‘ щенная 220-летию Академии Наук, по-

‘отверженно встал на

‚ние немецкой фашистской армии и, ©08;

Заместителю Председателя Совета Народных
Комиссаров и Народному Комиссару
Иностранных Дел СССР

товарищу В. М. МОЛОТОВУ

Дорогой Вячеслав Михайлович!
Сессия Академии Наук СССР, посвя-

сылает Вам, ближайнему соратнику Be-
ликого Сталина, свой сердечный привет,

Мы переживаем в высшей степени зна-
менательные дни. Шобедонесно закончи-
лась Великая Отечественная война с0-
ветского народа против немецко-фанти-
стеких варваров. Советский Союз под-
вергся нападению  опаснейшего, › беспо-
щадного и. коварного врага. Наш народ
откликнулся на переданный Вами 22 ию-
ня 1941 года призыв Правительства
и его глазы товарища Сталина и само-
защиту своей лю-
бимой Родины, 7

Врасная Армия под водительством CBO-

его  гониольного  главнокомандующехго,
маршала Советского Союза товарища
Сталина, нанесла неслыханное пораже-

местно с армиями наших союзников, до-
оилась полного ее разгрома, привела по-

верженную впрах Германию к безогово-
речной капитуляции. $
Советский народ с воодушевлением
поддерживает осушествляемую Вами ста-
линскую внешнюю политику своего Пра-

вительства, приведшую к созданию мощ-

ного Союза свободолюбивых народов в
войне против гитлеровской Германии.
Ответственнейшие задачи, возникшие по-
сле окончания войны — по обеспечению
безопасности нашей Родины в будущем,
по ограждению государетвенных интере-
сов СССР, по искоренению всех остатков
фашизма и 9 созданию мелдународной
организации для обеспечения мира во

всех мире решаются нашим Правитель-
ством при поддержке всего  советекого

народа.

Академия Наук СССР с первых дней
войны направила все свои усилия на по-
мощь фронту, на усиление и усовёршен-
ствозание вооружений нашей славной
Красной Армии, на повышение экономиче-
ской мощи страны. Мы считаем теперь
своим долгом, в связи с началом мирного
строительства, приложить свои усилия для
содействия скорейшей ликвидации разру-
шений, нанесенных народному хозяйству
немецкими варварами, для всемерного
под’ёма культуры нашей любимой Роди-
ны, для дальнейшего развития теорети-
ческих и прикладных наук.

В своей сложной и трудной работе
Академия Наук неизменно пользовалось

ПРИНЯТО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.
Ca at Е

руководящей помощью и содействием со
стороны партии.и правительства.

Вы, Вячеслав Михайлович, всегда уде-
тяли большое внимание Академии Наук и
своим руководством, ценными указания-
ми способствовали правильному и уснен-
ному развертыванию работ Академии. Во
время Великой Отечественной войны, в
суровые месяцы 1941 года Вы помогали
Академии провбсти эвакуацию из Мо-
сквы п Ленинграда в глубокий тыл. Бу-
лучи в эвакуации, Академия Наук по-
стоянно обращалась к Вам по разнооб-
разным, трудным, важным вопросам и
всегла получала быструю помощь. После
возвращения в Москву и Ленинград п
особенно теперь, после окончания вой-
ны, перед Академией встали новые вопро-
сы исключительной важности. И опять
мы находим в Вашем лице неизменную,
крепкую поддержку. Мы высоко ценим
Ваше постоянное внимание к работе на-
шей Академии.

Академия Нахк горячо желает Вам,
Вячеслав Михайлович, дальнейшего раз-
вития Вашей замечательной деятельности
на благо нашей Родины.

ЗАСЕДАНИИ ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ

АКАДЕМИИ НАУК СССР 16 ИЮНЯ 1945 ГОДА.

Председателю Президиума Верховною Coeeema
Союза Советских Социалистических Республик

ътоваришу М. И. КАЛИНИНУ

Дорогой Михаил Иванович!

Академики, члены-корреспонденты и
научные работники Академии Наук СССР,
а также предотавители государствекных,
научных и общественных организаций,
собравшись на торжественное празднова-
nue 220-летия Академии Наук, шлют
Вам свой горячий привет.

Мы все находимся под радостным впе-
чатлением славной победы, одержанной
нашим народом в Великой Отечественной
войне против наиболее коварного, над-
менного и свирепого врага, с которым
когда-либо сталкивалась Россия на про-
тяжении всей своей более чем тысяче-
летней истории. Фангистекая Германия
поставила перед собой безумную задачу

‘расчленить и поработить напгу социали-

стическую Родину. На самом деле, раз-
вязанная фашистами. война привела Гер-

манию к полному краху, а наша страна,
откликнувшись на зов партии, прави-
тельства и своего любимого вождя това-
рища Сталина, дала могучий отпор на-
глому врагу и вышла из войны еще 09-
лее могучей, еще более сильной.

Академия Наук, отмечая свое 220-ле-
тие, с благодарностью вспоминает Ваше
замечательное обращение к Академии от
имени правительства в день ее 200-лет-
него юбилея. В этом обращении Вы из-
ложили основные задачи, стоящие перед
Академией Наук в условиях советского
государства по обеспечению широкой
научной работы в Союзе, по широкому
распространению научных знаний среди
миллионов трудящихся и ло приобщению

ПРИНЯТО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ
АКАДЕМИИ НАУК СССР 16 ИЮНЯ

к научной работе десятков националь-
ностей нашей Родины. Мы с гордостью
сообщаем Вам, что эти задачи за истек-
шее двадцатилетие успешно  решелись
нами под руководством партии п прави-
тельства.

Вы, дорогой Михаил Иванович, как
глава нашего государства, пользуетесь
безграничной любовью и уважением все-
го народа, воплощаете в сёбе наиболее
благородные и возвышенные черты его
характера, с достоинством представляе-
те нашу великую социалистическую
страну. Мы желаем Вам здоровья, бод-
рости и дальнейшей плодотворной дея-
тельности на пользу налей любимой Ро-
ДИНЫ.

ЗАСЕДАНИИ ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ
1945 ГОДА,

Маршалам, ленералам, адмиралам, офицерам,
сержантам, бойцам Красной Армии и морякам
  Военно-Морскою Флота

Славные маршалы, генералы, адмира-
лы, офицеры, сержанты, бойцы нобедо-
носной Ирасной Армии и моряки Воен-
но-Морского Флота!

Торжественное заседание,  посвящен-
ное 220-летию Академии Наук СССР,
шлет вам пламенные слова благодарности
за ваш великий ратный подвиг.

Волей советского народа и силой ва-
шего справедливого меча коварный враг
разбит, покоренная Германия сложила
свое оружие у ног победителей, и знамя
победы водружено над Берлином.

Победа пришла не сама собой. Вы ее
взяли с бою в тяжелой борьбе. На вашу
лолю выпали испытания, которых не
знали еще другие армии. Но вы выдер-
жали все испытания. Вас осеняли боевые
знамена Суворова и Кутузова, Ушакова и
Нахимова.

За вами стояли все народы Советско-

ro Союза. Вами руководила партия

-Ленина—Сталина. Вас вдохновлял и вел

в бой великий Сталин.

«Наши силы  неисчислимы.  зазнав-
шийся враг должен будет скоро убедиться
в этом», — сказал товарищ Сталин в, св0-
ем первом обращении в армии и народу.
И величественное здание гобеды начало
возводиться ‘нами уже с первых дней
войны. Первый шаг фашистских захват-
чиков на Восток, через Неман, явился
началом их поражения.

Красная Армия и Военно-Морской
Флот. мужали и врепаи в боях за Родину,

отнимая превосходство у врага. Планы
гитлеровских «стратегов» оказались раз-
битыми. Великий советекий народ и его
армия и флот развернули свои гигант-
ские силы, поразив весь мир своей спло-
ченностью, мощью и несокрушимой волей
к победе. ‘

В ходе титанической ‘борьбы была
создана самая сильная в мире армия.
«Наша Родина в ходе войны получила
первоклассную кадровую армию, способ-
ную отстоять великие социалистические
завоевания нашего народа и обеспечить
государственные интересы Советского
Союза». (Сталин). .

Взоры всего прогрессивного человече-
етва с восторгом смотрят на армию-побе-
дительницу. Она оказалась достойной
своего гениального полководца, величай-
шего мастера стратегии, главного творца
победы Верховного Главнокомандующего
Маршала Сталина, Она оказалась достой-
ной своего великого народа. Весь мир
убедился в его непобедимости и в неру-
шимости советского строя. Вам, воины
Красвой Армин, выращенным сталинской
заботой и трудом, победившим под его
руководством, вам слава навеки!

миная годы борьбы, мы с гордостью ду-
маем о том, что ученые Советского Союза

ПРИНЯТО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ
АКАДЕМИИ НАУК СССР 16 ИЮНЯ

Сегодня. в светлые дни победы, т

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17 ИЮНЯ 1945 г. № 141 (8751)

КОбилейная сессия ААкадемии

Вчера, 16 июня, в час дня в Большом
театре состоялось торжественное откры-
тие. Юбилейной сессии Акадомии
СССР.

На праздник советской науки собра-
лись выдающиеся ученые страны, вид-
нейшие деятели социалистического строи-
тельства, науки и техники, литературы и
искусства, представители столичной ин-
теллигенции. Среди присутетвующих —
зарубежные  гостн: о приглалненные HA
сессию ученые Великобритании, США,
Франции, Югославии, Польши, Ружы-
нии и других стран. В ложах —
члены дипломатического корпуса, пред-
ставители
цати. В одной из лож — пребываю-
шие в Москве президент Крайовой Рады
Народовой Польской республики г. Б. Бе-
рут, глава польского Временного прави-
тольства 9. Осубка-Моравский, ‹ вице-
премьер министр В. Гомулка, министр
иностранных дёл В. Ржимовский и др.

Юбилейная сессия собралась в исто-
рические дни победы, в дни, когда на-
ша Ролина вотупила в период мирного
развития. Праздничное настроение царит
среди участников сессии и многочислен-
вых гостей.

Сегодня здесь’ представлен. цвет со-
ветской науки. Мы видим старейших за-
служенных ученых, Героев Социалисти-
ческого Труда, лаурезтов Сталинской
премии, которые. своими трудами внесли
ценный вклад в дело социалнстического
строительства, в дело победы над гит-
зеровекей Германией. Здесь же находят-
ся и молодые ученые. творческая деятель-
ность которых развернулась в Годы Co-
ветской власти, — прославленные кон-
структоры самолетов и танков, неутоми-
мые разведчики недр, люди, участво-
вавшие в созданни наших первокласс-
ных заводов, в строительстве городав.

Академии Наук СССР исполнилось
220 лет! За эти два с лишним столетия
Россия выдвинуая блестящую плеяду
ученых, которые явились смелыми нова-
торами, толлинными  революционерами
науки во многих отраслях знания. Наша
наука дала миру Ломоносова и Добаче»-
ского, Менделеева и Шопова, Мечникова
и Сеченова, Павлова и Тпиирязева,
Иржевальского и Пирогова, Жуковского
и Чаплыгина. Наши ученые прославиля
отчизну замечательными ‘открытиями,
обогатившими сокровищницу  человече-
ских знаний. В облике гениального рус-
ского ученого Михаила Ломоносова, вы-
шедшего из народных низов, воилоти-
зись лучшие черты русского народа —-
ясный ум, стойкий характер, умение
преодолевать любые трудности. Гений
Шомоносова предугадал многие открытия
будущего. Этот великий сын русского
народа, горячий патриот своей Родины,
считал, что наукз должза служить, пре-
жле всего, интересам народных масс.
Служение Родине, служение народу ота-

По поручению В. Л. Комарова первый
вице-президент Академии Наук CCCP
Ч. А. Орбели зачитывает речь президента
Акалемии Наук СССР, обращенную к уча-

внесли свою лепту в общее дело разгрома   стникам сессии и Гостям. Речь В. Л. Ко-

врага. В наших лабораториях, за опера- ца,
ционным столом, над опытом, за КНИ- вниманием, нбоднократно
той — мы посильно помогали вам завое-  бурными
вывать победу. Мы боролись со смертью   Комарова см. на 3 стр.).

во имя жизни, мы отвоевывали свет и

рова, выслушанная с исключительным
прерывалась
аплодисментами. (Речь В. J.

Председательствующий В. 1. Комаров

науку у фашистского мракобесия и сред- предоставляет слово для доклада «Двести

невекового варварства.

Ваше - славное   лвадцать лет Академии Наук.

COP»

боевое оружие охраняло достижения и 3а- академику — секретарю Академии Наук
воевания нашей мысли, наша мысль 10-  CCCP академику Н. it Бруевичу.

могала совершенствовать ваше оружие.

Мы горды победоносным с0юзом меча и  своего

науки,

Н. Г. Бруевич посвящает первые слова
1 доклада исторической победе
Врасной Армии, которая под руководет-

Герои-победители! История не знает  вом великого Сталина отстояла евободу
такого подвига во имя свободы и счастья и независимость нашей Родины и помог-
своего народа, BO имя свободы и чести  ла народам Европы сбросить немецкое
всего человечества, какой свершили наша   иго. Он произносит здравицу в честь ге-
Красная Армия и Военно-Морской Флот.   роической Красной Армии, в честь вдох-
Вы вручили советскому народу судьбу  новителя и руководителя наших побед
всех грядущих поколений. Безмерна на-  великого Сталина. Весь зал в едином по-
н1а благодарность, наша любовь к Крас-  рыве встает и горячо аплодирует.

ной Армии и Военно-Морскому Флоту.

Академик Н. Г. Бруевич приводит

Слава легендарным героям — воинам исторический обзор деятельности Акаде-
непобедимой Красной Армии и Военно- мии Наук СССР за 220 лет, подчеркивая,

Морского Флота!

Слава великому советекому народу,
одержавшему победу над фашистскими
захватчиками!

Слава гениальному полководцу LKpac-
ной Армии, творцу победы — Маршалу
Стёлину!

ЗАСЕДАНИИ ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ
1945 ГОДА.

Приветствие Совнаркома и

ик КП(б)

Азербайджана Академии Наук СССР

Акалемия наук СССР получила привет-
ствие от Совнаркома и ЦЕ &П(6) Азер-
байджана, в котором выражены горячие
поздравления ‘ученым в связи с 220-
летним юбилеем Академии наук. В при-
вететвии говорится:

Юбилей Академии — исторический
праздник передовой советской науки. ве-
ликое торжество всего советского народа.
Наша советекая наука, наши ученые; идя
по пути, предначертанному бессмертным
Лениным и великим Сталиным, целиком
посвятили себя служению интересам на-
рода, делу превращения нашего’ социали-
стического государства в передовую и
могущеоетвенную державу мира.

Наши ученые по праву делят е доблест-
ными бойцами Красной Армии честь
побелы нал гитлеровской Германией. В су-
ровые годы Великой Отечественной Boi
ны Акалемия наук СССР. руководившая
работой всех советских ученых, внесла
ценный вклад в дело борьбы за оконча-

тельный разгром немецкого фашизма,
злейшего врага науки и культуры. Хвале-
ная наука п техника немцев  потернела
полное поражение в столкновении с
научной и технической мощью Совет-
ского Союза.

С братской помощью русских ученых,
благодаря постоянной поддержке партии,
правительства и родного Сталина крепла
и расцветала научная мысль в нашей
республике. Молодая Академия наук
Азербайджана — это плод, посеянный и
любовно взрашенный ее старшим бра-
том — Академией наук СССР.

He сомневаемея в том, что научные
работники нашей страны, руководимые и
вдохновляемые гениальным корифоем
науки — великим Сталиным, прославяг
свою Родину новыми открытиями и до-
стижениями, сделают все для еще боль-
шего процветания и укрепления могу-
щества нашего социалистического госу-
даретва.

Приветствие ЦК ВЛКСМ Академии Наук СОСР

В связи с 220-летием Академия наук
от ЦВ

СССР. подучила приветствие
ВЛАСМ, в котором говарятел:

Советская молодежь Рлубоко уважает
страны за их

и любиг ученых нашей

вклад в дело победы над гитлеровской
Германией.

Мололежь нашей страны преиспоане-
на чувства благодарности деятелям науби,
техники, ‘литературы, искусотва, воору-

жающим молодое поколение знанием всех

благородное схужение народу, за их
вдохновенный ‚труд во имя процветания тало чезовечество.

вашей великой Родины, В дни Великой   Честь и слава ‘советским академикам,
Отечественной войны советские ученые достойно продолзжающим и приумножаю-
неутомимо работали на оборону социали-  щим славу русской науки — самой пере-
стического Отечества, внесли неоценимый   довой науки в мире!

rex богатетв культуры, которые вырабо-

Обед у Президента Академии

что Академия оказала сильнейшее влия-
ние на развитие русской, культуры и ми-
ровой науки. В ХУШ веке Академия Наук,
основанная Петром Первым, в основном
занималась развитием естественных и ма-
тематических наук п изучением природ-
ных ресурсов России, зе населения, гео-
графических очертаний страны. Он гово-
рит о гениальном ученом Михаиле Ва-
сильевиче Ломоносове,

В Х[Х веке Академия обогатилась ря-
дом первоклассных научных достижений,
которые связаны с именами таких вы-
дающихея ученых, как Остроградекий,

Наук СССР В. Л. Комарова в честь   Чебышев, Ляпунов, Бредихин, Бутлеров,

участников юбилейной сессии

Вчера, 16 июня, президент Академии

Петров, и других, которые внесли неоце-
нимый вклад в русскую и мировую науку.
Н., Г. Бруевич говорит о борьбе прогрес-
сивной русской наукя против реакции и

‚ , a(t >.
Наук Союза ССР Герой Социалистичеекого   рутины, насаждавшей дух угодничества

Труда академик В. Л. Комаров дал обед   п раболепия перед самодержавием.

Ou

в честь участников юбилейной сессии  напоминает о заслугах Ломоносова, кото-

Академии Наук CCCP,
220-летию Академии,

На обеде присутствовали выдающиеся
 деятеди советской науки, литературы и
  искусства, представители научных орга-

\ низаций Америки и Европы.

Во время обеда советские и иностран-
ные ученые обменялись речами. Ученые
\вропы и Америки выразили свое восхя-
щение достижениями советской науки,
дали высокую оценку трудам советских
ученых, чей вклад в дело победы нах гиг
леровской Германией снискал мировое
призвание.

Горячими аплодисментами была вотре-
чена речь президента Академии ‘Наук
СССР академика В. 4 Комарова, провоз-
гласившего здравицу науке великого рус-
ского народа,

Ученые США, Англии, Югославия, Че-
хословакии, Польши, Воагарии, Ирана,
Румынии, Венгрии и других стран в сволх
речах выразили свое восхищение’ герои-
ческим подвигом советекого народа, п9бе-
доносной Красной Армии, которая с по-
мощью деятелей советской науки разгро-
мила  гитлеровскую военную машину и
освободила народы Европы от угрозы по-
рабошения гитлеризмом.

Обед прошел в теплой обстановке.
(ТАСС).

посвященной   рый вёл борьбу против реакционной не-

мецкой группировки в Академии,

— Период подлинного ‘расцвета дея-
тельности Академии Наук наступил лосле
Великой Октябрьской Социалистической
революции. История развития ` Академии
Наук в советский период неразрывно
связана с именами великих вождей на-
шего народа Ленина и Сталина. В и3-
вестном «Наброске плана научно-техни-
ческих работ», составленном Владимиром
Ильнчем Лениным в апреле 1918 года,
быль дана развернутая программа науч-
но-исследовательской деятельности Ака-
демпи. Практическое осуществление этой
программы требовало перестройки Акаде-
мии в соответствии е огромными задача-
ми, ветавшими перед Советекой страной.
Ленину Академия обязана вторым своим
рождением в качестве советской Академии
Наук — ‘центра научной мысли Советской
страны.

За последние 20 лет была проведена
огромная › работа по организации Акаде-
мии Наук и планированию ее научной де-
ятельности, Академия обогатилась HOBDI-

Наук

советской и иностранной пе-

мысли — Шенина и Стазина, проложив-

А. И. Микоян, Н. М, Шверник, 1. П. Бе-
рия, Г, М. Маленков, Н. А. Вознесенский.

собравшиеся предложения послать при-

да. Присвоение

10 девизом всех передовых деятелей на-
шей науки:

‚. В эти торжественные и радостные
минуты вспоминаются вещие сталинские
слова, произнесенные 17 мая 1938 года
Ha приеме в Кремле работников высшей
школы. Товарищ Сталин говорил тогда 0
передовой науке, которая «имеет сме-
лость, решимость домаль старые. тради-
ции, нормы, установки, когда они стано-
вятся устарелыми, когда они превра-
щаются в тормоз. для движения вперед, и
которая умеет создавать новые традиции,
новые нормы, новые установки».

Советский народ гордится своими уче-
ными, деятелями передовой науки, побе-
дившей науку врага, опередившей сев’
своих теоретических и практических до-
стижениях. Советский народ тордится
тем, что он дал мпру величайших гениев
нашей эпохи, корифеев передовой научной

ших новые пути в человеческой историй,
Час дня. Президент Академии Наук Со-
юза ССР В. 4. Комаров об’яваяет Юби-
дейную ссесню открытой. Нод сводами
Большого театра мощно звучит Государ-
ственный гимн Севетекого Сотоза, Бзоры
всех присутетвующих устремляются на
сцену. В глубине сцены скульптура вели-
кого Ценина, поргрег великого продолжа-
теля дела Чфенина — товарища Сталина,
Сцена украшена живыми цветами.
Слово предоставляется академику Н. Д.
Зелинскому, который вносит предложение
06 избрании. почетного президиума.
Упоминание имени И. В. Сталина по-
рождает бурную овацию участников сес-
сии и гостей в честь великого вождя й
полководца, с чьим именем связаны исто-
рические победы нашей Родины. Под
громкие, долго не смолкающие аплодис-
менты в почетный президиум Юбилейной
сессии избираются товарищ И, В. Сталин,
товарищи В. М. Молотов, М. И. Калинин,
К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Н. С.
Хрущев, /. М. Каганович, А. А. Андреев,

Горячими аплодисментами встречают
вететвия товарищу Сталину, товарищу
Молотову, товарищу Калинину, бойцам и
командирам Красной Армии и Военно-
Морского Флота. Участники сесспи
и гости встают и устраивают горячую
овацию в честь товарища Сталина, в

Наук СССР

ском, Рычкове и других. академик 05-
ручев обобенное внямание уделяет вели-
кому русскому ученому Ломоносову. Ши-
рокие идеи Ломоносова в геологии опе-
редили мысль европейских ученых того
времени. Он нашисал ряд ценных сочи-
нений по минералогии, геологии, метал-
лургии, о. слоях земли, происхождении
ледяных гор и рождении металлов. Дея-
тельности великого русского ученого
сильно мешала беспрерывная борьба с
господствовавшими в Академии немец-

RUMAH учеными, «неприятелями наук poc-

сийских, которые не дают возрасти сво-
болно насаждению. Цетра», — как выра-
зилея 4омоносов.

Последняя треть
новалась большими экспедициями,
ряженными Академией.

Академик Обручез значительную часть
доклада посвящает многочисленным гео-
графическим и геологическим  экспеди-
циям, научным исследованиям и откры-
тиям русских ученых в ХЕХ веке, в ре-
зультате которых были достигнуты круп-
ные услехи, поставившие геолого-геогра-
фические науки России на уровень раз-
вития этих наук в Европе.

Наиболее интересны исследования и
работы русских ученых, а также ученых
всех народов СССР за 27 дет, прошедших
со времени Великой Октябрьской револю-
ции. Они охватили в той или иной ете-
пени почти ве области нашей страны.
Почвоведение, озероведение, вулканоло-

ХУШ века ознаме-
сна-

THA, изучение вечной мерзлоты и другие’

отрасли  геолого-географических Haye
вошли в круг ведения Академии только в
советский период.

Докладчик далее говорит о конферен-
циях и совещаниях, хоторые Академия
Наук проводила в различных районах
СССР по просьбе правительств союзных
и автономных республик или по своему
почину. В 1932 году на Урале и в Сиби-
ри было проведено большое совещание,
посвященное проблеме Урал — Кузбасс,
состоялись конференции: Якутская, Бу-
рят-Монгольская. Казахская, Киргизская,
Туркмененая, Ойротская, 6 а
по мерзлотоведению, совещание по тек-
тонике.  палеогеографии,  четвертичной
теологии, ночвоведению, палеонтологии,
по меди, бокситам. углям и др.

Успехам всестороннего изучения Союза
много способствовала организация Север-
ной, Кольской, Дальневосточной 6аз,

честь его верных соратников, в честь
Красной Армии и Военно-Морского Фло-
та, разгромивших врага в Великой Оте-
чественной войне. Слово предоставляется
академику В. П. Волгину, который зачи-
тывает приветствие, полученное Академи-
ей Наук от Совета Народных Вомиссаров
Союза ССР и Центрального Комитета
ВКП (6). Собравшиеся долго не смолкаю-
щими аплодисментами выражают свою
горячую признательность и любовь совет-
скому Правительству, славной больше-
вистской партии.

ЖЖ

ли значительного развития и прёобразо-
заны в самостоятельные Академии. Так
были образованы Академни Наук Грузин-
ской, Армянской, Узбекской и Азьрбайд-
жанской республик.

— Направление и содержание всей. ра-
боты Академии Наук, — заявляет Н. Г.
Бруевич, — определяются  замечатель-
ными историческими высказываниями т0-
варища Сталина о передовой советской
науке. В сложном процессе превращения
Академии в штаб советской науки должна
быть 06060 отмечена выдающаяся роль
ближайшего соратника великого Сталина
— Вячеслава Михайловича Молотова, ко-
торый своим руководством и вниманием,
евоими указаниями помогает Академии в
ee важной и разносторонней  деятель-
ности.

Докладчик говорит о трудах советеких
ученых А. Н. Крылова, ©. А. Чаплыгина,
П. 1. Капица, А. П. Карпинского, А. И.
Абрикосова, А. А. Богомольца, Н. Н. Бур-
денко, В. 1. Комарова, И. П. Павлова,
А. А. Микулина, Н. Я. Марра, которые
внесли ценный вклад в науку, поставлен-
ную в условиях советского строя на слу-
жбу Родине, на службу интересам наро-
звания Героя Социали-
стического Труда большой группе акаде-
миков свидетельствует об исключитель-
ных заслугах этих ученых на научном
поприще н в деле служения чашей доро-
гой Родине. .

Докладчик отмечает большую работу,
проведенную советскими учеными в дни
войны.

— Коллектив Академни Наук ССОСР/—
говорит в заключение Н, Г. Бруввич, —
приложит все силы к тому, чтобы оправ-
дать высокое звание ученых Сталинской
энохи.

Слово предоставляетоя Герою Социа-
листического Труда’ академику В. А. 05-
ручеву, который посвящает свой доклад
деятельности Академии Наук в области
геологического и географического изуче-
ния нашей страны,

Докладчик говорит о развитии геоло-
го-географических наук, начало которо-
му было положено Петром Первым. 06-
ширная территория, протянувшаяся уже
тогда от Балтийского моря на западе до
Тихого океана на востоке, от берегов
Северно-Ледовитого океана до границ
Китайской имперни, <киргизевих сте-
ней», гор Кавказа в Черного моря — на
юге, требовала скорейшего изучения.
Еще до учреждения Академий, Наук в
1720 году Петр! посылает людей для
изучения гаавных рек и волоков между
ними отр. Оби до р. Аргуни. В начале
1725 года Цетр   утверждает устав Ака-
демии Наук и снаражает первую kaM-
чатскую экспедицию под начальством
датского моряка Беринга для решения
вопроса, соединяется ли Азия с Амери-
кой.

В 1739 году в Академии Наук был уч-
режден теографический департамент, ко-
торый издал первый научный атлас в
России на основании нослелований и от-
крытий мореплавателей, а также кварто-
графической с’емки государетва. В тече-
ние 8 лет в самых трудных  уеловиях
парусного судоходетва’ и полярного кли-

Уральского, Казахского, Туркменского,
Таджикского, Киргизского и Заладно-Си-
бирского филиалов Академии Наук CCCP.
Ряд филналов ныне вырос в самостоя-
тельные Академии Наук — Грузинскую,
Азербайджанскую, Арманскую и Узбек-
скую.

—- Успехи геологического изучения
Союза за первые 20 лет его существова-
ния, — говорит академик Обручев; —
были выявлены на ХУП Международном
геологическом конгрессе в 1937 году в
Москве в виде многочисленных доклалов
советских геологов, выставок коллекций,
карт, диаграмм ин во время больших
экскурсий до и после конгресса, посетив-
ших Юг и Восток европейской части
Союза, Кавказ, Урал. Новую Землю п. Си-
бирь до Кузбасса и Краснояоска.

С начала Отечественной войны  по-
требности Фронта и временный захват
немцами месторождений угля, нефти, же-
леза, марганца и ртути, Украины, Дон-
басса и Предкавказъя побудили Акаде-
мию Наук обратить главное внимание на
пойски новых месторождений (и выяе-
нение новых запасов в старых) для
усиления добычи разных видов стратеги-
ческого сырья. В 1941—1944 гг. экспе-
диции ‘были направлены главным  обра-
зом в районы Второго Баку, Урала, Ва-
захстана, Алтая. Они дали  существен-
ные результаты. Работы институтов гео-
графии, почвоведения, мерзлотоведения
были также подчинены Главным образом
нуждам обороны Союза ССР.

В общем исследовательская экепеди-
ционная деятельность Академии в 00-
ласти геолого-географических наук за
27 лет по своим результатам значитель-

но превышает экспедиционную деятель-
ность за предшествующие почти два’ ст9-
летия. Экспедициями была охвачена вся
территория Союза, что способствовало
разработке теоретических вопросов нау-
ки и накоплению разнообразных новых
данных и выводов. Потребности социали-
стического строительства и обороны

ми институтами, филиалами и базами, ко-
торые стали руководящими центрами на-
учно-исследовательских работ по изуче-
нию природных богатств и дальнейшему
развитию экономики и культуры братеких
республик, краев и областей Советского
Союза. Многие филиалы Академии достиг-

мата русские морлки Лаптевы, Малыгин,
Овцын, Прончищев. Челюскин выполня-
ди сеёмку от’устья Нечоры до устья Во-
лымы и нанесли на карту берега Ледо-
витого океана.

‚ Товоря о первых русских ученых —
Крашенинникове, Лепехине, Озерецков-

`

страны выдвигали вопросы практическо-
го и теоретического значения. требовав-
шие скорейшего разрешения. Эти вопро-
сы ставились и решались  экспедицион-
ными и стационарными исследованиями.

Академик В. А. Обручев подчеркива-
ет, что теперь, после победоносного за-
вершения Великой Отечественной войны,
пеобходимо. обратить больше внимания
на разработку теоретических проблем. В
последнее время в Отделении геолого-
географических наук организованы лабо-
ратории для углубленного лзучения во-
просов вулканологии, гидрогеологии, 03e-
роведения, океанологии и горючих иско-
паемых, которые будут о способствовать
быстрейшему развитию этих. отраслей
геологии. Результаты экспедиций и тёма-
тическах работ по геологии, географии,
печвоведению и другим отраслям напеча-
таны в «трудах» институтов, периоди-
ческих журналах и монографиях.

Докладчик отмечает большой рост
просветительной деятельности Академии
Наук по сравнению с дореволюционных
периодом, выразившийся RB увеличении
выпуска научно-популярной литературы,
организации аекций, докладов п сообще-
ний по радио. Подготовка научных кад-
ров также получила в последние OAL
большое развитие зв виде организации
кандидатской и докторской аспирантуры.

Можно’ высказать полную уверенность,
заканчивая свой доклад, заявляет ака-
демик Обручев, в том, что теперь, с
вобетановлением мира, научная деятель-
ноеть Академии Наук будет ещё больие
расти и развиваться соответетвенно вы-
сокому положению; занятому нашей Ро-
диной среди других государетв, благода-
ря геройзму Красной Армия, самоотвер-
женному труду назпего народа и мудрому
руководству товарища Сталина.

*

В заключейне торжественного заседа-
ния оркестр Большого театра под управ-
лением В. В, Небольсина исполнил тор-
кественную увертюру Il. И. Чайковского
«1812 год».

(ТАСС).

М

yu
sxe
УИ
суще
ЮЮ
yoHa
быти
оби]
yore:
ofta4
wil
00H]
ome
pany
риод
ors
ay Л
еж
тра
Акад
брат

пери
ВЫЙ

вого
Brop
reab
хате
wero
ист
Трет
a H
вой
пИО

(TBA
Hays
указ

Пет]
BIO
ВИД
Tory
yap
в
про
CTBE
ных
зан
зада
того
пра
вая
Торн
цен
рус
рок
стра
Poe
рам
нед
язы
пер
ВЫ)
чес
Po (
чес
Teo
ден
HOM
ПИЯ
way’
Ten
HHO
Тов
ока
pas
Tle
ЦЕН
Cho
hay
(TB
ИЯ
отр

Me)

BER
CKO
ско
Ep

Цен
од
Kop
OCH

Ky
Bey
ЗИ
(Dy
Nag
po)
ув
Tay
ny