=

не

ВОСНРЕСЕНЬЕ, 17 ИЮНЯ 1945 г, №

Речь Президента. Академии Наук.
‘академика в. .

141 (8751) .

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

‚ Мои дорогие собратья по общему делу! ты, электричества ий даже явлений жиз-  Если ХУ век —* век разума, a XIX—

Позвольте мне, прежде всего, от всей

души приветотвовать всех’ вас. `собрав-.
шихся на торжественную сессию Акаде-
мии Наук, посвященную 220-летию ве
существования. Ваше - присутствие сдела-

ло юбилей Академии Наук не только зна-
менательной датой, но и выдающимся с0-
бытием в истории науки. Никогда ‘еще’ не
собирался такой блестящий ареопаг мыс-
тителей, принадлежащих к различным
областям знания, но об‘единенных общи-
ми интересами. Никогда еще ученые не
собирались в такой важный исторический
момент. Окончилась самая великая война,
какую знало человечество. Начался пе-
риод мирного созидания, в котором наука
должна сыграть выдающуюся роль. Я хо-
чу посвятить свою речь вопрову о связи.
между наукой и жизнью и вепомнить
страницы. более чем двухвековой истории
Академии Наук, которые помогут разо-
братьея в этом вопросе.

Оглядываясь назад, я ясно вижу три
периода в истории нашей Академии. Нер-
вый период связан с именами Петра Пер-
вого‘и Ломоносова. Это’ — ХУШ век.
Второй период охватывает научную дея-
тельность ряда крупнейших астрономов,
математиков, физиков, химиков, геологов,
историков. языковедов и других специа-
листов ХГХ и начала нынешнего века.
Третий период начался более четверти ве-
ка назад, когда Академия Наук направила
свои силы на-всестороннёе удовлетворе-
ние нужд социалистического строитель-
ства. 910 — период, когда Академия
Наук работает по предначертаниям и
указаниям Ленина и Сталина.

Академия Наук была создана руками
Петра Нервого. Перечитывая сейчас пер-
вые документы, в которых ‘упоминается
«социетет наук». т.-е. наша Академия,
видишь, как много внимания уделял
Потр своему детищу, как тесно связано
учреждение Академии Наук в Петербурге
в Петровыми реформами, е культурным,
промышаяенным под’ёмом нашего государ-
ства в первой четверти ХУ века. Весь
1724 год Петр деятельно ‘приглашал уче-
ных в новую Академию, заботился о с0-
здании условий для их работы, намечал
задачи русской науки и ее государствен-
ного центра. Эти задачи вытекали из
пражтических требований времени, Созда-
вая армию и морской флот, строя верфи,
торные заводы, мануфактуры и торговые
центры, Петр требовал необходимого для
русской промышленноети и торговли пги-
рокого. изучения естественных ресурсов
страны. Ознакомление с очертаниями
России, ее поверхностью, фенами, 03е-
рами, растительным и животным миром,
недрами, почвами, городами; хозяйством,
языками народов и т. д. было однои из
первых задач русской науки. Отсюда —
выдающееся значение тусских академи-
ческих экспедиций ХУШ века. Изучение
Poccan п составление русских географи-
ческих карт в свою очередь требовало
теодезических и астрономических наотю-
дений, вылдвигало. Ha ‚первьць. план. аетро-
номические и математические иселедова-
nus. Однако, насаждая в России новый
научный центр, Петр’ смотрел ‘очень да-
sero. Он предвидел, что Россия когда-
нибудь станет страной наиболее пере-
довой науки. Один из современников рас-
сказывает. - что в речи... обращенной «к
разаичным ^ стары” русским мужам».
Петр ‘сравнивал перемещение научных

‘ни. Поистине Х\Ш век был. веком разу-
ма — разума, ломающего все преграды,
стремящегося об’яснить рациональным
образом все в природе. Разум должен
был об’яснить Bee, иначе не ‘выполня-
лась- основная задача — освобождение
человеческой мысля от оков старых тра-
  диций. Поэтому механическое естество-
знание ХУШ века было так тесно связа-
но с энциклопедизмом его основателей

В России самым разносторонним мыс-
  тителем Ломоносовского перивха был сам
  Ломоносов. Помимо общих причин, саме
русекая природа и требования русской
жизни толкали к универсальному охвату
всех областей знания. Россия, включает
такие различные климатические. и бота-.

логическом; географическом и ‘этногра-

требовала энциклопедизма OT ee иселе-
дователей. Но природа России всегда

пред`явила это требование лишь в ХУШ
веке? В это время практические нужды
громадной страны поднимали разнооб-
разные научные проблемы. Возьмем, ‘на-
пример; арктические исследования Л9-
моносова. Они вытекали из насущных
хозяйственных и технических потребно-
стей России и включали исторический
анализ путешествий через Северный Ле-
довитый. океан, экономические и. демо-
графические расчеты,. ‘геологические н
геофизические гипотезы, иселедования и
гипотезы, связанные `с учением о теп-
лоте, физико-химические эксперименты,
исследования в области ‘атмосферного
электричества (северное сияние) и мно-
гое другое.

Мне хочется отметить и‘еще одну 0с9-
бенность в жизни Академии Наук ХУШ
ла научным центром

в = современном

версального

нические зоны, так разнообразна в гео-

фичееком отношении, ‘что сама природа’

была разнообразна. —— почему же она’

века. В это время Академия Наук не бы-

век науки, то наш. век — это время уни-
внедрения науки в. жизнь
людей, век. когда техника. общественные
формы и сама природа перестраиваютея
на началах разума и науки. Наша’ страна
пошза далеко`по этому пути. У нас созда-
ны гармоничные формы жизни -и  произ-
водства. Наука стала основой государет-
венного строительства. Самая передовая
научная теория -—— учение Маркса, Эн-
гельса, „Ленина, Сталина служит ру-
ководетвом для практической деятельно-

де большого ‘числа других научных
учреждений. Энциклопедическая деятель-
ность
разделения труда между большим. числом
специализированных научных. учрежде-
ний. B последующий период положение
изменилось коренным образом,

‚Если ХУПГ век — время энцикло-
педистов, время борьбы за  рациональ-
ное мировоззрение, to XIX Bex — это
век положительных достижений отдель-
ных научных дисциплин, Это  разли-
чие в свое время хорошо сформулировал
Тимирязев.. В 1886 году европейская
наука праздновала столетие со дня рож-
дения великого ‘французского химика
Шевреля, который, родившись в Х\ ПТ ве-
ке, стал одним из крупнейших ученых
ХХ века. В приветственном ‘слове. ‘обра-
щенном к Шеврелю, Тимирязев говорил:
«Дитя века разума, Вы стали живым во-
площением века науки». =
- „Действительно; в ХЕХ веке дифференци-
ровавшаяся наука ‘накопила ‘громадные
знания во всех областях, и это наложило
ощутимый отпечаток на все’ стороны жиз-
ни людей. Дифференциация ‘науки была
предпосылкой ее прогресса. Для ХХ ве-
ка особенно ‘характерно поэтому выделэ-
ние и формирование новых научные дие-
цинхин. В нашей Академии в ХГХ веке
возникло не мало новых отраслей науки.

центров ©’ обращением“ крови в человече-
ском теле и утверждал, что,

хак древняя Греция была «местожитель- тельности русских
ством всех наук», так когда-нибудь Рос-   весь
особенно бы-  мировую науку больше, чем вклад Акаде-

сия станет государством ve
строго развития всех отраслеи знания.

Семена научного развития были бро-
пены Петром в подготовленную почву:
вскоре они дали ростки. Уже через не-
сколько лет после основания Петербург-
ской Академии Наук она считалась в
Европе одним из крупнейших научных
‘центров. Известный физик Бюльфингер,
один из первых петербургских академи-
ков, говорил в 1731 году: «Вто. хочег
основательно научиться естественных И
математическим наукам, тот должен от-
правиться в Париж, Лондон и Петербург.
Там ученые мужи по всякой части и за-
пас инструментов. Петр, сведу

этих науках, умел собрать все, чт9.
WX Hl Он собрал отличный за-

-

них необходимо.
нас’ книг, дорогие инструменты,
ские редкости природы,

подобно тому,   чительная часть была результатом дея-

замор-
искусственные   своими работами во всех. областях зна-

Из большого чиела новых дисциилин зна-

академиков. Однако
вклад русских ученых ХГХ века в

мии. Русская наука развивалась уже и вне
стен Академии, развивалась широко и
приносила замечательные плоды. В МХ
веке по крайней мере дважды крупный
общественный под’ём становихея исход-
ным началом расцвета естествознания. В
первой половине века (течественная вой-
на 1812 года, пробуждение русского

смысле. Она не имела периферии в ви-

первых академиков не требовала

коммунизма ведет народ. ио- пути прогрес-
са: Корифеи науки Ленинои Сталин, —
создатели и руководители‘ нашего госу-
дарства. Академия Наук с тордостью ви-
дит в своих рядах в качестве почетного
члена гениального мыслителя, величай-
шего государственного деятеля и полко-
волца— Иосифа Виссарионовича Сталина.
Его гению мы обязаны историческими
победами. нашей армии. нашего государ-
ства и нашей науки. (Бурные, продолжи-
тельные аплодисменты).

Основной и главной причиной наших
успехов является советская власть, совет-
ская система государства. Именно совет-
ская власть веего за четверть века своего
существования  преобразовала старую
Россию в великую социалистическую пфро-
мышаенную и волхозную державу. Имен-
но советская власть совершила культур-
ную уеволюцию, обеспечив тем самым
быстрое освоение техники широкими мас-
сами, что с особой силбй сказалось в на-
шей Красной Армии, где миллионы бой-
цов Стали мастерами танкового боя или
блестящими. летчиками и артиллеристами.
И сейчас, когда результаты преобразова-
тельной деятельности советской власти
проявились. с такой полнотой, наши по-
мыслы обранаются к тему, кто создал со-
ветекую власть, к величайшему ученому—

общества и движение декабристов дали
такой толчок русскому научному гению,
который поднял русских ученых на вер-
шину мировой научной мысли. Во второй
половине века 60-е и последующие годы

были ознаменованы деятельностью целой

щий сам в   Плеяды великих русеких натуралистов, из
что для   Которых Менделеев, Мечников и Сеченов

были мыслителями мирового значения,
В этот период Академия Наук блистала

произведения, словом все, что признано   ния и продолжала быть одним” из основ-

знатоками за достойное уважения».
В царствование преемников

ных центров мировой научной мысли.

Петра Такие математики, как Чебышев и 0ст-

Первого и Екатерины Первой, в годы би- роградекий, такие химики, как создатель

роновщины и нозже не_ i
вий возникло перед русской
Олнако она ломала эти препятствия. В
лице Ломоносова молодая русская наука
поднялась на вершины мирового - ecTe-
ствознания. Борьба Аомоносова против

ts

отживших физико-химических взглядов,   Не был признан

предвосхишение современного атомизма,
идея развития, принцип сохранения ма-
терии и энергии.—все это является од-
ной из.самых блестящих страниц в исто-
рии науки. ф

` Первый период существования н
Академии Наук так тесно связан с исто

рией, содержанием ‘и’ результатами дея“   ечников,

наукой.   Академию

мало препятет-   структурной теории Бутлеров, прославили

Наук. Но в ХХ веке наука в
России развивалась и вне Академии. Це-
лый ряд крупнейших передовых ученых
не попах в. чиело академиков. Самый еме-
лый новатор математики — Тобачевский
академической наукой.
Олин из величайших химиков прошлого
столетия — Менделеев не был академиком
из-за сопротивления «немецкой группы».
Во главе последней стояли реакционеры,
сознательно  противодействовавшие про-

ашей   Нивновению В Академию axel, свазан-

ных с русским обществом. Крупнейшие
русские биологи — Тимирязев, Сеченов.
физики Столетов и Лебедев

тельности Ломоносова, что по справед- также не были академиками. Ряд лучшях
ливости может быть назван Ломоносов- представителей научной мысли, людей,

ским периодом.

Каковы же наиболее характерные
черты Ломоносовского периода в исто-
рии Академии Наук? Это, прежде всего,
энциклопедизм- в научном т

Ломоносовский период - был
борьбы за научное мировоззрение. в
всех разнообразных ‘областях, где дей-
ствовали академики, они боролись за ра-
циональное об’яснение фактов. Человече-
ский разум, освобожденный от средне-
вековой схоластики, не хотел признавать
никакой посторонней власти. Для есте-
ствознания это означало в то. время стре-
мление к механическому об’яенению при-
роды. Если мы нерелистаем академиче-
ские журналы середины Х\ПТ века, то
увидим, как. много смелых. механических
гипотез выдвигали летербургекие -вкаде-
мики дай‹ об’лбнения тяготения, тепло-

которыми гордится наш народ, остался за
стенами, Академии.

Олнако на рубеже ХХ и ХХ веков рус-
ская Академия Наук была местом, отку-

ворчестве.   Да вышли такие замечательные направле-
периодом   НИЯ современной науки, как эволюцион-
Во   ная эмбриология,

учение. 00 условных
рефлексах. теохимия и т. п. Имена Кова-
левского, Павлова. Карпинского, Вернад-
ского — это имена классиков современ-
Horo ебтествознания. В области гумани-
тарных наук Академия прославилась за-
мечательными работами Mappa — созда-
теля новейшего учения о языке, иселедо-
ваниями в области. истории и филологии
славянских народов, глубокими и блестя-
щими историческими изысканиями Co-
ловьева и Илючевского.
_. Перейдем теперь-к третьему периоду
истории Академии Наук. fi г

‚Владимиру Ильичу Ленину. Только в ап-
реле текущего года мы отметили 75 лет
со дня рождения Ленина. Изучая исто-
рию народов; и прежде всего революцион-
ную борьбу нашего народа, Ленин открыл
советскую власть как новую форму
государства. Это было величайшее науч-
ное открытие. До сих пор человечество
не знало такой формы власти. На долю
Ленина выпало счастье не только выска-
зать и_теоретически. обосновать новую
идею, но и реализовать ее в жизни. Ленин
заложил основы советской системы, кото-
рые укрепил и развил в новых конкрет-
ных условиях его соратник и продолжа-
тель — Иосиф Виссарионович Сталин.

Нет ни одного большого вопроса нашей
жизни, на котором не лежала бы печать
гения. Сталина. В. кратчайший историче-
ский срок создана промышленность, ко-
торая вывела нашу страну на ‘первое ме-
сто в Европе, а ведь старая Россия э7-
ставала почти на сто лет от уровня миро-
вого хозяйства. Мне как ученому ближе
область сельского хозяйства, поэтому. л
бы напомнил о создании крупного социз-
листического сельского хозяйства в ка-
‘кие-нибудь 10-15 ает. Эта гигантская
работа, которую справедливо, сравнивают
по значению с Великой Октябрьской ре-
волюцией, целиком опирается на. выводы
марксистско-ленинской науки, на выводы
сложнейшей из всех наук—-науки 06 00-
ществе.

Величайшую заслугу товарища Сталина
составляет разработка основ национальной
политики большевистской нартии. Уста-
новяенные товарищем Сталиным принци-
пы разрешения национального вопроса,

реализованные в Конетитуции Советского.

Союза, обеспечили нерушимую дружбу
народов нашей страны.

Ленин и ‘Сталин —— величайшие гении
человечества. Их деятельность опзодо-
творяет и определяет на многие годы
вперед все развитие общественных наук,
все развитие нашего общества. te

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

омарова_

товарищу Сталину. - (Бурные  аплоди-
сменты, все встают и устраивают, овацию
в честь товарища Сталина).

+ 23 0-летие Академии Наук совпадает с
20-летием ее существования как Всесо-
юзной Академии, как общегосударствен-
ного научного центра Союза Советских
  Социалистических Республик. Эти 20 лет
богаты замечательными научными откры-
тиями. `боветские физики разработали

теоретические основы новейшей электро-

CTH советского. народа. Нартия научного

техники, радиотехники и оптики. Они да-

Я предлагаю послать приветотвие   степени интересным и

деле наука сыграла
Академия Наук СССР. приняла самое ши-

сурсов страны. Академия Наук создала
Комиссию но мобилизации ресурсов Ура-

‘  советской науки. Советские физики с03-

существенную толь.

рекое участие в Aede мобилизации }е-

ла и других восточных районов. которой
я руководил в. 1941—1943 годах. Эта
Комиссия. разработала неотложные меро-
приятия но черной и цветной металлур-
гии, энергетике, транспорту,  производ-
CTBY строительных материалов и сель-
скому хозяйству.

За всю свою полувековую научную
деятельность я не испытывал такого
глубокого нраветвенного удовлетворения,
как в работе по мобилизации неисчерпа-
емых ресурсов нашей великой страны на
дело обороны. Никогда еще не было в
среде ученых такого великого  творчес-
кого порыва. Он охватил все области

давали теоретические ‘и эксперименталь-
ные предпосылки для конструирования
новых видов вооружения; математики
разработали приемы наиболее быстрых
вычислений для артиллерии, авиации и
боевых судов» химики нашли новые ме-
тоды производства взрывчатых веществ,
сплавов, фармацевтических средств; би-
отоги отыскали дополнительные ресуреы
питания для Красной Армии и населе-
ния; медики спасли новыми методами
военной медицины десятки тысяч доро-
гих жизней бойцов. Мы гордимся тем.
что своей работой оказали посильную
помошь нашим  тероическим Красной
Армии и `Военно-Морскому” Флоту, раз-
громивнеим немецко-фалтистеких захват-
THROB.

Предлагаю послать приветствие нашим
героическим Армии и Флоту. (Продолжи-
тельные аплодисменты).

Во время войны усилилиеь и укрепи-
лись международные научные связи:

&

Агентство Польпреее
о преступной деятельноети
«Народовы силы Эбройне»

ВАРШАВА, 13 июня. (ТАСС). Агентство
Польпресо опубликовало подробности чу“

довищного преступления, ЕЕК

шайкой польских фашистов «Народовы

ПОУЧИТеЛЬНЫМ „лы Збройне» (НСЗ) в леревне Верхови-

успех этого ` невиданного переселения ны, Красноставского уезда. Как явствует
сотен заводов, десятков тысяч  станков  из сообщения, это кошмарное злодеяние
и миллионов рабочих. В этом Великом   рисуется в следующем зиде. 6 июня теку-

щего года в деревню вступила банда HC3,
возглавляемая Станиелавом Соколом. Что-
бы обмануть бдительность населения, часть
бандитов предварительно переоделась в
мундиры польских солдат. Бандиты об яви-.
ли, что прибыли с фровта и раскварти-
руются в деревне. Вскоре они начали рез”
ню. Фашистские пушегубы не щадили ни-
кого: ни женщин, ни детей, ни стариков.
Кое-кто пытался скрыться в Поле, однако
бандиты вылавливали беглецов и. пристре-
ливали их из автоматов. Деревенская улч-
ца была буквально усеяна трупами. На тру-
пах зияющие раны, нанесенные огнестрель-
ным оружием, тупыми и острыми предмета-
ми, тела обесчещенных, а затем замученных
женщин и девушек фашистские садисты
искололи штыками и ножами. Всего в этот
день бандиты убили 194 жителя деревни
Верховины, в том числе 65 детей в возра-
сте от двух недель до 11 лет, много ста’
риков в возрасте свыше 50 лет и 3 стари-
ка в возрасте 80—90 лет.

Люблинская газета «Штандар люду» да-
ла подробное описание кровавой трагедии
в Верховинах, назвав ее «новым Майдане-
ком». Раскрывая существо кошмарного
злодеяния, совершенного польскими фаши-
стами, за спиной которых стоит польская
реакция, газета указывает, что в QCHOS*
этого неслыханного преступления лежнт
денависть реакционных выродков к кре-
стьянам Верховины, отличившимся в парти-
зачской борьбе -против немецких оккупан-
тов и являющимся честными гражданами
демократической Польши. Е

. Приведенные газетой факты свидетель-
ствуют о том, что бандиты  действовалн
гитлеровскими методами убийства. 56-лет-
нему крестьянину Теофилию Киндруцяку
и его сыну Антонию отрубили головы. За-
мучены также 4 их однофамильна. В доме
Юзефа Пилипчука убито 15 человек. Рас-
стреляна семья Ловацких: 40-летний Фе-
лнкс Ловацкий, 50-летняя Мария Ловац-
кая. Станиславу Гловацкую, муж которой
находится в Польском Войске, садисты из-
насиловали, а затем расстреляли. ВУ вре-
мя сна выстрелом из револьвера убита в
колыбели полуторалетняя Мария Павляк.
Ее мать бандиты зарезали. Такая же ужас-
ная судьба постигла 2-недельного ребенка

об’единившиеся против гитдеризма демо-
кратические страны призвали науку на

ли ценные результаты в теории атомного
ядра. Открытия академика Капицы из-
вестны всему миру, и Сверхтекучееть ге-
лия оказалась одним из наиболее важных
физических открытий последних лет. Хи-
мики, работающие в Академии Наук
СССР, могут гордиться теорией физико-
химического анализа, созданной академи-
ком Курнаковым, трудами академиков 3е-
линского и Фаворского и-мнегими други-
ми. В Академии Наук СССР развиты за-
мечательные биохимические идеи акаде-
мика Баха. Механика и математика нро-
двинулись далеко. вперед под влиянием ра-
бот академика Крылова, а новейшие от-
крытия математика академика Виногра-
дова стали исходным пунктом, новых на-
праваений в мировой науке, Изучение
недр Советской страны привело к замеча-
тельным обобщениям в работах академи-
ka Обручева и других выдающихся совет-
ских геологов, География обогащена от-
крытиями в Арктике. Физиология разра-
батываетея блестящей плеядой учеников
Павлова во главе в академиком Орбели.
Ученики Марра во главе с академиком
Мещаниновым достигли больших успехов
в лзыковедении. ie

`

Можно было бы очень долго перечие-
лять достижения Академии в’ области тех-
нических наук, естествознания, истории и
т. д. Мне хочется, однако, сказать лишь
одно. Все эти достижения тесно связаны
© практикой социалистического строи-
тельства, с претворением в жизнь ленин-
ско-сталинских идей, с участием ученых
B ‚ народнохозяйетвенных работах и яв-
ляются результатом искаючительной забо-
ты и внимания со стороны ‘советекого
правительства, CO стороны товарища
Сталина и ‘его ближайшего соратника Вя-
чеслава Михайловича Молотова.

Предлагаю поедать приветствие това-
рищу Молотову. (Бурные аплодисменты),

Сопоставив современный, третий лери-
од в истории Академии Наук е предылу-
щими, можно увидеть, что наиболее ха-
рактерная черта научного творчества в
наше время — это уже не. энциклопе-
дизм ХМШ века и не дифференциация,
kak B XIX, a комплексная разработка
научных проблем. Большие задачи со-
‚временноети решаются совместной рабэ-
той ученых разных специальностей. Но-
этому так важны сейчас асвоциация уче-
ных и об’единение их в масштабе веего
государства. Центром такого об’единения
стала наша Академия Наук.

Исторической. проверкой научной
мощи Академии Наук СССР были годы
войны. Я хочу. остановиться на работе,
проведенной Академией Наук во.эти годы.
Вак известно, одной. из предпосылок ‘но-
беды было успешное развертывание со-
ветской промышленности на Востоке.
военно-промышленной базе Советского
Союза 060бое место принадлежало Уралу.
Урал — это, богатейшая страна железа.
цветных и легких металлов, топливных
и химических ресурсов. Этот о меридио-
нальный хребет, тянувшийея параллельно
фронту и удаленный от него. на одну-
1ве тысячи километров, образует как
бы мощную линию экономических укре-
плений, линию богатейших месторожде-
ний, мощных рулников, заводов и элек-
тростанций, созданную в течение трех
Пятилеток.

В начале Отечественной войны совет-
ская промышленность в значительной
мере была перемещена на Урал. Для
историков навсегда останется в ‘высшей

помощь великому делу освобождения.

В борьбе против фашистской Герма-
нии наука антигитлеровской коалиции
опиралась на свои исторические тради-
ции. Наука свободолюбивых наций вы-
росла под знаменем демократии и про-
rpecca. [5

Идеи свободы и’ демократизма были
путеводной звездой передовых кругов
английского общества в ту эпоху, когда
возникло современное английское  есте-
ствознание. Свобода научного творчества
была знаменем европейского научного
центра— Лондонского королевского обще-
ства. Эти демократические, свободолюби-
вые идеи вдохновляли тениальную дея-
тельность Бэкона, Ньютона, `Фарадея,
Максвелла. Дарвина и других английских
ученых. :

Русская наука исторически связана с
английской. Работы Дарвина встретили в
Роесии громадный научный и обществен-
ный отклик; сам Дарвин следил за пер-
выми шагами блестящей плеяды русских
дарвинистов, а сейчас дарвинизм нашел в
СССР свою вторую родину. Английская
наука высоко оценила работы  Менделее-
ва. Тимирязева, Павлова, Лебедева и
других выдающихся корифеев русского
естествознания. В дни Великой Отече-
ственной войны советские ученые стре-
мились усилить и развить научные связи
© английской наукой.

Американское естествознание также
проникнуто  прогрессивными идеями.
Первый великий американский натура-
лист. исследовавший атмосферное элек-
тричество и построивший громеотвод, Ве-
ниамин. Франклин был борцом за свобо-
ду. «Он молнию отнял у неба и власть —
у тиранов», говорится в эпитафии Франк-
лина. Примером исторической научной
связи межу Россией и Америкой были
физические работы Ломоносова, продол-
жившие исследования Франклина. Акаде-
мия Наук хранит эти традиции и стре-
мится расширить свои связи с американ-
ской наукой.

Такие же традиционные дружеские
связи соединяют нас с французской нау-
кой: мы помним, kak вотречали во
Франции работы Чебышева, Мечникова,
Вернадекого.

Тесная дружба связывает нас с уче-

ными славянских государств.

Мы помним о прошлом и смотрим в бу-
дущее. Впереди большая работа. Я поз-
волю себе выразить уверенноеть, что в

крестьянина Михаля`Князюка: ero pede-
нок был заколот штыком. Застрелена Ольга
Бечдарчук и ее 12-летняя дочь, а ее 5-ме-
сячный ребенок штыком - пригвожлен к
люльке. 50-летний старик Леон Вилька
был убит в постели н т. д. Чешская д®-
ревня Лидице, сожженная и уничтоженная
гитлеровцами, стала символом их варвар-
стза. Деревня Верховины — это символ
изуверства н преступлений, совершаемых
польской реакцией, пишет «Штандар лю-
ду>. Газета призывает к беспощадному на-
казанию фашистских убийц из НСЗ.

Журнал «Трибюн» о войсках
«правительства» Арцишевского

ЛОНДОН, 16 июня. (ТАСС). Журнал
«Грибюн», касаясь ареста корреспондента
Польпресс в Лондоне Яголзинского, пишет:
«Это — фантастическая мера, для которой
не существует никакого оправдания в на-
стоящее время, когда война в Европе за-
кончена. Тем не менее правительству Ар-
ых разрешено продолжать вербов-
ку в вооруженные силы, и оно неуклонно
увеличивает свою армию. Можно спросить,
против. кого будет сражаться эта армия?
И почему она сейчас, после разгрома Гер-
мании, должна пользоваться правами экс-
территориальности в Англии? Легко дога-
даться, как русские будут интериретиро-
вать это длительное покровительство. Если
мы не хотим укрепить существующее у
них подозрение, давно пора радикально
изменить это абсурдное положение».

Агенты Арцишевского похищают
польских детей во Франции

ВАРШАВА, 16 июня. (ТАСС); По сооб-
щению корреспондента агентства Исльпресс
из Парижа, созданный при Парижской пре-
фектуре отдел пос распределению репатрии-
руемых обжаловал действия ‘польских офи-
церов — агентов лондонского польского
«правительства», которые среди бела дня
похитили в центре Парижа детей поляков,
освобожденных из немецкого концентраци-
онного лагеря в Бухенвальде. Полиции
удалось задержать одну машину с похяти-
телями детей. Солдат-шофер этой машины,
пред’являя свой документ из так называе-
мой польской миссии, признался во время
следствия, что получил приказ отвезти
этих детей в знаменитые казармы в Бессие-
ре, где имеется сборный пункт для завер-
бованных агентами клики Арцишевского
польских солдат.

Американский радиокомментатор
о предании суду
шестнадцати поляков

НЬЮ-ЙОРК, 15 июня. (ТАСС). _ Радио-
комментатор Стил, сообщая о предстояшем
суде в Москве над 16 поляками, подчерк-
нул продолжительную фашистскую деятель-

новых условиях мирного процветания 60- ность генерала Окулицкого. Стил заявил,

ветекая наука проелавит нанг народ но-
выми открытиями, достойными великой
Сталинской эпохи.

Друзья! Наше славное ‘правительство,
советский народ и ученые

что в 1943 году Окулицкий саботировал со-
здание на Каспийском море базы для по-
ставок английского вооружения и материа-
лов из Ирана. Далее Стил указывает, что
Окулинцкий является известным рукозодн-
телем тайной антисоветской организации

составляют   «ЗВЗ» («Союз вооруженной борьбы»), кото-

единую семью, воодушевленную одинако- рая в последние три года убивала польских

выми стремлениями, идеями и идеалами.
Во главе нашей страны стоит гений чело-

военных, подозреваемых в дружественном
отношении к Советскому Союзу.

вечества, великий муж науки — Иосиф с ie
Виссарионович Craanu, проявляющий овещание железнодорожников-
восстановителеи

исключительную заботу о нашей Акаде-
мии и ее ученых. Заслуженные ученые
возводятся нашим правительством в Ге-
роев Социалистического Труда, награж-
даются и пользуются всенародным при-
знанием и уважением.

Позвольте
Наук горячо приветствовать нашего лю-

14—16 июня в Москве состоялось со-
вещание руководящих работников управ-
ления военно-восстановительных работ и
железнодорожных воиск,

С докладом 0б итогах работы военно-
восстановительных управлений и желез-

мне OT i имени Академии нодорожных войск в ДНИ ВОЙНЫ И задачах

капитального строительства в мирное вре-
мя выступил начальник главного управле-

бимого вождя: — Носифа Виссарионовича nus, Герой Социалистического Труда тов.

Сталина:

Да здравствует великий советский на-
род!

Да здравствует передовая
наука!

Да здравствует Сталин: (Бурные про-

Кабанов. Докладчик рассказал о работе
военных железнодорожников по восстано-
влению отечественных и зарубежных ма-
гистралей, разрушенных немецкими за-

советская   хватчиками. Загоды войны восстановлено

106 тысяч километров железнодорожного
пути. i
На заключительном заседании с боль-

должительные аплодисменты, переходя-сшой речью выступил народный комиссар

щие в овацию),

путей сообщения т, Ковалев,