т. А Устиновой. Это нечто совершенно
оригинальное. впервые появляющееся на
нашей концертной эстраде. Хоровод, за-
писанный в Воронежской области, яв-
ляется чудом народной хореографии.
Плавность движений, когда танцующие

величаво, словно лебеди, плывут по
кругу, какая-то особая, чисто рус-
ская грация, живописная красота на-
родных костюмов, — в6е это оставляет

незабываемое впечатление.

Новая программа хора им. Нятницко-
го — большая удача талантливого ко1-
лектива. Лишь при творческом  энту-
зиазме и горячей любви к народному
творчеству руководителей и всех участ-
ников хора можно было достичь непод-
дельной простоты и проникновенности в
исполнении народных песен, чутко вос-
оизвести своеобразие народного хоро-
водного танца. Эти достоинства были
оменены слушателями, восторженно при-
нявшими коллектив хора им. Иятниц-

вх И. МАРТЫНОВ.

Fl a

Один миллион книг для библиот

ек западных областей Украины

КИЕВ, 9 июня. (По телеф. от соб. корр.).  онов. республики выделили из своих фон-

Для пополнения восстановленных и BHOB
созданных библиотек Львовской, Волын-
ской, Черновицкой и других западных об-
ластей Украинской ССР книгохранилища
Киевщины, Харьковщины и других

рай- в библиотеки западных областей Украины.

ь  дов свыше 500 тысяч книг.

Полмиллиона экземпляров, книг пере
дали с этой же целью и библиотеки
РСФСР. Большинство книг уже отправлено

глубже

дальнейшем Ботвинник временной жертвой

при одной неоконченной и Бондаревский—

NE

Прессконференция у маршала Г. К. Жукова
и А. Я. Вышинского

БЕРЛИН, `9 июпя. (ТАСС). Здесь у
Гаавнокоманлующего советскими окку-
национными!  войсками в Германии Г. К.
Жукова и Заместителя Наркома Иност-
ранных Дел А. Я. Бышинского состоя-
лась прессконференция советских и ино-
странных корреспондентов. Маршал ®у-
ков ответил на многочисленные вопросы,
которые быхи заданы ему в нисьменной
форме группой английских, американ-
ских, канадских и французских коррес-
пондентов,

— Mena спрашивают, — сказал Г. В.
Куков, — что я считаю главным в задд-
чах Союзной Контрольной комиссии‘и как
я рассматриваю перснективы развития
общей политики четырех держав в отно-
шении Германии. Этот вопросе совершенно
ясен из сообщений нашей прессы о Конт-
рольном Совете. Никаких особых мнений
у меня по этому поводу нет.

—- Второй вопрос, который мне зада-
ди, — продолжал маршал, — следующий:

Мог ли бы я сообщить некоторые по-
дробности, до сих пор не опубликован-
ные; о заключительном сражении за Бер-
лин?

— Сражение за Берлин было решаю-
щим. Мы провели к нему очень серьез-
ную подготовку. К этому сражению, явив-
шемуся заключительным, мы подтянули
достаточно средств и операцию расечи-
тали наверняка. Мы сосредоточили для
этой операции столько средств техники—
авиации, танков, артиллерии, чтобы в
кратчайший срок сломить сопротивление
противника и быстро овладеть самим
Берлином. Операция была подготовлена
во всех деталях очень тщательно. 0с0б0е
внимание было обращено на взаимодейст-
вие всех родов войск. Немцы ожидали
наш удар. Поэтому, предполагая, что они
ожидают нап удар именно на Берлинском
направлении, мы очень долго думали над
тем, как бы организовать его внезапно
для противника. Для того, чтобы нренод-
нести немнам  внезаиность в крупном
масштабе, я, как командующий, выбрал
с10соб внезапной атаки ночью всем фроч-
том. Прежде всего нами была проведена
ночная артиллерийская подготовка, чего,
NO показаниям пленных, немцы не ожи-
дали. Они ‘предполагали, что мы, в03-
можно, будем действовать ночью, но не
думали, что это будет главная атака.
Вслед за артиллерийской подготовкой на-
ми была проведена ночная танковая ата-
ка. В эту атаку нами было брошено более
четырех тысяч  тазков при поддержке
явадцати двух тысяч стволов артиллерии
и миномётов. С воздуха удар сопровож-
дался четырьмя-пятью тысячами самола-
тов, начавшими действовать еще. ночью.
Авиация шла над полем боя волнами.
Ночью прошла тысяча бомбардировщи-
ков,  остальнее количество — утром и
днем. В течение суток было проведено
свыше пятнадцати тысяч самолётовыхле-

‘тов. Чтобы помочь танкам в ориентиров-

ке ночью, мы применили никем не прово-
дившуюся до сих пор ночную подсветку
прожекторами.

Это было около четырех часов. в ночь
на 20 апреля. Применением этой новин-
ки мы имели в виду не только подсветить
нашим танкам и нехотинцам, но и осле-
пить противника, чтобы он не мог вести
точный, прицельный огонь.

«Сколько было прожекторов?»

—- Более двухсот.

«По какому фронту?»

— Через каждые двести метров. на
направлениях главных ударов. Следует
учесть, что гаавные удары были нанесе-
ны с разных направхений. Как мы и рас-
считали, атак» наша оказалась для про-
тивника неожиданной ошеломляющей.

Немцы не ожидали тасого мощного удара,

и сопротивление было быстро сломлено.
Противник, виля, что его оборона не вы-
держала, бросил на свою защиту все ре-
зервы из района Берлина и даже снял

‚Пионерской правде“ —

двадиать лет

Двадцать лет назад вышел в свет пер-
вый номер «Пионерской правды». И с
первого же номера газета стала другом
советских детей, их заботливым воснита-
телем в духе идей. Ленина — Сталина.
Газета с каждым годом расширяла круг
юных читателей, росла и мужала.

С первых лет строительетва социализ-
ма «Пионерская правда» звала детей на
борьбу с остатками старого, темного, кос-
ного в сознании, в быту, в поведении ив
отношениях людей. В те годы она направ-
ляет внимание и неугомонную энергию
пионеров на ликвидацию неграмотности
среди населения.

Оталкиваясь лицом к лицу с классовым
врагом в годы первой пятилетки, дети за-
частую проявляли исключительный геро-
изм. 0 славном подвиге Павлика Морозо-
ва страстно и горячо’ рассказала «Пионер-
ская правда», и на примере его корот-
кой мужественной жизни воспитала не
одно поколение пионеров.

Через газету с детьми разговаривали
товарищ Сталин, товарищи Калинин,
Молотов, Ворошилов, Киров, Крупская.
В своем письме пионерам села Новая
Уда, которое было опубликовано в «Пио-
нерской правде», товарищ Сталин сказал:
«Желаю вам здоровья и усцехов в учении
ив общественной работе. Надеюсь, что ус-
пешно закончите учебу и станете энер-
гичными, знающими работниками, какие
необходимы для нашей страны». А тов

Калинин, отвечая пионерам деревни
Усть-Туи, напоминал им о том, что 60-
циализм — общество науки и культуры.

И чтобы стать достойным членом этого
общества, надо много и хорошо учиться,
надо много знать.

Все это становилось для газеты про-
граммой действия. Из номера в номер она
не уставала повторять, что самый боль-
шой патриотический долг детей — учить-
ся. Она прививала вкус и любовь к зна-
ниям, будила горячее желание шире и
изучить содержание школьной

‘на изготовление

программы, рассказывала на своих стра-
ницах о школьных годах Ленина, Кирова.
А ведь ничто так не убеждает, ках живой
пример, раскрытая и понятая подлинная
человеческая судьба.

Не раз серьезно и с любовью разгова-
ривал с читателями «Пионерской прав-
ды» Алексей Максимович Горький —
9 родине, о будущем, о необходимости
знания, о величии и радости труда.

В редакцию газеты ежедневно. прихо-
дит большое количество писем © самыми
разнообразными и неожиданными вопро-
сами: кто получил комсомольский, билет
№ 17 Отлыхает ли у человека сердце и
когда? Как можно сделать порох само-
му? Почему человек иногда ленится?

Дети хотят зналь решительно все, по-
знать все тайны, раскрыть все секреты,
исследовать все белые пятна на картах
мира. «Пионерская правда» находила все
новые и новые ‘формы для пропаганды
знания.

Она провела среди своих читателей
много различных конкурсов, в которых
приняли участие тысячи ребят. Первый
массовый конкурсе был об’явлен еще в
1927 году: «Кто хочет летать на аэро-
плане, тот должен сделать противогаз!».
Через месяц уже пришла посылка с пер-
вым самодельным противогазом, а осенью
большая грулца победителей конкурса с0-
вершила круговой нохет на самолете над
Москвой.

Затем прошли конкурсы на лучший
детский очерк, на лучший рисунок, на
лучшую самоделку-—разрезальный ножик,
самопишущую ручку’ и, наконец, конкурс
пенала «с секретом».
Секреты были изобретены сложнейшие, а
один пенах так никто и не сумел открыть,
пришлось обратиться за разгадкой к са-
мому мастеру.

Да, это была большая плодотворная и
радостная работа. Много было поднято
вопросов, много. интересного рассказано,
о многом мечтахи дети на страницах сво-
ей газеты — Tak прошли

часть гарнизона из самого Берлина. Он
надеялея остановить нас резервами, сня-
тыми © обороны Берлина, и в этом был
его большой просчет. Нодходящие pesep-
вы врага были во встречных сражениях
‚азбиты с воздуха и нашими танками.
{огда советские войскя прорвались к Бер-
лину, оборона города была в ряде мест
оголена. В частности, была отолена 3e-
нитная оборона противника, что дало
возможность нашей агиации работать на
низких высотах. . Ослабив выводом
войск из района Борлина свою заранее
подготовленную и расписанную оборону,
противник не смог выдержать нашего
удара. У немцев в берлинской операции
участвовало более полумиллиона войск.
Из них свыше 300 тысяч нами было взя-
то в плен, не менее 150 тысяч было уби-
то, а остальные разбежались. Мы считаем,
что берлинская операция прошла доста-
точно удачно (смех, оживление среди
присутствующих) ках по темпам, так и
no своей похчительности. Из этого сра-
жения наши войска сделали для себя
много выводов, приобрели богатый опыт
в ведении нолных операций.

Третий вопрос: «Как я рассматриваю
совместный контроль над Берлином?»

— Для управаения Большим Берли-
ном предполагается
союзнической комендатуры.

«Какие личные отноттения допускаются
между Красной Армией и немецким на-
селением? Как я рассматриваю возмож-
ность лойяльного сотрудничества немец-
кого народа в союзниками?»

—- Отвечу сначала на последний во-
Прос. Я считаю, что наши отношения с
германским народом и германского на-
рода е союзными народами будут зависеть
от того, как поведут ссбя немцы. Чем ско-
рее они сделают для себя правильные
выводы из поражения Германии, тем by-
дет лучше. Отношения Красной Армии и
немецкого населения определяются стро-
гим оккупациенным режимом.

— Когда мы ставили этот вопрос, —

прекрасные,   оставим в поле ни одного код0ск

сказал корреспондент английской газеты
«Санди таймс» А. Верт, — мы хотели
узнать, разрешено ‘ти братание Красной
Армии с местным населением.

— Строгий  оккуцпационный режим
должен быть понятен сам по себе, — от-
ветил маршол Жуков.

Вопрос: «Гетовитесь ли вы к суду над
военными преступниками?»

— Само собой разумеется.

организация меж-

«Принимаются ли какие-нибудь меры,
чтобы перевести иностранных  Боррео-
пондентов на постоянную работу сода?»
_ Мы только-что подписали деклара-
цию о дальнейшей работе, и эти вопро
сы еще не поднимались ни со стороны
наших союзников, ни с нашей стороны.

Корреспондент  дондонской газеты
«Дейли телеграф» Дж. Фишер спросил
т. Жукова: «Будут ли процессы над во-

енными преступниками открыты для
прессы?»
— Сейчас трудно сказать, но мне

кажется, — ответил маршал, — что бы-
10 бы полезно как у нас, так и у 00103-
ников вести процессы открытыми.

Ках это было, например, на харь-
ковском процессе, который был открыт
для совеленой и иностранной пресеы, —
говорит А. Я. Вышинский.

Корреспондент Ал. Верт задал мар-
шалу вопрос: «Имеете ли вы вакое-ни-
будь предетавление или мнение о том,
что случилось с Гитлером?»

— Обстановка очень загадочная. Из
найденных нами дневников  ад’ютантов
немецкого главнокомандующего известно,
что за два дня до падения Берлина Tur
лер женился на киноактрисе Еве Браун.
Опознанного трупа Гитлера мы не на-
тли. Сказаль что-либо утвердительно 0
судьбе Гитлера я не могу. В самую по-
слелнюю минуту он мог улететь из Бер-
длина, так как взлетные дорожки позво-
ляли это сделаль.

По просьбе корреспондентов Г. В. ihy-
ков кратко рассказал свою биографию.
Во время этого рассказа присутотвую-
тие задали маршалу ряд дополнитель-
ных вопросов:

«Расскажите о своем опыте
Дальнем Востоке?»

— На Дальнем Востоке я не был, &
был в Монголии — на Халхин-Голе. это
была операция локального характера,
поэтому она вряд ли представляет 060-
бый интерес. Она любопытна тольво 6
оперативной точки зрения, как операция
с применением большого количества тан-
ков и авиации. Самая операция продол-
жалась всего десять дней, во время ко-
торых шестая японская армия была оЕ-
ружена и разгромлена.

«Кого вы считаете более сильным про-
тивником — немцев или японцев?»

— Немцев как противника уже не су-
пествует, — говорит маршал, — н0,
если говорить о прошлом, с технической
точки зрения немцы были сильнее, чем

боев на

«Сроки?»

— Мы не сторонники затягивания ре-
шения, ‘наоборот, мы сторонники быст-
рого разрешения этого вопроса.

«Могли ли бы вы сказать что-нибудь
© демобилизации Красной Армии?»

— Война в Европе кончилась. Этот
вопрос сейчас перед нами стоит, и мы
его изучаем.

<Смог ли бы комитет «Свободная Гер-
мания» оказать какую-нибудь помошь
Контрольному Совёту в его работе?»

—- Я считаю этот вопрос. неактуаль-
вым. Й, наконец, — сказал маршал, —
носледний вопрос, переданный MHe в
письменном виде: «Какие меры следова-
10 бы принять в отношении. экономиче-
ского разоружения. Германии?» Я пол-
ностью согласен с решениями Крымекой
конференции и Декларацией © пораже-
нии Германии, в которых 06 этом все
необходимое сказано. Во всяком случае
надо сделать так, чтобы Германия ни-
когда не могла бы подняться, как агрес-
вивная военная держава.

После того как маршал Жуков отве-
тил на вопросы; заранее подготовленные
корреснондентами, посыпались другие
многочисленные вопросы.

«Считаете ли вы возможным иметь в
Берлине постоянных иностранных кор-
респондентов?»

— Pasymeerca, пресса, в том числе и
иностранная, может оказать пользу в 0б-
щей работе. ; ;

полные большого содержания шестнад-
Wath довоенных лет. И когда началась
война, газета сумела сразу по-военному
стать в ряды бойцов. Она заговорила но-
вым, строгим и точным языком. Она мо-
билизовала, призвала к действию огром-
ную армию своих читателей.

Многим детям пришлось покинуть свою
семью, родной город, село, но © самых
первых дней войны «Пионерская правда»
наноминает им их самый главный, самый
священный долг: учиться упорно, нанря-
женно, еще лучше, чем прежде. Газета
была подготовлена к решениям партии и
правительства о школе, к введению экза-
менов на аттестат зрелости. Она система-
тически, изо дня в день настойчиво помо-
гала детям в их борьбе за знания, помо-
гала учителю воспитывать в детях самые
высокие человеческие качества, — любовь
к своей стране, к труду, стойкоеть, широ-
ту кругозора, чуветво  боботвенного до-
стоинства, она рождала в них ‘желание
стать такими, как лучшие из нашей мо-
лодежи. и сумела рассказать о 306 Кос-
молемьянской, Came  Чекалине, героях
Краснодона ярко, страстно, нашла для
этого настоящие, ‘искренние, горячие
слова.

Хорошо и сердечно рассказала она и о
мужестве советских детей: о делах по-
кровских пионеров в тылу у врага, о под-
виге Кости Кравчука и других юных па-
триотах. Герой Советского Союза Кожар
написал в «Пионерскую правду» © детях
Белоруссии, партизан Игнатьев о своих
сыновьях= юношах, погибших славной
смертью в борьбе с немецкими захватчи-
ками.

В первые же дни войны газету захлест-

японцы вто время. Что представляет со-
бой сейчас японский солдат,  затруд-
няюсь сказать, ибо обстановка с тех пор
изменилась.

Корреспондент «Дейли уоркер»
Д. Гиббонс задал маршалу Жукову сле-
дующий вопрос:
  <«Нак бы вы могли сравнить
Берлина с ‘обороной Москвы?»

--= Сравнения здесь не может быть.
Немпы были разбиты нами на -Одере, а
в Берлине был их конец. Советскую же
столицу вышли защищать морально силь-
ные и технически оснащенные войска.
Благодаря этому мы смогли не только
защищалься, но и нанести немцам ре-
тающий контрудар — это входило в на»
ши планы. Немцы же в своему концу в
районе * Берлина и на других участках
этих ‘преимуществ не` имели.

«Принимал ли маршал Сталин, —@тро-
сил корреспондент «Таймс» Р. Паркер, —
повседневное деятельное участие в omme-
рациях, которые вы возглавляли?»
``——. Маршал Сталин, — ответил Г. В.
Жуков, — детально и повседневно ру-
ководил всеми участками советоко-гер-
манского фронта, в том числе и тем уча-
стком, на котором я находился.

В захлючение беседы маршал Г. В.
Жуков подробно познакомил корреспон-
дентов CO схематическим описанием бер-
линекой операции Ha большой карте.

Е. КАПЛАНСКИЙ,
А. ПОЛТОРАЦКИИЙ.

оборону

ла открыта пионерская копилка метал-
лолома: его собирали «На пушки, на тан-
ки, на снаряды!»

Огромная трогательная и прочная—
дружба связала ребят с фролтовиками.
Страницу детских писем о немецких звер-
ствах перепечатали многие красноармей-
ские газеты, и в архиве редакции хранит-
ся множество теплых весточек с фронта.
Когда школьник Сережа Кудрявцев рас-
сказал на страницах «Нионеркя» о том,
что сделали немцы с его родным городом
Истрой, пришло письмо от бойца: «Доро-
гой мой Сережа, мой милый земляк, —
писал он. — Когда я прочитал твое пись-
мо в газете, мне, сидя в‘землянке на

ронте, захотелось быстрее итти в бойи
ить этих проклятых бандитов, бить
насмерть за‘ нашу Истру, за наших оби-

женных ребят, з& все то зло, которое
причинили нам немцы».

«Пионерская правда» ни на минуту
не забывала, что за суровым военным

временем настанет мир, что надо гото-
вить детей к мирной жизни, к мирному
созидательному труду. Она увлекательно
рассказывает о новостях науки и техни-
ки, очень хороши статьи, обращенные
к юным натуралистам, интересной была
одна из страниц о строении Вселенной.
Газета прививала детям любовь к спорту.
Она не пренебрегала мелочами, она вну-
шала своему читателю, что  советекие
дети должны уметь делать все: развести
костер, построить шалаш, сварить обед,
переплыть фечку, пришить пуговицу,
исправить перегоревшую пробку; у пио-
нера должны быть умелые руки и пытли-
вый ум. Газета помогала пионерской ор-
ганизации сделаль свою работу не только

вул шквал писем—все дети в Советской
стране требовали, чтобы их послали на
фронт, и газета правильно поняла: нужно
подсказать им, чем они могут быть по-
лезны своей отчизне в это трудное время.
Она печатает письмо Героя Советского
Союза Гризодубовой, а затем во многих
своих выступлениях снова и снова нало-
минает ребятам о том, ‘как много можно
сделать в тылу — на заводе, на стройке,
на колхозных полях. Заголовки «Пионеу-
ской правды» в те дни звучат, как боевой
клич: «Пионер, выходи на уборку хлеба.
этим поможешь ты бить врагов!», «Не
а!». Бы-

полезной, но живой, увлекательной.

Эту традицию будить живую самосто-
ятельную мысль, воспитывать пионеров
ий школьников в духе заветов . великого
Ленина, воспитывать честность, мужест-
во, выдержку в большом и малом, скром-
ность и самоотверженность должна нэук-
лонно продолжать «Пионерская правда»,
славная газета, которой нынче  испол-
няется двадцать лет. Это чудесный воз-
раст, и’воя советская общественность от
души желает юбиляру <...новых успехов
в деле воспитания юных ленинцев в
духе преданности нашей Родине»
(И. Сталин).