ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О нараждении работников Академии наук СССР

(Продолжение. См. «Известия»

от 12 и 13 июня). дидата физико-математических наук,
ученого секретаря Института меха-
ники,
ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО 139. Капелюшникова а т
члена-корреспондента ка
МНО ОНИ СССР; sided ipouiora отделом Инсти-

108. Думанского Антона Владимировича — тута горючих ископаемых.
члена-корреспондента Академии наук 140. Капустинского Анатолия Федоровича—
CCCP. члена-корреспондента Академии наук

109. Евтух Василия Семеновича — стар- СССР, заведующего лабораторией Ин-
шего лаборанта Физиологического ин- ститута общей и неорганической химии
ститута имени И. П. Павлова. имени Н. С. Курнакова.

110. Еголива Александра Михайловича —   141, Караваева Николая Михайловича —
профессора. доктора технических наук, заведую-

111. Жадина Владимира Ивановича —— док- щего лабораторией! Института горючих
тора биологических наук, заведующе- ископаемых.
го отделом Зоблогического института,   142. Карнаухова Михаила Михайловича —

112. Жданова Александра Павловича — члена-корреспондента Академии наук
доктора физико-математических наук, СССР.
заведующего лабораторией Радиевого 143. Качурина Сергея Петровича — стар-
института. шего научного сотрудника Института

113. Живаго Петра Ивановича —- доктора мерзлотоведения имени В. А. Обру-
биологических наук, заведующего ла- чева.
бораторией Института цитологии, гис-  144. Келдыша Мстислава Всеволодовича —
тологии и эмбриологии. \ члена-корреспондента Академии наук

114. Жилякова Николая Иудовича — кан- СССР.
дидата сельскохозяйственных наук, за-  145: Келлера Бориса Александровича   =
местителя директора Дальневосточной академика.
базы имени В. Л. Комарова. 146. Кибеля Илью Афанасьевича — члена-

115. Жиркова Льва Ивановича — доктора корреспондента Академии наук СССР.
филологических наук, старшего Hay¥- 147. Кирпичева Михаила Викторовича —
ного. сотрудника Института языка и академика, научного руководителя от-
мышления имени Н. Я. Марра. дела Энергетического института.

116. Жирмунского Виктора Максимови- 148. Кирпотина Валерия Яковлевича—док-
ча — члена-корреспондента Академии тора филологических ‘наук, старшего
наук СССР, заведующего сектором научного сотрудника Института ми-
Института литературы. ровой литературы имени А. М. Горь-

117. Жукова Евгения Михайловича — док- кого.
тора исторических наук, директора 149. Князева Георгия Алексеевича — кан-
Тихоокеанского института. дидата исторических наук, директора

118. Заварзина Алексея Алексеевича — I Архива Академии наук   СССР.
академика, директора Института цито- 50. Кобеко Павла Павловича — члена-
логии, гистологии и эмбриологии. корреспондента Академии наук СССР,

119. Зеленина Дмитрия Константиновича — заведующего лабораторией Ленинг es
члена-корреспондента Академии наук ского физико-технического института.
ССС: ; 151. Ковальского Александра Алексееви-

120. Зельдовича Якова Борисовича — док- ча — кандидата химических наук, aa
тора физико-математических наук, заве- м т ГЕ vary
i ieee. TART Somer ey tha: Козо-Полянского Бориса Михайлови-

121. Зорина Василия Ивановича’ — магист- ча at eee корреспондента Академии

Е наук ,
ее от Кар В 153. Козьмина Бориса Павловича — докто-

122. Зубова Ивана Васильевича — управ- ра исторических наук, старшего и
ляюшего делами Академии наук CCCP. ного сотрудника м мирово

123. Иванова Андрея Гермогеновича — литературы имени А. М. Горького. a
кандидата физико-математических 154, Колоскова Павла Ивановича И
наук, заведующего лабораторией Ин- тора географических наук, и
ститута теоретической геофизики. го отделом я Ц yn

124. Иванова Владимира  Ивановиза — 155. Кондратьева Виктора Aaa а
доктора химических наук, заместите- члена-корреспондента и :
ля директора Института органической СССР, заведующего отделом ey
химии. та химической физики. т

125. Иванова Дмитрия Дмитриевича — ди- 156. Комарову Надежду Вт
ректора Фундаментальной библиотеки седателя Совета жен и aie Bek:
oe a. fee ST a Costin: omen toninOe

mits : сии по г

т а eh ate Pore ee Комарович Марию Александровну —

127. Иванова Леонила Александровича заместителя начальника а тн
члена-корреспондента Академии наук Президнума Академии наук A
СССР, заведующего лабораторией Ин-  158. Коржинского Дмитрия Сергеевича —
ститута физиологии растений вмени нлена-корреспондента Академии наук
К. А. Тимирязева. СЕСР.

128. Изгарышева Николая Алексеевича — 159. Костенко Михаила Полиевктовича —
члена-корреспондента Академии наук члена-корреспондента Академии наук
СССР: СЕСР.

129. Ильина Модеста Михайловича — док-  160. Костякова Алексея Николаевича —
тора биологических наук, заведующе- члена-корреспондента Академии наук
го отделом Ботанического института СССР.
имени В. Л. Комарова. 161. Кочину Пелагею Яковлевну —-~ROKTO-

130. Ильинского Алексея Порфирьевича — ра физико-математических наук, стар-
локтора биологических наук, заведую- т сотрудника Института

ого ннститу- .
Аи Bl. ro : 162. Коштоянца Хачатура оби

131. Ильичева Александра Семеновича — СССР и
Ор ОКА Академии наук таря Отделения биологических наук.

re 163. Кравеца Торичана Павловича — члена-

132. Ильюшина Алексея Антоновича — зле- корреспондента Академии наук СССР.
на - корреспондента Академии наук 164. Красильникова Николая Александро-
СССР, заведующего отделом Институ- вича — доктора биологических наук,
TAMERS HE старшего научного сотрудника Инсти-

133. Имшененкого Александра Александро- тута микробиологии, 55
вича — доктора биологических наук, 165. Крашенинникова Ипполита Михайло-
заведующего отделом Института ми- вича — заведующего сектором дублет-
кробиологии. ного фонда Ботанического института

134. Истрину Евгению Самсоновну — чле- имени В_Л. Комарова. т
на - корреспондента Академии наук 166. Крепса Евгения Михайловича — док-
СССР, заведующую сектором Инсти- тора биологических наук, заведующего
тута русского языка. ИН р иы HHCTH-

135. Кабачника Мартина Изранлевича — тута имени И. 11. Павлова,
доктора ен oats, старшего! 167- Кржижановского Глеба а ный
научного сотрудника Института органи- вича — академика, дирек 3
Pha A lg т

136. Казанского Бориса Александровича —  168. а Бориса Петровича — доктора
члена-корреспондента Академии ‘наук гволого - минералогических наук, стар-
СССР, заведующего лабораторией Ин- шего научного сотрудника Института
ститута органической химии. геологических ‘наук,

137. Казарновского Исаака Абрамовича —   169. Кружкова Владимира Семеновича —
члена-корреспондента Академии наук директора Института Маркса, Энгель-
СССР. са, Ленина,

Приезд иностранных д
на юбилейную сессию Академии наук СССР

Вчера продолжался приезд в Москву де-
легаций иностранных ученых на юбилей-
ные торжества Академии наук СССР. При-
были делегации Польши, Франции, Югосла-
вии, Канады, Монгольской Народной Рес-
публики,

Гостей встречали представители Акаде-
мии наук СССР — академики А. Ф. Иоффе,
С. Л. Соболев, С. Н. Бернштейн, А. Н.
Фрумкин, Б. Д. Греков и другие,

Во французской делегации, состоящей из
23. человек, — президент. Парижской Ака-
демии Морис Коллери, известные физики
супруги Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри,
математики — член-корреспондент Акаде-
мини наук СССР Эмиль Борель, профессор
Жак Адамар, профессор Эли Картан, из-
вестный физик П. Оже, член-корреспондент
Академии наук СССР геофизик Ш. Морен,
физиолог А. Ложье и другие,

Профессор Фредерик Жолио-Кюри в бе-
седе с корреспондентом «Известий» заявил;

— В тот период, когда Франция находи-
лась под гитлеровской пятой, наши ученые
He могли много. знать о работе ученых
СССР и о достижениях советской науки.
Но, во всяком случае, мы твердо знали,
что вместе со всем народом они отдавали
свои силы борьбе с захватчиками, борьбе,
которая увенчалась столь блистательным
успехом Красной Армии. Надежда на этот
успех вдохновляла французских патриотов,
работавших в подполье, всех, кто участво-
вал в движении сопротивления, в том чис-
ле и ученых. Правда, тогда наши усилия
сосредоточивались на решении весьма

ознакомиться с достижениями советской
науки и установить личные. связи с ее за-
мечательными представителями,

*

Делегацию ученых. Польши возглавляет
президент Академии наук в Кракове про-
фессор Станислав Кутшеба. В сосгаве
делегации члены Академии: проф. Ко-
вальский, ректор Краковского универеи-
тета проф. Лер-Сплавинский, ректор Вар-
щавского университета проф. Пеньковский
и проф. Хриневецкий, а также ректор Люб-
линского университета проф. Раабе, ректор
Горной Академии проф. Геттель, профессо-
ра Котарбинский и Хиршфельд.

Корреспондент «Известий» попросил
профессора Кутшеба рассказать о возоб-
новлении работ польской Академни и пер-
BOM периоде ее деятельности после осво-
бождения Польши.

— Чтобы ответить на ваш вопрос, —
заявил президент, — я должен, прежде все-
го, сообщить о том, какая участь постиг-
ла нашу Академию и ее состав в мрачный
период владычества немцев. В первые же
дни своего прихода немзцкне варвары за-
крыли Академию, а всех нас арестовали,
Мы были направлены сначала в Бреслав-
скую тюрьму, где пробыли в ужасных
условиях три недели, а оттуда — в лагерь
Саксенгаузен, за Берлином.

Многие из моих коллег не смогли выдер-
жать адского режима, Из содержавшихся
в лагере членов Академии умерло девят-,

скромных задач. Нам приходилось доволь-
ствоваться проблемами, так сказать, «малой
техники» — бутылки с горючей жидкостью
ит. д

Теперь, когда Франция возрождается,
когла у нас снова появилась возможность
работать при дневном свете в своих лабо-
раториях и кабинетах, перед учеными от-
крываются широчайшие перспективы. Со-
вершенно необходимо восстановление свя-
зей научных учреждений обеих стран.
Контакт этот должен быть самым тесным.

Мы счастливы, что получаем возмож-
ность впервые за последние шесть лет

надцать человек, а всего наша Академия

потеряла за время войны более семидесяти,

членов и членов-корреспондентов.

— Вот, собственно, с этого я и’ хотел
начать свой рассказ о польской Академии, —
продолжал президент, Мы
ливы вновь обретенной свободе и возмож-
ности трудиться для науки и народа.

Мы получили серьезную денежную по-
мощь от Временного правительства Поль-
ши. Возобновили свою деятельность все
четыре отделения — филологическое, исто-
рико-философское,  физикэ-математическое
и медицинское, а также все комиссии Ака-

все счаст:

192.

138. Калинина Степана Васильевича — кан-   170. Кузнецова Бориса Григорьевича—док-

тора экономических наук, заместителя
директора Инстйтута истории естест-
вознания. ;

Кузнецова Евграфа Сергеевича — про-
фессора, старшего научного сотрудни-
ка Института теоретической геофизи-
ки.

Кулебакина

171.

Виктора Сергеевича —
академнка, руководителя отдела Ин-
ститута автоматики и телемеханики.
Куплетского Бориса’ Михайловича: —
доктора геолого - минералогических
наук, старшего научного
Института геологических, наук.
Куренцова Алексея Ивановича — док-
тора биологических наук, заведующего
сектором Дальневосточной; базы имени
В. Л, Комарова.

Курнакова Николая Николаевича —

доктора химических наук, старшего на-

учного сотрудника Института‘ общей и

неорганической (химин имени Н. С.

Курнакова.

Курсанова Андрея Львовича — дожто-

ра биологических наук, заведующего

лабораторией Института биохимин им®-
ни А. Н. Баха.

Курчатова Бориса Васильевича — кан-

дидата физико - математических наук,

заведующего сектором лаборатории
№2 Академии наук СССР.

Кюнера Николая Васильевича — док-

тора исторических наук, заведующего

сектором Института этнографии.

Крылова Николая Митрофановича —

академика.

Лаврентьева Михаила Алексеевича —

доктора физико - математических наук,

заведующего отделом Математическо-
го института имени В. А. Стеклова.

Лазарева Виктора Никитича — члена-

корреспондента Академии наук СССР,

заведующего сектором Института ис-
тории искусств.

Ландау Льва Давидовича — доктора

физико - математических наук, заве-

дующего сектором Института физиче-
ских проблем.

. Ланина Владимира Александровича —
доктора химических наук, заведующего
лабораторией Института горючих ис-
копаемых.

. Лаптева Ивана Давидовича — профес-
сора, заведующего сектором Институ-
та экономики.

„ Ларина Бориса Александровича — про-
фессора, заведующего сектором Инсти-
тута русского языка.

. Лебедеву Лидию Александровну —

доктора ‘биологических наук, старшего.

научного сотрудника Ботанического ин-
ститута имени В. Л. Комарова.

Лебедева Петра Ивановича — члена-

корреспондента Академин наук СССР.

Левина Иосифа Давидовича — доктора

юридических наук, заведующего секто-

ром Института права;

Левитского Григория Андреевича —

члена - корреспондента Академии наук

СССР.

. Левицкую Анну Яковлевну — кандида-

та физико - математических наук, стар-

шего научного сотрудника Сейсмологи-
ческого института.

Левшина Вадима Леонидовича — док-

тора физико-математических наук, за-

местителя заведующего лабораторией

Физического института имени Е ЕЕ

Лебедева.

Лемина Иосифа Михайловича — док-

тора исторических наук, заведующего’

сектором” Института мирового хозяйст-
ва и мировой политики,

Леонтовича Михаила Александрови-

ча — члена-корреспондента Академии

наук СССР.

. Леонтьева Льва Абрамовича — члена-

корреспондента Академии наук СССР.

195. Линден Наталию Агаповну — канди-
дата физико-математических наук,

‚старшего научного сотрудника Сейсмо-
логического института.

Лузина Николая Николаевича — ака-
демика, старшего научного сотрудника

Математического института имени
В. А. Стеклова.

Лукирского Петра Ивановича — чле-
на-корреспондента Академии наук

СССР, заведующего лабораторией Фи-
зико-технического института.

Лучицкого Владимира Ивановича —
доктора теолого-минералогических
наук.

Малова Сергея Ефимовича — члена-
Максимова Александра Александрови-
наук СССР.

172.

173.
174.

175.

176.
177.

178.

£79:
180.

181.

182.

187.
188.

189.

191.

193.

196.

197.
198.

199.

200.

(Продолжение следует).

елегаций

демии. Занятые сейчас составлением пла-
нов предстоящей работы, они уже присту-
пили к публикации отдельных научных рефе-
ратов и к изланию литературы. Мы возла-
гаем большие надежды на возобновление
связей с Академией наук СССР и научны-
ми учреждениями Советского Союза. На
предстоящем в июле общем собрании на-
шей Академии будет окончательно выяс-
нен ее состав. В будущем году предетоят
выборы новых академиков. Мы надеемся,
что состав польской Академии пополнится
и советскими учеными, достижения кото-
рых вызывают восхищение в научных кру-
гах Польши,

Ученые Польши приветствуют и поздрав-
ляют ученых СССР с большим праздником
советской науки. Мы счастливы, что пер-
вое послевоенное большое научное собра-
ние происходит в столице страны, усилия
которой в разгроме гитлеровской Германии
буквально неоценимы,

*

Корреспондент «Известий» беседовал
также с участниками делегации ученых
Канады. — проф. Г. лселие — представите-
лем Канадского Королевского общества
науки, профессором политэкономии универ-
ситета в Торонто Г. Иннес и представи-
телем Канадского географического общест-
ва А. Порсилд.

— Мы уверены, — сказал профессор Се-
лнеё, — что юбилейные торжества Академии
наук СССР, которые по праву можно наз-
вать. первым большим“ международным кон-
грессом ученых, собирающимся после окон-

нию дружественных связей ученых Об’еди-
ненных наций, успеху их работы в после-
военный период. Университет в Монреа-
ле готовится к открытию
отделения русского языка и русской лите-
ратуры. Мы очень бы хотели видеть совет-
ских ученых преподавателями основных
дисциплин. на этом отделении.

Профессор. Иннес сообщил нашему кор:
респонденту; что’ подобное отделение от-

крывает и университет в Торонто.

сотрудника.

Российская Академия наук, задуман-
ная и основанная Петром Первым, полу-

необычайное значение. По об’ему и ха-
рактеру скоей деятельности ‘она занимает
060б0е и весьма важное место в ряду дру-
гих академий и ученых ‘обществ мира.
Петр понимал, что учреждение в Рос-

разцу какой-либо иностранной было бы
трудно осуществимым делом. В стране
еще только думали о средних школах и
университетах, и академия французского
и английского образца неизбежно оказа-
лась бы в отрыве от общества и государ-
ства и стала бы бесполезным «социете-
том» ученых иностранцев.
иначе и по-своему.

В русской Академии он соединил пере-
довую науку, научное исследование с
обучением разных ступеней — от сред-
него и ремесленного до университегсного.
Петр решил завести собрание «из само-
лучших ученых людей, которые науки
произведя и совершая художества и нау-
ку публично преподавали бы молодым лю-
дям». А эти последние. в свою очередь
«науку принявши и пробу искусства, сво-
его учинивши, молодых людей в первых
фундаментах обучали».

Иначе говоря, Петр решил насаждать
науку сразу и сверху; и снизу: взять уже
  достигнутое европейской наукой и растять
молодежь. Такой прием оказался дей-
ственным через пятнадцать — двадцать
лет, когда новая Россия выдвинула в сонм
знаменитых учёных великого русского
академика, Ломоносова.

*

Деятельность Академии началась 220
лет назад, в 1725 г., когда в Петербург
с’ехались академики первого призыва.
При Академии ‘развернулись, в соответ-
ствии с утвержденным Петром проектом,
университет и гимназия,

`Новая Академия уже в 1728 г. опубли-
ковала первый том своих <«Коммеряч-
риев» на латинском языке, блистав
славными именами Бернулли, Эйлера и
других ученых. На берегах Невы регу-
лярно заседали петербургекие академики,
обсуждая острые вопросы новой ньыюто-
новской науки о форме земли, о тяготении,
о новом математическом анализе. Но 3a
этим внешним блеском началась другая,
вполне самобытная, очень трудная и не

чания войны в Европе, послужат укрепле-\

специального

всегда видная работа Академии но воспи-
танию и образованию русской молодежи,
по изучению необ’ятной России (геогра-
фическому, историческому, этнографиче-
скому), по изданию переводов, научно-

популярной литературы, по технической

консультации государства, по организа-
ции производств, по созданию граммати-
KH русского языка. Я

Заслуги нашей Академии на этих. по-.
зрищах поистине удивительны и необ’ят-
ны. Первоклассные ученые, составивиие
первый призыв Академии, независимо от
своих, порою весьма отвлеченных, спе-
циальностей, были вовлечены в практиче-
ские дела и начинания. Математик Эйлер
и астроном Делиль занимались картогра-
фией. Изучение Сибири академиками Мюл-
лером и Гмелином, исследование Камчат-
ки С.П. Крашенинниковым, участие Ака-
демии в экспедиции Беринга, издание
первого Атласа Росеийского, таковы не-
которые примеры деятельности Академии
за первые ее десятилетия.

М. В. Ломоносов, двести лет назад из-
бранный академиком, явился как бы жи-
вым символом оригинальности русской
Академии и ее особых положительных
черт, характерных в основном и для про-
шлого, и для настоящего. В нем соединя-
лось стремление к бескорыстному, глубо-
кому изучению природы, прежде всего в
ее физико-химических проявлениях, с
работой в практических областях метал-
лургии, стеклоделия, оптического прибо-
ростреения, мореходства. Он умел быть
одновременно поэтом, художником, физи-
ком, химиком, геологом, историком, гео-
графом и грамматиком, во всех областях
создавая большое и оригинальное.

То, что намечал Ломоносов один. далее
развивали с большой широтой другие
русские академики ХУШ века: В. К. Тре-
дьяковекий — в области теории языка. я
поэзии, С. П. Крашенинников, И. И. Лепе-
хин. Н. Я. Озерецковский — в области
географии и сстественных наук, С. Я. Ру-
‘мовский и А. К. Кононов — в астрономии
и физике.

*

Грань между ХУШ и ХХ вв. была для
Академии переломной. В стране выросла
и другая наука — университетская, нау-
ка Военно-Хирургической академии и
других специальных школ. Многие преж-
ние функции русской Академии — учеб-
ная, переводческая, производетвенная, —
естественно, снимались с нее. Академия
превращалась постепенно в штаб научной
и учебной армии. Ряды ее все больше но-
  поднялись замечательными русскими уче-
  RAIMI, В области физико-математических
  наук в первой половине прошлого века ра-
 ботают физик В. В. Петров. — ибеследо-
  ватель в области люминесценции и элек-
  тричеетва. имя которого связано © от-
крытием вольтовой дуги; замечательные
математики В, Я. Вуняковский и М. В.
Остроградекий. Но кафедре истории из-
бран исследователь петровской эпохи
Н, Г. Устрялов. В рядах академиков ¢0-
стоят вылающиеся словесники А, Х, Во-
стоков, М. П. Погодин, С. П. Шевырев,
И: И. Срезневекий.

Академия в тот период строилась, по-
полнялиеь ев коллекции и музей. Никог-
да He порывалась ее связь с запросами
жизни и техники,

Bropas половина ХХ в. была B Poc-
ели, каки в остальном мире, эпохой мощ-
ного развития естествознания, Это и OT-
разилось в значительной мере на составе

чила в развитии культуры нашей страны”

сии начала. Х Ш века Академии 10 00-.

Петр решил

ЧЕТВЕРГ, 14 ИЮНЯ 1945 г, № 138 (8748)

оо

Академик
С. ВАВИЛОВ

в.0.9

выдающегося кристаллографа и артилле-
риста А. В. Гадолина, будущего создателя
сейсмологии b. 6, Голицына, замечатель-
ного творца химии анилиновых красителей
Н. Н. Зинина, одного из создателей орга-
нической структурной химии А. М. Бут-
лерова, автора теории кометных хвостов
Ф. А. Бредихина, астрофизика, впервые
вместе с ВБ. Б. Голицыным эксперимен-
тально доказавшего существование опти-
ческого явления Допилера, А. А. Beao-
польского, замечательных русских гео-
логов А. П. Карпинекого и Ф, Н. Черны-
  шева и выдающегося русского дарвикиста
и зоолога А. 0. Ковалевекого.

Гуманитарные науки также были пред-
ставлены в Академии именами филологов
Я. В. Грота, Ф, И. Буслаева, А. Н. Весе-
ловского, историков С. М. Соловьева,
В. 0. Ключевского, востоковедов В. В.
Радлова и В. П. Васильева и т. д,

Академия продолжала в эту эпоху свою
традиционную экспедиционную работу по
вопросам географии, этнографии, языка,
истории. К числу ее больших заслуг за
этот период должно быть отнесено созда-
ние, главвым образом трудами выдающе-
гося физика Г. И. Вильда, русской метео-
рологической ` сети.

Начинает укрепляться материальная
база Академии. Физический кабинет, су-
шествовавший с первых дней работы
Академия и служивший основой для экс-
периментальных работ физиков-академи-
ков, превращается, по предложению ака-
демика Б. В. Голицына, в физическую
лабораторию с большим  сейсмологиче-
ским отделом. На этой основе создается
большая сеть сейсмологических станций
но всей России.

Укрепляется, главным образом благо-
даря энергии академика Н. С. Курнакова,
работа химической лаборатории, создан-
ной еще Ломоносовым. Трудами академи-
ков А. П. Карпинского и Ф. Н. Черны-

Академии. Она принимает в ‘свой ряды

АЛЧЕВСК (Ворошиловградская область),
13 июня. (ТАСС). Вступила в строй новая
шахта «Атаман-Запад» треста «Ворошилов-
уголь». Все строительные работы выполне-

шева преобразуется  минералогический
музей. Зоологический музей получает
значительные средства и становится од-
ним из интереснейших музеев такого’ ре-
да в мире.

I 725-cfrradouna Hay COCP-1945
_ Двести двадцать лет

втягивание Академии в гигантское лело
воциадистического строительства. Про-
изошыа коренная организационная пере-

` стройка Академии. Были произведены до-

полнительные выборы, в результате кото-
рых в состав Академии вошли сорок два
новых академика. С каждым годом уве-
личивалоеь в составе Академии число
специальных институтов по всем зразде-
лам естествознания, гуманитарных наук
и техники. Академия взяла на себя руко-
водетво всесоюзными конференциями и
совещаниями по самым разнообразным
вопросам науки, техники, экономики.

В связи с возраставшим государствен-
ным значением Всесоюзной Академии она
была переведена в 1954 году в Москву.

В настоящее время Академия наук
СССР составаяет колоссальное научное
0б’единение. К началу 1945 г, в Акаде-
мию входили три почетных академика,
сто сорок пять академиков и двести один
член-корреснондент. Перед войной в Ака-
демии состояло до ста пятидесяти науч-
ных учреждений, из них семьдесят шесть
научно - исследовалельских — институтов,
одиннадцать самостоятельных  лаборато-
рий, шесть обсерваторий, сорок две стан-
ции. Академия имеет шесть филиалов в
различных республиках и областях СССР
и несколько местных научных баз.

*

По новому действующему уставу <Ава-
демия Наук СССР является высшим па-
учным учреждением СССР, об’единяющим
наиболее выдающихся ученых страны».
Таким учреждением она была все 220 лет
своего существования, но фактическая
оль ee существенно изменилась. В
УШ в. Академия по преимуществу на’
саждала науку в стране, воспитывала
ученых и изучала родную страну; ее зна-
чение в развитии основных научных пуе-
блем быле, по крайней мере количествен-
но, ограниченным, В ХГХ в. и до револю-
ционного перелома Академия, освободив-
шись от воспитательных функций, весьма
сильно увеличила научное иссаедованин,
сделав почти во всех областях гремад-
ный и блестящий вклад в мировую взуку
Достаточно напомнить  петербургскую
математическую школу, физические ис-
следования Петрова, Ленца, Якоби, Го-
лдицына, биологические достижения bapa,

Состав предреволюционной Академии
включает ряд новых замечательных фи-
гур. Ряды математиков пополняются
славными именами А. А. Маркова, А. М.
Ляпунова, В. А. Стеклова, А. Н. Крылова.
В Академию входят замечательный кри-
сталлограф Е. С. Федоров, великий фи-
зиолог И. П. Павлов, выдающийся мине-
ралог и теохимик В. И. Вернадекий, зна-
менитый реформатор языкознания Н. Я.
Марр и многие другие.

Академики He только своей научной
работой, кои в общественных делах вы-
ражают свою крепкую связь е обществом
и государством. Демократические тенден-
ции Академии проявлялись в избрании в
ночетные академики А. М. Горького (ве
утверждекном царем) и в заниске уче-
ных, опубликованной в 1905 г., о недо-
статках народного образования.

*

С большим под’емом и патриотизмем
отозвалась Академия на нужды армии во
время первой мировой войны. Физическая
и химическая лаборатории вели работу на
оборону. Академия в связи © военными
запросами широко развернула иселедова-
ние естественных и производетвенных
сил России, создав специальную комис-
сию. В работу комиссии были включены,
например, такие вопросы, как изучение
соляных месторождений, добыча глин и
огнеупоров, использование сапропезей,
выяснение энергетических ресурсов, ре-
сурсов лекарственных трав и т. д.

Это начинание военного времени в из-
вестной степени подготовило почву для
реконструкции русской науки после Эх-
тябрьской революции. В революционные
годы на этой основе начинают возникать
новые научно-исследовательские инетиту-
ты как в системе самой Академии, так и
вне ее. Таковы будущий Институт. неорга-
нической химии, Яфетический институт
Н. Я. Марра, Государственный Радиевый
Институт, Государственный Оптический
Институт,  Гидрологический Институт
ит. д.

В самом начале Октябрьской револю-
ции Академия и ее руководство в лице
президента А. П. Карнинекого и непре-
менного секретаря С. Ф. Ольденбурга гу-
мели сразу найти общий язык с советской
властью. В. И. Ленин © полной ясностью
понимал прежние заслуги и дальнейшие
возможности Академии, полученной со-
ветской властью в наследство от дорево-
люционной России. Советское правитель-
ство сразу признало необходимость под-
держки работ Академии по изучению
естественных производительных сил и
указало на особую важность этого дела.
Ленин лично составил набросок плана
научно-технических работ для Академии.
имевший пелью возможно более быстрое
составление плана реорганизации про-
мынетенносети и экономического под’ема
России.

Стиль работы новой Академии ради-
кально меняется. Центр деятельности пе-
реноситея на институты. Прежние ма-
ленькие кабинеты и лаборатории с не-
большим оборудованием. с незначитель-
ным числом сотрудников превращаются в
обтирные коллективы. Академическая
наука идет виирь. захватывает значи-
тельно большие кадры, научных работни-
ков, чем раньше. 0б’ем ее необычайно
возрастает. сохраняя, однако. свои особые
формы: комплексную экспедиционную pa-
боту. постоянную живую связь различ-
ных наук.

27 июля 1925 г, Российская Академия
наук была преобразована во Всесоюзную.

Вступила в строй новая шахта

ны в кратчайшие сроки и получили отлич-
ную оценку.

Шахта начала выдавать на-гора коксую-
щиеся угли.

Ковалевского, Павлова, русскую геоло-
тию Карпинского, Чернышева, Вернад-
ского, астрономические открытия Бреди-
хина и Белопольского, археологические
исследования, развигие русской истории
и теории языка и литературы.
После Октября Академия. не прерывая
работы по развитию науки. одновремен-
но приобрела громадные научно-органи-
зационные функции, став действительным
тлавным штабом советской науки. В 06-
щей громадной системе научных учреж-
дений. СССР на нее пала обязанность раз-
вития центральных — принципиальных
пробхем науки и техники. Многие акаде-
мические институты тесно связались 6
промьышаенностью, На Академию легла
лестная и трудная обязанность руковол-
ства научно-техническими комплексными
начинаниями, различными совещаниями,
конференциями. экспедициями и т. х.
Эта новая роль Академии наук СССР с
`особою ясностью проявилась за годы Ве-
ликой Отечественной войны. На другой
день носле  предательекого вторжения
гитлеровской армии Академия мобилизо-
валась на нужды фронта и воечной про-
мышленности. Немало сотрудников Ака-
демии героически погибло на фронте, с
оружием в руках защищая свою родину.
Навеки памятной останется  самоотвер-
женная ‘научная работа ученых в осаж-
денном Ленинграде. Неемотря на тяже-
лые условия, работа на помощь великому
родному городу, на помощь оборонной
промышленности в институтах, лабора-

ториях, библиотеках неустанно продол-
жалась.
Основные академические учреждения

были эвакуированы в Казань, Свердловек,
Тмикент, Алма-Ата и другие города ис
поразительной быстротой возобновили
свою работу. Сейчас еще невозможно с
достаточной полнотой и об’ективностью
оценить реальную помощь, “оказанную
Академией фронту. Несомненно одно, что
Академия теснее, чем когда-либо раньше,
связалась с армией, с промышленностью
И со всей системой научных учреждений.
За годы войны вся страна отчетливо по-
чувствовала живую и неот’емлемую роль
Академии в развитии советской культу-
ры, науки, техники. Это особенно отчет-
ливо выразилось в исторической Te-
леграмме Верховного  Главнокомандую-
щего, Маршала Советского Союза това-
рища И. В. Сталина на имя президента
Академии В. Ш. Комарова.

«Надеюсь. писал товарищ Сталин, —
что Академия Наук СССР возглавит дви-
жение новаторов в области ой
антром передовой
coyerenol пауки в ПАЕрающенся
борьцё со`зтвйшим врагом нашего народа
и всех других свободолюбивых народов—
немецким фашизмом.

Правительство Советского Союза вы-
ражает уверенность в том, что в суровое
время Великой Отечественной войны со-
ветекого народа против немецких окку-
пантов, Академия Наук СССР, возглав-
ляемая Вами, с честью выполнит свой
высокий патриотический долг перед Po-
Диной».

*

Академия празднует свое 220-летие в
дни славной победы над обезумевшим
врагом свободы, культуры и чести, над
проклятым фашизмом. Детище Петра Пер-
вого, носительница славных  культур-
ных традиций в великой Советской стра-
не, наша Академия со спокойным удов-
летворением взирает на свое прошаое.
Она видит сейчас перед собою новое не-
объятное поле деятельности на победив-

гениального математика П. Л. Чебышева, Это означало прежде всего еще большее   шей свободной советской земле.
и ИМИИИМЮИИИИИИМИИ ИН

Пущена словолитня

ЛЬВОВ, 13 июня. (По телеф. от соб.
корр.). Во Львове возобновила работу сло-
волитня, построенная в 1939 году. До вой-
ны словолитня ежедневно давала до 249
килограммов различных шрифтов.