Послание Трумэна конгрессу
о поставках по ленд-лизу

ВАШИНГТОН, 30 августа. (ТАСС). Тру-
мэн направил конгрессу 20-й доклад об
операциях на основании закона о ленд-лизе
(т.-е. поставках в аренду или взаймы).

В письме, приложенном к докладу, Тру-
мэн заявляет: «Ленд-лиз и ответный ленд-
лиз помогли об’единить в могущественное,
победоносное боевое содружество отдель-
ные усилия стран, выступивших против аг-
рессии стран оси. Каждый из наших глав’
ных боевых соратников участвовал в созда-
нии об’единенных вооруженных сил в сс-
ответствии со всеми своими возможностями
и способностями. Великая задача ленд-лиза
в настоящее время завершена. Выполнение
программ ленд-лиза, предоставленного на-
шим союзникам, заканчивается быстро`и в
организованном порядке в соответствии с
военными нуждами, обусловленными перед-
вижением войск и задачами оккупации».

В самом докладе отмечается, что Соеди-
ненные Штаты, прибегая к различным ме-
роприятиям, в том числе к закону о ленд-
лизе и соглашениям, достигнутым в Брет-
тон-Вудсе, выразили свое намерение избе-
жать повторения политических и экономиче-
ских ошибок, допущенных во время’и после
первой мировой войны. «Подавляющая часть
помощи по ленд-лизу, говорится в докла-
де которая в настоящее время достигла
суммы свыше 42 млрд. долларов, непосред-
ственно использована нашими союзниками в
войне. Как ни бесценна была эта помощь
для наших союзников и для нас самих при
совместных военных усилиях, она отлича-
ется тем не менее от нормальных условий
торговли, поскольку она не создавала
средств для оплаты. Если долг, приближаю-
щийся к 42 млрд. долларов, прибавить к
пругим огромным финансовым обязатель-
ствам, которые иностранные правительства
взяли на себя для военных целей и кото-
рые они вынуждены будут взять на себя в
дальнейшем для восстановления и реконст-
рукции своих опустошенных войной стран,
то это катастрофически отразилось бы на
нашей торговле с Об’единенными нациями
и, следовательно, на положении промышглен-
ности и на использовании рабочей. силы У
нас, в Соединенных Штатах»,

Отметив, что долги таких размеров толк-
нут основных соратников США «на отчаян-
ные меры, вроде тех, какие применялись до
войны странами оси, чтобы добиться эк-
спортных излишков для расплаты с США»,
и что могущее возникнуть «в связи с этим
отчаянное международное торговсе сопер-
ничество создаст угрозу политической ус-
тойчивости и посеет семена нового мирово-
го пожара», Трумэн заявляет: «Обеспечение
длительной безопасности и экономических
целей Соединенных Штатов и других Об’-
единенных наций является задачей чрезвы-
чайно важного значения для предотвраще-
ния потери плодов победы, которой мы до-
бились в результате таких громадных жертв.
Мы будем стремиться в соответствии с про-
цедурой, установленной законом о ленд-
лизе и последующими соглашениями о ленд-
лизе с другими странами, к тому, чтобы до-
биться такого урегулирования наших отно-
шений военного времени, связанных с ленд-
лизом, при котором будет наилучшим обра-
зом обеспечено достижение этих целей и
этим будут созданы необходимые основы
нантего экономического благосостояния».

В докладе указывается, что наиболее
крупные поставки по ленд-лизу были сде-
ланы в Британскую империю, которая по-
лучила товаров больше чем на 29 млрл;
долларов, при чем приблизительно на 13,5
млрл. было отправлено в Соединенное Ко-
ролевство,

Относительно помощи, оказанной по
ленд-лизу Советскому Союзу, в докладе
говорится: «Начиная с момента осуществ-
ления программы ленд-лиза для Совет-
ского Союза, с осени 1941 года’ и по 30
июня 1945 года включительно, Соединен-
ные Штаты отправили товаров стоимостью
в 9.129 млн. долларов, что составляет
28 проц. от общего количества, отправлен-
ного всем нашим союзникам. Общая стои-
мость помощи, оказанной по ленд-лизу Со-
ветскому Союзу для войны против агрессо-
ров, занимает второе место после помощи,
оказанной Соединенному Королевству». К
концу июня, говорится в послании США
отправили советским армиям боеприпасов
на общую сумму в 4.462 млз. долларов,
самолетов и запасных частей к моторам —
на 1.584 млн. долларов. :

В докладе приводится количество тан
ков, бронемашин, тягачей, отправленных в
СССР, и указывается, что, кроме того, в

число материалов, отправленных в Совет-
ский Союз ло 30 июня 1945 г. на основе
ленд-лиза, входит 8.200 зенитных орудий,
135.000 пистолетов-пулеметов, 343.000 тонн
взрывчатых веществ, 105 истребителей под-
водных лодок, 195 торпедных катеров и
7.600 дизелей.

«На основе. ленд-лиза, — указывается в
докладе, — в Советский Союз для совет-
ской промышленности и в Целях пораже-
ния стран оси было отправлено промыш-
ленного оборудования на 320 млн, долла-
ров, кроме того, металлорежущих инстру-
ментов на 35 млн. долларов, нефтеочисти-
тельного оборудования — на 43 млн. дол-
ларов, электрогенераторных установок
на 171 млн. долларов. Количество металла,
вывезенного на основе ленд-лиза, склалы-
вается из 2.688 тыс. тонн стали, 17.600
тонн ферроснлавов, 810 тыс. тонн цветных
металлов. Советские военные заводы и ре-
сурсы. удовлетворили гораздо большую
часть потребностей русской армии в Евро-
пе и на Дальнем Востоке. Тем не менее
боеприпасы, промышленные изделия и ма-
териалы, поставляемые по ленд-лизу, сыг-
рали существенную роль в победах, дос-
тигнутых советскими войсками над нацис-
тами».

В докладе далее говорится: «К   апреля
1945 года СССР оказал Соединенным Шта-
там на основе отзетного, ленд-лиза помощь,
исчисляющуюся в 2.139 тыс. долларов. По-
скольку американские войска не находи-
лись в Советском Союзе, у этого нашего
союзника имелись лишь ограниченные воз-
можности для оказания помоши нашим BC-
оруженным силам на основе ответного
ленд-лиза. Тем не менее, американские
торговые суда ремонтировались в советских
портах и снабжались необходимыми мате-
риалами на основе ответного ленд-лиза без
каких бы то ни было затрат со стороны
США. Кроме того, в разгар налетов на
Германию, когда американские самолеты,
базировавшиеся в Англии, уничтожали на-
цистские военные заводы массированными
налетами, Советский Союз на основе от-
ветного лЛенделиза’ предоетавлял базы, на
которых наши самолеты  заправлялись, а
команды и механики получали пищу и раз-
личное обслуживание»,

В докладе отмечается, что «советские
дальневосточные армии три месяца спустя
после поражения Германии перешли Мань-
чжурскую границу и вступили в Маньчжоу-
Го, находящееся под господством Японив.
Никогда еше в истории враг не сказывал-
ся перед лицом такой комбинации воору-
женных сил. Только немедленная капитуля-
ция могла предотвратить полное уничто-
жение Японской империи силами союзни-
Ков». {

Далее в докладе говорится, что по 1 ап-
реля этого года включительно Соединен-
ные Штаты получили от союзников на ос-
нозании ответного ленд-лиза общую по-
мощь на 5.600 млн. долларов, при чем «каж-
дый из главных боевых соратников США
содействовал этой помоши, как только мог
эффективно».

В докладе указывается, что  Соединенные
Штаты уже получили от ленд-лиза весьма
большие выгоды «и дальнейшие выгоды
обеспечены». «Основная и самая главная
выгода состоит в поражении‘ агрессоров».
Вторая выгода состоит в ответном ленд-
лизе, который «был важным фактором в
укреплении вооруженных сил и военных
усилий США». ти ee ИИ

Отметив, что

«издержки войны не могут
быть измерены в долларах», Трумэн ука-
зывает: однако в известной степени можно
измерить военные издержки с финансовой
точки зрения; вероятно, наилучшим мера-
лом является доля национального дохода
каждой страны, входящей в состав Об’еди-
ненных наций, израсходованная на военные
цели. До тех пор, пока Соединенные Шта-
ты не перешли в наступление, основные дер-
жазы. — Британская империя и СССР —
расходовали гораздо большие доли нацио-
нального дохода на войну, чем Соедипен-
ные Штаты. К 1943 году основные стра-
ны — Британская империя, Советский
Союз и Соединенные Штаты — все тратя-
ли приблизительно половину национально-
го’дохода на войну. «Таким образом, —
гозорится в докладе, — после 1942 года
относительные финансовые военные расхо-
ды для Соединенных Штатов и основных
союзников были практически прибпизи-
тельно равны. Такое распределение воен-
ных финансовых расходов означает, ‘что
ви ‘одна-страна не ‘может разбогатеть или
нечестно извлечь выгоду за счет военных
усилий своих союзников».

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Английские корабли
вошли в порт
Гонконг

ЛОНДОН, 30 августа. (ТАСС). Специ-
альный корреспондент агентства Рейтер,
находящийся на борту корабля’ «Индэмит-
эйбл», сообщает, что мощные соединения
английского тихоокеанского флота стоят
недалеко от Гонконга: Английские самоле-
ты сбрасывали листовки, в которых англи-
  чане просили японского командующего в
Гонконге установить с ними связь. Соеди-

нениями флота командует адмирал Хар-
курт, находящийся на борту корабля
«Индэмитэйбл».

Рано утром 29 августа английские само-
леты, базирующиеся на «Индэмитэйбл», со-

вершили разведывательные полеты над
Гонконгом и Коулуном.

ЛОНДОН, 30 августа.. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, штаб’ англий-

ского тихоокеанского флота сообщил, что

Капитуляция японских войск
на островах Моротай и Гальмагера._

НЬЮ-ЙОРК, ЗГ августа. (ТАСС). ` Ма-
нильский корреспондент агентства Юнай-
тед пресс передает, что около пяти тысяч
японских моряков и 3.170 солдат, находя-
щихся на островах Моротай и Гальмагера,
сдались 93-й американской дивизии.

Заявление генерала Ченолта

САН-ФРАНЦИСКО, 31 августа. (ТАСС).
По сообщению радио Сан-Франциско, аме-
риканский генерал Ченолт. заявил. вчера,
что, по его личному мнению, в моральном
отношении Япония до сих пор считает себя
непобежденной и что это таит в себе
опасность для будущего.

, °   занятости населения. Рабочие пришли

дательного собрания штата для

“Tuite. ©

ах

Сообщение государствен
о восстановлении
отношений между

ВАШИНГТОН, 30 августа. (ТАСС). Го-
сударственный департамент ^ сообщил, ‘что
дипломатические ‘отношения между США
и Финляндией возобновляются в Полночь
ЗТ августа.

’В заявлении государственного департа-
мента- говорится: «20 августа государствен-
ный департамент сообщил, что американ-
скому представителю в Хельсинки были да-
ны ‘инструкции предложить финскому пра-
вительству установить дипломатические от-
ношения между Соединенными Штатами и

об‘единеннь

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС).-Как coo6-
giaer areHtcTso Рейтер, три англо-амери-
канзских об’единенных комитета — произ-
водства ‘и ресурсов, по вопросам продоволь-

: ствия и? по вопросам использования
мощные английские военно-морские СИЛЫ сырья, — которые были созданы во время
под командованием адмирала Харкурта войны Англией США и Канадой в целях
вошли в порт Гонконг. обеспечения сосредоточения ресурсов и

планомерного обслуживания военной маши“
ны, будут продолжать свою деятельность в

Демонстрация членов

НЬЮ-ИОРК, 31 августа. (ТАСС). Здесь
в Медисон-Сквер Гардене состоялась 29 ав-
густа 50-тысячная демонстрация членов
профсоюзов, входящих в Конгресе. произвол
ственных профсоюзов (КПП). Среди демон-
странтов было много женщин, молодежи и
демобилизованных солдат. Демонстрация
проходила под лозунгом немедленного при-
нятия конгрессом законопроекта о полной

на
площадь в организованном порядке со зна-
менами и плакатами, выражающими требо-
вания, чтобы конгрессе принял законопроек-
ты об обеспечении полной занятости рабо-
чей силы, повышении заработной платы и
пособий по безработице. Выдвигалось так-
же требование к губернатору штата Нью-
Йорк Дьюи о немедленном созыве законо-
принятия

закона о повышении пособий по. _безрабо-

На площади состоялся митинг, на KOTO-

Ратификация. филиппинским сенатом
устава 0б’единенных ‘наций

НЬЮ-ЙОРК, `29 августа. (ТАСС). Ma-

нильский корреспондент агентства Ассо-
шиэйтед пресс. сообщает, что  филиппин-
ский сенат единогласно ратифицировал

устав Об’единенных наций.

Де Голль вернулся в Париж

ПАРИЖ, 31 августа. (ТАСС). Как пере-

а ы

Закрытие иранской газеты.

союза моряков Каррен. Во

‘но создают’ безработицу в стране, являю-

тии).

ром - председательствовал лидер. проф-
вступительной

речи Каррен заявил, что крупные промыш-
ленники в Соединенных Штатах умышлен-

щуюся частью их общего плана разгрома

ee

К вопросу о деятельности  англо-американских

СУББОТА, 1 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 206 (8816)

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Румынская газета о раскрытии
в Румынии двух
  террористических организаций

уста. (ТАСС). (Задер-
газеты опубликовали

ного департамента США

дипломатических
США и Финляндией

Финляндией. В результате благоприятного
ответа, полученного от финского правитель-
ства, ‘дипломатические отношения между
Соединенными Штатами и Финляндией вос-
станавливаются в ПОЛНОЧЬ 31 августа 1945
года. С этого. момента американская миссия
в Хельсинки будет функционировать одно-
временно как дипломатическое представи-
тельство и как консульство. Первый сек-
ретарь миссии Халли будет временно. испол-
нять обязанности поверенного в делах до
назначения посланника».

БУХАРЕСТ, 239 авг
жано доставкой). Все < :
сообщение о раскрытии полищией B Буха-
ресте двух террористических организаций,
ставивших своей целью свержение суще-
ствуюшего в Румынии демократического
режима,

Газета «Универсул» в связи с этим пи-
шет: «Генеральная дирекция полиции, п9-
лучив сведения о существовании террори-
стических организаций, имевших Целью
свержение демократического режима в
стране, арестовала 24 июля студента юри-
дического факультета Траяна Испас. Про-
иэведенное расследование установило су-
ществование двух организаций, имеющих
внешне различный характер, но находив-
шихся между собой в тесной связи.

Первая организация, возглавляемая Мир-
чей Штефановичем, носила название «Сво-
бодная молодежь» и вела якобы безобид-
ную деятельность, выпуская различные
излания демократического’ характера. Под
этой маской скрызалась подпольная антя-
демократическая деятельность этой орга-
низации. Вторая организация подпольного
характера, носившая название «Организация
«Т», возглавлялась адвокатом Ремосом Це-
цу. Расследованием установлено, что Ште-
фанович имел тесные связи с Лаурой Сауле-
ску и Раду Кампяну из национал-либераль-
ной партии Братиану и < профессором Исаа-
ком Виктор из национал-царанистской пар-
тии Маниу. При обысках, произведенных на
квартирах у Штефановича, Теодосиу, Енако-
вич, Дрон и других террористов, были най-
е дены листовки фашистского характера, про-
тивсречащие целям, которые формально
пропагандировала организация «Свободная
молодежь». В этих листовках содержались
призывы, которые угрожали безопасности

IX комитетов

настоящее время. Это решение, принятое
совместно тремя правительствами, должно,
по их мнению, обеспечить отсутствие про-
валов в совместном урегулировании раз-
личных, не терпящих отлагательства крити-
ческих вопросов снабжения. Было’ решено
также пересмотреть проделанную этими
комитетами работу для Toro, чтобы уста-
новить, необходимо ли в дальнейшем со-
  хранить их деятельность. ;

профсоюзов в Нью-Йорке

Нью-Морк к 1 сентября достигнет 600 ты-
сяч. Он сообщил, что такие же демонстра-
ции проводятся одновременно в Буффало,
Рочестере и семи других городах штата
Нью-Йорк. :
Рут Юнг сообщила, что только в район
Нью-Йорка в течение одной недели после
капитуляции Японии ‚ потеряли работу 50
тыс. членов профсоюза электриков.
Квилл заявил, что американские рабочие ОВО
не ‘позволят промышленникам разгромить “Ч. теь газета указывает, что на основе
рабочее движение. Они используют свои ЭР показаний и произведенных обысков уста-
ганизации для руководства безработными В once, ae : руководитель организации
АЕ ee «Свободная молодежь» Штефанович редак-
Член конгресса Селлер сказал, что, если тировал, размножал и распространял ли-
частные предприниматели не смогут предо- стовки. поизывающие к созданию «центроз
ставить работу, тогда должно вмешаться сопротивления», и пытался организовать
правительство Соединенных Штатов. Селлер   т одпольную  раднопередаточную станцию.
предложил рабочим продолжать выступать  Он распространял также орган «Организа-
с требованиями принятия законопроекта 09  ции «Т» «Вапаия» и вербовал членов в эту
полной занятости населения и других Зако-   организацию.
нопроектов, касающихся рабочих. Доказана такого же рода деятельность
Маркантонио резко выступил против ре-  генерального директора организации «Сво-`
акционеров, которые утверждают, будто бодная молодежь» Теодосиу — племяяни-
«победа пришла очень скоро и поэтому кон-  ка бывшего премьера Радеску. Теодосиу
гресс не успел подготовиться к проведению служил агентом связи между Радеску И
необходимого законодательства о реконвер-  организацией, редактировал и распростра-
сии» (переводе промышленности на мирное  нял листок «Вапаня».
производство). Маркантонио призывал аме-  «Деятельность организации «Свободная

американского рабочего движения. Каррен
указал, что губернатор Дьюи через два дня
после об’явления .Японией-о своей капиту-
ляции отменил созыв. специальной сессии
законодательного‘ собрания, которая должна
была рассмотреть вопрос о помощи безрз-
ботным в период нынешнего кризиса.

С речами выступили секретарь центра
КИП штата Нью-Йорк Гарно,.вице-предсела-

дает: агентство Франс пресс, пенерал  тель профсоюза рабочих-электриков Рут
де Голль возвратился вчера в Париж из Юнг, член профсоюза работников ресторанов
своей поездки в ‘Америку. негр. Коллинс, ‚председатель ‚профсоюза

транспортников Квилл, члены конгресса от
штата Нью-Йорк Селлер (демократ) и Мар-
кантонио (член американской рабочей пар-

Е

указал, что, согласно официальным

Гарно
в штате

‚ ТЕГЕРАН, 31 августа. (ТАСС). 99 ав-
густа была закрыта газета «Демавенд»
(«Ферман»): Таким образом, запрещены
почти все ‘газеты, входившие в об\единение
«Фронт свободы». a% ra

Преследование демократических
организаций в Иране

ТЕГЕРАН, 31 августа. (ТАСС). В ночь
на 29 августа по приказу военного губер-
натора у всех клубов и зданий Народной
партии и профсоюзов. в Тегеране были. вы-
стазлены патрули. У центральных клубов
постоянно находится примерно по сотне
солдат, среди которых есть полицейские и
жандармы. В здания никто не пропускает-

заявлениям, число безработных

ty @ or += 9 в +

Пожар на верфях
в Сан-Франциско

По сообщению радио Сан-Франциско, на
судостроительных верфях Кайзера большим
пожаром уничтожено 6 новых судов типа
«Виктори» и военных транспортов, которые
были совершенно закончены и на которых
осталось только закончить установку 0б0-
рудования. Убытки, причиненные пожаром,
составляют 3 млн. долларов:

ся. В помешении клуба Народной партии,
находящемся протиз тегеранского вокзала,
полиция установила пулеметы. Несмотря на
это, большая группа. рабочих и интеллиген-
ции проникла в клуб. Столкновения не
произошло, но были арестованы’ пять ра-
бочих, из которых трое были освобожде-
ны в тот же день. Около многих тегеран-
ских фабрик — ‘усиленные отряды’ солдат,
Так, у цементного завода постоянно. нахо-
дятся 30 — 40 человек.

К выборам в Учредительное собрание”
в. Югославии

БЕЛГРАД, 31 августа. (ТАСС). Как пе-
редзет белградекое радио, на сегодняшнем
заседании‘ Временной народной скупщины
демократической федеративной Югославии
было принято решение о том, что* выборы
в Учредительное собрание состоятся 11 но-
ября 1945 года. я

ЮГОСЛАВСКИЕ
ЗАРИСОВКИ

крыты бархатистой зеленью гор, лежит один
из древнейших славянских городов, неболь-
шой и уютный город Любляна — админи-
стративный центр Словении. В городе, рас-
тянувшемся по ущелью, можно найти древ-
нейшие замки, воздвигнутые в одиннадца-
том столетии,—крепостные стены замков за-
росли мхом и кустарником; памятники, над-
писи на которых стерли ветры и бури; гра-
нитные мосты, перекинутые через бурные
горные потоки, вырвавшиеся в ущелье.
Здесь же вы найдете заводы, построенные
уже в наш век, и массивные корпуса новых
зданий, например, отеля «Слон», гостепри-
имно принявшего нас. -К городу как бы при-
жимались вершины альпийских гор, круже-
ва легких туч обнимали их макушки, а по
розовому снегу играли солнечные блики.

Много очаровательных уголков мы пови-
дали в Югославии. Но нас поражали“ не
столько прелесть пейзажей, сколько лю-
ли сегодняшней Югославии, ‘люди, вырос-
шие из народа, выкованные в борьбе. В чи-
сле наших гидов в Любляне были две. мо-
лоленькие скромные девушки.‘’Одну звали
Еленой, другую несколько оригинально —
Боже.

— Есть у вас в России женские журна-
лы? — допытывалась Елена. — Что в жур-
налах печатают? Только общеполитические
статьи или есть и рассказы, уроки по кули-
нарии и вышиванию, даются новые моды?

Девушка Боже была более конкретной.
Она спрашивала:

— Ваш редакт 3 читает вначале рукопись,
или знакомится с материалом по гранке, или,
может, просматривает только страницы уже
набранной газеты?

Я в меру своих познаний старался быть
щедрым в пояснениях, думая, что тем уло-
влетворяю простое женское любопытство на-
ших спутниц, которые почему-то хотят при-
общиться к журналистскому труду. Но
вскоре выяснилось, что обе наши спутницы—

редакторы: Елена редактирует женскую
газету, а Боже — профсоюзную «Рабочее
единство». Елена— в прошлом сельская

учительница. Боже — работница  текстиль-
ной фабрики. Обе девушки, конечно, были
партизанками, в армии Тито вели культур-

+) Ом. «Известия» от 22, 25 u 30` августа.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5.
Советского строилельства—К 3-08-77; Пропаганды—К 5-

4. Люди из народа*

На дне глубокой чаши, края которой по-

но-просветительную работу, а после 9 мая
1945 года, когда Любляна была освобожде-
на от оккупантов, девушкам поручили со-
вершенно новые для них и крайне ответ-
ственные обязанности.

— Вначале, конечно, было очень труд-
но, — рассказывает Боже. — Я понятия не
имела, что такое статья, гранка, верстка, во-
обще, как делается газета. А сейчас как
будто вошла в курс дела, работаю с увле-
чением. У меня все сотрудники — из парти-
зан, честные, добросовестные, энергичные
люди.

Секретарь Единого Народного фронта Во-
еводины Жарко Веселинов рассказывал:

— Когда к нам пришли немцы, мы пюня-
ли—немцы или усташи убьют нас. Надо бы-
ло бежать—лучше погибнуть при побеге, чем
лежа ждать смерти. В камере нас было три-
ццать два человека. По очереди мы стали
рыть тоннель. Трудились долго и. упорно.
А в одну ночь ушли. Побег был организо-
ван на редкость удачно. Конечно, все ушли
в ‘Партизаны. Живых нас осталось восемь
человек, остальные в боях пали смертью
храбрых.

Мы подробно записывали рассказ Жарко
Веселинова. Он заметил это и, как бы ста-
раясь отвлечь наше внимание от себя, ука-
зал на одного из местных руководителей —
человека средних лет, стоявшего у шкафа и
так же, как и мы, внимательно слушавшего
биографию Жарко. :

— Познакомьтесь, — сказал Веселинов. —
Профессиональный священник Bexrp Ker
Жига. В тяжелые дни для Воеводины он
ушел с народом в партизаны. Дрался за на-
род, за его идеи, завоевал искреннее уваже-
ние народа... Теперь он редактор ежеднев-
ной венгерской газеты, издаюшейся Народ-
ным фронтом.

Кег Жигу немного @мутила такая. похва-
ла, но, оправившись, он включился в нашу
беседу. Мы с удовольствием пожали руку
своему новому коллеге.

За дни своего незабываемого путешествия
пою гостеприимной Югославии мы встречали
много людей, вышедших из гущи народных
масс и ставших ныне у горнила новой Юго-
славии: Одним из руководителей крупней-
шего вагоностроительного завода в Броде
стал отважный партизан Чуг. Работница-
партизанка Цази стала директором тек-

3-20; Литературы и

Б 15570.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова. Пушкинская плошадь, ‘5

стильной . фабрики «Ивач». Во главе шахт
в хорватском загорье стоят, бывшие. квали-
фицированные рабочие шахт. Они энергично
восстанавливают варварски разрушенное хо-
зяйство шахт, налаживают добычу угля.

В Загребе мы были приняты председате-
лем хорватского народного парламента —
Владимиром Надзором. Об этом человеке мы
многое уже слышали. Известный хорватский
поэт, автор многих книг и стихов, переве-
денных на европейские языки, в том числе
и на русский, ушел в отряды Тито в возра-
сте семидесяти лет, стойко переносил суро-
вую партизанскую жизнь, был в освободи-
тельной армии «агитатором, горланом-гла-
варем», голос которого могучим эхом отда-
вался в горных ушельях страны и ззенел,
как призывный набат. Мы с большим волне-
нием ехали по роскошным зеленым приго-
ролам Загреба к дому, .B котором живет
Надзор. Навстречу нам вышел высокий,
стройный; седой, с бородкой клинушком,
бодрый и жизнерадостный челозек. Просто-
та и задущшевность, с когорой встретил нас
Надзор, с первых же слов придали непри-
нужденность всей беседе. ‘

— Очень рад, очень‘ рад! — заговорил
поэт и государственный деятель. — Побы-
вайте в наших краях. В Далмацию, к морю
обязательно с’ездите. Места-то какие! А на-
род, нарол наш — удивленье! .

Во внешности Надзора многое от Чехова.
Чехов был врачом. Надзор был учителем—
преподавал математику и физику.

— Но^лне выдержал, — вспоминает Над-
зор. — Всю жизнь болел стихами. И вот стал
писать, бросив учительство. Эта болезнь
стала хронической, продолжается и сейчас.

Владимир Надзор родился у моря, в Дал-
мации. Там у него было небольшое именье.
Там он в 1905 году—сорок лет назад—на-
писал первую книгу стихов «Славянские ле-
генды». Среди этих легенд, между прочим,
была легенда об Илье-Муромце — русском
богатыре. :

— Через сорок лет моя легенда, донесен-
ная до югославского народа, стала явью, —
говорит Надзор. — Илья-Муромец через. го-
ры и реки богатырской походкой пришел к
нам, протянул нам свою крепкую руку по-
мощи и освободил югославский народ.

— В какой партии вы состоите? — спра-
шивает Надзора. один иностранный коррес-
пондент.

— В партии я‘не состоял и не состою.
Я патриот своей родины; — отвечает Нал-
зор. —Я сторонник братекого содружества
славянских народов. Несмотря“на` то, Что в

старой Югославии нас все время поворачи-
вали на запад, к Германии, я сам внутренне
всегда тянулся к славянским народам. В пол-
линниках я читал Достоевского и Горького,
Толстого и Чехова. Я не мог согласиться с
режимом старой Югославии, когда король
со своей свитой эксплоатировали наролы,
ничего не сделав для них. Я уверен, что но-
вая Югославия во главе с маршалом Тито
будет тем, о чем я мечтал всю жизнь, —сво-
болной, братски сплоченной, сильной и про-
цветающей страной. :

— Почему вы в таком возрасте и при ва-
шем положении ушли. в партизаны? — до-
пытывается все тот же корреспондент.

— Я не мог перенести павеличского ре-
жима, не мог жить в ТОЙ «независимой» хор-
ватской державе, которая была не чем иным,
как придатком. Германия, — резким, звонким
голосом отвечает Надзор. — Мне было фи-
знчески трудно. Зимой через горы я добрал-
ся до главного штаба. Я провел с партиза-
нами все дни радости побед и дни тяжелых
карательных экспедиций. Я в семьлесят лет
взобрался на коня и полтора года ездил без
остановки. Признаюсь вам, сейчас я больше
всего на свете не люблю коней. У меня все
болело и ныло, но я никому об этом не го-
ворил. Я ‘видел, что переживает нарол. На-
до было поддерживать народ морально.
Я ‘писал стихи, выступал на собраниях.
Я был с ‘народом, с армией Тито я пришел
и в Загреб.

Дза часа длилась приятная беседа с Вла-
димиром  Надзором. Он показал: нам свои
последние книги—его партизанские дневни-
ки. роскошно изданные, и сборник его ре-
чей и выступлений в партизанских отрядах
и деревнях, среди народа. Уходя от Надзо-

Шестина.

ра, мы уносили чувство огромного ‘уважения   тельствах».
к этому чистому человеку, отлавшему свой
огромный талант на службу нарсду. От Над-
зора мы поехали в хорватскую деревню
Был воскресный ^ праздничный

риканских рабочих поддерживать освободи-   молодежь», пишет далее газета «Уни-
тельное и рабочее движение в освобожден-   версул», — тесно сочеталась с работой ор-
ных странах. Он отметил, что именно те Ли-   ганизации, которую возглавлял адвокат
ца, которые проявляют реакционные тенден- Цецу. Эта организация была создана в ап-
ции во внешней политике, создают безра-  реле 1945 года. Члены этой организации
ботицу и нищету в Соединенных Штатах. ставили своей целью террор против пра-

Участники демонстрации одобрили резо-   вительства. Цецу признал, что он получал
люции с требованиями к конгрессу о при-  инструкции от генерала Радеску. Редакти-
нятии законов о полной занятости населе-   руемыи Цецу листок «Вапаия» печатался

ния и к губернатору Дьюи о немедленном   тиражом в 1.500—2.000 экземпляров на
созыве законодательного собрания штата том же самом станке, на котором печата-
для принятия мер ло оказанию помоши без-   Лись, декларации Маниу. В этом подполь-

ном листке Цецу призывал членов орга-
ия от  низации запасаться оружием. Целью этой
подпольной организации было устранение
членов правительства и деятелей румын-
ской общественности. Организация стреми-
лась создать «центры сопротивления» з

работным.

На митинге были оглашены приветств
различных деятелей, в том числе от сена-
тора-демократа Килгора, мэра Нью-Йорка
Лагардиа и др.

; стране и организовать две подпольных
с радиостанции».
Закон о земельной Из всех показаний, по словам. газеты

«Универсул», явствует, что руководителем
обенх организаций являлся генерал Радес-
Как  ку. Он поддерживал связь с «Организа-
цией «Т» через Адриану Жоржеску и с
организацией «Свободная молодежь».
«Нам известно, — пишет газета, — что
о существовании двух террористических
организаций знали Маниу, Дину Братиану,
Константин (Бебе) Братиану, Жорж Бра-

реформе в Албании

БЕЛГРАД, 31 августа. (ТАСС).
передает Албанское телеграфное агентство,
президиум Антифашистской ассамблеи на-
ционального освобождения Албании принял
закон о земельной реформе. Президиум
принял также законы о помощи семьям,
пострадавшим ‘от германской оккупации, ©

а Ба но-олибоде:   29% профессор Даниелополь, Михаил

п а KOTO Фаркашану, члены  национал-либеральной
wk My, a

г: . партии Манчулеску, Мамцану, Чернозяну,

рых погибли в борьбе за освобождение лен цационал-царанистской партии про-

СТРАНЫ. фессор Виктор».

В етом РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер в Осло передает,
что на возобновившемся сегодня после пе-
рерыва суде по делу Квислинга выступил
с. речью общественный обвинитель ШЬедт.

Перед речью обвинителя Квислинг раз-
разился жалобами на дурное обращение с
ним. Он выразил недовольство тем, что в

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 1 сентября 1945 г. :

тюрьме он потерял в весе. Судья заметил на  Наименование валюты Рубли
это, что с пленными в концентрационных Доллары СПТА за 1 5.30
лагерях по всей Норвегии квислинговская oe оао ва а
6 aed Sacer cae гипетские фунты за 1 21.91
полиция обращал. уже. Австралийские фунты за 1 17.06
Общественный обвинитель указал, что, а ae 1 an

a ры за 5.34,
согласно показаниям свидетелей, Квислинг  ТЛьедские ооНЕ 58 100 196 10
вел еще до германского вторжения в Нор- Южно-африканские фунты за 1 21.23

вегию предательские переговоры с немцами.
Квислинг сотрудничал с врагом в годы ок-
купации. «Подсудимый, —заявил Шьедт,—
виновен в самой невероятной в истории Нор-  БОЛЬШОЙ ТЕАТР
вегии государственной измене». Квислинг не   2». Нач, в 7.30 веч.

Государственный банк ООСР,
Управление Иностранных Операций,

1/IX «Лебединое озе-

только помогал немцам в их агресзии про-  ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — VIX

тив Норвегии, а фактически подстрекал их  “Исковитянка». Нач. в 7.30 веч.

напасть на Норвегию, чтобы осуществить   _ м ТЕАТР — 1ЛХ «Нигмалион». Нач, в
Г. веч. ,

свою мечту и сделаться норвежским «фю-
рером».

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА
нитьба Белугина». Нач. в 7.30 веч.

ГОСТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ул. Горь-

VIX «Же-

Клика Арцишевского мешает кого. пер. Садовских, 19) — Х открытие
сезона — «Много шума из ничего», Нач, в
возвращению ‘польских солдат 7.30 веч.

_и офицеров на родину МОСК. ГОО. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
a СОМОЛА (ул. Чехова, 6) — 1ИХ открытие се-

зона — «Месяц в деревне». Нач. в 1.30 веч.

пондент газеты «Манчестер гардиан», за-  ГОС. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Откры-
8 ‘ тие сезона — 4/1Х «Раскинулось море птироко».

нимающийся польскими делами, сообщает,   Отирыяь предварительная продажа билетов.

что, по сведениям, полученным польскими

правительственными кругами в Лондоне, РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

клика Арцишевского оказывает нажим на
польских солдат и особенно на офицеров,

пренятствуя их возвращению на родину.
По словам корреспондента, польским   ини, И о а о
офицерам в Англии «власти» Арцишевско- ее»
го дают подписывать следующее заявлеё-
ние: «Я заявляю, что я не поддерживаю
никаких отношений с военными или граж-
данскими представителями вновь создан-
ного варшавского правительства и что я не
заявлял о своей готовности сотрудничать с
этими властями. Я не выражаю желания
вернуться в Польшу при нынешних обстоя-

на 1 сентября 1945 г.

«БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ», «ПАРАД
ПОБЕДЫ» — Метрополь, Ударник. :
«ФЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО» — Метрополь.

ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
при СНК ОССР
В Лекционном зале (Большая аудитория
Политехнического музея) СОСбТОЯТСЯ
ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ:
3$ сентября 1945 года

Кандидата военных наук подполковника
Г. П. Мещерякова на тему:

«ПОРТ-АРТУР».

5 сентября 1945 года
Генерал-лейтенанла П. Г. Ярчевского на тему:

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР ВОЙНЫ

Краткие сообщения

вечер. Ярко разодетый народ кружился в
стремительных коло. Широко лились лесни.
Нас быстро вовлекли в это наролное торже-
ство. Мы вместе с хорватками ‘плясали ко-
ло, учились сложным коленцам и подпевали

повторяющиеся рефрены к партизанским ча-
`стушкам. т

@ Как передает лондонское радио, штаб
английского командования в Германии

арестован быв. статс-секретарь германско-

об’явил, что в английской зоне оккупации

И ОПЕРАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ»,

Е 6$ сентября 1945 года
Кинооператора. „спец, корр. «Известий»
Р. Л. Кармен на тему:

«АЛБАНИЯ» (встречи. и впечатления).
7 сентября 1945 года

В черном небе высыпалилкрупные, ‘ясные

звезлы. Народ торжествовал,
радовался новой‘ жизни. °

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корр. «Известий».

веселился

Иносгранного — К 3-91-05;

Писем —

Телефоны отделов редакции: Для справок—К 3-25-
искусства—К 0-51-27;

17; :
K 3-75-17;

Художественного — К 5-36-58.

Военного—К 5-68-59 и К 3-39-10; Информа ционного—К 4-72-3
Издательство — К 1-42-88, К

Проф. Л. t Bate Ta ‘
го. министерства пропаганды, руководитель won tee Я. Зиман на тему:
дв 3 9 внно-промъииленне база
гитлеровской печати Отто Дитрих. германского им периалиама)._
i < Французское ‘радио сообщает, что 8 Начало лекций в 8 часов вечера. Билеты
после 62-mecaunoro отсутствия во Францию BPOnMOTEA в кассе Лекционного зала
Г у ранц (Проезд Политехнического музея, под’езд

вернулся крейсер «Жанна д’Арк». Кроме
экипажа, на борту крейсера прибыли на
родину 600 французских моряков:

ih в кассе Октябрьского зала Дома союзов
3 (Пушкинская ул., д. 1, под’езд 9) и во всех

9 отделениях Центральной театральной каесы.

Экономического—К 5-58-35 им K 3-76-06; Сельского хозяйства К 5-76-11;
> & <. О ” - Е : В
5-06. Приём об явлений в Москве—К 5-14-38, в Ленинграде—36-78.

т:
4-7