ЫЭ

ВТОРНИК, 12 ИЮНЯ 1945 г, № 135 (8746)

Родина сла

Прославим нашу Родину
повыми научными
открытиями!

В связи с присвоением званий Героев Социалистического
Труда тринадцати выдающимся советским ученым и с награж-
дением орденами и медалями работников Академии наук СССР
я хочу обратиться к собратьям по общему делу — ученым
нашей страны. с несколькими привететвенными словами, иду-
щими от глубины сердца.

Я хочу прежде всего с душевной радостью поздравить новых
Героев Социалистического Труда академиков А. Н. Баха, И. П.
Бардина, И. М. Виноградова, А. А. Байкова, Н. Д. Зелинского
Т, Д. Лысенко, В. А. Обручева, Л. А. Орбели, М. А. Павлова,
Д.Н. Прянишгникова, И, И. Мещанинова, Н. И. Мусхеляшвили
нА. Е. Фаворского. Сочетание этих имен, известных и у’нас в
(‘оюзе, и за его пределами, кажется мне глубоко поучительным.
Какие различные направления научных интересов, какие раз-
личные научные индивидуальности! И в то же время как много
общих черт в творчестве и облике этих замечательных ученых!

Пожелаем этим выдающимся людям новых и новых успехов
в их творчестве. Высокая награда будет импульсом для новых
открытий, для новых поступательных шагов науки. Вместе
‹ ними выдвинутся и новые исследователи. Правительство
наградило сейчас сотни ученых — работников Академии наук.
Твердо верю, что в ответ тысячи новых научных работ, ты-
сячи новых открытий просхавят нашу родину и нашу эпоху.

Тринадцать новых Героев Социалистического Труда, coTHH
узеных, награжденных орденами и медалями, об’единены об-
цими чертами — тщательностью наблюдения, смелостью науч-
ных обобщений, стремлением претворить свои открытия в
практику социалистического труда, преданностью Делу социа-
лизма, партии, великому вождю и великому корифею науки
Л. В. Сталину. Эти черты — залог дальнейших успехов совет-
ской науки. Советская наука сделала немало. В дни Отечест-
зенной войны она содействовала победе. В основе ее успе-
хов —— условия, созданные революцией, нигде и никогда неви-
данная свобода научного творчества, забота правительства,
любовь народа и мудрое руководство гениального мыслителя,
стоящего во’ главе Советского государства.

Академик В. Л. КОМАРОВ.

Успехи нашей металлургии

Мне посчастливилось быть в числе учеников гениальных
русских ученых — Д. И. Менделеева и Д. В. Чернова, а так-
же великого фрацузского химика, физика и металлурга Ле-
Шателье. Общение с такими людьми незабываемо. Их глубо-
о содержательная и полная открытий деятельность вдохнов-
алла меня изо дня в день, когда я занимался научными ис-
‘ледованиями. Школа, пройденная у этих ученых, помогла
хне углубить и расширить наши познания по основам. метал-
зургии, химин металлов и металлографии.

Горжусь тем, что сумел передать свои знания немалому
оличеству ученых и инженеров-праютиков. Горжусь, что
\0гу назвать своими учениками академика Н. Т. Гудцова,
действительного члена Украинской Академии наук В. Н. Свеч-
MKOBa;   членов-корреспондентов Академии наук СССР

Ь. В. Старк, М. М. Карнаухова и многих других ученых I 4.

практических деятелей металлургии.

Советская металлургия достигла огромных успехов 0с0-
инно в годы сталинских пятилеток, когда в нашей стране
были созданы гигантекие и самые совершенные металлурги-
чекие предприятия. Именно благодаря этому наша герои-
ческая Красная Армия была обеспечена первоклассными
танками, пушками и другим вооружением. Приятно созна-
вать, что и мой труд содействовал великой победе.

Герой Социалистического Труда
академик А. А. БАЙКОВ.

Ученые-труженики, ученые -воины

Я счастлив, что на склоне моей жизни вместе со всей стра-
ой, вместе со всеми прогрессивными силами мира могу
вкусить плоды победы нашего правого дела над проклятым
фашизмом.

Я счастлив, что в эту титаничеекую борьбу внесли свой
зкдад и советские ученые — химики, которые немало содей-
BORAT творческому прогрессу военной техники, увеличе-
нию производства боеприпасов, санитарных и медицинских
‘редетв, производству резины, использованию местных сырье-
вых ресурсов, расширению пищевых средств и т. и. В этой
работе принимали активное участие старейшие химики и тех-
нологи нашей страны, также увенчанные званием Героя Co-
циалистического Труда, — академики А. Е Фаворский,
ЕД. Зелинский, А. А. Байков, И. И. Бардин, М. А. Павлов.
(громен творческий труд многочисленных представителей
более мололых поколений химиков, многие из которых на-
траждены орденами.

3а каждой правительственной наградой стоит ученый-
труженик, ученый-воин, готовый в любую минуту отдать
ви силы, свой талант, свою жизнь делу под ема нашей ро-
дины, расцвету ее культуры, искусства и науки.

Я чувствую потребность выразить сегодня особые чувства
признательности и дружбы моим ближайшим помощникам и
товарищам по работе в Академии — академикам А. Фрум-
хину, Н. Семенову, А. Несмеянову, членам-корреспондентам
(. Вольфковичу, Опарину, профеесору В. Энгельгардту и
другим.

Переживаемые нами дни великого торжества советской
науки и культуры наполняют сердца ученых беспредельной
благодарностью к нашему народу, к нашей армии-спаситель-
нице, гениальному кормчему Советской страны — великому
другу и полководцу товарищу Сталину.

Герой Социалистического Труда
академик А. Н. БАХ.

Ломоносовские традиции

В течение первого столетия своего существования Акаде-
мия была единственным ученым учреждением в России и 60-
средоточивала в себе все ‘научные силы. Начало и конец этого
периода характеризуются многочисленными экспедициями,
создавшими основы познания природы нашей отчизны.

Во втором столетии Академия потеряла свою роль единот-
венного ученого учреждения. Академия оказалась BO многом
торванной от жизни и запросов страны.

Ba последние двадцать пять лет роль и значение Академии
наук резко изменились. Академия получила крупные научные
CHI и средства и в короткое время выполнила большие ра-
боты. Так, в области геолого-географических наук, в KOTO-
ой я работаю уже шестьдесят лет, достигнуты со времени
Октябрьской революции значительно большие результаты,
Чем за предтествующие почти два столетия.

Академия наук вернулась к традициям и приемам ломоно-
‹овского периода, но в гораздо более значительном масштабе.

ожно высказать полную уверенность, что научная и про-
‘ветительная деятельность Академии будет расти и развивать-
ся еще быстрее.

8a присвоение мне звания Героя Социалистического Труда
я глубоко благодарен советскому правительству. Получив
высшее образование как государственный стипендиат, я
всегда старался приносить наибольшую пользу своей родине
ив успешном труде нахожу удовлетворение.
Герой Социалистического Труда
академик В. А. ОБРУЧЕВ.

‚ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

1725- кадемия аук СССР 945 .

В Научно-Исследовательском институте металлургии. Действительный член Академии наук Украинской ССР Г. В. Курдюмов

поздравляет академика И. П. Бардина с присвоением высокого звания Героя Социалистического Труда.

——

Советские академики—Герои Социалистического Труда

Александр Александрович
Байков

Академик А. А. Байков родилея в
1870 году вг. Фатеж Курской области.
Пятьдесят лет тому назад он начал свою
плодотворную  научно-исследовательскую
деятельность в области металлургии. Ему
принадлежит много выдающихся откры-
тий, способствовавитих быстрому разви-
тию отечественной металлургии. Он co3-
дал передовую научную школу металлур-
гов. А. А. Байков является автором ряда
выдающихея теоретических и эксиери-
ментальных работ по цементам,калест-
венной стали и меди. Большинство ero
научных трудов широко используется
промышленностью. А. А. Байков прини-
мал активное участие в проектировании и

строительстве Магнитогорского и Кузнец-.

кого заводов и в разрешении проблемы ис-
пользования руд Керченского полуострова:

Алексей Николаевич
Бах

Старейший русский ученый и револю-
ционер А. Н. Бах родился 17 марта 1857 г.
в с. Золотоноша Полтавской обл. Украин-
ской ССР. Алежсей Николаевич — автор
классических работ по биохимии. С име-
нем А. Н. Баха неразрывно связана раз-
работка таких важнейших проблем био-
химии, как химизм ассимиляции угле-
рода растениями, окислительные процес”
сы, происходящие в живых организмах, и
роль ферментов. Многолетняя научная и
общественно - политическая деятельность
академика А. Н. Баха предотавляет с0-
бою пример творческого единотва ученого
и общественного деятеля. Советекая наука
гордится свойм ученым, воспитавшим мно-
гочисленные кадры молодых исследова-
телей. А. Н. Бах является президентом
Всесоюзного химического общества им.
Д. И, Менделеева.

‚Иван Павлович
Бардин

Академик И. П. Бардин родился в
1883 г. ве Широком Уступе Caparos-
ской области. Крупнейший советский ме-
таллург связал свое имя е одной из самых
величественных строек, осуществленных
по идее товарища Сталина. Иван Павало-
вич возглавлял сооружение Кузнецкого
металлургического комбината. Талантли-
вый представитель советской научно -
технической мысли, он внес много лично-
го творческого труда в построение мате-
риально - технической базы социализма.
Советский народ высоко ценит этого вы-
дающегося представителя научно - техни-
ческой мысли, энергичного организатора и
смелого новатора.

Иван Матвеевич
Виноградов

‚ Академик И. М. Виноградов родился
в 1891 г, вс. Милолюб Смоленской обла-
сти. Он принадлежит к числу тех немно-
гих ученых, которые
целую эпоху. Мировую известность по-
лучили его научные работы в области
математики, поражающие глубиной и ®ри-
гинальнослью содержания. богатством
идей. Наиболее выдающееся открытие
экадемика И. М. Виноградова — доказа-
тельство предноложения известного мате-
матика Х\УШ столетия Гольдбаха- в том,
что всякое целое число либо само про-
стое, либо есть сумма двух или ‘трех про-
стых чисел. Двести лет математики мира
тщетно старались найти доказательство
этому предположению. Академик И. М.
Виноградов решил эту научную проблему,
и его открытие стало отправной точкой
для новых исследований в математике.

создали в науке’

Николай Дмитриевич
Зелинский

Академик Н. Д. Зелинский родилея в
1861 году вг. Тирасполе Молдавской ССР.
Более 60 лет ведет он научно-иселедова-
тельскую работу в области органической
химии. Перу его принадлежит более 500
научных трудов; имеющих выдающееся
теоретическое и прикладное значение. Его
исследования в области органического
синтеза вошли в мировую научную лите-
ратуру. Им был синтезирован ряд углево-
дородов, содержащихся в природной неф-
ти, и таким образом выяснено строение
нефтяных углеводородов. Ему же принад-
лежит честь создания первого противо-
таза. Вся его научно-исследовательская
деятельность тесно связана с промыш-
ленностью.

Трофим. Денисович
Лысенко

Академик Т. Д. Лысенко родился в
1898 г. ве. Карловке Харьковской обла-
сти Украинской ССР. Широчайшую из-
вестность и признание приобрели его за-
мечательные работы в области генетики
и агробиологии. Он являетея автором
теории стадийного развития растений,
Научные открытия академика T. Jl: dae
сенко обогатили сельское хозяйство но-
выми методами в достижении высоких
урожаев. На громадных площадях приме-
няются с успехом такие его научные от-
крытия, как летняя посадка картофеля,
чеканка хлопка. Велики заслуги этого
замечательного ученого, который  п0мо0-
гает нашему колхозному земледелию до-
биваться вее более высоких урожаев. _

Иван Иванович
Мещанинов

Академик И. И. Мещанинов родился в
1883 г. вг, Левинграде. Его труды в
области языкознания проложили новые
пути развития этой науки. Талантливый
ученик создателя нового учения о языке,
замечательного ученого Марра, он обога-
тил советскую культуру оригинальными
исследованиями языков народов Крайнего
Севера и Северного Кавказа.

Академик И. И. Мещанинов своими
трудами принес неоценимую ‘пользу
развитию национальных языков и по-но-
BOMY решгил многие проблемы в изучении
языка великого русского народа.

Николай Иванович
Мусхелишвили

Академик Н. И. Мусхелингвили родилея
в 1891 году в г. Тбилиси. Имя этого уче-
ного, президента Академии наук Грузин-
ской ССР, широко известно в мировой
науке. Его математические исследования,
касающиеся проблем механики, оказали
громадную помощь бвоветекой промышлен-
ности.

Ценные научные изыскания Н. И. Мус-
хелишвили много содействовали обогаще-
нию современной теории упругости.

Творческая деятельность академика
Мусхелишвили позволила наметить новое,
прогрессивное направление в механике.

Владимир Афанасьевич
Обручев Pia

Академик В. А. Обручев родился в
1863 году в селе Клепенино (Калинин-
екая область). Неутомимый исследователь
земных недр, маститый советский теолог
является автором более 1.500 печатных
листов научных произведений.

Начав свою деятельность шестьдесят
лет назад с изучения пустынных районов
Закаспия, академик В. А. Обручев провел
много замечательных = геологических

‚ветских физиологов.

Фото М. Самарина,

экспедиций на ‚ Алтай, в Восточную Си-
бирь,.Якутию, на Чукотку, в Уссурийский
край, в Прибайкалье, в Амурский бассейн.
В. A: Обручеву принадлежат крупней-
шие заслуги в освоении природных Oo-
гатств нашей необ’ятной родины. Он яв-
ляется автором классической теории, об’-
ясняющей геологию и географию азиат-
ского континента. Он обогатил советскую

и мировую геологию выдающимися науч-
ными трудами:

Леон Абгарович
Орбели

Академик 1. А. Орбели родился в
1882 году в г. Ереване. Один из круп-
нейших физиологов мира, ближайший
ученик великого русского  физиолога
И. П. Павлова, академик Л. А. Орбели
является признанным руководителем с0-
Ему принадлежат
классические ‘исследования в области ве-
гетативной нервной системы, послужив-
пие отправной точкой для. целого на-
правления в физиологии.

Огромное значение приобрели также
научные работы Л. А. Орбели в области
физиологии чуветв и центральной нерв-
ной системы. Он сформулировал принции
взаимоотношений органов чуветв, иселе-
довал влияния, которые оказывают раз-
дражение одного органа чувотв на .про-
цессы, происходящие в другом.

Михаил Александрович
Павлов

Академик М. А. Павлов родилея в
1863 году вг. Ленкорани (Азербайджан-
ская ССР). Целое ‘поколение советских
доменщиков и сталеваров с признатель-
ностью произносит имя этого старейшего
из современных русских металлургов.

Наша отечественная металлургия мно-

гим обязана академику М. А. Павлову.

Научные труды его, касающиеся домен-
ного производства и других отраслей чер-
ной металлургии, приобрели мировую из-
вестность. Они сыграли выдающуюся
роль в развитии. и усовершенотвовании
методов выплавки металла.

Дмитрий Николаевич
Прянишников

Академик Д. Н. Прянипгников родился
в 1865 году в г. Кяхте (Бурят-Монголь-
ская АССР). Тонкий и глубокий исселе-
дователь; ближайший “ученик” великого
русского ботаника В. А. Тимирязева, ака-
демик Jl. H. Прянишников но праву, ечи-
тается основоположником советской агро
химии. Он опубликовал около 400 науч-

ных работ, среди которых первое место,

занимает классический научный труд
«Агрохимия».
Академик Д. Н. Прянишников — co-

златель классических основ современной
физиологической агрохимии. Ero научные
изыскания принесли огромную пользу со-
циалистическому земледелию.

Алексей Евграфович
Фаворский

Академик А. Е. Фаворский родился в
1860 году в городе Павлово ^ (Горьков-
ская область). Его блестящие теоретиче-
ские исследования в области органической
химии оказали очень большое влияние на
развитие советской и мировой химиче-
ской науки и химической промышлен-
ности.

А. Е. Фаворский открыл новый метод
получения синтетического каучука, таз-
работал способ получения искусственного
волокна. пластических масс, изоляцион-
ных материалов, антикоррозийных по0-
крытий. Его открытия в химии находят
все большее практическое применение.

а ии

Большая работа

В области языка ‘и литературы русская наука всегда зани-
мала передовое место. Академия уделяла этим дисциплинам
огромное внимание. Исследования в области языка и литера-
туры ведутся в пяти наших институтах, Нужно ли говорить,
какое значение для развития культуры имеет деятельность
этих научных центров!

Красная Армия, в состав которой входят граждане многих
национальностей, пред’явила к литературоведению и языко-
знанию свои требования. Речь шла не только о срочном с0с-
тавлении военно-терминологических словарей на языках на-
родов CCCP, но и русско-национальных портативных слова-

рей военного времени. Когда Красная Армия, опрокинув вра-
га, перешла государственную границу, понадобились pasro-
ворники, помогавшие бойцам ориентироваться на чужой тер-
ритории. Таких словарей-разговорников было составлено 23.
Помимо того, наши институты. помогали составлять разные
пособия для Красной Армии. Успешными были исследования
наших выдающихся ученых, академиков И. Ю. Крачковского,
В. М. Алексеева, А. П. Баранникова, С. ПШ. Обнорского,
Н. С. Державина и других.

Герой Социалистического Труда

академик И. И. МЕЩАНИНОВ.

вит героический труд своих выдающихся учёных

Работы русских
математиков

Русская матемалическая школа уже давно занимает по-
четное место в мировой науке, Лобачевский и Чебышев, 30-
лотарев, Марков, Вороной и Ляпунов были крупнейшими
математиками ‘своего времени. Славные традиции  блестя-
щей плеяды русских ученых стремится продолжать нынеш-
нее поколение советских математиков. }

Чебышев и Вороной провели важные исследования в ана-
литической теории’ чисел. Эту область я избрал дая своей
научной деятельности, которую. начат с 1915. года, когда
был оставлен при Ленинградеком Государственном универ-
ситете для подготовки к будущей научной работе. С тех
пор мною выпущено около ста научных работ. Среди них
новый мощный аналитический метод теории чисел, который
я начал разрабатывать с 1934 года. В этом направлении
продолжаю трудиться и в настоящее время.

Я руковожу Математическим институтом Академии наук —
крупнейшим научным центром математики в вашей стране.
Здесь выполнен ряд работ, имеющих фундаментальное зна-
чёние. В годы Великой Отечественной войны коллектив Ин-
ститута разработал различные задания, направленные Ha YE-
ренление обороны нашей страны.

Герой Социалистического Труда
академик И. М. ВИНОГРАДОВ.

В ногу с Красной Армией

Hama страна под водительством гениального вождя
товарища Сталина заняла первое место в победе над злейшим
врагом. Она делает поразительные успехи во всех областях
жизни. Советские ученые получили все возможности для
развития теоретической науки и ее приложения в народно-
хозяйственной жизни. Так, советские химики озабочены в на-
стоящее время использованием природного газа (метана)
для производства из него высших химических ценностей.

Невольно думаешь о том, что герой мирного социалистиче-
ского труда стоит у нас в одной шеренге с доблестными
командирами, освободившими родину от презренного врага.
На командном посту науки мы остаемся неизменными и вер-
ными друзьями Красной Армии и всего нашего победоносного
народа.
Герой Социалистического Труда

академик Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ.

Счастье и радость учёного

Для советского ученого нет большего счастья, Kak рабо-
тать на благо своей родины, на благо народа, Высшей оцен-
кой его работы является признание народом полезности дела,
которому посвящает себя ученый. Присвоение мне звания
Героя Социалистического Труда не могло не взволновать
меня, так как в этом акте я усматриваю признание народом
полезности моей скромной работы.

Вместе с тем я отдаю себе полный отчет в том, что эта
награда накладывает на меня еще большие обязанности, еще
большую ответетвенность. Беликие задачи отоят сейчас перед
ученым: ‘работающим на фронте ‘агробиологической науки.
Среди них первейшая и главнейшая — повышение урожая-
ности сельскохозяйственных ‘культур, особенно в районах,
освобожденлых нашей героической Красной Армией от не-
мецко-фашистеких захватчиков.

Her слов, эта работа потребует большого труда, больного
напряжения сил. Но я не сомневаюсь в ее успехе, ибе в Со-
ветской стране ученый не остается одиночкой, не является
кабинетным работником. У него тысячи и десятки тысяч
помощников в лице колхозников-опытников, агрономов,
передовых людей сельского хозяйства.

„В эти счастливейшие минуты моей жизни с особым чувет-
вом глубокой благодарности. я обращаюсь в нашему прави-
тельству, к родному Иосифу Виссариеновичу Сталину и за-
веряю, что я и в дальнейшем бухту отдавать все-свои силы и
знания на пользу колхозам и совхозам, на развитие нашей
агробиологической науки.
3 : Герой Социалистического Труда

академик Т. Д. ЛЫСЕНКО.

Энергия, вдохновлённая
великим Сталиным

Высочайшая честь, которой я удостоился вместе со своя-
ми товарищами по Академии наук СССР, — присвоение зва-
ния Героя Социалистического Труда — наполняет меня ра-
достью, которую я не смогу передать никакими словами.

Какие особенности моей деятельности «заслужили столь
почетную оценку? Мне представляется, что главной причиной
является то, что я всегда горячо любил свою родину, любил
всякое дело, которым занимался, & особенно любил дело
подготовки молодых кадров, _

Единственное, чем я могу отблагодарить наш народ, наше
правительство, — это продолжать то же дело с той же энер-
гией, энергией, вдохновляемой великим Сталиным.

Герой Социалистического Труда
академик Н. И. МУСХЕЛИШВИЛИ.

Все силы и знания — родной

металлургии

Более полувека я работаю в области металлургии. На моих
глазах она развивалась и крепла. Особенно приятно мне, ста-
роему металлургу, видеть гигантекий рост этой отрасли про-
мышленности в нашей стране. Мне посчастливилось наблюдать
зарю металлургии ‘на юге России. Я хорошо изучил и ураль-
скую металлургию, которая в дни Великой Отечественной войны
так сильно помогла’ обороне любимой родины. В это дело ия
вложил свои силы и знания. На многих предприятиях у домен-
ных печей работают мои ученики; многие из них продолжают
начатое мною дело.

Глубоко тронут оценкой, которую получила моя деятель-
ность. Постараюсь, поскольку позволят силы, оправдать и в
дальнейшем высокое доверие народа.

Герой Социалистического Труда
академик М. А. ПАВЛОВ.

Труд, отданный народу _

Моим всегдашним стремлением было сделаль свой труд
полезным народу, своей горячо любимой ‘родине. Я боролся
прежде всего за то, чтобы в нашей стране осуществилось
согласованное решение двух задач — поднятия продуктив-
ности земледелия и развития химической промышленности,
играющей столь важную роль в созданий оборонной мощи
страны.

Исследовательская работа по агрохимии за годы советской
власти приобрела исключительно большой размах. Я с удов-
тотворением могу сейчас отметить, что руководящие научные
работники в крупнейших агрохимических учреждениях СССР
подготовлены в моей лаборатории, являются моими учени-
ками, так же, как большинетво профессоров агрохимии в на-
ших сельскохозяйственных вузах. Они вместе со мной актив-
но боролись за развитие агрохимии, за внедрение химизации
сельского хозяйства в нашей стране: Успех моей’ работы яв-
ляется, конечно, результатом работы большого коллектива
агрохимиков. Е

Герой Социалистического Труда
академик Д. Н. ПРЯНИШНИКОВ.