СУББОТА, 16 ИЮНЯ 1945 г. № 140 (8750)

СЛАВА НАШЕЙ АКАЛЕМИ

Традиции русской химии

С 220-летним юбилеем Академии наук
CCCP совпадает десятилетие ‘Института
органической химии Академии наук. Йн-
ститут образован на основе лаборатории
винтеза академика А. Е. Фаворского и
лаборатории высоких давлений и части
школы академика Н. Д. Зелинского, влив-
шейся в новый институт из Московского
университета.

Институт начал свою работу в скром-
ном помещении, обладая небольшим шта-
том, ‘включавиим, однако, таких ученых,
nas Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский и
ныне покойные Н. Я. Демъянов, Н. М.
Кижнер. Прошедшие десять лет были го-
дами интенсивной работы института, ро-
(та его кадров. Ныне в институте четыре
академика, пять членов-корреспондентов
Академии наук, семнадцать докторов и
пятьдесят четыре кандидата наук. Из
пятнадцати лабораторий некоторые, на-
пример, лаборатория сверхвысоких давле-
ний, обладают уникальным  оборудова-
нием. Лаборатории являются базой рабо-
ты научных школ академиков Зелинского,
Фаворского и дочерних школ их учени-
p08, но в институте представлены также
полы и направления П. П. Шорыгина,

`А. В Арбузова, А. В. Порай-Кошица.

Русская органическая химия со вре-
мон ее великого творца А. М. Бутлерова
ливет традицию углубленного интереса к
простым (по составу или строению) и
потому типичным соединениям и к их
‹сожнейшим  превращениям. В пре.30-
ренном виде эть традиция дошла и до
наших дней. Она связана с интересом
щежде всего к принципиальной стороне
лений, которая ярче выделяется в про-
стом и ТИПИЧНОМ.

Эта традиция оказалась теперь по-но-
уу свежей и современной, так как од-
ий из основных задач современной
мучной и промышленной органической:
имии является игирокое удовлетворение
потребностей человека в материалах
(уоторное топливо, волокно, каучук,
мастмаесы, новые строительные  мате-
малы, лекарственные препараты, краси-
  ваи, взрывчатые вещества и в будущем
ищевые материалы) путем смелого син-
18а из простейшего и потому доступно-
мв любых масштабах сырья — возду-
  14 воды, угля, нефти, природных и
промышленных газов.

Построение и развитие на такой осно-
№ мощной промышленности химических
‘едетв производства законно назвать тя-
злой индустрией органического синтеза.
‚ В нашем  инотитуте разрешаются
 ублемы воздействия на скорость и на-
Павление реакций таких мощных факто-
‘№, как катализ, как высокие и сверх-
ыокие (пока до десяти двенадцати
щсяч атмосфер) давления. Более тыся-
(и новых веществ были впервые получе-,
ми изучены в институте. Многие из
ш оказались полезными и интересны-
шв самых различных отношениях. Не-
торые освоены промышленностью. Од-
 Ю такое соединение (назовем его <кар-

THBHAIC

бинолом») в 1943 году было поставлено
на производство и с честью служило
фронту и тылу своими необыкновенны-
ми свойствами — способностью прочно
окренаять любые два связанные им ма-
териала. Оно применялось при произ-
водстве ‘и ускоренном ремонте воздушно-
го, сухонутного и морского вооружения,
обеспечивая во многих случаях полный
цереворот в технологии изготовления тех
или иных ответственных деталей. Теперь
«карбинол» служит делу восстановления
городов. Ряд виниловых эфиров, полу-
ченных школой академика Фаворекого и
крайне просто синтезируемых, оказался
тоже многообразно полезным, Новые аз0-
тистые соединения, полученные в лабо-
ратории гетероциклических соединений
(перацетин, циперин, неоплазмин, лупи-

каин), явились ценными лечебными сред- Рургии и терапии имела огромное значе-  утожит то, что сделано советской наукой,

ствами.

При использовании нефти удаётся най-
ти в ней такие составные части, которые
путем несложного каталитического пре-
образования можно превратить в нужные
нашей промышленности полупродукты —
толуол, стирол и другие ароматические
углеводороды. Идея, которая принадле-
жит академику Н. Д. Зелинскому, деталь-
но разработана и скоро будет осуществае-
на в промышленности. ]

Такого рода ‘вопросы надо решать, не
только используя известные способы пе-
рехода от одного вещества к другому, но
и прокладывая принципиально новые пу-
ти химического сообщения. Ряд таких
удивительных новых дорог; в особенности
связывающих области ранее далеких клас-
сов углеводородов, проложен школой
Н. Д. Зелинокого. В частности, многое
сделано в молодой области металлоорга-
нических соединений.

Найденная новая химическая дорога
иногде крайне упрощает ранее сложную
задачу. Это можно проиллюстрировать на
примере исключительного по своей про-
стоте нового способа синтеза витамина Ву,
делающего производство сложнейшего по
строению пищевого и лечебного веще-
ства простым.

В годы войны, разрабатывая перепек-
вопросы, институт занимался
также решением неотложных вопросов
химии обороны, а силами физиков инсти-
тута — и физики обороны, По способам,
разработанным институтом, было широко
поставлено производство тиокола (СК),
одной из высокооктановых добавок к мо-
тотопливу, были удачно решены некото-
рые крупного значения химические про-
блемы, интересовавшие командование.
Много внимания` уделялось разработке и
даже лабораторному производству химико-
фармацевтических препаратов. Лаборато-
рия сверхвысоких давлений использовала
свой опыт в Тешении некоторых вопро-
сов’ касающихся артиллерии, За годы
войны пять работников института полу-
чили Сталинские премии.

Академик А. НЕСМЕЯНОВ,
у директор института.

Наша высшая цель—служить народу

Мне выпала большая честь предотавлять
в юбилейной сессии Академия наук СССР
усточную Сибирь-—Иркутский государ-
ивенный университет. Научные работники
точной Сибири приходят в юбилейной
импи Академии с весьма значительными
Цепехами.

Кафедра органической химии при Ир-
frrexow государственном университете
Word сделала для изучения горючих

Вся нына научно-исследовательская pa-
бота в этой области проходит под нетос-
редственным руководством Института ro-

ючих ископаемых Академии наук СССР.
есная, живая связь между научными ра-
ботниками нашего университета и инсти-
тутами Академии наук СССР помогает
успешно разрешать троблемы использова-
ния природных богатств нашего края.

Юбилейная сессия Академии наук

ихопаемых. Вам удалось обеспечить по-  (СР явится яркой демонстрацией гро-
ние в промышленном масштабе м0-  мадных завоеваний советской науки во
рного горючего из Будаговеких сапрон-  всех областях научного знания.

литов. В условиях Сибири проблема
Пидучения моторного топлива из угля
MITCH исключительно важной.

Кандидат наук В. ЛАРИНА,
Иркутский государственный университет.

Праздник советской науки

Академик В. Л. КОМАРОВ
  президент Академии наук OCCP

(ткрывающаяея сегодня юбилейная
tena Академии наук СССР представ-
имея мне не только большим праздни-
их дая науки и ученого мира. В высшей
тени знаменательно, что праздник пе-
MOBO науки пр^водится в первые дни
Ме великой победы нашего народа над
Шинейшим врагом человечества — фа-
Шоской Германией.

Несмотные ценности ототояли мы в
барьбе, Каждый, кто сражался за родину,
8 свободу и независимость народов,
на, что он борется и за человеческую
Пультуру. Тысячелетнему опыту челове-
1етва угрожала смертельная опасность.
(амоотверженная борьба народов против
 Цалислокого варварства спасла культуру.
оветский народ под водительством ге-
Мального у-еного, теоретика и практика
циализма — великого Сталина своим
ироическим мужеством и подвигом спас
Шропейскую цивилизацию,

дни Отечественной войны советекая
Мука солействовала победе над титле-
южкой Германией. Советские ученые
№аи влохновлены той программой дея-
тавности Академии наук, которую дал
В своей ‘телеграмме в начале 1942 года
Ммрищ Сталян. Он писал: «Надеюсь,
Ио Академия Наук CCCP возглавит дви-
&пие новаторов в облаети науки и про-
зодотва и станет центром передовой
Изотской науки в развертывающеися
Мрьбе со злейнтим врагом нашего наро-
ми всех других свободолюбивых наро-
№8 —. немецким фашизмом».

(овезхкая наука 6 честью выполняла
‘маинское предначертание. Геологи, хи-
Жикл, технологи, металлурги, энергетики,
Жономисты об’единились для Того, чтобы
} минимальные сроки помочь промыш-
Ф&нности снабдить Красную Армию всем
1в0бходимым. В черной металлургии co-
иестно с практиками ученые показали,
Tag можно воспользоваться мелкими
Увоторождениями богатых марганцев
№ Jaa выплавюн ферро-марганцев. В

ых! народной трибуны звучит слово науки!

цветной металлургии ученые помогхи ре-

шить горно-геологические вопросы, свя-
занные с использованием новых O0RCH-
товых, медных, никелевых, кобальтовых,
вольфрамовых, платиновых и других ме-
сторождений.

‘результате новых химико-техноло-
гических открытий было организовано
производство некоторых важных оборон-
ных материалов, необходимых JAM вы-
пуска еще более совершенных самоле-
тов и танков. Энергетики разработали
топливный режим предприятий и наме-
тили пути для регулирования графиков
электрической нагрузки, смягчавиие не-

достаток электроэнергии.

Во всех без исключения областях совет-

ской науки шла напряженная работа по

обеспечению фронта всеми необходимыми

ресурсами для победы над врагом. В том
потоке металла и оружия, которыи напра-

ваялся на фронт из глубины страны, были

в некоторой степени овеществлены усилия
ученых, их опыт, знания и талант.
гда еще не было в среде ученых такого ве-

Нико-

ликого творческого порыва, как в дни вой-
ны. Советская физика создавала тоорети-
ческие и экспериментальные предпосылки
для конструирования новых видов воору-
жения; математики создавали приемы наи-
более быстрых вычислений для артилле-
рии, авиации и боевых судов; химики на-
ходили новые методы прогзводетва взрыв-
чатых веществ, сплавов, фармацевтиче-
ских средств; биологи —— дополнительные
ресурсы питания Красной Армии и насе-
ления; медики бласали новыми методами
военной медицины десятки тысяч жизней.

Во всеоружии своего опыта и талантов
советская наука интенеивно помогала во-
инам Красной Армии одержать великую
историческую победу.

Опасный очаг войн и дикого варварства
раздаваен. И сразу после победы с между-

Поэтому мы можем сказать, что наша

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Вклад в дело победы

Научная деятельность в Советском Сою-
36 не только не прекратилась во время Ве-
Anko Отечественной войны, но, наоборот,
ещё более возросла и расширилась. Таким
образом, юбилейная сессия Академии на-
ук СССР явитея смотром наших научных
достижений за весь период существования
Академии и в то же время продемонстри-
руст успехи, достигнутые советской нау-
Кой во время войны, успехи, послуживитие
делу победы над врагом.

Как представитель важнейшей части
теорезической медицины — патологии, я
могу оказать, что и эта область науки
сыграла видную роль в дни войны. Выра-

тически весьма важное ‘освещение в
трудах советских палюлогов.

Я и мои сотрудники приняли ‘участие в
этой работе. В трудных условиях блокады
Ленинграда значительная группа научных
работников Института экспериментальной
медицины не прекращала своей деятельно-
CTH и нод руководотвом профессора В. Г.
Гаршина оказывала большую‘ помощь в
организации ‘лечения раненых ‘и. здраво-
охранения в нышем родном городе. ^

аучная жизнь в Ленинграде не зами-
рала, несмотря на исключительные труд-
ности. Замечательно, что даже научные
общества в Ленинграде возобновили свою

ботка правильных теоретических устано-
вок для практической деятельности в 0б-
ласти медицины и в первую очередь хи-

ние дая фронта. Такие вопросы, как зажи-
вление ран, осложнение ранений, всякие
заболевания, встречающиеся в военное
время, — все это получило новое и прак-

Неоценимая

Академия наук Узбекистана  созда-
на во время войны-—в 1943 году на
базе Узбекского филиала Академии наук
СССР. Таким образом наша молодая Ака-
демия с первых же дней своего сущест-
вования располагала необходимой мате-
риальной базой и кадрами научных ра-
ботников, воспитанных под руководством
Академии наук СССР, Штаб советской
науки, наша славная Академия, празд-
нующая #220-летие своей плодотворной
деятельности, оказала нам неоценимую
помощь в организации и оформлении
научного центра Узбекской ССР.

За два года Академия наук Узбекиста-
на провела значительную работу в обла-
сти биологии, внергетики, химии, бота-
Ники, языка, литературы, истории, apxeo-
логии, физико-математических дисцип-
лин. Научные! работники республикан-
ской Академии во многом способствовали
организации базы черной металлургии в
Узбекистане. Черная металлургия Узбе-
кистана в настоящее время обеспечена
сырьем благодаря успешным работам,
проведенным Геологическим институтом
Академии наук Узбекской ССР. Энерге-

СССР будут представлены научные инсти-
TYTN недавно организованного Киргиз-
ского филиала Академии. Научные силы,
собранные в нашем филиале, разрабаты-
вают в настоящее время ряд важных
проблем из области геологии, биологии и

лиала занимают также вопросы истории и
культуры киргизского народа.

До создания в нашей республике фи-
лиала Академии мы не располагали зна-
чительными кадрами научных работников.
Теперь, когда ‹ помощью Академии наук
СССР создан в Киргизии научный центр,

работу задолго до снятия блокады. Конфе-

ренции и научные заседания  происходи-

ли пох артиллерийским обстрелом.
Юбилей Академии наук не только под-

но и послужит большим толчком к даль-
нейшей работе во всех областях науки на
благо нашей любимой родины.

Советские астрономы.

Астрономия в Советском Союзе не от-
‘стает по своим достижениям от других
отраслей науки. В дни торжеств в связи
с. 220-летием нащей Академии уместно,
мне ‘кажется, ‘рассказать и 06 успехах
советских астрономов.

За годы Отечественной войны совет-
ская астрономия претерпела много не-
взгод. В особенности сильно пострадала
Пулковская обсерватория — астрономи-
ческая столица мира.

Все. же советекие астрономы смогли
принять активное‘участие в военных уси-
лиях страны. Вычислялись и печатались
таблицы и эфемериды, необходимые для
нашей авиации и морского флота. Вынол-
вялись особые задания.

Следует отметить работу Службы вре-
мени, посылающей по радио и ритмиче-
ские сигналы высокой точности, и всем
знакомые широковещательные сигналы
‘времени: тире-тире-точка. ‹ После’ разру-
шения Пулковской обсерватории Службе

Академик Н; АНИЧКОВ.

поддержка

тический Институт нашей Академии раз-
работал теоретические основы строитель-
ства гидростанций, в том числе и Фар-
хадстроя. Работы Института ботаники
позволили заново пересмотреть проблемы
сельскохозяйственного районирования в
республике, найти новые высокоурожай-
ные сорта хлопчатника. Гуманитарное
отделение Академии наук СССР и Инсти-
тут востоковедения оказали нам большую
помощь в создании трехтомной истории
народов Узбекистана. Подготовлены к
печати капитальный труд по культуре
народов Узбекистана и ряд работ, по-
священных изучению богатейшего насле-
дия Алишера Навои.

Мы встречаем 220-летие Академии
наук СССР, как большой праздник совет-
ской науки, а следовательно, и науки
Узбекистана. В день юбилейной сессии
в Тамкенте состоится торжественное за-
седание Академии наук Узбекистана соз-
местно с научными работниками Средне-
Азиатокого государственного ‘универ-
ситета.

Президент Академии наук
Узбекской ССР Т. КАРЫ-НИЯЗОВ.

Растут кадры ученых в братских республиках

На юбилейной сессии Академии наук! успешно формируются национальные кад-

ры ученых.

Юбилейная ‘сессия Академии, наук
  СССР является ярким свидетельством тор-
жества ленинско-сталинской националь-
ной политики. Радостно сознавать, что
этот праздник науки отмечается в дни

химии. Значительное место в работе фи- великой победы над гитлеровской Герма-

нией. Советские ученые с огромным

под’емом готовятся теперь к созидалель-

ной работе, размах и порспективы KOTO-

рой в нашей стране необозримы.
Заместитель председателя президи-
ума Киргизского филиала’ Академии
наук’ СССР. ДЖАПАР ШУКУРОВ.

Академик В. Л. Комаров

юбилейная сессия — поистине историче-
ская. Она выходит далеко за пределы
круга ученых. Это наш советский народ-
вый праздник. Даже больше. Это — тор-
жество всей человеческой культуры. Это
ее триумф.

Не только по значению, но и по соста-
ву наша юбилейная сессия носит между-
народный характер. Е нам, в Москву,
прибыли и прибывают виднейшие ученые
многих стран, передовые представители
мировой науки.

По существу это первая после войны
всемирная встреча ученых. Вехи угодно,
это первый после победы международный
конгресс; где ученые демонстрируют связь
и общность народов на почве культур-
ного сотрудничества. В данном случае
ученые по праву представляют не только
обширные области знания, но и обшир-
ные страны. Они для нас посланцы наро-
дов Америки. Франции, Англии, Канады,
Бельгии, Австралии, Ирана, Индии и дру-
гих, братских славянских стран — Цозь-
ши” Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Мы рэды приветствовать их в Москве, как
натих гостей.

Именно Москве,

столице Советского

Союза, законно принадлежит честь быть
местом такого торжества. Справедхиво и
то, что наша советская наука, наша со-
циалистическая культура взяла на себя
здесь почин и товерит с международной
трибуны.

Я думаю, что это справедливо по мно=
YUM причинам, — не только потому, что
мы, празднуя 220-летие нашей Академии,
являемся именинниками. Наша Советская
страна сыграла огромную роль в разгроме
фанистских разбойников. Советская нау-
ка играла такую же авангардную роль’ в

времени Государственного астрономиче-
ского института имени  Штернберга
(ГАИШ) пришлось взять на себя это от-
ветственное дело.

Большую работу выполнил коллектив
Института теоретической астрономии Ака-
демии наук СССР, систематически вычи-
слявший данные для «Астрономического
ежегодника». Без такого «Южегодника»
ни одно боевое судно не выйдет в откры-
тое море.

По современным воззрениям, Вселенная
состоит из отдельных островов, представ-
ляющих собою исполинские чечевицеоб-
разные скопления миллиардов звезд. В
этих скоплениях выделяются мощные
звездные образования, которые дают им
вид спиралей, исходящих из центрально-
го сгустка.

Ноперечники этих островов или, как их
называют, галактик (млечных путей)
громадны: луч света, бегущий в прост-
ранстве со скоростью триста тысяч кило-
метров в секунду, должен лететь от края

численных, проникающих друг в друга
звездных систем, которые. возникали
разные эпохи жизни Млечного Пути. Har
ше Солнце расположено. не в центральных
областях Млечного. Пути, -& значительно

B

ближе к краю. Во многих направлениях

напги инструменты пронизызают Млечный

Путь до его границ, но центральное сгу-
щение скрывается от нас за темными,
прикрывающими его ‘облаками космиче-
ской пыли.

Важные работы в области динамики
Млечного Пути и его строения выполное-
ны профессором В, Ф. Огородниковымх
(Ленинградокий университет).

Фотографии спектров. звезд позволяют
сделать интереснейшие выводы о физи-
ческом состоянии и химическом составе
звездных атмосфер. Спектральные линий
создаются различными химическими эле-
ментами на разных глубинах в атмосфе-
рах звезд. Тщательный анализ фотогра-
фий спектров, так называемых звезд-ги-
гантов, (в сотни раз больших, чем. нанте
Солнце), осуществленный за последние
годы академиком Г. А. Шайном, привел
KR крайне важному выводу, что в атмос-
ферах звезд материя находится в состоя-
нии циклического движения. Из глубин
звезды непрерывно истекают раскаленные
газы, которые частично падают опять на
звезду, а отчасти выбрасываются в ми-
ровое пространство.

Такое же истечение материи из гигант-
ских переменных звезд, меняющих свою
яркость благодаря пульсациям (тах назы-
ваемые Цефеиды), было установлено не-
давно в выдающейся докторской диссерта-
ции астронома Пулковской обсерваторий
0. А. Мельникова.

Открытие истечения материи из звезд
исключительно важно лля понимания их
эволюции. До сих пор, однако, точно не
выяснено, какие же силы «выгоняют»
светящиеся атомы звезд и вакие массы
теряют звезды при. истечении. Подобное
явление выброса материи, но в колоссаль-

до края их наибольшего поперечника
около ста тысяч лет. Расстояние до бли-
жайшего к нам другого острова Вселен-
ной, другого млечного пути, измеряется
миллионами световых лет. И подобных
млечных путей, наблюдаемых в современ-
ные телескопы, -— миллионы.

Согласно идеям В. А. Амбарцумиана,
члена-корреспондента Академии наук
СССР, межзвездное поглощение света вы-
зывается не непрерывной межзвездной
средой, а, главным образом, определен-
ными екоплениями пыли, рассыпанными
в Млечном Пути.

Если случайно в одном из этих пыле-
вых облаков очутится звезда, она осве-
THT окружающие пылинки, и мы увидим
светящуюся туманность. Если поблизости
звезд нет, то это пылевое облако мы 0б-
`наружим как туманность, закрывающую
  собой свет отдаленных звезд, на фоне ко-
торых она’ выделяется темной массой.

Таких образований в нашем Млечном
Пути несколько десятков миллионов. Иро-
фессор П. П. Паренаго, (ГАИШ) показал,
что средняя масса подобного облака рав-
на трем с половиной солнечным массам
(масса Солнца составляет 2.1027 тонн),
& поперечник —— около двадцати свето-
вых лет. Ayu света отдаленных звезд,
прежде чем дойти до нас, должны прони-
зать многие из этих пылевых ‘облаков.
Часть света при этом поглощается, и зве-
зды либо кажутся нам сильно ослаблен-
ными в своей яркости, либо мы просто их
не видим.

Профессор Паренаго разработал способ
учета поглощения света подобными обра-
зованиями. Это позволило еще ближе по-
дойти к изучению особенностей звездных
движений в Маечном Пути.

Благодаря так называемым ` перемен-
ным звездам, периодически меняющим

‘свой блек, быш выработан прекрасный

©10с0б определения расстояний в Млечном
Пути. Б. В. Кукаркин (ГАИШ) показал,

910 наш Млечный Путь-состоит- из. много-

ных масштабах, мы наблюдаем в новых
звездах — звездах, которые внезанно узе-
личивают свой блеск, порой в миллион
раз. Профессором Б. А. Воронцовым-
Вельяминовым. (ГАИШ) подробно изу-
чены кривые блеска таких звезд.

При вспышке новой звезды вся ее ат-
мосфера «срывается» и улетает в проет-
ранство, иногда с огромной скоростью.
Профессор 9. Р. Мустель (ГАИШ) выяс-
нил, что в этом катастрофическом про-
цессе настолько резко увеличивается лу-
чевое давление на атмосферу; что оно-то
и ведет к выбросу всей атмосферы. Мас-
Ca атмосферы, теряемой звездой, оказы-
вается, однако, весьма неболёшой, не бо-
лее массы нашей Земли.

`Что же приводит к таким катаклизмам

в жизни звезды? И почему некоторые
звезды светят ровным’ светом с незала-
мятных времен, подобно нашему Солнцу,
а другие теряют свое равновесие и испы-
тывают катастрофические изменения?

Профессор А. Б. Северный (ГАИШ) в
последние годы разработал теорию устой-
чивости газовых звезд. Преодолев остро-
умными и простыми способами математи-
ческие трудности, он нашел, что гигант=
ские звезды при своем сжатии под дей-
ствием сил притяжения к центру теряют
устойчивость и выходят из состояния
равновесия. Материя внутри звезды, по-
теряв способность сопротивлятьея сжа-
тию, начинает быстро спадать к центру.
Оказалось, что свободные от звезд места
известной диаграммы Рэсселя  соответ-
ствуют неустойчивому равновесию звезд.

Таким образом, работа советских астро-
номов не снизилась за тяжелые годы вой-
ны. Наблюдается нод’ем творческой мыс-
ли, развиваются новые теории. И для нах,
для нашей подрастающей молодежи еще
шире раскрываются возможности позна-
ния Вселенной.

С. ОРЛОВ,
лауреат Сталинской премин, член-
‘корреспондент Академии наук СССР,

БЕЕЕЫЕЕЕИЗЕЕЕШЕЕРЛШЕЕЯЕАЕЕЕСНЕЛДЕТ СЕНЕ ЧЕРНОЕ a МТ ИЕ ЕЕ ТЕНИ ТЕТ ЗЕЕ ТЕН
en ST PE КАССУ ПЕСКЕ SIE EY CTY ES TE TREY BESTE T REPT POE ЕРЕСИ АЕ ЕЕ ORE DE IE I ETE i A

ди нее, прокладывая ей дорогу своими от-

крытиями. Это было даже в те времена,
когда Россия отставала от других евро-
пейских стран и когда, казалось, не было
практических условий для развития нау-
ки. Напомним такой пример. В царской
России не было развитой химической
промышленности. Однако именно в Рос-
сии химик Зинин получил анилин из ни-
тробензола, и это открытие, использован-
ное на Западе, составило эпоху в разви-
тии химической промышленности. Россия
была родиной электрического света
(«свеча Яблочкова»). Россия — родина
современной аэродинамики (Жуковский).

Русские ученые создали свои самостоя-
тельные, передовые научные школы в
области математики, механики, химии,
физиологии, почвоведения, геологии, гео-
химии, социологии. Исследования pyc-
ских ученых оказали неоспоримое влия-
ние на ход развития всей мировой науки.
Это верно но отношению. к прошлому и
еще более очевидно по. отношению к на-
стоящему. Советская наука за последнюю
четверть века заняла почетное место в
пантеоне человеческой мысли.

Я не знаю ученого, где бы он ни рабо-
тал, который мог бы пройти мимо трудов
и открытий школы Павлова и Орбели —
если оно физиолог, или Виноградова и
Бернитейна — если он математик; Кур-
накова, Зелинского, Баха, Фаворекотго —
если он химик; Варпинокого, Вернадского,
Губкина, Ферсмана — если он работает в
области геологии и геохимии; Капицы,
Иоффе, Вавилова, Семенова — если он за-
нят физическими проблемами; Жуковско-

борьбе против фашистского мракобесил.
  *

В дни мира и в дни войны советская
наука показала на деле, что она является
передовой наукой века как по характеру
решаемых ею проблем, по маепетабу и
уровню ‘производимых работ, так и’ по
тем новым отношениям, которые связы-
вают её © жизнью и делом всего народа:
Организация научной работы в СССР
являетея неоспоримым образцом для
дальнейшего развития мировой науки,

Русская наука всегда находилась на
уровне самых передовых достижений ми-
ровой научной мысли, часто шла и*внере-

го, Чаплыгина, Циолковского — если он
исследует пути дальнейшего ‘развития
авиации и т. д.

Наша наука сыграла выдающуюся про-
светительную, воспитательную п, органи-

зующую роль в стране. Она приобщила к
научному мышлению многочисленные кад-
ры, вдохнула в них жажду познавания и
исследования. Без своей горячей страсти
служения народу, без своего обаяния на-
учного подвига во имя родины Hama
наука не смогла бы завербовать ту много-
тысячную массу новых научных сил, ко-
торые составляют сейчаю налиу гордость.

Русская наука дала начало развитию

науки многих’ советских ‘народов. Фи-
лиалы, базы и экспедиции Академии
‘были той почвой, на которой выросли
сейчас самостоятельные академии в
Грузии, Армении, Узбекистане и Азер-
байджане. Можно ли не испытывать ра-
дости и удовлетворения от того, что на
сегодняшний наш праздник прибыли
видные. ученые и крупные самостоятель-
ные научные работники со всех концов
‘Hamel необ’ятной земли, изо всех C0-
ветских республик?

Это огромное распгирение кадров на-
шей науки еще далеко не в полной ете-
пени соответствует TOMY колоссальному
расширению сферы приложения науки,
какое дали нам советский строй, совет-
ское строительство, советская культура.
И в этом необычайном росте значения
науки в практической жизни нашего
народа и нашего государства я вижу за-
лог дальнейшего повышения авторитета
советской науки во oe мире.

Отмечая 220-летний юбилей Акаде-
мии наук СССР, оглядываясь на исто-
рическое прошлое, мы думаем о буду-

1 щем. Сетодня голос советских ученых

звучит уже на весь мир, мы предотав-
ляем самую передовую цивилизацию на-
его времени. Нам нужно ясно пред-
ставить, каково значение нашей науки
не только в ее прошлом развитии, ной
в настоящем.

Иосиф Виссарионович Сталин учит
нас различать среди старого, отживаю-
mero новое и’ растущее. Со глубокой
верой я говорю о будущем нашей со-
ветской науки. Я мечтаю о том, чтобы у
нас в стране издавались научные жур-
налы и труды 6 участием передовых
ученых мира. Я хотел бы, чтобы на на-
Welt нынелиней ветрече, на юбилейной
сессии, ‘было положено новое начало
живому и тесному. сотрудничеству 0о-
ветских ученых с учеными всего мира.

Мы  ветречаемся на почве великого
торжества человеческой культуры. Мы
встречаемся на празднике советской
науки. Я  протягиваю руБи всём
друзвям науки и приглашаю их сделать
HUY BeTpeyy памятным этапом в даль-
нейшем ходе развития науки и научных
связей между народами.