СУББОТА, 1 СЕНТЯБРЯ 1945 г; № 206 (8816)

и ee ee

УБОРКА И ХЛЕБОЗАГОТОВКИ

Нелопустимое отставание

Всю первую пятидневку августа в Кок-
четавской области шла уборка ржи. В ап-
парате уполномоченного Наркомзага по
Казахской ССР уже намеревались записать
в сводку первые тысячи пудов кокчетавоко-
го хлеба, внесенного ими в счет хлебоно-
ставок. К огорчению заготовителей, расчет
их не оправдалея. Пришедшая из Кок-
четава телеграмма оказалась очень лако-
ничной: «На 5 августа хлеба не посту-
пало».

Две последующие пятидлневки из Кок-

четава неизменно сообщали: «Зерно на
тосоклады не поступало». Только 20 ав-
густа кокчетавские руководители, нако-
нец, телеграфировали, что сдача зерна го-
сударетву производится и что с начала
уборки урожая  кокчетавские колхозы!
внесли в счет хлебопоставок немногим
больше одной тысячи тонн зерна. И это
на всю область!

В прошлом году в Казахстане явно про-
являлась вредная тенденция — задержать
хлебозаготовки до окончания косовицы
хлебов.

— Нужно сначала «евалить» хлеб, а
потом заготавливать, — откровенно гово-
рили областные руководители. Привер-
женность к пресловутой очередности до-
рого обошлась государству и колхозам
республики. Некоторые области, в том чи-
сле и Кокчетавская, крайне затянули об-
молот хлебов, допустили огромные потери
урожая, сорвали выполнение плана хлебо-
3al0TOBOK.

Урок прошлого года He учтен. То, что
происходит нынче в Вокчетавской обла-
сти, весьма похоже на прошлогоднюю

историю. Сейчас здесь точно так же глав-
ным образом «сваливают» хлеб и по су-
ществу не приступают ни к обмолоту, ни
к хлебопоставкам.

— Мы поздно начали уборку, и зерна
пока еще нет, — сообщают председатель
облисполкома тов. Ергебеков и секретарь
обкома партии тов. Купаев.

Такой аргумент никак нельзя признать
убедительным. Сколь ни поздно ‘началась
уборка на полях колхозов, все же в целом
по области скошена уже пятая часть уро-
mad. :

Будь у руководителей области  боль-
ше внимания к уборке и хлебо-
сдаче, они бы не оказались в долгу
перед страной. Но в том-то беда и 60-
стоит, что такого внимания в хлебозаго-

товкам в Кокчетаве нет. Более половины ми идет сейчас хлебосдача в
скошенного урожая продолжает находить-

ся в снопах. Бездействуют десятки моло-
тилок, стоят двигатели, пустуют тока,
предназначенные для молотьбы простей-
шими средствами, -
По признанию самих руководителей, в
Бокчетавокой области ведут уборку уро-
жая уже четыреста колхозов, но только
двести пять из них приступили к молоть=
бе ‘и.еще меньше к вывозке хлеба на’эле-
ваторы. :
Вокчетавекие колхозы ‘выполнили план
хлебопоставок всего на четыре процента,
при чем с каждого гектара обмолоченной
площади они сдали в среднем лишь по
полцентнера хлеба. Это значит, что в 0б-
ласти не только плохо организуют обмо-
лот хлебов, но и задерживают на токах
десятки тысяч пудов уже подготовленного
зерна. В наличии такой явно-антигосудар-
ственной практики нетрудно убедиться,
побывав в отдельных колхозах. Только в
двух сельскохозяйственных артелях Щу-

Опера «Евгений Онегин» на туркменском языке

АШХАБАД, 31 звгуста. (По’ телегр. от
с5б, корр:). Туркменский государственный
театр оперы и балета готовит ‘оперу Чайков-
ского «Евгений Онегин» на туркменском
языке. Перевод текста сделан писателем
Берды Кербабаевым. Партию Татьяны бу-
дут исполнять заслуженные артистки рес-

Село Лучинское, где уже почти пол-

века учительствует Елизавета Ильинич-

на Банникова, расположено близ Истры.
Здесь чеховские места, Он приезжал сю-
да еще совсем молодым. Здесь Чехов пи-

сал. Бродил, шутил, грустил, мечтал, хо-

дил в Максимовку к Левитану...
В сельской школе тихо. Но, кажется,

сама тишина таит ребячий шум. В’про-

сторном чистом коридоре сухой запах
мела и свежей краски. Комната учитель-
ницы — напротив больного класса. Окно
открыто, за ним тень лип, зеленая пу-
таница жасмина и акаций, прохлада.
Елизавета. Ильинична приветливо встре-
чает, усаживает и сама опускается в
свое уютное кресло. Старость сделала
ее лицо красивым особой, понимающей,
проникновенной красотой. Глядишь вее
тлаза, на ее движения, платье, слушае
ее, и все трогает; предстает жизнь поко-
ления цельных, чистых, подвижнических
людей — русской сельской интеллиген-
ЦИИ.

В Фучинское Елизавета Ильинична
приехала в девятисотых годах, совсем
молоденькой. Школа поразила ев— мрач-
ная, грязная изба, длинные столы вдоль
стен. За окнами стояли сугробы, в клас-
св томиль полутьма. Ребята — кто в ма-

теринской кофте, у другого на ногах 6 огромными классами, учительской, за-

Г В   лами,

} ила с учениками в Москву

в не помещалась   НИЧНа сама езд } у,

. = привезла приборы для физического каби-
нета, учебники и для себя массу книг.

что-то наверчено. Жалко их стало,
своей  комнатенке,
постель, & в шюмерзшем окне, казалось,
было вставлено не стекло, & лед, она се-
ла и разрыдалась, Она еще не знала, как

будет работать и будет ли. Но очень ско-
Елизавета

одни пятерки.

На фотографий в год замужества,
Елизавета Ильинична отоит красивая, в
высокой прическе, на ной темная коф-
точка с глухим воротником, кожаный
ноя, а на тонкой цепочке часы. Шко-
ты были однокомплектные, в каждой
тресовалея только один учитель. И
пришлось жить так: Елизавете Ильи-

ЗА

да, когда стали передавать о награжде-
ро школьное дело поглотило ее целиком.   нии учителей, они, как всегда, слуша-
Ильинична и сейчас помнит   ли радио. И вдруг назвали: Банникова!

отметки учеников нз первом экзамене —   Елизавета Ильинична сразу обернулась
к мужу: <Ты слышал?» И он к Ней; «А

ты слышала?» И не поверили, —<Банни-
ковых много в России».

чинского района — «Золотая нива» и
имени 18-го партс’езда — на токах ско-
пилось свыше пяти тысяч пудов хлеба.
Точно такое же положение в колхозах Ру-
заевского и Чкаловского районов. По тем-
пах хлебопоставок Кокчетавская область,
ствит ныне на последнем месте в респуб-
лике. : г.
Очень мазо, всего-лишь на девять про-
центов, выполнен план хлебосдачи в дру-
гой области Казахстана — Кустанайской:
— Хлеб у нас есть, но он ещё сыроват:
идут дожди, — сообщает секретарь
станайского обкома партии т. Золотухин.
Причины недопустимой медлительности
вывозки зерна кроются в том же, что ив
Бокчетавской области. Как там, так и
здесь но сей день заняты только «евали-
ванием» урожая и по-настоящему не ор-
ганизуют ни обмолота, ни сдачи зерна го-
сударству. Иа полях кустанайских колхо-
зов убрана уже одна треть урожая, не
тоже более половины не обмолочено.

Вредная, много раз осужденная очеред-
ность в проведении уборочных работи
забвение хлебопоставок привели к сле-
дующему: абсолютное большинство кол-
хозов Кустанайщины” из пятидневки в
пятидневку срывает выполнение задания
по вывозке хлеба государству. Из двух-
сот двух колхозов, участвовавших в сере-
дине месяца в хлебоедаче, выполнили ме-
сячный план лишь пятьдесят.

Руководители колхозов, тормозящие
хлебопоставки, подчас щедры на всякого
рода незаконные действия. В том же Ку-
станайском районе колхоз имени Вореши-
лова до последнего времени не сдал госу-
дарству ни одного грамма хлеба, Это 06-
стоятельство не помешало, однако, пред-
седателю артели т. Кильяшеву раздать в
качестве аванса 138 пудов зерна. В Орд-
жоникидзевском районе хлеб,  подлежа-
щий сдаче государству, считают возмож-
ным раздавать соседям «в порядке поза-
иметвования». Такие факты, к сожале-
нию, не единичны.

Кокчетавская и Кустанайская области
входят в группу северных областей Ка-
захотана. Сода же относятся также Севе-
ро-Казахстанская и Акмолинекая области.
Эти четыре области занимают ведущее
место в хлебном балансе республики.

В ныненгием году-на севере республики
выращен богатый урожай. Темпы, которы-
северных
районах, внушают серьезные опасения.
Кокчетавекая и Кустанайская, а также и
Северо-Казахстанская области сдают нын-
че хлеб почти вдвое медленнее, чем в
прешлом году. Совершенно неудовлетво-
рительное поступление зерна областные
руководители пытаются об’яснить поздним
созреванием хлебов. Здешние колхозы’
действительно начали уборочные работы
на несколько дней позже, чем в прошлом
году. Но главное, конечно, не в этом. 0т-
ставание северных областей Казахстана с
хаебосдачей — это плод неорганизованно-
го начала уборки урожая, большого раз-
рыва между косовицей и скирдованием,
скирдованием и обмолотом, результат ото-
двигания хлебозаготовок на последний
план, результат пагубной очередности.

Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий».

г. АЛМА-АТА. (По телефону).

публики Майя Кулиева и Аннагюль Кулие-
ва, партию Онегина — артист Мухтар Ма-
ксумов, Ленского — Ходжа Аннаев.

Ставит спектакль главный ‘режиссер теа-
тра И. Келлер. ;

Сейчас идут репетиции, изготовляются
костюмы, декорации,

ничне в Лучинском, мужу ее — в де-
вяти верстах, в Брыкове. Только в вос-
кресенье отправлялась она туда. Бры-
ковская школа стояла в лесу, у озера.
Антон Павлович Чехов любил там удить.
Муж рассказывал Елизавете Ильиничне о
нем: «Очень сочувствует сельским учите-
лям». У школы была чудесная лужайка.
Бывало, в Брыково приезжали к ним зна-
комые учителя. И все вместе пели на лу-
жайке «Быестры, как волны» и «Есть на
Волге утес».

Пришла революция, и много прибави-
лось дел. Елизавета Ильинична с мужем
раздобыли фонарь, показывали картины,
ставили спектакли, одевали, устраивали
сирот войны. Потом стали заниматься с®
взрослыми, затеяли кружки. Помогали в
еходках бедноты, «товариществу», в ко-
тором рождался колхоз  <Заветы
Ленина».

Казалось, Елизавета Ильинична никог-
да не уставала. А белоголовые малыши
вырастали, `раз’езжались, ‘уходили в
жизнь. Воля Заботин стал Николаем
Ивановичем — кончал военную акаде-
мию. Миша Власов вернулся инженером.
Его сестры Настя и Дуня кончили ин-
ститут, Аня Богомазова учительствова-
та. В Лучинском строили новую школу,

полными света. Елизавета Ильи-

В летнее утро тридцать девятого го-

Но не поверить было’ нельзя. Прибе-
жали ученики, пришли учителя, принес-
ли поздравительную телеграмму из Мо-
сквы. Первый раз Елизавета Ильинична
не могла заниматься, так волновалась.
Потом была поездка в Москву, экекур-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Полным ходом идет молотьба в колхозе «Ва новый быть Борского района Горьковской области.

Шахматный радиоматч СССРЕАСШИ

Шахматисты СССР о предстоящих встречах

Сотрудник «Известий» обратил-
ся к участникам шахматного ра-
Эноматча СССРСША с просьбой
высказать свое мнение о предстоя-
щей встрече.

Ниже приводим их ответы.

[а

В. СМЫСЛОВ,
гроземейстер

Пять лет назад мне пришлось уже участ-
вовать в шахматном радиоматче. Тогда иг-
рали команды Москвы и Ленинграда. В том
матче я выиграл два приза — за самую кра-
сивую и самую короткую партии. ты

В радиоматче СССРАСША моим’ про-
тивником будет гроссмейстер’ Решевский—-
шахматист се мировым именем. Он--один из
безусловных кандидатов. в чемпионы мира.
В 1938 году Решевевкий участвовал. в ам-
стердамском турнире восьми, ‚ сильнейших
шахматистов всех стран, в котором, как
известно, от СССР выступал М. Бот-
винник. С 1936 по 1944 год Решевский —
бессменный чемпион США. ;

Творческий стиль: Решевского мне дос-

таточно хорошю известен, при чем не толь-
ко по литературе. В, 1937 году мне. при-

Беседа

Вчера сотрудник «Известий» свя-
зался по радиотелефону с: Ныю-наи а
- Йоркомзи беседовал! в: чемпиономи т.
США. А. Денкером, гроссмейстером
Р. Файном и капитаном команды.
шахматистов США К. Харкнесом.
Печатаем. их заявления.

EP

Арнольд ДЕНКЕР,
чемпион ОША
Мне выпала большая ‘честь быть: участ-
ником ‘выдающегося шахматного ‘матча.

Сейчас в США все говорят о нем. Выска-
зываются различные суждения относитель-

но его исхода, :

Лично я опасаюсь предсказывать резуль-
таты, но могу заверить вас, что американ-

между шахматистами обеих стран.

шлось с ним играть в так называемом тре-
нировочном турнире, состоявшемся в Мос-
кве и Ленинграде.

сооа
И. БОЛЕСЛАВСКИЙ,

гросемейстер

Мне предстоит играть с Файном, кото-
рый по праву считается одним из самых
сильных шахматистов США и лучитих зна-
токов шахматного искусства.

Сильная и разносторонняя игра Файна,
его глубокое знание теории шахмат мне
известны по его партиям, опубликованным
в специальной литературе, и по игре в
1937 году, когда он побывал в Советском
Союзе. Встреча с ним доставит мне боль-
шое удовольствие.

АЕ,

С. ФЛОР,
гроссмейстер

Горовица я знаю много лет по совмест-`
ным выступлениям в ряде турниров. Одна-
ко играть с ним за одной доской мне не
довелось. i

О Горовице известно, что он-—шахматист,
необычайно цепкий в защите. В матче с

a

a

Фото Н. Капелюш.

Решевским он из шестнадцати партий
тринадцать свел вничью. Мой противник
хорошо знает теорию, много ею 3aHH-
мается. Он является редактором-издателем
американского шахматного журнала.

Команду США считаю очень сильной,
особенно на первых пяти досках. Амери-
канская команда, как известно, четыре
раза выходила победительницей на «тур-
нирах наций». Однако надо иметь в виду,
что в этих турнирах команда выступает в
составе четырех щахматистов.

ЕЕ} СУ

И. БОНДАРЕВСКИИ,
  pocemeficrep =

С шахматным творчеством  Стейнера,
моего противника в радиоматче, я, к со-
жалению, знаком очень мало. Мне дове-
лось ознакомиться с его партиями против
Файна в тренировочном матче и против
Капабланки. Если судить по этим, более
чем скупым данным, мне представляется,
что Стейнер — игрок ярко агрессивного
стиля.

Надеюсь, что моя партия со Стейнером

„Сделано в Кузбассе“

В городах Кемеровской области можно
нередко услышать такую фразу:

— Все есть теперь У нас в Кузбассе!

Действительно, за годы войны города уг-
ля и металла обогатились всевозможными
новыми производствами, которых Сибирь в
прошлом не знала.

...В городе Белово мы побывали на заво-
де киноаппаратуры, который возник в пе-
риод войны, при чем было использовано эва-
куированное из трех городов оборудование.

+В этом году коллектив завода разработал

новую модель кинопередвижки.

Новый аппарат может служить полуета-
ционарной установкой для небольших кино-
театров и клубов. Он прошел все испыта-
ния. Завод обещает развернуть в сентябре
серийный выпуск таких аппаратов.

Новая кинопередвижка помещается в че-
тырех прочных чемоданах. Вее ходовые ча-
сти аппарата оделаны на шариковых под-
шипниках. Беловцы сами изготовили всю
оптику.

Так завершается создание на Востоке тех-
нической базы высококачественной кинозп-
паратуры. В то же время продолжается вы-
пуск киноаппаратов прежнего образца, не-
сколько видоизмененных.

Подавляющее большинство рабочих на за-
воде — молодежь.

...На окраине города Прокопьевска, на пу-
стыре между огородами полгода назад на-
чал работать комбинат, быстро ставший по-
пулярным. Он выпускает в день свыше ты-
сячи пар чуней для шахтеров, а в ближай-
шее время доведет ежедневный выпуск их
до двух тысяч пар,

Директор комбината Я. Лазарев, показы-

‚вая нам мастерские, сказал:

— Мы уже обеспечиваем чунями не толь-
ко весь угольный Кузбасс, но и шахтероз
других бассейнов Востока. Работаем на от-
ходах резины, которые поступают к нам из
разных мест. Освсено производство и других
изделий — аккумуляторных банок для под-
земного транспорта, резиновых мешков для
электровозов, сырой резины для ремонта
электрокабелей, изоляционной ленты, вен-
тиляторных ремней. Выпускаются также
предметы широкого потребления — резино-
вые сапоги, галоши, дамские боты. Кроме
того, создано пимокатное производство.

..В вначале 1942 года в Прокопьевске на-
чала работать неболыная табачная фабрика,
Производство было организовано на сборном
эвакуированном оборудовании.

Сейчас производство папирос в Кузбассе
должно значительно расшириться. Про-
копьевская фабрика пополняется оборудова-
нием, которое обеспечит культурное офор-
мление папирос,’ лучшую упаковку. В этом
году фабрика должна выпустить 500 мил-
лионов папирос, а в следующем — 1.100
миллионов. В адрес фабрики направлены.
ip vita партии высококачественного Ta-
ака.

БЕЛОВО—ПРОКОПЬЕВСК. (По телеф.
от соб. корр. «Известий»).

С wena
«Вестник высшей школы»

После четырехлетнего перерыва возоб-

будет содержательной,

с членами команды США

ская команда готовилась к матчу самым
‚напряженным образом. Участники ‘команды

СПТА ‘находятся ныне B прекрасной спор-

тизной форме.

Надеюсь, что такие радиоматчи станут
ежегодными и будут способствовать даль-
нейшему развитию дружеских отношений

ооо

Рейбн ФАЙН,

троесмейетер
Мы в США всегда с большим интересом
следили за развитием шахматного искус-

етва в СССР. Советские мастера играют
в шахматы отважно и оригинально, обога-

щая шахматную теорию новыми убедитель-
нымн идеями. : -
Обе стороны представлены гроссмейсте-

рами и мастерами с мировой известностью.
В сущности, за десятью досками матча со-
берется, подавляющая часть шахматных
талантов. Несомненно, будут сыграны пре-
красные партии, которые явятся вкладом в
сокровищницу шахматного‘ искусства.

VEL: Ee

Kenner XAPKHEC,
капитан команды CIITA

В США наблюдается громадный интерес
к радиоматчу. Газеты печатают на видном
месте подробную информацию и статьи.
Все билеты в зрительные залы отеля Ген-

ри Гудсона в Нью-Йорке, где будет иг-
рать американская команда, распроданы.

Торжественная церемония открытия ра-
диоматча начнется с выступления мэра го-
рода Нью-Йорка г. Лагардия.

Вчера для проверки ‘технической сторо-
ны радиоматча были устроены пробные
встречи. В Нью-Йорке играли чемпионка

США Гизелла Грессер и один`из старейших
шахматистов США Эдуард Jlacxep. B!pyyeno бригаде Наркомсвязи в составе

вета Ильинична, ходила в поле, когда  очарование первых книжек, открывав-

Большая жизнь

сия по Москве, С Воробьевых гор в се-
ребряной дымке летнего утра был виден
Кремль. В Кремль в’езжали через бпас-
ские ворота. В зале стояла торжествен-
ная тишина. Михаил Иванович, такой
светлый, весь в летнем, в белом, передал
Елизавете Ильиначне орден Ленина, по-
жал ей руку и сказал ей как-раз то, 0
чем она и сама подумала: «Любите свое
дело... Вее трудноети тогда победите».

Когда в Истру пришла война и надо
было уезжать, Елизавета Ильинична не
хотела, — «из Лучинекого никуда не
цоеду, школу не оставлю, немцев в шко-
лу не пущу». Но не уезжать было нель-
зя. И они вместе со слепым мужем ре-
шили, если ехать, так в Брыково, в лес,
туда, где когда-то была школа мужа. В
ней жил лесник-сторож.

В сторожке было страшно. Спасаясь
от взрывной волны, ложились ниже зем-
ли, на лед застывшего озера. Что-то
жужжало и ухало, проносились снаряды,
лес стонал, небо становилось красным.
В сторожку пришли еще люди и сказа-
ли: В Лучинском немцы». «Орден, —
заметалась Елизавета Ильинична, —
орден He должен попасть в нем-
цам». В лесу она разрыла снег, копала
мерзлую землю. Бережно завернув, уку-
тав коробочку, она глубоко зарыла орден
й сделала отметку на сосне. Нотом в ле-
су стихло, но тогда пришел страх: что
в Лучинском? Елизавета Ильинична ду-
мала, кого бы просить пробраться
посмотреть, цела ли школа.

Какой-то старик понял, как томится
учительница, и пошел в Лучинское. Ста-
рик не вернулся. Немцы убили его. Надо
было ждаль. Часы, как сутки, были
длинны, & суткам конца не было,

Когда отогнали немцев и вернувшиеся
в деревню колхозники приехали за Ели-
заветой Ильиничной и повезли ее и ее
мужа в Лучинекое, она еще издали уви-
дела на черном снегу белые кафельные
печи, оставшиеся от новой школы. У
нее остановилось сердце. За вершинами
серых в инее лучинских лип белела
крыша старой школы.

У школы стоял часовой, Он сказал:.

Пробные партии

Москве играли трехкратчая чемпионка сто-
лицы О. Морачевская и заслуженный ма-
стер спорта П. Романовский.

Техническое обеспечение радиоматча по-

-—= Сюда не допускают посторонних.

—- Я учительница, сказала Елиза-
вета Ильинична, —я— депутат, мне надо
посмотреть классы.

Часовой отвел винтовку. Она прошла
в школу, маленькая, хрупкая, седая.
Елизавете Ильиничне казалось, что нет
на свете еще такого хорошего, хорошего
лица, как у командира, который успо-
каивал ее. Она уже не могла совладать
с охватившим ее волнением.

В школе бежали дети: «Вернулась,
вернулась Елизавета Ильинична, MBI
немцам не верили, что нашей школы
больше не будет». И тут учительница
сказала детям так же, как говорила со-
рок лет в классе, отчетливо, звонко и
ясно: «Наша школа была, есть и будет».

И она принялась вместе с детьми и
лучинскими женщинами мыть школу.
Оттаивали обледенелые парты, под cHe-
гом разыскали школьную доску. Через
несколько дней после того, как немцев
изгнали из Лучинского, Елизавета Ильи-
нична вошла в классе, спокойная, сдер-
жанная, И дети встали ей навстречу.

Учительница-денутат участвовала в
каждом деле в оживающем после врага
селе. Синими утрами шла она к ферме.
Там Акулина Татаринова возилась у воз-
вращенных своих холмогорок. Акулина
работала, и они вспоминали о Коле, сы-
не Акулины. Что греха таить, училея он
вначале плохо, непоседа. Потом выпра-
вился. Началась война, он ушел на
фронт. Они вместе представляли его ce-
бе командиром. «Может, теперь тоже с
орденом». И тогда начался у них раз-
говор об ордене, о том, чтобы и Акули-
не работать так, чтоб получить орден.
Елизавета Ильинична часто бывала на
ферме. Через два года Акулина Татари-
нова получила орден вместе с другими
лучшими доярками Московской области,

Ферма колхоза «Заветы Ленина», Boc-
становленная после хозяйничания в
Истре немцев, росла, расширялась, всех
беспокоили корма. И Елизавета Ильи-
нична шла в исполком говорить о том,
что Бегов луг должен обязательно отой-
ти к ним, к колхозу «Заветы Ленина».

Вместе с0 своими учениками Елиза-

старшего инженера международного уп-
равления Б. Юровского и старшего инже-
‘Hepa дирекции радиосвязи Н. Медведева.
Пробные партии показали, что техника
радиопередачи полностью подготовлена.

они помогали колхозникам. Опираясь на
палочку, она отправлялась в далекие
бригадные станы с газетой и там чита-
ла жнеям. В колхозе создавались звенья,
переходили на сдельщину. 06 этом на-
до было понятно рассказать.

Каждое дело села касается Елизаве-
ты Ильиничны так, будто она заинтере-
сована лично, кровно. Горячо хлопотала
учительница 0 библиотеке: «Нам
опять нужна наша библиотека. Дело по-
могу наладить, только человека найти».
Й искала библиотекаря, зная характер,
склонности, способности каждого ay-
чинца. И так полвека, вся жизнь ее, ду-
мы, волнение сердца отданы жизни села.

Не о такой ли биографии думал Антон
Павлович Чехов, когда говорил о сель-
ском учителе, необходимом русской де-
ревне, хорошем, умном, образованном,
горячо влюбленном в свое дело, первом
человеке в деревне. который делает боль-
шую, страшно важную работу, который
призван воспитывать народ.

По предложению Елизаветы Ильинич-
ны в Истринском районе об’явлен еже-
годный «День школ». И в этом году в
такой день деревенские плотники при-
шли к школам, женщины мыли, убирали
классы, возчики навозили для школ дров.

Школа готова. Опять в класс к Ели-
завете Ильиничне придут дети. Еще в
прошлом году встречей с учительницей
началась сознательная жизнь самых мо-
лодых граждан Иучинского — семиле-
ток. .

Доярка Акулина ®Таларинова привела
свою внучку Лиду— дочку сына. Сын
писал се фронта, беспокоясь 0 дочке:
«Обязательно запишите Тиду в класс к
моей учительнице,
He, так и скажите, фронтовик 0б этом
просит».

Пришли к Банниковой ее семилетняя
«школьная внучка» — беленькая Люд-
мила Заботина племянница бывшего
ученика полковника Николая Ивановича
Заботина, и темноглазые Сережа и Вера
Ивановы, и Вова Чернов, и другие — все
дети тех, кто также вступал в жизнь с

новлено изданче журнала «Вестник выс-
шей школы» — органа Всесоюзного ко-
митета по делам высшей школы при СНК
СССР. Журнал ставит своей задачей осве-
щение вопросов организации и методики
преподавания в вузах, а также популяриза-
цию опыта работы в различных областях
высшего образования.

В первом номере. помещены статья пред-
седателя ВКВШ С. В. Кафтанова «Наши
очередные задачи», статьи директоров круп-
нейших вузов страны, профессоров, препо-
давателей. Вее они — статьи: В. Голубцо-
вой — «Некоторые мысли о воспитании
студентов», И. Кочергина — «Назревивие
вопросы высшей медицинской школы»,
В. Линде — «Народному хозяйству нужны
инженеры широкого профиля» и другие —
затрагивают проблемы, имеющие большое
значение для дальнейшего развития высшей
школы.

Журнал будет выходить ежемесячно.

Выставка работ передвижников

ХАРЬКОВ, 31 августа. (По телеф. от соб.
корр.). В Государственном музее украинско-
гс искусства в Харькове открылась выстав-
ка картин русских художников-передвиж-
ников (харьковское собрание). В трех залах
выставлены работы Репина, Сурикова, Шиш-
кина, Васнецова, Маковского и других.

Все эти картины в начале войны были
эвакуированы в глубь СССР и затем до-
ставлены на прежнее место в полной со-
хранности.

Елизавете Ильинич-!

ших мир.

Старая учительница опять примет и
поведет детей тех, с чьими жизнями
связала всю свою благородную, чистую
человеческую судьбу.

Bee прошлогодние «перваки» — семи-
тетки сегодня придут к Елизаве-
те Ильиничне во второй класе. И хотя в
первый час учительница будет спрали-
вать, а ребята расскажут о том, как они
провели лето — кто удил рыбу, кто хо-
дил по грибы, и потом начнется раз-
говор о самом большом и радостном для
всех — о победе, — в классе водворит-
ся сразу же удивительный для веякого
постороннего порядок. И в чистых
платьицах, до блеска намытых носах, во
всех движениях, в интонациях будет то
уважение, с которым приходят ребята к
своей учительнице — большому,  добро-
му, внимательному другу.

3 И когда начнутея занятия, в классе
будет очень тихо, все будут вниматель-
ны и сосредоточенны. Так будет пото-
му, что самые маленькие в общении с
Елизаветой Ильиничной научились слу-
шаль и уважать ее и друг друга они
ощутили в себе достоинотво, самое дра-
гоценное чувство гражданина.

‚Елизавета Ильинична сидела в крес-
ле, а рядом на столике лежал исписан-
ный блокнот. Это были заметки к речи,
© которой она готовилась обратиться к
молодым учителям Истры. Записки co-
держали ценнейший опыт старого педа-
гога и волнующие признания большого
человеческого сердца, исполненного He-
утолимой воли к труду, и кончались
так;

- «В какое хорошее время начинают мо-
лодые свою учительскую деятельность.
Тогда, когда исполняются слова Влади-
мира Ильича Ленина: «Народный учитель
должен у нас быть поставаен на такую
высоту, на которой он никогда не стоял и
не стоит и не может стоять в буржуазном
обществе».

Елена БРАГАНЦЕВА,
спец. корр. «Известий>

Елизаветой Ильиничной, от нее узнал

ИСТРА, село Лучинское.