Человек, идущий по этому переулку,
мот подумать, что весь горед состоят из
детей, при чем преимущественно из
маленьких девочек с косичками.

Шли и старшие, но они были менее
заметны. На маленьких смотрели Bee.
Наступил тот самый день, который каж-
дый человек вепоминает потом с неж-
ностью и глаза его становятея задумчи-
выми, как если бы он вепомнил всю
жизнь. Наступил первый день нового
учебного года, день, когда многие дети
перостунают. порог школы впервые.

Таких детей можно узнать сразу. Не
только по: росту, — нет. Их можно
узнать по осанке, по важности в поход-
ке. Их можно узнать также и’ по беспо-
хойному блеску в глазах родителей, ша-
гающих рядом.

Родители волнуются, — пожалуй, да-
же. больше, чем дети. День, когда твой
ребенок впервые идет в школу, — это
одна из самых заветных дат. Она стоит
рядом с большими событиями человече-
ской жизни. Ребенок вступает в новую
пору своего существования. Вот он идет
рядом, ты одна держишь его руку. Но
уже видны впереди новые друзья, кни-
ги, интересы, иные люди, которые будут
направлять ребенка, видны экзамены,
аттестат зрелости, день, когда он закон-
чит школу... Перейден большой и важ-
ный рубеж. Это не только начало ново-
то учебного года. Это — начало новой
жизни.

Мать идет рядом с маленькой шкоаль-
ницей и на щеках у нее пылают алые
пятна. Она волнуется. Она. настолько
волнуется, что на вопрос педагога, в ка-
кой класс идет ее ребенок, отвечает так:

—- А или ве. Леночка, ты a? — pac-
терянно спрантивает она дочь.—_Или ве?

Здесь можно увидеть маль с погонами
капитана, с орденами на груди. Можно
увидеть отца, неловко шагающего, в за-
стенчивой улыбкой на загорелом лице,
изобличающем в нем отпускника. Идет и
бабушка, с детским любопытотвом взи-
рающая на пеструю вереницу, устремив-
шуюся к школе, на педагогов, на гир-
лянды цветов.

Наступает час прощания, — и дети
исчезают в большом прохладном вести-
бюле. Родители прощаются с ними так,
как будто расстаются по крайней мере
на десять лет. Некоторое время они еще
глядят вслед детям. Потом медленно ухо-
AGT. :

И мир школы открывается перед деть-
ми, как первая страница большой книги,

Высокие ‘корилоры и классы, и карты
на стенах, и черная классная доска, на
которой возникает первое слово, напи-
санное рукой ученика. Школьные това-
рищи. Целый класс незнакомых девочек,
с которыми ты будешь видеться каждый
день. Директор школы, некая верховная

#й день

хогучая сита... Маленькая девочка’ дер-
жит в руках букет, принесенный ею для
директора.

— Дорогая Нина’ Александровна! —на-
чинает она приготовленную дома, речь. —
Дорогая Нина Александровна! — повто-
ряет она уже дрожалщим голосом, понимая,
что вее забыла. Пауза— А, ну тебя! —
вдруг говорит она с отчаянием и реши-
тельно протягивает свой букет, так и не
вспомнив больше ни одного слова.

В класс входит учительница, —и весь
класс глядит на нее. Какая она, добрая,
сердитая, строгая? Девочки смотрят на
учительницу, они видят мягкое, умное ли-
HO, добрые глаза, седые волосы. Она 0б-
ралщается к ним с первым’ словом, первой
речью, —и вот они уже вступают в новый
мир, полный цифр и букв, открытий, O0-
гатетв, мир знаний.

В этот день в школу пришли и старше-
классники. Пришли и те, кому предетоит
весной сдавать экзамен на аттестат зре-
лости. Деслтый класс — почти взрослые
девушки! Но взволнованы и они. Новый
учебный год полон для них 060бой серь-
езности, особого значения. Они по-на-
стеящему ощутили чувство ответетвенно-
сти. Ачтестат зрелоети,—это уже не буд-
ничная школьная отметка, то, что меняет-
ся, уходит, иногда забывается. Аттестал
зрелости—это оценка всего твоего труда,
итог этого труда, оценка всей твоей жиз-
ни, прожитой в этих стенах с той поры,
когда ты впервые перешагнул школьный
порог.

За время каникул произошли большие
события. У многих из этих девочек вер-
нулись с фронта отцы. Семья стала. дру-
гой, в нее снова вошел хозяин, глава. На-
ступил, наконец, день возвращения, день,
которого ждали так долго и так терпеливо.

Это первый мирный учебный год после
четырех лет, когда страна была занята
тяжким и доблестным воинским трудом.

В классах идет первый урок. Вак всег-
да, он овеян легкой робостью. Десятиклас-
вницы собирают свси знания, приводят их
в систему, оглядываются назад. Они отве-
чатот сосредоточенно и серьезно. В новый
учебный год они входят с большим ба-
гажом. Все должно быть при них, все на-
копленные знания, —только будучи по-на-
стоящему вооруженными, они могут уве-
ренно начать учебный год.

Наконец, первый школьный лень под-
ходит к концу. Двери распахиваются, ко-
ридоры заполнены школьницами; малень-
кие стараютел держать себя чинно, они ©
любопытством поглядывают на  старше-
классниц, пытаясь подражать этим испы-
танным и закаленным рсетеранам. Можно
uTTH домой, —и дети бегут вниз по широ-
кой лестнице...

Татьяна ТЭСС.

AELULCALU ALTA ETET ENT

Занятия в школах начались

Москва

Вчера, 1 сентября, начались занятия
во всех классах начальных и средних
школ Москвы.

Во всех школах детей встречали пред-
ставители районных партийных органи-
заций, райисполкомов и шефотвующих
предприятий. Перед началом занятий
были проведены беседы с новичками. Им
об’ясняли правила внутреннего распоряд-
ка, знакомили их с класспыми помеще-
ниями, кабинетами. Во многих школах, в

Ленинрад

В 8 час. 55 мин. утра прозвенел зво-
нок. Спустя несколько минут стало тихо
в заново окрашенных масляной краской
коридорах 175-й женской школы Смоль-
нинского района. Внимательно велуптива-
лись ученицы в слова учителя. Во втором
классе первым сегодня был урок арифме-
тики, в третьем — русского языка, в
четвертом — пение, в шестом — история,
в десятом — физика. Листки бумаги, те-
тради и карандаши были заранее приго-
товлены и для самых маленьких детей —
семилеток, первый раз пришедших в
школу.

частности, в школе № 352 Бауманского
района, № 423 Молотовского района и
других, шефствующие организации и
предприятия преподнесли ребятам подар-
ки —— чернильницы, пеналы, портфели,
ученические сумки, сладости.

В первый день школьных занятий на-
родный комиссар просвещения РСФСР
В. П. Потемкин посетил женскую сред-
нюю школу № 175 Свердловского района
Москвы.

‚

`После окончания занятий школьницы
организованно пошли в свою столовую,
где для них был приготовлен вкусный го-
рячий завтрак. Дети славных защитни-
ков родины обеспечены бесплатным пита-
нием.

Четыре года не было занятий в 243-й
женской средней школе. Пострадавшее
при бомбардировках и обетрелах здание
заново отделано, Сегодня здесь, каки в
десятках других  восетановленных в
этом году школ, началиеь занятия.

1 сентября. (По телефону от корр. <Из-
вестий»).

Я ж1юрод

На фронтоне большого дома по Октябрь-
ской улице висит плакат: «Добро пожало-
вать, дети, в советскую школу». Эти про-
сотые слова, уже обычные в наших городах,
приобретают здесь глубокий смысл. Дети
Ужгорода, древней столицы Закарпатья,
впервые за всю многовековую историю
края пришли в советскую школу. Вот
почему сегодня здесь так торжественно и
празднично.

Директор школы Петрусь горячо по-
здравил детей с началом занятий в но-
вой, советской школе.

В советских школах Ужгорода начался
первый учебный год. К этому большому
событию здесь готовились серьезно н

ИАИНИНАННТИНА

тщательно. Учителя изучали новую про-
грамму, знакомились с методами препо-
давания в советекой школе. В этом им
оказал большую помощь Наркомпрое Ук-
раины: сюда были присланы из Киева
опытные специалисты, преподаватели.
научные работники.

Сегодня в Ужгороде гостеприимно от-
крыли двери 15 школ. За парты село око-
ло б тысяч школьников. Раньше в шко-
лах преподавание велоеь на мадьярском
языке. Теперь дети впервые получили
возможность учиться на своем родном
украинском языке.

1 сентября. (ТАСС).

_ В ВЦСПС

Участие профорганизаций в п

(мобилизации) молодежи в ремесленные,

роведении очередного призыва
железнодорожные

училища и школы ФЗО

С 15 сентября по. 15 ноября 1945 года
проводится‘очередной призыв (мобилизация)
городской и сельской молодежи в ремеслен-
ные, железнодорожные училища и школы
фабрично-заводского обучения. Секрета-
риат ВЦСПС предложил профсоюзным ор-
ганизациям оказать всемерную помошь ис-
полнительным комитетам Советов депуга-
тов трудящихся и управлениям трудовых ре-
зервов в проведении этого мероприятия. Не-
обходимо создать для призываемой молоде-
жи все учебно-производетвенные и куль-
турно-бытовые условия.

Профсоюзы должны раз’яснить важное
значение подготовки государственных Tpy-
довых резервов для обеспечения народного
хозяйства квалифицированными рабочими и
рабочими массовых профессий. В городские
и районные комиссии по проведению призы-
ва выделяются представители профсоюзных
организаций. Профсоюзы совместно с управ-
лениями трудовых резервов обязаны прове-
рить готовность школ и училищ к приему
призываемой молодежи. Особое внимание
следует обратить на проведение ремонта,

оборудование общежитий, учебных поме-
щений и столовых, завоз топлива.

Профсоюзные организации должны обес-
печить в клубах, дворцах культуры и биб-
лиотеках культурное обслуживание моло-
дежи, принятой в ремесленные и железно-
дорожные училиша и щколы ФЗО, усилить
общественный контроль над работой сто-
ловых, в которых питаются учащиеся.

ЦК профсоюза работников медико-сани-
тарного труда предложено оказать помошь
комиссиям по призыву в организации меди-
цинского осмотра призываемой молодежи и
медицинского обслуживания ‘учащихся, ЦК
профсоюзов рабочих железных порог й ра-
бочих речного транспорта— установить на-
блюдение за своевременным › предоставле-
нием вагонов и судов, предназначенных для
переезда молодежи к месту учебы.

ЦК профсоюза рабочих швейной промыш-
ленности поручено следить за выполнением
заказов на пошивку рабочего и выходного
обмундировання для учащихся.

(ТАСС).

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ECCP
Br a ecm ee er ener een

———————eE=~~